ПК 4.3
материал
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающая технология обучения | 36.71 КБ |
Технология проблемного обучения | 15.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит ему
долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и
укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего
детства.
Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной
особенностью всей образовательной системы.
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений
деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные
технологии.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и
духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам
обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый
образ жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии как
составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально
взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов
обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его
здоровья.
«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного
из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья
– в качестве приоритетного направления деятельности образовательного
учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным
образовательным стандартам общего образования (МНО РФ.Москва, 2011))
Технология – это системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей
задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все
направления деятельности учреждения образования по формированию,
сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в
школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик
обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в
соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической
нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и
рационально организованный двигательный режим.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить
национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша
новая школа».
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья
учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете
внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся,
формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных
технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и
воспитания как современные, так и традиционные.
Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения используются основные средства обучения: средства
двигательной направленности; оздоровительные силы природы;
гигиенические.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- отсутствие назидательности и авторитарности
- элементы индивидуализации обучения
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- интерес к учебе, желание идти на занятия
- наличие физкультминуток
- наличие гигиенического контроля.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,
нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он
живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,
т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени
его бодрствования. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый
школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников
отмечаются функциональные отклонения.
Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих
технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения
здоровьесбережения своих воспитанников.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и
практический материал по обеспечению здоровья школьников в
образовательном процессе на уроке.
Современный здоровьесберегающий урок любого учителяпредметника разнообразен.
Урок, считаю, главное поле реализации здоровьесберегающих
образовательных технологий. Включение в урок специальных методических
приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи и не требует
больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала.
Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?
Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен:
Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ
жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им,
что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
- выполнение требований СанПиН
- соблюдение этапов урок
- использование методов групповой работы
- использование интерактивных методов
Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
- оптимальная плотность урока
- индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени
- чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.
- оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Какова же «Структура современного здоровьесберегающего
урока»?
У каждого учителя свои методы, приемы.
Проверка домашнего задания (построена как рефлексия (что было трудно легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.
Основная часть формулирует новые представления (это наиболее
информативная часть урока).
Заключительная часть используется для закрепления.
Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта.
Важное условие урока - это создание положительной психологической
атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
В своей педагогической деятельности использую следующие
здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого
возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям.
Нельзя забывать о гигиенических условиях проведения урока, которые
влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Они выделены в
рекомендациях по проведению урока:
- Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать
норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения
класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых
раздражителей)
- Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся,
письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных
пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач)
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов
учебной деятельности – 7-10 минут.
- Количество видов преподавания (словесный, наглядный,
самостоятельная работа) должно быть не менее трех.
- На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые
соответствовали бы видам работы.
- Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки,
минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких
упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация:
оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция
внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от
активности, интерес к изучаемому материалу.
Динамические игры и паузы
Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов
считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче
мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе,
покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические
коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что
неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю
динамические игры и паузы, которые хорошо развивают
психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают
функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Фронтальная работа Метод: словесный | Приветствие Приветствую учеников, представляюсь им. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диана Аргинасовна. Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Улыбнитесь, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. | Готовят рабочее место Приветствуют учителя. Садятся на свои места. | Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; М: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом К: умение переключать вид деятельности | |
Актуализация знаний и мотивация (4 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная форма работы Методы: словесный – объяснение Наглядный: слайды | Повторение -Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке и как называлась тема? -1.Напиши телефон экстренной службы? Пожарная охрана ___ Милиция ____ Скорая медицинская помощь ____ Газовая служба___ Единая служба спасения ___(слайд) -2. Какие медицинские термометры бывают? -Посмотрите на слайд и определите , где ртутный, а где электронный термометр? -Верно. -Назовите основные части ртутного и электронного термометра? -Молодцы. -3.Как оказать первую помощь при легких травмах?(ушибе, порезе, ожоге) -Верно, вы хорошо усвоили тему прошлого урока, скажите сами себе «Молодец!» | «Школа первой помощи». Узнали как применять термометр для измерения температуры, как оказывать первую помощь, узнали номера телефонов экстренной помощи. 01 02 03 04 112 Ртутный термометр, электронный термометр. Соотносят У ртутного термометра есть трубка с ртутью и шкала, у электронного- дисплей, кнопка вкл\выкл. При ушибе нужно наложить к больному месту что-нибудь холодное, например, полотенце, смоченное холодной водой; при порезе следует промыть ранку чистой водой, затем смазать кожу йодом или зеленкой; при ожоге полить обожженное место большим количеством холодной воды. | Метапредметные: П: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. К: владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность различных точек зрения Личностные: проводить самооценку и взаимооценку Предметные: умение отбирать необходимую информацию | Учебник, презентация |
УПостановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная форма работы Методы: Словесный: беседа Наглядный: слово с английскими буквами на слайде, распечатка плана урока | Подведение к теме Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? -Что вы мы понимаем под словом здоровье? -Итак, здоровье- это…(когда ничего не болит, когда человек бодрый и весёлый, когда человек хорошо работает или учится..). -Одного мудреца спросили: "Что является для человека наиболее важным, ценным в жизни - богатство, слава?" Мудрец, подумав, ответил: "Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля". -Кто не согласен с мнением? -А сколько же стоит здоровье, как думаете? -Понятие «здоровье» очень многогранно. Исследуем его глубже. -Какова тема нашего урока? -Какую цель перед собой поставим? | Формулируют тему, цель и план урока - О здоровье Высказывают свое мнение Отвечают на вопросы. | Метапредметные: П: построение речевого высказывания Р: целеполагание П: построение речевого высказывания Р: целеполагание Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; П: уметь применять полученные знания в практической деятельности | Учебник, презентация |
"Открытие" детьми нового знания Динамическая пауза (2 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Работа в группах Метод: словесный – беседа Наглядный: работа с учебником, работа с тетрадью | Открытие нового знания -Что нужно делать, чтобы сказать: - Я веду здоровый образ жизни? -Проверим верность наших высказываний. - Обратите внимание на экран, сначала выберем слова, которые характеризуют здорового человека (красивый, сутулый, сильный, ловкий, слабый, бледный, хилый, румяный, статный, стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый) -Верно, ребята, а вы хотите всегда такими быть, кто хочет, поднимите руку. -Когда же нужно начинать думать о сохранении здоровья: сейчас или когда вы станете такими же как ваши папы и мамы, или когда вы будете бабушками и дедушками? -Предлагаю с вами разобраться, какими способами достичь победы над болезнями. -Но сначала сделаем небольшую динамическую паузу: Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз. Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 10 раз. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту. -Теперь мы можем продолжать работу, сейчас мы с вами прочитаем одну историю, в которой нужно устранить ошибки. "Витаминка". "Жил - был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда". -Какая случилась беда с принцессой? -Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу. -Чтобы расти и крепнуть - важно правильно питаться, это значит есть в одно и тоже время, понемногу, 4-5 раз в день. - Детям надо съедать в день 500 - 600 г овощей и фруктов.
| Соблюдать режим дня, заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать правила гигиены, не иметь вредных привычек, не нервничать Красивый, сильный, ловкий, румяный, статный, стройный, крепкий, подтянутый.
Выполняют упражнения Никто не захочет дружить с грязнулей. Читает один ученик вслух. | Метапредметные: П: смысловое чтение, построение речевого высказывания П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: построение рассуждения; П: анализ объектов П: выделение необходимой информации П: построение рассуждения Предметные: уметь применять полученные знания в практической деятельности Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Л: проявлять мотивы к учебной деятельности | Презентация |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Фронтальная форма работы Методы: Словесный: объяснение, диалог, рассказ Наглядный: презентация, распечатки плана и карточек с дополнительной информацией, работа с учебником | -Откройте в учебнике стр.71 -Ответим на вопросы из рубрики «Проверим себя» | Отвечают на вопросы . | Метапредметные: П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К: умение полно и точно выражать мысли; П: уметь применять полученные знания в практической деятельности Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Работа в парах Частично-поисковый: поиск правильных ответов Практич.: решение теста | Работа в парах -Используя карточки каждая группа подбирает и записывает в тетрадь пословицы к одному правилу здорового образа жизни: 1. Правила здорового сна:
2. Правила чистоты:
3. Правила жизни в ладу с природой:
| Работают в парах, выполняют задание в парах, совещаясь, далее проверяют свою работу и оценивают себя по критериям | Учебник, раздаточный материал. | |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная форма работы Методы: словесный –беседа Практический – Дидактическая игра | Тестирование -А сейчас закрепим знания. -Возьмите на партах карточку с заданием, нужно выбрать в каждом вопросе один правильный вариант. 1. Что вредит здоровью? -игры на свежем воздухе -малоподвижный образ жизни -плавание 2.Что не поможет организму стать сильнее? -занятия спортом -закаливание -вкусная пища 3.Какое питание нельзя назвать здоровым? -без спешки -однообразное 4.Что поможет победить микробов? -чистота -беспорядок -закаливание -Сверьте с эталоном на доске. -У кого нет ни одной ошибки? -Мысленно похвалите себя. -Те, у кого 1 и более ошибок, пообещайте себе в следующий раз исправиться и выполнить на «отлично». | Отвечают на вопросы теста Проверяют | Метапредметные: П: построение рассуждения; П: выделение необходимой информации Р: оценка результатов; Личностные : проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Предметные: знать ход работы | Листы с тестом |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная форма работы Методы: словесный-беседа | -Что нового вы сегодня узнали? -Оцените свою работу смайликами, которые вы видите на слайде. -Поднимите руку те, кто справился со всеми заданиями на отлично, кому было интересно работать на уроке? (зелёный смайлик) -Теперь поднимите руку те, кто выполнил не все задания, кому было непонятно? (желтый смайлик) -Теперь поднимите руку те, кто не справился ни с одним заданием? (красный) -Ребята, мне было приятно работать с вами, спасибо вам, до свидания! | Оценивают свою работу |
Презентация |
Предварительный просмотр:
III. Постановка учебной задачи | 4-5 мин | Ребята, посмотрите на экран и прочитайте слова: Синонимы, фразеологизмы, антонимы - Какое слово лишнее? - Почему? - А что такое синонимы? - Что такое антонимы? Скажите, как вы думаете, какая тема урока? - Верно (Слайд 3). - Какую цель урока мы поставим? | Читают слова. - Фразеологизмы. - Потому что мы его не знаем. - Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы и очень близки (метель, вью-га, пурга…). - Антонимы – это слова, противоположные по смыслу (холод-но – жарко, добрый – злой). - Фразеологизмы. - Мы должны изучить, что такое фразеологизмы и научиться находить их в тексте. | Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Фрагмент урока русского языка 3 класс тема « Фразеологизмы»
Технология проблемного обучения Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Наиболее общее определение технологии проблемного обучения нам дает М.И. Махмутов: «Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций». Так что же такое – технология проблемного обучения, и какова его теоретическая основа? Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера. При решении проблемных задач проявляется и развивается процесс мышления у любого человека.
Технология проблемного обучения ставит несколько задач:
1) Усвоение учащимися знаний, умений, приобретенных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
2) Воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы;
3) Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
Выделяют три основных метода проблемного обучения:
1. Проблемное изложение,
2. Частично–поисковая деятельность;
3. Самостоятельная исследовательская деятельность.
Существует несколько методов постановки проблемной ситуации:
∙ проблемная ситуация «с удивлением»;
∙ проблемная ситуация «с затруднением»;
∙ побуждающий диалог;
∙ подводящий диалог;
∙ сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»;
∙ демонстрация «непонятных» явлений;
∙ сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».