Статья на тему: "Развитие восприятия как основной механизм преодоления сенсорной дезинтеграции"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Простыми словами, сенсорная интеграция – это организация сенсорной информации для построения адаптивного ответа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие восприятия как основной механизм преодоления сенсорной дезинтеграции»
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Простыми словами, сенсорная интеграция – это организация сенсорной информации для построения адаптивного ответа.
Родоначальница сенсорной интеграции – американская исследовательница и терапевт Джин Айрес, проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств. Речь идет о следующих системах:
– вестибулярная система = система поддержания равновесия;
– тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция;
– проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения.
Три названных вида чувствительности функционируют на основе ощущений (раздражителей, влияющих на органы чувств), которые зарождаются или воспринимаются в непосредственной близости от тела или внутри самого тела человека. Слух, обоняние, зрение – то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития. Такое разделение видов чувствительности часто создает впечатление, что и работают они отдельно друг от друга, и при определенных дефицитах их можно стимулировать изолированно. На деле восприятия различных ощущений так тесно переплетены, что все системы, и воспринимающие ощущения от собственного тела, и воспринимающие воздействие внешнего мира на тело, всегда работают одновременно.
Мозг и умственная деятельность чрезвычайно переплетены. Наши чувства, мысли и действия могут проявляться только при помощи сложной работы мозга, и если эта работа затруднена, то мы можем констатировать, что в данном случае наблюдается нарушение процесса сенсорной интеграции. Функции, связанные с сенсорной интеграцией, развиваются в естественном порядке, и у большинства детей их развитие идет в определенной последовательности. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, но большинство из них идут по одному и тому же пути. Значительное отклонение от обычной последовательности развития сенсорной интеграции приводит к появлению проблем в разных сферах жизни, например:
– не происходит формирование навыков самообслуживания обычным путем;
– возникают сопротивление и агрессия;
– отказ от общения.
Дети с нарушением сенсорной интеграции могут иметь трудности с восприятием зрительных, звуковых, тактильных, и двигательных ощущений.
Основные сенсорные системы
Вестибулярная система – система поддержания равновесия. Импульсы вестибулярного аппарата используются в организме для поддержания равновесия тела, для регуляции и сохранения позы, для пространственной организации движений человека. Вестибулярные раздражения приводят к нарушениям координации движений и походки, увеличению времени двигательной реакции и снижению частоты движений, ухудшению чувства времени, изменению психических функций: внимания, оперативного мышления, кратковременной памяти, эмоциональных проявлений.
Проприоцептивная система – восприятие собственной позы и движения Она связана с рецепторами скелетно-мышечного аппарата, даёт информацию о каждом моменте движения, положении суставов, длине и напряжении мышц, участвующих в двигательном акте. Проприоцептивная чувствительность складывается из трех видов ощущений: положение, движение и усилие. При эффективной работе этой системы тело человека автоматически подстраивается под различные ситуации: позволяет нам сидеть в кресле или плавно спускаться по лестнице, быстро отдернуть руку от горячего чайника, при помощи тонких движений она позволяет манипулировать мелкими предметами - способность писать ручкой, использование ложки для приема пищи, застегивание пуговиц на рубашке.
Тактильная система кожной чувствительности позволяет получать и обрабатывать информацию о контактах с кожей: давление, вибрация, движение, температура и болевое раздражение. Мы получаем тактильную информацию от тактильных рецепторов, расположенных в коже.
Зрительную сенсорную систему можно сравнить с «окном в окружающий мир». Большинство всей информации мы получаем с помощью зрения, например о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и др. Зрение контролирует двигательную и трудовую деятельность человека; благодаря зрению мы можем по книгам и экранам компьютеров изучать опыт, накопленный человечеством.
Слуховая сенсорная система. Слух имеет важное значение в жизни человека, что в первую очередь связано с восприятием речи. Слух обеспечивает человеку получение информации из внешнего мира, способствует формированию адаптивных реакций, познавательной деятельности человека и является необходимым фактором развития речи и речевого общения. Слушая речь, ребенок начинает понимать её, а затем уже учится говорить. Потеря слуха в раннем возрасте приводит к утрате речевой способности.
Вкусовая сенсорная система (густаторная) в первую очередь отвечает за регуляцию пищевого поведения: выбор определенного вида пищи, формирование реакций предпочтения и т.д. Вкусовое восприятие не остается постоянным в течение длительного периода, оно меняется в зависимости от состояния организма и, в частности, от сиюминутной потребности в данном веществе. Можно сказать, что вкусовая система служит своего рода контрольным устройством, благодаря которому осуществляется выбор адекватных пищевых веществ.
Обонятельная система (восприятие запахов) так же, как и вкусовая, является системой химического чувства. Назначение обонятельной системы – информировать организм о присутствии в окружающей среде (воздушной или водной) определенных химических соединений, выполняющих, как правило, сигнальную функцию. Обоняние выполняет защитную роль, принимает участие в пищевом поведении, регулирует эмоциональное состояние человека и т.д.
Нарушения сенсорной интеграции проявляются в нарушении мозговых функций, в результате которых наблюдаются сложности в едином восприятии сенсорных сигналов. У таких детей наблюдается моторная неловкость, отсутствие игровых навыков, речевые задержки, поведенческие реакции, ребенок с трудом выполняет задания на зрительно-моторную координацию, что в дальнейшем приводит к трудностям в школьном обучении. Чтобы предупредить возможные проявления сенсорной дезинтеграции, необходимо создавать условия для получения ребенком опыта сенсорных ощущений. Этому способствует создание предметной среды, богатой различными сенсорными материалами, где ребенок может в свободной, спонтанной игре обнаруживать свои потребности. Роль педагога в такой среде, создание условий для специфической тренировки различных сенсорных функций, предложение ребенку различных упражнений для получения сенсорных ощущений.
В связи с этими факторами, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для преодоления вышеуказанных трудностей и успешной социализации детей данной категории. Одним из таких методов является метод сенсорных игр.
Сенсорными называются игры, которые нагружают (или разгружают) каналы восприятия и дают ребенку возможность получить новые чувственные ощущения:
- зрительные (ребенок видит яркие цвета, смешивание цветов);
- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится различать их);
- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
-возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;
– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях;
– развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения.
Сенсорные игры условно делятся на несколько направлений. Игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Существуют игры, с помощью которых мы знакомим ребенка с окружающей действительностью и свойствами различных веществ и предметов. Выделяют также игры, которые направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.
Вариантов сенсорных игр бесконечное множество, мы остановимся лишь на некоторых из них. К сенсорным играм можно отнести игры с водой, с песком, с крупами, игры со старыми газетами или журналами, игры с прищепками, игры с ватой и многие другие.
Сенсорные игры могут быть двигательными, к ним можно отнести попадание в цель различных предметов, ходьба по сенсорной дорожке с различными наполнителями и т.д.
Для развития зрительного внимания рекомендуется использовать цветотерапию и светотерапию, что способствует улучшению цветового восприятия. В этих целях используют специальное оборудование со световым и цветовым эффектом, где цвет плавно перетекает один в другой, смешиваясь и образуя новые оттенки. Также развитию зрительного восприятия способствует складывание различных узоров по образцу, игры наподобие «Мемори», соединение половинок картинок и т.п.
Существуют игры и на развитие слухового восприятия, к ним относятся игры, в которых детям предлагается понять, откуда звук, выделить одинаковые звуки, повторить звук, издаваемый музыкальными инструментами и т.д.
Для развития восприятия запаха используются, так называемые, ароматические мешочки, в которых могут быть различные специи, а также используются аромабаночки с эфирными маслами и баночки с секретом, в которых могут быть как приятные, так и неприятные запахи. А чтобы развивать вкусовое восприятие, детям предлагается на вкус с закрытыми глазами определить, что он только что попробовал.
Развитию восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета способствуют игры, в которых ребенку показываются части тела на кукле и предлагается показать их на своем теле, игры, где ребенку нужно найти геометрические фигуры, определять какая фигура лишняя, можно собирать различные пирамидки и матрешки. Самым интересным способом является различные творческие работы с использованием пальчиковой краски, пластилина, теста, нанопластилина, зубной пасты, пены для бритья и т.д.
Кроме тех игр которые уже были описаны можно использовать игры с красками, с водой, с мыльными пузырями, со свечами, со светом и тенями, со льдом, аквагрунтом, с крупами, с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной), со звуками, с движениями и тактильными ощущениями.
Упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры-шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка су-джок (массаж пальца); комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ежиков (с шипами).
Отличным вариантом сенсорной игры послужит сенсорная коробка. Сенсорная коробка универсальна тем, что игры с ней можно адаптировать под любой возраст и придумывать различные вариации игр. Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем, который только позволит ваша фантазия. Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.
Кроме сенсорных коробок, полезным будет использование сундуков, контейнеров, органайзеров для сортировки различных круп или макаронных изделий. Сортировать можно по цветам, форме и размерам. А крупы и фасоль, например, можно использовать для выкладывания узоров, букв, цифр и даже целых слов.
Для звуковых сенсорных игр можно использовать поющие стаканы наполненные водой, различные бутылки с разным наполнением, это может быть песок, вода, камни, крупы и многое другое. В качестве музыкальных инструментов можно использовать совершенно неожиданные предметы, будь то кастрюли, ведра, ложки, тазы и разнообразные контейнеры.
В ходе сенсорных игр ребенок получает новую сенсорную информацию, что способствует расширению его представлений об окружающем мире. А внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, приближает ребенка к миру людей и дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Таким образом, сенсорные игры дают возможность детям получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле.
Сенсорные игры помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие по теме: Развитие слухового восприятия, зрительной памяти и внимания "По следам любимых зверей" (для учащихся начальной школы)
В младшем школьном возрасте развитие всех познавательных процессов идёт очень быстрыми темпами. Чего нельзя сказать о развитии познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта. На коррек...
Коррекционное занятие по теме "Развитие зрительного восприятия и памяти" 4 класс
Коррекционное занятие по теме Развитие зрительного восприятия и памяти. Цель:обучающая - учить выделять существенные признаки и свойства предметов и явлений. Рациональным приемам запоминания. Наб...
Коррекционное занятие по теме "Развитие слухового восприятия и памяти" 3 класс
Коррекционное занятие по теме "Развитие слухового восприятия и памяти" 3 класс. Цель: обучающая – совершенствование слухового восприятия; чувства ритма; слухоречевой памяти.разв...
Доклад по теме: "Развитие слухового восприятия и внимания"
Доклад по теме: "Развитие слухового восприятия и внимания"...
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"
Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам, учителям начальных классов, родителям....