Приёмы работы над главной мыслью произведения на уроках литературного чтения в начальной школе.
учебно-методический материал
Цель уроков литературного чтения – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования функциональной грамотности. Необходимо учить ребенка читать для себя, а это значит, его нужно научить умению понимать главную мысль, которая заключена в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовал другой человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_raboty_nad_glavnoy_myslyu_proizvedeniya.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы работы над главной мыслью произведения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Походяева С.Б.,
учитель начальных классов,
МБОУ ШР «СОШ № 4»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы, как я учу детей определять главную мысль произведения.
Цель уроков литературного чтения – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования функциональной грамотности. Необходимо учить ребенка читать для себя, а это значит, его нужно научить умению понимать главную мысль, которая заключена в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовал другой человек.
Вот перед вами детская пирамидка.
- Из чего состоит пирамидка? (Стержень, колёсики)
- На что в ней насаживаются колесики? (На стержень)
Вот и в тексте всегда есть такой стержень.
- Как вы думаете, из чего состоит стержень текста? (Стержень – тема и главная мысль).
-А чем будут колёсики? (Колесики – предложения из чего и состоит текст).
- В тексте есть тема, то о чем говорится и главная мысль, то, о чём хочет сказать автор.
Работа с текстом делю на три этапа:
Подготовительный: необходимо ввести детей в тот мир, который описан автором. Традиционно это знакомство с эпохой, с автором, словарная работа. Одним словом, подбираем такие виды работ, которые вызовут интерес к теме произведения и желание его прочитать.
На мотивационно – целевом этапе урока очень часто использую высказывания, афоризмы, пословицы, определение слов, которые помогают ввести в тему урока, сформулировать тему, а так же будут являться основой для определения главной мысли произведения.
Так на примере произведения М.М. Пришвина «Выскочка» было предложено определение из словаря Ожегова. (Человек, который выдвинулся слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам). Перед ребятами стоит задача определить, как можно назвать такого человека и выбрать ключевые слова, которые помогли дать правильный ответ. Используя ключевые слова дети, уточняют свои предположения о теме произведения, о героях, о том, как возможно будет развиваться действие.
Следующие приёмы «Собери и объясни пословицы», пословицы должны так же соответствовать теме произведения. Ещё один приём «Наращивание слов»: Вести – повести - поведение – поведенческий.
После вышеуказанной работы применяю приём «Верите ли вы?»
- Верите ли вы, что выскочка – это качество личности человека? Почему?
- Верите ли вы, что выскочки есть среди ребят? Докажите. (Выкрикивает на уроке, перебивает)
- Верите ли вы, что выскочки есть среди взрослых? (Есть люди, которые любят, чтобы слушали только их, не дают высказаться другим)
- Какой значит можно сделать вывод?
( Выскочка – это качество, которое может быть присуще людям).
- М.М. Пришвин написал произведение, которое так и называется «Выскочка».
После подобных заданий ребята легко определяют тему урока, могут предположить, о чём или о ком будет произведение, сформулировать цель урока и составить план на урок.
Этап знакомство с текстом
Во время чтения текста либо после чтения проводится словарная работа, способствующая осознанию прочитанного. Она становится мотивированной и интересной, так как именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании. Учащиеся видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем.
Очень часто в произведении значение незнакомых слов можно понять по содержанию самого текста. Ребятам предлагаю таблицу, в которой содержатся незнакомые слова, значение слов и примеры толкований из текста. Прошу ребят соединить высказывания между собой. В результате анализа ребята могут определить значение слов без помощи словаря. Варианты работы с таблицей могут усложняться: ребята сами должны найти в тексте примеры из текста, либо по примерам из текста определить значение незнакомых слов. (Примеры таблиц на слайде)
При знакомстве с произведением использую приёмы критического мышления, один из таких приёмов «Чтение с остановками», по ходу чтения использую и другие приемы, которые помогут максимально понять произведение. После чтения 1 части использую более легкие приёмы, например упрощённый вариант приёма «Ромашка Блума». С каждой частью задания можно усложнять, после чтения 2 части подойдёт приём «Толстые вопросы». Если по содержанию текст сложный, то можно ребятам предложить в помощь небольшие подсказки, с чего они могут начать.
После чтения 3 заключительной части будут уместны вопросы поискового характера, которые направлены на поиск нужной информации и помогут в полной мере раскрыть понимание текста, что поможет при определении главной мысли.
При проверке содержания произведения, использую приём «Верно – неверно». В таблице указаны утверждения, задача ребят определить соответствуют они произведению или нет, а так же доказать свои предположения словами из текста. (Пример таблицы и работа по ней на слайде)
Третий этап работы с текстом– понимание идеи, продуктивного уровня. Такая деятельность интересна и приводит к глубокому осмыслению текста. Очень часто дети уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую роль играют задания, заставляющие ребенка снова и снова обратиться к тексту (например: докажи словами текста, подчеркни необходимую тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий её и так далее.
На данном этапе хорошо проходит приём «Обвиняю – защищаю», где ребята, опираясь на текст, обсуждают поступки героев, обвиняя их или защищая.
Ещё один из примеров заданий, который направлен на определение характеристики героев, опираясь на слова из текста:
- Дайте характеристику героям, подтвердите словами из текста. Данные занесите в таблицу.
Вьюшка | Выскочка |
|
Такой подход к художественному тексту изменяет мотивацию читательской деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять авторскую идею.
На заключительном этапе работы с текстом происходит формулирование главной мысли. Для того, чтобы это было не только познавательно ещё и интересно в начале изучения раздела мы планируем с ребятами какой у нас будет продукт. Так работая над разделом «Люблю всё живое» мы создавали буклет «Мудрые мысли», куда записывали главную мысль произведений, изображали иллюстрации по произведениям. Для этого я заготавливаю для ребят небольшой текст с пропусками слов, задача ребят вставить недостающие слова, в результате чего у ребят, получается, определить главную мысль произведения. Такую работу можно проводить не обязательно создавая кокой то творческий продукт, а также и в тетради по литературному чтению.
На этапе закрепления, где я хочу проверить насколько ребята поняли произведение, главную мысль произведения использую следующие задания:
- Подберите 2 пословицы, которые отражают главную мысль произведения и докажите примерами из жизни.
- Напишите сочинение - рассуждение, отражающее главную мысль произведения.
Специально подобранные задания, используемые на уроках литературного чтения, способствуют формированию функционально-грамотной личности, которая способна к самоанализу, к самореализации, творчески и правильно подойти к решению учебных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе
На уроках чтения важным моментом связи предметов и развития речи считаю работу с пословицами . поговорками, фразеологизмами .Детям нравиться находить взаимосвязи ,а также раскрывать истинный смысл пос...
«Педагогические приёмы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы....
Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе
Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...
Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.Групповая...
Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе
Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе...
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...