ПК 4.3
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс)
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в
условиях реализации ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из
главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о
здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом
состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье:
физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь
задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой
и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и
эмоционально благоприятную атмосферу в школе.
В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение
здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и
экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное
влияние школы на здоровье детей.
Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей,
приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4
раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до
12,3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5,6 до 16,4%, с нарушением
осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьниковнарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.
Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления
здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и
психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на
основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным
направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего
школьного возраста.
Здоровьесберегающие технологии — это совокупность форм и приемов
организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают
следующим требованиям:
• Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие
стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность
требований, предъявляемых к ребенку).
• Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при
распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
• Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с
психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными
особенностями каждого ребенка).
• Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Основная | цель здоровьесберегающих технологий – | сохранение | и |
укрепление здоровья учащихся. | |||
• | обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на |
период обучения в школе;
• снижение уровня заболеваемости учащихся;
• сохранение работоспособности на уроках;
• формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому
образу жизни;
• | формирование системы спортивно-оздоровительной работы. |
1. «Не навреди».
2. Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья
должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
4. Соответствие содержания обучения возрасту.
5. «Успех порождает успех». То есть, нейтрализация всего негативного
и акцентирование положительных факторов.
6. Ответственность за свое здоровье.
Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и
методика их использования по ФГОС
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по
которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от
профессионализма педагогов.
Данную технологию эффективнее использовать комплексно, сочетая
технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
• Физкультурная минутка — динамическая пауза во
время
интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей.
Время - 23 минуты.
• Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик
много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
• Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных
занятий.
Время — 2-3 минуты.
• Смена видов деятельности — это целесообразное чередование
различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые
моменты).
Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения
интереса учащихся.
• Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по
развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые
повторения, которые используются на уроках не только для умственного,
психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального
напряжения.
• Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые – развивают
творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность
учащихся к процессу познания.
• Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для
снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой
информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков
природы.
• Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние
помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим
технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура,
наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
• Посадка учащихся. Неправильная посадка, которую принимает
ребенок во время уроков, может привести не только к нарушению осанки, но и
быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже
заболеваниям.
• Технологии, создающие положительный психологический
климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие
мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, улучшают
микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
• Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки
юмора, занимательные моменты, которые помогают снять напряжение при
больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
• Беседы о здоровье. Нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той
или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие
к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части
уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем,
безопасностью.
• | Работа | с | родителями. | Непрерывность | действия |
здоровьесберегающих | технологий | невозможно | проследить | без | участия |
родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания,
следят за физическим здоровьем ребенка (беседы на классных часах,
выступления медицинских работников на родительских собраниях).
Результаты от внедрения в обучение здоровьесберегающей
технологии:
• снижение показателей заболеваемости детей;
• улучшение психологического климата в коллективах;
• повышение мотивации к учебной деятельности;
• прирост учебных достижений.
Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее
работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается
простор для педагогического творчества.
Предварительный просмотр:
Тема урока | Этап урока | Пример использования образовательной технологии |
Николай Николаевич Носов. «Затейники» | Урок «открытие нового знания» | - Я заметила, что вы устали, давайте встанем и отдохнем. Послушайте песенку. Кто узнал ее? - Все верно, в траве сидел кузнечик, и сейчас мы тоже представим, что мы с вами кузнечики. ПОДНИМАЙТЕ ПЛЕЧИКИ, ПРЫГАЙТЕ КУЗНЕЧИКИ, ПРЫГ СКОК, ПРЫГ СКОК. СЕЛИ, ТРАВУШКУ ПОКУШАЛИ, ТИШИНУ ПОСЛУШАЛИ, ТИШЕ, ТИШЕ, ВЫСОКО, ПРЫГАЙ НА НОСКАХ ЛЕГКО. - Вот мы и передохнули, теперь можете садиться. |
Порядок выполнений действий. Скобки | Урок «открытие нового знания» | Мы сейчас все дружно встанем, |
Откуда берется снег и лед? | Урок «открытие нового знания» | Проводит физминутку с показом упражнений под музыку. -Давайте немножко отдохнем вместе с весёлыми снежинками. Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. Полетел снежинок рой. Рой снежинок вверх взлетел. Ветер с ними кружится, |
Предварительный просмотр:
Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной
школе
Внедрение современных образовательных технологий становится
необходимым условием реализации ФГОС нового поколения.
Формировать у учащихся основные УУД позволяет технология
дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.
В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы
общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного
учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы
дифференциации.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного
процесса, при котором учитель работает с группой обучающихся, составленной
с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих
качеств.
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его
процессе учитываются индивидуальные различия школьников.
Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда
происходит усвоение, а также при повторении пройденного.
Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей,
способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Положительные стороны дифференцированного обучения:
• сильным учащимся можно уделить время;
• слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
• повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается
самооценка у слабого);
• повышается уровень мотивации у сильных учеников
Выделяют два основных вида дифференциации обучения
школьников:
1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).
Предполагает создание особых типов школ и классов.
2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).
Предполагает организацию работы внутри класса.
В российском образовании применяется дифференциация:
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели,
разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные классы);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические,
биолого- химические и др. группы, направления, отделения, школы);
- по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с
ЗПР);
- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления,
темпераменту и др.).
Существует дифференциация как предоставление разноуровневых
заданий:
- по уровню сложности;
- по объёму;
- по степени креативности: по образцу / творчески;
- по обязательности выполнения;
- по степени самостоятельности: выполнил сам, с консультантом, с
алгоритмом (образец выполнения), с учителем.
Дифференциация сохраняет и развивает индивидуальность ребенка
воспитывает такого человека, который представлял бы собой неповторимую
личность. Целенаправленная дифференцированная работа смягчает недостатки
домашнего воспитания, она особенно необходима тем ученикам, которые растут
в неблагоприятных семьях. В этом смысле на дифференциацию ложиться миссия
большого социального значения.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока математики с применением технологии дифференцированного обучения
(дифференциация по способу организации)
Класс | Образовательная | Тема урока | Этап урока | Пример использования образовательной технологии |
2 | «Перспективная | «Сравнение | Включение в | У: Ребята, а сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. Каждая |
Фрагмент урока математики с применением технологии дифференцированного обучения
(дифференциация по сложности)
Класс | Образовательная | Тема урока | Этап урока | Пример использования образовательной технологии |
2 | «Школа России» | «Буквенные | Актуализация | У: Ребята, наш урок мы начнём со счёта. Каждый из вас сейчас получит |
Предварительный просмотр:
Дистанционные образовательные технологии на уроках в начальной
школе
В наше время жизнь все разнообразней и сложнее. Она требует от человека
не привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой
ориентации, способности творчески мыслить. С развитием новых технологий
развивается мир. Прогресс пришёл и в образование. Основная цель обучения в
начальной школе — научить каждого ребенка за четыре года осваивать,
преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную
информацию. Главное детей надо учить самостоятельному поиску
информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий,
рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству
с одноклассниками, учителями, родителями. Сочетание традиционных методов
обучения и сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
поможет учителю в решении этой проблемы.
Использование ДОТ в начальной школе позволяет сделать процесс
обучения более интересным для детей и продуктивным.
Дистанционное обучение представляет собой такой тип обучения, в основе
которого лежит образовательное взаимодействие удалённых друг от друга
педагогов и школьников с помощью компьютеров, телекоммуникационных
технологий, а также ресурсов сети Интернет.
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
• обучение в индивидуальном темпе — скорость
изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных
обстоятельств и потребностей;
• свобода и гибкость — учащийся может самостоятельно планировать
время, место и продолжительность занятий;
• мобильность — эффективная реализация обратной связи между
преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и
оснований успешности процесса обучения;
• технологичность — использование в образовательном процессе
новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
• творчество — комфортные условия для творческого самовыражения
обучаемого;
• разгрузка учителя (меньше времени уходит на проверку и
оценивание работ учащихся).
Педагоги организуют дистанционное взаимодействие на разных сетевых
площадках, создают интернет-сайты и т.д.
Примеры использования образовательных веб-сервисов приведены в
таблице.
Веб-сервис | Использование |
http://learningapps.org/ | Создание интерактивных образовательных |
spiderscribe.net/ | Создание ментальных карт (карт знаний), |
http://www.imagechef.com/ic/word_mosaic/ | Создание облака ключевых слов. |
goanimate.com/videos/ | Создание видеороликов и мультфильмов. |
Google Forms | Создание тестов и анкет. |
Google - презентации | Создание и совместное редактирование |
Конструктор тестов «Оnline Тest Рad» | Позволяет без труда создать свой мини-сайт, |
«Учи.ру» | Это отечественная онлайн-платформа, где |
«Якласс» | Информационный интернет портал для |
testedu.ru | Содержит огромное количество тестов для |
Решу ВПР | Образовательный портал для подготовки к |
«Российская электронная школа» | Апробированный структурный элемент |
Использование дистанционных образовательных технологий в учебном
процессе позволяет сделать обучение более продуктивным. Благодаря
использованию ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои
знания по теме предмета, отправить выполненные домашние задания на
проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить интересующие темы,
принять участие в различных сетевых образовательных инициативах (проекты,
конкурсы, игры) под руководством педагога.
Таким образом, младшие школьники всегда включены в образовательный
процесс, даже если пропустили урок, а родители имеют возможность
ознакомиться с изучаемым материалом, принять участие в обсуждении важных
вопросов, быть в курсе происходящих в школе событий.
Следует отметить, что дистанционное обучение в начальной школе, в силу
своей новизны, имеет и некоторые недостатки.
Так, один из основных недостатков дистанционного обучения в начальной
школе заключается в том, что подобное получение знаний является применимым
далеко не для всех детей, предполагая собой определённую степень
ответственности и самомотивации. Данная проблема является достаточно
сложным и весомым препятствием для получения дистанционного образования
многих школьников 1-4 классов, и может быть решена только посредством
контроля со стороны родителей.
Недостатком дистанционного способа обучения является и необходимость
качественных интерактивных средств коммуникации, например компьютер,
скоростной интернет, которые доступны не всем категориям граждан.
Нельзя не сказать и о трудностях, которые предстают перед учителем в
процессе реализации дистанционного образования в начальной школе. Ведь
данный процесс является достаточно трудоемким для него, и требует больших
временных затрат, особенно тщательной подготовки.
Таким образом, дистанционное образование в начальной школе является
довольно эффективным и актуальным типом образования, которое имеет
множество преимуществ перед современной системой образования.
В настоящее время применение форм дистанционного обучения привело к
росту участия детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах разного уровня,
высоким результатам проверочных, контрольных, диагностических работ и ВПР.
Классы начальной школы лидируют на сервисе «ЯКласс» в «Топе классов
в школе», занимают призовые места в конкурсах, олимпиадах и других
мероприятиях самого разного уровня.
Применение дистанционной образовательной технологии на уроках в начальной школе
УМК: «Школа России»
Класс: 2
Предмет: окружающий мир
Тема: «В гости к Весне»
Задания для дистанционного обучения.
Следуйте данной инструкции:
1. Посмотрите урок №29 на сайте РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6078/conspect/.
2. Выполните задание на закрепление: https://learningapps.org/display?v=p596z8gx220.
3. Откройте рабочую тетрадь на странице 54. Выполните номер 1.
Ваша задача заполнить таблицу: что наблюдали в неживой / живой природе.
4. Выполните номер 2.
Обозначьте цифрами порядок следования весенних месяцев.
Желаю удачи!