Применение приемов при коррекции дисграфии
методическая разработка
Проблема нарушения письма — одна из самых актуальных для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), поскольку письмо из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_kor._2023.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
Подготовила: Малышева Е.А.
2023 г
Тема: « Применение приемов при коррекции дисграфии»
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Проблема нарушения письма — одна из самых актуальных для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), поскольку письмо из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний детьми. Процесс овладения письмом умственно отсталых детей протекает медленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями.
Виды дисграфии:
Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Эта форма дисграфии была обозначена как дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме». Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. Этот вид дисграфии преимущественно отмечается у детей с полиморфным нарушением звукопроизношения, особенно при дизартрии, ринолалии, сенсорной и сенсомоторной дислалии.
Например: Игры и упражнения:
1. «Топни - хлопни» - логопед предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит, например, звук С и топнуть ногой, если услышит звук З. Задания даются сначала на уровне звуков, затем слогов, слов и предложений. 2. «Повтори за мной». Педагог произносит цепочку звуков, затем слогов и слов. Например, С, С, Ш; С,Ш,С;Ш,Ш,С; САША; СА-ША-СА; СА-ША-СА-ША;СА-СА-ША-СА; СОКШОК; СОК-ШОК-СОК-СОК и др. Ребенок должен правильно повторить цепочку за педагогом.
3. «Найди лишний звук» (слог, слово). Например, С,С,Ш (звук Ш); СО- СО-ШО-СО (слог ШО),СОК, ШУМ, СУМКА, СЛОН (слово ШУМ) Задание выполняется с увеличением темпа.
4. «Скажи наоборот» (Логопед произносит слог СА, а ребенок слог ША, логопед — СУ, ребенок — ШУ и т.д.) Слоги подбираются в зависимости от того, какой звук был дефектным
Акустическая дисграфия.
Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч—ТЬ, Ч—Щ, Ц—Т, Ц—Т', Ц—С, С—Ш, 3—Ж, Б—П, Д—Т, Г—К и др.), а также гласные О—У, Е—И.
Например:
1.Чтение слоговой таблицы.
па — ба — ба — па — па — па — ба — ба
са – за – за – са – за – за – са – са – за – за
су – зу – су – су – зу – су – зу – зу – су – зу
са – со – за – зо – зу – сы – сэ – зо – су – са
ся – зи – зу – сё – су – сы – зэ – со – зя – за
2.Добавь недостающий слог.
Дру___к, пету___к, ___мный, ____чок, мы___нок, ____рчать, ___ба, ___лезо, ___дина, ____пка.
3.Закончи слово сочетаниями ши, жи. Вспомни, как пишутся эти сочетания.
каранда____ камы_____ шала_____
гара______ клави_____ ланды_____
стра______ детёны_____ вельмо_____
4.Вставь сочетания ши, жи в середину слова:
пу_____нка сне____нка ры______ки
ти_____на уха____вать кув_____н
но_____к о_____бка кув_____нка
5.Вставить пропущенные буквы п, б, поставить ударение, подели слова на слоги. __одарок, зу__р, тро__инка, за__ор, клу__ника, клум__а, __елка, а__рель, сентя__рь, Лю__а, __авел, со__ака, ка__уста, я__локо, __тица, кру__а, ко__ра.
6.Измени слова по образцу, запиши их парами: труды — труд банты - __________
суды - _________ гости - ___________
плоты - _____________ склады - ___________
льды - ______________ гвозди - _____________
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.
Примеры: ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы), ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок).
Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа. Наиболее распространены следующие ошибки:
- пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ — ДОЖДИ, ДЕКИ — ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ — СОСТАВЛЯЮТ);
- пропуски гласных (ДЕВЧКИ — ДЕВОЧКИ, ПОШЛ — ПОШЛИ, ТЧКА — ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ — РАСКАЧИВАЕТ);
- перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ — КАПЕЛЬКИ, КУЛКА — КУКЛА);
- добавление букв (ВЕСНАЯ — ВЕСНА);
- пропуски, добавления, перестановки слогов
(ВЕСИПЕД — ВЕЛОСИПЕД).
Например:
1. «Придумай слово на заданный звук». Это упражнение нужно постоянно применять по мере знакомства со звуками и буквами в определенной последовательности.
2. «Какого звука не хватает?» (лу. (к) - лук, су.(п) - суп, (ш).уба - шуба, ра.(м)а - рама) и др.
3. «Выбери картинки, в названиях которых есть заданный звук»
4. «Назови все звуки в слове по порядку» (н, о, с = нос; р, у, б, а, ш, к, а = рубашка)
5. «Назови в слове только гласные звуки» (лиса — и,а)
6. «Назови в слове только согласные звуки (сумка -с, м, к)
7. «Слова» - детям предлагается придумать новое слово на последний звук предыдущего слова (нос-сок-кот-танки-игры и т.д.)
8. «Словесные цепочки» - придумывание нового слова на последний слог предыдущего (палка-кабан-банка-Катя и т.д.)
9. «Телеграф» - деление слов на слоги с проговариванием каждого слога и отбиванием на каждый слог по столу рукой. (ма-ши-на, у-лит-ка, ра-ки, дом) и др.
10. «Составь слово из звуков» (д,о,м=дом, м,а,м,а=мама и др.)
11. «Составь слово из слогов» (у-ли-ца=улица, ма-лина=малина) и др.
12. «Собери слово из звуков» (с,н,о=нос, х,у,м,а=муха) и др.
Оптическая дисграфия.
Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дислексии наблюдаются следующие виды нарушений письма: а) искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы); б) замены и смешения графически сходных букв. Чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом {Л—ЛЬ, Л—л1, 11—Ш), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (Л-Д 3-С).
Одно из проявлений оптической дисграфии — зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.
В процессе логопедической работы по коррекции определенного вида дисграфии основной задачей логопедической работы является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма.
Игры и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии 1. Рисовать, обводить, закрашивать, заштриховывать буквы, складывать буквы из счетных палочек, лепить буквы из пластилина, выкладывать буквы из бус, собирать буквы из частей-элементов, составляющих буквы, выкладывать буквы из крупы на пластине, лепить их из пластилина.
2. Заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв ( Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.)
3. Угадывание буквы по написанию в воздухе, на столе, на ладони ребенка. 4. Проговаривать схему написания буквы: (Например, буква Н -две длинные вертикальные палочки - спинки, перекладинка — матрасик, получается кроватка).
5. Придумывание названий предметов, на которые похожа буква (Ж- на жука, Д на дом, А -на крышу, Л -на шалаш и т.д.)
6. «Допиши букву» (Ребенку предлагается узнать букву без какого-то одного элемента, дописать и назвать ее.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по коррекции дисграфии. Тема: "Путешествие в прошлое жилища"
Конспект урока и презентация по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.2 класс.Тема: "Путешествие в прошлое жилища" Логопедическая тема: Языковой анализ и синтез.Грамм...
Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...
Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»
Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм...
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена вопросам использования технических средств обучения в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном коррекционн...
Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников
Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников...