ПК 4.1
методическая разработка
Выбирать учебно-методический комплект; разрабатывать учебно-методические материалы на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематический план по дисциплине "Математика" на 4 четверть, 2022-2023 учебного года | 19.17 КБ |
Анализ УМК "Школа России" | 295.63 КБ |
Анализ УМК "Начальная Школа 21 века" | 14.5 КБ |
Анализ УМК "Переспектива" | 12.85 КБ |
Анализ рабочей программы по Математике | 14.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Усманова Гайсы Муртазовича села Ахуново
муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
ул. Школьная, д. 5, тел. 8(34791)72-2-46, 8(34791)72-2-66 e-mail akhunschool.67@mail.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Математика»
на 4 четверть 2022-2023 учебного года
с.Ахуново, 2023
№ | Дата | Тема и тип урока | Контрольная работа (час) | Виды деятельности уч-ся | Формы контроля |
03.04.23 | Конкретный смысл действия деления(решение задач на деление на равные части), УОНЗ | Моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков и чертежей. Решать текстовые задачи на деление | Практическая работа; | ||
04.04.23 | Систематизация и обобщение изученного материала по теме «Умножение и деление», УОМН | Закреплять умение решать задачи наделение и умножение, вычислительные навыки; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
05.04.23 | Название компонентов и результата деления, УОНЗ | Познакомить с названиями компонентов, результата и выражения при делении; закреплять умение решать задачи на деление; совершенствовать навыки устного счёта; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
06.04.23 | Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Решение задач на равные части»,УОМН | Разъяснить смысл действия деления в ходе решения задач на деление по содержанию и делению на равные части; совершенствовать вычислительные навыки; развивать внимание и логическое мышление. | Устный опрос; Практическая работа; | ||
10.04.23 | Контрольная работа №7. Тема: «Задачи на умножение», УРК | 1 | Проверить умение решать задачи на умножение, заменять умножение сложением, решать уравнения, находить периметр фигур. | Контрольная работа; | |
11.04.23 | Анализ контрольной работы «Задачи на умножение»,УР | Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на умножение; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
12.04.23 | Связь между компонентами и результатом умножения,УОНЗ | Раскрыть связь между компонентами и результатом умножения; совершенствовать вычислительные навыки и навыки устного счёта; развивать внимание и логическое мышление | Устный опрос; Практическая работа; | ||
13.04.23 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения, УОНЗ | Познакомить с приёмом деления, основанным на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; совершенствовать вычислительные навыки, навыки устного счёта, умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление | Практическая работа; | ||
17.04.23 | Приемы умножения и деления на 10,УОНЗ | Познакомить с приёмом умножения и деления на 10; совершенствовать вычислительные навыки, навыки устного счёта, умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
18.04.23 | Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость», УОНЗ | Формировать умение решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; совершенствовать вычислительные навыки, навыки устного счёта, умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление | Практическая работа; | ||
19.04.23 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого, УОНЗ | Формировать умение решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого; совершенствовать вычислительные навыки, навыки устного счёта, умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
20.04.23 | Контрольная работа № 8 Тема: «Задачи на умножение и деление», УРК | 1 | Проверить умение решать задачи на умножение и деление, заменять умножение сложением, решать уравнения, находить периметр фигур. | Контрольная работа; | |
24.04.23 | Анализ контрольной работы. «Задачи на умножение и деление», УРК | Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на деление и умножение; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
25.04.23 | Умножение числа 2 и на 2,УОНЗ | Начать составлять таблицу умножения с числом 2; совершенствовать навыки устного счёта и умение решать задачи изученных видов; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
26.04.23 | Умножение числа 2 и на 2,УР | Обобщить различные способы вычислений; закреплять табличные приёмы умножения числа 2,умение решать задачи на умножение и деление; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
27.04.23 | Приемы умножения числа 2, УОНЗ | Закреплять табличные случаи умножения с числом 2; формировать умение выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи умножения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
2.05.23 | Деление на 2,УОНЗ | Закреплять знание табличных случаев умножения и деления с числом 2; развивать умения решать задачи, сравнивать величины, находить значения буквенных выражений. | Устный опрос; Практическая работа; | ||
3.05.23 | Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Деление на 2», УОМН | Повторить и обобщить материал, изученный на предыдущих уроках; развивать умение применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи. | Практическая работа; | ||
4.05.23 | Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Решение задач», УОМН | Закреплять знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках. | Практическая работа; | ||
5.05.23 | Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Решение задач»,УОМН | Закреплять знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках. | Письменный контроль; | ||
10.05.23 | Умножение числа 3 и на 3, УОНЗ | Начать составлять таблицу умножения с числом 3; совершенствовать навыки устного счёта и умение решать задачи изученных видов; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
11.05.23 | Умножение числа 3 и на 3,УОНЗ | Закреплять знание табличных случаев умножения и деления с числом 3; развивать умения решать задачи, сравнивать величины, находить значения буквенных выражений. | Практическая работа; | ||
12.05.23 | Деление на 3, УОНЗ | Формировать умение выполнять деление на 3, используя соответствующие случаи умножения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
15.05.23 | Деление на 3, УОНЗ | Закреплять табличные случаи умножения с числом 3; формировать умение выполнять деление на 3, используя соответствующие случаи умножения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
16.05.23 | Систематизация и обобщение изученного материала по теме «Деление», УОМН | Закреплять знание табличных случаев умножения и деления с числом 3; развивать умения решать задачи, сравнивать величины, находить значения буквенных выражений. | Практическая работа; | ||
17.05.23 | Систематизация и обобщение изученного материала по разделу: «Табличное умножение и деление», УОМН | Закреплять знание табличных случаев умножения и деления с числом 3; развивать умения решать задачи, сравнивать величины, находить значения буквенных выражений. | Практическая работа; | ||
18.05.23 | Систематизация и обобщение изученного материала по разделу: «Табличное умножение и деление», УОМН | Закреплять знание табличных случаев умножения и деления с числом 3; развивать умения решать задачи, сравнивать величины, находить значения буквенных выражений. | Практическая работа; | ||
22.05.23 | Итоговая контрольная работа № 9,УРК | 1 | Проверить знания, умения и навыки, полученные во 2 классе. | Контрольная работа; | |
23.05.23 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Систематизация и обобщение изученного материала во 2 классе, УР | Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на деление и умножение; развивать внимание и логическое мышление. | Практическая работа; | ||
24.05.23 | Систематизация и обобщение изученного материала во 2 классе, УОМН | Закреплять знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках. | Практическая работа; | ||
25.05.23 | Систематизация и обобщение изученного материала во 2 классе,УОМН | Закреплять знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках. | Практическая работа; |
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УОНЗ – урок открытия нового знания.
УР – урок рефлексии.
УОМН – урок общей методической направленности.
УРК – урок развивающего контроля.
Предварительный просмотр:
Анализ УМК “Школа России”
УМК «Школа России» – это: мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования, постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.
Средствами всех учебных предметов формируются семейные ценности, составляющие культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.
Среди средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представленных в учебниках, значительное место занимают аналитические планы.
Аналитические планы — это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение: способствовать осознанию учащимися смысла выполняемой работы; помочь детям сосредоточиться на главном, вспомнить, воспроизвести знания, необходимые для выполнения задания, выбрать способы деятельности; раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности (познавательными действиями), которые необходимы для достижения положительного результата; поставить учащихся в ситуацию выбора возможных вариантов рассуждения, объяснения, поиска, монологических высказываний относительно выполняемого задания и выявленных связей и закономерностей в наблюдаемых языковых явлениях; формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и самоконтроля; способствовать осознанию не только того, как надо действовать, но и того, почему предпочтительно действовать так, а не иначе.
Особую роль в учебниках выполняют сведения о языке, которые даются детям в основном для размышления, более глубокого понимания, осознания, в отдельных случаях — для запоминания. Приводимые в учебниках сведения из истории языка ставят своей целью приобщение детей к постановке вопроса и поиску ответа относительно того, что и почему изменяется в языке.
Русский язык
Учебник русского языка направлен на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка РФ, языка межнационального общения.
Все учебники по курсу русского языка выполнены в одном размере. Обложки из не совсем плотного картона, поэтому отношение к учебникам должно быть соответствующее. На обложках располагаются тематические изображения, которые подходят под возрастные особенности младших школьников, также хочется отметить, что все эти изображения выполнены в хорошем качестве. Цвета для оформления как самого учебника, так и его содержания, подобраны спокойные, которые гармонируют друг с другом.
На форзаце размещена краткая информация-помощник, в учебнике присутствуют задания повышенной сложности, работа в парах, работа с речью, работа со словарём. Перед началом каждого раздела кратко представлена информация о том, что обучающиеся вспомнят изучая этот раздел, о чём узнают и чему будут учиться (+ эта информация сопровождается тематическими изображениями). Содержание идёт по сложности материала. Сначала устная речь и изучение языка, затем лексическое значение, состав слова и справочные материалы (словари разного вида и памятки). Каждому разделу соответствует определённый цвет. Весь учебник подводит к теме «Состав слова» и материал направлен на изучение. Каждая новая тема начинается с задания, в котором представлена “проблемная” ситуация, то, с помощью чего обучающиеся “откроют” новые знания (подведение к правилу). После “проблемной” ситуации может располагаться сноска “обратите внимание”, где прописана информация, которую обучающимся необходимо вспомнить, либо новое правило по теме (которое выделено в жёлтую рамочку), далее закрепление материала. Составление материала соответствует форме урока по ФГОС.
Во многих заданиях прописывается образец выполнения задания, так обучающиеся будут знать точную форму ответа. Многие задания сопровождаются тематическими иллюстрациями маленького формата. Также, помимо, сноски “обратите внимание” и правил в учебнике располагаются тематические схемы и таблицы. Большим плюсом является то, что в учебнике достаточно дополнительного материала: рубрика “Наши проекты”; “Проверь себя” - данная рубрика прописана в конце каждого раздела; “Страничка для любознательных” с дополнительной информацией и интересными фактами; “Картинная галерея” - рубрика в которой находятся изображения картин по которым обучающиеся пишут сочинения; разделы с несколькими видами словарей (толковый, орфоэпический, иностранных слов, синонимов и антонимов), что является большим плюсом, потому что обучающиеся в процессе работы со словарями учатся работать с информацией; в конце также являются дополнительным материалом все находящиеся там памятки, которые всегда придут на помощь в нужный момент.
Данный курс удобен для самостоятельного обучения (в случае дистанционного обучения или опережающего обучения), так как, темы идут последовательно, правила и остальной вспомогательный материал тоже прописан в учебники, обучающиеся без труда могут найти и воспользоваться им. Но большим минусом является то, что невозможно определить границы темы.
Литературное чтение
В учебно-методическом комплексе «Школа России» делается акцент на таких целях, как:
1)целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
2)приобщение ребенка к литературе как искусству слова;
3)духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Результаты любого обучения, в том числе и обучения литературному чтению, должны на каждом этапе отражать решение определенных промежуточных задач. В 4 классе
1) овладение элементарными литературоведческими представлениями и знаниями;
2)формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное освоение учащимися содержания текста, а также понимание художественного замысла и подтекста);
3)развитие опыта творческой деятельности, то есть умения интерпретировать прочитанный текст.
Задания, которые приводятся в методическом аппарате учебников «Школа России», Литературное чтение по работе следует классифицировать следующим образом:
1)задания на нахождение информации в тексте;
2)задания по построению плана произведения;
3)задания на выделение характеристики речи героев;
4) задания на осмысление содержания;
5) задания на выделение характеристики героев.
Структура и оформление:
Учебник имеет глянцевую обложку в достаточно ярких тонах. На передней обложке учебника обычно располагаются главные герои либо главный герой изучаемого произведения в определенном классе.
На первой странице учебника размещены условные обозначения, которые в дальнейшем помогают ориентироваться в тексте.
Материал в учебнике представлен следующим образом: сначала теоретический материал, в основном это биография изучаемого писателя, затем находится произведение, после произведения находятся вопросы и практические задания к произведению.
Творческая работа представлена различными проектами.. Почти в каждом разделе ученикам предлагаются различные задания в виде проекта, сочинения, загадок.
Также после каждого раздела имеются «разноцветные страницы», в которых располагается различный дополнительный материал, размещенный на ярких, красочных страницах. Имеются различные проверочные работы «Проверим себя», которые присутствуют после каждого изученного раздела.
В учебнике «Литературное чтение» имеется словарик, который помогает учащимся разобраться с новыми выражениями и словами из произведений с указанием страниц.
В самом же произведении новые слова выделены другим цветом и заключены в рамочку.
Произведения в данном учебнике сопровождаются красочными картинками и иллюстрациями это позволяет заинтересовать учащихся в том или ином произведении.
В конце учебника имеется список рекомендуемой для чтения литературы. Также в конце учебника находится содержание, в котором указаны разделы.
- есть разноцветные странички с шуточными разминками,а также загадки;
- в начале каждого раздела учащиеся узнают с чем познакомятся,чему научатся и чему будут учиться;
-непонятные детям словам выделены синим цветом, обозначения которых можно найти в словарях;
-темы,которые совпадают с началом периода оформлены под тематику.
Математика
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал.
Цветовое решение учебника очень спокойное. Именно цвета голубой и светло-зелёный настраивают на работу. В категории «Справочные материалы» определяем таблицу умножения и таблицу на единицы массы, длины, площади и времени. Также есть латинский алфавит для определения названия фигур.
Очень много различных заданий для практического решения материала. Это помогает закрепить материал, повторить пройденное и узнать новые способы решений. Таблицы, схемы, рисунки с заданиями имеются в каждом учебнике. Содержание учебного предмета направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, учебники обеспечивают успешное овладение математикой в начальной школе.
Содержание учебника Математика УМК «Школа России»
Учащиеся с помощью заданий учителя формулируют тему урока, находят способ решения, учатся применять его, арифметическими действиями, овладевают алгоритмами устных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Каждая тема раскрывается в определенной последовательности: постановка проблемы, цели и ее анализ обучающимся совместно с учителем; самостоятельная и с помощью учителя формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий и т.д. уточнение сформулированных обучающимся обобщений (правил, способов действий и определений понятий) по учебнику; введение соответствующей терминологии; выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение знаний и способов деятельности по теме.
Особенности:
- Все темы разбиты на блоки, в начале нового блока детям сообщается о том, что они узнают и чему научатся;
- Отсутствует название темы урока;
- В учебнике включена отдельная рубрика «Странички для любознательных»;
- После прохождения блока «Математика вокруг нас» в учебнике представлены 2 проекта.
- На форзаце представлена краткая справка для учащихся, которая поможет им в обучении.
- Перед изучением нового раздела есть краткая информация, в которой описывается, что будет в нем изучаться.
- Начало урока располагается на одной странице и обозначается треугольником.
- Новый материал обозначается мальчиком с буквой "Н".
- На полях каждой страницы есть интересные материалы, направленные на развитие логического мышления учащихся.
- После изучения раздела есть тема "Что узнали, чему научились", где обобщаются знания по пройденному материалу.
- В конце учебника есть раздел "Проверим себя и оценим свои достижения", в котором представлены тексты для контрольных работ базового уровня и повышенного.
Окружающий мир
Учебник выполнен в большом формате в мягкой обложке. Цветовое оформление обложки выполнено в зеленых, голубых, белых цветах
На первой странице учебника включены условные обозначения:
- что узнаем,чему научимся;
-работаем в паре;
-работаем в группе;
-работаем со взрослыми;
- моделирование
- рабочая тетрадь
- атлас-определитель “От земли до неба”
- сделаем вывод
Изображения в учебнике выполнены в виде фотографий и иллюстраций. Изображения яркие и выполнены в небольшом формате. Все изображения уместны и соответствуют темам.
При изучении нового раздела, дети сначала знакомятся с целями, которые они достигнут при изучении данного раздела.В начале каждой каждой темы прописаны цели, которые ребёнок должен достигнуть в течении урока. Любой урок имеет свой план. Сначала ставим цели, вспоминаем то, что знаем, изучаем новую тему и закрепляем его вопросами и упражнениями. После окончания изучения темы, можно познакомиться с тем, что предстоит узнать на следующих уроках. В учебник включены парные, групповые работы, а также работа со взрослыми. Включены задания,которые необходимо выполнить в электронном приложении к учебнику.
Организация усвоения знаний представлена в виде вопросов, на которые ученик легко сможет дать ответ, заданий и домашних работ, помещенных после каждого параграфа, ведь благодаря им младший школьник укрепляет знания, полученные на уроке. Включены персонажи Серёжа и Надя, но они редко встречаются в учебнике
Благодаря простоте и ясности написания, детям намного проще воспринимать информацию, описанную в каждом параграфе. После каждого раздела имеются тесты, помогающие пройти итоги по пройденной, обширной теме в целом, чтобы понять насколько хорошо ребенком были усвоены данные темы + ключи к тестам в конце учебника. В конце каждого параграфа имеется небольшой вывод, который выделяет основную суть текста и мысль, которую необходимо донести до детей.
В основном важные понятия и определения выделяются цветными рамками, главные положения – жирным курсивом. Таблицы и схемы практически не встречаются на страницах учебника. Включены в учебник включены постоянные рубрики: “Давайте научимся”, что подразумевает практическую работу с подробной инструкцией; “Проверь себя” - данная рубрика прописана в конце каждого раздела; “Страничка для любознательных” с дополнительной информацией и интересными фактами, а также “Наши проекты”. В учебнике есть ситуации, в которых ребенок должен сам придумать, как решить проблему. Это означает, что данные учебники учат детей принимать решения и трезво мыслить в окружающем их мире.
Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, мероприятия по охране природы, которые обеспечивают взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, упражнения, вопросы, закрепляющие знания и применяющиеся в дальнейшем обучении.
\
ВЫВОД: Все учебники выполнены в одном стиле, но в разных цветовых гаммах. Размеры учебников тоже отличаются. При организации работы комплекта «Школа России» предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенок понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.
Комплект “Школа России” предусматривает большое разнообразие дополнительных материалов к учебникам как для обучающихся, так и для учителей. В пособии представлена примерная рабочая программа, прописано количество часов, выделяемое на раздел и отдельные темы. Также в помощь учителю есть уже спланированные уроки по темам.
Предварительный просмотр:
Анализ УМК “Начальная школа 21 века”
Учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа XXI века» разработан коллективом авторов Центра начального образования Института содержания и методов обучения РАО под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Натальи Федоровны Виноградовой. Авторский коллектив УМК удостоен премии Президента РФ в области образования.
В УМК “Начальная школа 21 века” реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Русский язык
Обложка учебника русского языка очень плотная, это можно считать большим плюсом, так учебник будет долго служить обучающимся и учителю, но минус в том, что плотная обложка - это лишний вес в рюкзаке школьника. Цветовое решение обложки спокойное, нет ярких цветов и много картинок. Все изображения, представленные на обложке гармонируют с цветами и являются тематическими. Открыв учебник можно заметить список условных обозначений, где прописаны следующие пункты: «Давай подумаем» - расположен материал для наблюдения; «Тайны языка» - представлена формулировка языкового закона или орфографического правила; «Обрати внимание» - в данной рубрике прописано то, что ВАЖНО знать! Выделено в жёлтую рамку; «Трудное задание» - задания повышенной трудности; «Подсказка» - прописаны подсказки с отсылкой на правило, которое необходимо вспомнить при выполнении определенного задания, выделены в серую рамку; «Вспомни материал» - вспомни материал, изучавшийся в первом, во втором, в третьем или четвертом классе. Чаще всего рубрика «Вспомни материал» встречается в начале новой темы - как проблемная ситуация. «Интересный материал из истории языка» - прописан этот материал в серой рамке. К данному материалу относятся слова которые мы употребляем каждый день. В чём же суть этой рубрики? В том, что эта рубрика описывает происхождение слов. «Пиши правильно» - прописаны слова, в которых выделены ударения и орфограммы;«Говори правильно» - прописаны слова с ударением и транскрипцией, так обучающиеся быстрее запомнят слова, правильное произношение которых трудно запомнить (например слово скУчный - [скушный] и его формы - скушнее, скушнейший); «Работа в парах». В каждой теме встречается рубрика «Давай подумаем». Иллюстраций в учебнике очень мало, но они есть (3 класс, 2 часть содержит в себе всего 15 картинок), они достаточно яркие.
За основу подачи материала взят линейный принцип обучения. Линейный принцип характеризуется тем, что каждый раздел учебного курса изучается с достаточными для достижения запланированного результата глубиной и полнотой, которые не требуют возвращения к изученному материалу на следующих этапах обучения. Учебник включает тематические блоки: “Как устроен наш язык”, где даются основы лингвистических знаний; “Правописание”, где формируются навыки грамотного письма; “Развитие речи”, в котором впервые проводится систематическая работа над текстом, его структурой, а также типами текстов. Каждая тема прописана как «Урок №…» и черным жирным шрифтом прописана сама тема урока. Новая тема начинается с задания, в которое включена проблемная ситуация (вопросы для рассуждения). Минусом хочу отметить то, что во многих программах после каждого раздела или темы включена рубрика “Проверь себя” или что-то наподобие, в данном УМК такой рубрики, именно в курске русского языка, не было выявлено.
Математика
Основная цель курса математики – математическое развитие, формирование познавательного интереса к изучению математики и основ логики.
В учебниках и рабочих тетрадях содержится много оригинальных познавательных, творческих и практических задач. Включены сведения из истории математики, что повышает математическую культуру и эрудицию школьников.
Построен учебник по тематическому принципу. Это значит, что материал учебника распределен не по урокам, а по темам. Тематический принцип позволяет учителю отказаться от обязательного выполнения на уроке определенного количества упражнений, представляет возможность творчески подойти к отбору необходимого материала с учетом особенностей учащихся.
В каждой теме материал разбит на 2 блока:
1. Узнаем новое
2. Вспоминаем пройденное.
«Новый материал» содержит теоретические сведения и упражнение на первичное закрепление. Новый материал излагается либо в форме связного текста, либо проблемно, либо в виде рисунков с соответствующей математической терминологией и символикой. Упражнения рубрики «Вспомни пройденное» не являются простым повторением ранее изученного. Цель заданий – расширение первичных знаний и умений, полученных после ознакомления с новой темой. Для повышения интереса учащихся к предмету и расширения их кругозора в учебник включен материал из истории математики, рубрика «Путешествие в прошлое».
Условные обозначения:
- Обсудим вместе
- Используй фишки
- Вычисли с помощью шкалы линейки
- Обрати внимание
- Выполни трудное задание
- Расширяем свои знания
Шрифт читабельный, удобен для чтения младших школьников. Иллюстрации в учебнике не чёткие, но яркие, в достаточном количестве.
Темы уроков даны чётко и корректно, удобно как для учителя, так и для учащихся. Нумерация заданий начинается во время рубрики “Узнаем новое”, и заканчивается только в конце рубрики “Вспоминает пройденное”, после новая тема, нумерация начинается заново. Тем самым, это помогает учителю знать, когда начинается конкретная тема и когда она заканчивается.
В учебнике можем наблюдать задания повышенного уровня сложности, обозначаются такие задания звёздочкой.
Правила обозначаются чёрным или цветным жирным шрифтом, рядом с условным обозначением “Проверь себя”.
Окружающий мир
Учебник выполнен в твердом переплёте, в небольшом формате.
В форзаце включены изображения. На первой странице мы видим рубрику "Как работать с учебником", в котором в кратком виде описаны рубрики и инструкции по работе с учебником и пожелания авторов.
В учебник включены условные обозначения. Каждый раздел начинается со шмуцтитула, в котором перечислены темы, с которыми познакомятся обучающиеся и вопросы на которые необходимо будет ответить.
В учебнике включен словарик, слова из которого выделены курсивом в самом учебнике. Также есть правила пользования словариком.
В рубрике “Этот удивительный мир” включены дополнительные интересные факты, соответствующие теме.
Оранжевым цветом и знаком “!” выделена главная мысль темы.
Изображения выполнены в виде ярких иллюстраций, карикатурных картинок, исторических фотографий и картин.
Отличительной особенностью курса «Окружающий мир» является интегрированный характер, что позволяет развивать общую культуру, творческие способности. Важным элементом учебника является рубрика «Выскажи предположение». Она позволяет проверить, какие представления по теме есть у каждого ученика, учит рассуждать, высказывать собственные гипотезы, анализировать их, подбирать систему доказательств. Разнообразные логические задачи позволяют сделать учебную деятельность поисковой. В учебнике имеется материал для дополнительного чтения, расширяющего кругозор школьника. Урок окружающего мира начинается с постановки и решения проблемы. Проблемный вопрос, рисунок или схема даны в начале каждой темы. На уроках окружающего мира дети учатся высказывать свое мнение.
Учебник соответствует возрастным требованиям обучающихся (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности). Внимание к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Дети ставятся в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Преобладает творческая и поисковая, коммуникативная деятельность. Каждая тема начинается с предположений обучающихся, а затем работа и информацией.
Литература
Учебник имеет твёрдую, красочную обложку. В самом начале учебника присутствуют условные обозначения
"Обратите внимание .Это важно знать"
Ответы на вопросы. Выполни задания.
Задания по желанию или выбору.
"Послушай" произведение читает учитель
Словарь:объяснение непонятных слов.
Книжная полка.
Выполни творческую работу.
Произведения для дополнительного чтения.
Учебник разделен на разделы, которые имеют свои темы.
Разделы не имеют никакой цветовой гаммы. Новый раздел выделен чёрным, жирным шрифтом с солнцем в углу. Раздел может начинаться с небольшой информации о чем-то конкретном, определении или биографии автора.
После информации представлены произведения для прочтения на уроке. После произведений есть словарь, который объясняет значение незнакомых слов или выражений. Далее проводится работа с текстом произведения - это разноуровневые задания, от лёгких до сложных. Начинается с заданий репродуктивного и аналитического характера( вопросы по тексту), затем нужно высказать своё мнение, доказать, сравнить, вспомнить, подготовить рассказ, порассуждать, прочитать выразительно. Также есть задания, которые направлены на поиск информации в дополнительных источниках ( найдите в библиотеке, прочитайте книги). Задания творческого характера ( расскажите сказку от лица кого-то, подготовьте рассказ о ком-то).
Некоторые произведения имеют сложные слова и названия для прочтения с первого раза, в том числе названия на иностранном языке.
Обучающиеся много работают со средствами выразительности( найдите эпитеты, олицетворения, метафоры ).
В учебнике представлены не только русские писатели, но и зарубежные. Произведения по объёму небольшие, в основном даны неполно. Полностью обучающимся надо прочитать самостоятельно.
В начале учебника представлены условные обозначения.
В учебнике отсутствует парная и групповая работы.
Присутствует рубрика “Книжная полка», которая содержит книги и произведения для самостоятельного прочтения.
В учебнике мало наглядного материала, есть картинки к некоторым произведениям,иллюстрации не чёткие, но довольно яркие ,в заданиях присутствуют схемы.
Методический аппарат представлен следующим образом: в начале даётся произведение для прочтения, затем лексическая работа и практическая часть (вопросы по тексту).
Хрестоматия:
Учебник имеет твёрдую обложку. Текст крупный,читабельный.
Темы произведений выделены жирным шрифтом и подчеркнуты горизонтальной линией.
После каждого произведения есть словарь и проверь себя.
Каждое произведение имеет достаточно большой объем.
В конце учебника расположено содержание.
Иллюстрации отсутствуют.
Вывод
Таким образом, проанализировав УМК “Начальная школа XXI века”, можно сделать вывод, что программа оснащена учебниками, которые оформлены методически грамотно. В учебники включены различные сведения: «из истории математики», «из истории языка», «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир». Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений, это является большим плюсом.
В УМК включены системы игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. В содержании отражены подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.). Усилено внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.
УМК «Школа 21 века» реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик.
Система «Начальная школа XXI века» включает в себя полный набор пособий, обеспечивающих достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности. Неотъемлемой частью системы «Начальная школа XXI века» являются издания, обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику.
Предварительный просмотр:
Анализ УМК “Перспектива”
«Перспектива» - это учебно-методический комплекс для начальных классов, который представляет собой целостную информационно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям ФГОС.
Информационно-образовательная среда системы «Перспектива» представлена учебниками с приложением на электронном носителе, рабочими и творческими тетрадями, рабочими программами, поурочными разработками и вспомогательными ресурсами: дидактическими тетрадями «Читалочка», «Волшебная сила слов».
Основополагающие принципы УМК «Перспектива»: гуманистический; принцип историзма; коммуникативный; принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, то есть развитие и воспитание ребенка.
РУССКИЙ ЯЗЫК
В начале, как и во всех учебниках, прописаны условные обозначения, далее прописано письмо от профессора Самоварова, что является большим плюсом (в нём прописано значение русского языка в жизни, также данное письмо можно отметить, как самоопределение к деятельности - “Желаем успехов и т.д.”). В учебниках русского языка есть герои: профессор Самоваров, Аня и Ваня, которые “сопровождают” обучающихся на протяжении. всего путешествия в мире родного языка. Каждый раздел выделяется в рамку, прописан он большими буквами. Сами темы пишутся жирным зеленым цветом. После каждой темы идёт рубрика “Проверь себя”. В данном УМК очень удобно разделены темы внутри. Об этом сообщает условный знак в виде колокольчика. Это является большим плюсом, так как это будет удобно не только для учителя, но и для детей, находящихся на дистанционном обучении. Правила называются “Узелки на память”, выделены жёлтым цветом. В учебнике часто встречаются жёлтые рамки, в которых представлены пословицы или высказывания известных людей, например, писателя Л. Н. Толстого. Также присутствуют отдельные рамки, которые называются “Твой словарик” - прописаны словарные слова; “Из толкового словаря” - прописаны слова из толкового словаря, которые соответствуют теме. Наличие в темах "Творческая переменка" - работа с текстом (Попробуйте вставить в стихотворение слова из правого столбика так, чтобы получилось складно) и "Словесное творчество» - представлена работа со стихотворениями (Прислушайтесь, как звучат слова в стихотворении С. Маршака. Какие сочетания звуков передают стук дождевых капель и грохот грома? Спишите стихи, подчеркните слова со звуковыми повторами). В конце учебника есть словари (орфографический, орфоэпический, словарик синонимов и антонимов) . Задания имеют аналитический и репродуктивный характер. Задания в УМК Перспектива направлены: на развитие речи, на правила этикета в диалоге, на повторение и углубление знаний в разделе морфемики, изучение словосочетаний,синтаксический разбор, изучение частей речи.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
В начале учебника прописаны условные обозначения, сигнальные значки, которые определяют деятельность определенных заданий - в данном УМК прописаны следующие виды работ: работаем самостоятельно, работаем в паре, группе, читаем (работаем) вместе со взрослыми, ищем информацию, работаем в “Творческой тетради”, работаем со “Словарём” в конце учебника. Все эти виды работ говорят о частой смене деятельности, что можно считать большим плюсом. Далее идёт приветственное письмо от авторов учебника. В учебнике множество ярких тематических иллюстраций, которые встречаются на каждой странице. Рядом с произведениями, чья тематика связана с родиной, вместо иллюстраций находятся изображения известных картин (И. Репин “На меже”, И. Левитан “Вечерний звон”, В. Поленов “Золотая осень”), это является большим плюсом, потому что так дети приобщаются к искусству. Каждый раздел выделен большими цветными буквами, темы выделены зелёным цветом и заключены в оранжевую рамку. В начале каждой темы включен диалог-рассуждение по теме главных героев УМК - Аня, Ваня и профессор Самоваров, в этом диалоге-рассуждении раскрывается суть данного раздела. Почти после каждого произведения идёт рубрика “Вопросы и задания”. Очень часто в учебнике встречаются рамки с пословицами, которые связаны с темой. Также есть рубрика "Шутки-минутки" в ней прописаны интересные тематические задания. Все вопросы и задания разделяются на 3 части: первая часть - самостоятельная работа, вторая часть- "Обсуди с другом" (парная работа), третья часть- "Обсудите с друзьями" (групповая работа). Задания имеют репродуктивный, коммуникативный, межпредметный, творческий и поисковый характер. Раздел “Мы идём в библиотеку”. Все тексты и произведения делятся на "Самостоятельное чтение" и “Семейное чтение” и имеют задания после текстов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами.
МАТЕМАТИКА
«Обучение не только математике, но и математикой» - ведущая идея линии УМК по математике. Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение. Преобладает яркое оформление в зеленом цвете, но внутри преобладает оранжевый цвет. Отсутствуют оформление форзацов. Присутствует множество таблиц, схем, графиков. Мало картинок и они очень маленькие. Текст читабельный. Шмуцтитул и герои в учебнике отсутствуют. В каждом уроке есть задания повышенной сложности.
Наличие следующих условных обозначений:
-начало урока
-объяснение нового материала
-сравни
-задание повышенной сложности
-работа в парах.
Название раздела выделены оранжевым цветом,жирных шрифтом. Начало урока обозначается условным знаком "колокольчик", а конец урока - синей чертой. Тема рассчитаны на уроки, по 2-3 страницы жирным черным шрифтом. Присутствует рубрика: "Практическая работа", после каждого раздела. Есть материал для повторения в котором дети могут проверить себя. В каждом уроке присутствуют задания на повышение сложности. Уроки после новой темы направлены на повторение. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие образного и логического мышления, пространственного восприятия, воображения, интуиции. Учебники содержат задания разного уровня сложности, что позволяет учителю дифференцировать учебный процесс.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Обложка учебника окружающего мира выполнен в ярких цветах. Размер книги - большой. Переплет- мягкий. В учебнике имеются различные виды текстов: печатный, курсив, жирный, прописной.
На первой странице учебника включены условные обозначения:
- работаем самостоятельно;
- работаем в паре или в группе;
- узнаем подробнее;
- сравниваем;
- задания повышенной сложности;
- “Странички Умного Совёнка”;
- рабочая тетрадь;
- атлас-определитель
Изображения в учебнике выполнены в виде фотографий, иллюстраций и географических карт. Изображения яркие и выполнены в небольшом формате. Все изображения уместны и соответствуют темам. В небольшом количеств присутствуют таблиццы. Присутствуют главные герои, но никакого значения не имеют.
В учебнике включен шмуцтитул. При изучении нового раздела, дети сначала знакомятся с целями, которые они достигнут при изучении данного раздела.В начале каждой каждой темы прописаны цели, которые ребёнок должен достигнуть в течении урока.В конце раздела есть постоянная рубрика “За страницами учебника”, которая включает в себя задания. Каждый раздел выделен определенным цветом.
В начале урока, дети вспоминают предыдущую тему урока с помощью вопросов в начале темы.
Большинство сведений, подлежащих изучению, вводится индуктивным путем, через наблюдение, сопоставление фотографий, выполнение заданий, а сами сведения даются в конце урока как вывод, результат размышления учащихся. Эти сведения изложены просто, ясно, четко, доступно пониманию учеников. Задания, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют развитию их мышления и речи. Есть задания, требующие работы с дополнительной литературой, которые имеют межпредметный характер.
Включены в учебник включены постоянные рубрики: “Вспомним”, где включены вопросы по предыдущей теме, “Узнаем подробнее”, где включена дополнительная детальная информация по теме, “Сделаем вывод” - обобщение по теме.
Проектную деятельность учебник не включает и экскурсии в том числе.
Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, вопросы, закрепляющие знания и применяющиеся в дальнейшем обучении.
ВЫВОД: В учебниках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира присутствуют условные обозначения, стиль которых яркий, четкий и интересный. Условные обозначения понятны и легки для зрительного запоминания, также они соответствуют своему содержанию. Практически напротив каждого задания присутствует определенный значок. К учебникам прилагается следующее методическое обеспечения: рабочая тетрадь, методические пособия, рабочие программы и многое другое. Цветовое решение учебников достаточно яркое и разнообразное, картинки логически подходят к заданиям, также соответствуют возрасту. Изображения нарисованы красиво и качественно. Шрифт и стиль текста комфортны для зрительного восприятия. В УМК присутствуют герои Ваня и Аня, они сопровождают обучающихся по темам.
Таким образом, важным условием успешности реализации программы «Перспектива» является индивидуальный подход к каждому ученику. Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика. Задания имеют поисковый, коммуникативный характер. УМК «Перспектива» разработана грамотно и систематично, полностью соответствует стандартам ФГОС, а также учитывает возрастные особенности детей. Различные задания в учебниках, помогают учащимся освоить не только данную программу, но и научится чему-то новому
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
МАТЕМАТИКА 2 КЛАСС
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | да |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | да |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | да |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | да |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | Да |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | да |
содержание учебного предмета | да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | Нет |
место и роль учебного предмета в обучении | нет |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | нет |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | Да |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | нет |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета | Да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета | Да |
предметные результаты освоения учебного предмета | да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | Да |
необходимое количество часов для изучения раздела | Нет |
содержание учебного раздела | да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | да |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | да |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | Да |
технические средства обучения | Да |
цифровые образовательные ресурсы | да |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | нет |
Выводы: Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС и содержит основные структурные элементы. Но в структурном элементе «описание места учебного предмета, курса в учебном плане» отсутствует предметная область, в которую входит данный учебный предмет, место и роль учебного предмета в обучении, сроки реализации Рабочей программы учебного предмета. Также отсутствует обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей. В содержании учебного предмета не прописано необходимое количество часов для изучения раздела. Это важные пункты, которые недопустимо упускать. Программа в целом выполнена верно, но в системе оценки достижения планируемых результатов характеристика всех видов контроля вовсе отсутствует, что необходимо доработать.