ПК 4.4
учебно-методический материал

Глушенкова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра математики, информатики и технологии

Глушенкова Наталья Владимировна

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 44.02.02

защите

Преподавание в начальных классах

«_____» марта 2022 г.

Курс: 3, группа: 301НК

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Чернышева С. А.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель МДК 01.10 Теоретическое

и методическое обеспечение

Курсовая работа защищена

углубленного изучения дисциплин в

с оценкой___________________

начальных классах (технологи)

«_____» марта 2022 г.

высшей квалификационной категории  

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

6

1.1 Развитие творческих способностей у младших школьников как предмет психолого-педагогического анализа

6

1.2 Средства развития творческих способностей

10

1.3 Система заданий по моделированию из природных материалов как средство развития творческих способностей

14

Выводы по 1 главе

20

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

21

2.1 Перспективно-тематический план раздела «Художественная обработка материалов»

21

2.2 Методика обучения младших школьников моделированию из природных материалов

26

2.3 Технология моделирования изделий из природных материалов в начальной школе

30

Выводы по 2 главе

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

38

ПРИЛОЖЕНИЕ А

План – конспект уроков технологии по аппликационным работам с природным материалом

41


ВВЕДЕНИЕ

В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.

Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

Целью курса технологии в начальной школе является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Основными целями курса «технология»1-4 классов, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:[1]

− формирование у учащихся основ умения учиться;

− развитие их мышления, качеств личности, интереса к творческой предметной деятельности;

− создание для каждого ребенка возможности высокого уровня подготовки.

Задачами данного курса являются:

− духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения технологии, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

− формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека и общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

− формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

− формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

− приобретение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;

− формирование специфических для технологии качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности,

− знаково-символического и пространственного мышления,

− творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей);

− творческого мышления ;

− развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

− развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

− формирование предметного языка и понятийного аппарата как средства описания и исследования мира и как основы компьютерной грамотности;

− реализация возможностей курса технологии в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;

− формирование гражданского самосознания толерантной личности - человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей;

− создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

− формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

− ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Курс «Технология» по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Объект исследования: процесс трудового обучения на уроках технологии в начальной школе.

Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников.

Цель исследования: описать теоретические и методические основы развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии посредством моделирования из природных материалов.

Задачи исследования:
- Изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования.
-  Дать характеристику понятиям «творчество»,  «творческие способности».
- Составить перспективно – тематический план, планы уроков по данному разделу.

Методы исследования: поиск и отбор источников информации, анализ, синтез, систематизация, обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 развитие творческих способностей у младших школьников как предмет психолого-педагогического анализа

Способность к творчеству у человека возникла в процессе трудовой деятельности. Из предоставляемого природой материала он должен был создавать новую реальность, удовлетворяющую многообразие его потребностей.

Творчество – это творение, создание чего- то нового, оригинального, ранее не существующего; необходимое свойство и функция культурно – исторического развития живой и неживой природы, порождающей новые формы и виды.

По мере познания человеком закономерностей окружающего мира возможности творчества возрастают. Сегодня выделяют творчество в каждой отрасли производства, науки, искусства и т.п. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (творчество изобретателя, организатора производства, ученого, художника, педагога и т.д.).

Понятие «творчество» обладает широкой объяснительной силой. Оно трактуется и как культурно – историческая функция развития живой и неживой природы, общества; и как основная сфера деятельности научной и художественной элиты (творчество композитора, ученого, скульптора и т.д.); и как компонент любой человеческой деятельности, требующей принятия решений в ситуации неопределенности, неоднозначности.

Таблица 1 - Определение понятий в словарях и учебниках

Определение понятия «творчество»

Автор

Словарь или учебник

Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью, результатом которой являются материальные, культурные, духовные ценности [5]

Энциклопедический словарь

Высшая форма деятельности, которая способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций [15]

Философский словарь

Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.[6]

Большой психологический словарь

Форма деятельности, направленная на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта [22]

Педагогический энциклопедический словарь

 

В. И. Андреев[3] трактует творчество как один из видов человеческой деятельности, для которой характерны:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. творчество вносит вклад в развитие общества и личности;

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных предпосылок для творчества (знаний, умений, мотиваций, способностей);

д) новизна и оригинальность процесса или результатов.

Таким образом, творчество объясняется как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих общественной значимостью.

Творческая деятельность – это такой вид деятельности людей, который приводит к получению нового и оригинального продукта, к созданию новых материальных или духовных ценностей, объективно и общественно значимых.

Все вышеназванные определения творчества объединяет одна мысль о том, что под творчеством понимается деятельность, которая рождает нечто новое, ранее не существовавшее.

Творческий характер мышления человека проявляется в таких его качествах, как гибкость, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность мыслительный процессов. Все эти качества характеризуют творческого человека.

Для творческой личности свойственна устойчивая направленность на поиск нестандартных, оригинальных решений. Ее отличает высокий уровень творческих способностей, позволяющий достигнуть социально и личностно значимых результатов в одном или нескольких видах деятельности. Индивидуальное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет личностное своеобразие.

Согласно словарю- справочнику по проблемам творчества, «творческие способности - это синтез свойств и способностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности» [24, c 124].

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств, это синтез свойств и особенностей личности, которые обеспечивают успешность человеку в творчестве, позволяют совершать новые открытия, изобретать, сочинять, создавать предметы материальной и духовной культуры, отличающиеся новизной и оригинальностью.

Обширный диапазон видов деятельности человека послужил основанием для выделения общих и специальных способностей.

Специальные творческие способности связаны с конкретными видами творческой деятельности и обеспечивают успех в определенных областях творчества. Среди специальных творческих способностей выделяются литературные и музыкальные способности, хореографические, артистические, а также способности к изобразительной деятельности. В каждом случае специальные способности опираются на определенные специфические задатки и требуют развития своеобразного набора пожизненно формируемых личностных свойств, развивающихся именно в данном виде деятельности.

Общие способности реализуются в разных видах деятельности, они позволяют независимо от конкретного вида деятельности быть успешным в самых разнообразных областях творчества.

Основными показателями творческих способностей являются производительность, оригинальность, гибкость, смелость и скорость мышления. Однако какими бы феноменальными ни были способности, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут [32].

Об этом говорят выводы ученых, которые основываются на многочисленных исследованиях. В частности, известный психолог
Н. Лейтес отмечает: «Способности не просто проявляются в труде,
они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии.
Способности существуют только в развитии... Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания...» [27, c. 38-39].

Следовательно, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В психолого-педагогической литературе творческая личность рассматривается как индивид, обладающий высоким уровнем знаний, имеющий тягу к новому опыту, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной необходимостью, а творческий стиль поведения – наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее главным признаком, считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения [18].

По компонентному составу творческие способности делятся на следующие группы:

- хорошая память;

- интеллектуальное богатство идей;

- нетрадиционное мышление;

- любознательность;

- самостоятельность, настойчивость;

- гибкость ума;

- способность решать и ставить проблемы [11].

Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Развитием личности нужно управлять, поскольку существуют факторы, влияющие на это развитие:

- условия, в которых формируется ребенок;

- среда, что его окружает;

- характер его учебной деятельности.

Развитие творческих способностей будет эффективным, если в организации творческой деятельности учитывается совокупность взаимосвязанных между собой сторон: содержание учебного материала → система творческих заданий → организация учебно-познавательной деятельности [25].

1.2 Средства развития творческих способностей

Педагогические средства развития творческих способностей разнообразны, но все они направлены на достижение одного результата - развить таланты учащихся. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Использование проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания;
  2. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
  3. С помощью трудовой деятельности, будь то вышивание, конструирование, моделировании, лепка и т.п. Любое изделие, выполненное ребенком – это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное желание сделать хорошо и красиво. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься любым видом трудовой деятельности. Важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика («хочу сделать»), вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я - сделал»! Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу, творить. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты». Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили». Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.

Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится творческая деятельность ребенка.

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

1) проблемное изложение знаний;

2) дискуссия;

3) исследовательский метод;

4) творческие работы учащихся;

5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке.

Для развития творческого мышления в учебном процессе необходимо создать поле для творчества, своеобразные ситуации, которые позволили бы развивать творческие способности. Детское творчество – это результат потребности ребенка открыть свой внутренний мир, и к нему надо отнестись с уважением.

Исследователи выделяют условия и факторы, способствующие развитию творческих способностей ребенка. Важнейшие из них: правильная организация обучающей среды, т.е. создание психологической безопасности; отсутствие внешнего оценивания.

Таким образом, для успешного решения задачи развития творческих способностей младших школьников необходима систематическая работа учителя в этом направлении, опирающаяся на достижения психолого-педагогической науки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное.

Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей.

Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни и те же вопросы. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

1.3 Система заданий по моделированию из природных материалов как средство развития творческих способностей

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое» [25].

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к «условно творческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.

Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития творческой деятельности школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

-      открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

-      соответствие условия выбранным методам творчества;

-      возможность разных способов решения;

-      учет актуального уровня развития;

-      учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, можно построить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор — личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.

Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы — внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее — является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

При отборе содержания для системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:

1.         то, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,

2.         творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

Представим содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

1 группа – «Познание».

Цель — накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения:

- изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков- цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;

- рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;

- моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2 группа – «Создание».

Цель — накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.

Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:

- получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;

- ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;

- «переоткрытие» уже существующих объектов и явлений.

3 группа – «Преобразование».

Цель — приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.

Приобретаемые умения:

- моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);

- моделировать изменения внутреннего строения систем.

4-я группа – «Использование в новом качестве».

Цель — накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:

- рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;

- находить фантастическое применение реально существующим системам;

- осуществлять перенос функций в различные области применения.        

 Программа Конышевой Н.М довольно широко применяется в современной начальной школе, позволяет педагогам не только организовать практическую работу учащихся по изготовлению изделий, но и расширять их кругозор, творческое мышление.

Таблица 2 – Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся  (по Н.М.Конышевой)

Репродуктивные методы

Частично-продуктивные методы

Творческие методы

Копирование образца на основе репродуктивной деятельности (конструирование по образцу и технологической карте)

Воссоздание образца на основе воображения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции

Конструирование по заданным условиям — создание оригинального, нового для субъекта продукта, соответствующего определенным требованиям

Доконструирование — доработка, доделка модели в соответствии с дополнительными требованиями

Переконструирование — переделывание, внесение конструктивных изменений в соответствии с новыми требованиями

Цель : освоение технологии обработки материала, приемов и алгоритмов работы

Цель:  внесение изменений в конструкцию в соответствии с заданными условиями

Цель: создание авторской модели

Развивающие задачи:

-развитие глазомера, пространственного мышления, воссоздающего воображения посредством анализа образца;

-развитие логического мышления посредством выполнения алгоритма создания изделия;

-развитие памяти посредством повторения этапов работы

Развивающие задачи:

- освоение приемов творческого мышления посредством доконструирования (переконструирования) изделий;

- развитие творческого воображения в процессе моделирования изделий по требованиям

Развивающие задачи:

-развитие творческого мышления посредством решения творческой задачи

Примеры заданий на развитие творческих способностей младших школьников:

Репродуктивные задания. Копирования образца. 

Конструирование по образцу и технологической карте.

«Ёжик»

Цели: освоение технологии обработки материала, приемов и алгоритмов работы.

Материал: пластилин, семечки подсолнечника.

Порядок выполнения работы:

  1. Из пластилина формируем туловище ёжика
  2. Втыкаем семечки – это будут иголки ежа.
  3. Из пластилина делаем глазки и носик.

Частично- продуктивные задания. Воссоздание образца на основе воображения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции.

«Орнамент осень»

Цели:  внесение изменений в конструкцию в соответствии с заданными условиями

Материал: картон, сухие листья, клей.

Инструменты: карандаш, линейка, кисточка.

Порядок выполнения работы:

Представлены два варианта орнаментов. Нужно подобрать листья. Изготовить орнамент

  1.  Найти центр на листе картона. Сделать разметку.
  2. Составить орнамент.
  3. Наклеить крупные листья по разметке.
  4. Наклеить мелкие листья.
  5. Положить изделие под пресс (груз).

Доконструирование — доработка, доделка модели в соответствии с дополнительными требованиями.

«Осенний букет»

Цели:

Материал: на листе картона заготовка вазы, сухие листья и цветы, клей.

Инструменты: кисточка.

Порядок выполнения работы:

  1. На заготовке разместить сухие листья и цветы. Смоделировать букет.
  2. Приклеить.

Творческие задания. Конструирование по заданным условиям.

Аппликация « Веселый зайка».

Анализ изделия: рассмотреть, определить из каких частей состоит (голова, ушки, туловище и т.д.)

Материал: картон, сухие листья, семена, клей.

Инструменты: кисточка.

Разложить гербарий. Детям нужно подобрать подходящие природные материалы. Разложить детали на заготовке.

Порядок выполнения работы:

  1. Разложить детали на заготовке.
  2. Перемещать листья, моделируя зайца.
  3. Приклеить детали, начиная с туловища.
  4. Приклеить мелкие листочки (ушки, лапки)
  5.  Из семян смоделировать глазки и носик.

Выводы по первой главе

В содержании первой главы нами предпринята попытка описать теоретические аспекты развития понятий «творчество», «творческие способности».

Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, принятие оригинального, нового, неповторимого решения, способность выйти за пределы обыденного [32].

Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности, в частности учебной. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам [33].

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное.

Данное изучение позволило сделать ряд выводов: что, развитие творческих способностей будет эффективным, если в организации творческой деятельности будет учитываться совокупность взаимосвязанных между собой сторон: содержание учебного материала → система творческих заданий и организация учебно-познавательной деятельности .

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

2.1 Перспективно – тематический план раздела «Художественная обработка материалов»

Разнообразие тем и видов труда, предусмотренных программой трудового обучения, требует от учителя особого внимания к тематическому и перспективному планированию уроков.

Процесс планирования подразделяют на два этапа: – перспективное планирование и составление календарного плана. Перспективное планирование предполагает разработку общей стратегии на весь учебный год или полугодие. Прежде всего производится так называемые разноска часов по четвертям: из всего количества программных часов, отведенных на изучение раздела, определяется сколько часов отводиться на каждую четверть, на каждый вид труда. Приступая к этой работе, учитель обращается к Программам по трудовому обучению в начальной школе.

В настоящее время учитель может использовать при планировании трудового обучения младших школьников разные программы, среди них и авторские, и традиционные. Остановимся на краткой характеристике некоторых их них.

Одной из авторских Программ по трудовому обучению младших школьников является «Школа мастеров» автор Т.М. Геронимус. Данная программа рассчитана на 4-х летнюю начальную школу, учебная трудовая деятельность в ней рассматривается как средство познания окружающего мира, а ребенок в нем как преобразователя этого мира. Цель трудового обучения будет достигнута, считает автор, если ребенок займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже сделал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».

Следующей авторской Программой трудового обучения младших школьников, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ является Программа Цирулик Т.Н. «Умные руки». Ее цель: развитие интеллектуальных способностей, повышение интереса к познанию нового, расширение кругозора учащихся.

На основе изучения содержания вышеуказанных программ учитель осуществляет перспективное планирование, т.е. производной разноску часов по четвертям: из сего количества программных часов, отведенных на изучение раздела, определяет сколько часов отводится на каждую четверть. После этого определяется последовательность происхождения материала в объеме установленного времени. В календарном плане отражается тема каждого урока и их последовательность с указанием количества часов и точной даты проведения.

В качестве примера мы проводим разработанный нами перспективно-тематический план работы по аппликационным работам с природным материалом для учащихся 1 класса. План составлен на основе содержания Программы по трудовому обучению «Умные руки» автора Цирулик Н.А.

Таблица 3 - Тематический план работы по аппликационным работам с природным материалом

Тема и краткое

содержание урока

Образовательная цель урока

Развивающая цель урока

Воспитательная цель урока

Тип урока

Методы обучения

Материал и инструменты

Наглядность, ТСО

Приемы приклеивания деталей без разметки. Вступительная беседа. Анализ изделия. Правила техники безопасности.

Научить детей апликационным работам с природным материалом; научить приему приклеивания засушенных листьев и семян на бумажную

Развивать ассоциативное мышление, умение создавать образ по ассоциации с формой предмета.

Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус

Урок изучение нового материала

Словесный, наглядна практический.

Природный материал, картон, клей ПВА, клеенка, фартук, тряпочка для рук.

Образец изделия, заготовка для основы


Продолжение таблицы 3

Выполнение аппликации. Итоговая беседа.

основу.

Аппликация из листьев «Бабочка» Рассказ учителя о картине «Золотая осень» И.С. Остроухова. Беседа об осени. Отгадывание загадок. Разгадывание ребуса. Выполнение аппликационных работ. Итоговая беседа.

учить выполнять аппликацию из листьев деревьев – бабочку и соразмерять при этом ее части;

развивать мелкую мускулатуру рук, мышление, воображение;развивать желание сделать аппликацию красивой.

воспитывать бережное отношение к природе, способствовать познанию детьми красоты родной природы;

Комбинированный

Словесный, наглядный, практический.

Букет осенних листьев; гербарий осенних листьев разной формы; листья деревьев; ягоды шиповника

Репродукция картины И.  С. Остроухова «Золотая осень»; карточки со стихотворениями о листьях, об осени.

Изделие «Осенний букет».

Просмотр слайдов «Цветы». Беседа о цветах. Работа по учебнику стр. 71. повтор правил безопасности работы с ножницами.

Прививать учащимся знания, навыки, практические умения  по аппликационным работам с при родным материалом

Развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук; воображение, мышленипе.

Ответственность за порученное дело, аккуратность взаимовыручку.

Комбинированный.

Словесный, наглядный.

ПК, презентация «Цветы», аудиозапись «Городские цве ты», природные материалы: семена клена, плоды рябины, сухие веточки

Образцы выполненные из природного материала, иллюстрации цветов.

Продолжение таблицы 3

Гимнастика для пальцев. Выполнение аппликационных цветов из природного материала. Итоговая беседа.

Ножницы, гуашь, кисточка, баночка.

Аппликация из листьев «Овощи».

Отгадывание загадок про овощи. Беседа о овощах. Гимнастика для глаз. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение аппликационных работ.

Физкультминутка. Итоговая беседа.

прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом – листьями; познакомить с понятием «овощи»; учить выбирать нужный материал для изготовления определенной поделки.

развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление, расширять кругозор

воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность в работе.

урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.

словесный, наглядный, практический

цветной картон, клей ПВА, листья различных пород деревьев, травянистых растений, лист для черновой работы, тряпочка для рук.

образцы аппликаций из листьев, иллюстрации моркови, лука, капусты.

Продолжение таблицы 3

Аппликация из листьев «В лес за грибами».

Беседа о грибах. Работа по учебнику.

анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для глаз и пальчиков. Выполнение аппликации по образцу. Итоговая беседа.

прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом – листья; дать первоначальные сведения о грибах, учить различать грибы;

развивать умение изготовлять аппликацию из природного материала; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.

воспитывать аккуратность,бережливость, трудолюбие.

урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.

словесный, наглядный, практический

картон, природный материал, клей, ножницы, лист для черновой работы, тряпочка для рук.

иллюстрации грибов, карточки с напечатанными названиями грибов.

Аппликация из листьев «Чудо-животные».

Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса». Повторение ранее изученного об аппликации. Анализ образца. Правила

прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом; учить работать по намеченному плану, с природным

развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.

воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе

урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.

словесный, наглядный, практический

магнитофон, аудиозапись «Звуки леса», цветной картон, лист для черновой работы, природный материал, клей , ножницы,

рисунок «Разнообразие форм листа», карта поэтапного выполнения работ.

Продолжение таблицы 3

техники безопасности. Выполнение аппликации. Итоговая беседа.

материалом

Тряпочка дл рук

Мозаика «Цветок»

Беседа о мозаике. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика. Выполнение мозаики. Итоговая беседа.

познакомить с новым видом мозаики с использованием природного материала; учить выполнять мозаику

развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление, память.

воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Комбинированный

словесный, наглядный, практический

семена фруктов, природные материалы – листья, картон, тряпочка для рук.

образец мозаики «Цветок», наброски различных рисунков для выполнения мозаики.

2.2 Методика обучения младших школьников моделированию из природных материалов

Работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив его.

Например, во время изготовления аппликации из засушенных листьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательно то, что при данной работе не бывает конца совершенствованию работ, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании аппликационной работы.

Кроме этого, выполнение аппликационных работ из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и еще это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей прекрасного.
А приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше. Для начала следует вспомнить слова поэта Н.А. Некрасова о том, что «нет безобразья в природе». Поэтому каждого из нас волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьев и порхающий тополиный пух, необычная форма, окраска цветов. Перед тем, как сделать любой природный материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание на его своеобразность. Ведь у каждого растения свой внешний вид – формы листьев, цвета, фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается.

Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для «погружения» детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, – воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков. На каждом уроке, экскурсии в природу нелишним будет напомнить детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе. А это значит – оберегать цветы, кустарники, любое другое растение от бессмысленного уничтожения. Уроки трудового обучения с использованием природного материала должны приобрести «экологическое звучание» и формировать у учащихся новое, ответственное отношение к природе. «Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» – вот те важнейшие выводы, которые должен сделать каждый ребенок, выполняющий практические работы по трудовому обучению.

Аппликационная работа над поделками из природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.

Вместе с тем труд, который необходимо для выполнения аппликационных работ из природного материала, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Ведь любую, даже самую примитивную, сделать не так-то просто, работа по её изготовлению требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить, даже если ребенку не удается выполнить с первого раза необходимую работу. Но с помощью взрослого он учиться выявлять причины своей неудачи и, самое главное, – преодолевать её.

В результате таких действий у учащихся формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. 

Технология выполнения аппликации из природного материала младшими школьниками предусматривает такие этапы работы:

-подготовка материала, его выбор;

-выбор рисунка для аппликации;

-положение материала, создание эскиза;

-выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;

- техника выполнения поделки различными способами.

В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.
Тематика работ очень разнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, «Дерево в снегу», Павлин и т.д.
Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия. Аппликационные работы данного вида учащиеся младших классов выполняют начиная с первого класса.

Приемы и методы обучения аппликационным работам очень разнообразны; например, рассматривание образцов, наблюдения в природе, показ технических приемов, упражнения на закрепление техники выполнения, объяснение, составление плана последовательности выполнения работы, выбор материала, рассказ об игрушке-поделке, самооценка и беседы и т.д. Основными художественными средствами в аппликации являются цвет, его сочетания, композиции, выразительность силуэта. В Приложении А приводим конспекты уроков по аппликации для учащихся 1-х классов.

Работа с природным материалом осуществляется и во внеурочное время. Это могут быть выставки детских поделок, различные конкурсы поделок, экскурсии, праздники Природы, викторины, создание и работа в Уголках ручного труда и т.д. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс аппликационных работ с природным материалом является мощным источником всестороннего развития личности ребенка.

2.3 Технология моделирования изделий из природных материалов в начальной школе

Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полностью соответствовало бы возрастным возможностям учащихся и современным требованиям научно-технического прогресса.

В принципе материальное оснащение уроков трудового обучения должно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическим требованиям, с другой – наилучшим образом способствовать формированию у детей представлений, умений, привычек и внутреннего стремления самостоятельно выполнять требования трудовой культуры.

В практике существует несколько направлений в решении вопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений и материалов. Одни педагоги хранят все инструменты в специальных шкафах или на стеллажах, комплектуя каждый вид на весь класс. Перед уроком трудового обучения в зависимости от вида труда, содержание работ учитель вместе с дежурными раскладывает необходимые на данный урок инструменты и материалы.

Широко используется природный материал для изготовления поделок и в начальной школе. Его нам в кубышке дает сама природа, перечень его довольно обширен.

Ценным материалом к аппликационным работам из природного материала являются: засушенные листья, семена деревьев, овощей, например, семена клена или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать уши для зайца, крылья для стрекозы, плавники для рыб и т.д. они имеют красивую внешнюю форму, что позволяют использовать их для оригинальных поделок. Очень специфична аппликация из семян клена. Работа с кленовыми семенами требует большой фантазии, творчества, выдумки

Сбор семян осуществляется осенью, но семена должны быть не скрученными, иметь цвет и форму. Собранные семена освобождают от веточек и оставляют крылатку в паре. Раскладывают их между газетами, сверху кладут небольшой груз и оставляют до полного высыхания. Их аккуратно складывают в коробку. Срок хранения сухих семян не ограничен.
Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с учащимися начальных классов на уроках трудового обучения:

1. Хвоя. Хорошо подходит для имитации иголок ежа, лапок паука, коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для кукол и т.д.
Хвою используют: еловую, сосновую, пихтовую. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать зеленую хвою. В работе с хвоей следует учитывать её особенность – иголки хвои колючие, хранить её необходимо в коробочке, банке.

2. Орехи. При изготовлении поделок их орехов можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком – грецкие, лесные, земляные, кедровые, фисташки. Лесные орехи используют для изготовления головок игрушечных человечков, животных.

Лесные орехи следует собирать зрелые в августе месяце вместе со шляпой, которую также можно удачно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках и хранят потом в коробочке в сухом месте. Скорлупа лесных орехов довольно твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать в работе.

Кедровые орехи могут пригодиться при изготовлении лапок зверьков, кулачков, лесных человечков. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов используется для поделок лодочек, тележки, черепах, жуков и т.п. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа. Раскалывать орехи можно только учителю, дети в работе используют готовые половинки.

Земляные орехи очень удобны в работе – легко прокалываются, режутся, скорлупка у них тонкая и достаточно хрупкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных. хранить орехи нужно в сухом помещении, т. к. их скорлупа не твердеет при высыхании.

3. Желуди. Плоды дуба – желуди – бывают разной формы и величины. Желуди созревают осенью, в сентябре-октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки, на которых они держаться. Плюски – очень хороший материал в дополнении к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления поделок желательно использовать свежие жёлуди, т. к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Этот материал, в отличии от каштанов, широко распространен почти по всей территории нашей страны. Сбор и хранение его не представляет трудности. соединение желудей не трудное. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.

4. Семена . Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких как зырянка, настурция, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза животным или человека.

5. Ветки. При изготовлении игрушек из объемного природного материала – шишек, желудей, каштанов – отдельные детали делают из веток: чаще всего это руки и ноги различных образов. Ветки обладают передать поделку практически в любой позе: бегущей, сидящей, с поднятыми руками и т.д. и все эти детали можно сделать из одной небольшой веточки. Локтевой и коленной частями служит место развилки веток, в длина отрезается пропорционально величине поделки. В работе можно использовать ветки сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются. Сбор веток – работа, требующая времени, терпения и аккуратности. Необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для поделок нужно собирать ветки, лежащие на земле, со спиленных деревьев, в местах обрезки деревьев.

6. Корки. Корки для поделок могут использоваться в зависимости от формы, которые могут напоминать различные фигуры животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей.

7. Листья. Они являются интересным и нужным дополнением при изготовлении поделок, из них можно выполнить красивые аппликации. Листья очень разнообразны по своей форме и расцветки. Листья можно использовать от разных деревьев, кустарников, цветов.

Из листьев можно сделать крылья бабочки, плавники рыбы, всевозможные узоры. Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования их необходимо правильно заготавливать, засушить. Засушивание листьев производят закладывая их между листами пористой сухой бумаги. На ней аккуратно в расправленном виде раскладывают в один слой растения; каждый слой сверху также закрывают бумагой. Стопку подготовленного таким образом природного растительного материала можно уложить в специальный пресс или просто придавить сверху тяжелым предметом. Можно листья через газету прогладить горячим утюгом.

Чтобы засушиваемые листья не почернели и сохранили цвет, листы газеты следует менять ежедневно. Обычно для полного высыхания листьев требуется от трех до семи дней. Хранить засушенный материал лучше всего в специальной папке, в которой отдельные экземпляры тоже имеет смысл переложить листами бумаги. Сухие листья очень хрупкие, ломкие.

8. Соломка. Как поделочный материал солому используют давно. Солома- это стебель злаковых растений, полый внутри, легко обрабатываемый материал. Изделия из соломы очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей. Используют солому ржи, пшеницы, овса, ячменя, дикорастущих растений – мятлика, тимофеевня.

Заготовку соломы производят после созревания растения, когда она приобретает золотистый цвет. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают солому вместе с узлами или разрезают на части по узлам – так удобнее хранить материал. Обработанная солома для работы не пригодна, так как стебли у нее поломаны или смяты. Лучше использовать свежую ровную, не смятую, неподгнившую солому. Собирают солому вручную на обочине полей или пришкольном участке.

Для работы солому необходимо подготовить из трубочек сделать плоские ленты. Вначале выбирают круглые, ровные стебли, отрезают узлы и кладут солому на 1,5–2 часа в широкий сосуд с горячей водой для распаривания. Когда солома станет мягкой, трубочку разрезают вдоль и разглаживают горячим утюгом на сложенной в несколько раз газете. Материал можно заготавливать впрок.

9. Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого размера. Перед работой перья промывают, сушат, и расчесывают для возвращения им естественного вида.

10. Ракушки. На берегах рек, морей, озер можно найти ракушки-домики, которые интересны по внешнему виду, оригинальны по форме. Сбор ракушек можно производить с детьми во время экскурсий. Ракушки после сбора моются, после раскладываются и сушатся. Из ракушек можно сделать фигурки животных, или как дополнительный материал.

Выводы по второй главе

В содержании второй главы мы рассмотрели программы по трудовому обучению в начальной школе. В качестве примера привели перспективно – тематический план работы по аппликационным работам с природным материалом для учащихся 1 класса.

Также была рассмотрена методика обучения моделированию из природных материалов при развитии творческих способностей у младших школьников на уроках технологии.

Важнейшую роль в формировании творческих способностей младших школьников играет самостоятельная работа над творческим проектом, который является уже не темой программы, а самостоятельным методом обучении, применяемым во многих сферах человеческой жизни..

Изготовление поделки из природного материала для детей возможно разными способами.

При изучении информации выявили, что процесс аппликационных работ с природным материалом являются мощным источником всестороннего развития личности ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором потенциал учащегося будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности учащегося на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты. То есть на уроке должна быть организованная часть, направленная на обеспечение понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в поделку, причем на теоретическую часть урока должно отводится втрое меньше времени, чем на практические действия.

Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей начальных классов, ответственных во многом за духовное, умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся, без чего немыслима деятельность личность, потребность в которой столь остра в эпоху современных социально-экономических и культурных преобразований.
В процессе исследовательской работы по данной проблеме был проведен анализ литературных источников таких авторов, как Геронимус Т.М., Конышевой М.И., Просяковой П.К., и другие на основе которых можно сделать вывод о том, что аппликационной работе учащихся с природным материалом уделяется достаточно много времени по каждому классу обучения в начальной школе.

На основе анализа литературы и практического опыта учителей была разработана система уроков, в которой отражены особенности аппликационной работы с природным материалом в 1 классе по трудовому обучению. В систему включены различные темы видов аппликационных работ с природным материалом, например: составление аппликации из засушенных листьев, соломки, скорлупы, камушек и т.д.

В результате практической работы стало очевидным, что процесс выполнения аппликационных работ из природного материала очень увлекательный. У ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование.

Методика аппликационных работ с природным материалом в начальной школе имеет свою особенность, специфичность в подборе технологий, материалов инструментов. Знание основ теории и практики данного вида работ учителем, позволяет ему грамотно планировать, творчески и увлекательно строить педагогический процесс.

Разработанная система уроков и методические рекомендации по изучению аппликационных работ с природным материалом могут быть использованы в работе учителей начальных классов, студентов – практикантов, руководителями кружков дополнительного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования». – Москва: Просвещение, 2011. – 33 с.

Монография, учебники, учебные пособия

2) Агапова, И.А., Забавные игрушки из природных материалов / И.А. Агапова, М.В.Давыдова.–М.:,2018.–255с.

3) Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. – Казань: Изд – во Казан. уни- та, 1988 – 236 с.

4) Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2019. – с. 219.

5) Беляков Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок «Умелые руки» в школе.–М.,2020–с.158.

6) Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2003. – 536 с.

7) Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. – М., 2020. – с. 180.

8) Винер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. – М., 2021. – с. 95.

9) Гусакова М.А. Аппликация. – М., 2020. – с. 153.

10) Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. 1 класс. Учебное пособие. – М.: изд. «Экзамен», 2020. – с. 86.

11) Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология. Курс лекций. – Ростов – на- Дону, 2012. – 234 с.

12) Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М., 2019. – с. 92.
13) Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. – М., 2018. – с.147.
14) Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – М., 2021. – с. 210.

15) Новая философская энциклопедия Т-Я. В 4т. Т 4/ Ин- т философии РАН; Нац. обществ. науч.фонд; председатель научно- ред.совета В. С. Степин. – М.: Мысль, 2001. – 605 с.

16) Новожилов Э.Д. Технология и предпринимательство.-М.:МПУ, 2018. – с. 87.

17) Основные понятия технологического образования. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: Соловьянюк, В.Г. – Бирск, 2018. – с. 114.

18) Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М. : Юрайт, 2013. 296 с.

19) Пантелеев, Г.Н. Декоративное искусство детям. / Г.Н Пантелеев. − М.,

2021.-128 с.

20) Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие, автор-сост.: Соловьянюк В.Г. – Бирск, 2019. – с. 139.

21) Пожидаева С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства. – Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2019. – с. 43.

22) Педагогический энциклопедический словарь /  гл. ред. Б. М. Бим – Бад; редкол.: М. М. Безруких [ и др.] – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 286 с.

23) Рагозина, Т.М. Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1 − 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига / Учебник, 2018.
Самородский П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. – Брянск: Издательство БГПУ, 2020. – с. 68.

24) Творчеств: теория, диалектика, технологии: Словарь – справочник /  Под ред. Т. А. Барышевой. – СПб. : Питер, 2008.- 296 с.

25) Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М. : Педагогика, 1990. – 192 с.

Статьи из журналов

26) Кудрявцев В. А. Феномен детской креативности / В. Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2007. № 2 – с. 18 – 27.

27) Лейтес Н. С. О признаках детской одаренности  //  Управление современной школой. Завуч. – 2010. № 8. – с. 45 - 51

28) Никитина Л. В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа – 20012. - № 7. –  с. 47 -51.

29) Райков В. Л. Мышление как процесс сознания // Психологический журнал. – 2012. - № 4. – с. 67 – 72.

30) Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во
внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2018. - №
9. - с.13-17

Интернет – ресурсы

31) Национальный психологический журнал: [cайт].- URL: http://npsyj.ru/ (Дата обращения 20.12. 2021).

         32) Развитие творческих способностей ребенка: [cайт].- URL: htths://mamochka-club.com/baby/razvitie/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-rebenka.html/ (Дата обращения 13. 11. 2021).

33) Способности [cайт].- URL: https://ru/wikipedia.org/wiki/ ( Дата обращения 13. 11. 2021) .

ПРИЛОЖЕНИЕ А

План-конспект уроков технологии по аппликационным работам                                                   с природным материалом

Урок 1
Раздел программы: Художественная обработка материалов
Тема: Изделие «Осенний букет»
Класс: 1 класс.Время работы: 45 минут.Цели урока:
Образовательная: прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом; закрепить знания учащихся о цветах;
Развивающая: развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.
Воспитательная: воспитывать ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручку.
Тип урока: комбинированныйОсновной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование : ПК, слайды «Цветы», магнитофон, аудиозапись песни «Городские цветы», природные материалы: семена клена, плоды рябины, плоды шиповника, еловые шишки, сухие веточки, ножницы, гуашевые краски, кисточка для красок, баночка для воды.
Дидактический материал к учебному занятию: образцы, выполненные из природного материала, иллюстрации цветов.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап;
2. Сообщение темы и цели урока;
3. Опрос учащихся по изученному материалу.
4. Изложение нового материала;
5. Вводный инструктаж;
6. Вводное выполнение приемов практической работы;
7. Самостоятельная практическая работа учащихся;
8. Текущее инструктирование учителя;
9. Подведение итогов урока;
Урок №2
Раздел программы: Художественная обработка материалов
Тема: Аппликация из листьев «Овощи»
Класс: 1 класс.Время работы: 45 минут. Цели урока:
Образовательная: прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом – листьями; познакомить с понятием «овощи»; учить выбирать нужный материал для изготовления определенной поделки.
Развивающая: развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление, расширять кругозор.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность в работе.
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование : цветной картон, клей ПВА, листья различных пород деревьев, травянистых растений, лист для черновой работы, тряпочка для рук.
Дидактический материал к учебному занятию: образцы аппликаций из листьев, иллюстрации моркови, лука, капусты.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап;
2. Мотивационный этап;
3. Сообщение темы и цели урока;
4. Подготовка к выполнению задания;
5. Проверка готовности рабочих мест;
6. Самостоятельное выполнение учащимися задания;
7. Подведение итогов урока;
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.
Урок №3
Раздел программы: Художественная обработка материалов
Тема: Аппликация из листьев «В лес за грибами»
Класс: 1 класс. Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом – листья; дать первоначальные сведения о грибах, учить различать грибы;
Развивающая: развивать умение изготовлять аппликацию из природного материала; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие.
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование : картон, природный материал, клей, ножницы, лист для черновой работы, тряпочка для рук.
Дидактический материал к учебному занятию: иллюстрации грибов, карточки с напечатанными названиями грибов.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап;
2. Мотивационный этап;
3. Сообщение темы и цели урока;
4. Подготовка к выполнению задания;
5. Проверка готовности рабочих мест;
6. Самостоятельное выполнение учащимися задания;
7. Подведение итогов урока;
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.
Урок №4
Раздел программы: Художественная обработка материалов
Тема: Аппликация из листьев «Чудо-животные»
Класс: 1 класс
Время работы: 45 минут
Цели урока:
Образовательная: прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом; учить работать по намеченному плану, с природным материалом;

Развивающая: развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование : магнитофон, аудиозапись «Звуки леса», цветной картон, лист для черновой работы, природный материал, клей ПВА, ножницы, тряпочка для рук.
Дидактический материал к учебному занятию: рисунок «Разнообразие форм листа», карта поэтапного выполнения работ.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап;
2. Мотивационный этап;
3. Сообщение темы и цели урока;
4. Подготовка к выполнению задания;
5. Проверка готовности рабочих мест;
6. Самостоятельное выполнение учащимися задания;
7. Подведение итогов урока;
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ Выполнила: Глушенкова Наталья, 301 НК группа Руководитель: Чернышева С. А., преподаватель МДК 01.10. вышей квалификационной категории

Слайд 2

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Описать теоретические и методические основы развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии посредством моделирования из природных материалов.

Слайд 3

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Развитие творческих способностей младших школьников. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс обучения на уроках технологии в начальной школе.

Слайд 4

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) дать характеристику понятиям «творчество», «творческие способности»; 3) раскрыть методику работы младших школьников с природным материалом на уроках технологии; 4) Составить перспективно- тематический план, планы уроков по данному разделу.

Слайд 5

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: поиск и отбор информации; анализ; синтез; систематизация; обобщение.

Слайд 6

ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Развитие творческих способностей у младших школьников как предмет психолого- педагогического анализа. 1.2 Средства развития творческих способностей. 1.3 Система заданий по моделированию из природных материалов как средство развития творческих способностей.

Слайд 7

Андреев Валентин Иванович Советский и российский педагог, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ Трактует творчество как один из видов человеческой деятельности, для которой характерны: наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. творчество вносит вклад в развитие общества и личности; Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; Наличие субъективных предпосылок для творчества (знаний, умений, мотиваций, способностей); Новизна и оригинальность процесса или результатов .

Слайд 8

Лейтес Натан Семенович Советский и российский психолог, психофизиолог , доктор пстхологических наук, профессор. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии. Способности существуют только в развитии…Способность не существует вне конкретной деятельности человека,а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания…»

Слайд 9

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНГОСТЕЙ 1) Использование проектного метода; 2) Игры в процессе обучения; 3) C помощью системы заданий для развития творческих способностей.

Слайд 10

Унт Инге Эриховна Доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

Слайд 11

Классификация методов обучения (по Н. М. Конышевой) Репродуктивные методы Частично – продуктивные методы Творческие методы Копирование образца на основе репродуктивной деятельности (конструирование по образцу и технологической карте) Воссоздание образца на основе воображения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции Конструирование о заданным условиям – создание оригинального, нового для субъекта продукта, соответствующего определенным требованиям Доконструирование – доработка, доделка модели в соответствии с дополнительными требованиями. Переконструирование – переделывание, внесение конструктивных изменений в соответствии с новыми требованиями

Слайд 12

Развитие творческих способностей будет эффективным, если в организации будут соблюдены следующие педагогические условия: содержание учебного материала система творческих заданий организация познавательной деятельности

Слайд 13

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2.1 Перспективно- тематический план раздела «Художественная обработка материалов». 2.2 Методика обучения младших школьников моделированию из природных материалов. 2.3 Технология моделирования изделий из природных материалов в начальной школе.

Слайд 14

ПЕРСПЕКТИВНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА» Кол-во часов в год Кол-во часов в неделю Кол-во часов в I четверти Кол-во часов во II четверти Кол-во часов в III четверти Кол-во часов в IV четверти 33 1 9 7 9 8

Слайд 15

« Нет безобразья в природе!» Н. А. Некрасов

Слайд 16

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АППЛИКАЦИИ подготовка материала, его выбор; выбор рисунка для аппликации; положение материала, создание эскиза; выбор оборудования, инструментов, вспомогательных материалов; техника выполнения поделки различными способами.

Слайд 17

ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Слайд 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современном обществе ребенок постоянно находится в ситуации избытка информации, необходимости структурировать имеющиеся данные и, выбирая главное, следовать по пути развития. Особую важность приобретают развитые творческие способности, позволяющие вовремя выявить противоречия в ситуации и найти оптимальные способы выхода из трудностей. Таким образом необходимо с раннего детства, а особенно в младшем школьном возрасте заниматься развитием творческих способностей ребенка, что подчеркивается и в федеральном государственном образовательном стандарте ФГОС НООмы решили следующие задачи : 1. Раскрыли развитие творческих способностей младших школьников как психолого-педагогическое явление. 2 . Выявили приемы и методы развития творческих способностей младших школьников.

Слайд 20

В ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЛАНИРУЕТСЯ 1) Провести диагностику уровня сформированности творческих способностей у младших школьников на уроке технологии; 2) Составить комплект заданий для развития творческих способностей посредством освоения технологии художественной обработки природных материалов.



Предварительный просмотр:

Выступление по итогам обобщения педагогического опыты МОУ «Петровская СОШ»

1. История образовательного учреждения.

Дата создания образовательного учреждения 30.04.1923 г.

1951 г. – Начальная школа реорганизована в семилетнюю школу.

1974 г. – Петровская восьмилетняя школа реорганизована в среднюю школу.

1995 г. – Петровская средняя школа реорганизована в МОУ «Петровская СОШ»

2. Структура методической службы в образовательном учреждении.

Директор

Заместитель директора по учебной части

Заместитель директора по воспитательной работе

Социальный педагог

МО учителей начальных классов.

3. Основные направления деятельности методической службы.

Обеспечение высокого уровня учебного процесса в школе, постоянное совершенствование его содержания, и повышение качества подготовки выпускников школы на основе индивидуализации обучения.

Повышение качества образования путем внедрения новых передовых инновационных и здоровьесберегающих технологий.

4. Формы методической работы в образовательном учреждении.

Педагогические советы

Заседания методических объединений

ПМПк

Теоретические и практические семинары

Анализ открытых уроков

Обмен опытом.

5. Условия эффективности организации методической работы учителя.



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Алгоритм отчета:

  1. Образование учителей

7 учителей начальной школы имеют высшее образование

  1. Средний педагогический стаж

1 учитель имеет стаж работы более 25 лет.

2 учителя имеют стаж работы более 14 лет.

2 учителя имеют стаж работы 10 лет.

2 учителя имеют стаж работы 5 лет.

  1. Стаж работы в данном учреждении

1 учитель имеет стаж работы более 25 лет.

2 учителя имеют стаж работы более 14 лет.

2 учителя имеют стаж работы 10 лет.

2 учителя имеют стаж работы 5 лет.

  1. Примерная методическая тематика учителя
  2. Посещаемые учебные, научные и методические мероприятия

Участие в семинарах по функциональной грамотности, «Экологическое воспитание младшего школьника», курсы повышение квалификации, участие в конкурсе «Учитель года»

  1. Используемые педагогические технологии

Проектные технологии, игровые технологии.

  1. Образовательные программы

Основная общеобразовательная программа начального общего образования «Школа России»

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  1. Занятость во внеурочной деятельности учителей

1 учитель занят во внеурочное время.

  1. Качество обученности учеников (в %) по всем учителям

1 учитель имеет стаж работы более 25 лет – 99%

2 учителя имеют стаж работы более 14 лет – 97 %

2 учителя имеют стаж работы 10 лет – 95%

2 учителя имеют стаж работы 5 лет – 94 %

  1. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности



Предварительный просмотр:

Рецензия на статью старшего преподавателя Приднестровского государственного университета Н.И. Васильевой

«Использование игровых форм контроля и оценки достижений младших школьников при изучении предмета «окружающий мир»»

(журнал «Начальная школа» №5, 2020 г.)

В статье Н.И. Васильевой рассматривается вопрос эффективности применения игровых форм работы для контроля и оценивания достижений учащихся на уроках окружающего мира, способов их реализации.

Представленная статья несомненно актуальна, поскольку использование игровых форм на уроках окружающего мира позволяет удовлетворить требования ФГОС к результатам освоения образовательной программы, способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения позволяет выявить одарённых детей. предупреждает утомление, а также помогает как начинающим учителям, так и более опытным педагогам организовать контроль и оценивание достижений учащихся в интересной форме.

В рецензируемой статье автор обращает своё внимание на требования ФГОС в части оценивания учебных достижений учащихся. Замечает, что определить наиболее эффективные способы организации контрольно-оценочной деятельности – это достаточно актуальная проблема для учителей, ведь существует большое количество различных методов, из которых определить наиболее эффективный достаточно сложно. Но для того, чтобы немного облегчить задачу, автор статьи приводит некоторые положения, которые помогут учителям выбрать наиболее эффективные с дидактической точки зрения методы. В итоге рассматривает в своей статье такой метод, как дидактическая игра, который призван устранить негативные моменты в обучении, повысить учебную мотивацию и учебную самостоятельность учащихся. Н.И. Васильева привела в качестве примера некоторые игры контрольно-оценочной направленности, которыми могут воспользоваться учителя при оценивании учебных достижений учеников по предмету «окружающий мир».

Оценивая работу в целом, можно отметить, что автор проявила умение разбираться в большом потоке различной информации, из которой смогла выделить наиболее существенную и высокоэффективную. Приведённые в статье варианты дидактических игр несомненно помогут учителям в интересной форме организовать контрольно-оценочную деятельность на уроках окружающего мира, что положительно скажется на результатах обучения.

 Недостатков в работе замечено не было. Наоборот, автор не просто написала названия игр, которые можно применять при контроле и оценке достижений учащихся, но и прописала правила игры и уместность их применения при той или иной контрольно-оценочной работе, что является несомненным плюсом.

Статья Н.И. Васильевой «Использование игровых форм контроля и оценки достижений младших школьников при изучении предмета «окружающий мир» имеет определенную значимость. Она может быть полезна не только учителям, которые уже работают с детьми, но и студентам, которые обучаются по специальности «преподавание в начальных классах».

Научная статья Н.И. Васильевой полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.