Механизмы и принципы наставничества в профессиональном развитии учителей начальных классов
статья (4 класс)
Данная статья содержит теоретическое обоснование ведущих элементов личностных и профессиональных коммуникаций для наставничества в начальной школе. В данном материале установлено, что динамика становления и методологического оформления наставничества в профессиональном развитии учителей начальных классов обращена к приобретению новых навыков, решений, профессиональных ролей, статусных отношений и компетенций.
Важным итогом статьи является выявление конкретных методологических критериев соотнесения процессов наставничества с тьюторством и коучингом, выделение их ключевых характеристик применительно к сопровождению молодых специалистов в школе. Таким образом, разработка и реализация программного обеспечения наставничества может и должна охватывать как молодых специалистов, так и всех участников образовательного процесса, которые на протяжении профессиональной деятельности учатся новому, осваивают современные методики педагогики и возрастной психологии, совершенствуют компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_statya_dekbr_2023_dokument_microsoft_word.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Ираида Алексеевна,
учитель начальных классов, Высшая категория,
Почётный работник
сферы образования Российской Федерации,
МБОУ СОШ № 27
г. Ставрополь
Volkova Iraida Alekseevna,
primary school teacher, Higher category,
Honorary Worker
the sphere of education of the Russian Federation,
MBOU SECONDARY SCHOOL NO. 27
Stavropol
Механизмы и принципы наставничества в профессиональном развитии учителей начальных классов
Mechanisms and principles of mentoring in the professional development of primary school teachers
Анонс: Данная статья содержит теоретическое обоснование ведущих элементов личностных и профессиональных коммуникаций для наставничества в начальной школе. В данном материале установлено, что динамика становления и методологического оформления наставничества в профессиональном развитии учителей начальных классов обращена к приобретению новых навыков, решений, профессиональных ролей, статусных отношений и компетенций.
Важным итогом статьи является выявление конкретных методологических критериев соотнесения процессов наставничества с тьюторством и коучингом, выделение их ключевых характеристик применительно к сопровождению молодых специалистов в школе. Таким образом, разработка и реализация программного обеспечения наставничества может и должна охватывать как молодых специалистов, так и всех участников образовательного процесса, которые на протяжении профессиональной деятельности учатся новому, осваивают современные методики педагогики и возрастной психологии, совершенствуют компетенции.
Ключевые слова: педагогика, наставничество, наставник, наставляемый, критерии профессионализма, ученик, ребёнок, начальная школа, ценности наставничества в педагогике, педагогическая культура.
Announcement: This article provides a theoretical rationale for leading elements of personal and professional communications for primary school mentoring. In this article, it was established that the dynamics of the formation and methodological design of mentoring in the professional development of primary school teachers turns to the acquisition of new skills, decisions, professional roles, status relations and competencies.
An important result of the article is to identify specific methodological criteria for correlating mentoring processes with tutoring and coaching, highlighting their key characteristics in relation to accompanying young specialists at school. Thus, the development and implementation of mentoring software can and should cover both young specialists and all participants in the educational process who learn new things throughout their professional activities, master modern methods of pedagogy and age psychology, and improve competencies.
Key words: pedagogy, mentoring, mentor, mentored, criteria of professionalism, student, child, elementary school, values of mentoring in pedagogy, pedagogical culture.
Исследуя механизмы и принципы наставничества, как эффективной формы взаимодействия в профессиональном развитии учителей начальных классов, обратимся к некоторым элементам в структуре такой деятельности. Здесь ключевое значение отводится обеспечению непрерывного повышения организации и качества преподавания, высокой ценностной мотивации молодого педагога к профессиональной деятельности. Соответственно, наставничество - это личностные и профессиональные коммуникации, основанные на доверии, мотивах взаимного интеллектуального обогащения, партнёрстве наставника и наставляемых. Также это комплексная методология адаптации к профессии, востребованная при создании условий для развития, саморазвития в профессиональной и индивидуальной творческой деятельности педагогов для любого этапа профессиональной карьеры. В комплексном наполнении, профессионально ориентированное наставничество традиционно занимает важное место в динамике профессионального развития учителей начальных классов. История и традиции такого наставничества предполагают наличие многих вариантов актуального моделирования в системе рассматриваемой деятельности.
Эти положения широко и системно отражены в научных, методологических, экспериментальных трудах и практических пособиях отечественных авторов.
Ценностно ориентированную целевую модель, как систему условий, ресурсов и процессов наставничества в образовательной организации рассматривают Т.Р. Бадамшина, С.В. Бондаренко, Г.А. Вашкина, О.Б. Даутова, Е.А. Дудина, М.Ю. Ефимочкина, Г.А. Кругликова, И.В. Круглова, А.А. Ляпина, Т.Ю. Осипова, Н.М. Полетаева, Т.Ю. Райфшнайдер, Н.Ю. Синягина, М.А. Червонный.
Целевая модель наставничества обращена к формированию качеств личности педагога, необходимых для носителя культурных и моральных ценностей. Об этом пишут Н.Д. Базарнова, Д.А. Игнатьева, Е.В. Игнатьева. Эти авторы исследуют варианты реализации эффективной модели профессионального педагогического наставничества. В свою очередь, актуальные установки для процессов профессионального становления и деятельности молодого учителя рассматривают Е.Н. Агапова, С.Г. Вершловский, С.Ю. Трапицын. Рассматривая роль наставничества в современной школе, Т.Н. Базанкова обращает внимание на необходимость формирования интереса к профессии, сознательного и творческого отношения молодого учителя к педагогической деятельности. Это достигается обеспечением непрерывного образования молодого учителя, формированием, развитием профессиональных и личностных компетенций. Менторство, демонстрация и передача знаний раскрываются посредством, как ранее наработанных, так и перспективных алгоритмов оказания помощи начинающим преподавателям в преодолении различных затруднений.
В содержании универсальной технологии передачи профессионального опыта преподавательской деятельности в образовательных коллективах, наставничество раскрывается в составе целевой модели мероприятий, подходов и методов. Актуальные элементы системы наставничества рассматривают такие авторы, как З.И. Тюмасева, Е.А. Челнокова. Различные формы педагогического наставничества, такие как коучинг, менторство, тьюторство, исследуют Л.Н. Данилова, А.А. Теленкова, А.П. Чернявская.
Соответственно, как указывает законодательство РФ, - ключевая обязанность педагогических работников предполагает систематическое повышение своего профессионального уровня, то есть соответствие требованию «…осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне.» [1]
Как пишут ранее указанные нами авторы, - «…В качестве рабочего определения культуры наставничества в педагогической сфере предлагаем следующее: это набор кодов, которые предписывают наставнику и наставляемому определённое поведение с присущими им мыслями и переживаниями, оказывая на них, тем самым, управленческое воздействие. Культура наставничества подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старшего поколения учителей к младшему. Также необходимым компонентом культуры наставничества является мотивация наставника осуществлять свою деятельность на добровольной основе, осознание важности и ценности данного процесса. Молодой педагог, в свою очередь, должен быть не только реципиентом, но и активным участником деятельности, который способен привносить в нее новые идеи и нестандартные решения. Двусторонний характер отношений чрезвычайно важен в наставничестве.» [2]
Как пишут Ф.Ш. Мухаметзянова и Н.Н. Исланова, - принципы в реализации наставничества должны быть современными, доступными, научными, эффективными, адресными и способствующими развитию уже известных подходов. То есть наставничество позволяет методически аргументированно соединить профессиональное развитие, персонификацию личности, гарантирует деятельный подход к каждому работнику образования. [3] Очевидно, что в состоянии раннего ученического опыта дети не всегда способны критически и правильно оценить возможности собственного жизненного восприятия. Потенциал накопленных знаний о порядке и правилах поведения в обществе ещё не сформирован. Достаточно часто такое формирование происходит под влиянием прямого и некритичного восприятия фрагментов вербального и невербального поведения старших детей, взрослых родственников, соседей, знакомых семьи. Ограниченный такими рамками круг общения объективно затрудняет ребёнка в восприятии, дифференциации положительных и отрицательных примеров из «взрослой жизни». Поведение, речь, жесты, привычки взрослого человека часто становятся предметом копирования, подражания для ребёнка. В классах начального обучения таким «образом», а часто и «образцом» для подражания становится учитель, классный руководитель. Развитие традиций отечественного наставничества, расширенное использование современных информационных средств способствует качественными изменениями в профессиональной деятельности учителей начальных классов. А непрерывное повышение уровня профессионализма, коммуникативной компетентности создаёт условия для развития творческого потенциала самих наставников.
В теоретических конструкциях по реализации проектов профессионального педагогического наставничества актуальна тематика профессионального становления молодого учителя, формирования у него мотивации к позитивному саморазвитию, совершенствованию, к самореализации в профессии. Важное содержательное значение имеет индивидуальный и межличностный контакт наставника и наставляемого. Системное развитие прикладных профессиональных компетенций человека позволит преодолевать снижение мотивации молодых педагогов к самообразованию в проблемных схемах профессиональной деятельности. [4] Соответственно, принципиальное аксиологическое содержание наставничества позволяет выявлять, развивать и управлять динамическими значениями структурных компонентов социализации и индивидуализации личности ребёнка.
В качестве основных выводов по данному материалу отметим следующее:
- динамика становления и методологического оформления наставничества в профессиональном развитии учителей начальных классов обращена к приобретению новых навыков, решений, профессиональных ролей, статусных отношений и компетенций;
- разработка и реализация программного обеспечения наставничества может и должна охватывать как молодых специалистов, так и всех участников образовательного процесса, которые на протяжении профессиональной деятельности учатся новому, осваивают современные методики педагогики и возрастной психологии, совершенствуют компетенции.
Примечания:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) Глава 5, Статья 48.
2. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета (РФ, Нижний Новгород). 2018. Т. 6, №2. С.1. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-1
3. Мухаметзянова Ф.Ш., Исланова Н.Н. Наставничество как механизм поддержки профессионального развития педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. - Казань. 2020 №5.
4. Нугуманова Л.Н., Шайхутдинова ГА., Яковенко Т.В. Профессиональное развитие педагогов как стратегический ориентир деятельности учреждений дополнительного профессионального образования // Инновации в образовании. 2019. № 7. С. 63-73.
Литература и источники:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).
- Воробьева, Е.В. Сравнительный анализ коучинга и наставничества / Е.В. Воробьева, В.А. Разуменко, Н.К. Семенова //Молодой ученый. – 2019. – №№2. – 1193 – 1196.
- Гаспаришвили, А.Г. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии / А. Г. Гаспа- ришвили, О. В. Крухмалева // Народное образование. – 2019. – № 5 (1476). – С. 109–115.
- Дудина, Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура / Е. А. Дудина // Вестник Новосибирского государственного пе- дагогического университета. – 2019. – Т. 7, № 5. – С. 25–36.
- Игнатьева, Д.А. Роль наставника в профессиональной деятельности молодого педагога // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 5 февр. 2016 г.) / редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 90- 93.
- Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Проблемы и зарубежный опыт технологизации наставничества в профессиональном развитии педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-10. С. 17-23.
- Ильясов, Д. Ф. Применение кейс-метода для развития психолого-педагогической компетентности учителей, взаимодействующих со сложными контингентами обучающихся / Д. Ф. Ильясов [и др.] // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2020. – № 2 (43). – С. 5–23.
- Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений: сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 100 с. ISBN 978-5-503-00439-7
- Резанович, И.В. Многоуровневое наставничество и модели его реализации в образовательных организациях / И. В. Резанович // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2021. – № 1 (290). – С. 66–69.
- Савинова С.Ю., Кудрявцева В.В. Наставничество: традиция и новые смыслы // Научное мнение. 2015. №11.
- Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Яковлева Н.О. Адаптационный этап процесса профессиональной социализации студентов педагогического вуза // Образование и наука. 2018. Т. 20, №1. С. 75-95.
- Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Ярославский педагогический вестник, - 2019. DOI 10.24411/1813-145X-2019-10453. УДК 378.
Тестовый материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в педагогической деятельности
Уважаемые коллеги,очень надеюсь,что эта работа поможет преодолеть многие трудности с которыми мы сталкиваемся на работе, тк в статье раскрываются причины неудовлетворённости делом и собой,описываются ...
Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов
Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов по методической теме "Использование метода проектов и ИКТ для активизации познавательного интереса и творческой деятельности уч...
Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов
Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В начале 90-х годов п...
Проект профессионального развития учителя начальных классов
Проект профессионального развития учителя начальных классов.Тема: «Деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС НОО»....
Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов Гариповой Рузалии Дамировны
Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов ...
Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов Шакировой Альфинур Халимовны
Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов Шакировой Альфинур Халимовны (на период 2010 по 2015 года) Методическая тема: «Выявление и развитие творческих способност...