Научно- методическая разработка по математике "Учусь решать задачи"
методическая разработка (1 класс)
В работе представлена памятка по разбору и решению всех видов простых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм решения простых задач. | 145.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
КАК РАБОТАТЬ С ЗАДАЧАМИ
Памятка по работе с задачей:
- Читаю задачу (читаю про себя, потом вслух, обвожу кругом математическую информацию)
- Называю условие (что известно)
- Называю вопрос (что надо узнать)
- Записываю математическую модель:
- кратко
- схема
- таблица
- Объясняю (сразу ответить на вопрос задачи…)
- Составляю план решения задачи
(первым действием узнаю…
вторым действием узнаю…)
- Записываю решение
- Записываю ответ
Пример разбора простой задачи
Задача 1 (на увеличение числа)
- У Лены 5 значков, а у Кати на 3 значка больше. Сколько значков у Кати?
- Разбор задачи:
У Лены 5 значков, а у Кати на 3 значка больше – это условие задачи.
Сколько значков у Кати? – это вопрос задачи.
- а) Выделяю главные (опорные) слова
- Что такое число 5 значков? (это сколько у Лены)
Первое главное слово – Лена.
- Что такое число – на 3 значка больше? (это сколько у Кати)
Второе главное слово – Катя.
Записываю задачу кратко:
Лена – 5 зн.
Катя – ?, на 3 зн. больше
б) Записываю задачу схемой:
5 зн.
Л. 3 зн.
К.
? зн.
- Объясняю:
У Лены 5 значков, а у Кати на 3 больше. Это значит столько же, сколько у Лены, да еще 3.
- Записываю решение:
5+3=8 (зн.)
- Называю и записываю ответ (возвращаюсь в вопрос, подставляю полученное число вместо слова сколько).
Ответ: 8 значков у Кати.
Пример разбора простой задачи
Задача 2 (на уменьшение числа)
- Валя знает 6 песен, а Оля на 2 песни меньше. Сколько песен знает Оля?
- Разбор задачи:
Валя знает 6 песен, а Оля на 2 песни меньше – это условие задачи.
Сколько песен знает Оля? – это вопрос задачи.
- а) Выделяю главные (опорные) слова
- Что такое число 3 песни? (это сколько знает Валя)
Первое главное слово – Валя.
- Что такое число – на 2 песни меньше? (это сколько знает Оля)
Второе главное слово – Оля.
Записываю задачу кратко:
Валя – 6 п.
Оля – ?, на 2 п. меньше
б) Записываю задачу схемой:
6 п.
В.
О. 2 п.
? зн.
- Объясняю:
Валя знает 6 песен, а Оля на 2 песни меньше. Это значит столько же, сколько Валя, но без 2.
- Записываю решение:
6–2=4 (п.)
- Называю и записываю ответ (возвращаюсь в вопрос, подставляю полученное число вместо слова сколько).
Ответ: 4 песни знает Оля.
Пример разбора простой задачи
Задача 3 (разностное сравнение)
- Папа окопал 8 яблонь, а Витя – 2 яблони. На сколько больше яблонь окопал папа, чем Витя?
- Разбор задачи:
Папа окопал 8 яблонь, а Витя – 2 яблони – это условие задачи.
На сколько больше яблонь окопал папа, чем Витя? – это вопрос задачи.
- а) Выделяю главные (опорные) слова
- Что такое число 8 яблонь? (это сколько окопал папа)
Первое главное слово – Папа.
- Что такое число – 2 яблони? (это сколько окопал Витя)
Второе главное слово – Витя.
Записываю задачу кратко:
Папа – 8 ябл.
на ? больше?
Витя – 2 ябл.
б) Записываю задачу схемой:
8 ябл.
П.
В. на ? больше
2 ябл.
- Объясняю:
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого: надо из большего числа вычесть меньшее число.
- Записываю решение:
8–2=6 (ябл.)
- Называю и записываю ответ (возвращаюсь в вопрос, подставляю полученное число вместо слова сколько).
Ответ: на 6 яблонь больше окопал папа.
Пример разбора простой задачи
Задача 4 (на нахождение целого)
- У Оксаны 4 ромашки. У Маши 3 ромашки. Сколько всего ромашек у девочек?
- Разбор задачи:
У Оксаны 4 ромашки. У Маши 3 ромашки – это условие задачи.
Сколько всего ромашек у девочек? – это вопрос задачи.
- а) Выделяю главные (опорные) слова
- Что такое число 4 ромашки? (это сколько у Оксаны)
Первое главное слово – Оксана.
- Что такое число – 3 ромашки? (это сколько у Маши)
Второе главное слово – Маша.
Записываю задачу кратко:
Оксана – 4 р.
? р.
Маша – 3 р.
б) Составим схему:
? р.
Оксана Маша
4 р. 3 р.
- Объясняю:
Чтобы узнать, сколько всего: нужно части сложить.
(целое)
- Записываю решение:
4+3=7 (р.)
- Называю и записываю ответ (возвращаюсь в вопрос, подставляю полученное число вместо слова сколько).
Ответ: Всего 7 ромашек у девочек.
Пример разбора простой задачи
Задача 5 (на нахождение остатка)
- У Кати было 4 груши. Она съела 1 грушу. Сколько груш осталось у Кати?
- Разбор задачи:
У Кати было 4 груши. Она съела 1 грушу – это условие задачи.
Сколько груш осталось у Кати? – это вопрос задачи.
- а) Выделяю главные (опорные) слова
- Что такое число 4 груши? (это сколько было)
Первое главное слово – Было.
- Что такое число – 1 груша? (это сколько съела)
Второе главное слово – Съела.
Записываю задачу кратко:
Было – 4 гр.
Съела – 1 гр.
Осталось – ? гр.
б) Составим схему. За целый отрезок возьмем сколько было. Целое разделим на 2 части: 1-ю часть назовем съела, 2-ю часть назовем осталось.
4 гр.
съела осталось
1 гр. ? гр.
- Объясняю:
Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть.
- Записываю решение:
4–1=3 (гр.)
- Называю и записываю ответ (возвращаюсь в вопрос, подставляю полученное число вместо слова сколько).
Ответ: 3 груши осталось у Кати.
Задачи на увеличение числа
- кратко
Лена – 5 зн.
Катя – ?, на 3 зн. больше
или
- составим схему:
5 зн.
Л. 3 зн.
К.
? зн.
Задачи на уменьшение числа
- кратко:
Валя – 6 п.
Оля – ?, на 2 п. меньше
или
- составим схему:
6 п.
В.
О. 2 п.
? зн.
Задачи на разностное сравнение
- кратко:
Папа – 8 ябл.
на ? больше?
Витя – 2 ябл.
или
- составим схему:
8 ябл.
П. 3 зн.
В. на ? больше?
2 ябл.
Задачи на нахождение целого
- кратко:
Оксана – 4 р.
? р.
Маша – 3 р.
или
- составим схему:
? р.
Оксана Маша
4 р. 3 р.
Задачи на нахождение остатка
- кратко:
Было – 4 гр.
Съела – 1 гр.
Осталось – ? гр.
или
- составим схему:
4 гр.
съела осталось
- гр. ? гр.
Задачи на нахождение части
а) кратко:
Было – 4 гр.
Съела – ? гр.
Осталось – 3 гр.
или
б) составим схему:
4 гр.
съела осталось
? гр. 3 гр.
Составная задача
У Лены 5 значков, а у Кати на 3 значка больше.
Сколько значков у Кати? Сколько всего значков у девочек?
- кратко
Лена – 5 зн.
? зн.
Катя – ?, на 3 зн. больше
или
- составим схему:
5 зн.
Л.
3 зн. ? зн.
К.
? зн.
Решение:
- 5+3=8 (зн.) – у Кати
- 5+8=13 (зн.) – всего
5+(5+3)=13 (зн.)
Ответ: 8 значков у Кати; всего у девочек 13 значков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»
Данная научно-методическая работа раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...
Метод учебного проекта в начальной школе (научно-методическая разработка)
Данная научно-методическая разработка описывает использование метода проекта на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....
Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"
П л а н работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...
Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...
Рецензия на научно-методическую разработку
Рецензия методиста ОУМЦ СВАО на научно-методическую разработку "Интегрированный подход к выполнению творческих проектов в процессе изучения предметов "Окружающий мир" и "Технология"...
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...
Методическая разработка по математике "Решаем задачи"
В этой разработке представлены карточки с заданиями по математике для 2 класса по теме "Решение задач"...