Формирование функциональной грамотности в начальной школе
консультация (4 класс)
Формирование функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_funktsionalnoy_gramotnosti_boyko_o.v._2.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Васильевна Бойко,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
руководитель МО учителей начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 52» города Курска
«Мои ученики будут узнавать
новое не от меня.
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться
и развить собственные идеи».
Иоганна Генриха Песталоцци
Виды функциональной грамотности,
формируемые у обучающихся в начальной школе
С 1 сентября 2022 года начальные классы перешли на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Функциональная грамотность - одна из составляющих обновлённых ФГОС. Важнейшая задача современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что же такое «функциональная грамотность»?
Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». «Грамотность» - это навыки чтения, письма, счёта и работы с документами. «Минимальная грамотность» - это способность читать и писать простейшие сообщения. Функциональная грамотность – совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем.
Алексей Алексеевич Леонтьев (советский и российский лингвист и психолог) дает такое определение: «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
«Функциональная грамотность» с точки зрения ученика начальной школы – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В функциональную грамотность входят следующие направления: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетентности.
В рамках международных оценочных исследований TIMSS, PIRLS оцениваются три области функциональной грамотности младших школьников: грамотность в чтении, математическая, естественнонаучная грамотность. На развитие этих направлений делается акцент в начальной школе. Сегодня подробнее становимся именно на них.
Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида.
Основа формирования читательской грамотности – это работа с текстом. Эффективно зарекомендовала себя технология правильного типа читательской деятельности, включающая в себя три этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.
Стратегия предтекстовой деятельности – это «вопросы для припоминания» важной информации, касающейся темы текста;
«рассечение вопроса» - это смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия; «предваряющие вопросы» - это актуализация имеющихся знаний по теме текста.
Стратегия текстовой деятельности – это: «чтение в кружок»-проверка понимания читаемого вслух текста; «чтение про себя с вопросами»-управление процессом осмысления текста во время его чтения; «чтение про себя с пометками»-мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Стратегия послетекстовой деятельности – это: «отношения между вопросом и ответом»-обучение пониманию текста; «тайм-аут»- самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения в парах и группе; «вопросы после текста» -ромашка Блума, кубик Блума, проверка понимания текста с помощью критического анализа; « проверочный лист»- проверка понимания текста.
Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности, это гарантия успеха в любой предметной области, основа развития ключевых компетентностей.
Одним из эффективных учебных материалов, позволяющих формировать читательскую грамотность, является, на наш взгляд, учебно-методический комплект О.Н. Крыловой «Чтение. Работа над текстом». Мы используем это пособие в своей работе и составляем к урокам литературного чтения подобные задания. А сам предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создавать можно обложку изучаемого произведения, модель книги); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу одноклассника (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
В этом году команда третьеклассников нашей школы приняла участие в областном конкурсе «Читательский чемпионат» среди обучающихся 3-4 классов. В отборочном туре была представлена презентация команды и умение работать с информацией, анализировать текст, структурировать аннотации к произведениям, представлять проект. Из 55 команд только 6 прошли во 2 этап. В финальном туре (командное первенство) была представлена творческая мастерская по теме «С.Алексеев: детям о «Курской битве». Где демонстрировался уровень читательских компетенций, навыки взаимодействия в команде, сформированность и произвольность личностных, коммуникативных, регулятивных УУД на основе умения работать с литературным поэтическим произведением. Творческая мастерская состояла из следующих этапов: выразительное чтение отрывка, домашнее задание- «Стендовый доклад» «Жизнь и творчество писателя», характеристика героя произведения- «Паспорт», творческий пересказ от имени героя, работа с текстом- приём «Ромашка Блума». Во 2 этапе в командном первенстве мы стали призёрами, дипломантами 3 степени. Сейчас идёт подготовка к личному первенству, где необходимо будет представить электронную презентацию книжной выставки, посвящённой теме конкурса, отражающей проектно-исследовательскую, читательскую, творческую работу финалиста.
Уже появился очень полезный курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». В тренажере «Функциональная грамотность» задания для школьников представлены на цветных страницах. Читательская на страницах голубого цвета, математическая на страницах оранжевого цвета.
В нём уже продуманы задания, ничего самим придумывать не нужно. Единственная пока трудность, это то, что нужно потратить время, на создание презентации.
Хочется отметить, что пока данные задания выполняются с затруднениями, действительно, у ребят нет нужного опыта работы с текстом. Они с трудом выискивают нужную информацию. Еще никак не привыкнут, что надо несколько раз обращаться к тексту и вдумчиво читать.
Математическая грамотность – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.
Выделяют три составляющие математической грамотности:
- -умение находить и отбирать информацию;
- - производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
- - интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
- В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
Наибольший эффект в процессе формирования математической грамотности может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей, так как в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.
Неразрывно математическая грамотность связана с финансовой грамотностью. Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях. И здесь не обойтись без уроков цифры.
В тренажере «Функциональная грамотность» задания для школьников по финансовой грамотности представлены на фиолетовых страницах. А в работе можно использовать различные пособия.
Не обойтись без креативного мышления. Без умения смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач, в том числе и задач естественнонаучного цикла.
Естественнонаучная грамотность – позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся не только необходимыми общими естественнонаучными знаниями, а ещё и умениями применять эти знания в жизненных ситуациях.
Типичное комплексное задание по ЕНГ включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Размещены задания в тренажёре «Функциональная грамотность» на зелёных страницах.
Таким образом у младшего школьника закладываются основы глобальных компетенций. Что же это такое? Это способность
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Итак, мы можем рассматривать образование как функциональную грамотность. А модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходимы уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки.
Дерево – функционально грамотная личность.
Вода – педагогические технологии.
Яблочки – ключевые компетенции.
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, он должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).
Это дерево, политое спланированной, чётко продуманной, слаженной работой с использованием современных педагогических технологий, незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Как дерево зачахнет без полива, так и без грамотной компетентной работы педагога невозможно добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
Сегодня, как никогда актуальны слова Иоганна Генриха Песталоцци (швейцарского педагога): «Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
В завершении своего выступления предлагаю вашему вниманию прослушать притчу, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония». Аудиозапись
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний/.
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Спасибо за внимание.
Список литературы:
- https://i.pinimg.com/originals/5f/61/52/5f6152feeac90a64b9f90d2535013d1b.jpg
- https://images.vexels.com/media/users/17482/108992/preview2/ed6ef8938498046e7856b276c24d97f4-book-series-vector-of-the-five.png
- https://img-fotki.yandex.ru/get/5608/svetlera.3ec/0_6363f_50870aa3_S.jpg
- https://img-fotki.yandex.ru/get/4808/200418627.e5/0_15028b_9c399b88_orig.png
https://img1.picmix.com/output/stamp/normal/4/0/5/9/749504_25c4f.png
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...
Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе....
Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе
В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...
Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.
Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...
Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....
Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучени...
Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе
В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения для формирования функционал...