Применение приемов при коррекции дисграфии
методическая разработка

Малышева Елена Андреевна

Проблема нарушения письма — одна из самых актуальных для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), поскольку письмо из цели превращается в средство  дальнейшего  получения знаний  детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_kor._2023.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

        

        ГКОУ  РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

Подготовила: Малышева Е.А.

2023 г

Тема: « Применение приемов при коррекции дисграфии»

 Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Проблема нарушения письма — одна из самых актуальных для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), поскольку письмо из цели превращается в средство  дальнейшего  получения знаний  детьми. Процесс овладения  письмом умственно отсталых детей протекает медленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями.

Виды дисграфии:

Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Эта форма дисграфии была обозначена как дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме». Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. Этот вид дисграфии преимущественно отмечается у детей с полиморфным нарушением звукопроизношения, особенно при дизартрии, ринолалии, сенсорной и сенсомоторной дислалии.

Например:                                                                                                                      Игры и упражнения:

1. «Топни - хлопни» - логопед предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит, например, звук С и топнуть ногой, если услышит звук З. Задания даются сначала на уровне звуков, затем слогов, слов и предложений. 2. «Повтори за мной». Педагог произносит цепочку звуков, затем слогов и слов. Например, С, С, Ш; С,Ш,С;Ш,Ш,С; САША; СА-ША-СА; СА-ША-СА-ША;СА-СА-ША-СА; СОКШОК; СОК-ШОК-СОК-СОК и др. Ребенок должен правильно повторить цепочку за педагогом.

3. «Найди лишний звук» (слог, слово). Например, С,С,Ш (звук Ш); СО- СО-ШО-СО (слог ШО),СОК, ШУМ, СУМКА, СЛОН (слово ШУМ) Задание выполняется с увеличением темпа.

4. «Скажи наоборот» (Логопед произносит слог СА, а ребенок слог ША, логопед — СУ, ребенок — ШУ и т.д.) Слоги подбираются в зависимости от того, какой звук был дефектным

Акустическая дисграфия.

Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч—ТЬ, Ч—Щ, Ц—Т, Ц—Т', Ц—С, С—Ш, 3—Ж, Б—П, Д—Т, Г—К и др.), а также гласные О—У, Е—И.

Например:

1.Чтение слоговой таблицы.

па — ба — ба — па — па — па — ба — ба

са – за – за – са – за – за – са – са – за – за

су – зу – су – су – зу – су – зу – зу – су – зу

са – со – за – зо – зу – сы – сэ – зо – су – са

ся – зи – зу – сё – су – сы – зэ – со – зя – за

2.Добавь недостающий слог.

Дру___к, пету___к, ___мный, ____чок, мы___нок, ____рчать, ___ба, ___лезо, ___дина, ____пка.

3.Закончи слово сочетаниями ши, жи. Вспомни, как пишутся эти сочетания.

каранда____ камы_____ шала_____

гара______ клави_____ ланды_____

стра______ детёны_____ вельмо_____

4.Вставь сочетания ши, жи в середину слова:

пу_____нка сне____нка ры______ки

ти_____на уха____вать кув_____н

но_____к о_____бка кув_____нка

5.Вставить пропущенные буквы п, б, поставить ударение, подели слова на слоги.                                                                                                                                   __одарок, зу__р, тро__инка, за__ор, клу__ника, клум__а, __елка, а__рель, сентя__рь, Лю__а, __авел, со__ака, ка__уста, я__локо, __тица, кру__а, ко__ра.

6.Измени слова по образцу, запиши их парами:                                                                                        труды — труд банты - __________

суды - _________ гости - ___________

плоты - _____________ склады - ___________

льды - ______________ гвозди - _____________

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.  

Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Примеры: ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы), ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок).

Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа. Наиболее распространены следующие ошибки:

  1. пропуски    согласных    при    их    стечении (ДОЖИ — ДОЖДИ, ДЕКИ — ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ — СОСТАВЛЯЮТ);
  2. пропуски гласных (ДЕВЧКИ — ДЕВОЧКИ, ПОШЛ — ПОШЛИ, ТЧКА — ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ — РАСКАЧИВАЕТ);
  3. перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ — КАПЕЛЬКИ, КУЛКА — КУКЛА);
  4. добавление букв (ВЕСНАЯ — ВЕСНА);
  5. пропуски, добавления, перестановки слогов
    (ВЕСИПЕД — ВЕЛОСИПЕД).

Например:

1. «Придумай слово на заданный звук». Это упражнение нужно постоянно применять по мере знакомства со звуками и буквами в определенной последовательности.

2. «Какого звука не хватает?» (лу. (к) - лук, су.(п) - суп, (ш).уба - шуба, ра.(м)а - рама) и др.

3. «Выбери картинки, в названиях которых есть заданный звук»

 4. «Назови все звуки в слове по порядку» (н, о, с = нос; р, у, б, а, ш, к, а = рубашка)

 5. «Назови в слове только гласные звуки» (лиса — и,а)

6. «Назови в слове только согласные звуки (сумка -с, м, к)

7. «Слова» - детям предлагается придумать новое слово на последний звук предыдущего слова (нос-сок-кот-танки-игры и т.д.)

8. «Словесные цепочки» - придумывание нового слова на последний слог предыдущего (палка-кабан-банка-Катя и т.д.)

9. «Телеграф» - деление слов на слоги с проговариванием каждого слога и отбиванием на каждый слог по столу рукой. (ма-ши-на, у-лит-ка, ра-ки, дом) и др.

 10. «Составь слово из звуков» (д,о,м=дом, м,а,м,а=мама и др.)

11. «Составь слово из слогов» (у-ли-ца=улица, ма-лина=малина) и др.

12. «Собери слово из звуков» (с,н,о=нос, х,у,м,а=муха) и др.

Оптическая дисграфия. 

Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дислексии наблюдаются следующие виды нарушений письма:  а) искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы); б) замены и смешения графически сходных букв.  Чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом ЛЬ, Лл1, 11Ш), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (Л-Д 3-С).

Одно из проявлений оптической дисграфии — зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

          В процессе логопедической работы по коррекции определенного вида дисграфии основной задачей логопедической работы является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма.

Игры и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии 1. Рисовать, обводить, закрашивать, заштриховывать буквы, складывать буквы из счетных палочек, лепить буквы из пластилина, выкладывать буквы из бус, собирать буквы из частей-элементов, составляющих буквы, выкладывать буквы из крупы на пластине, лепить их из пластилина.  

2. Заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв ( Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.)  

3. Угадывание буквы по написанию в воздухе, на столе, на ладони ребенка. 4. Проговаривать схему написания буквы: (Например, буква Н -две длинные вертикальные палочки - спинки, перекладинка — матрасик, получается кроватка).

 5. Придумывание названий предметов, на которые похожа буква (Ж- на жука, Д на дом, А -на крышу, Л -на шалаш и т.д.)

6. «Допиши букву» (Ребенку предлагается узнать букву без какого-то одного элемента, дописать и назвать ее.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по коррекции дисграфии. Тема: "Путешествие в прошлое жилища"

Конспект урока и презентация по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.2 класс.Тема: "Путешествие в прошлое жилища" Логопедическая тема: Языковой анализ и синтез.Грамм...

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм...

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена вопросам использования технических средств обучения в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном коррекционн...

Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников

Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников...