ПК 4.4
методическая разработка

Дегтярева Анастасия Игоревна

Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Алгоритм отчета:

  1. Образование учителей - высшее
  2. Средний педагогический стаж - 14 лет
  3. Стаж работы в данном учреждении -  2-11 лет
  4. Примерная методическая тематика учителя - «Формирование функциональной грамотности»
  5. Посещаемые учебные, научные и методические мероприятия – открытые уроки, семинары, педагогические советы
  6. Формы повышения профессионального мастерства – мастер-классы, курсы повышения квалификации
  7. Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение, проектное и интерактивное обучение, игровые технологии, развитие критического мышления
  8. Образовательные программы - «Школа России»
  9. Занятость во внеурочной деятельности учителей – «Разговоры о Важном», «Экология для младших школьников», «Культура общения», «Я – исследователь»
  10. Качество обученности учеников (в %) по всем учителям - 80%
  11. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности - взаимодействие с родителями, большая учебная нагрузка


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра естественно-научных, общественных дисциплин и эстетического воспитания

Дегтярева Анастасия Игоревна

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТИЧЕСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 44.02.02

защите

Преподавание в начальных классах

«_____» декабря 2021 г.

Курс: 3, группа: 31

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Пометун Н.Н.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель ОУД.16 География (включая экологию)

высшей квалификационной категории

Курсовая работа защищена

с оценкой___________________

«_____» декабря 2021 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

        

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Проблема экологического воспитания не теряет своей актуальности в любой период, так как именно от уровня отношений человека к природе, от его знаний, готовности к экологической деятельности и от его практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе, зависит само существование жизни на Земле. Специфика нынешнего времени − увеличение внимания к экологической составляющей в образовании, которое требует развития экологического сознания, воспитания новой личности с экологическим мировоззрением. Экологическое воспитание личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности.

Проведенные исследования показывают, что экологических знаний, полученных только на уроках, недостаточно для эффективного осуществления процесса экологического воспитания младших школьников. Большинство учащихся не осознают взаимосвязей в природе, не замечают вреда, причиняемого природе действиями человека. Необходимы внеурочные практические занятия на природе, направленные на изучение экологических проблем территории своей местности, конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды силами учащихся. Изучение экологии родного края является важнейшим фактором формирования системы нравственных ценностей младших школьников.

В ФГОС НОО предлагаются различные направления внеурочной деятельности школьника с целью приобретения младшим школьником первичных представлений о гражданственности и патриотизме, развития его нравственных, этических и эстетических чувств, ценностного отношения к природе. Названные отношения и ценности возможно сформировать только в процессе непосредственного общения школьника с окружающим миром, то  есть в процессе внеурочной деятельности туристско-краеведческой направленности.

Одной из важных задач современного образования является формирование у младших школьников желания изучать ближайшее природное окружение на основе деятельности, правильно применять полученные знания на практике, объективно оценивать свое поведение в природной и социальной среде. По нашему мнению, решить эту задачу возможно в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников туристско-краеведческой направленности.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Методы экологического воспитания младших школьников в процессе туристическо - краеведческой деятельности».

Цель исследования: на основе анализа современной научной  психолого-педагогической и методической литературы обосновать возможности использования туристическо-краеведческой деятельности в экологическом воспитании младших школьников.

Объект исследования: экологическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: туристическо-краеведческая деятельность как средство экологического воспитания младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть  сущность экологического воспитания младших школьников;
  2. Рассмотреть   туристическо – краеведческую деятельность в системе      начального    образования;
  3. Выявить педагогические условия экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско – краеведческой деятельности;
  4. Раскрыть формы и методы экологического воспитания младших школьников.
  5. Выявить условия влияния метода экскурсии на экологическую воспитанность младших школьников.
  6. Рассмотреть методы диагностирования уровня сформированности экологического воспитания младших школьников
  7. Сделать  выводы по  итогам проведенного исследования, обозначить   перспективы   развития   темы исследования.

В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТИЧЕСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Сущность экологического воспитания младших школьников  

Экологическая ситуация, сложившаяся за последние десятилетия на планете, поставила перед человечеством проблему достижения устойчивого развития общества. Такое развитие предполагает не только разумную эксплуатацию природных ресурсов, но и формирование соответствующего сознания по отношению к экологическим проблемам, воспитание личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.

Экологические проблемы – проблемы нравственные, их невозможно решить только технически или технологически. Любые знания по отношению к нравственности человека нейтральны, поэтому важно, каким образом он умеет распорядиться «багажом» полученных им знаний. Для этого необходимо образование, которое позволяет личности усвоить необходимые в жизни эколого-нравственные нормы, ценности и отношения. «Экологическая ситуация требует перевода знаний в убеждения, предполагает перестройку взглядов и представлений человека, когда усвоенные им нормы становятся одновременно нормами его поведения» [6, с.78].

Отсюда становится очевидным, что одной из важнейших составляющих образовательного процесса современной школы становится экологическое воспитание учащихся.

Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в  необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов [14].

По мнению Е.В. Головко, экологическое воспитание – целенаправленное развитие человека, включающее формирование его экологической культуры, восприятие не только общественных, но и экологических норм и ценностей [7, с.120].

Предпосылками правовой и нормативной базы для формирования непрерывного экологического образования населения служит Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», в XIII главе которого «Основы формирования экологической культуры» указывается на обязательность преподавания основ экологических знаний в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм [1].

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа.

В процессе экологического воспитания младшего школьника можно условно выделить этапы, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует, на наш взгляд, назвать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

  1. усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;  
  2. наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их; потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
  3. проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
  4. проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения [4].

Названные показатели экологической воспитанности младшего школьника являются ориентиром для учителя начальных классов при планировании и осуществлении экологического воспитания.

По мнению Б.Т. Лихачева сущность экологического воспитания «может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности» [19, с.19]. В новых стандартах определены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

При анализе личностных результатов ООП НОО находим, что они должны отражать «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» [2].

Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают в себя конкретные учебные предметы. Система экологических понятий включена в содержание предметной области «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир). При освоении содержания данного курса к завершению обучения в начальной школе у учащихся должно быть сформировано:

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2.  Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

 3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения  в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире [16].

Экологическое воспитание следует рассматривать как создание условий для духовного развития детей, формирования у них ценностных установок, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.

Среди педагогов, изучающих проблемы экологического воспитания младших школьников, следует отметить исследования С.Н. Николаевой, Л.П. Салеевой, А.Е. Тихоновой, И.В. Цветковой [15].

Цель экологического воспитания можно определить, как формирование экологической культуры личности. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Экологическая культура – качественное новообразование личности, часть ее общей культуры. Показатели ее сформированности необходимо исследовать на двух уровнях: внутреннем и внешнем – качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром.

На каждом этапе личностного развития общие категории имеют свое конкретное содержание и формы выражения, обусловленные психолого-педагогическими особенностями, спецификой возраста.

В качестве одного из наиболее существенных моментов в воспитании экологической культуры школьников следует считать преодоление в сознании эко культурного перекоса о приоритете человека над природой и привитие нового мироощущения, при котором природа и человек в ней воспринимались бы во взаимной связи и зависимости.

Дежникова Н.С. отмечает: «Суть состоит в том, чтобы донести до сознания воспитанников, что человек – часть природы и поэтому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии, ритму, целесообразности т.п., потребительское отношение к окружающей среде постепенно вытеснить пониманием того, что окружающий мир является для людей объектом их постоянной заботы и за его благосостояние каждый несет персональную ответственность».[9, с.64]

Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.

Концепция экологического воспитания младших школьников во внеурочное время, ориентирующая педагогический процесс на развитие экологической культуры личности, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающей социоприродной средой разработана И.В. Цветковой.

Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из путей решения данной задачи становится организация процесса экологического воспитания детей в урочной и внеурочной деятельности.

Таким образом, при условии системного, комплексного подхода к экологическому воспитанию учащихся на первой ступени школьного образования возможно заложить такие культурные ценности, которые в дальнейшем станут составляющими его экологической культуры.

  1. Туристско-краеведческая деятельность в системе начального образования

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, организация внеурочной деятельности младших школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Особенно важным в воспитательно-образовательном процессе является неразрывная связь туризма и краеведения, позволяющая активно исследовать и познавать окружающий мир, а через него и самого себя.

Туристско-краеведческая деятельность − это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых по изучению, восстановлению и улучшению природной среды родного края. Отличительными признаками туристско-краеведческой деятельности являются: передвижение в пространстве, активное взаимодействие с окружающим миром, высокая степень самодеятельности и познавательной активности участников, сочетание умственного и физического труда, приобретение жизненно-важных знаний, умений и навыков. Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности младшего школьника и его адаптации в современном обществе. Она направлена на интенсивное развитие в ее участниках таких качеств, как ответственность, самостоятельность, интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям. По своей организации туристско-краеведческая деятельность относится к массовым, максимально широким формам педагогически организованной деятельности, наиболее гибким и разнообразным по вариантам ее использования [5].

Развитие системы туристско-краеведческого образования детей является одной из современных тенденций государственной политики в сфере образования. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» повысил социально-педагогическую и социокультурную значимость дополнительного образования школьников: ему придан образовательный статус. В связи с этим туристско-краеведческая направленность дополнительного образования младших школьников переживает своё второе рождение и выступает в роли уникального социального института, обладающего мощным образовательным потенциалом.

Туризм в начальной школе развивается в непосредственной связи с решением общих учебно-воспитательных задач, реализация которых направлена на всестороннее развитие и воспитание школьников.

Под туризмом следует понимать всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектом изучения являются социально-экологическое, историческое и культурное развитие микрорайона, города, района, области; природные условия и т. д.

В своих исследованиях туристы используют данные многих наук – истории, археологии, этнографии, географии, геологии и др.

Школьный туризм имеет определенную предметную направленность – историческую, географическую, литературную, естествоведческую.

Отличительные особенности туризма:

  1. это путешествия и посещения сохранившихся природных территорий, представленных во всем мире, как правило, особо охраняемыми природными территориями различных категорий;
  2. наличие определенных, довольно жестких правил поведения;
  3.  относительно слабым воздействием на природную среду.

Соблюдение их является принципиальным условием успешного развития самой отрасли.

В зависимости от целей, поставленных организаторами, выделяется несколько видов туризма.

Географический туризм позволяет понять закономерности развития природной среды территорий.

Историко-краеведческий – способствует познанию истории взаимодействия человека и природной среды. Этно-экологический – освещает историю приспособления конкретных этносов к жизни в сложившихся природных условиях.

Ландшафтный – рассматривает природу как совокупность сочетаний исторически обусловленных природных комплексов с их уникальными объектами и свойствами.

Ботанический – дает путь к пониманию причины биоразнообразия растительного мира территории и условий его сохранения.

Зоологический – основан на знакомстве с поведением различных видов животных в естественных условиях.

В туризме все туристические маршруты принято подразделять на прогулочно-познавательные и познавательно-туристские.

Прогулочно-познавательные маршруты, или маршруты «выходного дня». Маршрут обычно пролегает преимущественно на природе, обычно вблизи городов и курортных центров. Туристов обычно объединяют в группы, и под руководством экскурсовода или с путеводителем они за 3-4 часа прогулочным шагом обходят весь маршрут, знакомятся с природой, памятниками истории и культуры. В той или иной мере на таких маршрутах затрагиваются вопросы взаимоотношения природы и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, мероприятий по предотвращению нежелательных последствий. Подобные маршруты могут осуществляться как  летом, так и зимой, причем зимой основной и доступной формой являются лыжные прогулки.

Познавательно-туристские маршруты. Такие маршруты, предназначенные для организованного прохождения под руководством проводника (руководителя), как правило, отличаются определенной сложностью (горная, заболоченная местность, густая тайга и т. п.). Они организуются и проводятся в рамках спортивного туризма (категория сложности). Характер движения может быть различным: пешком, на лошадях, водным транспортом или комбинированным. Именно маршруты такого плана чаще прокладываются в нескольких зонах активного отдыха с малой плотностью населения, а также вблизи заповедников [15].

В условиях туристского похода вводятся высокие нормы и ценности человеческого поведения: товарищество; забота о других; интеллектуальная активность, поскольку они необходимы для выживания и благополучия группы. Следование этим нормам подкрепляется за счет всего комплекса факторов, воздействующих в «путешествии»: новизна и необычность обстановки, обилие информации, чувство безопасности, дружеское общение и т.д.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения сохранили в своем содержании краеведческий подход как один из случаев проявления краеведческого принципа дидактики [3].

 Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории (края) или объекта – от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома, главным образом, силами местного населения.

В последние годы понятие «краеведение» получило более широкое содержание и новое направление – экологическое краеведение.

Экологическое краеведение – это междисциплинарный процесс организации совокупности видов деятельности, направленных на изучение строения и особенностей функционирования экосистем края, выявление местных экологических проблем в ходе природопользования и практической реализации полученных экологических знаний на практике.

Краеведение также можно условно классифицировать по нескольким подходам:

  1. по широте охвата изучаемой территории;
  2. по результатам изучения;
  3. по организационной форме деятельности субъектов краеведения (краеведов);
  4. по направлениям изучения.

Главной целью краеведческого образования школьников является формирование экологического мировоззрения и экологической культуры поведения, которая включает в себя комплекс нравственно-этических принципов, норм поведения и взаимодействия в системах «человек-природа» и «человек-человек», через воспитание познавательного интереса к изучению родного края, используя его историко-культурное и природное наследие.

К основным видам краеведческой деятельности можно отнести:

− познавательную – приобретение новых знаний о природе края и об экологических проблемах в природопользовании края;

− преобразовательную – создание школьных естественнонаучных музеев, благоустройство памятников природы;

− ценностно-ориентационную – осознание и оценка поступков, мотивов, значения деятельности конкретных исторических личностей в сохранении или преобразовании местной природы, экологических фактов и событий;

− коммуникативную – развитие навыков общения, потребности поделиться полученными экологическими знаниями с родителями, друзьями, одноклассниками.

Для того, чтобы туристско-краеведческая деятельность в школе начала осуществляться необходимо, во-первых, чтобы учителя были готовы к ней. Во-вторых, в школе должна быть определенная система туристской работы, которая охватывала бы все возрастные группы школьников, начиная с первых и заканчивая одиннадцатыми классами, и обеспечивала бы систематическую работу со школьниками по комплексному изучению родного края в условиях экскурсий, походов и экспедиций с учетом традиций школы.

Таким образом, туристско-краеведческая деятельность − это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых по изучению, восстановлению и улучшению природной среды родного края.

  1. Педагогические условия организации экологического воспитания младших школьников в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности

                       

Организация и развитие туристско-краеведческой деятельности учащихся строятся на психолого-педагогических принципах, которые служат руководством при определении содержания, организации, методов обучения и воспитания и отражают, с одной стороны, общие цели и задачи, стоящие перед обществом, с другой стороны, общие закономерности процесса обучения и воспитания.

Принцип целеустремленности предполагает подчинение туристско-краеведческой деятельности задачам воспитания, формирования ценных качеств личности младшего школьника, определяющих мотивы его поведения.

Связь воспитания с жизнью предполагает систематическое ознакомление учащихся с окружающей действительностью, которое в походных условиях достигается путем регулярного проведения политинформаций, бесед, чтения газет и журналов, прослушивания радио, организации диспутов или лекций политического, правового, эстетического, экономического, культурного характера.

Запланированные на время похода встречи с представителями науки и культуры, людьми труда, участниками гражданской и Великой Отечественной войн позволяют устанавливать тесную связь учебных заведений с производственными коллективами, общественными организациями, способствуют воспитанию учащихся на примере традиций народа.

Участие юных туристов в туристско-краеведческих экспедициях, выставках, слетах и др., их трудовая деятельность становятся школой общественного служения, составной частью общенародной борьбы за восстановление духовных ценностей [18].

Дидактический принцип следует рассматривать как единую систему деятельности, управляемую целями и задачами воспитания. Дидактический принцип осуществляется в планировании туристско-краеведческой и экскурсионной работы, в системном подходе к ней, а также в предварительном изучении района путешествия, подготовке к выполнению соответствующей работы в походе, обработке собранных материалов.

Принцип коллективизма имеет особое значение в трудовом и нравственном воспитании юных туристов. Туристский коллектив является составной частью общества, отражает его идейную направленность, объединяется на его принципах. Цель туристского коллектива – формирование гармонично развитой личности.

Детские туристские коллективы бывают одновозрастными, например в классе общеобразовательной школы, и разновозрастными, например в общешкольном туристском кружке или в туристском кружке воспитательного учреждения дополнительного образования (Дворца или Дома творчества юных туристов, областной туристской станции, центра юных туристов, туристского клуба и т.д.) Практика показывает, что в разновозрастном коллективе больше возможностей использовать индивидуальные особенности ребят, закреплять традиции, накапливать опыт совместной деятельности через его преемственность – от старших к младшим.

Сплочённость детского туристского коллектива – основное условие успеха и результативности его поисковой деятельности, которая строится на взаимодействии и коллективном творчестве участников похода при строгом разграничении обязанностей в организации и проведении поисковой работы, культурно-массовых, просветительных, спортивных, оздоровительных и  других мероприятий.

Туризм обладает огромными возможностями в сплочении школьников. Преимущество туризма перед другими видами деятельности состоит в том, что участники похода занимаются постоянной и разнообразной по характеру деятельностью. Учащиеся в походе, на экскурсии постоянно находятся вместе, имеют общественно значимую цель, которая становится стимулом их активности. Деловая и коллективная целеустремленность в туристской работе позволяет руководителю похода устанавливать правила поведения в жизни отряда.

Отличительной чертой туризма как средства сплочения коллектива является то, что в походе учащиеся выступают как представители школы, района, области, края.

Таким образом, принцип воспитания в коллективе и через коллектив в туристской деятельности имеет особо важное значение, делает школьный туризм эффективным средством всестороннего воздействия на младших школьников, предполагает использование воспитательных средств для формирования взаимоотношений руководителя с учащимися.

Принцип сочетания педагогического руководства с развитием самодеятельности и инициативы, учащихся имеет важное значение в туристско-краеведческой деятельности. Коллектив вступает в новую стадию своего развития, которая определяется более высоким уровнем взаимоотношений – товарищества, долга, ответственности. Таким образом, туристский коллектив достигает полного самоуправления.

Характерной чертой туристской деятельности является насыщенность общественно полезным трудом. В период разработки маршрута, предварительного распределения обязанностей в походе, оформления материалов похода, учащиеся оказываются в разных зависимостях по отношению друг к другу. Каждый участник похода имеет свой участок работы, за который он полностью отвечает и регулярно отчитывается перед товарищами. Организация самоуправления в туристском коллективе – основа развития инициативы и творчества.

Принципы последовательности, постепенности, систематичности имеют большое значение в туристской работе со школьниками. Соблюдение этих принципов предполагает построение педагогической системы, составные части которой органично взаимосвязаны, образуют целостное единство. Реализация этих принципов предполагает непрерывность педагогического процесса в туристской работе, требует преемственности в воспитательных воздействиях. Однако принципы последовательности, постепенности, систематичности выдерживаются не всегда.

Бессистемность в организации и проведении туристских мероприятий, как правило, не дает желаемого воспитательного эффекта. Особенно это ощутимо в работе с учащимися младшего подросткового возраста. Слабая воля, неуравновешенность не позволяют удерживать их в течение учебного года на перспективе одного летнего похода или экскурсии.

Принцип доступности туристско-краеведческой деятельности реализуется через её содержание. Туристско-краеведческой деятельности присуща демократичность: в ней не происходит деления учеников на способных и одарённых, с одной стороны, и неспособных, неодарённых, с другой стороны, как это часто бывает в учебном процессе и во многих других видах деятельности учащихся.  

Краеведческий принцип является особо важным в туристской деятельности. Основы краеведческой работы с детьми закладываются в старших группах детского сада и в начальных классах, когда дети начинают  знакомиться с природой, историей и культурой родного края.

Изучение мира растений и животных даёт учащимся представление о местной флоре и фауне, знакомит с палеонтологической летописью родного края. Знание окружающего мира воспитывает бережное отношение к природе, учит ценить местные биологические ресурсы. Собранные в походе и систематизированные краеведческие материалы (таблицы, диаграммы, фотографии, кинокадры, видеофильмы и т.д.) помогают школьникам закреплять знания, полученные на уроках, а учителю начальных классов – использовать их в учебно-воспитательных целях.

Поскольку туристско-краеведческая деятельность является обучающей, ей свойственны такие дидактические принципы, как принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков, а также принцип соединения наглядности обучения с развитием абстрактного мышления.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в туристско-краеведческой деятельности реализуется в том, что участник похода трижды проходит маршрут:

1) когда готовится к нему и изучает особенности края;

2) когда совершает поход;

3) когда обрабатывает собранный перед походом, в походе и после него материал.

В такой интенсивной системе изучения края прочность знаний достаточно высока.

Принцип соединения наглядности обучения с развитием абстрактного мышления имеет важное значение в туристско-краеведческой деятельности. Наглядность значительно увеличивает глубину восприятия объекта, что важно для детей и подростков, особенно для тех, мышление которых характеризуется как предметное.

Принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния является одним из важнейших принципов педагогики, особенно успешно осуществляемым в туристско-краеведческой деятельности.

Принцип единства взглядов, требований и действий со стороны педагогов, родителей, представителей общественности является важным условием успешного воспитания младших школьников в туристской деятельности. Родители, получившие задание провести на привале игру (конкурс, викторину), участвуют в педагогическом процессе вместе с учителем, а не являются объектом воспитательного воздействия, как на родительском собрании. Туристско-краеведческая деятельность даёт возможность активно включать родителей в воспитательный процесс [11].

Таким образом, есть достаточные основания утверждать, что туристско-краеведческая деятельность учащихся регулируется всеми без исключения вышеназванными принципами педагогики и психологии в их своеобразном преломлении.

Выводы по 1 главе

 Анализ научной психолого – педагогической, нормативной литературы по проблеме исследования показал, что тема экологического воспитания младших школьников в процессе туристическо-краеведческой деятельности носит актуальный характер.

Понятие «экологическое воспитание» не новое в научной литературе, достаточно изучено и введено в педагогическую практику. В образовательном стандарте организация экологического воспитания  закреплена на федеральном уровне.

Изучение сущности понятия «экологическое воспитание» в отечественной и зарубежной литературе позволяет нам утверждать, что «ключевыми характеристиками» данного понятия является удовлетворение познавательных потребностей ребёнка, открытие нового знания, познавательное поведение и т.п.

Организация экологического воспитания  в начальной школе требует определённых знаний от учителя и формированных метапредметных компетенций от ученика. Без понимания содержания этапов организовать экологическое воспитание невозможно.

Требования ФГОС НОО определяют экологическое воспитание как один из ведущих видов организации познавательной деятельности, обучающихся и эффективного средства достижения планируемых результатов обучения.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТИЧЕСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Формы и методы экологического воспитания младших школьников

Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому воспитанию.

Формы экологического воспитания классифицируют на:

а) массовые,

б) групповые,

в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные формы предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

К способам воспитательного воздействия относятся методы воспитания, методические приемы, средства и формы воспитания. Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.  Познанию методов способствует их классификация, деление на классы, группы по какому-либо признаку, основанию.

 Многообразие методов воспитания, неопределенность их признаков и границ между ними и другими категориями затрудняет их классификацию.  Методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера.

Основная функция группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его поведении.

В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.

  Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности.

Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах.

Требование может выражаться как совокупность правил общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия, как просьба, совет, инструкция.

Общественное мнение — это выражение группового требования.

 Приучение — это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения.

Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения.

Поручение как метод воспитания — это исполнение учеником какого-либо дела.

Воспитывающие ситуации — это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем.

3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание.

С помощью методов третьей группы педагоги и сами ученики регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности учащихся, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения.

Поощрение — это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы.

Наказание — это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства личности.

В советской школе применялся и такой стимулирующий метод, как соревнование, основанный на тяге детей к игре, состязанию.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно [17].

По мнению О. Игнатьевой целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности [10, с. 57].

Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение педагоги Е.И. Тихеева, О. Иогансон, А.А. Быстров, П. М. Басе, С. А. Веретенникова и др.

Э.И. Залкинд, А.И. Васильева, П.Г. Саморукова и другие подчеркивают, что наилучшим условием формирования познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.

Наблюдение – это сложный познавательный процесс восприятия, в котором отражается единство чувственного и рационального процесса. В процессе наблюдения у детей образуются конкретные знания по конкретной теме, развивается мышление, речь, проявляется интерес и любовь к природе.

Одним из методов экологического воспитания является эксперимент. Этот метод возник в естествознании нового времени. Метод эксперимента играет немаловажную роль в развитии экологической стороны младшего школьника.

Эксперимент, или опыт, — особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях, для выявления конкретных особенностей. Данный метод имеет большое значение для разлития наблюдательности и любознательности ребёнка, воспитания его активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. Опыты направлены на то, чтобы ребята сами учились организовать наблюдения, узнавали, искали причины явления, самостоятельно добивались результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для развития наблюдательности [8].

Труд как метод воспитательно-образовательной работы экологического воспитания имеет важное значение. В работах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности школьника и формирования системы знаний о природе. Систематический труд повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь к природе и бережное  отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и важных для жизни нравственных качеств.

Игра как метод экологического воспитания является не только способом развлечение, но и методом, с помощью которого происходит знакомство с окружающим миром. Соревновательные экологические игры – это тип экологических игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. Дух состязания во все времена был надежной мотивационной основой человеческой деятельности. Не удивительно, что различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью как у педагогов, так и у учащихся. К таким играм можно отнести: конкурс-аукцион, конкурс проектов, конкурс кроссвордов и т.д.

Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая включает чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации. Как отмечала Л.П. Молодова, «сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы» [12, с. 48].

К сожалению, в современной художественной литературе для детей младшего школьного возраста немного произведений, которые могли бы лечь в основу содержания такой работы.

Среди педагогических технологий, отвечающих современным требованиям, особое место занимает туристическо-краеведческая деятельность, которая в свете модернизации образования является его структурообразующим принципом. Туристическо-краеведческая деятельность основана на развитии у детей умений осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Экскурсия – форма и метод учебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных обычных условиях (природа, исторические места, предприятия) или в музеях, на выставках. Экскурсия, построенная на принципах наглядности, самодеятельности учащихся и локальности, является одним из наиболее ценных в педагогическом отношении методов школьной работы. Она способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, к учебным занятиям, расширяет их кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы, «видеть» реальную действительность. Экскурсии помогают учителю лучше узнать учащихся, установить дружеские взаимоотношения с ними.

Таким образом, разнообразное содержание занятий, средства, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на формирование познавательного интереса детей к природе. Методы и формы экологического воспитания могут быть успешно использованы во внеклассной работе с младшими школьниками. Внеклассная работа предоставляет большие возможности для развития у младших школьников познавательного интереса и творческих способностей в свободной исследовательской деятельности.

2.2 Возможности использования экскурсии как метода экологического воспитания младших школьников

Слово экскурсия латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-нибудь места с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов природы, исторических памятников и т.п. и непосредственного ознакомления с ними.

Непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, опыты, эксперименты являются необходимой частью экологического образования и воспитания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение его к природе, к своей Родине. Экскурсии дают возможность учащимся проводить наблюдения, опыты, эксперименты. Так они познают природу, накапливают знания, умения сравнивать, обобщать, делать выводы. На экскурсиях, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети могут видеть и примеры неразумного, пагубного влияния человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки.

Экскурсии являются одной из самых эффективных форм организации образовательного процесса в объединениях эколого-биологической направленности. В этом плане они выполняют следующие функции.

Во-первых, с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, так как при этом дети непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

Во-вторых, экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять связь обучения с практикой, с жизнью.

В-третьих, экскурсии способствуют формированию практических умений, так как дают возможность применить знания в сельском хозяйстве.

В-четвертых, экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом работников сельского хозяйства, сферы обслуживания и промышленности.

Во время экскурсий у педагога есть возможность в ненавязчивой форме обучить детей разным методам учебной работы.

Наблюдения во время экскурсий являются одним из важных научных методов познания. Усвоение этого метода помогает учащимся самостоятельно приобретать новые знания и применять их при выполнении различных заданий. Школьники выступают в роли «первооткрывателей», так как самостоятельно получают представление об окружающих объектах и явлениях.

Процесс научного познания предполагает и использование исследовательского метода. Учебные экскурсии в природу содействуют познавательной самостоятельности и тем самым обеспечивают включение каждого ребенка в познание природных объектов и явлений, способствуют лучшему усвоению знаний и формированию исследовательских умений, ответственного отношения к природе. Исследовательскую деятельность учащихся во время экскурсий организует педагог, именно совокупность действий участников образовательного процесса, направленного на изучение объектов природы и основанные на синтезе умственной и физической направленности усилий на объект, в процессе познания новых свойств в зависимости от способностей личности и определяют способы формирования исследовательских умений.

Для успешного проведения наблюдений во время экскурсий необходимы следующие условия:

- наличие знаний, которые позволяют понять цель наблюдения, его содержание;

- присутствие в содержании учебного материала новых наблюдений;

- фиксирование промежуточных и конечных результатов.

Взаимодействие школьников с природными объектами на экскурсии позволяет активно использовать различные формы организации исследовательской деятельности, именно в такой работе у детей формируются умения и навыки природоохранной деятельности, формируются исследовательские навыки и проявляются творческие способности.

Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. В такую подготовку входит:

а) выбор соответствующей экскурсионной темы и составление плана экскурсии;

б) обследование той местности, куда предполагается направить экскурсию;

в) составление точного путевого маршрута;

г) предварительная беседа с участниками экскурсии, причем им делается ряд указаний относительно того, с какими вопросами им предстоит иметь дело, как подойти к материалу экскурсии, что следует предварительно изучить, что необходимо заранее смастерить, изготовить, что надо взять с собой в дорогу и т. д. 

Без такой тщательной подготовки экскурсия может потерпеть неудачу.

Неподготовленные экскурсанты отнесутся к экскурсии пассивно, без достаточного интереса и не сумеют извлечь из нее той пользы, которую могли бы получить при других обстоятельствах. 

При проведении экскурсий экологической направленности можно использовать следующий алгоритм :

1.Наметить тему. Желательно, чтобы тема звучала эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

2.Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.

3.Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Недостаточно продуманный маршрут и плохо изученная местность сулят ряд неприятных сюрпризов в смысле отсутствия тех или иных нужных для намеченной цели объектов. В результате тема ломается, комкается, и экскурсия теряет цельность и стройность. Предусмотреть меры по технике безопасности, определить места для подвижных игр, места сбора информации и природного материала, наблюдений и общественно полезной деятельности.

4.Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5.Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

6.Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить коллективные и групповые наблюдения), наметить общественно полезные дела, распределить обязанности между подгруппами и отдельными учащимися.

7.Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

8.Провести экскурсию, фиксируя все наблюдения.

9.Обосновать и обсудить результаты с учащимися.

Необходимо также соблюдать общие требования к экскурсиям во взаимодействии с природными объектами:

- сочетать коллективную и индивидуальные формы работы, учитывая индивидуальные возможности учащихся;

- разработать систему самостоятельных работ исследовательского характера;

- применять алгоритмические предписания при формировании умений с использованием самоконтроля на промежуточных этапах;

- использовать мотивацию при формировании интереса к исследовательской деятельности.

Во время экскурсий можно исследовать меры защиты воды и воздуха от загрязнений, меры по восстановлению зеленых насаждений, ответственность каждого за охрану окружающей среды.

Очень часто во время экскурсии дети собирают природный материал. Обязательно нужно обратить внимание детей на необходимость собрать ровно столько, сколько возможно в последующем обработать и использовать на занятиях в учебном кабинете. Кроме того строго должны быть определены объекты сбора. Без ущерба могут быть собраны опавшие листья, сорные растения, ветки кустов и деревьев после обрезки, колорадские жуки, бабочки-капустницы и другие объекты.

На следующем после экскурсии занятии сделанные сборы необходимо привести в порядок: растения разложить в сетки для гербария для просушки, насекомых поставить в банки с зелеными частями растений и закрыть их марлей, чтобы поступал воздух. После некоторых экскурсий желательно делать записи в «Дневник наблюдений».

Не менее важное требование –активность участников экскурсий. Экскурсия не должна состоять в том, чтобы дети пассивно следовали за педагогом, смотрели на то, что он показывает, слушали его объяснения. Он должна быть организована так, чтобы дети принимали активнейшее участие в экскурсии, имели ряд определенных, вполне самостоятельных заданий, которые они должны выполнить.

На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставляя детей мыслить и делать выводы. Экскурсия ни в каком случае не должна превращаться в лекцию под открытым небом. Всякого многословия, длинных объяснений, не сопровождающихся изучением объектов, следует избегать. Если они необходимы, то их следует отнести на предварительную до экскурсионную беседу с участниками. Ни в каком случае -не следует для сохранения цельности плана экскурсии рассказывать на словах о том, что относится к данной теме, но на экскурсии по той или другой причине не обнаружено. Подобные ошибки всегда расхолаживают экскурсантов и делают их пассивными слушателями. Только избежав таких ошибок, экскурсия станет новой и эффективной формой учебной работы [21].

Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение исходных знаний, которые учащиеся должны применить на практике, знакомясь с особенностями выбранного природного объекта. Необходимость опорных знаний – непременная основа усвоения нового материала на экскурсии. В ходе подготовки к экскурсии учащиеся знакомятся с методикой изучения природных объектов и явлений: наблюдением, описанием, учатся зарисовывать и фотографировать, изучают инструкции и памятки. Учащихся обязательно знакомят с правилами охраны природы и правилами поведения во время экскурсии.

После экскурсионная проработка, как показывает опыт, также имеет немаловажное значение, и экскурсия очень много теряет, если она остается незавершенной.

Значение и сущность после экскурсионной работы заключаются в следующем: необходимо восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя и углубляя отдельные затронутые на экскурсии вопросы.

Таким образом, в ходе подготовки к экскурсии учащиеся знакомятся с методикой изучения природных объектов и явлений: наблюдением, описанием, учатся зарисовывать и фотографировать, изучают инструкции и памятки. Учащихся обязательно знакомят с правилами охраны природы и правилами поведения во время экскурсии. При этом частные детали связываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном смысле.

2.3 Методы диагностирования уровня сформированности экологического воспитания младших школьников

В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных учреждений задач является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Для оценки достижения требований к результатам образования необходимо использовать уровневый подход к представлению результатов. Невозможно всех детей выучить на одном и том же уровне. В любом классе есть ученики с разными способностями и интересами. Важной задачей для учителя становится определение и оценка разных уровней образовательных достижений учащихся. 

В современной парадигме развивающего образования реализуется диагностический подход к оценке достижений учеников.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: 

  • определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; 
  • выявить характер трудностей ученика и установить их причины; 
  • определить уровень овладения учебной деятельностью; 
  • оценить изменения, происходящие в развитии учащихся. 

Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или о гибкости мышления учащихся.

По мнению Л.А. Мишариной и В.А. Горбуновой – «то, как ребенок относится к природе и ее богатствам, помогает животным и растениям, охраняет природу и знает правило поведения в природе, понимает доступные и родственные связи между живыми организмами – все это называется экологической воспитанностью ребенка и характеризует его внутренний мир».

Экологическое воспитание рассматривается как интересное образование, регулирующее знания, умения и отношения.

За основу определения качественных характеристик уровней взяты теории, предложенные Л.П.Симоновой: научно-познавательный, ценностный, нормативный, практически – деятельностный.

На основе методик были определены уровни и критерии экологической воспитанности.

Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.

Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.

Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Экологическая образованность младших школьников. Можно выделить три уровня экологической образованности младших школьников:

  1. Инициативно-творческий уровень экологической образованности предполагает, что учащиеся имеют глубокие и системные знания о природе, о взаимосвязях с ней, развиты экологические убеждения, широкий круг природоохранительных умений; понимают многообразную ценность природы; проявляют устойчивый интерес, инициативу и творчество в природоохранительной деятельности.
  2. Знаниево-ориентированный уровень определяется наличием у учащихся недостаточно систематичных и глубоких знаний, определённых экологических убеждений, некоторого арсенала природоохранительных умений. Учащиеся понимают ценность природы, но интерес неустойчивый, участвуют в природоохранительной деятельности, но недостаточно осознают её значимость.
  3. Прагматико-потребительский уровень отличается низкой степенью осознания экологических проблем, отсутствием интереса. Учащиеся имеют поверхностные знания, проявляют потребительское отношение к природе. Низкий уровень познавательной активности, связанной с объектами природы; доминирует прагматический тип установок по отношению к природе.

Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. По содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему. Это позволяет сделать не только количественный, но и качественный анализ. По форме вопросы могут быть:

  • закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов);
  • открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую информацию).

Вопросы, разработанные Н. С. Житовой приведены в таблице 1.

Таблица 1 – вопросы и ответы разработанные  Н. С. Житовой.

Вопросы

Ответы

1. Нравится ли тебе бывать в природе?

1. Нравится.

2.Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

1. Слушать птиц, любоваться природой, гулять

2. Загорать, купаться

3. Играть в подвижные игры

4. Собирать ягоды, грибы

5. Рвать цветы.

3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?

1. Нет, не приходилось

2. Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними

3. Лечил собаке глаз

4. Отогревал зимой птиц

5. Лечил раненую птицу

6. Подкармливаю зимой птиц

4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?

1. Не принимал участие

2. Делал с папой скворечник

3. Принимал участие в озеленении класса, школьного двора

5. Какие книги о природе ты читал?

1. Не люблю книги о природе

2. Читаю книги В. Бианки, Е. Чарушина и др.

Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру. За основу взята методика Н.С.Жестовой, с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура опроса: учащимся предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить. (таблица 2)

Таблица 2 – диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру по методике Н.С.Жестовой.

Баллы

Умения

Отношения

Желания

2

Сделаю хорошо;

нравится;

хочу заниматься;

1

Сделаю средне;

безразлично;

безразлично;

0

Не сделаю

не нравится

не хочу заниматься

Перечень вопросов:

1. ухаживать за животными.

2. помогать больным животным.

3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

4. помогать и защищать бездомных животных.

5. рисовать рисунки с изображением природы.

6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.

7. охранять природу.

8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.

9. следить за состоянием развития растений.

10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.).

11. распространять растения.

12. наблюдать и изучать природу и природные явления.

13. помогать пернатым друзьям.

14. смотреть телепередачи о животных.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.

Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру [22].

Методика Ю. Полещука «Экологические знания». Экологические знания являются основой экологического воспитания. Эта методика предназначена для выявления имеющихся экологических знаний у учащихся начальных классов.

Перечень вопросов:

1.Какие организмы используют как показатели загрязнения?

А) животные; Б) лишайники; В) растения.

2.Почему человек создает сады и парки в городе?

А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;

Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;

В) чтобы было красиво.

3. Какие вещества люди добывают из морской воды?

А) морскую соль; Б) сахар; В) рыбий жир.

4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

А) да; Б) нет.

5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?

А) морская свинка; Б) морская корова; В) морская собака.

6. Какая вода встречается в озерах?

А) пресная; Б) соленая; В) в одних пресная, в других соленая.

7. К чему приводят загрязнения водоемов?

А) гибнет рыба; Б) по берегам чахнут растения В) размножаются водоросли.

8. Как служат почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей; Б) перерабатывают опавшие листья;  В) роют подземные ходы.

9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?

А) в лесу; Б) в городе; В) на лугу.

10. Редкие растения у нас выращивают:

А) в заповедниках; Б) в садах и парках города; В) в ботаническом саду.

11. Букеты можно составить:

А) из редких цветов; Б) из растений выращенных человеком;

В) из красивых цветов.

12. Если в лесу станет мало птиц, то:

А) деревья могут погибнуть; Б) ничего не случиться;

В) не услышим птичьих песен.

13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:

А) мышь; Б) бобер; В) еж; Г) медведь.

14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?

А) синица; Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.

15. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму?

А) лошадь; Б) волк; В) белка.

Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в.

Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у учащихся.

  • Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта.
  • Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира.
  • Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.

Помимо приведенных выше существует много других методик, созданных для выявления уровня сформированности экологического воспитания младших школьников [20].

Выводы по 2 главе

Мы исследовали проблему формирования у учеников экологического отношения к природе. Рассмотрели методы и формы экологического воспитания младших школьников. Разнообразное содержание занятий, средства, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на формирование познавательного интереса детей к природе. Методы и формы экологического воспитания могут быть успешно использованы во внеклассной работе с младшими школьниками.

Выявили возможности использования экскурсий как метода экологического воспитания младших школьников. Выяснили что без тщательной подготовки экскурсия может потерпеть неудачу. Экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном смысле. 

 В ходе этой работы изучали методы диагностирования для выяснения уровня сформированности экологического отношения к природе. Диагностики выявляют преобладание высокого, среднего и низкого уровней сформированности у детей знаниевого, мотивационного и практического компонента экологической культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следуя поставленной цели исследования, на основе анализа разнообразных источников информации, мы пришли к следующим выводам:

Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Педагогическими условиями организации экологического воспитания младших школьников являются: включение младших школьников в практическую деятельность по преобразованию природного окружения в соответствии с возрастными и личностными особенностями на постоянной систематической основе.

ФГОС НОО регламентирует организацию экологического воспитания в рамках реализации системно-деятельностного подхода, как условия достижения предметных, метапредметных, личностных результатов обучения.

Существует множество различных форм и методов экологического воспитания.

Для того, чтобы у детей младшего школьного возраста благоприятно формировалось экологическое воспитание нужно использовать нестандартные формы и методы работы, например, урок-экскурсия, викторина.

Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии обучающихся.

Перспектива исследования связана с апробацией диагностического материала для выявления уровня сформированнности экологического воспитания младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральные законы

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об охране окружающей среды"  Глава XIII. Основы формирования экологической культуры

Иные нормативные правовые акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» — Москва: Просвещение, 2011. —28 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  «Теоретические аспекты изучения краеведения в школе в условиях введения ФГОС второго поколения» — Москва: Просвещение, 2011. —15 с.

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Бродовская З.В. Содержание и организация курсовой подготовки учителей начальных классов в процессе повышения квалификации по экологическому воспитанию школьников: дис.: канд. пед. наук / Зинаида Владимировна Бродовская. –М.: Новосибирск, 2013. − 233 с
  2. Владышевский Д. В. Экология и мы / Д.В. Владышевский. – М.: Красноярск, 2011. – 214 с.
  3. Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию / Э.В. Гирусов. – М., Изд-во МГУ, 2011. – С.76-81.
  4. Головко Е.В. Экологическое воспитание младшего школьника в процессе изучения окружающего мира / Е.В. Головко. – Белгород, 2014. – 120с.
  5. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения / В.В. Гузеев. //Директор школы. 2012. - № 6. – С. 15- 21.
  6. Воспитание экологической культуры школьников как психологопедагогическая проблема: опыт теоретико-прикладного исследования / Под ред. Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой. – М.: Институт развития личности, 2011. – 64с.
  7. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов , Н.С Лукин// Альма матер. - 2015. - № 8. - С. 57- 65
  8.  Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги / Г.Н. Каропа. – Минск: НИО, 2011. – 114 с. 70
  9. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Молодова Л.П. – Минск: Асар, 2014. – 48 с.
  10. Основы педагогической экологии / В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко; Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова. Институт судостроения и морской арктической техники (ИСМАРТ). - Северодвинск: ОАО «Северодвинская городская типография», 2015. – с
  11. Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками / С.Ю. Прохорова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 157 с.
  12. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветков – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 176 с.
  13. Шуляпова О.В. Национально-региональный компонент содержания естественнонаучного образования в системе формирования экологической культуры школьников / О.В. Шуляпова // Экологическая культура и образование опыт России и Сербии / под ред. С.Н. Глазычева. – М.: Москва, 2011. – 566с.
  14. Щербакова Е.В. Особенности процесса воспитания школьников / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова . - М.: УЦ Перспектива, 2013. – 408 c.

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

  1. Захлебный А.Н. Кто формирует экологическую культуру?: [Электронный ресурс] // На пути к устойчивому развитию России, 2012. − № 38 − С.21-23. URL: http://www.ecopolicy.ru/ (Дата обращения: 20.04.2020).
  2.  Лихачёв Б. Т. Экология личности: [Электронный ресурс]// Педагогика, 2011. – № 2 – С. 19-21. URL: https://www.gpa.cfuv.ru/  (Дата обращения: 25.04.2020).

Интернет – ресурсы

  1. Мониторинг экологической культуры обучающихся: как проводить учителю // Нубикс [сайт]. 2020. – URL: https://r1.nubex.ru/s2756-3c8/f3019_7e/Соловьева%20Д.Ю.%20Мониторинг%20экологической%20культуры%20учащихся%201%20-%204%20классов.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
  2. Нетрадиционные формы организации обучения // Студбокс [сайт]. 2020. – URL: https://studbooks.net/1869145/pedagogika/netraditsionnye_formy_organizatsii_obucheniya (дата обращения: 12.12.2021).
  3. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся начальных классов // Студентопедия [сайт]. 2020. – URL: https://studentopedia.ru/pedagogika/opitno-eksperimentalnaya-rabota-po-formirovaniyu-ekologicheskoj-kulturi-uchashihsya-nachalnih.html (дата обращения: 12.12.2021).



Предварительный просмотр:

План подготовки защитного слова к курсовой работе

1. Представить краткое содержание «Введения» (демонстрация слайдов):

- опираясь на современные документы  ФГОС НОО предлагаются различные направления внеурочной деятельности школьника с целью приобретения ценностного отношения к природе. Названное отношение возможно сформировать только в процессе общения школьника с окружающим миром, то  есть в процессе деятельности туристско-краеведческой направленности.

- Актуальность проблемы заключается в  формирование у младших школьников желания изучать ближайшее природное окружение на основе деятельности, правильно применять полученные знания на практике, объективно оценивать свое поведение в природной и социальной среде. Проблеме исследования посвящены труды: Н. С. Дежникова, А. Н. Захлебного,  Г. Н. Каропы, О. В. Шуляповой, И.Я. Лернера и др. «На основании проблемы нами определена тема исследования «Методы экологического воспитания младших школьников в процессе туристическо - краеведческой деятельности».  (слайд);

- «Цель исследования заключается: на основе анализа современной научной  психолого-педагогической и методической литературы обосновать возможности использования туристическо-краеведческой деятельности в экологическом воспитании младших школьников»; (слайд);

- задачи теоретического исследования представлены на экране, слайд;

- методы исследования, используемые в работе представлены  на экране, слайд.

2. Представить краткое содержание главы 1 – теоретической:

- «В теории нами рассмотрены  вопросы

1) Сущность экологического воспитания младших школьников

2) Туристическо-краеведческая деятельность в системе начального образования

3) Педагогические условия организации экологического воспитания младших школьников в процессе туристическо-краеведческой деятельности» 

- Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в  необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов [прохорова].

Туристско-краеведческая деятельность − это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых по изучению, восстановлению и улучшению природной среды родного края.

В зависимости от целей, поставленных организаторами, выделяется несколько видов туризма.

В туризме все туристические маршруты принято подразделять на прогулочно-познавательные и познавательно-туристские.

- Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории (края) или объекта – от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома, главным образом, силами местного населения.

Организация и развитие туристско-краеведческой деятельности учащихся строятся на психолого-педагогических принципах, .

3. Представить краткое содержание главы 2 – методической:

В главе 2  нами рассмотрены 

  1. Формы и методы экологического воспитания младших школьников
  2. Возможности использования экскурсии как метода экологического воспитания младших школьников
  3. Методы диагностирования уровня сформированности экологического воспитания младших школьников

Рассмотрены точки зрения  (Щербаковой  Е.В., Гузеевой В.В.,         Игнатьевой О., Молодовой Л.П., Симоновой Л.П., Житовой Н.С., Жестовой Н.С., Полещука Ю. )‏

демонстрация слайдов;

Формы экологического воспитания классифицируют на:

а) массовые,

б) групповые,

в) индивидуальные.

Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.  Многообразие методов воспитания затрудняет их классификацию.  Методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.

3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Также мы выделили и другую классификацию методов на экране

Наблюдение

Эксперимент, или опыт 

Труд

Игра

работа с художественной литературой 

Остановимся подробнее на Экскурсия – форма и метод учебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных обычных условиях (природа, исторические места, предприятия) или в музеях, на выставках.

- Слово экскурсия латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение какого-нибудь места с целью его изучения.

Экскурсии являются одной из самых эффективных форм организации образовательного процесса и выполняют следующие функции. На слайде

При проведении экскурсий экологической направленности можно использовать следующий алгоритм : на слайде

- В современной парадигме развивающего образования реализуется диагностический подход к оценке достижений учеников.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые выполняют определенные функции на слайде

Мы рассмотрели несколько диагностик позволяющих определить уровень сформированности экологического воспитания у младших школьников на слайде

Вопросы, разработанные Н. С. Житовой приведены в таблице 1.

Таблица 1 – вопросы и ответы разработанные  Н. С. Житовой.

Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру. За основу взята методика Н.С.Жестовой, с введением дополнительных вопросов на выявление у учащихся отношения к природе, знания и желания общаться с ней.

Методика Ю. Полещука «Экологические знания». Эта методика предназначена для выявления имеющихся экологических знаний у учащихся начальных классов.

Помимо приведенных выше существует много других методик, созданных для выявления уровня сформированности экологического воспитания младших школьников

4. Представить собственное заключение по изученной проблеме:

- Следуя поставленной цели исследования мы пришли к следующим выводам:

Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Педагогическими условиями организации экологического воспитания младших школьников являются: включение младших школьников в практическую деятельность по преобразованию природного окружения в соответствии с возрастными и личностными особенностями на постоянной систематической основе.

ФГОС НОО регламентирует организацию экологического воспитания в рамках реализации системно-деятельностного подхода, как условия достижения предметных, метапредметных, личностных результатов обучения.

существует множество различных форм и методов экологического воспитания.

Для того, чтобы у детей младшего школьного возраста благоприятно формировалось экологическое воспитание нужно использовать нестандартные формы и методы работы, например, урок-экскурсия, викторина.

Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии обучающихся.

- Перспектива исследования связана с апробацией диагностического материала в условиях начальной школы для выявления уровня сформированнности экологического воспитания младших школьников.


Предварительный просмотр: