Экологическое образование младших школьников
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Экологическое образование 

младших школьников

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_obrazovanie_mladshih_shkolnikov.doc395.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Экологическое образование

младших школьников


Оглавление

Введение        3

Глава 1. История педагогической мысли об экологическом образовании        5

Глава 2. Составляющие экологического образования        8

2.1. Сущность и задачи экологического образования        8

2.2. Содержание экологического образования младших школьников        10

2.3. Возрастные и психологические особенности восприятия и познания природы школьниками        14

2.4. Модели экологического образования        15

2.5. Некоторые подходы к экологическому образованию младших школьников        19

2.5.1. «Природа! Восхищение ею – сострадание ей – сохранение ее»        19

2.5.2. Витагенный подход.        21

2.6. Диагностика педагогического процесса        25

2.7. Работа с родителями по экологическому воспитанию        27

2. 8. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе        33

2.9. Возможности системы дополнительного образования в экологическом образовании        36

Глава 3. Разработка и апробация методического пособия «Мы и природа»        41

Заключение        43

Список литературы        44

Приложение        46


Введение

Многие столетия человек стремился покорить природу, подчинить ее своей воле. Еще совсем недавно человечество считало, что ресурсы Земли неисчерпаемы, а воздействие человека на природу несущественно. Сегодня же обнаружилось, что наша планета не так велика и не настолько богата, чтобы можно было не считать и не беречь ее запасы. Проблема «человек – общество – природа» завоевала сегодня первостепенное внимание в мировой науке. Научно-технический прогресс возможен только при рациональном использовании богатейших природных ресурсов страны. Одним из аспектов этой проблемы является изучение и научно-обоснованное использование природы.

Решение этой проблемы неразрывно связано с формированием ответственного отношения к природной сфере, которое включает в себя «систему теоретических и практических, нравственных и эстетических, деловых и бескорыстных связей человека с окружающим миром». В условиях надвигающейся катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование человека всех возрастов и профессий.

В системе экологического образования исключительно важную роль играет школа, где оно должно носить непрерывный, интегрированный характер и осуществляться в течение всей жизни человека, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Особенно огромное значение для экологического образования приобретает период обучения детей в начальной школе, где  делаются первые значительные шаги по изучению и общению детей с природой. Именно начальная школа является одним из первых звеньев становления человека – гражданина, хозяина своей Земли, где закладываются основы экологической культуры, формируется научно-обоснованное отношение к природной среде.

 Мы рассматриваем экологическое образование как целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде во всех видах и формах.

Цель данной работы – выявить главные составляющие экологического образования.

Задачи - проанализировать некоторые формы и содержание работы с  младшими школьниками, в том числе и содержание работы в семье;

показать роль семьи, способствующую становлению и  развитию экологической культуры детей;

разработать методическое пособие по экологическому образованию.

Объектом исследования является экологическое образование. Предмет исследования: составляющие экологического образования.

Гипотеза: в начальной школе закладываются основы экологической

культуры; семья играет в этом немаловажную роль.

Методы исследования: критический анализ литературы, сравнение, построение гипотезы, изучение и обобщением массового педагогического опыта, анализ понятийного аппарата.


Глава 1. История педагогической мысли об экологическом образовании

Термин  «экологическое  воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы  с различных  точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня прошедшие красной нитью через педагогические  учения нескольких столетий идеи природо-и культуросообразности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности  человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса (Я. А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.)

Природное в человеке, считал Я.А.Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, он формулирует как закономерность воспитания принцип самодеятельности воспитанника в осмыслении и деятельном  освоении мира. Признавая индивидуальность природных задатков, Я. А. Коменский усматривал цель воспитания в их раскрытии. Эта цель может быть достигнута при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться действовать с помощью руки и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.

Идеи «естественного развития» ребенка придерживался и Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что такое развитие обеспечивает совокупность трех факторов воспитания: природа, люди и общество в целом. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Задача педагога при этом - сгармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал, прежде всего, самостоятельное накопление жизненного опыта. Под естественным воспитанием он понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы.

И. Г. Песталоцци рассматривал человека в качестве совершенного существа, и идея природосообразности воспитания в его трудах приобретала смысл организации воспитательного процесса в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития. Гармоническое развитие всех сил и способностей человека - такова, по убеждению И. Г. Песталоцци, цель воспитания. Педагог считал, что природными силами и способностями ребенка присуще стремление к развитию: «… глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Сегодня на наш взгляд особенно важны утверждения И.Г.Песталоцци о роли воспитания как стимулирующего детскую самодеятельность и саморазвитие природных сил и задатков; содержащаяся в его трудах критика современной ему школы за отрыв обучения от жизни и настойчивое требование организовать многостороннюю деятельность детей, развивающую их «ум, сердце и руки».

К названным подходам близок А.Дистервег. Природосообразность воспитания в его трактовке – это следование  за процессом естественного развития человека, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. А.Дистервег, видвинул наряду с принципом природосообразности воспитания идею культуросообразности, ближе всего подошел к  принципу единства, целостности окружающей среды – природной и социальной в органической взаимосвязи с самим человеком. Он считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова…

Целостную научную систему, в которой воспитание мыслилось как всестороннее развитие человека, формирование его «во всех отношениях» на основе изучения и раскрытия природы человека во всех ее сложных аспектах, во всем многообразии отношений человека с себе подобными, с природной и социальной  средой разработал К.Д.Ушинский. Ему принадлежит идея народности  в воспитании, «традиции,обычаи которой уходят корнями в отношения человека с родной для него природой». Под народностью К.Д.Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

В непосредственной и органичной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой. К народной педагогике восходят Толстовские идеи воспитания высоконравственной личности, глубокого, органичного соединения человека и природы, привлечения детей к разносторонней деятельности. В организованной им Яснополянской школе Л.Н.Толстой широко практиковал экскурсии, опыты, предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде.

Таким образом, идея природосообразности воспитания многоаспектна и включает в себя: а) «следование природе ребенка», учет возрастных и индивидуальных особенностей; б) идею использования природной среды в целях воспитания, организацию взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира; в) соответствие воспитательного процесса особенностям окружающей природной и социальной среды, ее культурным традициям.

Идеи природо – и культуросообразности воспитания получили новый импульс в своем развитии в начале ХХ столетия как в зарубежной, так и отечественной педагогике. Они приобрели некоторый крен в сторону социального воспитания, но, тем не менее, в работах ученых и практиков названного периода содержится большое количество положений, представляющих научный интерес с точки зрения современных проблем экологического воспитания школьников.


Глава 2. Составляющие экологического образования

2.1. Сущность и задачи экологического образования

Что же понимать под экологическим образованием?  Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью».

Педагоги-ученые (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности общества.

Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить следующим образом:

КОМПОНЕНТЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

Экологические знания и умения


Экологическое мышление


Ценностные ориентации


Экологически оправданное поведение

По мнению Л.П.Симоновой, формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся.

Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного  отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Ряд авторов (Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Терентьева Е.Ф. и др.) утверждают, что становление экологически образованной личности в педагогическом процессе возможно при решении следующих задач:

Формирование у детей элементов экологического сознания.  Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером ( степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе ( уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранить, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за  правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического образования требует решения всех перечисленных задач в единстве.

Маневцова Л.М., Кондратьева Н.Н., считают, что реализация задач экологического образования возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность.

Таким образом. мы выявили главную на наш взгляд составляющую экологического образования  – это целенаправленность  образовательного процесса.

2.2. Содержание экологического образования младших школьников

Содержание экологического образования влияет на развитие многих качеств у ребенка. Каких?  Этот вопрос волнует многих педагогов-учителей, воспитателей, работников дополнительного образования, родителей. Какие знания об окружающей среде – природе, людях, обществе, их взаимоотношениях получит младший школьник? Какой образ мира будет им создан? Каковы будут его отношения к этому миру и его обитателям? Будет он добрым, милосердным или, напротив, злым, черствым, жестоким? Какой реальный взгляд в благоустройство и сохранность своего окружения он может сделать? И вообще, к какому идеалу должен стремиться педагог, воспитывая, обучая и развивая ребенка младшего школьного возраста? Некоторое представление об этом дает учебный стандарт общеобразовательной области «Экология» (1993, 1998).

Данная область образования играет первостепенную роль в экологическом образовании младших школьников. Именно младший школьный возраст в психолого-педагогической литературе рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире и отношениях к нему человека. Практическая ориентация знаний создает основу для формирования ответственного отношения к окружающей среде, к природе Земли как среде обитания и жизнедеятельности человека. Системная характеристика объектов изучения, носящих биоцентрический, антропогенный и социоприродный характер, содержательно раскрывает экологические взаимодействия разных видов – организмов со средой обитания, природных сообществ, человека и общества с окружающей средой. Ведь экология – это часть биологии, изучающая отношения организмов с окружающей средой, или комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека). В соответствии с этим содержание экологического образования в начальной школе составляют природные системы разного уровня.

В основу изучения младшими школьниками природных систем разного уровня положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания, рассматриваемых преимущественно на примере связей живых организмов с условиями среды жизнедеятельности. Это отвечает познавательным возможностям ребенка.

Живые организмы как единицы живого, носители  жизни на планете Земля зависят от различных факторов среды обитания. Их взаимодействие рассматривается на примерах единства организмов со средой обитания – водной, наземно – воздушной, почвенной и в ряде  случаев с другим организмом как средой обитания, на примерах пищевых и климатических связей. Жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе происходит в конкретных местах их обитания – в природных сообществах (в лесу, на лугу, в водоемах). Представление об этих сообществах и приспособленности организмов к жизни в них младшие школьники получают при изучении леса, луга, пресного водоема.

Содержание знаний об окружающей среде и экологических взаимодействиях в начальной школе представляет собой несколько содержательных линий:

Биосфера – глобальная экосистема;

Экосистемы элементарные;

Человек и человечество в экосистемах Земли.

Первая содержательная линия подводит учащихся к выводу, что планета Земля – наш общий дом, что в этом доме есть все, необходимое для жизнедеятельности организмов.

Выпускник начальной школы должен знать: планета Земля – наш большой дом, дом всего человечества; Солнце – источник жизни на Земле; основные группы живых организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры).

Выпускник начальной школы должен уметь применять теоретические знания в оздоровлении окружающей среды.

Вторая содержательная линия «Экосистемы элементарные» раскрывает жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания – в природных сообществах ( в лесу, на лугу, в пресных водоемов),  в искусственных сообществах ( в поле, саду, огороде).

Младший школьник должен знать: разнообразие организмов в экосистемах (природных сообществах) своей местности, связи между ними (примеры); основные среды обитания живых организмов; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); искусственные сообщества своей местности и их отличия от естественных природных сообществ; значение домашних животных и культурных растений в жизни человека, условия их выращивания и необходимость ухода; основные растения поля, сада, огорода и виды домашних животных; организмы, приносящие ущерб хозяйству человека и некоторые меры борьбы с ними (например: прополка).

Младший школьник должен уметь: выполнять правила поведения в природе; применять знания при общении с живыми организмами; применять теоретические знания в практической деятельности по улучшению природного окружения; ухаживать за домашними животными (кошка, собака)  и культурными растениями (посильное участие).

Третья содержательная линия «Человек и человечество в экосистемах Земли». Жизнь, деятельность и здоровье человека связаны с окружающей средой, ее состоянием. Развитие природы неразрывно связано с развитием человечества, создающего «вторую природу» - искусственную среду обитания, которая вместе с природой образует единую окружающую человека среду.

Младший школьник должен знать: биосоциальную сущность человека; связи человека с окружающей природной и социокультурной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека; разносторонние связи людей с окружающей средой; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; о необходимости сохранения благоприятной окружающей среды.

Младший школьник должен уметь: заботиться о здоровом образе жизни; заботиться об оздоровлении окружающей природной и социокультурной среды, об улучшении качества жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); оценивать поведение людей в природе и обществе; улучшать окружающую среду (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение).

Методы и приемы познания окружающего мира.        

Младший школьник должен знать, что такое наблюдение и опыт.

Младший школьник должен уметь: наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов; составить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

В младшем школьном возрасте преобладающую роль в становлении и развитии отношений играют эмоциональные процессы. И важнейшей составной частью отношений детей к окружающей среде является выражение ими определенных чувств к многообразным проявлениям жизни на Земле, к обилию форм, красок, звуков, ароматов.

На наш взгляд, у учащихся начальной школы необходимо воспитывать эстетическую и нравственную отзывчивость на прекрасное и экологически неприемлемое в окружающей среде, в поведении людей.

Учащиеся должны уметь: оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости (конкретные примеры); выражать свое отношение к природе и людям творчески в виде рисунков, поделок, сочинений, сказок и т.п.

Комплексная характеристика вышеприведенных требований позволит увидеть «портрет» экологически грамотного выпускника начальной школы.

2.3. Возрастные и психологические особенности восприятия и познания природы школьниками

В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.

Общение с природой вызывает у школьников эмоциональный отклик, т.к. он своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечения к окружающему миру. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения (это уподобление называется антропоморфизмом). Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, показать, понять.

Но в то же время часть ребят относится к природе потребительски, а подчас и жестоко (ловят насекомых, мучают животных, разоряют муравейники и птичьи гнезда, топчут и рвут без нужды растения и т.п.). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.

Эти примеры говорят о сложности взаимоотношений природа – дети, и поэтому естественного интереса и желания быть с природой недостаточно для экологического образования.

От школы, учителя, его целенаправленной и систематической работы зависит дальнейшее укрепление интереса к природе, развитие нравственно – эстетических чувств, предопределяющих активную действенную позицию к  природным объектам (помочь, позаботиться, защитить и др.), а также предупреждение бессердечного отношения к живому, проявления жестокости, черствости и пренебрежения. Очень важно приучить ребят восхищенно - уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется. С тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. При осуществлении задач экологического образования необходим комплекс таких методических средств и приемов, чтобы изучение природы и любое общение с ней оставляло в памяти ребенка глубокий след, непременно воздействовало на чувства и сознание. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.

2.4. Модели экологического образования

Необходимость разработки оптимальной модели экологического образования осознают многие педагоги. Но что такое модель, и какую модель избрать для обучения, воспитания и развития детей?

Современные тенденции в теории и практике экологического образования свидетельствуют о том, что типология моделей в этом отношении за последние десятилетие прошла определенный путь становления и развития от однопредметной – к межпредметной (многопредметной) и смешанной (комбинированной).

Первый период разработки модели экологической направленности в начальной школе связан с введением в конце 60-х – начале 70-х годов во 2-3 классах природоведение. Идея этого предмета родилась еще в конце прошлого столетия и связана с именами А. Я. Герда, Д. Н. Кайгородова, А.П.Павлова, в работах, которых рассматривались вопросы интеграции естественнонаучных знаний. Эта заманчивая идея не была реализована в свое время на практике, к ней вернулись спустя много десятков лет, во время серьезных преобразований начальной школы. Они проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нем нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением. Экологическая ориентация курса прослеживается в объяснительной записке программы, в формулировке целей и задач, в перечне требований к знаниям и умениям учащихся. Это четко выраженная экологическая направленность нового курса, который в наши дни именуется традиционным, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели. Но такая модель оказалась малоэффективной.

Основные причины малоэффективности кроются в том, что экологическое образование – сложное комплексное образование и один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания, в том числе и знания по биологической экологии, справиться со становлением и развитием многогранных отношений к природной и социальной среде не может.

Уже в середине 70-х годов на повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования школьников. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждым учебным предметом раскрывается свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Однако воплощению такой модели, актуальность которой сохраняется, препятствует сложности, возникающие при конструировании единого содержания и реализации его на практике: ведь каждый учебный предмет строится в логике своей науки, отличной от цели экообразования. Пока же использование межпредметного содержания и форм обучения носит в основном стихийный, фрагментарный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников.

Симонова Л.П. считает:  современные тенденции развития экологического образования показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель. При ее использовании все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно – воспитательные цели. Координирующую, или центрирующую, роль возьмет на себя один из альтернативных (вариативных или параллельных) интегрированных современных курсов экологической направленности. В содержании этих курсов типа «Окружающий мир» в органичной связи представлены естественнонаучные и социальные компоненты содержания. Роль других учебных предметов, специфика образовательных и воспитательных целей которых многообразна, вспомогательная. Смешанная модель позволяет на базе всех учебных предметов начальной школы рассматривать различные аспекты взаимодействия человек – общество – природа и обобщать их в интегрированном уровне. Первостепенное место в ней занимают вопросы формирования эмоционально – нравственного отношения младшего школьника к природе, развития эстетических мотивов его восприятия.

Предметы гуманитарно – эстетического цикла, образовательные области «Филология и искусство», могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры младших школьников. Это связано с особой чувствительностью детей к яркому, эмоциональному слову, богатству красок, форм и музыкальных образов (звуков). Определенная специфика познания природы проявляется в художественном освоении природной и социальной действительности и отображении ее в виде художественных образов. Предметы этого цикла (языки и литература, изобразительное искусство, музыка) могут способствовать развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению учащихся с природой и грамотному поведению в ней; содействовать развитию эстетических и нравственных отношений к окружающей природной и социальной среде средствами искусства (сочинения, рисунки, поделки и т. п.).

Трудовое обучение, образовательная область «Технология», способствует расширению знаний младших школьников о практической роли природных материалов (ресурсов) в жизни человека, о разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни отдельного человека и общества в преобразовании природного и социального окружения. Уроки трудового обучения формируют умения рационального и бережного обращения с предметами и объектами природы и изделиями из них, а также безопасному обращению с ними.

Занятия физической культуры, образовательная область «Физическая культура», младших школьников закрепляют их элементарные знания о своем организме и охране здоровья с помощью природных факторов и здорового образа жизни (в особенности движение и закаливание), развивают сознание значимости гигиенических навыков и умений в сохранении и укреплении своего здоровья.

Образовательная область «Математика» создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи дают возможность раскрыть вопросы среды обитания, показать заботу о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.

Образовательная область «Окружающий мир» («Естествознание» и «Обществоведение») содействуют осознанию ребенком места человека в природе и обществе, знакомит с правилами и обязанностями по отношению к природе и обществу, с традициями природопользования разных народов России. Предмет интегрированного характера-естествознание (природоведение, окружающий мир и др.) включает элементы экологических знаний: организм и среда, цепи питания, сезонные изменения в природе, природная среда и здоровье человека и др., а в целом дает естественнонаучную основу понимания младшими школьниками необходимости сохранения окружающей среды обитания живых существ на Земле.

Наряду с новым интегрированным курсом (по выбору) в смешанной модели обучения непременно должны быть задействованы и все остальные предметы начальной школы, которые раскрывают тот или иной аспект экологических взаимодействий.

Таким образом, модель образовательного процесса есть важная составляющая экологического воспитания. Только при оптимальном выборе модели обучения возможна реализация цели и задач экологического образования

2.5. Некоторые подходы к экологическому образованию младших школьников

2.5.1. «Природа! Восхищение ею – сострадание ей – сохранение ее»

В настоящее время существуют различные подходы к экологическому образованию младших школьников, разработаны соответствующие учебно-методические комплексы (более или менее удачные). В них по-разному ставятся и решаются проблемы сочетания экологического воспитания и образования. Идет поиск и создание системы экологических знаний, включенных в единую систему образования.

Дети должны учиться любви к природе, учиться сопереживать ее бедам и, наконец, учиться грамотно защищать ее и бороться за ее сохранение. Таков подход к экологическому образованию ученого, педагога В. А. Алексеева. Его взгляды полностью разделяют педагоги-практики Стаценко В. и Петрова Г. Они считают, что экологическое образование школьников проходит через ряд этапов, и его содержание усложняется по мере взросления и развития ребенка. Значит и деятельность педагогов по успешному экологическому образованию учащихся начальных классов зависит от того, на сколько эффективно эта работа проводилась с детьми дошкольного возраста – в семье, детском саду, какой нравственно-эстетический и экологический опыт они накопили.

Первый этап включает в себя любование природой, умением посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениями природы (цветущий сад, краски осеннего леса, закат солнца и т.д.). Огромную роль в этом процессе играет не только беседа педагога по ходу любования природой, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи, других видов искусства.

Произведения искусства нельзя рассматривать только как иллюстрированный материал к картинкам и «настроению» природы. Они в какой-то мере действительно служат иллюстрацией, но в основном призваны формировать экологическую культуру ребенка, которая включает в себя и гуманное отношение к природе, и чувство ответственности за ее судьбу как наивысшую человеческую ценность.

Второй этап предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе.

Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Загородные прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе.

Каждый уголок природы не оставляет школьников равнодушными, восхищая величием, гармонией, тонкой игрой многоцветья или наоборот, вызывая в  их душе бурю недоумения и негодования. Это и выгоревший от непотушенного костра участок леса, и нефтяные пятна на водной глади реки, и следы от обильного застолья горе-туристов. Поэтому в ходе экскурсии или турпохода под руководством педагога ребята накапливают материал для будущего альбома (фотографии, рисунки, стихи, зарисовки о природе и т.п.)

Работа над альбомом обогащает память учащихся, развивает любознательность, позволяет взглянуть на природу родного края глазами первооткрывателя, поэта, художника, лучше осмыслить и понять красоту окружающего мира.

Третий, завершающий этап утверждает в сознании и отражает в деятельности школьников принцип рачительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства.

Большое значение в этом плане имеет знакомство учащихся с русским фольклором, в частности, с закупами и народными приметами. Закупы представляют собой словесные предписания, оберегающие птиц, зверей, растения от бессмысленного уничтожения. Именно закупам принадлежит немалая роль в формировании у детей бережного отношения к природе (рябину не руби – будет грех; синицу не зори – будет дома пожар и др.).

Наградные приметы или знания об изменениях в окружающей среде помогли не только жить с природой в ладу, но и познавать ее законы, учитывать их в трудовой деятельности, поэтому дети младшего школьного возраста с особым интересом воспринимают народные приметы (чем больше роса, тем жарче будет день и др.)

2.5.2. Витагенный подход.

Учитель-практик Кривенко В.Л. выделяет витагенный подход к экологическому обучению и воспитанию. Она считает, что экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать развитию общества (коэволюция).

В том, что экологическое образование должно охватывать всю жизнь человека, некоторые педагоги видят проблему использования в учебно-воспитательном процессе жизненного опыта личности, т.е. витагенное обучение.

Витагенное обучение доктор педагогических наук А.С.Белкин трактует как «обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях…».

В основе витагенного подхода к обучению лежит признание того, что многообразный жизненный опыт – ценнейшее достояние человека. Он является необходимой предпосылкой человеческого познания. Теоретические формы знания расширяют, обогащают, систематизируют этот опыт, но ни в коей мере не могут его заменить. Исследования Кривенко В. Л ( вслед за Ш.А.Амонашвили) позволяют утверждать, что «чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества».

Витагенное обучение позволяет рассматривать ученика в качестве равноправного участника процесса познания, в качестве носителя ценностного знания. При таком подходе ученик является не только объектом, но и субъектом познавательной деятельности.

Академик А.С.Белкин определил основные, обобщенные источники витагенной информации:

влияние средств литературы;

влияние произведений искусства;

социальное, деловое, бытовое общение;

различные виды деятельности;

образовательный процесс.

Нами проводились специальные исследования с целью определения содержания витагенной информации у младших школьников о проблемах экологии, охраны окружающей среды и роли человека в природе с опорой на их витагенной опыт. Экспериментальное задание выполняли 44 третьеклассника. Учащиеся писали мини-сочинение (приложение 2), тема которого была сформулирована в виде вопроса « Что вы знаете о роли человека в природе? Он приносит ей пользу или вред?» Сочинения содержали сведения о вреде, который человек наносит природе. О пользе, приносимой людьми, написали 90%. То есть 10% учащихся видят только плохое, вред от людей. В определенной мере это негативное суждение свидетельствует либо о недостаточной информативности учащихся в вопросах охраны природы, либо об особой восприимчивости субъекта к проблемам и бедам природы.

Среди сочинений учащихся большую долю занимают высказывания, содержащие витагенную информацию, приобретенную ими на предыдущих уроках (природоведения, экологии). Например, «Сажают деревья», «Вырубать лес – значит загрязнять воздух», «Подкармливают животных» и т.п.

Суждения учащихся о пользе приносимой природе людьми, можно классифицировать на две группы: 1) о конкретных делах, мероприятиях приносящих пользу природе; 2) о том, как человек помогает природе «пассивно» ( не мусорит, не ломает, не рвет). Доля суждений этих групп составляет соответственно 57% и 43% от общего количества высказываний о пользе, приносимой человеком в природе. Положительным фактором, на наш взгляд, является то, что высказываний учащихся об активной помощи человека природе больше. Мы связываем это с возросшим в последнее время вниманием общества к проблеме охраны природы как на государственном уровне, так и на местном.

О вреде, наносимом природе человеком, написали также 90%. Эти высказывания тоже можно разбить на две группы: 1) вред, причиняемый природе в силу необходимости (построили заводы, большое количество машин, осушили болота для распашки этих земель), 2) вред, причиняемый умышленно или, наоборот, бездумно (плетение венков из цветов, разжигание костров близ леса, убийство животных). Особого внимания заслуживают фразы оценочного характера и выводы, которые характеризуют мышление учащихся как экологическое: « Человек природе может быть врагом, а может быть и другом», «Охрана природы зависит от нас самих, надо принимать в этом активное участие», «Сохраним красоту родной Земли!», «Люди, любите и берегите природу нашего края, без нее не было бы нас!»

Из результатов данного исследования можно сделать следующие выводы:

Объем и содержание витагенной информации учащихся о проблеме охраны природы достаточны для активного привлечения ее в учебный процесс.

Экологические сведения младших школьников связаны  с осознанием необходимости защиты природы от человека и его действий.

Преподавателям необходимо включать витагенную информацию школьников не только в учебный процесс, но и в другие виды познавательной деятельности (внеклассная работа).

Остановимся более подробно на некоторых приемах использования витагенной информации школьников в учебно-воспитательном процессе и на их основе экологическом образовании и воспитании.

Прием стартовой актуализации жизненного (витагеннного) опыта учащихся заключается в том, чтобы выявить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладали учащиеся, прежде чем получили необходимый запас образовательных (научных) знаний, т.е. этот прием используется до изучения нового материала и позволяет определить уровень информированности учащегося по тому или иному вопросу и соответственно ему откорректировать содержание нового материала и процедуру его изучения.Здесь приемлема прямая постановка вопроса «Что вы знаете о …?».

Прием витагенного одухотворения объектов живой и нежной природы. Смысл данного приема заключается в том, чтобы одухотворить, очеловечить объекты природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действий. Реализация данного приема возможна посредством детских сочинений, сказок, стихов, инсценировок («О чем нам рассказала капелька дождя?»).

Прием творческого моделирования идеальных образовательных проектов. Смысл данного приема заключен в том, чтобы дать учащимся в своем воображении построить идеальную модель, материалами для которой послужил бы прежде всего витагенный опыт учащихся. Учащимся дается задание разработать модель, смысл которой сформулирован так: « Когда люди срубили последнее дерево …» или «Все насекомые улетели на другую планету …».

Педагогам необходимо помнить о том, что любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у ребенка оптимистическую перспективу («Оказывается, я вот сколько об этом знаю!»).

Экологическое образование должно быть всеобъемлющим и многосистемным. На взгляд Кривенко В.Л., витагенный подход – один из путей решения данной проблемы.

Выбор подхода к экологическому образованию и воспитанию является еще одной важной составляющей нашей темы, т. к. каждый учитель должен использовать такие приемы, формы и средства, которые позволяли бы ему проанализировать  жизненный опыт учащихся и соответственно строить свою педагогическую деятельность.

2.6. Диагностика педагогического процесса

Педагогическая диагностика – измерение и оценка результативности педагогической деятельности – основа продуктивного и творческого труда педагога. Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка.

Результативность процесса экологического образования детей также определяется с помощью педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач.

1. Выявить, в какой степени ребенок освоил программу экологических

знаний;

2. Выявить, как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;

3. Какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

4. В какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное)

Для решения указанных задач педагог использует разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогическое наблюдение, эксперимент и др. Результаты изучения детей заносятся в протоколы, которые затем следует проанализировать. Для анализа объема  и характера освоенных детьми знаний используют следующие показатели (критерии оценки):

1. объем освоенных знаний

2. глубина освоенных знаний.

Объем знаний – это количественный показатель освоения программы.

Глубина освоения знаний – это качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень проникновения ребенка в сущность происходящих явлений природы, степень обобщенности представлений детей, а также степень системности освоенных знаний.

Критерии освоения познавательных умений:

1. освоенность детьми набора основных познавательных умений в соответствии с возрастом;

2. степень самостоятельности в использовании умений

Критерии освоения трудовых навыков и умений:

1. владение основными способами трудового процесса;

2. качество результата труда;

3. степень самостоятельности детей в труде.

Критерии сформированности отношения к природе:

1. выраженность гуманного отношения

2. проявление эстетического и познавательного отношения к природе

3. степень активности и устойчивости отношения.

Поскольку диагностика всегда служит улучшению педагогического процесса, педагог может сопоставить полученные результаты развития детей с особенностями проводимой педагогической работы по экологическому образованию. По сути дела, недостатки в экологическом развитии детей следует искать в недостатках собственной работы.

На наш взгляд без диагностики педагогического процесса не может строиться образовательный процесс. Сопоставления результатов экологического развития детей и освоенностей педагогического процесса поможет педагогу выявить причины неудач или, наоборот, убедиться в правильности выбранного пути.

2.7. Работа с родителями по экологическому воспитанию

Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей экологического образования. Только опираясь на семью, только совместными усилиями учитель может решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в ХХI веке.

Задача педагога - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в 2-х направлениях:

педагог – родитель;

педагог – ребенок – родитель;

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» учитель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем (приложение 3). Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;

одно образовательное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80% черт характера ребенка закладывается в семье.

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное в привычном необычное, вызвать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы).    Одним словом, мы должны закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката… И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Чувство природы является основой экологического – и эстетического – сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблицы умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например:

Лекарственные растения – это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг – не луг. Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей и пчел.

Ягоды – источник пищи не только человека, но и животных. Сбор ягод в букетики дорого обходятся растениям. Они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей.

Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш побежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку

Как бы вы поступили ?

Что надо делать, когда встречаете птиц ?

Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой ?

Надо ли помогать птицам ? Как ?

Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости ?

В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Эффективной формой работы с родителями является, например, КРУГЛЫЙ  СТОЛ «Воспитание доброты к природе».

Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель – заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

Имеются ли дома птицы, рыбы, растения ?

Как относится ребенок к ним в семье, на улице ?

Проявляют ли сострадание, сочувствие ?

Как вы сами относитесь к животным ?

Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме ? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход).

Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.

Имеются ли дома объекты природы ?

Проявляет ли ребенок к ним интерес ?

Есть ли у него желание ухаживать за ними ? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи ?

Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе ? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе ?

Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе ?

Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.

Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.

Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.

Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его ( ребенок должен знать цель – подарить кому-то, украсить комнату).

Приобрести игрушку – образ животного, обыграть ее

Еще одна форма работы с семьей, предложенная Зениной Т., заведующей детским садом  № 403 г. Москвы, - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ШИРМЫ, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же педагог может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Через ширмы можно знакомит детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Например. Проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» Объясните.

Такую форму работы, как КОНСУЛЬТАЦИИ, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании школьников  в семье» (приложение 4), можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книги детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, например «лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи (Каркуша, Гном – Гномыч и др.) расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра педагог может побеседовать с родителями, дать им некоторые советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т.д.

А консультацию «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений» можно начать с викторины, задавая вопросы детям и взрослым. Например.

Отгадайте по загадке растение и найдите его (по три растения).

Назови растение и расскажи: какого ухода оно требует?

Придумай нежные слова своему растению.

После ухода детей учитель:

Рассказывайте о видах работ по уходу за комнатными растениями дома и показывает их;

Дает советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома;

Напоминает родителям о том, что дети должны знать цель труда;

Советует родителям придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовать их.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Работа, проводимая с родителями в данном направлении, очень важная составляющая экологического образования, так как младший школьник проводит значительное количество времени дома, в семье.. Его жизнедеятельность тесно связана и зависит от взрослых членов семьи. Поэтому интерес к природе, отношение к ней в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом семьи, и в частности – отношением к природе его ближайших родственников.

2. 8. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе

В системе экологического образования младших школьников большую роль играет внеклассная работа.

И.В.Цветкова выделяет следующие требования к содержанию экологического образования детей младшего школьного возраста во внеклассной работе:

содержанием образовательного процесса должна быть предусмотрена деятельность, способствующая развитию эмоционально-чувственной сферы, обогащающая позитивными примерами личный опыт младшего школьника;

содержание образовательного процесса должно носить комплексный характер и обеспечивать разнообразие видов (практическая, творческая, познавательная, игровая, др.) и направлений (эколого-экономического, эстетического, -природоохранного) деятельности детей;

содержание экологического образования должно соответствовать ступеням развития экологической культуры личности, обеспечивать ребенку позитивный опыт по взаимодействию с окружающим миром;

в содержании экологического образования должны быть отражены особенности окружающей среды, в которой разворачивается педагогический процесс (природы, культуры);

целесообразно наличие сюжетно-образной основы содержания образовательного процесса, соответствующий мифологическому мироощущению младших школьников.(19)

В содержание экологического образования можно выявить следующие основные направления деятельности, взаимодействия с окружающей средой:

практическая экологизированная деятельность;

познавательная деятельность;

общение с представителями животного и растительного мира;

эколого-эстетическая, творческая деятельность;

участие в детских экологических объединениях, движениях.

Включение детей в практическую деятельность способствует формированию опыта, умений. Навыков экологически обоснованного взаимодействия с окружающей средой, позитивного взаимодействия с природой.

Познавательная деятельность по своему содержанию должна отличаться от учебных курсов экологии и носить эмпирический характер, расширять представления детей об окружающем за счет непосредственного контакта с природными и социальными объектами, дополнительной литературы, других источников.

Общение с представителями животного и растительного мира, взаимодействие с объектами социальной среды, по мнению И.В.Цветковой, способствует расширению личного опыта младших школьников. Развивает его эмоциональность, эмпатические впечатления, упражняет в позитивном  поведении и деятельности.

На наш взгляд, важную роль в экологическом образовании играет содержание эколого-эстетической деятельности. Здесь предполагается включение детей в различные виды творческой деятельности, экологическое воспитание средствами детской литературы, изобразительного искусства, музыки, фольклора, хореографии и театра.

И.В.Цветкова утверждает, что участие детей в деятельности экологических объединений – условие формирования у них активной нравственно-экологической позиции. Чувство пессимизма зарождается у младших школьников в том случае, отмечает И.В.Цветкова, если он начинает ощущать себя в одиноком противостоянии экологической безграмотности и бескультурью окружающих. Содержание этой деятельности предполагает объединение младших школьников на основе общих  интересов для совместной экологической деятельности.

Разнообразная экологическая деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.

Индивидуальная работа тесно связана с внеклассным чтением о природе, с чтением научно-популярной литературы. Учитель направляет чтение учащихся, приучает их к самостоятельному восприятию такой литературы. Книги писателей-натуралистов: В. Бианки, М. Пришвина, Т. Скребицкого,  И. Соколова - Микитова, К. Паустовского,  И. Акимушкина, Ю. Дмитриева, Н .Надеждиной и других – прививают детям любовь к миру растений и животных  развивают интерес к наблюдениям за ними, ответственное отношение к их жизни.

К индивидуальным видам внеклассной работы можно отнести: уход за растениями и животными дома и в уголке живой природы, составление коллекций из открыток, марок, конвертов, камней и т.д., работа с природными материалами (шишки, корни, желуди, древесные грибы, глина, песок и др.). Поддержки таких увлечений учащихся содействуют развитию их творческих способностей и помогают оценить природу.

Групповая внеклассная работа успешно протекает в кружке. В начальных классах часто организуются кружки «Юных натуралистов», «Юных друзей природы». Они включают школьников, объединенных по интересам практического направления работы: комнатного цветоводства, декоративного цветоводства, жизни аквариумов и птиц и т.д. Состав кружка постоянен. В кружке дети могут наблюдать за интересующими  их явлениями. Насекомыми, птицами, растениями, проверять приметы и природные барометры т .д., оказывая при этом поддержку и охрану объектов природы. Например, кружковцы Кирилловской школы выполняют различные природоохранительные работы, заботясь о спасении мальков рыб, муравейников от разрушений, следят за сохранностью посадок деревьев, кустарников, чистотой родников и небольших рек (Панков В.А.,1984г.).

К массовым формам внеклассной работы по экологическому образованию относятся коллективные походы детей в природу, экскурсии, различные утренники, посещения краеведческих музеев, зоо- и ботанических садов, зоопарков  и т.д. Нужно отметить, что разнообразные виды такой внеклассной работы взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания.

Значение массовых мероприятий, направленных на формирование экологической культуры у младших школьников, трудно переоценить.

Одной из эффективных технологий экологического образования, которая успешно может быть использована во внеклассной работе, является учебный проект. Большое внимание, методу проектов уделяется в работе И.В.Цветковой. Так как метод проектов является методом практического целенаправленного действия, то он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Кроме того, он способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности.

2.9. Возможности системы дополнительного образования в экологическом образовании

В анализе специфических возможностей внешкольных учреждений в экологическом образовании мы опирались на ряд современных исследований системы дополнительного образования.

Специфический образовательно-воспитательный потенциал внешкольных учреждений обоснованы, в частности, в исследовании М.Б.Коваль. Он связывается, прежде всего, со своеобразием педагогической организации работы с детьми. Во-первых, массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростка в объединение, требуют от него проявления своего умения и отношения. Это, как правило, комплексные игры соревнования, творческие праздники, конкурсы, фестивали и др. Участвуя в них, ребенок имеет возможность выбора. Добровольность участия в деле, соединяющем в себе познание и удовольствие, развлечение, обеспечивает доступность всем без исключения детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с успехами товарищей. Вторым аспектом  М. Б. Коваль  называет организационные формы (кружки, студии, секции, лаборатории и т.п.), обеспечивающие равенство возможностей  участия всех желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с направленным интересом и возможностями. В качестве третьего аспекта отмечаются формы и виды работ  для наиболее подготовленных детей.

«Педагогическая ценность внешкольных учреждений отмечает далее М.Б.Коваль, - состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменения в потребностях и запросах школьников».

Все вышесказанное относится к детям младшего школьного возраста в том случае, если они поставлены в равных условиях с подростками и тоже имеют возможность индивидуального выбора видов деятельности.

Реализация образовательно-воспитательного потенциала внешкольного учреждения зависит, по мнению М.Б.Коваль, « от включения  детей в разнообразную деятельность на основе их увлеченности и интереса, обеспечивается богатством и оригинальностью содержания работы, сочетанием массовых, групповых и индивидуальных форм, привлечением широкого круга специалистов различного профиля, мастеров своего дела в различных областях науки, техники, искусства и производственной деятельности, а также их личным примером».

В течение последних пяти лет идет процесс создания  профильных учреждений дополнительного образования – Экологических центров, а также усиления экологического направления в учреждениях многопрофильного типа.

Специфический потенциал учреждений дополнительного образования в: организации экологического обучения и воспитания младших школьников связан с их особыми возможностями в :

создании нестандартной развивающей экологизированной игровой среды;

реализации комплексного подхода к экологическому образованию и   воспитанию с участием специалистов разного профиля;

организации практической деятельности детей;

предоставлении ребенку возможности выбора содержания и форм деятельности, организации индивидуальной работы с младшими школьниками;

разнообразии организационных форм и методов экологического образования и воспитания;

Особым типом учреждений дополнительного образования является летний оздоровительный лагерь.

Можно выделить несколько наиболее распространенных вариантов реализации экологических программ в условиях оздоровительного лагеря:

создание специализированного туристско - экологического палаточного лагеря – экспедиции, целью которого является изучение экологического состояния территории на протяжении туристского маршрута;

профильная экологическая смена в стационарном загородном лагере;

реализация экологической программы в рамках многопрофильной системы.

В любом из образовательных вариантов возможна реализация особого педагогического потенциала лагеря в экологическом образовании и воспитании младших школьников. Специфические возможности лагеря в экологическом образовании и воспитании мы связываем:

с размещением лагерей, преимущественно, в уникальных по своей красоте, экологически чистых пригородных зонах;

с круглосуточным пребываем ребят в лагере, соответственно, включенности в воспитательный процесс;

с предоставлением ребенку широкого спектра видов деятельности, среди которых он может выбрать наиболее доступную, интересующую, значимую;

с организацией разновозрастного общения;

со спецификой временного коллектива, в котором ребенку легче проявить себя в новом качестве.

Летний оздоровительный лагерь предоставляет уникальную возможность обеспечения взаимосвязи педагогического процесса с процессом освоения ребенком окружающей среды, выступающей, одновременно, естественной средой его жизнедеятельности. Благодаря этому, содержанием процесса экологического воспитания ребенка в лагере является экологизации его образа жизни. Лагерь может предоставить ребенку разнообразный, эмоционально насыщенный опыт по взаимодействию с природой.

В исследованиях Бадальянц Ж.Э. большое внимание уделяется общественным организациям, действующим сегодня как на базе общеобразовательных школ, так и учреждений дополнительного образования, по месту жительства и т.п.

Характерные для большинства детских организаций формулировки задач обозначены, в частности, в Уставе ижевского «Зеленого мира»:

привлечение внимания детей и взрослых к проблемам охраны природы (организация передвижных выставок, занятий школы экологических знаний, театральных спектаклей, экспедиций, летних лагерей, кружков и т.д.);

принятие мер, направленных на снижение  загрязнения окружающей среды (патрулирование, очистка рек и улиц, благоустройство районов, внешние предложений в местные органы власти и т.п.);

спасение культурно-исторического прошлого (участие в работах по реставрации зданий, пропаганда фольклора, создание музеев и др.);

содействие и помощь людям, попавшим в беду по разным причинам (моральная поддержка, вовлечение в творческую деятельность, доставка горячего питания, оказание первой медицинской помощи и помощи по ведению домашнего хозяйства).

Детская организация выступает одновременно как часть социальной среды и как особая детская среда, наиболее актуализированная для ребенка.

Цветкова И.В., проводя исследования, установила, что новые социально-игровые роли, которые получает ребенок в детском объединении, оказывают значительное влияние на формирование их нравственно-экологической позиции.

Таким образом, проанализировав специфические возможности внеклассной работы и системы дополнительного образования в организации экологического образования младших школьников, мы считаем, что данный аспект экологического образования является важной составляющей нашей темы.


Глава 3. Разработка и апробация методического пособия «Мы и природа»

В данном пособии предложен один из вариантов пути приобщения детей к экологическому образованию.

Материалы предназначены для использования как на уроках, так и во внеклассной работе начальной школы.

В первом разделе пособия предлагаются задания для уроков русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, физкультминутки. Мы намеренно не делили задания по классам. Задания можно использовать в любом классе начальной школы на разных этапах урока: на этапе изучения нового материала, при закреплении и обобщении знаний, при повторении.

Во втором разделе материалы, которые можно использовать во внеклассной работе: стихи, дидактические и подвижные игры, пословицы, интеллектуальные игры, ребусы, экологические проекты, методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру, материалы для работы с родителями.

Пособие может быть полезно учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, родителям, студентам педагогических учебных заведений (приложение  5)

Апробация пособия проходила в МОУ «СОШ №4» г. Перми.

Экспериментальной группой детей был 1А (2А, 3А) класс (набор 2006 года) - классный руководитель Любимова Екатерина Аркадьевна, контрольной группой – 1Б (2Б, 3Б) класс (набор 2006 года), классный руководитель Зубова Ирина Александровна.

В экспериментальном классе использовалась смешанная модель для становления экологической культуры детей (смотри гл. 2.4.). В контрольной группе использовалась однопредметная модель.

Для проверки эффективности пособия «Мы и природа», в течение каждого учебного года  были проведены диагностики, направленные на выявление

отношения к природе (1, 2, 3 классы);

познавательных умений (1,3 классы);

трудовых навыков и умений (1, 3 классы).

Для выявления отношения учащихся к природе был использован опросник «ЭЗОП» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) (приложение 5).

Нами были получены следующие результаты.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Природа воспринимается:

1 кл

2 кл

3 кл

1 кл

2 кл

3 кл

как объект красоты – «Эстетическая установка»

27%

45%

54,5%

24%

31,5%

31,5%

как объект изучения – «когнитивная установка»

4,5%

14%

18%

5%

4,5%

9%

как объект охраны – «природоохранная установка»

14%

23%

23%

9%

14%

18%

как объект пользы – «прагматическая установка»

54,5%

18%

4,5%

62%

50%

41,5%

Из полученных результатов можно сделать вывод, что в классах, где помимо предмета «Окружающий мир»


Заключение

Раскрывая различные аспекты экологического образования учащихся начальных классов, мы выделили главные составляющие этого процесса:

-        целенаправленность работы с учащимися;

оптимальный выбор модели и подхода образовательного процесса;

возрастные и психологические особенности школьника;

содержание образования;

диагностика педагогического процесса;

работа с родителями в данном направлении;

внеклассная работа  и дополнительное образование.

Проанализировав литературу по данной теме, опыт педагогов-практиков, мы убедились, что в начальной школе закладываются основы экологической культуры и семья играет в этом немаловажную роль, а это значит, что наша гипотеза полностью подтвердилась.

Предлагаемая нами работа имеет цель оказать помощь учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, а также студентам педагогических учебных заведений.


Список литературы

Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.

Егоренков Л. И. Каким должно быть школьное экологическое образование и воспитание // Народное образование, 2000, №7.

Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей началбных классов. – М.:АРКТИ, 2001.

Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. и др. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гладос, 2002.

Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 2002, №7.

Кривенко В. Л. Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников // Начальная школа, 2002, №7.

Лето – 2002: Экологические лагеря и отряды. Материалы к семинарам. Выпуск 2./сост. Е.Н. Макушина, И.В. Ладыгин. – Пермь, 2003.

Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. Пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт, 2000

Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя.- Мн.: Нар. Асвета, 1987.

Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие./ под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой.-СПб.: «Детство-пресс»,2000.

«Мы» Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. - СПб.: «Детство-пресс», 2001.

Насырев Р. «Сафлык» - значит свежесть.//Народное образование, 2000, № 6,с. 240.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студ. сред. и высших пед. учеб. заведений.-М.: «Академия»,1999.

Петросова Р.А., Голов В.П. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. -М.:»Академия», 1999.

Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред .пед. учеб. заведений. -М.: «Академия»,2000.

Стаценко В., Петрова Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников// Начальная школа.-2001.-№ 7.

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. -М.:ТЦ Сфера, 2001.

Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России,2000.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: «Академия развития», 1997.

Ягин В.В., Сулейманова Ф.А. Экологическое воспитание младших школьников: Пособие для слушателей экологической школы. – Н.Новгород,1991.


Приложение № 1

Термины и определения.

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Подход – это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к исполнению определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Диагностика – измерение и оценка результативности педагогической деятельности. 

Внеклассная (внеурочная) работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей так и в общеобразовательных учреждениях.


Приложение № 2

Выдержки из сочинений на тему

«Что вы знаете о роли человека в природе? Он приносит ей пользу или вред?»

Люди по-разному влияют на природу. Некоторые ее губят, а некоторые о ней заботятся.

Некоторые люди загрязняют почву, не любят, не ценят ее красоту. плодородность. Всеми любимые абрикосы растут на земле, по которой мы ходим, но в другом месте, где тепло! На нашей почве все бы хорошо росло, если не засорять ее, а защищать. Заботиться о живых существах и растениях. Делать больше заповедников, сохранять леса, а не вырубать их. Вырубишь лес – загрязнишь воздух. Одни города без единой зелени погубят все на свете!

* * * * * *

Люди относятся к природе по-разному. Одни оберегают ее, а другие – губят.

Охрана природы зависит от нас самих, когда принимать в этом активное участие.

Сохраним красоту родной земли!.

* * * * * *

Я очень люблю природу, потому что я очень люблю ходить в лес за грибами. А еще я очень люблю цветы, особенно у бабушки, которые она сама выращивает. В жизни много всего хорошего. Но больше всего на свете я люблю в природе плести венки из разных цветов. Вообще, я к природе отношусь хорошо

* * * * * *

Я очень люблю природу! Если бы не она, тогда бы не было ни меня, ни кого на свете. Я стараюсь ухаживать за ней. Сажу деревья, поливаю цветы и смотрю, что бы их никто не рвал. Я стараюсь поддерживать красоту!  

* * * * * *

Природу надо беречь. Она нам помогает, очищает воздух. Грибы нельзя вырывать с конями. После себя нужно убирать мусор. Нельзя бить животных. Человек должен заботиться о природе.

* * * * * *

Я думаю, что человек может погубить природу, может и помочь. Человек губит природу тем, что он засоряет воду, почву, воздух, рвет цветы, пинает грибы, ломает ветки деревьев. Помочь природе – это значит охранять ее. Человек помогает природе тем, что он подсаживает деревья, подкармливает животных. Надо помочь природе!

* * * * * *

Некоторые люди охраняют природу. Я думаю, что это большая ответственность. Ведь природа это весь мир, моря, океаны, леса, земля. Без природы ничего бы не было: ни человека, ни животных, ни птиц и т.д. Некоторые люди выбрасывают мусор в реки, на траву

Не жги костры на сухой траве, не закапывай мусор в землю, не оставляй овраги раскопанными, в общем не вреди природе.

* * * * * *

Человек может сделать так, чтобы природа навсегда исчезла, или так, чтобы весь наш мир, города, деревни и села были зелеными. Человек природе враг, а может  быть и другом. Если человек срывает цветы, разжигает костры где попало и не тушит их – человек-враг для природы. Есть люди,  которые стараются как бы дружить с природой, помогать ей. Каждый хочет видеть перед собой лес, зеленую травку, золотое солнышко, но не все берегут эту красоту. Люди, любите и берегите природу нашего края, без нее не было бы нас.

* * * * * *

Иногда люди сами не замечают и бросают мусор на поля, на дорогу, загрязняют моря и реки, впрочем губят планету. Но правительство решило эту проблему: поставило специальных людей на охрану окружающей среды – лесников, голубой патруль. Сейчас состояние нашей планеты ухудшилось, если ты не задумываешься о состоянии нашей планеты, она погибнет.

* * * * * *

Земля – это наш общий дом. У нас над головой общая голубая крыша- небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У всего человечества одна на всех великанская лампа, она же печка – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. Наш общий дом – планета Земля, поэтому мы должны его любить и беречь.

Человек заботясь о своем благополучии построил массу заводов, фабрик, машин, тем самым воздействует на воздушную оболочку Земли. Климат на Земле меняется. Становится все жарче, что может обернуться катастрофой. От жары начнут таять льды Арктики, Антарктиды, моря и океаны выйдут из берегов, из-за чего многим странам грозит  опасность оказаться под водой.

Людская беспечность – причина многих пожаров на Земле. Гибнет от этого лес, торфяники. Бушует огонь, гибнут столетние деревья, гибнут птицы. Много лет в этих местах стоит мертвая гарь.

Из многих городов поступают тревожные сигналы: «Не хватает воздуха». Причиной этого стали тучи машин, которые заполонили улицы и задушили людей выхлопными газами. А еще дымят фабрики и заводы.

Осушают люди болота, распахивают эти земли, гибнут  речки, леса вокруг них, звери, птицы. Ветер развивает плодородную почву. Ничего не растет. Много труда и денег затрачено, а пользы нет.

Человек оказывает большое воздействие на все, что окружает его на Земле, часто принося этим большой вред. Учитывая опыт и достижения науки человек в состоянии помочь  сам себе и природе, не губить, а оберегать и сохранять ее, взаимодействуя с ней.


Приложение № 3

Анкета для родителей.

«Экологическое образование детей».

Ф.И.О._____________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что школа углубленно занимается вопросами экологического образования детей?____________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?___________________  

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в школе много внимания уделяется экологическому образованию?________________________

В чем это проявляется?( Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, больше читает о природе и

т. д.)______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

           (нужное подчеркнуть).

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?__

___________________________________________________________

Чем можете оказать помощь школе по экологии?_________________

___________________________________________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в школе работу по экологическому образованию школьников?______________________

В чем это проявляется? ( Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья; охраняете природу и др.)_______________________________________________________________

                           (нужное подчеркнуть)

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?__________

Нужно ли это делать?________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь школы по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществлять с детьми...)_______________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

9. Как оцениваете работу школы по данному вопросу?____________

___________________________________________________________

10. Ваши предложения, пожелания?____________________________

___________________________________________________________


Приложение № 4

Анкета для родителей.

«Книга в семье».

Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть среди них книги о природе? Назовите их.________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Как вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям? (смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру…)_______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________  

                              (нужное подчеркнуть)

4. Как Вы читаете книги? (по просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)_______________________________

___________________________________________________________

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_______

Цель обсуждения а) предлагаю просто пересказать; б) спрашиваю, что нового узнал из книги; в) обсуждаю поступки героев, их поведение; (нужное подчеркнуть).

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе?__________________________________

___________________________________________________________

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?____

___________________________________________________________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?_________________

___________________________________________________________

Как часто? При каких ситуациях? (не знаю, как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую-ребенок не интересуется…)_____________________________________________

                                        (нужное подчеркнуть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Экологическое воспитание школьников и их родителей в ГПД

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы.Земля - это наш единственный и общий для всех родной дом, которы...

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...

Презентация "Экологическое поведение школьников"

Материал посвящен правилам экологического поведения....

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...

Экологическое воспитание школьников

Недалёк тот день, когда будущее планеты окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так в...