мастер -класс " Они хотят,чтобы их понимали"
материал
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_oni_hotyat_chtoby_ih_ponimali.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс по инклюзивному образованию.
Тема: «Они хотят, чтобы их понимали»
Цель: привлечение внимания учителей школ к проблемам инклюзивного образования.
Задачи:
1. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья;
2. Дать представление о проблеме инклюзивного образования в рамках введения ФГОС;
3. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования.
Участники: учителя школ.
Ожидаемый результат:
Осознание и принятие основных принципов инклюзивного образования участниками и гостями мастер-класса, понимание значимости поставленной проблемы:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Ход мастер класса
Теоретическая часть
До начала мастер класса включен ролик «Мы разные, но мы вместе» (как фон)
- Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас. Проблема, которая станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения, весьма актуальна – «Они хотят, чтобы их понимали». Необходимость её решения продиктована тем, что мы – взрослые должны выводить в большую жизнь толерантного человека. Это во многом определит успешность жизненного пути наших детей.
- Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
- Упражнение НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕЧКА
(Все педагоги получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. (1минута)
Перед вами шаблон человека. Обведите и дорисуйте его. Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги)
Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз)
Посмотрите, какой человек получился у нас. (на доске изображение человека в инвалидном кресле.)
Это инвалид (человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости, или по каким то причинам рожден с таким недугом).
-Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?
- Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?
1. Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями.
Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с инвалидностью. Дети с инвалидностью оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в школе. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.
2.Давайте попробуем разобраться, чем же инклюзивное образование и воспитание отличается от обычного.
Представим себе, что обычный ребёнок вот такой «кругленький цилиндрик». Ходит в обычную школу, с обычными учителями – у нас круглые цилиндрики для круглых отверстий.
Ребёнок с инвалидностью – «колышек квадратный» получает специальное воспитание и образование. Тогда всё подогнано под этот квадратик, созданы квадратные отверстия, для «квадратных колышков» - специальные школы, специальные учителя.
Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться. При этом система адаптируется к потребностям ребенка.
Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это учителя, психолог, логопед, врачи, администрация и конечно же родители. Но центральной фигурой всегда остаётся ребёнок.
1.В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
- дети с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие)
- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)
- дети с тяжелыми нарушениями речи
-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
-дети с задержкой психического развития
-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)
-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.)
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного, гибкого подхода и предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.
Просмотрите отрывок из видео-ролика «Инклюзия. Полная версия. Принятие и участие» выступает Светлана Алёхина, кандидат психологических наук, директор института Проблем инклюзивного образования МГППУ
Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Напишите на лепестках цветка, как вы понимаете это слово, лепестки-ваши ответы прикрепим на доску, и мы получим вот такой чудесный цветок (обобщение).
Толерантность – это и есть основа инклюзивного образования.
Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка с инвалидностью как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить.
Практическая часть
1.Уважаемые коллеги предлагаем вам по группам выполнить некоторые предложенные задания (сердечки на доске).
Практическая часть
1-й стол (зрение)
Игра «Слепой и поводырь».Один из пары участников будет играть роль незрячего, а другой – помощника.
Задание «незрячему».«Закрой, пожалуйста, глаза, глаза и ни в коем случае не подглядывай. Ты должен будешь встать с места, подойти к доске, написать на ней своё имя, положить мел на стол учителя и вернуться на своё место».
Задание помощнику.«Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь. И ещё следи, чтобы твой товарищ не подглядывал.
Вопросы к «незрячему»:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Трудно ли было? Если трудно, то когда?
- Что для тебя было самым трудным?
Вопросы к помощнику:
- Хотелось ли тебе помочь?
- Если хотелось, то когда?
Вопросы ко всей аудитории:
- Что вы видели?
- Где ему было трудно?
- Когда ему больше всего требовалась помощь?
- Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
- С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением?
2-й стол (ОНР)
Игра «узнай новость».Дать листок со словосочетанием или предложением, обсудить 3 минуты и показать без помощи слов написанное.
Человеку плохо на улице. Вы понимаете, что он немой. Ваши действия.
Один из пары участников будет играть роль глухонемого, а другой – прохожего.
Задание ребёнку с нарушениями слуха.«Изобразите, что вам на улице стало плохо. И вы просите о помощи»
Задание прохожему.«Вы – прохожий. Наблюдаете, что человеку плохо на улице. Вы понимаете, что он немой. Ваша задача сделать всё, чтобы помочь ему. Ваши действия»
Вопросы к ребенку с нарушениями слуха:
- Что вы делали?
- Сложно ли было передать предложение, не пользуясь речью?
Вопросы к помощнику:
- Что вы делали?
- Как вы поняли, что хотел сказать «глухонемой»?
- Сложно ли было понять, что хотел сказать «глухонемой»?
Вопросы ко всей аудитории:
- Что вы видели?
- Где ему было трудно?
- Когда ему больше всего требовалась помощь?
- Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
- С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением
3-й стол (ОДА)
Игра «Собери портфель». Один из пары участников будет играть роль ребёнка с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата), а другой – помощника.
Задание ребёнку с нарушениями ОДА.
-Встаньте. Правую руку уберите за спину. Левой рукой снимите с крючка и откройте ранец. Достаньте линейку, учебник.
- Теперь попросите помощника помочь вам присесть на одной ноге.
Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы ребёнок сОДА не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь».
- Теперь помогите ребёнку с ОДА присесть на одной ноге.
Задание ко всей группе:
- А теперь встаньте около своих парт и очень аккуратно, не мешая друг другу, попытайтесь присесть на одной ноге. Расскажите, легко ли вы выполнили это задание?
Вопросы к ребёнку с ОДА:
- Удобно ли вам было выполнять команды?
- Трудно ли было?
- Когда задание «присесть» вам было легче выполнить?
Вопросы к помощнику:
- Хотелось ли помочь?
- Если хотелось, то когда?
Вопросы ко всей аудитории:
- Что вы видели?
- Где ему было трудно?
- Когда ему больше всего требовалась помощь?
- Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
- Вопросы ко всей аудитории:
- -Что вы видели?
- -Где ему было трудно?
- -Когда ему больше всего требовалась помощь?
- -Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
- -С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением, со слухом, с ОДА?
- -Какой из этого можно сделать вывод? (детям-инвалидам необходимо помогать)
- -Жалость обижает инвалидов. Она им не нужна. Для них нужнее спокойное, терпимое отношение к ним. Хорошо, если их понимают и помогают им преодолеть последствия их физических недостатков.
- Педагоги делятся впечатлениями после своих действий.
- Сейчас вы почувствовали на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…
2.Притча (Слайд 6)
«Ладная семья»:
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. (Слайд 7) Три слова были начертаны на бумаге:любовь;прощение;терпение.И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже…
Действительно, всего три слова, но они являются основополагающими для каждого уважающего себя и окружающих человека. Ведь все люди хотят, чтобы их понимали. (Слайд 7 ……)
Спасибо за внимание! (Слайд 8)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей."хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?"
Памятка для родителей "Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?" 1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. 2. Не спешите обвинять учителя...
Памятка для родителей "Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?"
Рекомендации родителям по формированию положительного отношения к школе и учёбе....
Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?
Памятка для родителей....
Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?
Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?...
Памятка “Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?”
Памятка для родителей для успешной адаптации ребёнка к школе....
Памятка для родителей "Вы хотите чтобы ваш ребенок читал?"
В памятке для родителей "Вы хотите чтобы ваш ребенок читал?" приведены советы по развитию чтения у младших школьнико....
Памятка для родителей "Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?"
Ваш ребёнок заявил : "Не пойду больше в школу. заберите меня из неё!" Как вы поступите в данной ситуации? Вот несколько советов....