ПК 4.1.
методическая разработка

Пешкова Анастасия Дмитриевна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

Да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

Да

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

Нет

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

Нет

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

Нет

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

Нет

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

Да

содержание учебного предмета

Да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

Да

место и роль учебного предмета в обучении

Да

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

Да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

Да

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Да

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

Да

необходимое количество часов для изучения раздела

Да

содержание учебного раздела

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

Да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

Да

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

Да

технические средства обучения

Да

цифровые образовательные ресурсы

Да

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

Да

 

Выводы:

Проанализировав рабочую учебную программу по предмету Русский язык, я могу сделать следующие выводы:

1)В рабочей программе отсутствует пояснительная записка, в которой должны быть указаны цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы с требованиями ФГОС НОО.

2)В рабочей программе полностью отсутствует шкала оценочной деятельности обучающихся.

3)Рабочая программа содержит в себе конкретные образовательные программы и планируемые результаты к ним. Соответствует содержательному разделу ПООП НОО.
4) Учебный план МБОУ «СОШ №54 г. Челябинска» составлен на основании конкретных нормативных документов. Есть соответствующий учебный план НОО, календарный учебный график и план внеурочной деятельности по направлениям. Подробно описана организация методической работы.

Можно отметить, ООП НОО МБОУ «СОШ №54» с точностью соответствуют ПООП НОО, так как в нем сохранены все компоненты содержания программы, такие разделы как: целевой, содержательный и организационный. Но отсутствует пояснительная записка с целями, задачами и нормативными документами. Пункты ПООП НОО сохранены, но были представлены в сжатом виде, в котором присутствует конкретная информация. Информация представлена, как текстом, так и таблицей, что является очень удобным и структурированным. Таким образом, делаю вывод: ООП НОО МБОУ «СОШ №54 г. Челябинска» полностью соответствует и отвечает требованиям, представленным ПООП НОО. Такой рабочей программой можно пользоваться, она отвечает требованиям.



Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №54 г. Челябинска» 454080, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, д. 18, тел. +7 (351) 772-68-32, e-mail: filialmbou54@mail.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Русский язык»

на 4 четверть 2022-2023 учебного года

Челябинск, 2023

Дата

Тема и тип урока

Контрольная работа

(час)

Виды деятельности уч-ся

Формы контроля

103.

03.04.2023

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

УОНЗ

-

Распознавать имена существительные и имена прилагательные в предложениях, уметь находить их в тексте. Уметь определять падежи имён существительных и прилагательных. Определять зависимость падежей имён прилагательных от формы падежей имён существительных.

Устный опрос, ответы у доски.

104.

04.04.2023

Морфологический разбор имени прилагательного.

УОНЗ

-

Уметь находить в тексте имена прилагательные. Понимать как выполняется морфологический разбор, уметь выполнять его письменно.

Ответы у доски, устный опрос, кластер

105.

05.04.2023

Развитие речи. Сочинение по картине А. А. Серова «Девочка с персиками».

УРК

1 ч.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Уметь рассматривать и выделять главное в художественных картинах. Соблюдать правила написания сочинения по картине, писать его.

Сочинение.

106.

06.04.2023

Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного.

УР

-

Уметь понимать и осознавать свои ошибки при выполнение морфологического разбора имени прилагательного. Принимать учебную задачу. Исправлять свои ошибки при выполнении морфологического разбора имени прилагательного.

Кластер, ответы у доски, устный опрос.

107.

10.04.2023

Обобщение. Имя прилагательное.

УРК

1 ч.

Уметь оценивать результаты своей деятельности. Обобщать весь пройденный материал с помощью учителя. Использовать пройденный материал при написании контрольной работы.

Контрольная работа.

108.

11.04.2023

Личные местоимения.

УОНЗ

-

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать в текстах и предложениях личные местоимения, отличать их от других местоимений.

Синквейн, кластер, устный опрос.

109.

12.04.2023

Изменение личных местоимений по родам.

УОНЗ

-

Знать, что такое личные местоимения, уметь находить их в текстах и предложениях. Уметь определять рода и изменять личные местоимения по родам.

Кластер, кроссворд, устный опрос.

110.

13.04.2023

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

УОНЗ

-

Знать, что такое местоимение. Уметь находить их в текстах и предложениях. Распознавать лица, время и рода местоимений.

Кластер, устный опрос, ответы у доски.

111.

17.04.2023

Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном лице по родам.

УОМН

-

Знать, что такое местоимение. Уметь находить их в текстах и предложениях. Распознавать лица, время и рода местоимений.

Кластер, кроссворд, устный опрос.

112.

18.04.2023

Составление письма другу.

УРК

1 ч.

Знать, что такое письмо. Уметь писать правильно письма. Оформлять верно сочинение по критериям, данными учителем.

Сочинение.

113.

19.04.2023

Что обозначает глагол? Значение и употребление глаголов в речи.

УОНЗ

-

Узнать, что такое глагол. Верно распознавать глагол в предложениях и текстах. Знать значение глагола. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Синквейн, кластер, кроссворд, устный опрос.

114.

20.04.2023

Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.

УОНЗ

-

Знать, что такое глагол. Верно распознавать глагол в предложениях и текстах. Знать, что такое синонимы, а что такое антонимы. Уметь распознавать глаголы синонимы и антонимы.

Кластер, устный опрос.

115.

24.04.2023

Развитие речи. Составление теста по сюжетным рисункам.

УРК

1 ч.

Уметь анализировать сюжетные картинки, представленные учителем. Писать тест по сюжетным картинкам, по заданным критериям учителя.

Тест.

116.

25.04.2023

Диктант с грамматическим заданием.

УРК

1 ч.

Уметь писать диктант. Работать с грамматическим заданием после написания диктанта. Принимать и сохранять учебную задачу.

Диктант.

117.

26.04.2023

Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола. Распознавание глаголов в неопределённой форме.

УОМН

-

Уметь понимать и осознавать свои ошибки при написании диктанта. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Изучить неопределённую форму глаголов. Уметь распознавать глаголы в текстах и приложениях в неопределённой форме.

Кроссворд, ответы у доски, устный опрос.

118.

27.04.2023

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

УОНЗ

-

Знать, что такое глагол. Верно распознавать глагол в предложениях и текстах. Узнать какие числа бывают у глаголов, и как они изменяются по числам.

Кластер, ответы у доски, синквейн.

119.

02.05.2023

Времена глаголов.

УОНЗ

-

Знать, что такое глагол. Верно распознавать глагол в предложениях и текстах. Изучить времена глаголов, научиться их определять.

Кластер, устный опрос.

120.

03.05.2023

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

УРК

1 ч.

Знать, что такое глагол. Верно распознавать глагол в предложениях и текстах. Изучить времена глаголов, научиться их определять. Изучить 2-е лицо глаголов.

Грамматический разбор.

121.

04.05.2023

Изменение глаголов по временам.

УОНЗ

-

Знать, что такое глагол. Верно распознавать глагол в предложениях и текстах. Изучить времена глаголов, научиться их определять. Научиться изменять глаголы по временам.

Практическая работа, устный опрос.

122.

08.05.2023

Упражнение в написании глаголов по временам.

УРК

1 ч.

Знать, что такое глагол. Верно распознавать глагол в предложениях и текстах. Изучить времена глаголов, научиться их определять. Научиться изменять глаголы по временам. Уметь писать словарный диктант, используя ранее изученные знания.

Словарный диктант.

123.

10.05.2023

Выборочное подробное изложение повествовательного текста, по опорным словам, и самостоятельно составленному плану.

УРК

1 ч.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знать, как правильно писать подробное изложение. Писать подробное изложение по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

Изложение.

124.

11.05.2023

Род глаголов в прошедшем времени.

УОНЗ

-

Знать, что такое глагол. Верно распознавать глагол в предложениях и текстах. Изучить род глагола в прошедшем времени. Уметь определять род глагола.

Кластер, практическая работа.

125.

15.05.2023

Родовые окончания глаголов (-а, -о).

УР

-

Знать, что такое глагол. Верно распознавать глагол в предложениях и текстах. Уметь определять род глагола. Изучить родовые окончания глаголов (-а, -о).

Устный опрос, ответы у доски.

126.

16.05.2023

Правописание частицы не с глаголами.

УОНЗ

-

Знать, что такое глагол. Верно распознавать глагол в предложениях и текстах. Знать обозначение частицы не в предложениях. Научиться писать частицу не с глаголами.

Задание из учебно-методического пособия «В родном краю. Русский язык».

127.

17.05.2023

Морфологический разбор глагола.

УРК

1 ч.

Знать, что такое глагол. Верно распознавать глагол в предложениях и текстах. Узнать алгоритм верного морфологического разбора глагола, научиться его выполнять.

Самостоятельная работа.

128.

18.05.2023

Обобщение по теме «Глагол».

УР

-

Знать, что такое глагол. Верно распознавать глагол в предложениях и текстах. Знать числа глаголов, уметь их определять. Распознавать времена глаголов, уметь их определять. Знать род глаголов, знать родовые окончания глаголов. Уметь писать предложения с частицей не и глаголом. Знать верный алгоритм морфологического разбора глагола и уметь выполнять его на практике.

Практическая работа.

129.

22.05.2023

Обобщение и систематизация изученного о частях речи.

УР

-

Уметь оценивать свою деятельность за все время изучения частей речи. Анализировать свои достижения, закрывать пробелы. Повторять весь изученный материал.

Практическая работа, составление кроссворда.

Повторение (7 ч.)

130.

23.05.2023

Повторение. Части речи.

УР

-

Уметь оценивать свою деятельность за все время изучения частей речи. Закрывать пробелы. Повторять весь изученный материал.

Кластер, устный опрос.

131.

23.05.2023

Повторение. Правописание приставок и предлогов.

УР

-

Повторять весь пройденный материал. Повторить правописание приставок и предлогов в частях речи. Оценить свою деятельность.

Устный опрос, ответы у доски.

132.

23.05.2023

Повторение. Правописание приставок и предлогов.

УР

-

Повторять весь пройденный материал. Повторить правописание приставок и предлогов в частях речи. Оценить свою деятельность.

Устный опрос, ответы у доски.

133.

24.05.2023

Повторение. Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных.

УР

-

Повторять весь пройденный материал. Повторить правописание безударных гласных. Вспомнить правописание парных и непроизносимых согласных. Оценить свою деятельность.

Кроссворд, практическая работа.

134.

24.05.2023

Повторение. Однокоренные слова. Правописание значимых частей слова.

УР

-

Повторять весь пройденный материал. Вспомнить что такое однокоренные слова и повторить тему. Повторить правописание частей слова и значимые части слова. Оценить свою деятельность.

Кроссворд, практическая работа.

135.

25.05.2023

Повторение. Однокоренные слова. Правописание значимых частей слова.

УР

-

Повторять весь пройденный материал. Вспомнить что такое однокоренные слова и повторить тему. Повторить правописание частей слова и значимые части слова. Оценить свою деятельность.

Кластер, устный опрос, практическая работа, синквейн.

136.

25.05.2023

Обобщение изученного.

УР

-

Повторить весь пройденный материал за учебный год. Оценить свою деятельность и полученные знания за год. Закрыть проблемы в темах, при повторении и обобщении учебного материала.

Кластер, устный опрос, практическая работа, синквейн.

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УОНЗ – урок открытия нового знания.

УР – урок рефлексии.

УОМН – урок общей методической направленности.

УРК – урок развивающего контроля.



Предварительный просмотр:

Анализ особенностей УМК «Школа России»

Критерий

Характеристика

Цветовое решение

У каждого учебника свое цветовое решение, у каждого предмета преобладает свой цвет внутри учебника. Цвета гармонируют. Цветовое решение, авторами учебника, было подобрано грамотно и верно. Нет лишнего оформления, нет лишних цветов, перебора в выборе цвета тоже нет. Цвета неброские, не отвлекают обучающихся от получения новых знаний.

Дизайн

Шрифт читабельный, без засечек. Иллюстрации в одном стиле, не отвлекают внимания от учебного материала. На форзаце размещены памятки, правила, связанные с предметом. Дизайн всех учебников идентичен, меняется только цвет. Картинки в каждом учебнике крупные, достаточно яркие, рисовка отличная. Форзацы учебников достаточно хорошо оформлены, яркие, красивые. В некоторых учебниках присутствуют правила, соответствующие предмету. Переплеты учебников достаточно твердые, очень плотные, со временем учебники не потеряют своё отличное состояние, что является огромным плюсом.

Наполняемость материала

Учебники содержат большое кол-во информации и соответствуют возрасту обучающихся. Каждый учебник состоит из 2 частей. Информация понятна для понимания, структурирована. Много справочного материала. Учебники содержат достаточно большое количество заданий, в том числе присутствуют задания творческого характера, а также задания на основе жизненного опыта детей. Содержания учебников достаточно информативно и структурировано. В учебниках присутствуют различные алгоритмы и инструкции. Также учебники имеют словари в конце. Присутствуют задания, направленные на формирование информационной культуры.

Герои

Отсутствуют.

Способы самостоятельной деятельности

Работа в паре, задание повышенной сложности, проверь себя, работа со словарем, творческие задания.

Критерий

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

Наполняемость материала

Информация доступная для обучающихся. Большое количество информации: таблицы, схемы.

Четко выделены правила. Есть также: проверь себя, чему научились. Правила выделены.

Информация доступная для обучающихся. Есть: 8 словарей, проектная деятельность, памятки. Правила четко выделены. Рисунков в учебнике достаточно мало, но они четко подходят к темам урока, как способ наглядности для обучающихся. Также в начале учебника присутствуют условные обозначения, что является очень удобным при выполнении различных заданий. Также есть справочные страницы, в которых четко и корректно отобран дидактический материал. Есть множество таблиц.

Много произведений разных жанров. Есть: проекты, словарь и проверь себя. Иллюстрации в учебнике не отвлекают внимания от текста.

Некоторые произведения в сокращении

Понятная информация для обучающихся, выделены важные моменты. Есть: страницы для самопроверки. Большое количество иллюстраций. Учебник имеет мягкий переплет. Имеется единый дизайн. Тема уроков выделена на фоне разных цветов – каждый раздел имеет свой цвет. Правила есть не везде, но они выделены в тексте, как новые понятия. В начале учебника есть условные обозначения.

Герои

Отсутствуют.

Отсутствуют.

Отсутствуют.

Отсутствуют.

Способы самостоятельной деятельности

-работа в паре

-повышенная сложность

-проверь себя

-развиваем речь.

-задания повышенной сложности.

-работа в парах (под звездочкой).

-«проверь себя»-после прохождения всего раздела.

-творческие задания.

-задания на высказывания своего мнения.

Все эти задания носят репродуктивный характер. Как таковых сложных заданий в учебнике нет, задания повышенной сложности – обобщение пройденной материала более в крупных объемах, нежели обычные упражнения.

Все творческие задания связаны с написанием сочинения по картине – в разделе «Картинная галерея».

-работа в рабочей тетради

-работа в парах\группе

-работа в паре\группе

-работа в рабочей тетради

Задания носят творческий характер. Относятся к деятельностному подходу.

-«домашнее задание»

-«муравей»

-«черепаха»

После каждой изученной темы есть вопросы, на которые необходимо ответит обучающимся, соответствуют рубрике «Проверь себя».

Особенности построения материала

На одной странице размещена одна тема (новая нумерация заданий). Правила везде выделены. Проблемная ситуация перед началом урока есть не везде.

Каждая новая тема начинается с проблемы, затем идут задания на ее отработку. После прохождения новой темы раздел «Проверь себя». Присутствуют различные проекты. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода. Задания расположены системно, то есть их последовательностью предусмотрено поэтапная отработка способов действий. Учебник ориентирован на правила, потому что не понятно где начать и где закончить урок. В начале каждого урока присутствует проблема, затем теория по новой теме, затем выведенное правило и упражнения для отработки нового материала. В начале каждого раздела есть титульная страница «шмуцтитул», в которой прописано что узнают обучающиеся и чему научатся. Присутствуют «Странички для любознательных». Есть определенная нумерация страниц, которая соответствует цвета шмуцтитула.

Каждая новая тема начинается с теоретического материала, затем рассказ об авторе, затем произведение. После работы с произведением идут вопросы, для отработки новых знаний. Есть раздел «Литературная викторина», в котором вопросы по пройденному материалу. Есть литературный словарик.

Материал построен в учебнике следующим образом: присутствует сравнение ранее изученного материала с новым материалом, обучающиеся включают новое понятие в уже имеющую систему знаний. Каждая новая тема начинает с проблемной ситуации.

Есть радел «Проверь себя» после пройденной темы. «Домашнее задание»- раздел после каждой пройденной темы, включающий в себя, как правило, задание творческого характера, для выполнения его дома. Также после каждой пройденной темы раздел «Муравей»- что узнаем/ с чем познакомимся на следующем уроке и раздел «Черепаха»- сделай какой-либо вывод.
Также «Страничка для любознательных». В учебнике есть страничка для проверки ответов, так как в учебнике отсутствует справочный материал. Есть раздел «Наши проекты». Имеется множество схем, таблиц, фотографий, картинок, рисунков и иллюстраций. Есть рубрика «Обсудим». К учебнику идут атлас-определитель, великан на поляне и зеленые страницы.

5. Возможность использования учебника.

Учебник имеет много различных заданий, заданий поискового типа, творческого (изложения, сочинения и т.д.), много связи с жизненным опытом детей. Учебник хорошо ориентирован на детей, в нем логично и последовательно выстроен материал, все логично, доступно и понятно. Работать с таким учебником ребенку будет легко как на уроке, так и дома. Данный учебник рекомендован на работу.

Учебник является удобным, интересным, наполненным, что позволяет пользоваться им в полной мере. Учебник хорошо ориентирован на детей, в нем логично и последовательно выстроен материал, все логично, доступно и понятно. Работать с таким учебником ребенку будет легко как на уроке, так и дома. Данный учебник рекомендован на работу.

Методические рекомендации в представленном варианте относятся к предмету окружающий мир для 1 класса. Одним из авторов методических рекомендаций является А.А. Плешаков, что гарантирует полную взаимосвязь с учебным комплектом и соблюдении в рекомендациях основной идеи данного УМК.
В методических рекомендациях довольно полно описаны: основная идея курса и соответствие современному образованию, соответствие требованиям ФГОС, методические особенности УМК и работа с ними, календарно тематическое планирование, планируемые результаты, поурочные разработки и примеры уроков по другим разделам.
В 1 разделе прописаны основные цели, задачи курса, а также его концептуальная идея, из которой вытекают ведущие идеи курса. Присутствует описание возрастных особенностей детей 1 класса, на которых основана последовательность обучения. Также прописаны виды деятельности обучающихся. Четко выделено соответствие требованиям ФГОС, в данном подразделе описываются личностные, метапредметные и предметные результаты, которые достигаются по завершению курса обучения 1 класса.
Во втором разделе описываются нововведения в структуре учебника, в предметном содержании, прописана сама структура каждого урока. Далее описаны методические задачи и формирование УУД при работе со шмуцтитулом, различными рубриками. Также описаны другие компоненты УМК: содержание, виды работы, особенности.
После описаны общие методические рекомендации к уроку.
Календарно-тематическое планирование представляет собой таблицу, состоящую из трех столбцов: номер, тема и часы, также прописаны названия разделов и часы на изучение всего раздела.
После представлены планируемые результаты.
Далее располагаются поурочные разработки, содержащие в себе планируемые результаты конкретного урока, описание оборудования, предварительной работы, хода урока (поэтапно), физкультминутка, работа в ГПД и рекомендации для занятий в семье.

Вывод: Методические рекомендации к УМК "Школа России" по окружающему миру для первого класса содержат в себе всю необходимую информацию для комфортной и наиболее продуктивной работы с данным УМК. Все необходимые материалы предоставлены в полном объеме, учителю остается только подготовиться к уроку по данным материалам и проявить творческий подход к организации урока.

Основные принципы программы:

  • обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
  • формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
  • ориентирование работы на результат,
  • духовно-нравственное развитие учащихся,
  • привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • формирование целостной картины мира.

Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России.

Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.  

Вывод: Работа по УМК "Школа России" эффективно повышает уровень образования учащихся, так как комплект удобен в использовании как для учителя, так и ученика. Материал учебников изложен в доступной форме для детей с различными индивидуальными способностями. Качественно подобрана информация, в соответствии с возрастом. Учащимся не составит проблем работать по этой программе: учитывая вышеизложенные преимущества, учебный процесс будет не только познавательным, но и увлекательным
Таким образом, УМК "Школа России" можно порекомендовать для использования в современной школе. Грамотно пользуясь данными учебниками и методическими рекомендациями, учитель поможет своим ученикам достичь многих академических успехов.




Предварительный просмотр:

Анализ УМК «Начальная школа 21 века»

Общий анализ

Критерий

Характеристика

1. Цветовое решение.

У каждого учебника единый дизайн оформления. Цветовое решение: цвета спокойные и сочетаются между собой. Учебники неяркие. Цветовая гамма не привлекающие внимание.

2. Дизайн.

Все учебники имеют единый дизайн. В центре учебника располагается иллюстрация в форме окружности, с подходящим изображением под каждый предмет внутри. Переплёт твёрдый, что является несомненно плюсом, ведь учебники долго сохранять свой идеальный вид. Форзац не содержит дидактического материала и имеет белый фон, кроме учебника по окружающему миру (имеется иллюстрация без дидактического материала). Количество иллюстраций соответствует возрасту обучающихся, с каждым классом иллюстраций становится меньше. Картинки яркие, соответствуют теме урока. Учебники содержат таблицы и схемы.

3. Герои.

Отсутствуют.

4. Наполняемость.

Учебник содержит собственные условные обозначения. Урок построен по этапам. Начинается с актуализации старых знаний, затем ставится проблемный вопрос, затем следует достаточное количество заданий на усвоение и повторение материала. Каждый урок соответствует номеру и выделен в учебник. Есть правила, выделенные в цветных рамках. В учебнике Русского языка сверху прописан раздел курсовом. Учебник содержит различные задания: репродуктивного характера, частично-поиского характера, задания на самостоятельное выполнение, немного заданий творческого характера, есть задания по желанию и выбору, есть задания на объяснение, задания повышенной сложности, задания общеметодологической направленности, задания на изучения интересного материала. Содержание структурировано, задания идут по уровню сложности. Есть работа с загадками и пословицами (1 класс). Новые сведения для обучающихся выделены значком «Ключик» (Тайны языка). Словарей в учебнике нет. Есть рубрика «Проверь себя» после изучения раздела. Есть рубрика «Послушай»- обучающиеся слушают чтение или рассказ учителя. В литературе есть словарь – прослеживается на страницах учебника.

5. Способы самостоятельной деятельности.

Для формирования самостоятельной деятельности в УМК предусмотрен ряд заданий индивидуальные, творческие, рубрика «Проверь себя». Также самостоятельная работа со словарём. Также подходят задания под «Звездочкой» (по желанию или выбору). Задания повышенной сложности также формируют навыки самостоятельной деятельности.

Литературное чтение

Критерий

Характеристика

1. Наполняемость материала

Учебник имеет условные обозначения (8 шт.), они работают с обучающимися на протяжении всех уроков.

После каждого произведения идет ряд вопросов.  Некоторые выделены условными обозначениями.

Цветом выделена информация на которую нужно обратить внимание. В первом классе при работе с текстами есть иллюстративное сопровождение (яркие картинки). Есть странички «Проверь себя» с различными вопросами и заданиями разного вида (есть творческие задания).

Также другим цветом выделены объяснения непонятных слов.

Прослеживается большое количество работы с пословицами и загадками на протяжении всего учебника.

В рубрике «Послушай» дети слушаю чтение или рассказ учителя.

2. Герои

Отсутствуют.

3. Способы самостоятельной деятельности

Есть задания по выбору в которых обучающиеся могут проявить собственное желание: выполнять задание или нет.

Также есть творческие задания, где нужно проявить самостоятельность. На некоторых страницах есть произведения для дополнительного чтения. Для самоконтроля есть задания на страничках «Проверь себя».

4. Особенности построения материала

В начале страницы указывается автор произведения и его название. Далее вопросы по тексту или стихотворению на понимание и собственную оценку. После данной работы может идти знакомство с пословицей и объяснение ее смысла. Также часто встречается рубрика «Послушай».

5. Возможность использования учебника

Учебник структурированный, системный и доступный. Содержит необходимое количество заданий репродуктивного характера и заданий творческого характера. Учебник имеет много различных интересных видов работы. Его содержимое соответствует возрасту учащихся. Работать с таким учебником ребенку будет легко как на уроке, так и дома.

Русский язык

Критерий

Характеристика

1. Наполняемость материала.

Учебник содержит огромное количество правил в виде таблиц, схем и рамочек. Иллюстрации в учебнике имеются в очень малом количестве, по размеру небольшие, подходят к теме урока, яркие, хорошо прорисованы. Учебник имеет свои собственные условные обозначения, что облегает работу с ним, как ученику, так и педагогу с родителями. Сверху каждой новой темы курсивом выделено название раздела. Каждая тема выделена жирным шрифтом и имеет свой порядковый номер. Почти в каждой новой теме есть правило (рамочка или табличка). Учебник не имеет словаря. В темах есть рубрика «Пиши правильно», в которой новые словарные слова. Есть задания на подготовку к диктанту/сочинению/изложению. Название разделов указано только на страницах учебника, в содержании указаны только номера уроков и название тем. Шмуцтитул отсутствует. Есть рубрика, «Подсказка»- в которой указан пример выполнения задания. Рубрика «Тайны языка»- в которой указываются правила по теме. Рубрика «Обрати внимание»- в которой находятся важные правила по теме. Рубрика «Вспомни материал»- в которой есть задания общеметодологической направленности за 1,2,3 класс. Рубрика «Интересный материал»- в которой содержится новый материал из истории языка (указано и описано происхождение слов из темы урока). «Работа в парах»- специально разработанная рубрики, содержащая задания для парной работы. Рубрика «Трудное задание»- в которой содержатся задания повышенной сложности. Также рубрика «Давай подумаем»- в которой, обычно, описывается проблемная ситуация.

2. Герои.

Отсутствуют.

3. Способы самостоятельной деятельности.

Учебник содержит индивидуальные задания, творческие задания, рубрику «Проверь себя». Также по словарю на страницах учебника может быть организована самостоятельная деятельность. Задания под «звездочкой»- также формируют навыки самостоятельной деятельности. Задания повышенной сложности тоже рассчитаны на самостоятельную работу.

4. Особенности построения материала.

Учебник имеет проблемный характер изложения материала. Материал выстроен системно и последовательно. Изначально на уроке выступает актуализация, затем проблемная ситуация, затем следуют задания репродуктивного характера, частично-поиского характера, задания на самостоятельное выполнение, задания творческого характера, задания по желанию и выбору, на объяснение, повышенной сложности, общеметодологической направленности и задания на изучения интересного материала. Задания в учебнике следуют по уровню сложности.

5. Возможность использования учебника.

Учебник содержит огромное количество различного типа заданий. Отлично ориентирован на обучающихся. Материал учебника выстроен логично и последовательно. Материал структурирован, доступен и понятен. Его содержимое соответствует возрасту учащихся. Работать с таким учебником ребенку будет легко как на уроке, так и дома.

Вывод:



Предварительный просмотр:

Анализ УМК «Перспектива»

Общий анализ

Критерии

Характеристика.

1. Цветовое решение.

Учебники имеют свое цветовое решение. У каждого предмета

свое оформление, которое соответствует тематике предмета.

Цвета приятные, спокойные, гармонируют между собой.

Перебора в выборе цвета нет, цвета не отвлекают

обучающихся от получения новых знаний. Цвета: розовый,

голубой, зеленый.

2. Дизайн.

Шрифт читабельный. Отличается по размеру, в зависимости

от класса. Учебники содержат достаточное количество

иллюстраций. Иллюстрации и фотографии яркие и

соответствуют теме урока. Являются понятными для детей.

Форзацы учебников никак не оформлены. Переплеты

учебников мягкие, что является удобным и приятным для

пользования. В некоторых учебниках есть схемы и таблицы,

соответствующие теме урока. Также присутствуют карты. На

обложке иллюстрации соответствуют предмету.

3. Герои.

В учебнике окружающего мира прослеживается сюжетная

линия с умным совенком. В учебниках русского языка и

литературного чтения есть профессор Самоваров. В

литературном чтении есть такие герои: Аня и Ваня.

4. Наполняемость.

Учебник содержит в себе условные обозначения. Урок

начинается с проблемной ситуации (вопроса). Затем идет

теория от профессора Самоварова. Затем идет отработка

новой темы. Учебники имеют большое количество заданий, в

том числе: индивидуальные, парные, повышенной сложности,

творческие задания, задания на основе жизненного опыта.

Есть странички: «Творческая переменка». В РЯ есть два

словарика в конце: орфографический, орфоэпический. Также в

каждой новой теме присутствуют сноски: «Твой словарик»,

содержащие новые словарные слова. Есть «Узелки на память»

(правила, рефлексия). Каждая новая тема выделена

«колокольчиком». Разделы не имеют шмуцтитула после

каждого раздела есть рубрика «Проверь себя». Например, в

учебниках окружающего мира после темы идут рубрики:

обсудим, подумаем, проверим себя, сделаем вывод. В начале

урока есть рубрика «Узнаем подробнее», также есть

странички ученого совенка. В математике есть правила

выделенные зеленые цветом. Темы обозначены условным

знаком и написаны сверху. В математике есть приложение.

Также есть материалы для повторения и самоконтроля.

В литературном чтении есть рубрика: «Мы идем в

библиотеку». После темы есть вопросы и задания. В

литературном чтении есть герои: Аня и Вася, на каждом уроке

профессор Самоваров.

Теория выделена цветом. С правилами работает профессор

Самоваров.

Есть страницы, выделенные и оформлены под времена года.

(окр.мир). Есть словарь. В содержании разделы выделены

ирным шрифтом. Шмуцтитула нет.

5. Способы самостоятельной деятельности.

Для формирования самостоятельной деятельности в УМК

предусмотрены ряд заданий: индивидуальные, творческие.

Рубрика «Проверка знаний» в конце раздела (темы). Также

есть задания повышенной сложности.

Математика

Критерии

Характеристика

1. Наполняемость материала.

Учебник включает в себя условные знаки, которые встречаются на протяжении всего параграфа. Материал учебника разделены на большие разделы. Первые 30 страниц учебника идет как повторение изученных тем. Изучение нового материала выделено условным знаком. Содержит большое количество заданий репродуктивного характера. Также присутствует задания частично-поискового и задания на развитие

коммуникации обучающихся (Например, выполни задания и сделай вывод, объясни свое решение, выбери лишнее и объясни свой выбор и т.д.). Есть задания повышенной сложности, и задания в парах (но их немного). Не большое количество иллюстраций, присутствуют схемы, таблицы. Отдельно выделены правила и алгоритмы по теме. Иллюстрации

соответствуют заданиям и объясняют его смысл. В конце учебника есть отдельная страничка с геометрическими фигурами под названием «Приложение». Есть задание, где дети должны вырезать эти фигуры и создать объемный конус.

2. Герои.

Герои в данном учебнике не прослеживается.

3. Способы самостоятельной деятельности.

Есть задания повышенной сложности, все параграфы содержат

достаточное количество заданий. Есть страничка «Материал для повторения и самоконтроля» после большого раздела, которое учитель может использовать для контрольных работ.

4. Особенности построения

материала.

Начала урока выделяется условным знаком (колокольчиком). Объяснение нового материала тоже выделяется условным знаком. Урок ОНЗ начинается в основном с объяснение новых правил или алгоритмов. Далее идет задания на закрепление изученного. Урок заканчивается заданием повышенной сложности. Правила выделены в рамке в основном желтым цветом.

5. Возможность использования учебника.

Учебник структурированный, системный и доступный. Содержит необходимое количество заданий репродуктивного характера и задания с повышенной сложности. Правила даются на каждую тему, с подробным описанием алгоритмов и доступным для детей языком. Работать с таким учебником ребенку будет легко как на уроке, так и дома.

Окружающий мир

Критерии

Характеристика

1. Наполняемость материала.

В учебнике очень много тематических иллюстраций, фотографий. Содержатся условные обозначения, в конце учебника есть дополнительный материал к каждой теме. В начале учебника есть вопросы по теме, определяющие то, что детям необходимо узнать в течение урока. В конце есть рубрика «сделаем вывод».

2. Герои.

В учебнике есть три героя:

1) умный совенок, который сопровождает дидактический

материал. В конце есть «странички умного совенка», дополняющие параграфы каждой теме.

2) Иногда на страничках появляются два ученика, но очень редко и ничего не говорят.

3. Способы самостоятельной деятельности.

Учебник содержит раздел «проверь себя». Есть условное

обозначение «работаем самостоятельно», которое предлагает

ученикам самим ознакомиться с параграфом. Предлагается работа в группах и парах, чтение атласа-определителя и выполнение заданий в рабочей тетради.

4. Особенности построения

материала.

Каждый раздел начинается со шмуцтитула, новые темы

выделяются розовым шрифтом и рубрикой «вспомним»,

предвосхищающей содержание темы. После этого идет

теоретическая часть (текст). После текста учащимся предлагаются задания: парные, самостоятельные, на сравнение, странички совенка. После заданий на следующей странице продолжается текст по теме урока, но уже затрагиваются более узкие темы, например, если тема «полезные ископаемые», то вторая часть лекции будет отдельно про нефть. Система заданий позволяет подробно изучить материал в начале урока; ставятся задачи, что необходимо узнать. Далее читается параграф и выполняются задания по теме. В конце урока ученики обсуждают материал и отвечают на вопросы с рубриками, «обсудим», «подумаем» и «проверим себя», это позволяет учащимся рассуждать над материалом, выслушивая разные точки зрения.

Учебник имеет проблемный характер изложения темы, задания

системны, дают отрабатывать материал на всех этапах урока.

5. Возможность использования учебника.

Учебник имеет много различных интересных видов работы,

удобен, доступен для детей. Его содержимое соответствует

возрасту учащихся, материал изложен нескучно и понятно.

Ребенку будет удобно работать с этим учебником, как при

классной работе, так и домашней. Таким образом, этот учебник

можно порекомендовать к работе.

Русский язык

Критерии

Характеристика

1. Наполняемость материала.

Учебник содержит большое количество правил от профессора

Самоварова (герой учебника). Иллюстрации в учебнике имеются в достаточном количестве, они соответствуют темам урока, есть крупные и средние иллюстрации, они четко прорисованы, хорошее цветовое решение. Учебник также содержит схемы, фотографии и различные таблицы. Учебник имеет свои условные обозначения, что облегчает работу учителю, родителю и обучающимся, это создано для того, чтобы было понятно какой сложности сейчас выполняется задание, даже не прочитав его условий. Каждая страница имеет тематическое оформление сверху, соответствующее предмету. Каждая выделала в учебнике свои собственным цветом. Новая тема имеет свое правило в виде рамки или же таблицы. В конце учебника есть 2 словаря: орфографический словарь и орфоэпический словарь. Также в каждой новой теме есть рубрика «Твой словарик», в которой есть новые словарные слова и рубрика «Узелки на память», в которых идет обобщение старых правил. Разделы последовательны в содержании, но на страницах учебника не выделены, нет

шмуцтитула. Каждая новая тема выделала условным обозначением (колокольчик), что является очень удобным. После каждого пройденного раздела существует рубрика «Проверь себя». Также есть рубрика «Творческая переменка».

2. Герои.

Весь учебник прослеживается связь с учениками Ваней и Аней и профессором Самоваровым.

3. Способы самостоятельной деятельности.

Учебник содержит рубрику «Проверь себя», есть задания

повышенной сложности. Также обучающиеся выполняют

различные творческие задания, работая в рубрике «Творческая

переменка». Есть задания на логику.

4. Особенности построения

материала.

Сначала следует проблемная ситуация, затем теория от профессора Самоварова с новым знанием, затем задания на отработку этого знания. В учебнике есть необычные названия частей речи- слово- действие (так обозначается Глагол). Задания имеют системно- деятельностный подход. Учебник имеет проблемный характер изложения. Материал выстроен в нём системно.

5. Возможность использования учебника.

В учебнике много различных заданий: поискового типа,

творческого, повышенной сложности и связанных с жизненным

опытом. Материал отлично ориентирован на детей. В учебнике все построено логично и последовательно. Материал структурирован, доступен и понятен. Но, к сожалению, есть темы, в которых нет обобщения. Сложная навигация в учебнике, обучающиеся порой не могут выполнить домашнее задание самостоятельно.

Литературное чтение

Критерии

Характеристика

1. Наполняемость материала.

В учебнике достаточно мало информации об авторах. В основном при работе со стихотворениями или произведениями указывается только имя автора и название произведения.

Учебник содержит в себе 7 условных обозначений, которые

помогают детям, ориентироваться в задании и понимать в какой

форме будет работа (парная, групповая, самостоятельная).

Практически на каждой странице есть иллюстрации и фотографии.

Они нужны для формирования наглядного представления об

изучаемом произведении. Иллюстрации яркие и подходящие по

теме.

В конце каждой темы, есть вопросы и различные творческие

задания, направленные на понимание изученного материала.

В новой теме зачастую есть определения\термины, которые

должны знать обучающиеся. Такие термины выделены в

оранжевую рамку.

2. Герои.

В учебнике есть герои: профессор, Аня, Ваня. Они появляются в начале новой темы, реже в середине. Но сюжета для них нет, они скорее выражают свое мнение по пройденной теме. Профессор же выделяет правила или основную мысль.

3. Способы самостоятельной деятельности.

В учебнике есть рубрика «Самостоятельное чтение». Здесь даются задания перед текстом, далее сам текст, произведения, и текст с вопросами по содержанию. Есть также творческие задания самостоятельного выполнения.

4. Особенности построения

материала.

1. Начало раздела;

2. Диалог героев для интереса и подведения детей к теме;

3. Произведение с вопросами и заданиями к ним, но без

информации об авторе;

4. Различные рубрики по изучаемой теме.

5. Возможность использования учебника.

Положительным качеством данного учебника являются, вопросы, которые помогают детям научиться рассуждать по теме, искать ответы на вопросы в тексте. Учебник помогает развивать читательский интерес посредством рекомендаций других книг по теме раздела.

Методическое пособие. 

Содержит в себе:
1. Концептуальные основы курса и их реализация в учебнике;
2. КТП к учебнику;
3. Планируемые результаты обучения по курсу;
4. Поурочные разработки (в двух частях).

Данное пособие разработано в помощь учителю. В данном пособии есть достаточно подробное КТП: номера уроков, часы, номера упражнений в учебнике и РТ.

В разработках уроков есть целевые установки, планируемые результаты, ход уроков. Начинается с актуализации и до итогов уроков. Есть планируемое ДЗ.

Также присутствуют заметки: «Это важно!». Это информация помогает учителю обратить внимание на важную методическую информацию.

Есть контрольные работы (работа по вариантам). Есть карточки с заданиями.

Есть страница для заметок. Для учителя предложен теоретический материал и алгоритм ведения урока. Данные рекомендации содержат в себе много информации для подготовки к урокам.

Вывод: Главный подход в данном УМК – системно-деятельностный.

Присутствует проблемный характер изложения материала. Данные проблемные ситуации создаются на основе диалога главных героев.

Главные принципы:

1. Нравственный - большое количество заданий, связанные с душевыми качествами и т.д. Много работы с родителями и заданий для обоснования ответов на основании своего личного опыта.

2. Принцип деятельности. Обучающиеся сами добывают знания.
3. Принцип целостности. Формирование представлений о мире.
4. Принцип непрерывности. Взаимосвязь на протяжении всего обучения в учебниках.
5. Творческий принцип. Творческие задания.

Отличительной особенностью является особая система навигации в учебниках. Ею должен овладеть учитель, чтобы правильно проводить уроки и объяснять материал. Много заданий для выполнения с родителями. Также можно говорить о том, что обучающиеся опираются на свой опыт, выполняя задания. Также дети должны доказывать свою точку зрения, выполняя упражнения.