Формирование мотивации к учению у младших школьников"
статья
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации к учению у младших школьников
Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье – месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…»
В.А.Сухомлинский
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызвал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
- Мотивация – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности.
- Мотивация основывается на мотивах, а именно конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать и совершать те или иные поступки. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учителю.
Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства.
Учителя начальной школы широко используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности младших школьников и способствующие повышению качества учебно-воспитательного процесса: участие в дискуссиях; рецензирование ответов одноклассников; оказание помощи слабоуспевающим ученикам, возможность выбора заданий различного уровня сложности.
Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трех блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у обучающихся любопытство- причину познавательного интереса.
В практике своей работы учителя начальных классов используют для этого следующие приемы:
- создание ситуации успеха через выполнение заданий , посильных для всех учеников, изучение нового материала с опорой на старые знания;
- положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
- рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «Почему было трудно?», «Что открыли, узнали нового на уроке?» и т.д.);
- занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки, ИКТ;
Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения младших школьников целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации.
На своих уроках учителя применяют следующие приемы:
- прерывание и незавершенность учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
- предоставление права выбора через многоуровневые задания, дозированность домашних заданий;
- совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершенность деятельности;
- реакция на ошибку через прием «Лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
- практическая направленность через соотнесение учебного материала с конкректной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности , которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приемами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Данная задача реализуется посредством следующих приемов:
- включение обучающихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, прием «Метод проб и ошибок», оказание учениками помощи друг другу;
- необычная форма преподнесения материала;
- создание проблемной ситуации через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учеников, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
- сотрудничество на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебное моделирование;
- привлечение обучающихся к оценочной деятельности через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учеников об ответах других, оценка промежуточных достижений;
- стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание незначительной помощи учителем, усложнение заданий.
Как правило, учебная деятельность младшего школьника побуждается не одним мотивом, а а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Таким образом, каждый новый блок возникает на основе предшествующего и становится на данном этапе приоритетным, управляющим и подчиняющим себе другие. В зависимости от учебной ситуации один блок может пронизывать или дополнять другой. Так, эмоционально-волевые проявления младших школьников становятся мотивом поведения, ориентированного на достижение цели. В развитии способности к целеполаганию, важная роль отводится умению ребёнка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью. В свою очередь, благодаря развитию самостоятельности у младших школьников формируется умение ставить цель и предвидеть результат предстоящей деятельности. Параллельно у ребёнка проявляются такие качества как инициативность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.
Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети нач. классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку. Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По данным Ш. А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам. В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.
Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех!
Обобщая сказанное, можно сказать, что мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию, школьник хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично.
И принципиально важно, чтобы на каждом уроке младший школьник переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. А умело подобранный материал к уроку усиливал интерес ученика к занятиям, т.е. способствовал положительной мотивации учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...
Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...
Личностно – ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников
Личностно – ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьниковВыступление....
Электронные тренажеры как средство формирования мотивации к учению у младших школьников в условиях ФГОС
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение и...
Статья на тему:"Личностно ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников"
Из опыта работы учителя начальных классов...
Личностно-ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников
Личностно-ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....
Формирование и развитие положительной мотивации к учению у младших школьников
Сообщение о формировании и развитии положительной мотивации в обучении у младших школьников ....