ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
учебно-методический материал
Основным понятием, которое определяет главную особенность интерактивных методов обучения, является понятие «интерактивный» (от английского interact – взаимодействовать; находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга).
Термин «интерактивные технологии» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных технологий: первая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.
Интерактивный метод означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (компьютер, пара или группа), ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Одна из таких целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_formy_raboty_mo.docx | 40.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интерактивные формы работы методического объединения»
Цель: рассмотреть интерактивные формы работы как средство активизации познавательной деятельности членов методического объединения
Практическая значимость:
-Совершенствование методической культуры и повышение мастерства педагогов;
-Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности;
-Выявление уровня педагогического мастерства , педагогических способностей и умений;
-Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогов;
-Выработка у педагогов потребности в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании.
Задачи:
- раскрыть содержание методики «Мировое кафе» посредством ознакомления с активными и интерактивными методами обучения в начальной школе;
- показать практическую значимость использования данной технологии, целесообразность её использования в практической деятельности методического объединения.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, экран, презентация
Предполагаемый результат: участники мастер-класса познакомятся с опытом работы по использованию интерактивных методов обучения в методическом объединении учителей начальных классов и получат возможность использовать приобретенные знания, приемы и формы в своей практике.
Ход мастер-класса:
Вступление
Добрый день, уважаемые коллеги! (Выбирайте любой осенний листик и проходите, присаживайтесь)
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических знаний и практических умений осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм.
Ценность их в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, формируют положительные отношения между педагогами.
Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия. Его значение в:
-стимулировании интереса и мотивации к самообразованию
-развитии навыков самоанализа и рефлексии своей деятельности
-повышении уровня активности и самостоятельности
-развитии стремления к сотрудничеству
Цель такого обучения:
-Совершенствование методической культуры и повышение мастерства педагогов, создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности
Задачи интерактивного обучения:
-Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса
-Выявление уровня педагогического мастерства , педагогических способностей и умений
-Выявление, изучение , обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогов
-Выработка у педагогов потребности в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании
-Координация деятельности ОО и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития обучающихся
-Сплочение педагогического коллектива на основе общих целей и задач, содержания работы школы
Интерактивные методики помогают обеспечить системно-деятельностный подход, являются основной методической инновацией в рамках ФГОС, при которой учебный процесс происходит путем постоянного действия и взаимодействия всех; в ходе этого взаимодействия рождается новое знание.
Такие методические, творческие мастерские открыты у нас при подготовке и проведении предметных недель, методических и педагогических советов, методических дней. Сегодня мы поговорим об использовании некоторых форм интерактивной работы в нашей образовательной организации.
Сейчас прошу вас обменяться своими мыслями, чувствами и ответить на вопрос: «Что вы ждете от встречи?» (Нужно высказать слово или фразу – ответ на мой вопрос и передать снежинку другому).
Предполагаемые ответы:
- поделиться опытом,
- узнать новое,
- узнать новинки нашей работы,
- пообщаться с коллегами
- поделиться новыми профессиональными впечатлениями
и т.д.
Спасибо! Согласна с Вами, желаю нам активного профессионального общения.
С одного такого метода «Микрофон» мы начали нашу с вами встречу.
Для того чтобы заседание МО прошло максимально интересно и полезно, необходимо использовать различные образовательные технологии. Их множество. "Мировое кафе" - одна из них. Эту технологию активно используют не только в обучении, но и в других сферах деятельности, например, в бизнесе. Кстати, именно оттуда она и пришла. Суть методики состоит в том, что важные вопросы обсуждаются в малых группах в непринужденной обстановке. Уникальность технологии в том, что для проведения занятия с ее использованием не нужно специального оборудования, а также возможно организовать обсуждение с большим количеством участников как в помещении, так и на улице.
Мы используем технологию "Мировое кафе" в нашей школе на уроке, на внеклассном мероприятии, и на родительском собрании, на заседании методического объединения и на педсовете при обсуждении и утверждении локальных актов, составлении плана работы МО, плана работы творческих групп МО, плана работы на каникулах, организации мероприятий в школьном лагере с дневным пребыванием, положения конкурсов, плана проведения семинара и т. д.
Сегодня нас объединила тема «Интерактивные формы работы», мы связаны общей проблемой их применения. Сейчас мы приглашаем вас в «Мировое кафе», чтобы всем вместе обсудить эту тему. Для этого я, хозяйка кафе, приглашаю вас, присесть за столики Мирового кафе, «сервированные» листом ватмана вместо тарелок, ручками, фломастерами и карандашами вместо столовых приборов. В нашем кафе три столика, где вы можете занять свои места согласно билетам, выбранных вами при входе. На каждом столе лежит листик разного цвета: жёлтый, зелёный, коричневый, которые соответствуют вашим билетам.
Уважаемые коллеги! Проходите, занимайте удобное место в нашем импровизированном КАФЕ. Участники рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по нескольку человек за столик.
– Предлагаю вам сначала познакомиться или напомнить, как вас зовут.
Игра «Мое имя» со снежинкой поможет создать комфортную обстановку.
Пожалуйста, называя себя тем именем, которым вас будут называть в группе, передавайте её друг другу букет…Спасибо, продолжаем
Некоторые из интерактивных методов мы сегодня будем применять при рассмотрении хорошо известной вам темы. А какой вы скажете сами.
У меня в руках мяч. Сейчас я буду каждому из вас бросать этот мячик, а вы будете мне его возвращать, отвечая на вопрос:
Что для вас является основной ценностью жизни?
-дети –семья –родные –мир -работа
Посмотрите, сколько у нас получилось мнений.
Скажите, пожалуйста, всего этого нельзя достичь без чего? (ЗДОРОВЬЯ)
Конечно!
Итак, определите тему нашего сегодняшнего занятия.
-Здоровье. Да Тема занятия звучит так:
«Здоровым быть здорово!»
Вашему вниманию был представлен интерактивный метод «Поймай мяч».
Он помогает раскрепостить аудиторию, каждому предоставляется возможность высказать свою точку зрения.
Теперь предлагаю вам продолжить суждение. Здоровье важно и ценно потому, что… (поддерживаю все мнения) Да, совершенно верно
Здоровье – это главная ценность в жизни.
Эта тема волновала людей долгие годы. И конечно в нашем мире эта тема очень актуальна. Постоянные стрессы, вредные привычки, побуждают людей к тому, что они не могут самореализоваться. У них возникают проблемы с самим собой, проблемы с семьёй и конечно с обществом. Что очень печально. В школе мы постоянно говорим о здоровом образе жизни, мы учим детей как его сохранить, как беречь своё здоровье, но иногда это не помогает. Может мы делаем что - то не так.
Я предлагаю вам сейчас подумать и сказать, какие составляющие здорового образа жизни вам известны? Хозяйки стола помогут вам в этом 1 конверт
Выставляю на доске в центре слово – ЗОЖ. Потом выставляю всё, что мне скажут. (Получается кластер).
например: ЗОЖ - спорт, закаливание, генетика, движение, закаливание, питание, экология
Посмотрите, сколько составляющих влияет на ЗОЖ. Хозяйки стола назовите : по 2 слова
Выполнить это задание нам помог Интерактивный метод «Кластер»
Этот метод широко используется учителями начальных классов, мной в частности, на различных этапах урока. Он позволяет систематизировать знания, выстроить их в определённой последовательности. Ребята и коллеги очень любят с ним работать.
Сейчас я попрошу поработать в паре. Нам предстоит работа в малых группах.
Вам нужно обсудить и выявить факторы жизни, которые больше всего влияют на здоровье человека.
Итак, кто уже готовы? Назовите Факторы, влияющие на здоровье человека
Посмотрите на слайде перед вами Факторы, влияющие на здоровье человека:
(расположите их ниже кластера ) остановимся подробнее на этих факторах: (Конверт 2)
-Генетические (наследственность человека);
-Уровень развития здравоохранения в стране;
-Образ жизни человека;
-Внешняя среда)
Давайте проранжируем эти 4 группы факторов по степени их влияния на здоровье человека и выразим результат в процентах по столикам. Конечно, это будет примерный результат. (записывают группы все ответы рядом с карточкой)
Итак, кто уже готовы? Пожалуйста, сколько % каждая группа дали
Зачитывает «хозяйка стола» по очереди
-Наследственности?
Например:
1. – 20%; 2. – 30% 3-15%,
-Уровень развития здравоохранения в стране?
-Образ жизни человека?
-Внешняя среда?
Посмотрите, мнения у нас абсолютно разные. Я предлагаю сравнить ваши предположения с данными статистики.
-Генетические (наследственность человека) - 20%
-Уровень развития здравоохранения в стране -10%
-Образ жизни человека- 50%
-Внешняя среда)-20%
Самый большой % у образа жизни человека и всего 10% у здравоохранения. Нужно надеяться только на себя, на здоровый образ жизни советуют выделять 15% заработной платы
Итак, продолжаем - интерактивный метод «Метод коллективного чтения» или «Вертушка с заданиями» поможет нам изучить
-Факторы риска здоровья человека
-Способы укрепления здоровья человека)
Вы их записываете, передаёте на другой стол, затем «хозяйка стола», зачитает получившийся результат…
Выступает 1 человек «хозяйка стола» Молодцы! Спасибо!
ЗДОРОВЬЕ
Продолжаем (3 конверт)
Вашему вниманию будет представлен интерактивный метод «Алфавит».
-Уважаемые коллеги, перед вами слово ЗДОРОВЬЕ. ( Расположите его справа)
-Ваша задача, к каждой букве этого слова подобрать одно более ёмкое слово, которое бы в себе несло тот фактор, который влияет на сохранение здоровья человека.
Вы записываете, 1 слово к каждой букве, передаёте на другой стол, затем «хозяйка стола», которая отвечать за всю группу, зачитает получившийся результат…
-З- (закаливание, зарядка, задор)
-Д-(движение)
-О-(особое питание,)
-Р-(радость, режим)
-О-( образ жизни, отпуск
-В-(воздух, веселье)
-Ь-
-Е-(еда)
«хозяйка стола», зачитает получившийся результат…
Продолжаем групповую форму работы.
Сейчас ваша задача собрать пословицы, соотнести их с темой на карточке. (4 конверт, в нем пословицы, разрезанные на 2 части).
Ваша задача найти и соединить пословицы по вашей теме. Пословицы все перепутаны, вы можете обращаться к коллегам за соседними столиками и искать то, что вам подходит, у них.
На карточке в конверте написаны темы пословиц вашей группы.
1 карточка-сон
2карточка-еда
3 карточка- вредные привычки
(Подсказка: карточки одной темы – одного цвета) разместите их на ватмане по своему усмотрению
Вашему вниманию представлен интерактивный метод «С миру по нитке». Который способствует активному включению каждого участника в процесс обсуждения. Обучению навыкам успешного общения.
Итак. Вы завершили с пословицами. Что у вас получилось?
(зачитывают свои пословицы 1человек «хозяйка стола»)
Сон:
-Выспался, будто вновь родился.
-Выспишься – помолодеешь.
-От хорошего сна молодеешь.
-Сон - лучшее лекарство.
-Пришел сон из семи сел, пришла и лень из семи деревень.
Еда:
-От сладкой еды жди беды.
-Кто не умерен в еде – враг себе.
-У кого живот, тот много жуёт.
-Здоров на еду, да хил на работу.
-Обжора, что хороший жернов: что ни кинь, — все смелет.
Вредные привычки:
-Закуривший не мужает, а увядает.
-Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
-Вино веселит, да от вина же и голова болит
-От вина да табака — ни прибыли, ни чести.
-От кого табачищем несет, тот себя не бережет.
А сейчас я предлагаю каждому задуматься над вопросом.
Веду ли я здоровый образ жизни?
Я вам предлагаю подумать и опустить листик билет в шкатулку с карточками
Нет Да Мне всё равно Затрудняюсь ответить
Хозяйки стола подходят к группам . Я предлагаю пообщаться между собой и обсудить, почему вы пришли к такому мнению?
Интерактивный метод «Четыре угла» позволяет эмоционально настроиться, провести занятие в ситуации успеха. С него можно было начать нашу встречу, распределиться на группы по интересом и тд…
«Имитационная игра» «НАЙДИ ПАРУ» продолжаем
Предлагаю Вам поиграть в эту игру«НАЙДИ ПАРУ». На маленьких карточках синего цвета – название метода, на больших карточках синего цвета – краткая его характеристика. Выбирайте по одной карточке. Обладатели маленьких карточек синего цвета ищут «свою пару». У кого большие карточки не подсказывают. Определились? Начинаем озвучивать результаты.
Теперь называем метод, показываем на свою пару, второй участник зачитывает его краткую характеристику.
Если правильно аплодируем, ошибка – корректируем.
Молодцы! Спасибо!
«Синквейн»
В завершении нашей встречи предлагаю нам составить синквейн.
Подберите два прилагательных к слову Здоровье. Какое оно?
Подберите 3 глагола. Что нужно делать?
Составьте фразу и напишите её в центре листа. «Хозяйки стола» Зачитайте свои фразы!
Здоровым быть здорово!
Рефлексия А в качестве рефлексии я предлагаю вам смоделировать технологию «Сиквейн» на тему:
Ах как прекрасно эти методы знать! Используем карточку жёлтого цвета, можно работать в паре
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
(пример)
- Методы интерактивные
- Просто необходимые
- Я хочу их применять и всем коллегам рассказать
- Я не зря здесь побывала
- Много нового узнала!
Зачитайте свои результаты Спасибо
Итог занятия
А вот интерактивный метод «Чемодан» поможет
каждому посетителю кафе по очереди рассказать, какие знания он возьмёт в дорогу или опишет свои ощущения от мероприятия или общения. (помощь на слайде)
Вывод: наш маленький опыт показал, что умелое использование форм организации учебного процесса в технологии интерактивного обучения придает большую эффективность, действенность и результативность. Но даже такие несложные интерактивные методы позволяют заинтересовать коллег, детей и формируют потребность в новых открытиях.
Все рассмотренные интерактивные формы достаточно эффективны. Таким образом, применение интерактивных форм позволяет:
-Создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов
-Развить умения работать в коллективе, плодотворно сотрудничая друг с другом
- Активизировать деятельность педагогов на семинарах, педагогических советах
-Повысить педагогическую компетентность педагогов
-Заинтересовать педагогов в профессиональных конкурсах
Заключение: Повышение профессиональной компетентности педагогов, в результате использования интерактивных форм методической работы по освоению инновационных технологий, позволяет выйти на такие результаты:
-Рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работы
-Рост педагогической компетентности педагогов, повышение уровня их квалификации
-Улучшение психологического микроклимата в коллективе
Я желаю вам мира и здоровья! Спасибо за работу.
Приложение
Основные методы и приемы
Микрофон – высказывание на определенную тему, передача «предмета» участникам беседы.
- Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, коллективный поиск нетрадиционных путей решения возникшей проблемы за ограниченное время.
- Кластеры, сравнительные диаграммы, таблицы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
- Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
- Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
- Деловые или интерактивные игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
- Аквариум — одна из разновидностей деловой игры. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
- Метод кейсов (анализ конкретных ситуаций) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
- Метод синектики - в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов», соединение воедино различных, очевидно не совместимых элементов, использование аналогии, в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач.
- Интерактивная доска: активная и электромагнитная Главная цель интерактивной доски – демонстрация во время урока текстовых и графических файлов, видео, разработка электронного протокола занятия.
Выделяют несколько видов досок:
- Активная – которая подключается к источнику питания и компьютеру. Работа с документами осуществляется с помощью стилуса.
- Электромагнитная, работающая с помощью специальных маркеров. Интерактивная доска на базе технологии инфракрасного сканирования – это дисплей, оборудованный инфракрасными датчиками. Им можно управлять как при помощи стилуса, так и пальцами. С помощью специального ПО учитель может добавлять пометки поверх изображения на экране, использовать шаблоны уроков, работать с графикой.
- Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
- Метод карусели- ученики делятся на две группы. Одна группа становится в круг, называемый внутренним, вторая - во внешний круг. Ученики стоят лицом к лицу. Учитель задает тему для обсуждения и ставит условия для каждой группы. К примеру, внешний круг должен найти аргументы, чтобы подтвердить высказывание, внутренний – наоборот, опровергнуть его. Каждые 30 секунд – 2 минуты учитель дает команду, по которой внешний круг сдвигается на одного человека в сторону. Пары меняются, каждый участник имеет возможность поделиться с новым партнером своими мыслями.
- Интерактивная игра – групповая ситуация, организованное и направляемое учителем по определенному сюжету, есть персонажи – участники процесса, есть элемент соревнования.
- Социокультурные технологии или тренинги (работа в парах и групповая работа, ресурсный круг).
Метод модерации» - этот метод позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и формы деятельности методического объединения учителей начальной школы
Работа МО начальных классов....
Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.
В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...
«Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).
Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических объединений.Инновационная деятельность....
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических объединений.Поощрения за профессиональную деятельность.Инновационная деятельность....
5. ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ...