ПК 4.4
учебно-методический материал

Загородняя Анастасия Константиновна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Загородняя Анастасия Константиновна

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Курсовая работа допущена к

Специальность: 44.02.02

защите

Преподавание в начальных классах

«_____» марта 2022 г.

Курс: 3, группа: 301НК

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Шелепова Д.А.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель МДК 01.08 Теория и

методика музыкального воспитания с

Курсовая работа защищена

практикумом

с оценкой___________________

высшей квалификационной категории

«_____» марта 2022 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2022


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Проблема развития познавательной активности в психолого-педагогическом исследовании

6

1.2 Особенности проявления познавательной активности в младшем школьном возрасте

10

1.3 Виртуальная экскурсия как форма организации внеклассной работы

15

Выводы по 1 главе

18

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ

2.1 Виртуальные экскурсии и особенности её применения во внеклассной работе

20

2.2 Возможности виртуальных экскурсий как средство развития познавательной активности у младших школьников

26

Выводы по 2 главе

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

33


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики является формирование познавательной активности школьников, так как в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе и поэтому актуальность существующей.

На сегодняшний день образование младших школьников необходимо направлять на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как именно в процессе начального обучения закладываются основы навыков обучения, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.

Познавательная активность понимается как стремление ребенка к изучению окружающей действительности, в процессе которого он приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится взаимодействовать с ним.

Проблемой формирования познавательной активности в психолого- педагогической практике занимались Л.И Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин и др. Авторы едины в том, что для решения задач эффективного обучения педагогический процесс необходимо целенаправленно ориентировать на постоянное обогащение самостоятельного детского опыта, создавая условия для проявления субъектной позиции ребенка в познавательной деятельности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, для формирования познавательной активности младших школьников, возможно использование нестандартных передовых технологий, которые помогут осуществить поставленные задачи, повысить мотивацию и эффективность обучения. В этом отношении важным является изучение возможностей экскурсии как средства формирования познавательной активности на внеклассных занятиях.

Однако их осуществление связано с определенными сложностями. Они обусловлены тем, что объект ознакомления зачастую располагается на значительном удалении от учебного заведения. С детьми младшего школьного возраста сложно проводить длительные, особенно пешие, экскурсии. Кроме того, как указывает Л.В. Арутюнян, на экскурсии сложнее сосредоточить внимание детей на объекте и доносимой до них информации, а также сохранять дисциплину, чем в стенах учебного заведения.

Вышеизложенные аргументы не благоприятствуют активному внедрению экскурсий в учебный процесс. Данные существенные ограничения устраняются внедрением в учебный процесс средств информационных технологий.

Одним из способов решения проблемы может быть более динамичное внедрение во внеклассную деятельность виртуальных экскурсий, которые являются программно-информационным продуктом в форме видео-, аудио-, графических материалов, созданным для интегрированного представления информации.

Среди тех, кто обращался к изучению методики по созданию и использованию виртуальных экскурсий – Г.Н. Аквилева, Е.В. Александрова, Г.М. Гудалина, Б. Емельянов, З.А. Клепинина, Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян, Е.А. Юнина и др. Но в целом тема остается еще малоисследованной.

На основании актуальности исследования была сформулирована тема «Методика развития познавательной активности младших школьников через использование виртуальных экскурсий».

Цель исследования – изучить теоретические и методические основы развития познавательной активности младших школьников через использование виртуальных экскурсий.

Объект исследования: процесс развития познавательной активности.

Предмет исследования: виртуальная экскурсия как средство развития познавательной активности младших школьников.

Задачи:

  1. рассмотреть проблему развития познавательной активности в психолого-педагогическом исследовании;
  2. раскрыть особенности проявления познавательной активности в младшем школьном возрасте;
  3. рассмотреть виртуальную экскурсию как форму организации внеклассной работы;
  4. определить возможности использования виртуальных экскурсий для развития познавательной потребности у младших школьников;
  5. сделать выводы по теме исследования.

Для решения поставленных задач нами использованы теоретические методы исследования: анализ литературы, систематизация и обобщение информации; эмпирические методы исследования: изучение результатов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Проблема развития познавательной активности в психолого-педагогическом исследовании

В современном образовании все более акцентируется не только развитие интеллектуальных способностей детей и получение ими знаний, но и развитие собственной творческой инициативности каждого ребенка, познавательной активности. В связи с этим, знания и умения являются не конечной целью обучения детей, а инструментом, средством, для развития их познавательной активности. В подходе О.С. Газмана представлена гуманистическая педагогическая традиция, основанная на признании ценности и уникальности каждого ребенка, роли творческого начала в его саморазвитии [5]. В этом отношении с ранних лет детей необходимо учить поисковой деятельности, творчеству, способности самостоятельно находить решение разного рода задач.

Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. В педагогике, познавательная активность определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [8, с. 11].

Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию [18].

По мнению В.С. Ильина, в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [20].

Т.И. Шамова пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [15, с. 35].

Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [22, с. 55].

Таким образом, мы можем говорить о том, что познавательная активность представляет собой продуктивную форму деятельности ребенка, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования.

В учении Л.С. Выготского познавательная активность выступает как объяснительный принцип движения по «духовной вертикали» личностного роста человека, представляя собой стремление выйти за пределы заданной проблемы [4]. 

С точки зрения Е.А. Меньшиковой, важными в развитии познавательной активности являются противоречия, которые при условии их разрешения, способствуют гармоничному психическому развитию личности ребенка. Имеется ввиду противоречие между тем, что познавательные запросы ребенка растут, а реальный запас его знаний недостаточен, чтобы найти ответы на возникающие вопросы. А также противоречие между теми способами получения знаний, которые у ребенка уже сформировались и тем, что он испытывает потребность в более сложных формах познания [24].

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что данный термин ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности и приемов логического мышления. Становление познавательной активности в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходима, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности младших школьников.

В целом, педагоги-ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, направленную на личностное развитие младшего школьника и ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.

Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, познавательная активность побуждается потребностью младшего школьника, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. На различных возрастных ступенях оперативно меняются виды и характер деятельности. Познавательный интерес – это форма проявления потребностей, выраженная в стремлении познавать [11].

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

В ходе формирования и развития познавательной активности происходит формирование и развитие творческого мышления, творческих способностей ребенка. Творческие способности могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности, характеризуя личность в целом и ее отдельные стороны. Творческая деятельность является продуктивной формой деятельности детей, направленной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве усвоенных знаний, умений и навыков, сначала в сотрудничестве с педагогом, а затем самостоятельно [16].

В.В. Дрозина отмечает, что сформированность умений творческой самостоятельной деятельности и познавательной активности ребенка предполагает четыре уровня:

1.        Первый уровень – незнание теории, неумение анализировать, неумение применять теорию на практике и т.п. Развитие умений творческой самостоятельной работы ребенка происходит в творческой самостоятельной деятельности полностью под контролем взрослого.

2.        Второй уровень – недостаточное знание теории, владение первым видом анализа, применение теории на практике в заданиях средней трудности. Деятельность детей на этом уровне, обычно, направляется взрослым.

3.        Третий уровень – это знание теории, владение первым и вторым видом анализа, применение теории на практике. Развитие умений творческой самостоятельной работы характеризуется творческой самостоятельной деятельностью с помощью взрослого в разрешении сложных вопросов.

4.        Четвертый уровень – дети самостоятельно ставят проблему и решают ее [6].

Эффективность системы стимулирования познавательной активности детей зависит от осуществления определенного комплекса педагогических условий, под которыми понимается взаимосвязанная совокупность мер организации заданий в процессе воспитания и обучения детей. Что касается организации педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников, данный процесс может быть эффективным при условии, если вся организация процесса будет строиться с учетом возрастных особенностей детей, но позволит при этом учитывать и их индивидуальные особенности.

Таким образом, познавательную активность можно охарактеризовать как устойчивое интегральное качество личности, отражающее готовность ребенка к познанию, интерес к чему-либо новому, инициативность, самостоятельность в творческом поиске решений, а также положительный эмоциональный отклик ребенка на получение новой информации об окружающем мире. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этом периоде закладываются основы осознанно управляемой познавательной активности, творческой деятельности, субъектной активности и рефлексии, являющихся фундаментом для самоактуализации детей. Рассмотрим далее специфику развития познавательной активности в младшем школьном возрасте.

1.2 Особенности проявления познавательной активности в младшем школьном возрасте

Активность определяется как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика, которое проявляется в готовности, адаптации, стремлении к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом общественного опыта, оптимальных путей для достижения целей познания. Активность является основной и самой характерной чертой любой деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников является очень актуальным вопросом современного образования, что обусловлено тем, что каждая эпоха развития общества в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Абсолютно не случайно особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста т.к. степень её решения в данный возрастной этап определяет результативность обучения на следующих этапах обучения. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, вследствие этого учителю важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности.

Становление познавательной активности есть процесс многоплановый, сложный, и ход его может идти многообразными путями. Центральные зависимости определяются тем, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки, познавательной активности [17].

В практике и теории психолого-педагогических отраслей научного знания доказано, что период младшего школьного детства обладает большим потенциалом в развитии средств и стремления к познанию окружающего мира. Для этого наиболее плодотворным источником является учебная деятельность, которая позволяет организовать целенаправленный процесс мыслительной и познавательной деятельности, среды для проявления его активности. Школьник выступает субъектом учебно-познавательной деятельности, в которой он удовлетворяет свои потребности в саморазвитии, в успешности и достижениях. И именно познавательная активность формирует школьника – субъектом познавательного процесса [23].

Источником формирования познавательной активности является учебно-познавательная деятельность, которая выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Она определяется целым рядом специфичных для этой деятельности факторов; самой образовательной системой, образовательным учреждением; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося; субъектными особенностями педагога; спецификой учебного предмета.

Познавательный интерес у разных учеников может иметь различную степень интенсивности, принимать различные формы проявления, актуализироваться с большей или меньшей легкостью, преимущественно в одних или других учебных ситуациях и т.п. Мотив обычно реализуется путем постановки и достижения некоторой цели. Цель – это представление о конкретном результате, который должен быть получен. Она выполняет функцию направления деятельности. Охарактеризовать цель, значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что именно следует направить активность? Четко определенная цель как бы структурирует, «цементирует» всю систему действий, из которых состоит познавательная активность. Нечеткая же, «размытая» цель делает систему действий «размазанной», что фактически приводит к разрушению всей деятельности [21].

Следует отметить еще одно важное свойство познавательной активности в младшем школьном возрасте является зарождение рефлексии и осознание изменений в саморазвитии в учебной деятельности. В ходе обучения у учащихся развивается умение регулировать и управлять своим поведением. Основой познавательной активности детей младшего школьного возраста является овладение совокупностью универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), то есть обучающиеся овладевают ключевыми учебными компетенциями, которые составляют основу способностей и умения учиться [17].

Познавательная активность является отражением того, в какой степени младший школьник проявляет интерес к учебной деятельности, к получению новых знаний, навыков и умений, внутренней целеустремленности и постоянной потребности к пополнению «багажа» своих знаний, расширению кругозора. Индивидуальные учебные достижения детей младшего школьного возраста определяют уровень развития у них познавательной активности.

Развитие познавательной активности ассоциируется напрямую с развитием мотивационной сферы личности, освоению способов формирования и развития познавательных интересов. У младших школьников познавательное развитие рассматривается как сложный комплексный феномен, который предполагает развитие восприятия и мышления, а также памяти, внимания и воображения. Данные процессы позволяют ориентировать школьника в окружающем мире, в себе самом, определяют его предметную деятельность [8].

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предполагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка. И нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости [19].

В развитии познавательной сферы выделяются в качестве приоритетных следующие цели [17]:

- развитие гибкости, сообразительности, мобильности, самостоятельности и критичности ума;

- развитие основных познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия);

- развитие отдельных функций и элементов познавательной деятельности (анализ и синтез, членение, обобщение, конкретизации, формализации, интерпретации);

- развитие способности постановки вопроса, формулирования проблемы и выдвижения гипотезы, применения знаний во внеучебной или в незнакомой ситуации;

- развитие умений чтения и письма в необходимом темпе, конспектирования, способности слушать учителя и делать записи, вычленять главную мысль и работать самостоятельно со справочной и учебной литературой;

- развитие предметных и внепредметных знаний, умений, навыков.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в развитии познавательной активности бывает довольно заметным: от доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием дооперационного мышления, а конец – с преобладанием операционного мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Не меньшее значение для познавательной активности младших школьников имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что познавательная активность является в младшем школьном возрасте интенсивно развивающимся свойством личности, которые объединяет в себе когнитивные процессы с приоритетным уровнем развития мышления, которое включает устойчивое стремление к усвоению знаний, к самому процессу познания, к активному применению полученных знаний и умений в практической деятельности на основе тех или иных мыслительных операций.

1.3 Виртуальная экскурсия как форма организации внеклассной работы

Внеклассные занятия есть составная часть воспитательной системы школы и потому всегда согласована с жизнедеятельностью всей школы. В нее входит: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по их личным интересам, способностям, склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно полезная деятельность учащихся на благо школы, семьи, отдельных учащихся, района, города и страны в целом; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Внеклассная работа строится на изучении особенностей каждого учащегося, сориентирована на него лично. Она добровольна и жестко не планируется [1].

Внеклассной работой является деятельность учащихся класса вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом. Во внеклассную работу вовлекаются родители, учителя школы, интересные люди из других учреждений.

Внеклассная работа – эффективное средство сплочения детей в коллектив, создания мажорного тона в общении и учебе, развития социальных качеств, таких как коммуникативность, умения руководить и подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом и др. Она организуется посредством самоуправления учащихся [3].

Успешность и результативность внеклассных занятий во многом зависит от выбора методов и приемов, обучения, но, в то же время, важность влияния правильной организации и проведения внеклассного мероприятия зависит от выбора формы.

Одной из форм внеклассных занятий, можно считать виртуальные экскурсии, так как данная форма является инновационной и при использовании данной формы учащиеся испытывают стойкую познавательную потребность.

Виртуальная экскурсия представляет собой организационную форму образовательной деятельности, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. В качестве преимуществ перед реальной экскурсией можно отметить такие характеристики виртуальной экскурсии как доступность, возможность повторения просмотра, наличие наглядности, интерактивные задания [2].

Экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе. Многие учёные-дидакты (П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.В. Голубков и другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы [14].

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

Согласно определению Е.Ф. Козина, виртуальные экскурсии – это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д. [14].

Г.Н. Аквилева под виртуальной экскурсией понимает организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [1].

Е.В. Александрова считает, что виртуальная экскурсия – это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей. В современных условиях виртуальная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий [2].

Виртуальная экскурсия помогает решить следующие задачи:

1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

2. Повышение эффективности урока.

3. Создание набора цифровых образовательных ресурсов для организации учебной работы [27].

Любая экскурсия, в том числе и виртуальная, входит в общую систему учебно-воспитательной работы, поэтому стоит уделить пристальное внимание её планированию и организации.

Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий, учитель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема – это отсутствие подключения школы к сети Интернет. Следующей проблемой может быть ограниченное количество компьютеров и компьютерных классов в школе. В данном случае на помощь учителю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор [2].

Мультимедийные экскурсии с использованием компьютерных технологий позволяют сделать занятие более интересным, продуманным, мобильным. Использование ИКТ на различных внеклассных занятиях в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Применение ИКТ на занятиях усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся [15].

Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии [10].

Таким образом одной из эффективных форм внеклассных занятий, можно считать виртуальные экскурсии, так как данная форма является инновационной и при использовании данной формы учащиеся испытывают стойкую познавательную потребность.

Виртуальная экскурсия представляет собой организационную форму образовательной деятельности, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. В качестве преимуществ перед реальной экскурсией можно отметить такие характеристики виртуальной экскурсии как доступность, возможность повторения просмотра, наличие наглядности, интерактивные задания.

Выводы по 1 главе

В первом параграфе мы выяснили, что познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает ее как часть общей проблемы воспитания и развития. Познавательную активность можно охарактеризовать как устойчивое интегральное качество личности, отражающее готовность ребенка к познанию, интерес к чему-либо новому, инициативность, самостоятельность в творческом поиске решений, а также положительный эмоциональный отклик ребенка на получение новой информации об окружающем мире. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этом периоде закладываются основы осознанно управляемой познавательной активности, творческой деятельности, субъектной активности и рефлексии, являющихся фундаментом для самоактуализации детей.

Далее мы рассмотрели особенности проявления познавательной активности в младшем школьном возрасте: в данном возрастном периоде она является интенсивно развивающимся свойством личности, которая объединяет в себе когнитивные процессы с приоритетным уровнем развития мышления, которое включает устойчивое стремление к усвоению знаний, к самому процессу познания, к активному применению полученных знаний и умений в практической деятельности на основе тех или иных мыслительных операций.

Также нами была изучена виртуальная экскурсия как форма организации внеклассной работы. Виртуальная экскурсия представляет собой организационную форму образовательной деятельности, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. В качестве преимуществ перед реальной экскурсией можно отметить такие характеристики виртуальной экскурсии как доступность, возможность повторения просмотра, наличие наглядности, интерактивные задания.


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ

2.1 Виртуальные экскурсии и особенности её применения во внеклассной работе

Современные условия образования вызывают необходимость поиска новых форм организации процесса обучения в том числе опирающихся на информационные технологии. Решением этой проблемы могут стать виртуальные экскурсии. С одной стороны, технические возможности для виртуальных экскурсий расширяются. Информатизация образовательного процесса способствует в настоящее время тому, что общеобразовательные школы оснащаются современным компьютерным оборудованием [16].

С другой стороны, предоставленное школам оборудование тем меньше будет простаивать, чем больше будут использоваться виртуальные экскурсии, при этом демонстрироваться будет не текст, а интересные визуальные объекты. Разработанные виртуальные экскурсии могут быть сохранены и предоставлены для широкого пользования.

Традиционные экскурсии отличаются еще и тем недостатком, что требуют значительного непрерывного времени. Виртуальную экскурсию можно варьировать по времени и делить на части по урокам.

Таким образом экскурсия может быть нескольких новых типов:

1. По длительности: урок – экскурсия, миниэкскурсии, фрагментированная экскурсия.

2. По особенностям организации познавательной деятельности обучающихся: иллюстративными, исследовательскими, интерактивная, т.е. такая, при проведении которой обучающиеся должны сами найти путь, например, с помощью «Яндекс-панорам» или виртуальной прогулки по музею на его сайте.

Преимущества виртуальных экскурсий:

  1. Расширение кругозора, образной информации и обретение аудиовизуального опыта.
  2. Доступность и занимательность, которые обеспечивают интерес обучающихся. «Занимательность должна выступать как средство, которое будит мысль» [2, с. 140].
  3. Возможность многократного воспроизведения. Однажды созданная виртуальная экскурсия может быть воспроизведена в разных классах и в разное время.
  4. Возможность возвращения к объекту. Часто во время экскурсий в природу живые объекты становятся недоступны для демонстрации детям (особенно младшего школьного возраста) по причине высокой подвижности. Иными словами, объекты быстро убегают, улетают, уползают, прячутся. Запись же на видео дает возможность многократного просмотра любого объекта.
  5. Возможность детального изучения. Можно объект рассмотреть, увеличить, развернуть, повторить просмотр.
  6. Возможность использовать в любое время. Природные объекты часто бывают доступны для наблюдения в определенное время, что не всегда можно организовать в реальной экскурсии. Так, например, возвращение перелетных птиц лучше наблюдать виртуально, т.к. выйти в природу и увидеть их прилет крайне затруднительно.
  7. Возможность использования материалов обучающимися находящимися на дистанционном обучении (домашнем или пропустившим занятия по болезни).
  8. Нет зависимости от погодных условий. Иногда экскурсии в природу отменяются по погодным условиям. Особенно это актуально для весеннего и осеннего сезона, когда и запланировано большинство школьных экскурсий. Виртуальная же экскурсия состоится при любой погоде в назначенное время.
  9. Возможность создать свою экскурсию. Это можно сделать, как при использовании своих медиафайлов, так и компонуя нужные фрагменты по своему замыслу.
  10. Возможность использовать уже готовые экскурсии. Современные музеи и природные парки представляют такой контент. Так, виртуальные туры на своих сайтах представили Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева в Москве, Зоологический музей Санкт-Петербурга, Московский зоопарк на своем сайте организовал виртуальный тур по зоопарку. Лосиный остров – национальный парк, расположенный на северо-востоке Москвы о ближнем Подмосковье, представил ряд видеофрагментов о жизни обитателей.
  11. Возможность использования фрагментированных экскурсий и миниэкскурсий, занимающих определенный этап (фрагмент) урока. Не обязательно экскурсия должна занимать целый урок. Возможно использование коротких экскурсий при изучении различных тем, занимающих лишь фрагмент урока.
  12. Возможность проведения интерактивных экскурсий, когда ученики сами ищут объект в процессе виртуальной прогулки на сайте по заповеднику, музею или городу. Такой тип экскурсии приобретает дополнительную занимательность, имея сходство с «квестом» — популярной формой досуга молодежи.

Необходимо отметить и отрицательные стороны виртуальных экскурсий.

  1. Большое внимание уделяется подготовительному этапу. Особенно при создании своей экскурсии. Необходимо не только выбрать объекты, за которыми будут наблюдать школьники, но и необходимо зафиксировать их в медиаматериалах (сделать видео, фото или аудиозапись).
  2. При изучении объекта возникает зависимость от автора экскурсии. При использовании уже готовых виртуальных экскурсий пользователь может увидеть только тот материал, который подготовил и представил автор экскурсии.
  3. Предыдущий недостаток в известной степени преодолевается, если есть сайт, где представлен визуальный материал в виде панорамы, но возникает недостаток зависимости от качества, глубины и направления съемки, то есть зависимость от оператора.
  4. Зависимость от презентационного оборудования. Для проведения виртуальных экскурсий необходимо не только наличие оборудования, но и его технические характеристики, и программное обеспечение. [16]

Создание виртуальной экскурсии по желанию учителя начальных классов может осуществляться в индивидуальной деятельности или групповой (совместно с обучающимися), главное, чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала, создавала ситуацию успеха для всех участвовавших в создании творческого и исследовательского продукта.

Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий учителям начальной школы добиться успешного результата. Рассмотрим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии в начальной школе.

Работа над любой новой виртуальной экскурсией учителем начальных классов начинается с четкого определения ее цели. Это помогает организованно вести работу в дальнейшем.

Выбор темы диктуется, прежде всего, предпочтениями обучающихся или в зависимости от конкретной ситуации.

Проект виртуальной экскурсии в начальной школе должен иметь свою четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбирая объекты учитель (или обучающиеся, если виртуальная экскурсия делается ими самостоятельно) постоянно сверяют их с темой проекта.

Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. Количество проанализированных объектов в начальной школе может варьироваться от 10 до 15.

После того как учителя (или обучающиеся) отобрали необходимый для виртуальной экскурсии визуальный ряд желательно на каждый их них составить карточку. В случае если во время выступления педагог (или учащийся) забыл информацию, он может воспользоваться карточкой. Карточка отличается небольшими размерами и в ней может быть представлена следующая информация:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);

3) описание памятника (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

4) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования обучающихся, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материал видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание учителю начальных классов, что он должен раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. [23]

Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации внеклассной работы школьников. Если в 1-2 классах учащиеся выступают в роли путешествующих, то в 3-4 классах они не только принимают участие в виртуальном путешествии, но и сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу, селу и обмениваться ими с учениками других образовательных учреждений. Необходимость планирования работы над проектом, подготовки фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса УУД, развитию значимых личностных качеств. [23]

Нужно отметить то, что, используя виртуальные путешествия как форму внеклассной работы, учитель начальных классов продумывает программу как цепь виртуальных путешествий (экскурсий), которые совершают учащиеся и которые они создают сами. Учитель, работающий по-новому должен быть готов использовать при организации работы детей современные цифровые ресурсы и оборудование, включать обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательной, творческой, исследовательской, проектной), чему, на наш взгляд, достаточно полно соответствует форма виртуального путешествия (экскурсии).

2.2 Возможности виртуальных экскурсий как средство развития познавательной активности у младших школьников

Во время проведения виртуальной экскурсии взаимодействие педагог и детей характеризуется преобладанием инициативы и активности самих школьников, педагог только создает условия для организации работы, побуждая детей к самостоятельному поиску, исследованию.

Организация проектов виртуальных экскурсий для школьников во внеклассной работе реализуется в русле системно-деятельного подхода и организуется в направлении проектно-исследовательской деятельности.

Виртуальная экскурсия обладает важным свойством – наглядностью. Каждый школьник может рассмотреть фотографии и слайды достаточно внимательно, слушая при этом рассказ педагога, воспринимая информацию комплексно [5].

К моменту окончания начального звена школьники должны обладать некоторыми важными навыками. Среди них можно выделить стремление заниматься исследовательской деятельностью и добиваться на этом поприще определённых успехов. Следовательно, уже должен быть сформирован навык формулирования и постановки познавательных целей. 

Из вышесказанного вытекают основные составляющие познавательной активности у обучающихся младших классов:

определение учебной задачи;

владение навыками поиска новой информации;

самоконтроль и самооценка.

Виртуальная экскурсия позволяет освоить указанные навыки в силу своих специфических особенностей и гибкости структуры. Материал такого типа может быть рассчитан на одновременное восприятие ребят с различным уровнем интеллекта и использован в любое удобное для педагога время. Кроме того, благодаря наглядности и виртуальности дети могут глубже погрузиться в тему, а у учителя есть простор и широкий выбор средств организации материала: анимационные и звуковые файлы, фото, репродукции и многое другое.

Одним из самых важных организационных моментов при проведении виртуальных экскурсий является рефлексия. На заключительном этапе урока в начальной школе ребёнок в обязательном порядке должен сформулировать ответ на вопрос: «Чему я научился на занятии, что узнал нового?» Это простое упражнение поможет младшим школьникам научиться осознавать суть заданий, которые они выполняли на виртуальном уроке, а впоследствии и понимать учебную задачу.

Для развития навыка самостоятельного исследования учащимся может быть предложено разработать виртуальную презентацию или принять участие в совместном проекте с использованием электронных ресурсов. Так ребёнок научится искать пути получения знаний, работать с программным обеспечением, действовать сообща.

Третьим компонентом познавательной деятельности учащихся начальной школы является способность к самоконтролю и самооценке, и для развития этих навыков педагогу необходимо приложить определённые усилия в процессе работы с цифровыми данными. Ребёнок, имеющий высокий уровень самооценки, прикладывает больше усилий для овладения знаниями, способен осознавать результаты своей учебной деятельности и перспективы дальнейшей работы.

Процесс вовлечения детей в новый формат изучения материала должен проходить постепенно, а проведённые знания – анализироваться на предмет результативности. Такая работа поможет ориентировать учащихся, корректировать материал и способы его подачи. 

Для педагога важной отправной точкой становится формирование у ребёнка потребности в знаниях, учении, исследовательской деятельности. Учащиеся перестают бояться сложностей при освоении нового материала, проявляют энтузиазм и стремление действовать самостоятельно при наличии интереса. Поэтому виртуальную экскурсию можно назвать универсальным средством при работе с младшими школьниками.

Рассмотрим предполагаемые этапы разработки виртуальной экскурсии в рамках внеклассной деятельности.

Организационный этап: создание творческой группы учащихся, заинтересованных в изучении культурно-исторического наследия Челябинской области; определение темы экскурсии; знакомство с основами экскурсионного дела; знакомство с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Power Point, Windows Movie Maker.

Исследовательский этап: подбор материалов и отбор объектов на которых будет построена экскурсия; составление экскурсионного маршрута; обработка ранее собранного материала, в том числе фото и видео; работа над содержанием экскурсии, её основной частью.

Основной этап: составление компьютерной экскурсии на основе готового экскурсионного и краеведческого материала с использованием фото и видеоматериалов и Интернет; подготовка контрольного текста экскурсии; презентация виртуальной экскурсии.

Результатом деятельности учащихся является виртуальная обзорная экскурсия по Челябинской области. При разработке виртуальной экскурсии дети научатся пользоваться компьютерными программами для компоновки материала; узнают новые интересные факты из истории и жизни своей малой Родины; расширяют кругозор других учащихся через ознакомление с результатами реализации проекта.

Необходимость планирования работы, подготовки фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию познавательной деятельности учащихся.

Таким образом одним из эффективных средств формирования познавательной активности младших школьников на внеклассных занятиях являются виртуальные экскурсии. Во время проведения виртуальной экскурсии взаимодействие педагог и детей характеризуется преобладанием инициативы и активности самих школьников, педагог только создает условия для организации работы. Важно, чтобы информация, используемая для проведения виртуальной, удовлетворяла познавательные интересы младших способствовала использованию освоенного ими материала в практической деятельности.

Выводы по 2 главе        

Создание виртуальной экскурсии по желанию учителя начальных классов может осуществляться в индивидуальной деятельности или групповой (совместно с обучающимися), главное, чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала, создавала ситуацию успеха для всех участвовавших в создании творческого и исследовательского продукта.

Ее преимущества перед реальной экскурсией: доступность, возможность повторения просмотра, наличие наглядности, интерактивные задания, увеличение самостоятельной поисковой активности детей и развитие их познавательной деятельности. Ее недостатки: отсутствие живого непосредственного опыта взаимодействия детей с природой, экологическими объектами. С другой стороны, участие младших школьников в виртуальной экскурсии позволяет им использовать полученный опыт в практической деятельности.

Во время проведения виртуальной экскурсии взаимодействие педагога и детей характеризуется преобладанием инициативы и активности самих школьников, педагог только создает условия для организации работы, побуждая детей к самостоятельному поиску, исследованию.

Таким образом одним из эффективных средств формирования познавательной активности младших школьников на внеклассных занятиях являются виртуальные экскурсии. Во время проведения виртуальной экскурсии взаимодействие педагог и детей характеризуется преобладанием инициативы и активности самих школьников, педагог только создает условия для организации работы. Важно, чтобы информация, используемая для проведения виртуальной, удовлетворяла познавательные интересы младших способствовала использованию освоенного ими материала в практической деятельности.


        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса все шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Познавательную активность можно охарактеризовать как устойчивое интегральное качество личности, отражающее готовность ребенка к познанию, интерес к чему-либо новому, инициативность, самостоятельность в творческом поиске решений, а также положительный эмоциональный отклик ребенка на получение новой информации об окружающем мире.

Познавательная активность является в младшем школьном возрасте интенсивно развивающимся свойством личности, которые объединяет в себе когнитивные процессы с приоритетным уровнем развития мышления, которое включает устойчивое стремление к усвоению знаний, к самому процессу познания, к активному применению полученных знаний и умений в практической деятельности на основе тех или иных мыслительных операций.

Виртуальная экскурсия представляет собой организационную форму образовательной деятельности, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. В качестве преимуществ перед реальной экскурсией можно отметить такие характеристики виртуальной экскурсии как доступность, возможность повторения просмотра, наличие наглядности, интерактивные задания.

Таким образом, одним из эффективных средств формирования познавательной активности младших школьников на внеклассных занятиях являются виртуальные экскурсии. Во время проведения виртуальной экскурсии взаимодействие педагог и детей характеризуется преобладанием инициативы и активности самих школьников, педагог только создает условия для организации работы. Важно, чтобы информация, используемая для проведения виртуальной, удовлетворяла познавательные интересы младших способствовала использованию освоенного ими материала в практической деятельности.

Мы считаем, что виртуальная экскурсия может положительно влиять на развитие познавательной активности младших школьников. Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что цель и задачи, которые были поставлены в начале исследования  достигнуты.

В дипломной работе мы планируем доработать методические указания по созданию виртуальных экскурсий для развития познавательной активности младших школьников в рамках внеклассной работы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.
  2. Александрова, Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы /Е.В. Александрова //Литература в школе. – 2010. – №10. – С.22-24.
  3. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 937 с.
  4. Выготский, Л. С.  Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 281 с.
  5. Газман, О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. – 2009. – №7. – С. 45.
  6. Дрозина, В. В., Дильман В. Л. Механизм творчества решения нестандартных задач: руководство для тех, кто хочет научиться решать нестандартные задачи / В. В. Дрозина, В. Л.  Дильман – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 255 с.
  7. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания: учебник для вузов / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 873 с.
  8. Коджаспирова, Г. М.  Педагогика: учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд., перераб, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 711 с.
  9. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.
  10. Куклина Н.Г. Экскурсионная деятельность как средство развития познавательной активности // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – №12. – С. 44-45.
  11. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А.  Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
  12. Пахомова, Н. Ю. Учебное проектирование в образовательном процессе современной школы: монография / Н. Ю. Пахомова. – Москва: Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2011. – 143 с.
  13. Пономарёва, А.А. Виртуальная экскурсия как форма обучения младших школьников / А.А. Пономарёва // Научный поиск. – 2011. – №2(3). – С.74-76.
  14. Соколова, Л. В.  Психофизиология. Развитие учения о мозге и поведении: учебное пособие для вузов / Л. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 210 с.
  15. Ушачев, В. П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие / В. П. Ушачев. – Магнитогорск, 2009. – 190 с.
  16. Щелкунова, О.В. Познавательная активность как фактор повышения индивидуальных достижений младших школьников в обучении: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н. специальность 13.00.01/ Щелкунова О. В. Киров, 2012. – 19 с.
  17. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – 351 с.

Интернет - ресурсы

  1. Арскиева, З.А. Развитие вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста // МНКО. – 2016. – №1 (56). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-verbalno-logicheskogo-myshleniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 05.02.2022).
  2. Балабаева Наталья Владимировна Понятие и сущность познавательной активности младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. – №2 (26). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 19.01.2022).
  3. Запорожченко Людмила Ивановна Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №5-6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-v-nauchno-pedagogicheskoy-literature (дата обращения: 06.01.2022).
  4. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 5. – С. 53-57. – URL: https://znanium.com/catalog/product/440475 (дата обращения: 05.02.2022)
  5. Лихачева, Т.С. Использование виртуальных экскурсий по курсу «окружающий мир» // Стратегия развития российского образования на период до 2025 года материалы научно-практической конференции. – 2019. – С. 103−109. – URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/likhacheva-t-s-ispolzovanie-virtualn (дата обращения: 05.02.2022)
  6. Меньшикова, Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – №1. – С. 88-92. – URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2009&issue=1&article_id=1206 (дата обращения: 25.01.2022)
  7. Рожина Вера Анатольевна Целеполагание в начальном образовании // Концепт. – 2016. – №S20. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselepolaganie-v-nachalnom-obrazovanii (дата обращения: 19.01.2022).
  8. Устюжанина, Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения // Наука и перспективы. – 2017. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-ekskursiya-kak-innovatsionnaya-forma-obucheniya (дата обращения: 06.01.2022).
  9. Юнина. Е.А. Виртуальная экскурсия в начальной школе // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. 2020. – URL: // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushii-mir/virtualnaya-ekskursiya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 06.01.2022).



Предварительный просмотр:

 1 слайд Добрый день, уважаемые члены комиссии, на защиту выносится курсовая работа на тему: МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ.

 2 слайд Одной из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики является формирование познавательной активности школьников, так как в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.
На наш взгляд, наиболее эффективным средством для решения проблемы  может быть более динамичное внедрение во внеклассную деятельность виртуальных экскурсий, которые являются программно-информационным продуктом в форме видео-, аудио-, графических материалов, созданным для интегрированного представления информации.

3 слайд На основании актуальности исследования была сформулирована тема «Методика развития познавательной активности младших школьников через использование виртуальных экскурсий».

4 слайд Цель исследования – изучить теоретические и методические основы развития познавательной активности младших школьников через использование виртуальных экскурсий.

Объект и предмет исследования вы можете увидеть на экране.

5 слайд Задачи исследования представлены на слайде. Для решения поставленных задач нами использованы теоретические методы которые также отображены на экране.

6 слайд В первой главе нами были рассмотрены основные вопросы, которые представлены на слайде.

7 слайд В первом параграфе мы рассмотрели различные подходы к определению понятия познавательная активность, некоторые определения вы можете увидеть на экране. Опираясь на изученную научную литературу мы можем говорить о том, что познавательная активность представляет собой продуктивную форму деятельности ребенка, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования.

8 слайд Развитие познавательной активности младших школьников является очень актуальным вопросом современного образования, что обусловлено тем, что каждая эпоха развития общества в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Нами были выделены цели, которые приоритетны в развитии познавательной сферы младших школьников, вы их можете увидеть на экране. Таким образом,  познавательная активность является в младшем школьном возрасте интенсивно развивающимся свойством личности, которые объединяет в себе когнитивные процессы с приоритетным уровнем развития мышления, которое включает устойчивое стремление к усвоению знаний, к самому процессу познания, к активному применению полученных знаний и умений в практической деятельности на основе тех или иных мыслительных операций.

9 слайд Далее мы рассмотрели внеклассную деятельность, пришли к выводу, что внеклассная работа - это деятельность учащихся класса вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом. Во внеклассную работу вовлекаются родители, учителя школы, интересные люди из других учреждений.

Успешность и результативность внеклассной работы во многом зависит от выбора методов и приемов. Одной из форм организации внеклассной работы, можно считать виртуальные экскурсии, так как данная форма является инновационной и при использовании данной формы учащиеся испытывают стойкую познавательную потребность.

10 слайд На слайд мы поместили некоторые определения понятия виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия представляет собой организационную форму образовательной деятельности, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

12 слайд Во второй главе мы рассмотрели вопросы которые представлены на экране.

13 слайд Современные условия образования вызывают необходимость поиска новых форм организации процесса обучения. Решением этой проблемы могут стать виртуальные экскурсии, преимущества которых вы можете увидеть на экране.

Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации внеклассной работы школьников. Если в 1-2 классах учащиеся выступают в роли путешествующих, то в 3-4 классах они не только принимают участие в виртуальном путешествии, но и сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу, селу и обмениваться ими с учениками других образовательных учреждений.  Нужно отметить то, что, используя виртуальные путешествия как форму внеклассной работы, учитель начальных классов продумывает программу как цепь виртуальных путешествий (экскурсий), которые совершают учащиеся и которые они создают сами.

14 слайд На основе изученного материала, нами были созданы методические указания, которые предназначены для оказания методической помощи в создании виртуальной экскурсии преподавателям всех ступеней образовательной деятельности. В продукте представлены процесс подготовки, где выделены основные этапы подготовки и дана характеристика; алгоритм создания виртуальной экскурсии и методика организации виртуальной экскурсии, где были выделены методические приемы показа виртуальной экскурсии и методические приемы голосового сопровождения виртуальной экскурсии, некоторые из них вы видите на экране.

15 слайд Таким образом, одним из эффективных средств формирования познавательной активности младших школьников на внеклассных занятиях являются виртуальные экскурсии. Во время проведения виртуальной экскурсии взаимодействие педагог и детей характеризуется преобладанием инициативы и активности самих школьников, педагог только создает условия для организации работы. Важно, чтобы информация, используемая для проведения виртуальной, удовлетворяла познавательные интересы младших способствовала использованию освоенного ими материала в практической деятельности.

16 слайд Мы считаем, что виртуальная экскурсия может положительно влиять на развитие познавательной активности младших школьников. Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что цель и задачи, которые были поставлены в начале исследования  достигнуты.

В дипломной работе мы планируем доработать методические указания по созданию виртуальных экскурсий для развития познавательной активности младших школьников в рамках внеклассной работы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1» МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ Выполнила: студентка 301НК группы Загородняя Анастасия Научный руководитель: Шелепова Дарья Александровна, преподаватель МДК 01.08 в ысшей квалификационной категории Челябинск, 2022г.

Слайд 2

Актуальность данной темы обусловлена тем, что н а сегодняшний день образование младших школьников необходимо направлять на развитие познавательной активности личности, так как именно в процессе начального обучения закладываются основы навыков обучения, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования . В этом отношении важным является изучение возможностей виртуальной экскурсии как средства формирования познавательной активности во внеклассной деятельности. Проблемой формирования познавательной активности в психолого- педагогической практике занимались Л.И Божович , Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина , Д.Б. Эльконин и др .. Среди тех, кто обращался к изучению методики по созданию и использованию виртуальных экскурсий – Г.Н. Аквилева, Е.В. Александрова, Г.М. Гудалина , Б. Емельянов, З.А. Клепинина , Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян, Е.А. Юнина и др.

Слайд 3

Тема исследования: «Методика развития познавательной активности младших школьников через использование виртуальных экскурсий»

Слайд 4

Цель исследования: изучить теоретические и методические основы развития познавательной активности младших школьников через использование виртуальных экскурсий. Объект исследования: процесс развития познавательной активности . Предмет исследования: виртуальная экскурсия как средство развития познавательной активности младших школьников.

Слайд 5

Задачи исследования: 1. рассмотреть проблему развития познавательной активности в психолого-педагогическом исследовании; 2. раскрыть особенности проявления познавательной активности в младшем школьном возрасте; 3. рассмотреть виртуальную экскурсию как форму организации внеклассной работы; 4. определить возможности использования виртуальных экскурсий для развития познавательной потребности у младших школьников; 5. сделать выводы по теме исследования. Методы исследования: А нализ литературы, систематизация и обобщение информации; эмпирические методы исследования: изучение результатов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта.

Слайд 6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Проблема развития познавательной активности в психолого-педагогическом исследовании Особенности проявления познавательной активности в младшем школьном возрасте Виртуальная экскурсия как форма организации внеклассной работы

Слайд 7

Основные понятия первой главы П ознавательная активность - как качество личности, которое включает её стремление к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Г.И. Щукина Познавательная активность - качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей. Т.И. Шамова Вопросами развития познавательной активности занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, О.С. Газман , В.С. Ильин, Э.А. Красновский, Е.А. Меньшикова.

Слайд 8

В развитии познавательной сферы выделяются в качестве приоритетных следующие цели: - развитие гибкости, сообразительности, мобильности, самостоятельности и критичности ума; - развитие основных познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия); - развитие отдельных функций и элементов познавательной деятельности (анализ и синтез, членение, обобщение, конкретизации, формализации, интерпретации); - развитие способности постановки вопроса, формулирования проблемы и выдвижения гипотезы, применения знаний во внеучебной или в незнакомой ситуации; - развитие предметных и внепредметных знаний, умений, навыков .

Слайд 9

Внеклассные занятия – это индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по их личным интересам, способностям, склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности . Г.М. Гудалина Внеклассная работа – эффективное средство сплочения детей в коллектив, создания мажорного тона в общении и учебе, развития социальных качеств, таких как коммуникативность, умения руководить и подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом и др. Она организуется посредством самоуправления учащихся . Е.Н. Степанян

Слайд 10

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающееся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д . Г.Н. Аквилева Виртуальная экскурсия – это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей. Е.В . Александрова

Слайд 11

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ Виртуальные экскурсии и особенности её применения во внеклассной работе Возможности виртуальных экскурсий как средство развития познавательной активности у младших школьников

Слайд 12

Преимущества виртуальных экскурсий: Расширение кругозора, образной информации и обретение аудиовизуального опыта. Доступность и занимательность, которые обеспечивают интерес обучающихся. Возможность многократного воспроизведения. Возможность возвращения к объекту. Возможность детального изучения. Возможность использовать в любое время года. Возможность использования материалов обучающимися находящимися на дистанционном обучении. Нет зависимости от погодных условий. Возможность создать свою экскурсию. Возможность использовать уже готовые экскурсии. Возможность использования фрагментированных экскурсий и миниэкскурсий, занимающих определенный этап (фрагмент) урока. Возможность проведения интерактивных экскурсий.

Слайд 13

Этапы подготовки виртуальной экскурсии Алгоритм подготовки экскурсии

Слайд 14

Методические приемы показа виртуальной экскурсии: Прием предварительного осмотра; Прием панорамного показа; Прием зрительной реконструкции; Прием зрительного сравнения; Прием зрительной аналогии. Методические приемы голосового сопровождения: Прием экскурсионной справки; Прием описания; Прием характеристики; Прием комментирования и д.р .

Слайд 15

Таким образом, во время проведения виртуальной экскурсии взаимодействие педагога и детей характеризуется преобладанием инициативы и активности самих школьников, педагог создает условия для организации работы, побуждая детей к самостоятельному поиску, исследованию.

Слайд 16

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Алгоритм отчета:

  1. Образование учителей - Высшее
  2. Средний педагогический стаж 27 лет
  3. Стаж работы в данном учреждении 24 года
  4. Примерная методическая тематика учителя Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника
  5. Посещаемые учебные, научные и методические мероприятия вебинары, конференции, педсоветы
  6. Используемые педагогические технологии развивающие обучения, проблемные обучения, разноуровневое обучение, здоровьесберегающие, игровые, проектные.
  7. Образовательные программы Школа России
  8. Занятость во внеурочной деятельности учителей Разговор о важном, я -исследователь
  9. Качество обученности учеников (в %) по всем учителям – 78%
  10. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности необразованность и невоспитанность родителей, разная подготовка детей к обучению в школе, низкая мотивация родителей и детей.


Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

1. История образовательного учреждения.

2. Структура методической службы в образовательном учреждении.

3. Основные направления деятельности методической службы.

4. Формы методической работы в образовательном учреждении.

5. Условия эффективности организации методической работы учителя.

1. История образовательного учреждения.

Адрес учреждения 456655, г.Копейск, ул. Чернышевского, д. 47. телефон  8 (35139) 777-78 (нач.школа), e-mail: sh13@kopeysk-uo.ru 

Первая школа №7 в поселке Горняк была построена в 1931 году, когда были привезены переселенцы из Горьковской области. Строительство вели силами рабочих и комсомольцев. Первым директором этой школы стал Аверин Михаил Яковлевич. В школе было семь учителей: Аверин М.Я., Аверина Ф.И., Юферов Д.Е., Юферова Л.С., Морозенко Н.А., Синицын А.И.

Школа была расположена во дворе ресторана «Север». В 1934 году школа №7 была переведена в здание, барачного типа (в районе нынешней автобусной остановки "Горняк", где сейчас магазин « Обувь») и реорганизована в семилетнюю школу №18. Директором школа стала Аверина Ф.И. В 1935 голу школу №18 перевели в новое здание и присвоили порядковый номер 13 (бывшее здание школы №38,ныне  - здание детско-юношеской спортивной школы №4). С этого момента начинается отсчёт истории нашей школы. Возглавил её тогда Юферов Дмитрий Ефимович.

В 1939 году был открыт 8 класс, в 1940-1941 уч. году - 9 класс, в 1941-1942 году - 10 класс.

С 1940 по 1942 год школой руководил один из первых учителей, жителей поселка шахты №205 -Бержаковский Сергей Захарович.

В сентябре 1941 году школа №13 получила статус средней общеобразовательной школы, второй в городе.

 В 1942 году состоялся первый школьный выпуск, и группа учителей и учащихся добровольцами ушла на фронт...

К началу учебного 1952-1953 года было построено новое 2-х этажное здание для школы №13 по ул. Медиков (ныне школа-интернат). Сюда перешли учащиеся с 8 по 10 класс, т.к. их было очень много, а остальные остались в старом здании. Директором была назначена Винникова Анастасия Ильинична, завучем Гребенщикова Мария Савельевна.

В 1963 году средняя школа №13 перешла в новое трехэтажное здание по улице Чернышевского, 47, где располагается по сей день.

Наше учебное учреждение четырежды (1994, 1996, 1997, 1999 гг. ) удостаивалась звания лауреат Всероссийского конкурса «Школа года», а в 2000 году стала «Школой века».

  1. Основные направления деятельности методической службы.

 Информационное

- Ознакомление педагогов с нормативными документами:

  • Министерства образования Российской Федерации;
  • Министерства образования Московской области;
  • Комитета по образованию КГО.

 Управленческая

- планирование методической работы;

  • организация мониторинга качества образования (контрольные срезы, посещение уроков);
  • анализ результатов образовательного процесса.

 Инновационная

  • разработка, экспертиза и апробация новых программ;
  • помощь педагогам по внедрению новых технологий и методик;
  • помощь учителям в организации учебной и воспитательной деятельности.

 Профессиональное самообразование педагогического коллектива

  • организация психолого-педагогических семинаром;
  • организация семинаров- практикумов;

- Развитие профессионального мастерства в рамках работы ШМО;

  • работа над индивидуальной творческой темой;
  • обобщение педагогического опыта;
  • курсы повышения квалификации.

 Формы разработки образовательных проблем

  • тематический педсовет;
  • административные и производственные совещания;
  • заседания ШМО;
  • взаимопосещения уроков;
  • методический совет.

 Презентация результатов деятельности педагогов

  • аттестация педагогов;
  • совещания и семинары по обмену опытом;
  • творческие отчёты учителей;
  • педагогический советы;
  • работа методического совета.

  1. Формы методической работы в образовательном учреждении.

  • Круглые столы
  • Мастер – классы
  • Обучающие семинары
  • Научно-методические конференции
  • Курсовая подготовка
  • Школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);

  1. Условия эффективности организации методической работы учителя.

  • четкое и конкретное планирование методической работы (разработка и определение критериев, показателей, индикаторов достижения результатов);
  • полный охват методической работой всех членов коллектива;
  • постоянное поощрение администрацией самостоятельности и творчества отдельных педагогов, действующая система стимулов;
  • создание и постоянная поддержка благоприятного психологического климата, творческой атмосферы в коллективе;
  • оптимизация деятельности педагогов;
  • формирование банка передового опыта;
  • изучение и учет в методической работе критериев передового педагогического опыта (новизна, высокая результативность, соответствие современным достижениям педагогики и методики, стабильность достижения положительных результатов на протяжении ряда лет, возможность творческого применения опыта другими)
  • систематическая целенаправленная популяризация достижений и научных рекомендаций.



Предварительный просмотр:

Рецензия на статью Е.В. Мартинковой

«Краеведение как один из способов познания окружающего мира»

(журнал «Начальная школа» №5, 2019 г.)

Статья Е.В. Мартинковой «Краеведение как один из способов познания

окружающего мира» посвящена актуальной проблеме современного

образования – патриотическому воспитанию.

По мнению автора, краеведение – это универсальная форма школьной

активности, позволяющая объединять сохранение культурного наследия с

использованием новых технологий; увлекать и взрослых, и детей; совмещать

походы и экскурсии с изучением семейных архивов и сопоставлением их с

региональными документами в местном музее.

Особую значимость данной работе придает тот факт, что в статье

большое внимание уделяется важнейшим направлениям школьного

краеведения: теме семьи и семейных родословных, загадкам улиц, домов и

ландшафта, истории местных ремесел, освоению ближайшего природного

комплекса и региональной игровой культуре. Также в статье приведены

примеры краеведческих проектов обучающихся, региональных игр и пособий,

которые создали учителя.

Одним из главных направлений в изучении краеведения становится тема

семьи и семейных родословных. Автор пишет: «Составление вместе с детьми

родословных укрепляет семьи, потому что активность и интересы членов

семьи переключаются с внутренних отношений на внешнее общее дело,

объединяющее всех: и старших, и младших. Дети в такой семье чувствуют

себя полноценно включенными в семейную историю и ощущают себя

связующим звеном в цепи прошлых и будущих поколений». Это

подтверждается анализом проекта обучающегося школы №4 г. Белёва

Тульской области, где через участие в краеведческом проекте происходит

осознание учащимся роли каждого гражданина в истории не только города и

страны, но и своей семьи и это понимание углубляется по мере его взросления.

На мой взгляд, это и является важнейшим шагом к патриотическому

воспитанию.

Стоит отметить, что в статье упоминаются сайты «Память народа» и

«Подвиг народа», где можно найти сведения о воевавших родственниках,

проследить их боевой путь, узнать те факты биографии, о которых молчала

семейная история.

Автор сделал акцент и на такое направление, как освоение ближайшего

природного комплекса. Ведь знакомство с родной природой – это один из

самых разработанных пластов в отечественной педагогике и культуре.

Наблюдение за естественными для конкретной природно-климатической зоны

явлениями, ведение дневников наблюдений, труд в природе, создание

фильмов, фоторепортажей, проверка достоверности народных примет не

только увлекают детей, но и по-настоящему сближают с природой.

Нельзя не согласиться с автором, что неспешное изучение младшими

школьниками своей малой родины постепенно расширяет поле познания,

соединяя факты из летописи родного края со сведениями из отечественной

истории, семейные родословные – с биографиями известных людей. Благодаря

изучению краеведения, душа детей наполняется любовью к родной земле, а в

сознании складывается полная, многогранная и близкая сердцу картина

окружающего – в полном смысле этого слова мира.

Статья Е.В. Мартинковой «Краеведение как один из способов познания

окружающего мира» имеет определенную значимость, она может быть

полезна не только студентам и учителям, которые работают в данном

направлении, но и родителям, ведь в статье содержатся названия сайтов,

пособий, которые помогут детям в познании окружающего мира.

Рецензент

Загородняя А.К.

401 НК ГБПОУ «ЧПК №1»