Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
материал
Аналитическая справка стартовой диагностики обучающихся в 1 «А» классе МБОУ «СОШ №2» в 2020-2021 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по результатам исследования стартовых базовых навыков
обучающихся 1а класса
21 сентября 2020 года была проведена стартовая диагностическая работа обучающихся в 1 А классе МБОУ «СОШ №2». Данный класс обучается по основной общеобразовательной программы УМК «Перпесктива».
В диагностический комплекс были включены задания, разработанные авторским коллективом под руководством Л. Е. Журовой (см. кн. «Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений»/ Под ред. Л.Е. Журовой. — 2_е изд., перераб. и доп. — М.: Вентана Граф, 2005. — с. 39-59).
Именно этот диагностический комплекс предназначен для определения предпосылок к обучению грамоте и математике учащихся 1 класса. Данный комплекс заданий уже применялся в Российской Федерации при проведении широкомасштабного исследования подготовленности первоклассников к освоению школьной программы по математике и русскому языку в начале 1 класса.
Цель диагностики: выявление уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте и математике у первоклассников на первоначальном этапе обучения.
Для успешного овладения чтением, письмом и математикой в 1 классе необходимо:
- владение устной речью, предполагающее достаточный словарный запас и умение выразить свою мысль в общении со взрослым и сверстниками;
- развитие слухо-речевой памяти;
- сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом;
- развитие ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации);
- наглядно-образного мышления, начал логического мышления;
- определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка;
- достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация),
- достаточный уровень развития зрительно-моторных координаций,
- наличие у детей дочисловых представлений.
В психолого-педагогической литературе выделяют четыре основные группы показателей готовности к успешному овладению языковой и математической грамотой:
а) соответствующий возрастной норме уровень общего развития;
б) достаточная степень развития ряда неречевых функций;
в) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;
г) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.
Полученная в ходе диагностических оценочных процедур информация дает возможность выявить обучающихся с разным уровнем подготовленности, создать условия для развития необходимых умений школьников и дальнейшего прогнозирования направлений работы с детьми по достижению индивидуального прогресса каждого первоклассника.
Диагностическую работу выполнили 21 обучающихся 1 Г класса МАОУ «Прогимназии «Созвездие», 100% от общей численности класса.
В диагностический комплекс входило 8 заданий для проведения в групповой форме.
Задание 1 - проверяет умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.
Задание 2 – выявляет умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Задание 3 - определяет умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при правильном понимании текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Задание 4 - направлено на проверку умения сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Задание 5 - выявляет умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.
Задание 6 – проверяет состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Задание 7 – выявляет степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Задание 8 – выявляет интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; выявить способность правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".
Диагностика готовности первоклассников к овладению грамотой и математикой позволяет не только выявить уровень развития у будущих учеников нижеперечисленных умений, но и наметить индивидуальный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения.
В таблице 2 представлены баллы полученные первоклассниками при выполнении отдельных заданий, а также суммарный балл за всю работу (суммарный балл за работу равен 25 баллам).
Таблица 2
Результаты стартовой диагностики
ФИО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Сумма |
3 | 0 | 2 | 4 | 2 | 0 | 0 | 2 | 13 | |
3 | 3 | 2 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 14 | |
3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 24 | |
0 | 0 | 3 | 4 | 3 | 0 | 3 | 0 | 13 | |
3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 0 | 0 | 4 | 19 | |
3 | 0 | 2 | 4 | 2 | 0 | 0 | 2 | 13 | |
3 | 3 | 2 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 14 | |
3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 24 | |
0 | 0 | 3 | 4 | 3 | 0 | 3 | 0 | 13 | |
3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 0 | 0 | 4 | 19 | |
3 | 0 | 2 | 4 | 2 | 0 | 0 | 2 | 13 | |
3 | 3 | 2 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 14 | |
3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 24 | |
0 | 0 | 3 | 4 | 3 | 0 | 3 | 0 | 13 | |
3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 0 | 0 | 4 | 19 | |
3 | 0 | 2 | 4 | 2 | 0 | 0 | 2 | 13 | |
3 | 3 | 2 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 14 | |
3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 24 | |
0 | 0 | 3 | 4 | 3 | 0 | 3 | 0 | 13 | |
3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 0 | 0 | 4 | 19 | |
3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 0 | 0 | 4 | 19 | |
3 | 3 | 2 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 14 | |
3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 24 | |
0 | 0 | 3 | 4 | 3 | 0 | 3 | 0 | 13 | |
3 | 3 | 2 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 14 |
По результатам суммарного балла стартовой диагностики можно выделить три уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте и математике:
- высокий 20-25 баллов;
- средний 13-19 баллов;
- низкий 0-12 баллов.
На диаграмме 1 и в таблице 3 содержатся результаты распределения обучающихся по уровням выполнения работы в количественном и процентном соотношении.
Таблица 3
Количественный состав и процентное распределение первоклассников
Уровни | Количество учащихся | Количество учащихся, % |
Высокий | 1 | 20 |
Средний | 4 | 80 |
Низкий | 0 | 0 |
Диаграмма 1
По результатам обследования (таблица 3) все обучающиеся (100%) показали высокий и средний уровень готовности к обучению грамоте и математике. Для этих учащихся необходимы психолого-педагогические условия, способствующие поддержанию и развития интеллектуального, личностного и творческого потенциала с целью сохранения высокого уровня мотивации к обучению. При этом 14 обучающихся (60%) показали средние результаты, но граничащие с низким уровнем.
Эти дети нуждаются в индивидуальной диагностике, направленной на определение дальнейших путей развития каждого ребенка и определение направлений оказания индивидуальной помощи каждому обучающемуся.
На диаграмме 2 и в таблице 4 наглядно представлены средние результаты выполнения отдельных заданий в 1 Г классе.
Диаграмма2
Таблица 4
Сводная таблица средних результатов
по заданиям, всей работе, распределения по уровням выполнения
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Средний балл за работу |
Средний результат | 2,4 | 1,6 | 2,6 | 3,2 | 2,8 | 0,8 | 1,2 | 2 | 16,6 |
Первоклассники показали высокий уровень сформированности умения сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета) (задание 4). Средний балл выполнения этого задания – 3,2.
Средний уровень стартовых возможностей обучающиеся продемонстрировали при выполнении заданий 1, 3, 5 и 8: задания, направленные на проверку умения зрительно-моторной координации, операции сложения и вычитания, умение классифицировать предметы, понимания терминов "внутри", "вне".
Наибольшую трудность вызвало у учащихся задание 2, 6, 7 связанное с выявлением умения ориентироваться на плоскости, состоянием фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях, выявлением степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Выводы:
При проведении стартовой диагностической работы обучающихся в 1 А класса МБОУ «СОШ №2» все обучающиеся – 25 человек (100%), показали высокий и средний уровень готовности к обучению грамоте и математике.
ФИ, 9 человек - выявлен высокий уровень сформированности предпосылок к обучению грамоте и математике.
ФИ, 16 человек - выявлен средний уровень сформированности предпосылок к обучению грамоте и математике.
Рекомендации:
- Для определения причин полученных результатов необходимо:
- проанализировать типичные ошибки и затруднения учащихся по каждому направлению диагностики;
- выявить факторы, влияющие на уровень полученных результатов.
- Выстроить систему индивидуальной психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся.
- Организовать логопедическую коррекцию в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития.
- Создать индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве.
- Обеспечить постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта.
- Полученные индивидуальные результаты первоклассников должны стать основой для каждого учителя при планировании индивидуальной работы с учащимися.
Классный руководитель Л.П.Рачковская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4.2. Результаты освоения образовательных программ по итогам монитирга системы образования
Результаты освоения образовательных программ по итогам монитирга системы образования...
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 &q...
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
В данном разделе представлены результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования...
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
В данном разделе представлены результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования....
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Сайт «Э
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...