ПК 4.4
методическая разработка

Пьянкова Ольга Валентиновна

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В.Ф. ШАТАЛОВА

                                                       Выполнили: Пьянкова О., Рубцова А.


2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. История развития педагогической технологии В.Ф. Шаталова

2. Сущность педагогической системы В.Ф. Шаталова

3. Роль опорных конспектов в освоении учебного предмета

Заключение

Список использованных источников

Введение

Исходя из опыта и истории, результатом внедрения в практику

школьного образования технологического подхода стало ускорение развития

технологий обучения, по сравнению с  технологиями воспитания. Это обусловлено тем, что технология обучения является более объективной. В то время как воспитательная технология существенным образом зависит от субъективных факторов. Многие утверждают, что в какой-то мере такой подход является насильственным методом, поскольку существует множество факторов, природа, происхождение и механизм развития, которых не зависят от волевых качеств, усидчивости и отношения учащихся.

Впервые технологический подход был применен на практике в 70-х годах

прошлого столетия. Он был адаптирован под систему общего школьного образования украинским педагогом Виктором Федоровичем Шаталовым. Его

по праву можно считать основоположником технологического подхода к обучению в рамках стран СНГ. Он разработал технологию, которая позволяет

каждому учащемуся освоить школьную программу в полном объеме, вне зависимости от уровня его подготовленности и исходных данных по предмету.

Он утверждает, что школьная программа под силу каждому обучающемуся – и слабому, и среднему, и сильному в равной степени. Методика Шаталова нашла широкое применение в педагогической    практике, поскольку способствует активному усвоению школьного материала, и как следствие – формированию у школьников таких личностных качеств, как организованность, самоуважение, добросовестное отношение к своим обязанностям, к окружающему миру. У учащегося неизбежно формируется уважительное отношение к учителю, между учеником и учителем складываются доверительные отношения. Методика Шаталова основана на применении конспекта, который включает значки, формулы, любые другие условные знаки, способные вызывать в сознании ребенка ряд ассоциативных связей. Это способствует образному отражению каких-либо знаний, фактов. В результате, информация откладывается надолго в памяти. С точки зрения технологического подхода определенный интерес представляет тот факт, что в сознании ребенка формируется определенная логическая цепочка, которая используется в процессе организации обучения и воспитания.

Начальным звеном этой цепочки является проблемное изложение

материала. В ходе объяснения, учитель фиксирует на доске основные моменты,

подходящие по смыслу условные обозначения, символы, выступающие в роли опорных конспектов. Поскольку изучаемые разделы всегда достаточно большие по размеру, объяснение неоднократно повторяется в ходе обучения.

В конечном итоге, к концу занятия уже на доске полностью появляется

опорный конспект, в котором схематически отображена основная информация по исследуемой теме. Это дает возможность учащимся выучить дома конспект,

а затем многократно воспроизводить в течение определенного промежутка времени. Конспект в сжатой форме содержит основную суть изучаемой темы. В

результате ученик осваивает ее основные моменты, что дает возможность применения полученной информации на практике.

История развития педагогической технологии В.Ф. Шаталова

В.Ф. Шаталов — народный учитель СССР, учитель-новатор,

разработавший в 70-х гг. XX в. стройную педагогическую систему обучения, называемую среди педагогов школ и вузов «методом Шаталова». Педагогическая система Шаталова долгие годы пробивала себе путь, резко критиковалась рядом представителей АПН СССР, но широко изучалась и поддерживалась учителями-практиками школ, техникумов и вузов. Оригинальная система интенсивного обучения В.Ф. Шаталова, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы, включает следующие наиболее важные положения.

1. Объяснять материал предельно понятно, даже упрощенно, для чего

следует:

  • снимать лишние нагрузки на внимание ребят, повторяя одно и то же

три-четыре раза разными словами;

  • давать за один урок не одну теорему, а обучать крупным блоком, в

котором темы взаимосвязаны.

Изучение нового теоретического материала крупным блоком, охватывающим материал нескольких параграфов — один из важнейших принципов обучения в системе Шаталова.

2. Не разрешать, чтобы учащиеся одновременно слушали и записывали. Он разрывает эти два процесса, т.е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как аудирование развито не у всех одинаково.

3. Осуществлять опережающее рассмотрение теории, закреплять ее в блок-схемах или опорных конспектах, в которых сжато, отражается логическая последовательность материала. Изображать красочно, ярко, необычно, использовать закономерность зрительного анализатора. Повышается эффективность работы памяти, когда учащийся сам составляет логический план

или опорный конспект. Все это облегчает запоминание. Опорные конспекты дают возможность самоконтроля, взаимоконтроля и контроля со стороны родителей.

Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов как из кирпичиков. Он помогает учащемуся воспринимать какую-либо тему целостно благодаря тому, что связи между отдельными элементами после расшифровки учителя становятся понятными.

4. Вести контроль знаний учащихся по этим блок-схемам. Учащийся должен по памяти нарисовать этот опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала. Использовать закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня. Поэтому сначала надо контролировать ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее и можно проводить отсроченный контроль.

5. Создавать в классе такую атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно. Это является главной предпосылкой для творческой и деятельностной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащихся.

6. Учет и оценивание знаний в технологии обучения играют не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль.

В.Ф. Шаталов считает, что оценка — очень тонкий инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности. Проверяя письменные работы по воспроизведению опорных сигналов, учитель не исправляет ошибок. Он фиксирует их в своем сознании и кладет тетрадь в одну из стопок — «5», «4» или «3». Затем оценки будут объявлены, а свои ошибки каждый увидит сам (это предусмотрено), открыв альбом с опорными сигналами. Таким образом, оценка учителя дополняется самооценкой.

7. Дать каждому учащемуся возможность улучшить свой балл. Этот принцип называется «открытые перспективы». Причем не тогда, когда того вызовет преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свою отметку.

8. Гуманное отношение к учащимся и родителям. Например, учащиеся на уроке получают от двух минут до двух секунд, чтобы провести взаимоконтроль правильности записи домашнего задания в дневнике. Такой простой профилактический прием бережет нервы учащихся и их родителей. И подобных приемов у В.Ф. Шаталова много, особенно это касается его умения «беречь двойку», т.е. проводить профилактику, чтобы ее не было . Большой интерес представляет экспериментальное обучение В.Ф. Шаталовым в 1984/85 учебном году детей IV класса школы No 5 Донецка. За год они освоили курс математики IV и V классов. Контрольные работы в экспериментальном и контрольном классах этой школы в конце года дали следующие результаты: сумма баллов за правильное решение примеров всеми учащимися экспериментального IV класса – 494, а контрольного V класса – 299. За решение задач IV экспериментальный класс получил 157 баллов. Гораздо ниже показатели контрольных классов: V – 7 баллов, VI – 32, VIII – 55. В течение 3 лет обучения (с VIII по X класс) в руководимом В.Ф. Шаталовым классе 70% учащихся решили от 8 до 10 тыс. задач разных типов. Около 80% школьников достигли уровня лучших учащихся обычных классов. В последних лишь 30% школьников решили более 8 тыс. задач. Поэтому можно считать, что программа школы по его системе вполне может быть усвоена за 9 лет.

Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что

образовательная модель В.Ф. Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно-воспитательного процесса и является, таким образом,

эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию. Если взамен ранее освоенных, но недостаточно эффективных приемов организации обучения, проведения практических занятий, применения учебных средств будут использованы последовательно освоенные принципы, приемы, упражнения и средства обучения из организационно-методической системы В.Ф. Шаталова, то значительно улучшится успеваемость, повысится положительная мотивация обучения, более прочной и долговечной станет база основных умений, навыков и знаний для успешного изучения предмета в последующие годы, причем все это произойдет без ухудшения здоровья детей и других существенных отрицательных эффектов.

Итак, методическая система донецкого педагога В. Ф. Шаталова

позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач –

приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному

труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности,

укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в

своих силах и способностях. Необходимо также отметить, что трудоемкость новаторского опыта Шаталова заключается в относительно значительных затратах времени, денег и усилий на создание и оформление опорных сигналов, а его внедрение представляет некоторую сложность, так как требует издание опорных сигналов для учителей, а в педвузах начать соответствующую подготовку таких педагогов.

Сущность педагогической технологии В.Ф. Шаталова

Человеческий фактор обусловливает и определяет дидактическую концепцию В.Ф. Шаталова. Вся его система обучения построена на принципе уважения личности школьника, гуманного отношения к нему. Он к каждому ученику подходит с оптимистической гипотезой, верит в его учебные способности, возможность усвоения любым школьником учебного материала на уровне «четверки» и «пятерки». Создавая доброжелательную обстановку на занятиях, Виктор Федорович вызывает у учащихся чувство уверенности в свои силы и успеха в учебной работе. «Учиться победно!»— вот девиз педагога-новатора. Успех в обучении он считает важным дидактическим принципом.

В опыте В.Ф. Шаталова по учебной работе можно выделить ряд особенностей.

Каждой теме учебного предмета В.Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, т.е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм):

1) развернутое объяснение учителя;

2) сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам;

3) изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных

листов и плакатов);

4) работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;

5) письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;

6) ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.

По В.Ф. Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем

уже практический. Он пришел опытным путем к той же мысли, что и В.В. Давыдов экспериментально — в теории развивающего обучения. По В.Ф. Шаталову учебный материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что так обучающиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения.

В.Ф. Шаталов использует многие приемы коллективной познавательной

деятельности: взаимную консультацию обучающихся, взаимопроверку знаний,

обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими. На занятиях используются также приемы игры. В учении школьников нет принуждения, нет

и страха из-за «двойки» иметь неприятности с родителями или учителями. Отметку при желании всегда можно исправить и повысить, пересдается вся

тема. Ученик учится без «троек».

В.Ф. Шаталов на основе своей практики предложил несколько других, в

отличие от традиционных, принципов обучения:

а) принцип успеха и оптимизма;

б) принцип бесконфликтности;

в) принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе).

Роль опорных конспектов в освоении учебного предмета

Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов как из кирпичиков. Он помогает учащемуся воспринимать какую-либо тему целостно благодаря тому, что связи между отдельными элементами после расшифровки учителя становятся понятными.

Опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому

что конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить материал, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать полученные знания. Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала, привлечь к контролю знаний родителей. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – приводит

к успешному усвоению учащимися изучаемого материала. У большинства людей зрительное восприятие является главным. Нервы, ведущие от глаза к мозгу в 20 раз толще, чем те, что идут от уха к мозгу. А вот контуры знаков и слов не воспринимаются зрительно, потому что не характеризуют изображение.

Основные принципы составления опорного конспекта:

  • лаконичность (300–400 печатных знаков).
  • структурность (4–5 связок, логических блоков).
  • смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого,
  • оригинальное расположение символов).
  • унификация печатных знаков.
  • автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть
  • самостоятельным).
  • ассоциативность.
  • доступность воспроизведению.
  • цветовая наглядность и образность.

Использование опорных сигналов и опорных конспектов основано на  наглядности в обучении. Наглядностью в обучении математике называется совокупность материальных, материализованных, идеальных действий, совершаемых как обучающим, так и обучаемым в ходе реализации дидактической цели наглядного обучения

Заключение

Оценивая в целом опыт В.Ф. Шаталова как оригинальный и положительный, психолог академик А.А. Бодалев считает, что в его системе упор сделан на создание и развитие у ученика репродуктивных способностей и, к сожалению, меньше — на развитие творческой самобытности учащихся. С этой оценкой А.А. Бодалева, по-видимому, можно согласиться лишь отчасти, так как далеко опережающее обучение, как это практикует В.Ф. Шаталов, было бы невозможно без развития творческих способностей учащихся.

«Те, кому посчастливилось наблюдать работу учителя В. Шаталова, с

восторгом рассказывали, что их поражала насыщенность урока и та легкость, с

какой дети с ней справились. Нет проверки домашнего задания, нет вызовов по

журналу, когда учитель долго смотрит, кого он давно не вызывал. Кто быстрее

решил, тот и ответил. Дисциплина блестящая – все работают, кому же шуметь. И в то же время нет ощущения напряженности, “выжимания” знаний. Дети раскрепощены, не робеют не только перед учителем, но и перед любыми

поставленными задачами», - отмечал этот факт В. Кольченко.

В. Кольченко отмечал, что «методическая система донецкого педагога

В.Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических

задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество

личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях».

Ученый М. Скаткин писал, что «Шаталов чувствует психологию

несильного ученика, который постоянно боится, что ничего не поймет, и оттого

действительно не понимает. Каждым своим шагом Шаталов снимает страх перед трудным материалом. Вся его методика – это методика преодоления страха».

Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что

образовательная модель В.Ф. Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно-воспитательного процесса и является, таким образом, эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Список используемых источников

Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. — М.:

«Педагогика», 1989. — С. 334. — ISBN 5-7155-0089-3.

Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. — Донецк: «Сталкер»,

1998. — 396 с. — ISBN 966-7104-71-0.
https://www.b17.ru/blog/53660/



Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Муниципальное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр № 3 имени  В.К. Белоусова»  был официально зарегистрирован 10.07.2017 .  Создано путем слияния двух образовательных учреждений Тракторозаводского района города Челябинска: МБОУ "СОШ № 52 г. Челябинска" и МБОУ "СОШ № 38 г. Челябинска".Юридический адрес находится по адресу: г. Челябинск, ул. Савина, 3 (центр)  454007, Челябинск, ул.Салютная,16(филиал).Директором является Гаврилова Светлана Владимировна. Несмотря на то, что школе всего лишь 6 лет, она успела зарекомендовать себя, как одна из лучших школ в городе.

Организация управленческой деятельности в Образовательном центре № 3  осуществляется на основе демократизации процессов управления, сочетания управления и самоуправления, исходя из задач, поставленных перед администрацией и коллективом школы. Организационная структура управляющей системы школы состоит из четырех уровней управления.

Первый уровень – уровень стратегического управления. В системе управления образовательным процессом: руководитель Образовательного центра,  руководитель филиала, Совет школы, Наблюдательный совет, Педагогический совет. Функциональные обязанности данных органов определены Уставом и Положением.

Второй уровень – заместители директора школы по учебно-воспитательной работе, воспитательной работе, административно-хозяйственной деятельности, методист. Уровень тактического управления, ориентированный на разработку и реализации тактики развития школы, то есть обеспечивающий организацию конкретных действий по основным направлениям функционирования. Функциональные обязанности определены в должностных инструкциях.

Третий уровень – уровень оперативного управления и реализации образовательного и воспитательного процесса, уровень методических объединений, обеспечивающих координацию воспитательного и образовательного процессов: руководители методических объединений, социальный педагог, психологическая служба, педагоги-организаторы; ученическое самоуправление, обеспечивающее эффективное взаимодействие обучающихся, администрации, педагогов и родителей.

Четвертый уровень. Субъектами этого уровня структуры управления являются учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования.

На протяжении последних лет растет активность родителей и обучающихся, динамично развиваются формы участия общественности в принятии управленческих решений.

В 2021-2022 учебном году при участии родительской общественности рассматривались, обсуждались и решались такие важные вопросы функционирования образовательного учреждения, как:

– результаты образовательной деятельности, в т.ч. итоги успеваемости за учебный период, результаты проведения независимых экспертиз качества образования обучающихся;

– результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и состязаниях различного уровня;

– привлечение нового организатора питания и организация безналичных расчетов в школьной столовой;

– проведение мероприятий по поддержанию и развитию материально-технической базы и созданию фонда учебной литературы и другие.

Таким образом, в процессе совместной деятельности формируются более тесные связи между участниками образовательных отношений, повышается активность родителей, их доверие и заинтересованность в создании условий обучения и воспитания, отвечающих современным требованиям.

К основным направлениям деятельности методической службы относятся:

 Аналитическая деятельность:

  • мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников;
  • изучение и анализ состояния и результатов методической работы в ОУ, определение направлений ее совершенствования;
  • сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы ОУ;
  • изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Информационная деятельность:

  • формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
  • ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
  • ознакомление педагогических и руководящих работников ОУ с опытом инновационной деятельности;
  • информирование педагогических работников ОУ о новых направлениях в развитии образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах.

Организационно-методическая деятельность:

  • изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
  • прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
  • организация методических объединений педагогических работников ОУ;
  • организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
  • участие в разработке программ развития образовательных учреждений;
  • организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;
  • обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы ОУ;
  • подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников ОУ;
  • организация и проведение конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся ОУ;
  • взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.

Консультационная деятельность:

  • организация консультационной работы для педагогических работников ОУ;
  • популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
  • консультирование педагогических работников ОУ и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Анкетирование было проведено в МБОУ «Образовательный центр № 3 имени В.К. Белоусова» 3-ого марта 2023года. Всего проанкетировано 5 учителей начальных классов. После обработки и анализа заполненных анкет можно сделать следующие выводы:

1. Большинство учителей имеют высшее профессиональное образование.

2. Средний педагогический стаж составляет 17 лет.

3. Стаж работы в образовательной организации стаж равен 5-7 лет.

Методические разработки учителей следующие:

 «Индивидуальный образовательный маршрут, как инструмент выявления и совершенствования

личностных особенностей, обучающихся» - 2 учителя;

 «Формирующее оценивание как условие для достижения планируемых результатов»;
«Развитие критического мышления»;

«Развитие критического мышления средствами работы в команде».

Учителя посещают различные методические, научные и учебные мероприятия: вебинары,

педагогические советы, семинары, мастер-классы, научно-практические конференции, открытые

уроки. Для продуктивных уроков учителя отошли от традиционных методов и преподносят знания

следующими технологиями: системно-деятельностный подход (Л. Петерсон); игровые, личностно-

ориентированные, развивающие, проблемные технологии; сингапурские технологии. В образовательном центре  есть достаточно образовательных программ, которые учителя могут выбрать.

Организация предоставляет такие программы:

«Школа России», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 века», «Перспектива».

Среднее качество обученности (по результатам анкетирования) составляет

94%.

Основные трудности, которые были выделены по результатам анкетирования:

• Наполняемость класса.

• Загруженность учителя электронными и бумажными продуктами, то есть документация.

• Работа с детьми, имеющими особенности.

Таким образом, учебная и методическая работа в МБОУ «Образовательный центр № 3 имени В. К. Белоусова г.Челябинска» организована на хорошем уровне, учителя имеют отличную профессиональную подготовку, а ученики хорошую успеваемость.



Предварительный просмотр:

Методика развития логического мышления у младших школьников на основе метода моделирования на уроках окружающего мира

Пьянкова О.В.
Челябинский Педагогический колледж №1
факультет «Преподавание в начальных классах», 46 группа
научный руководитель: Горячёва С.Л.
 преподаватель МДК 01.05.
высшей квалификационной категории
 

        Развитие логического мышления младших школьников происходит в рамках изучения разных учебных предметов начальной школы, в том числе при изучении окружающего мира, в частности посредством наблюдений, сравнений и сопоставлений объектов, выявления причинно-следственных связей моделирования.
        На современном этапе развития образования особое значение приобретает проблема развития логического мышления школьников в начальной школы, закладывающего фундамент для дальнейшего их обучения. Моделирование является наиболее эффективным для младших школьников , при котором может осуществляться изучение предмета «Окружающий мир» посредством включения в образовательный процесс разнообразных задач и заданий, обращенных на применение
..на..уроках..метода..моделирования.
       На основании актуальности проблемы нами сформулирована
тема: «Методика развития логического мышления у младших школьников на основе метода моделирования на уроках окружающего мира».

       Цель: изучить методику развития логического мышления у  младших школьников методом моделирования на уроках окружающего..мира.
      Академик Р.С. Гайсина утверждает: «В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по
..построению..и..изучению..модели..исследуемого..природного..объекта..или..явления».
      Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением
..от..незначимых..и..второстепенных.
Основными
..понятиями..являются:
Логическое мышление – это один из видов мышления, дающий ученику возможность анализировать, сравнивать, оценивать предмет, ситуацию, явление.  
       Моделирование - построение и изучение моделей реально существующих предметов..и..явлений. 
      Моделирование глубоко проникает в теоретическое мышление. Более того, развитие любой науки невозможно без предварительной модели исследуемого объекта. Использование моделей позволяет быстро и точно изучить различные свойства
..явлений..и..объектов.
       Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий ..его. .объект. .Именно ..эта. .особенность метода..моделирования определяет..специфические..формы..использования..абстракций 
         
Немов  Р.С.утверждает, что при поступлении в школу мышление у ребенка должно быть развито и представлено во всех трех основных формах.
Особенность моделирования в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний,
.приближающихся..по..содержанию..к..понятиям.
         
В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности учащихся другим предметом, изображением, знаком. Ребёнок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения..речи,в..изобразительной..деятельности.
       
Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели,  становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими учащимися в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании..модели.
         На каждом уроке окружающего мира можно использовать модели .
При изучении темы – Солнечная система. Мы используем модели солнечной системы.
   
F:\реферат\модели\IMG_9117.JPG 
При изучении темы – Цепи питания - мы используем схемы.

    https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-299081-1479832626.jpg
Глобус-модель Земли- мы используем модель глобуса.

https://school33.edu35.ru/images/2018-2019/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.jpg
Тема - Облака- мы используем модели разных видов облаков.
https://pbs.twimg.com/media/EWyIXawXsAE1JqP.jpg

         Освоение содержания учебного материала предмета «Окружающий мир» позволяет учащимся учиться мыслить логически, развивать способность оперировать понятиями, выполнять опоры,...что непосредственно приводит к достижению ими высокого уровня умственного развития. Логическое мышление не только обеспечивает систематизацию знаний по данному предмету, но и, что, самое важное, в силу его специфики, устанавливает взаимосвязь знаний из разных..научных..областей.
       
Младший школьный возраст считается активным пропедевтическим этапом развития логического мышления. Курс «Окружающего мира» предлагает нам огромный выбор методических приёмов в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы. Но, не смотря на это, учителя начальной школы должны систематически, не только на уроках окружающего мира, а и на всех учебных дисциплинах вести работу по освоению учащимися основных логических приёмов.
         Таким образом, формирование рассматриваемого мышления у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» обеспечивается за счет приоритета развивающей функции начального образования и усиления акцента на целенаправленное осуществление процесса формирования логического мышления младших школьников посредством включения в образовательный процесс разнообразных задач и заданий на моделирование. Их использование приносит пользу не только в формировании рассматриваемого мышления, но позволяет разнообразить процесс обучения и сделать его интересным и привлекательным.

Список используемых источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Министерство образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2010

2. Ревина, Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения / Е.Г. Ревина // Межвузовский сборник научно-технических статей. – М.:  Вольск, 2007. – С. 141–145.

3. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1988. – 220 с.

4. Гальперин, П. Я. Введение в психологию/ П. Я.Гальперин. – М., 2000. – 432 с.

5. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л.Ф Обухова. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.

6. Брунер, Дж. О познавательном развитии // Исследование развития познавательной деятельности / Дж. Брунер. – М.: Педагогика, 1971. – 398 с.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра общественных и естественнонаучных дисциплин

Пьянкова Ольга Валентиновна




МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2021 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 26

Руководитель: Горячёва С.Л, преподаватель МДК 05.01

Естествознание с методикой преподавания

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЩЕГО МИРА

1.1. Общая характеристика понятия «моделирование» в современной психолого-педагогичекой литературе

5

1.2. Возрастные особенности развития логического мышления младших школьников

6

1.3. Использование моделирования на уроках окружающего мира и его влияние на обучение младших школьников

11

1.4. Моделирование как метод развития логического мышления на уроках окружающего мира

15

Выводы по 1 главе

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

20


ВВЕДЕНИЕ

          Актуальность..проблемы..исследования...Проведение..анализа действующих программ общеобразовательных учреждений на начальной ступени обучения показывает, что в них декларируется необходимость формирования логического мышления младших школьников, но, к сожалению, не указываются конкретные пути достижения этой цели. Предполагается, что усвоение новых знаний учащимися в процессе обучения будет автоматически приводить к развитию их логического мышления. Однако при таком подходе развитие мышления младших школьников будет протекать стихийно, а у педагогов не будет возможности управлять развитием способности учащихся к проведению ими мыслительных операций, что позволяет процесс формирования логического мышления младших школьников представлять, как целенаправленный, в котором мыслительные операции выступают предметом специального усвоения учащимися и овладения умениями сознательного и произвольного..их..применения[1].
        Итак, на современном этапе развития отечественного образования особое значение приобретает проблема формирования логического мышления школьников в начальной школе, закладывающего фундамент для дальнейшего их обучения.

         В начальной школе предмет «Окружающий мир» является наиболее благоприятным для формирования логического мышления младших школьников в виду того, что окружающий мир позволяет осваивать целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях. Именно на данном предмете можно наблюдать интегрированное обучение, соединяющее в себе в равной степени природоведческие, обществоведческие, исторические знания и умения. Освоение содержания учебного материала предмета «Окружающий мир» позволяет учащимся учиться мыслить логически, развивает способность оперировать...понятиями,...выполнять...умозаключения...опоры,...что
непосредственно приводит к достижению ими высокого уровня умственного развития. Логическое мышление не только обеспечивает систематизацию знаний по данному предмету, но и, что, самое важное, в силу его специфики, устанавливает взаимосвязь знаний из разных научных областей[6].

      На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Моделирование как метод развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира ».

      Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы изучить возможность использования моделирования в развитии логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира
Задачи исследования:

  1. Изучить общую характеристику понятия «моделирование»;
  2. Рассмотреть возрастные особенности развития логического мышления младших школьников;
  3. Изучить использование моделирования на уроках окружающего мира и его влияние на обучение младших школьников
  4. Рассмотреть основы моделирования и его роль как практического метода обучения
  5. В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение.










ГЛАВА 1. РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

  1. Общая характеристика понятия «моделирование» в современной психолого-педагогичекой литературе

       
       Понятие моделирования.
 Моделирование — это основа научной деятельности как в процессе анализа теоретических материалов, сбора и обобщения эмпирических данных, так и на всех других этапах исследования. Моделирование составляет суть исследовательских действий в...образовании.
      Основу теоретического уровня научного исследования в образовании составляет моделирование педагогических явлений, процессов и деятельности.
      Моделирование в психологии — это исследование психических процессов и  состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных,
..прежде..всего..математических,..моделей[2].
      Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность следующих
..целенаправленных..действий..субъекта:
1)
.конструирование..модели;
2)
.экспериментальный..и(или)..теоретический..анализ..модели;
3)
.сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала;
4)
.обнаружение..расхождений..между..ними;
5)
.корректировка..модели;
6)
.интерпретация полученной информации, объяснение обнаруженных свойств,связей;
7) практическая проверка результатов моделирования[9].

        Модель — это мысленно представленная или материально реализованная система символов, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об..оригинале.
      В психолого-педагогических исследованиях отношение частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. За сравнительно короткий срок появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Но в целом преобладает мнение, что возможностей моделирования недостаточно для создания полноценных психологических или педагогических теорий. С помощью формальных моделей, как правило, не удается однозначно описать имеющиеся данные. Чтобы уменьшить произвольность интерпретации этих данных, необходимо использовать результаты качественного психолого-педагогического анализа[5].
      Можно представить такую последовательность этапов построения модели:
1)
..нахождение образной (метафорической) аналогии между изучаемой системойи..некоторой..другой,..более..изученной;
2)
..проверка обоснованности найденного образа, его соответствия наблюдаемой..реальности;
3)
..введение аналогии в логические рамки, которые позволяют проверить степень..полноты..соответствия..аналогии..реальным..данным;
4)
..проверка существенности, ценности аналогии, т.е. установление значимости в модели и прототипе тех отношений, которые пока не были приняты во внимание[8].


1.2. Возрастные особенности развития логического мышления младших школьников

       
      К началу младшего школьного возраста развитие ребенка достигает такого уровня, при котором уже в достаточной степени сформированы высшие психические функции – восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Данные психические процессы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, представляя сложную взаимосвязанную систему. При этом, как указывают Я.П. Коломинский, Е.А. Панько. такая связь не остается неизменной на протяжении всего периода детства, в различные его периоды ведущее значение для психического развития приобретает какой-либо определенный процесс[6].

        В младшем школьном возрасте развитие мышления позволяет совершенствовать психику ребенка, именно мышление, включенное в учебную деятельность, влечет за собой совершенствование всей психической сферы.

Согласно Л.С. Выготскому, к младшему школьному возрасту как периоду начала систематического обучения, мышление выдвигается в центр психического развития и уже является определяющим в комплексе высших психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретая осознанный характер. Мышление младшего школьника отличается тем, что в данном возрастном периоде происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, основу которого составляет оперирование понятиями [4].

         По мнению Д.Б. Эльконина, мышление ребенка в самом начале школьного возраста имеет своеобразный характер, преимущественно являясь конкретным и опирающимся на наглядные образы и представления, тесно связанным с личным опытом ребенка. По мере усвоения учащимися знаний в ходе систематической учебной деятельности, их умственные операции становятся все менее связаны с деятельность на практике, а также наглядной опорой. На данной базе у младших школьников формируются основы понятийного или теоретического мышления, которое позволяет решать задачи и делать выводы с ориентацией на внутренние, существенные свойства и отношения.

        Младшим школьникам при решении задач приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных..понятий[13].
         Логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения.
.Благодаря логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

Логическое,.понятийное..мышление..формируется..постепенно..на..протяжении младшего школьного возраста[3].

           В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

         Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:

- усвоение и активное использование речи, как средства мышления;

- соединение и влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического;

- выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз; подготовительной и исполнительной .[6]
        На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.

        Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.

        Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

        При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения[2].

        В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация .

         Овладением анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства даётся младшим школьникам с большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребёнка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить всего лишь два-три. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно,.совершенствуется..Однако..это не..исключает..необходимости специально учить младших школьников видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять множество свойств.

          Параллельно с овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение[11].

          Неумение выделять общее и существенное может серьёзно затруднить процесс обучения..В..этом..случае..типичного..материала:..подведение математической задачи под уже известный класс, выделения корня в родственных словах, краткий (выделение только главного) пересказ текста, деление его на части, выбор заглавия для отрывка и т.п. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся младшим школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного.

          В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация. В начальной школе необходимость классифицировать используется на большинстве уроков, как при введении нового понятия, так и на этапе закрепления.

         Как видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся в 4 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала[5].

          Эти данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам..мыслительной..деятельности..Помощь..в..этом..могут..оказать разнообразные учебные задания[7].


1.3. Использование моделирования на уроках окружающего мира и его влияние на обучение младших школьников

     
        В современном обучении моделирование используется для целей активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления.
       Академик Р.С. Гайсина в своей статье утверждает: «В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного
..объекта..или..явления»[15,с.96].
      Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие признаки, как количество листьев и характер поверхности. Безразличны несущественные для данной
..деятельности..их..цвет..и..форма[9].      
      Моделирование относится к группе практических методов обучения. Сами учащиеся под руководством учителя в процессе рассуждений создают такие модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают их из глины, песка, картона, бумаги и т.д. С учетом того, что учащимся начальных классов в значительной степени ещё свойственно конкретно-образное мышление, наиболее часто осуществляется предметное, образное
..и..знаковое..моделирование,..реже..-..мысленное.
      Обучение моделированию желательно начинать с готовыми моделями, тогда учащимся в доступной форме поясняется, что модель - это предмет, заменяющий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования, или имеет большие размеры, или сложен для изучения с абсолютно всеми его признаками.  Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда дети сами участвовали в создании моделей. В противном случае учащиеся не видят их в модели, и она не становится для них наглядной. Построение модели учащимися обеспечивает наглядность существенных свойств,
.скрытых..связей..и..отношений,.все..остальные..свойства, несущественные в данном случае, отбрасываются. В качестве доказательства правильности гипотезы используется все та же модель. В данном случае она является..средством..для..обоснования..точки..зрения[6].
       Часто это не под силу одному ученику, поэтому такую работу целесообразно проводить в группах. Внутри группы дети сами организуют свои действия: либо по принципу ролевого распределения, либо по принципу индивидуальных вкладов («мозговой штурм»). Если ставится задача прояснения какого либо понятия на основе модели, то учитель предлагает детям разбиться внутри группы на две подгруппы, которые отстаивали бы противоположные позиции.  Работая в группе, дети окончательно уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении задания, контролируют работу друг друга. Вместе с тем ответственность за правильность выполнения задания не лежит на ком-то одном, а распределяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе
..с..пониманием..и..накопление..опыта..действий[8].
     При изучении разделов «Природа России», «Родной край - часть большой страны» происходит углубление знаний детей об отрицательном влиянии человека на состояние живой и неживой природы, почвы и об их охране. Здесь важно выявить и чётко обозначить не только источники загрязнения воздуха и воды, но и определить адекватные меры охраны. Необходимо акцентировать внимание ребят на возможность их личного участия в охране воздуха и воды. В процессе обсуждения этих вопросов используют опорные знаки, из которых дети составляют опорные схемы (модели). Например, изучая тему «Природа в опасности», знания об отрицательном воздействии человека на природу систематизируются в процессе построения модели «Влияние человека на природу». На этом этапе заполняется левая половина схемы; стрелки желательно использовать красного цвета, служащего сигналом опасности.А затем целесообразно закончить построение модели, показав в правой части способы охраны природы .Стрелки в этой части модели лучше сделать зелёного цвета. После построения модели желательно предложить одному - двум ученикам рассказать по ней об отрицательном и положительном влиянии
..человека..на..природу[15].
      Каждый урок окружающего мира, для изучения новой темы для наглядности учащихся, используют собственную модель. Обратимся к данным таблицы:

№ п/п

Тема урока

Объект моделирования

Содержание задания

Особенности работы

1

Солнечная система

Модели солнечной системы

Создать модель солнца, солнечной системы

Работа с пластилином на основе иллюстрации.
Работа с цветной бумагой и картоном.

2

Облака

Модели разных видов облаков

Создать модели облаков

Работа с картоном, клеем.
Использование ваты для создание моделей.

3

Кто такие рыбы?

Строение чешуи

Создать строение чешуи рыбы

Моделирование с помощью монет или кружочков из фольги

4

Почему Луна бывает разной?

Луна

Создать модель луны

Работа с пластилином( формы луны)

5

Что такое экология?

Экологические цепи

Создать связи организмов с окружающей средой

В форме рисунка, схемы

6

Славные символы России

Символ своего класса, семьи

Создать символ класса, символ своей семьи

Работа в тетради или на листе А4 с использованием различных техник

7

Глобус – модель Земли

Глобус

Создать модель глобуса

Работа с картоном и пластилином на основе иллюстрации

8

Деревья

Дерево

Создать модели деревьев

В форме рисунка, схема

9

Мир животных

Животные

Создать модели животных

Работа с пластилином.

10

Насекомые

Насекомые

Создать модели насекомых

В форме рисунков

11

Дикие животные

Животные

Создать модели животных

Работа с пластилином.

 

        Таким образом, игровое моделирование можно использовать практически на любом уроке окружающего мира. Всё зависит от творчества самого учителя. Использование метода моделирования способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал. Моделирование может успешно применяться и как вид проектирования учебной деятельности, и как способ алгоритмизации учебной деятельности..учащихся[17].

    1.4. Основы моделирования и его роль как практического метода          
........................    ...обучения на уроках окружающего мира

     
     Моделирование - важный метод научного познания. До недавнего времени моделирование успешно применялось главным образом в технических исследованиях, однако сейчас без использования этого метода становится немыслимым изучение многих явлений и процессов в других областях знания. В последнее время применение моделирования в обучении приобретает особое значение для повышения теоретического уровня педагогической науки и практики.

      На сегодняшний день педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Все многообразие их в зависимости от избираемого основания ученые классифицируют по видам дидактического характера. Разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, поэтому существует целый ряд классификаций методов обучения[8].
      Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий..его..объект...Именно..эта..особенность метода..моделирования определяет..специфические..формы..использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

      Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.

      Часто бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны[16].
     По
..области..использования..модели..делятся..на:
- Учебные модели - используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия,..различные..тренажеры,..обучающие..программы;
- Опытные модели - это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик. Например, модель корабля исследуется в бассейне для изучения устойчивости судна при качке, модель сооружения используется для привязки здания к конкретной местности и т.д.; - Научно - технические модели - создаются для исследования процессов и явлений. К таким моделям можно отнести, например, прибор для получения грозового электрического..разряда;
- Игровые модели - это военные, экономические, спортивные, деловые игры.  Эти модели воспроизводят поведение объекта в различных ситуациях.     Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперименты с моделей проводят при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы.                Такой метод подбора правильного решения получил название «метод проб и ошибок»[17].    
     Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности, потому более простой. И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такогоподхода.
          Основной задачей процесса моделирования является выбор наиболее адекватной к оригиналу модели и перенос результатов исследования на оригинал. Существуют общие методы и способы моделирования. В настоящее время весьма эффективным и значимым является метод компьютерного моделирования[13].

      Моделирование представляет собой деятельность по построению моделей и включает в себя следующие психические процессы: восприятие, представление, память, воображение и мышление. С точки зрения характера наглядности модели делятся на материальные и идеальные. К материальным относятся модели, выполненные из вещественных предметов (металла, дерева, стекла и т.д.).

      Материальные модели можно разделить на статические и динамические. К статическим относятся модели, геометрически подобные оригиналам. Они передают лишь пространственные (геометрические) особенности оригиналов в определенном масштабе (модели геометрических фигур и тел). К динамическим относятся модели, которые воспроизводят процессы или явления. Все модели обладают свойством наглядности, т.к. они чувственно воспринимаемы и являются материальным воплощением мысленного наглядного образа объекта у человека, который понял, усвоил сущность предмета или явления. Создание материальных моделей производится на основе предварительного создания мысленных моделей - наглядных образов моделируемых объектов[14].

      Моделирование рассматривается как основной метод обучения. Главная особенность метода моделирования состоит в том, что это метод опосредованного познания предмета с помощью объектов-заместителей. Модель выступает и используется в процессе обучения как своеобразный инструмент познания, с помощью которого исследуется и изучается тот или иной объект, который изучается посредством его моделирования. Модель определяется нами как некий объект (система), исследование которого служит средством получения новых знаний о другом объекте[18].


Выводы по первой главе

     
       В процессе включения младших школьников в учебную деятельность перед учителем возникает проблема организации решения единых учебных задач при различном уровне развития логического мышления. Для решения этой проблемы необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в результате которых наиболее полно происходило развитие логического мышления младших школьников. Логическое мышление представляет собой мыслительный процесс, в результате которого происходит использование человеком некоторых логических понятий и конструкций для получения однозначно правильного и обоснованного вывода из имеющихся для этого предпосылок.
     Развитие логического мышления младших школьников происходит в рамках изучения разных учебных предметов начальной школы, в том числе при изучении окружающего мира, в частности посредством наблюдений, сравнений и сопоставлений объектов природы, выявления причинно-следственных связей, моделирования и прогнозирования. Одним из методов развития логического мышления у обучающихся является метод моделирования, как один из основных методов изучения и изменения окружающего мира, способствующий повышению интереса у младших школьников, развитию умений сравнивать, выделять
..главное,..анализировать,..обобщать,..абстрагировать.
     Развитие логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий.

                                   



                                         
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   
В данной работе мы познакомились с понятием «модель» и «моделирование», рассмотрели классификацию моделей, возможности их применения на уроках, что вполне соответствует поставленным изначально задачам..исследования.
     Приоритетной целью современного образования является воспитание творческой, умеющей широко мыслить, мобильной личности. Поэтому, моделирование оказывается безусловно эффективным методом в обучении окружающему
..миру.
     Моделирование глубоко проникает в теоретическое мышление. Более того, развитие любой науки невозможно без предварительной модели исследуемого объекта. Использование моделей позволяет быстро и точно изучить различные свойства
..явлений..и..объектов.                                                                    
           Метод моделирования на уроках позволяет учащимся изучить свойства и функции явления или объекта, выявляя только главные черты, не акцентируя внимание
..на..второстепенных..признаках.
     Моделирование дает детям, простор для развития творчества, фантазии. Его основная цель - обеспечить усвоение детьми структуры задачи, связей и соотношение между числовыми данными. Первоначально модели создаем совместно с детьми, затем дети делают это самостоятельно. Создавая модель, дети абстрагируются от конкретных признаков предмета и сосредотачиваются только
..на..количественных..характеристиках..ситуации.
     В перспективе в курсовой работе мы планируем продолжить изучение данной проблемы и исследовать возможности применения этого метода.

             


                   
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования». — Москва: Просвещение, 2011. — 33 с.

Монографии, учебники, учебные пособия

2) Окружающий мир. 3 класс. Учебник. ФГОС (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)..5-е..издание(с.59-145).
3)
УМК..системы..Эльконина-Давыдова..2..класс(с.57).
4) Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. Часть 2. Плешаков А.А.

5)Учебник Окружающий мир 4 класс Плешаков Крючкова часть 2 
6) Книга «Моделирование на уроках в начальной школе».

7)Учебное пособие. Система Д.Б.Эльконина — в.В. Давыдова(с.148-176).

Интернет – ресурсы

8)Моделированиеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/
9) моделирование_в_психологии https://psychology.academic.ru/5452/

10) Актуальность моделирования https://lektsii.org/3-13711.html 

11)Роль..моделирования..как..практического..метода https://studwood.ru/1065281/pedagogika/rol_modelirovaniya_prakticheskogo_metoda_obucheniya_kurse_okruzhayuschiy_nachalnoy_shkoly 

12) Последовательность этапов построения модели https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/11/17/modelirovanie-na-urokah 

13)Система д.Б. Эльконина — в.В. Давыдова
Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/tema-sistema-d-b-elkonina-v-v-davyidova/

14)Моделирование..на..уроках..окружающего..мира https://infourok.ru/modelirovanie-na-urokah-okruzhayuschego-mira-3836792.html

15) Природа России,природа родного края https://infourok.ru/urok-po-geografii-na-temu-priroda-rossiipriroda-rodnogo-kraya-klass-3736732.html

16) Моделирование на уроках окружающего мира https://infourok.ru/modelirovanie-na-urokah-okruzhayushego-mira-4607857.html

17) Моделирование на уроках в начальной школе https://infourok.ru/modelirovanie_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.-449117.htm

18) Моделирование на уроках окружающего мира в начальных классах https://znanio.ru/media/modelirovanie-na-urokah-okruzhayuschego-mira-v-nachalnyh-klassah-2511196

        



Предварительный просмотр:

                                                                 РЕЦЕНЗИЯ
     на статью «Информационные технологии в начальной школе. Плюсы и минусы»                                        
.......доктора педагогических наук Орловского государственного университета им. И.С.    ...Тургенева О.В. Тарасовой и аспиранта Орловского государственного университета им. ...............................................И.С. Тургенева Ю.А.Донцовой

 
           В рецензируемой работе рассматриваются плюсы и  минусы использования информационных технологий в начальной школе. Представленная статья, несомненно, актуальна, поскольку вопросы о необходимости использования информационных устройств в 1-4 класс возникают достаточно часто в современном мире.
           Авторами статьи проведена глубокая работа по выделению как аргументов против использования цифровых технологий, так и выделению основных преимуществ их использования. Точка зрения авторов удачно аргументирована и подкреплена неоспоримыми фактами. В результате проведенных исследований сделан вывод о важности использования цифровых инструментов на уроках, как средства достижения желаемого результата.
           В качестве аргументов против использования цифровых технологий авторы приводят такие доводы, как снижение фантазии и творческой активности младших школьников; снижение темпа развития навыков общения; возникновение игровой, сетевой и компьютерной зависимости; ухудшение зрения.
          Авторы углубляют наше представление об исследуемом явлении - в работе рассматриваются цифровые инструменты, способные помочь младшему школьнику в приобретении навыков по ФГОС. Они отдельно выделяют интерактивную доску и представляют нам преимущества использования данного инструмента на уроках. Для учеников это такие преимущества, как повышение эффективности обучения, повышение мотивации, привитие навыков командной работы и сотрудничества, формирование ответственности, формирование цифровой грамотности. А для учителя - экономия времени на уроке, возможность сохранения учебного материала в электронном виде и его распространение на цифровых носителях.
           Еще один цифровой инструмент - интерактивная система обучения, тестирования и голосования. Данная система позволяет сэкономить время педагога при проведении контроля. Автор подробно рассматривает особенности, функции, возможности и правила использования этого инструмента.
           Таким образом, авторы приводят нас к выводу о том, что использование цифровых инструментов на уроках не является самоцелью. Цифровое обучение направлено на улучшение учебного процесса и развитие новых стратегий преподавания.
          Научная статья “Информационные технологии в начальной школе. Плюсы и минусы” Ю.А. Донцовой и О.В. Тарасовой полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент: Пьянкова Ольга Валентиновна, 46 группа, ГБПОУ “Челябинский педагогический колледж №1”