Слайд 1
Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» «Методические основы создания сборника приемов по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира» Курсовой проект Выполнила: Точилина В.Д., студентка 301НК группы, специальности 44.02.01 Преподавание в начальных классах Научный руководитель: Анищенко И.Л., преподаватель ОП.10 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов высшей квалификационной категории Челябинск, 2023 г.
Слайд 2
Актуальность проблемы исследования Тема исследования: «Методические основы создания сборника приемов по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира» Современное образование направлено на развитие личности, которая обладает такими характеристиками, как активность, самостоятельность, способность творчески подойти к решению любых проблем Формирование исследовательской культуры в целом и умения в частности надо младшем школьном возрасте, т.к. на данном этапе закладываются личностные качества, необходимые для дальнейшей успешной деятельности человека. Поиск нового, стремление исследовать, находить ответы – естественные потребности детей этого возраста Младшие школьники охотно включаются в активный процесс познания. В основе этого лежит врождённая готовность к открытиям и познавательный интерес . Следует только развивать естественную направленность ребёнка, а это повлечёт за собой активность и самостоятельность в исследовательской деятельности . Что поспособствует формированию потребности подходить к любой научной или жизненной проблеме творческим исследователем
Слайд 3
Методологический аппарат исследования Цель исследования: Объект исследования: Предмет исследования: методическое обеспечение процесса развития исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира. на основе анализа научно и методической литературы и источников информации обосновать необходимость создания сборника приемов по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. развитие исследовательских умений у младших школьников.
Слайд 4
Методологический аппарат исследования Задачи исследования: 1) раскрыть сущность понятия «исследовательские умения» в современной науке; 2) выявить психолого-педагогические особенности формирования исследовательских умений у младших школьников; 3) рассмотреть систему работы учителя начальных классов по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира; 4) обосновать создание сборника приёмов для развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира; 5) обобщить результаты исследования. Методы исследования (теоретические): Поиск источников информации, теоретический анализ, структурирование, систематизация, обобщение, проектирование.
Слайд 5
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: Необходимость развития исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО; 2) Возрастные особенности развития исследовательских умений у младших школьников ; 3) Возможности предмета «Окружающий мир» в развитии исследовательских умений у младших школьников .
Слайд 6
Основные понятия Рассмотрены точки зрения ( Савенков А.И., Семенова Н.А.; ) Исследовательские умения детей младшего школьного возраста как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования. Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Исследование, исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, а в частности и младшего школьника, ведь в основе такого поведения лежит любознательность. Исследование помогает приспособиться к постоянно меняющемуся миру, а так же ведет к развитию личности.
Слайд 7
Возрастные особенности развития исследовательских умений у младших школьников
Слайд 8
Возможности предмета «окружающий мир» в развитии исследовательских умений у младших школьников Школьный предмет «Окружающий мир» обладает колоссальными общеобразовательными ресурсами, интегрируя естественно-научные и общественные знания. Здесь закладываются основы формирования экологической и общей культуры, умения, связанные с использованием источников естественно-научной информации. Наряду с другими дисциплинами здесь формируются идеалы и ценности патриотизма, демократического общества, мировоззрения и др. Как исследовательская область, предмет «Окружающий мир» способен не только объяснять сущность происходящего, но и расширять научную картину мира, предлагать оригинальные решения и конкретные пути в направлении устойчивого развития.
Слайд 9
Выводы по 1 главе Формирование исследовательских умений требует соблюдения ряда условий, которые подробно изложила в своих исследованиях Н.А. Семенова ; В целом под исследовательскими умениями понимают систему интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач. Для младших школьников характерны некоторые возрастные психологические и анатомические особенности, которые способствуют занятиям исследовательской деятельностью либо препятствуют им. «Окружающий мир» способен не только объяснять сущность происходящего, но и расширять научную картину мира, предлагать оригинальные решения и конкретные пути в направлении устойчивого развития.
Слайд 10
Глава 2. Методические основы развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: 1) Приёмы развития исследовательских умений у младших школьников ; 2) Система работы учителя начальных классов по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира; 3) Обоснование создания сборника приёмов для развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. Рассмотрены точки зрения учёных: В.Д. Кузнецова; А.И. Савенков; И.П. Подласый
Слайд 11
Приёмы развития исследовательских умений у младших школьников 1. Развитие умение видеть проблемы 2. Развитие умения выдвигать гипотезы. 3. Развитие умения задавать вопросы. 4. Развитие умения наблюдать. 5. Развитие умения классифицировать. (А.И. Савенков)
Слайд 12
Система работы учителя начальных классов по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира Формирование исследовательских умений школьников младшего звена предполагает проектирование целостного учебного процесса, в котором все обучающиеся погружаются в исследовательскую работу, в первую очередь на уроке, а также во внеурочной деятельности с 1 по 4 класс.
Слайд 13
Обоснование создания сборника приёмов для развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира
Слайд 14
Обоснование создания сборника приёмов для развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира
Слайд 15
Выводы по 2 главе В результате проведенных исследований ребенок получает не только новые знания, но и переживания, личный опыт практической деятельности, он анализирует свою деятельность, в связи с этим у него формируются рефлексивные умения. Учитель начальных классов должен выстроить систему работы по развитию исследовательских умений у младших школьников с 1 по 4 класс. Составление сборника приемов для развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира направлено на повышение деятельности педагога, а также оказание помощи педагогу в формировании собственной программы занятий с младшими школьниками.
Слайд 16
Заключение Развитие исследовательских умений у младших школьников – сложная, но важная задача. Работа учителя в решении данной проблемы должна носить целенаправленный и системный характер, ориентированный на возрастные особенности младших школьников. В перспективе в выпускной квалификационной работе мы планируем: доработать сборник приемов «Юные исследователи», подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников, провести апробацию сборника в период преддипломной практики, дать оценку эффективности использования материалов сборника в решении заявленной проблемы.
Слайд 17
Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы