ПК 4.3
методическая разработка

Вильданова Азалия Айдаровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Говоря о здоровье, мы имеем в виду не только то, что у человека нет заболеваний и отклонений от нормального развития. Здоровым является полностью благополучный в физическом и психологическом плане индивид.

Институт возрастной физиологии РАО приводит статистику, согласно которой нахождение ребёнка в современной образовательной среде ведёт к факторам риска, ухудшающим их здоровье. От 20 до 40 % негативного воздействия несёт именно школьное обучение.

С помощью технологий здоровьесбережения учебный процесс положительно влияет на состояние ребёнка. Они предполагают:

  • создание доброжелательной атмосферы общения, исключение стрессовых ситуаций, в результате – комфортная психологическая обстановка;
  • предъявление посильных требований к ученикам;
  • учебная нагрузка, соответствующая возрасту детей;
  • организация процесса обучения, учитывающая возрастные, половые, культурные, индивидуальные и психологические различия обучающихся;
  • физическая активность в необходимом количестве.

Какие средства обучения позволяют достигнуть указанных выше целей и задач:

  • направленные на двигательную активность;
  • природные оздоровительные факторы;
  • гигиенические.

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС – нелёгкая задача для учителя. Это не только проведение физкультминуток и гимнастики для глаз. Чтобы формировать у ребёнка культуру сохранения здоровья, нужно постоянно уделять внимание этому вопросу.

Фрагмент урока окружающего мира по теме «Путешествие по планете»

Физминутка

(1-3 мин)

Фронтальная

Проводится физминутка

Отлично, а теперь немного отдохнём.  

Встаньте дружно из-за парт

Повернитесь вправо, влево,

Наконец, присядьте смело!

Поработаем ногами,

Раз, два, три!

Поработаем руками!

Раз, два, три!

Улыбнёмся: день хороший,

И похлопаем в ладоши.

Разминаются, выполняют упражнения.

Повторяют движения за учителем.

Фрагмент урока обучение письму по теме «Согласные буквы Д д»

Физминутка

(1-3 мин)

Фронтальная

Проводится физминутка

Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок

— Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились)

Разминаются, выполняют упражнения.

Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики

Умение саморегуляции

 

Фрагмент урока математики по теме «Умножение числа 2 на 2»

Физминутка

(1-3 мин)

Фронтальная

Проводится физминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту мы присели.

Значит, хватит отдыхать!

Разминаются, выполняют упражнения.

Выполняют упражнения под счет

Умение саморегуляции



Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения

Проектная технология представляет собой систему получения знаний, когда ученики вовлечены в процесс планирования и выполнения проектов, т.е. практических заданий, которые постепенно усложняются. Упор делается на самостоятельное выполнение, как индивидуально, так и в группе.

Проект назначается на определенный промежуток времени.

Основная цель проектного обучения

Понятно, что любая теория мертва без практики, поэтому цель проектного обучения — научить решать практические задачи, привязать полученные знания к реальной жизни. Учащиеся приобретают знания из различных источников. В процессе они развивают:

  • коммуникативные навыки, способность к работе в группе;
  • умение исследовать, т.е. выявлять проблему, ставить задачу, собирать информацию, делать выводы, строить гипотезы и обобщения;
  • системное мышление;
  • воображение, творческие способности;
  • память;
  • внимание.

Принципы технологии

  1. Основа процесса — это учащийся и его способности. Главное — активность самого ребенка, без его волевого участия и желания процесс обучения будет невозможен. 
  2. Учебный процесс направлен на развитие творческих способностей. Учащийся имеет право выбора: от постановки задачи до способов и методов ее решения.
  3. Комплексный подход обучения способствует развитию личности. Для получения результатов ученик должен задействовать все свои имеющиеся на данный момент знания и навыки, а также взаимодействовать с преподавателями, своими одноклассниками, искать консультантов со стороны, применять фантазию и умение анализировать факты.
  4. Универсальность, может быть использована в любом учебном процессе. Методика проектов применима к любой науке, ведь все учебные дисциплины так или иначе связаны с реальной жизнью.

Фрагмент урока окружающего мира по теме «Путешествие по материкам»

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: рассказ

Наглядный

презентация

Словесный: объяснение

Наглядный учебник

Открытие детьми нового знания.

- Ребята, для того, чтобы наше путешествие прошло увлекательно и интересно, предлагаю вам стать настоящими исследователями.

- Для этого вам нужно разбиться на 3 группы. В результате работы каждая группа должна рассказать об особенностях материка и показать его расположение на карте.

- Для того, чтобы узнать, какая группа будет изучать и работать с материком, каждая группа по очереди должна подойти к столу и вытянуть карточку с номером:

1. Материк Евразия.

2. Северная Америка и Южная Америка.

3.Африка и Австралия.

- Ребята, чтобы каждой группе удалось составить сообщение, какие правила мы должны соблюдать?

Молодцы!

Для подготовки сообщения пользуйтесь информацией в учебнике на странице 118-123.

- Я вижу, что все команды готовы. Отправляемся в путешествие!

Помним о правиле работы с картой. Начиная с первой группы, подходим к карте, показываем материк и рассказываем о нем.

Рассказ каждой группы о материке информацией из учебника. Показывают его на карте мира.

В Европе уже почти не осталось нетронутой природы. Сады и парки, пастбища и фермы, поля и виноградники, автомагистрали и города, а также многочисленные памятники архитектуры — так выглядит Европа сегодня. Здесь размещается более сорока стран, народы которых говорят на десятках языков.

Северная Америка не обделена достопримечательностями — как природными, так и созданными человеком. Это самые большие деревья на Земле — секвойи, фантастический Большой каньон, портреты американских президентов, вырубленные в скалах, Диснейленд, самые высокие в мире дома — небоскрёбы.

Хотя Южная Америка по размеру близка к Северной, здесь живёт гораздо меньше людей: в горах и лесах жить неудобно. Зато все жители Южной Америки хорошо понимают друг друга - почти во всех странах этого материка люди говорят по-испански.

Зимой на большей части Африки обычно теплее, чем у нас летом, а снег можно увидеть лишь на вершинах самых высоких гор.

Австралия — самый маленький материк Земли

Только здесь обитают кенгуру, коала и другие сумчатые звери. Кенгуру бывают разные — от маленьких, размером с зайца, до очень крупных, двухметрового роста. Симпатичные маленькие коала, или сумчатые медведи, живут на деревьях. Все сумчатые звери носят своих детёнышей в сумках на животе. Эти и многие другие австралийские животные находятся под охраной.

Вы все большие молодцы! Справились с заданием безупречно!

Ответы учащихся

 

Готовят проект.

1.Слушать мнение каждого.

2. Соблюдать тишину.

3.Работать должен каждый.

4.Уважать друг друга.

1-я группа: Евразия — самый большой материк. Он так велик, что его делят на две части света — Европу и Азию. Именно в Евразии находится наша Родина — Россия. Россия расположена в обеих частях света.

2-я группа: Северная Америка — материк, большую часть которого занимают две страны —Соединённые Штаты Америки (США) и Канада

В Южной Америке расположены густые, влажные тропические леса с яркими птицами, обезьянами и другими удивительными животными. Здесь протекает самая полноводная река планеты — Амазонка. А ещё в Южной Америке есть бескрайние травянистые равнины и высокие горы.

3-я группа: Много интересного есть в Африке — и самая длинная в мире река Нил, и египетские пирамиды, и глубочайшие озёра. Но особенно знаменита она своими животными. Здесь обитают антилопы, зебры, носороги, жирафы, слоны, бегемоты, львы, гепарды, крокодилы... Нигде в мире не осталось столько крупных диких животных.

Предметные: умение самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

П:структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму

К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения.

Личностные: проявление активности в общей работе.



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:
- учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;
- студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;
- между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.
К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.

  1. Проблема должна быть понятной учащимся. То есть сформулирована так, чтобы большинство представляли себе о чем идет речь.
  2. Проблема должна быть посильной для большинства. В противном случае преподавателю придется либо потратить много времени на пояснения, либо решать задачу самому.
  3. Проблема должна быть сформулирована интересно. Развлекательный формат может способствовать успешному решению больше, чем серьезный пример.

Недостатки

Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:

  • не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;
  • не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;
  • подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.

Тем не менее проблемное обучение как образовательная технология зарекомендовало себя в качестве рабочего инструмента на занятиях.

Фрагмент урока литературного чтения «Э. Успенский «Чебурашка»

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (фронтальная беседа)

  1. Подводит к теме урока.

-  - Ребята, а сейчас внимательно послушайте песню одного сказочного героя, попробуйте определить, что же это за герой. Только не выкрикивать, а отвечать по поднятой руке (играет песня Чебурашки).

- Какой сказочный герой пел вам свою песенку?

- Верно.

- Сегодня мы с вами познакомимся с этим героем поближе. Как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы познакомимся?

- Кто-нибудь из вас знает, кто является автором этого произведения?

- Верно, сегодня мы познакомимся с биографией  

Э. Успенского и его произведением «Чебурашка».

- Какие цели поставим на этот урок? Что узнаем?

- Чебурашка.

- Произведение «Чебурашка».

- Эдуард Успенский.

- Цели: познакомиться с биографией и творчеством Э.Н. Успенского; познакомиться с произведением «Чебурашка».

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Презентация

Фрагмент урока окружающего мира «Путешествие по материкам»

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

 -Сегодня на уроке мы продолжим с вами путешествовать. Чтобы узнать куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадку.

Корабли по морю плыли,

К чудо-острову спешили.

Ждали там давно гостей,

Лучших первооткрывателей.

Куда же мы отправимся?

Верно!

- А какой же будет цель нашего урока?

Составляет план урока вместе с детьми.

-Сформулируйте задачи урока, продолжив предложения:

1. Узнать особенности каждого…

2. Узнать, на какие части света делится …

3. Научимся находить на карте ….

 -Молодцы! Все верно!

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Материк

Мы отправимся в путешествие по материкам

Познакомиться со всеми материками мира и жизнью на них.

-Узнать особенности каждого материка

Узнать, на какие части света делится материк

Научимся находить на карте материки.

Метапредметные:

П: анализ.

К: достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р:целеполагание.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

СЛАЙД

3-7