ПК 4.3
методическая разработка
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающая технология | 17.4 КБ |
Технология проектного обучения | 941.94 КБ |
Технология проблемного обучения | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология
Говоря о здоровье, мы имеем в виду не только то, что у человека нет заболеваний и отклонений от нормального развития. Здоровым является полностью благополучный в физическом и психологическом плане индивид.
Институт возрастной физиологии РАО приводит статистику, согласно которой нахождение ребёнка в современной образовательной среде ведёт к факторам риска, ухудшающим их здоровье. От 20 до 40 % негативного воздействия несёт именно школьное обучение.
С помощью технологий здоровьесбережения учебный процесс положительно влияет на состояние ребёнка. Они предполагают:
- создание доброжелательной атмосферы общения, исключение стрессовых ситуаций, в результате – комфортная психологическая обстановка;
- предъявление посильных требований к ученикам;
- учебная нагрузка, соответствующая возрасту детей;
- организация процесса обучения, учитывающая возрастные, половые, культурные, индивидуальные и психологические различия обучающихся;
- физическая активность в необходимом количестве.
Какие средства обучения позволяют достигнуть указанных выше целей и задач:
- направленные на двигательную активность;
- природные оздоровительные факторы;
- гигиенические.
Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС – нелёгкая задача для учителя. Это не только проведение физкультминуток и гимнастики для глаз. Чтобы формировать у ребёнка культуру сохранения здоровья, нужно постоянно уделять внимание этому вопросу.
Фрагмент урока окружающего мира по теме «Путешествие по планете»
Физминутка (1-3 мин) | Фронтальная | Проводится физминутка Отлично, а теперь немного отдохнём. Встаньте дружно из-за парт Повернитесь вправо, влево, Наконец, присядьте смело! Поработаем ногами, Раз, два, три! Поработаем руками! Раз, два, три! Улыбнёмся: день хороший, И похлопаем в ладоши. | Разминаются, выполняют упражнения. Повторяют движения за учителем. |
Фрагмент урока обучение письму по теме «Согласные буквы Д д»
Физминутка (1-3 мин) | Фронтальная | Проводится физминутка Пальчиковая гимнастика На двери висит замок — Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Тянем кисти в стороны.) Покрутили… (Волнообразные движения.) Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.) И открыли! (Пальцы расцепились) | Разминаются, выполняют упражнения. Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики | Умение саморегуляции |
Фрагмент урока математики по теме «Умножение числа 2 на 2»
Физминутка (1-3 мин) | Фронтальная | Проводится физминутка Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту мы присели. Значит, хватит отдыхать! | Разминаются, выполняют упражнения. Выполняют упражнения под счет | Умение саморегуляции |
Предварительный просмотр:
Технология проектного обучения
Проектная технология представляет собой систему получения знаний, когда ученики вовлечены в процесс планирования и выполнения проектов, т.е. практических заданий, которые постепенно усложняются. Упор делается на самостоятельное выполнение, как индивидуально, так и в группе.
Проект назначается на определенный промежуток времени.
Основная цель проектного обучения
Понятно, что любая теория мертва без практики, поэтому цель проектного обучения — научить решать практические задачи, привязать полученные знания к реальной жизни. Учащиеся приобретают знания из различных источников. В процессе они развивают:
- коммуникативные навыки, способность к работе в группе;
- умение исследовать, т.е. выявлять проблему, ставить задачу, собирать информацию, делать выводы, строить гипотезы и обобщения;
- системное мышление;
- воображение, творческие способности;
- память;
- внимание.
Принципы технологии
- Основа процесса — это учащийся и его способности. Главное — активность самого ребенка, без его волевого участия и желания процесс обучения будет невозможен.
- Учебный процесс направлен на развитие творческих способностей. Учащийся имеет право выбора: от постановки задачи до способов и методов ее решения.
- Комплексный подход обучения способствует развитию личности. Для получения результатов ученик должен задействовать все свои имеющиеся на данный момент знания и навыки, а также взаимодействовать с преподавателями, своими одноклассниками, искать консультантов со стороны, применять фантазию и умение анализировать факты.
- Универсальность, может быть использована в любом учебном процессе. Методика проектов применима к любой науке, ведь все учебные дисциплины так или иначе связаны с реальной жизнью.
Фрагмент урока окружающего мира по теме «Путешествие по материкам»
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесный: рассказ Наглядный презентация Словесный: объяснение Наглядный учебник | Открытие детьми нового знания. - Ребята, для того, чтобы наше путешествие прошло увлекательно и интересно, предлагаю вам стать настоящими исследователями. - Для этого вам нужно разбиться на 3 группы. В результате работы каждая группа должна рассказать об особенностях материка и показать его расположение на карте. - Для того, чтобы узнать, какая группа будет изучать и работать с материком, каждая группа по очереди должна подойти к столу и вытянуть карточку с номером: 1. Материк Евразия. 2. Северная Америка и Южная Америка. 3.Африка и Австралия. - Ребята, чтобы каждой группе удалось составить сообщение, какие правила мы должны соблюдать? Молодцы! Для подготовки сообщения пользуйтесь информацией в учебнике на странице 118-123. - Я вижу, что все команды готовы. Отправляемся в путешествие! Помним о правиле работы с картой. Начиная с первой группы, подходим к карте, показываем материк и рассказываем о нем. Рассказ каждой группы о материке информацией из учебника. Показывают его на карте мира. В Европе уже почти не осталось нетронутой природы. Сады и парки, пастбища и фермы, поля и виноградники, автомагистрали и города, а также многочисленные памятники архитектуры — так выглядит Европа сегодня. Здесь размещается более сорока стран, народы которых говорят на десятках языков. Северная Америка не обделена достопримечательностями — как природными, так и созданными человеком. Это самые большие деревья на Земле — секвойи, фантастический Большой каньон, портреты американских президентов, вырубленные в скалах, Диснейленд, самые высокие в мире дома — небоскрёбы. Хотя Южная Америка по размеру близка к Северной, здесь живёт гораздо меньше людей: в горах и лесах жить неудобно. Зато все жители Южной Америки хорошо понимают друг друга - почти во всех странах этого материка люди говорят по-испански. Зимой на большей части Африки обычно теплее, чем у нас летом, а снег можно увидеть лишь на вершинах самых высоких гор. Австралия — самый маленький материк Земли Только здесь обитают кенгуру, коала и другие сумчатые звери. Кенгуру бывают разные — от маленьких, размером с зайца, до очень крупных, двухметрового роста. Симпатичные маленькие коала, или сумчатые медведи, живут на деревьях. Все сумчатые звери носят своих детёнышей в сумках на животе. Эти и многие другие австралийские животные находятся под охраной. Вы все большие молодцы! Справились с заданием безупречно! | Ответы учащихся
Готовят проект. 1.Слушать мнение каждого. 2. Соблюдать тишину. 3.Работать должен каждый. 4.Уважать друг друга. 1-я группа: Евразия — самый большой материк. Он так велик, что его делят на две части света — Европу и Азию. Именно в Евразии находится наша Родина — Россия. Россия расположена в обеих частях света. 2-я группа: Северная Америка — материк, большую часть которого занимают две страны —Соединённые Штаты Америки (США) и Канада В Южной Америке расположены густые, влажные тропические леса с яркими птицами, обезьянами и другими удивительными животными. Здесь протекает самая полноводная река планеты — Амазонка. А ещё в Южной Америке есть бескрайние травянистые равнины и высокие горы. 3-я группа: Много интересного есть в Африке — и самая длинная в мире река Нил, и египетские пирамиды, и глубочайшие озёра. Но особенно знаменита она своими животными. Здесь обитают антилопы, зебры, носороги, жирафы, слоны, бегемоты, львы, гепарды, крокодилы... Нигде в мире не осталось столько крупных диких животных. | Предметные: умение самостоятельно добывать новые знания. Метапредметные: П:структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения. Личностные: проявление активности в общей работе. |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:
- учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;
- студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;
- между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.
К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.
- Проблема должна быть понятной учащимся. То есть сформулирована так, чтобы большинство представляли себе о чем идет речь.
- Проблема должна быть посильной для большинства. В противном случае преподавателю придется либо потратить много времени на пояснения, либо решать задачу самому.
- Проблема должна быть сформулирована интересно. Развлекательный формат может способствовать успешному решению больше, чем серьезный пример.
Недостатки
Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:
- не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;
- не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;
- подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.
Тем не менее проблемное обучение как образовательная технология зарекомендовало себя в качестве рабочего инструмента на занятиях.
Фрагмент урока литературного чтения «Э. Успенский «Чебурашка»
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный (фронтальная беседа) |
- - Ребята, а сейчас внимательно послушайте песню одного сказочного героя, попробуйте определить, что же это за герой. Только не выкрикивать, а отвечать по поднятой руке (играет песня Чебурашки). - Какой сказочный герой пел вам свою песенку? - Верно. - Сегодня мы с вами познакомимся с этим героем поближе. Как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы познакомимся? - Кто-нибудь из вас знает, кто является автором этого произведения? - Верно, сегодня мы познакомимся с биографией Э. Успенского и его произведением «Чебурашка». - Какие цели поставим на этот урок? Что узнаем? | - Чебурашка. - Произведение «Чебурашка». - Эдуард Успенский. - Цели: познакомиться с биографией и творчеством Э.Н. Успенского; познакомиться с произведением «Чебурашка». | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Презентация |
Фрагмент урока окружающего мира «Путешествие по материкам»
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа Наглядныйпрезентация | Формулирует тему и цель урока вместе с детьми. -Сегодня на уроке мы продолжим с вами путешествовать. Чтобы узнать куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадку. Корабли по морю плыли, К чудо-острову спешили. Ждали там давно гостей, Лучших первооткрывателей. Куда же мы отправимся? Верно! - А какой же будет цель нашего урока? Составляет план урока вместе с детьми. -Сформулируйте задачи урока, продолжив предложения: 1. Узнать особенности каждого… 2. Узнать, на какие части света делится … 3. Научимся находить на карте …. -Молодцы! Все верно! | Отвечают на поставленные учителем вопросы. Материк Мы отправимся в путешествие по материкам Познакомиться со всеми материками мира и жизнью на них. -Узнать особенности каждого материка Узнать, на какие части света делится материк Научимся находить на карте материки. | Метапредметные: П: анализ. К: достижение договоренностей и согласование общего решения. Р:целеполагание. Личностные: осознание ответственности за общее дело. | СЛАЙД 3-7 |