Режим дня младшего школьника.
статья (1 класс)
Материал для работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezhim_dnya_mladshego_shkolnika.docx | 824.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Режим дня в жизни младшего школьника»
Начало обучения ребенка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Школа, ребенок, семья….Звенья одной цепи.
Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника.
И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека.
Здоровье ребенка во многом зависит от выполнения режима дня. Это предохраняет от утомления. Если отдых недостаточен, то утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению.
А это - плохой сон, аппетит, головные боли, безразличие, снижение внимания, памяти, умственной и мышечной работоспособности, падение сопротивляемости болезням. Утомление снимается хорошим продолжительным сном, отдыхом на свежем воздухе, движением, питанием.
У учеников начальных классов работоспособность ниже, чем у старшеклассников, наблюдается плохая сопротивляемость утомлению. Однако из года в год работоспособность и сопротивляемость утомлению повышается: умственная работоспособность у мальчиков 8-10лет одинаковая, а мышечная у девочек ниже, они и менее выносливы. Влияет на работоспособность и здоровье детей. Например, зрение. Для таких детей нужен щадящий режим.
Работоспособность младших школьников колеблется в течение суток, недель, года.
В течение суток высокий подъем работоспособности наблюдается с 8 до 11 часов утра, с 16 до 17 часов - второй подъем.
Во вторник и среду – работоспособность наиболее высокая.
В пятницу она падает. Умственная работоспособность наиболее высока с октября по январь.
С января по март – снижается. Потом опять нарастает до июня.
Определенную роль играют гигиенические условия работы. Помещение должно быть достаточно освещено. Стол должен стоять у окна, а свет падать слева. На окнах не должно быть сплошных занавесок и высоких цветов. Чистые стекла пропускают ультрафиолетовые лучи, которые убивают болезнетворные микробы. Осенью и зимой нужно использовать настольную лампу с абажуром. Температура помещения - не ниже18-20˚.помещение должно проветриваться.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим».
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранить физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия.
Специальными исследованиями установлено, что 40% первоклассников заканчивает учебный день с признаками сильного, выраженного утомления, а у 68-75% детей непривычные школьные нагрузки и недосыпание проявляется в неврозоподобных реакциях, поэтому учебу следует чередовать с полноценным отдыхом.
Утомление - закономерный результат любой работы или деятельности и не должно нас пугать. Ребенок приходит из школы на спаде работоспособности!
Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроках и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерком ребенка в связи с ухудшением регуляции физических функций.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.
Правильное питание. На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших – питание. . Рекомендуется использование детьми в профилактических дозах витаминно-микроэлементных комплексов, особенно в зимний и весенний период времени. Чтобы устранить нарушения режима питания, взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день. Основные правила питания: разнообразие, умеренность, своевременность.
Физическое развитие.
Важно обращать внимание на положение тела ребенка во время выполнения домашних заданий, поскольку неправильная посадка - одна из основных причин нарушения осанки.
К основным факторам, вызывающим эти нарушения относятся : недостаточное и неравномерное развитие мышечной системы; плохие привычки ( опора при стоянии на одну ногу, неправильная походка, привычка носить тяжести в одной и той же руке, спать на одном боку, на очень высокой подушке или на очень мягкой кровати, сворачиваться «калачиком» и т.д.)
Неправильная посадка учеников в школе, во время подготовки домашних заданий часто становится причиной нарушения у них зрения. Желательно, чтобы ребенок в течение недели смотрел не более 2-3 телепередач. Ученики начальных классов очень впечатлительны, доверчивы и восприимчивы, поэтому сцены насилия, жестокости, увиденные ими по телевизору, могут стать причиной нервных срывов и даже психических заболеваний. Вот почему взрослые члены семьи должны ежедневно изучать программу телепередач, выбирая те, которые не повредят ребенку.
Сон.
Младший школьник много времени проводит в школе, посещает разные секции, кружки, он подвижен и вместе с тем легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный отдых-сон. В возрасте 6-7 лет суточная норма сна составляет 11 часов, в 8-10 лет-10 часов. Сон обеспечивает отдых и высокую работоспособность человеческому организму. Полноценный сон является одним из важнейших условий умственной работоспособности. Правильная организация умственного труда ( очередность и время приготовления домашних заданий, физкультурные паузы, правильная посадка и освещение и др.) предупреждает возникновение переутомления и его отрицательных последствий.
Режим дня - правильная организация и чередование основных видов деятельности: труда, отдыха, питания, сна.
Правильно организованный режим дня поддерживает оптимальную возбудимость нервной системы школьника
При приготовлении уроков дома следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места школьника; соответствие размеров стола и стула росту ребенка.
№ п/п | Рост ребенка | Высота стола | Высота стула |
1 | 100-115 | 46см | 26см |
2 | 116-130 | 52см | 30см |
3 | 131-145 | 58см | 34см |
4 | 146-160 | 64см | 38см |
Естественное освещение должно быть с левой стороны, обязательно настольная лама с абажуром и мощностью лампы не менее 60 вт.
Следует выполнять домашнее задание по тем предметам, которые были в школе в этот день (даже если в расписании уроков следующего дня нет).
А накануне данного урока – домашнее задание надо повторить. Это будет способствовать лучшему усвоению и запоминанию материала.
Если дети учатся во вторую смену, домашнее задание надо выполнять на следующий день с 8.30 - 11.00
При организации отдыха школьников следует обратить внимание на то, чтобы отдых был достаточный и активный.
1. Продолжительность пребывания на воздухе не менее 3-3,5 часов
2. На прогулках играть в подвижные игры
3. Отдых должен быть активным
4. После школы сразу не делать уроки
5. Делать ежедневно утреннюю гимнастику
6. Заниматься в спортивных кружках и секциях
7. Во время приготовления уроков делать физкультурные паузы.
8. Просмотр телевизора 2-3 часа в неделю
9. Уделять достаточное время утреннему и вечернему туалету, переодеванию детей, гигиене перед едой.
10. Уделять много времени сну .
Возраст ребенка | Ночной сон | Дневной сон |
6-7 лет | 12-11,5ч | 1,5ч |
8-9 лет | 11-10,5ч | - |
10-11 лет | 10-10,5ч | - |
Факторы хорошего сна
- Не играть в шумные игры перед сном
- Не заниматься спортом перед сном
- Не смотреть страшные фильмы перед сном
- Не ругать ребенка перед сном
- Погулять перед сном 30 минут
- Легкий ужин за 2 часа до сна
- Проветрить помещение перед сном
- Отключить в комнате: телевизор, радио, свет
- Соблюдать личную гигиену перед сном
Полноценное питание
Режим питания
- Определенное время принятия пищи
- Кратность 4-5 раз в день
- Интервальность 3,5-4 часа
- Правильное распределение калорийности по приему пищи
- Отведенное время на еду
• Завтрак 10-15 минут
• Обед 20-25 минут
• Ужин 15-20минут
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка
- Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.
- Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разные.
- Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
- Включать веселую и ритмическую музыку.
- Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
- Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
- Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.
- Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
- Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий
- Оздоровительная минутка проводится через каждые 10-15 минут выполнения домашних заданий.
- Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
- Если ребенок выполнил перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями.
- Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения.
- После длительного сидения ребенку надо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
- В доме должен быть спортивный инвентарь: скакалка, мяч, обруч, гантели.
- Выполняйте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость.
Примерный вариант режима дня
- Подъём – 6.30
- Зарядка, умывание, уборка постели – 6.30-7.00
- Завтрак – 7.00-7.15
- Дорога в школу –7.15- 7.45
- Занятия в школе – 8.00-11.30
- Прогулка на свежем воздухе – 11.30-13.00
- Обед, отдых, помощь по дому – 13.00-15.00
- Приготовление уроков – 15.00-16.00
- Свободное время – 16.00-18.30
- Ужин – 18.30-19.00
- Свободное время – 19.00-20.00
- Личная гигиена, подготовка ко сну - 20.00-20.30
Памятка ученику о соблюдении режима дня
- Встань в 6.30
- Сходи в туалет.
- Убери постель.
- Сделай зарядку.
- Умойся и оботрись или прими душ.
- Почисти зубы, надень форму.
- Не спеша позавтракай, вымой за собой посуду.
- Дорога в школу – своеобразная прогулка.
- Уроки в школе.
- Вернись домой после школы.
- Переоденься, повесь одежду на место.
- Вымой руки.
- Пообедай.
- Прогулка, подвижные игры.
- Подготовь уроки (начинай с трудных, между уроками делай отдых)
- Собери сумку в школу, проверив по расписанию
- Поужинай.
- Посети кружки, секции.
- Занятия по интересам.
- Подготовься ко сну.
- Ложись спать в 20.30-21.00
Анализ анкет детей (Анкеты для детей и для родителей заполняем заранее. )
Анкета для детей
- В котором часу ты встаешь утром?
- Тебя будят родители или ты встаёшь сам?
- Ты встаешь охотно или с трудом?
- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь её один или с родителями?
- Как долго ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь их сам или тебе помогают родители?
- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашнее задания?
- В котором часу ты идешь спать?
Анкета для родителей
- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнение им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливанием вашего ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Являетесь ли вы для него в этом примером?
- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
- Каков ежедневный ритуал ко сну вашего ребенка?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.
- Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу.
- Кормить ребенка перед школой и после школы сухой пищей, бутербродами.
- Требовать только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
- Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
- Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.
- Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
- Заставлять многократно переписывать в черновике.
- Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
- Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
- Сидеть у компьютера и телевизора более 40-45 минут.
- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
- Ругать ребенка перед сном.
- Не проявлять двигательную активность в свободное время от уроков.
- Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
- Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Вывод
Правильно организовывать режим для школьника: обеспечивать достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; предусмотреть регулярный прием пищи (4-5 разовое питание); установить определенное время приготовления уроков; выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье. Это залог успешного обучения ребенка в школе.
Литература
- Александрова Г.А.Работа школы по организации учебного процесса и укреплению здоровья учащихся. Новгород Издательство НГПИ, 1993
- Артюхова И.С. Настолдьная книга классного руководителя. М..: Эксмо, 2008.
- Безруких М.М., Ефимова С.П .Как помочь хорошо учиться. М., 2003.
- Василевич Л.П. Дневник самопознания. Минск,2002.
- Дереклеева Н. И. Родительские собрания.М.: «Вако»,2004
- Титова Е.В.Если знать как действыовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. М.: ПРОСВЯЩЕНИЕ,1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"
РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ...
Режим дня младшего школьника.
Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно....
Презентация "Режим дня младшего школьника"
Презентация "Режим дня младшего школьника" была подготовлена к общешкольному родительскому собранию и составлена на основе распорядка дня конкретно нашей начальной школы.Получила положительные отзывы ...
Родительское собрание "Режим дня младшего школьника"
текст выступления и примерный режим дня младшего школьника....
Родительское собрание "Режим дня младшего школьника"
- Здравствуйте, уважаемые родители!Прежде, чем мы с вами начнем родительское собрание, я предлагаю ответить вам на вопросы теста, лежащего перед вами, который поможет определить тему нашего собрания. ...
Режим дня младшего школьника
В разработке представны материалы для родительского собрания по теме "Режим дня младшего школьника"...
режим дня младших школьников
Статья может помочь в организации родительского собрания в начале учебного года. В ней содержатся основные рекомендации о том, как составить режим ребенка наиболее рационально....