Научно- методическая разработка по математике "Учусь решать задачи"
методическая разработка (1 класс)

Тихонова Елена Владимировна

В работе представлена памятка по разбору и решению всех видов простых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Алгоритм решения простых задач.145.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

КАК РАБОТАТЬ С ЗАДАЧАМИ


Памятка по работе с задачей:

  1. Читаю задачу (читаю про себя, потом вслух, обвожу кругом математическую информацию)
  2. Называю условие (что известно)
  3. Называю вопрос (что надо узнать)
  4. Записываю математическую модель:
  • кратко
  • схема
  • таблица
  1. Объясняю (сразу ответить  на вопрос задачи…)
  2. Составляю план решения задачи

(первым действием узнаю…

вторым действием узнаю…)

  1. Записываю решение
  2. Записываю ответ


Пример разбора простой задачи

Задача 1 (на увеличение числа)

  1. У Лены 5 значков, а  у Кати на 3 значка больше. Сколько значков у Кати?
  2. Разбор задачи:

У Лены 5 значков, а  у Кати на 3 значка больше – это условие задачи.

Сколько значков у Кати? – это вопрос задачи.

  1. а) Выделяю главные (опорные) слова
  • Что такое число 5 значков? (это сколько у Лены)

Первое главное слово – Лена.

  • Что такое число – на 3 значка больше? (это сколько у Кати)

Второе главное слово – Катя.

Записываю задачу кратко:

Лена – 5 зн.

Катя – ?, на 3 зн. больше

б) Записываю задачу схемой:

            5 зн.

Л.                        3 зн.     

К.  

               

              ? зн.

  1. Объясняю:

У Лены 5 значков, а у Кати на 3 больше. Это значит столько же, сколько у Лены, да еще 3.

  1. Записываю решение:

5+3=8 (зн.)

  1. Называю и записываю ответ (возвращаюсь в вопрос, подставляю полученное число вместо слова сколько).

Ответ: 8 значков у Кати.


Пример разбора простой задачи

Задача 2 (на уменьшение числа)

  1. Валя знает 6 песен, а  Оля на 2 песни меньше. Сколько песен знает Оля?
  2. Разбор задачи:

Валя знает 6 песен, а  Оля на 2 песни меньше – это условие задачи.

Сколько песен знает Оля? – это вопрос задачи.

  1. а) Выделяю главные (опорные) слова
  • Что такое число 3 песни? (это сколько знает Валя)

Первое главное слово – Валя.

  • Что такое число – на 2 песни меньше? (это сколько знает Оля)

Второе главное слово – Оля.

Записываю задачу кратко:

Валя – 6 п.

Оля – ?, на 2 п. меньше

б) Записываю задачу схемой:

                      6 п.

В.                        

О.                           2 п.

               

              ? зн.

  1. Объясняю:

Валя знает 6 песен, а Оля на 2 песни меньше. Это значит столько же, сколько Валя, но без 2.

  1. Записываю решение:

6–2=4 (п.)

  1. Называю и записываю ответ (возвращаюсь в вопрос, подставляю полученное число вместо слова сколько).

Ответ: 4 песни знает Оля.


Пример разбора простой задачи

Задача 3 (разностное сравнение)

  1. Папа окопал 8 яблонь, а Витя – 2 яблони. На сколько больше яблонь окопал папа, чем Витя?
  2. Разбор задачи:

Папа окопал 8 яблонь, а Витя – 2 яблони – это условие задачи.

На сколько больше яблонь окопал папа, чем Витя? – это вопрос задачи.

  1. а) Выделяю главные (опорные) слова
  • Что такое число 8 яблонь? (это сколько окопал папа) 

Первое главное слово – Папа.

  • Что такое число – 2 яблони? (это сколько окопал Витя)

Второе главное слово – Витя.

Записываю задачу кратко:

Папа – 8 ябл.

                           на ? больше?        

Витя – 2 ябл.

б) Записываю задачу схемой:

                 8 ябл.

П.                          

В.                  на ? больше

       

         2 ябл.                                                

  1. Объясняю:

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого: надо из большего числа вычесть меньшее число.

  1. Записываю решение:

8–2=6 (ябл.)

  1. Называю и записываю ответ (возвращаюсь в вопрос, подставляю полученное число вместо слова сколько).

Ответ: на 6 яблонь больше окопал папа.


Пример разбора простой задачи

Задача 4 (на нахождение целого)

  1. У Оксаны 4 ромашки. У Маши 3 ромашки. Сколько всего ромашек у девочек?
  2. Разбор задачи:

У Оксаны 4 ромашки. У Маши 3 ромашки – это условие задачи.

Сколько всего ромашек у девочек? – это вопрос задачи.

  1. а) Выделяю главные (опорные) слова
  • Что такое число 4 ромашки? (это сколько у Оксаны)

Первое главное слово – Оксана.

  • Что такое число – 3 ромашки? (это сколько у Маши)

Второе главное слово – Маша.

Записываю задачу кратко:

Оксана – 4 р.

                           ? р.        

Маша   – 3 р.

б) Составим схему:

                   ? р.  

   

         Оксана          Маша

             4 р.               3 р.

  1. Объясняю:

Чтобы узнать, сколько всего: нужно части сложить.

                              (целое)    

  1. Записываю решение:

4+3=7 (р.)

  1. Называю и записываю ответ (возвращаюсь в вопрос, подставляю полученное число вместо слова сколько).

Ответ: Всего 7 ромашек у девочек.


Пример разбора простой задачи

Задача 5 (на нахождение остатка)

  1. У Кати было 4 груши. Она съела 1 грушу. Сколько груш осталось у Кати?
  2. Разбор задачи:

У Кати было 4 груши. Она съела 1 грушу – это условие задачи.

Сколько груш осталось у Кати? – это вопрос задачи.

  1. а) Выделяю главные (опорные) слова
  • Что такое число 4 груши? (это сколько было)

Первое главное слово – Было.

  • Что такое число – 1 груша? (это сколько съела)

Второе главное слово – Съела.

Записываю задачу кратко:

Было  – 4 гр.

Съела – 1 гр.

Осталось – ? гр.

б) Составим схему. За целый отрезок возьмем сколько было. Целое разделим на 2 части: 1-ю часть назовем съела, 2-ю часть назовем осталось.

                   4 гр.

     

      съела          осталось

        1 гр.             ? гр.

  1. Объясняю:

Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть.

  1. Записываю решение:

4–1=3 (гр.)

  1. Называю и записываю ответ (возвращаюсь в вопрос, подставляю полученное число вместо слова сколько).

Ответ: 3 груши осталось у Кати.


Задачи на увеличение числа

  1. кратко

Лена – 5 зн.

Катя – ?, на 3 зн. больше

или

  1. составим схему:

               5 зн.

Л.                                       3 зн.      

К.  

               

                         ? зн.

Задачи на уменьшение числа

  1. кратко:

Валя – 6 п.

Оля – ?, на 2 п. меньше

или

  1. составим схему:

                        6 п.

В.                        

О.                                           2 п.

                   

           

             ? зн.


Задачи на разностное сравнение

  1. кратко:

Папа – 8 ябл.

                           на ? больше?        

Витя – 2 ябл.

или

  1. составим схему:

                         8 ябл.

П.                        3 зн.     

В.                            на ? больше?

                                       

      2 ябл.

Задачи на нахождение целого

  1. кратко:

Оксана – 4 р. 

                           ? р.        

Маша   – 3 р.

или

  1. составим схему:

                      ? р.    

         

          Оксана            Маша

           

               4 р.               3 р.


Задачи на нахождение остатка

  1. кратко:

Было  – 4 гр.

Съела – 1 гр.

Осталось – ? гр.

или

  1. составим схему:

                  4 гр.    

         

    съела        осталось      

     

  1. гр.             ? гр.

Задачи на нахождение части

а) кратко:

Было  – 4 гр.

Съела – ? гр.

Осталось – 3 гр.

или

б) составим схему:

                  4 гр.    

         

    съела        осталось      

     

    ? гр.             3 гр.


Составная задача

У Лены 5 значков, а у Кати на 3 значка больше.

Сколько значков у Кати? Сколько всего значков у девочек?

  1. кратко

                                       

Лена – 5 зн.

                                                  ? зн.          

Катя – ?, на 3 зн. больше

или

  1. составим схему:

         5 зн.

Л.                                            

        3 зн.        ? зн.

К.  

                         ? зн.

Решение:

  1. 5+3=8 (зн.) – у Кати
  2. 5+8=13 (зн.) – всего

5+(5+3)=13 (зн.)

Ответ: 8 значков у Кати; всего у девочек 13 значков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»

Данная научно-методическая работа  раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...

Метод учебного проекта в начальной школе (научно-методическая разработка)

Данная научно-методическая разработка описывает использование метода проекта на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"

П л а н       работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая  общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...

Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Рецензия на научно-методическую разработку

Рецензия методиста ОУМЦ СВАО на научно-методическую разработку "Интегрированный подход к выполнению творческих проектов в процессе изучения предметов "Окружающий мир" и "Технология"...

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

Методическая разработка по математике "Решаем задачи"

В этой разработке представлены карточки с заданиями по математике для 2 класса по теме "Решение задач"...