ПК 4.3
методическая разработка

Рубцова Анастасия Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения

Проектная технология представляет собой систему получения знаний, когда ученики вовлечены в процесс планирования и выполнения проектов, т.е. практических заданий, которые постепенно усложняются. Упор делается на самостоятельное выполнение, как индивидуально, так и в группе.

Проект назначается на определенный промежуток времени.

Основная цель проектного обучения

Понятно, что любая теория мертва без практики, поэтому цель проектного обучения — научить решать практические задачи, привязать полученные знания к реальной жизни. Учащиеся приобретают знания из различных источников. В процессе они развивают:

  • коммуникативные навыки, способность к работе в группе;
  • умение исследовать, т.е. выявлять проблему, ставить задачу, собирать информацию, делать выводы, строить гипотезы и обобщения;
  • системное мышление;
  • воображение, творческие способности;
  • память;
  • внимание.

Принципы технологии

  1. Основа процесса — это учащийся и его способности. Главное — активность самого ребенка, без его волевого участия и желания процесс обучения будет невозможен. 
  2. Учебный процесс направлен на развитие творческих способностей. Учащийся имеет право выбора: от постановки задачи до способов и методов ее решения.
  3. Комплексный подход обучения способствует развитию личности. Для получения результатов ученик должен задействовать все свои имеющиеся на данный момент знания и навыки, а также взаимодействовать с преподавателями, своими одноклассниками, искать консультантов со стороны, применять фантазию и умение анализировать факты.
  4. Универсальность, может быть использована в любом учебном процессе. Методика проектов применима к любой науке, ведь все учебные дисциплины так или иначе связаны с реальной жизнью.

Фрагмент урока по окружающему миру по теме «Музей путешествий»

«Открытие» детьми нового знания

  (7-8 мин)        

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению        

Метод:

Словесный

Прием: беседа

Фронтальная форма

1. Создание проектов

- Для начала давайте повторим правила работы в группе?

- Если в музеях хранятся экспонаты, которые имеют значимость, то мы с вами создадим музей городов и укажем достопримечательности, которые имеют большое значение.

- Теперь послушайте внимательно задание:

- Я раздам вам ватманы и конверты. В этих конвертах находится информация, фотографии, картинки. Ваша задача сделать коллаж города, который вам попался, но это не просто коллаж. На нем должны находиться ответы на вопросы, которые указаны на слайде. Давайте вместе их прочитаем.

Город на карте (показать на карте)

Символика города.

Главные достопримечательности

Исторические факты

Интересные люди

Песни, стихи о городе

- После выполнения задания вы будете защищать свой проект.

- Ребята, поднимите руку кто понял задание?

- Можете разделиться на 5 групп, рассаживайтесь.

(Раздача конвертов, контроль работы, помощь)

Повторяют правила работы в группе

Слушай, что говорят другие.

Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

Говори спокойно ясно, только по делу.

Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

Помогай товарищам, если они об этом просят.

Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Делятся на группы, рассаживаются

Работают в группах

Создание проектов

Выявлять причинно-следственные связи;

в ходе диалога или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

Презентация

Раздаточный материал

Учебник

Фрагмент урока по окружающему миру по теме «Путешествие по достопримечательностям Челябинска»

Первичное закрепление

(4-5 мин)        

Усвоение нового способа действий        

Метод:

Словесный

Прием: опрос, беседа

Фронтальная,

индивидуальная форма        

1. Создание проекта по группам

- Продолжаем работу. Наше основное задание составить план экскурсии, если в город Челябинск приедет иностранный гость. Какие достопримечательности нашего города вы знаете?

- Сейчас мы посмотрим видео про достопримечательности нашего города.

- Разделимся на 3 группы и каждая группа сделает рассказ про одну достопримечательность города Челябинска. Но чтобы узнать про какую достопримечательность вы будете рассказывать, вам нужно открыть волшебный конверт.

- Памятник Курчатову, Кировка, Алое Поле….

Смотрят видео.

1 группа – Кировка

2 группа – Площадь Революции

3 группа – Алое Поле

Составлять план действий;

делать выбор и брать ответственность за решение

Презентация, раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, достижения цели, создание ситуации успеха        

Метод: практический

Метод: наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

Индивидуальная форма

- Для вашей работы я предлагаю вам план, по которому вы будете отвечая на вопросы, составлять рассказ.

План:

  1. Где находиться достопримечательность?
  2. Что означает эта достопримечательность?
  3. Чем знаменита эта достопримечательность?
  4. Как выглядит эта достопримечательность?

- На работу вам дается 5 минут, приступайте к выполнению данного задания.

- Подошло время к представлению ваших рассказов.

Составляют рассказ про достопримечательность с помощью плана.

Выполнять свою работу, достигать качественного результата по плану

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Метод:

Словесный

Прием: беседа

Фронтальная, индивидуальная форма

- Начинаем с 1 группы, выходите все и отвечая на вопросы, расскажите нам про достопримечательность Челябинска.

- Отлично!

Выступают 2 и 3 группа.

- Вы большие молодцы! Вот и мы познакомились с достопримечательностями нашего города Челябинска. Теперь вы с легкостью сможете рассказать и даже показать достопримечательности иностранному гостю.

Выступление групп.

Владеть способами самоконтроля; воспринимать и формулировать суждения

Раздаточный материал

Фрагмент урока окружающего мира по теме «Города России»

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, достижения цели, создание ситуации успеха        

Метод: практический

Метод: наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

Индивидуальная форма

Групповая работа

Сейчас вы будете работать в группах.

Давайте вспомним правила работы в

группах.

1 группа это будет 1 ряд.

2 группа 2 ряд.

3 группа 3 ряд.

Дома каждый из вас искал информацию про

1 из городов.

1 ряд про Челябинск.

2 ряд про Волгоград.

3 ряд про Екатеринбург.

У вас на партах лежат карандаши, клей,

картинки городов, ваша задача подготовить

проект – рассказ о городе. Картинки вы

оформляете, как захотите, на листах. Также

ориентируясь на план, что мы с вами

составили, подготовьте рассказ о городе,

информацию о нем берите из того что вы

нашли дома и принесли.

План

1. История и год возникновения города.

2. Внешний облик города.

3. Достопримечательности и памятники.

4. Природа (реки, озера, растительность,

животные и т.д.)

5. Итог (Почему нужно посетить этот

город).

Поднимите руку, кто не понял задания.

Приступайте!

Слушают внимательно задание

учителя.

Вспоминают правила работы в

группах.

Готовят проект

Р.: действие с

учетом выделенных

учителем

ориентиров

Р.: принятие и

сохранение учебной

задачи

Раздаточный материал



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.


Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:

- учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;
- студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;
- между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.

К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.

  1. Проблема должна быть понятной учащимся. То есть сформулирована так, чтобы большинство представляли себе о чем идет речь.
  2. Проблема должна быть посильной для большинства. В противном случае преподавателю придется либо потратить много времени на пояснения, либо решать задачу самому.
  3. Проблема должна быть сформулирована интересно. Развлекательный формат может способствовать успешному решению больше, чем серьезный пример.

Недостатки

Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:

  • не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;
  • не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;
  • подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.

Тем не менее проблемное обучение как образовательная технология зарекомендовало себя в качестве рабочего инструмента на занятиях.

Фрагмент урока русского языка по теме «Неопределенная форма глагола»

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Наглядный;

Словесный: беседа, подводящий, побуждающий диалог

1.Актуализирует знания, подводит к теме урока.

- Посмотрите на доску и давайте хором прочитаем предложенные слова. (Ходить, бегать, думать, решить, нести, печь)

- Знаете ли вы, какие это слова?

- Давайте вспомним, что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Чем является в предложении?

- Посмотрите еще раз на слова на слайде и скажите, на какой вопрос отвечают все эти слова?

- Верно!

- Посмотрите на другие слова (Весной, ближнего, леса, дороги, быстрому) Поставьте эти слова в начальную форму.

- Что такое начальная форма имени существительного?

- Что такое начальная форма имени прилагательного?

- А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?

А это мы сегодня и узнаем.

- Хорошо, ребята!

Читают хором слова: ходить, бежать, думать, решить, нести, испечь.

- Глаголы.

- Это часть речи.

- Действие предмета.

- Что делать? Что сделать? Что делает?

- Сказуемое.

- Отвечают на вопрос - что делать?

- Весна, ближний, лес, дорога, быстрый.

- Им. пад. ед.ч.

- Им. пад. ед.ч. м.р.

- Не знаем

П: уметь строить логическую цепочку рассуждений, уметь четко отвечать на вопросы учителя;

М: овладение способностью принимать и сохранять взаимосвязь с учителем;

Л: усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Презентация

Фрагмент урока математики по теме «Единица площади - квадратный дециметр»

Подводит учащихся к теме урока.

- А какие величины вы ещё знаете?

- Всё верно сказали. Отгадайте, кто по профессии первый вас хочет испытать на уроке?

Веселая работа – завидно от души: свисти, когда охота, да палочкой маши. Вы догадались, о ком идет речь?

- Всем известно, что полицейский следит за порядком, в том числе и на дорогах. Очень часто их можно видеть с полосатыми жезлами. Это дорожные регулировщики.
- А мы с вами станем числовыми регулировщиками. Целая толпа чисел собралась. Никто не знает, куда идти. Бегают туда, сюда – ищут свои группы. Вот и помогите им, ребята.

М, кг, км, т, см, мм, г, дм, кв.дм, кв. см.

  1. Назовите одним словом
  2. Распределите на группы
  3. Назовите каждую группу

- Все ли единицы измерения величин вы распределили?

- Длина, площадь, масса, время, объём

- Полицейский

Величины:

Единицы длины: м, км, см, мм, дм.

Единицы массы: кг, г, т

Единицы площади: кв. см, кв. дм

- Нет

ПУУД:

Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики

Презентация

Фрагмент урока технологии по теме «Симметричные прорезы»

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)        

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Метод:

Словесный

Прием: беседа

Фронтальная форма

1.Актуализирует знания о понятиях, подводит к теме урока.

- Ребята, вы любите праздники?

- А какие праздники вы знаете?

- Отлично, а вы знаете, что дарят на праздники?

- Предлагаю сегодня научиться делать открытки, но не обычные!

Посмотрите на слайд, вы видите геометрические фигуры, они разделены пополам. Посмотрите на правую часть фигуры, на левую часть фигуры. Какие вы можете сделать выводы?

- Верно, а как называются такие предметы, когда части одинаковые с двух сторон?

- Такие предметы называются симметричными. Именно с симметричными прорезами мы будем делать нашу открытку.

 

- Да!

- Новый год, 1 сентября, пасха, день рождение, День победы.

- Цветы, открытки, украшения, деньги.

- Эти части фигуры одинаковые.

- Не знаем.

Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других

аргументировать свою позицию, мнение;

Презентация



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Говоря о здоровье, мы имеем в виду не только то, что у человека нет заболеваний и отклонений от нормального развития. Здоровым является полностью благополучный в физическом и психологическом плане индивид.

Институт возрастной физиологии РАО приводит статистику, согласно которой нахождение ребёнка в современной образовательной среде ведёт к факторам риска, ухудшающим их здоровье. От 20 до 40 % негативного воздействия несёт именно школьное обучение.

С помощью технологий здоровьесбережения учебный процесс положительно влияет на состояние ребёнка. Они предполагают:

  • создание доброжелательной атмосферы общения, исключение стрессовых ситуаций, в результате – комфортная психологическая обстановка;
  • предъявление посильных требований к ученикам;
  • учебная нагрузка, соответствующая возрасту детей;
  • организация процесса обучения, учитывающая возрастные, половые, культурные, индивидуальные и психологические различия обучающихся;
  • физическая активность в необходимом количестве.

Какие средства обучения позволяют достигнуть указанных выше целей и задач:

  • направленные на двигательную активность;
  • природные оздоровительные факторы;
  • гигиенические.

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС – нелёгкая задача для учителя. Это не только проведение физкультминуток и гимнастики для глаз. Чтобы формировать у ребёнка культуру сохранения здоровья, нужно постоянно уделять внимание этому вопросу.

Фрагмент урока окружающего мира по теме «Наши ближайшие соседи»

Физминутка

(1-3 мин)

Фронтальная

Проводится физминутка

Отлично, а теперь немного отдохнём.  

Встаньте дружно из-за парт

Повернитесь вправо, влево,

Наконец, присядьте смело!

Поработаем ногами,

Раз, два, три!

Поработаем руками!

Раз, два, три!

Улыбнёмся: день хороший,

И похлопаем в ладоши.

Разминаются, выполняют упражнения.

Повторяют движения за учителем.

Фрагмент урока обучение письму по теме «Письмо строчной  письменной  буквы  «п»

Физминутка

(1-3 мин)

Фронтальная

Проводится физминутка

Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок

— Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились)

Разминаются, выполняют упражнения.

Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики

Умение саморегуляции

 

Фрагмент урока математики по теме «Проверка деления с остатком»

Физминутка

(1-3 мин)

Фронтальная

Проводится физминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту мы присели.

Значит, хватит отдыхать!

Разминаются, выполняют упражнения.

Выполняют упражнения под счет

Умение саморегуляции