ПК 4.4.
учебно-методический материал


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинского педагогического колледжа №1»

Кафедра естественно-научных, общественных дисциплин и эстетического воспитания

Щетинина Анна Сергеевна

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И СОМООЦЕННКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к                           Специальность: 44.02.02

защите                                                                Преподавание в начальных классах

«____» марта 2022г.                                          Курс: 3. Группа: 301НК

Заместитель директора по НРМ                      Руководитель: Кошкарова Л.С.

_____________/ Анищенко И.Л.                      преподаватель МДК 01.03 Детская

                                                                             литература с практикумом по

                                                                             выразительному чтению      

      высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук

Курсовая работа защищена

с оценкой ______________

«_____» марта 2022г.

Председатель комиссии:

_______________/

Члены комиссии:

_______________/

_______________/

 

Челябинск, 2022 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1.1. Формирование   самоконтроля  и самооценки у младших школьников как обязательный компонент ФГОС НОО.

7

1.2. Понятие «самоконтроль» и «самооценка», возрастные особенности  младших школьников в формировании первоначальных навыков самоконтроля и самооценки.

9

1.3. Система заданий, влияющих на осмысленное чтение   как условие развития читательской компетенции младших школьников.

13

Выводы по 1 главе

17

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ  САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

2.1. Самоконтроль и самооценка в процессе формирования читательской компетенции  младших школьников на уроках литературного чтения.

18

2.2. Анализ учебника УМК «Школа России»: виды заданий и упражнений по формированию первоначального навыка самоконтроля и самооценки младших школьников  для развития понимания прочитанного.

22

2.3. Формирование самостоятельности младшего школьника в процессе реализации способов организации самоконтроля и самооценки на уроках литературного чтения.

27

Выводы по 2 главе

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

35

ВВЕДЕНИЕ

 В современной образовательной ситуации требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определяют необходимость формирования у младших школьников оценочной деятельности. Одной из центральных задач школы является подготовка учащихся к самосовершенствованию. Данная задача делает особо значимой проблему формирования активной позиции младшего школьника в образовательном процессе, что требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях. Современным школьникам необходимо умение объективно и всесторонне оценивать особенности своей деятельности, правильно строить свои взаимоотношения с окружающими их людьми, а также принимать себя в роли ученика. Перечисленные умения, по мнению В.А Сластёнина, требуют определенного уровня сформированности самооценки.

Теоретическое обоснование проблемы самооценки и самоконтороля детей младшего школьного возраста разрабатывали  ученые: Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова, И.В. Дубровина, Л.Г. Подоляк, В.М. Сивельников и др. По мнению доктора психологических наук А. В. Захаровой, более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, в то время, как ее деятельностные характеристики, механизмы формирования и реализации до сих пор остаются не раскрытыми.

Наиболее существенным и важным компонентом учебной деятельности при формировании адекватной самооценки является самоконтроль. Умение контролировать свою работу - одно из проявлений самостоятельности, необходимой старшему школьнику для приобретения, углубления и расширения знаний, развития познавательных способностей. Формирование умений и навыков самоконтроля как проявления активности школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися. Несмотря на очевидную важность самоконтроля в педагогическом процессе, эта проблема является недостаточно исследованной и заслуживает более глубокого изучения. Так, известный советский ученый - педагог Юрий Константинович Бабанский пишет: «Все же мало изучаются такие важные проблемы, как форма организации обучения. Мало внимания уделяется оценке уровня сформированности у школьников навыков учебного труда (умение выделять главное, осуществлять самоконтроль)".

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

На уроках литературного чтения следует формировать у младших школьников оценочную деятельность и умение контролировать себя. Ролью детской литературы в обществе является развитие и воспитание детей средствами художественного слова. Младшие школьники с радостью погружаются в фантастический мир сказок и приключений, сопереживает героям, верят в происходящее на страницах книги. Это помогает лучшему усвоению и принятию школьниками норм поведения, преобразования этих норм во внутренние механизмы саморегуляции.

Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей объективной реальности. Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования самоконтроля. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит его успешность в обучении, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем. Если научить детей разным способам самоконтроля, то возрастёт познавательная активность и как следствие качество образования.

Таким образом, на основе актуальности проблемы исследования сформулирована тема исследования: «Формирование первоначального навыка самоконтроля и самооценки у младших школьников на уроках литературного чтения».

Цель исследования: определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля и самооценки младших школьников на уроках литературного чтения.

Предмет исследования: образовательный процесс младших школьников на уроках литературного чтения.

Объект исследования: методы и приемы формирования первоначального навыка самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.

Задачи исследования:

1) проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) изучить условия развития способности к самоконтролю и самооценке у младших школьников на уроках литературного чтения;

3) изучить систему организации читательской самостоятельности школьников при условии самоконтроля, влияющих на осмысленное чтение;

4) сделать выводы о формировании  самоконтроля и самооценки на уроках литературного чтения в начальной школе.

Методы исследования: теоретический анализ; классификация; систематизация изученного материала; обобщение.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения,  списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1.1 Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов как обязательный компонент ФГОС НОО

Согласно ФГОС НОО, главной целью школьного образования, является развитие способности у учащихся успешно и самостоятельно усваивать новые знания, формировать компетентности, умения, в т. ч. самостоятельную организацию данного процесса. Иными словами, сформировать умение учиться. Прийти к поставленной цели возможно благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), а именно регулятивного компонента.

Одним из важных психологических факторов формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет немаловажную роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. В связи с этим вопрос о формировании самооценки становится актуальным в настоящее время. Умение оценивать свою деятельность и себя закладывается еще в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование происходит в течение всей жизни человека.

Итак, рассмотрим, что же такое самооценка.

Как известно, человек становится личностью в процессе своей жизни, а не при рождении. По словам А.В.Толстых, личность - это «исторически ограниченная форма бытия человека, фиксирующая взаимопереходы родовых и индивидуальных определений деятельности человека в ходе его самоосуществления как субъекта культурной, общественной и исторической деятельности» [11].

Психологи самооценку рассматривают с различных точек зрения. Например, считать общей самооценкой принято оценку себя в целом как хорошего или плохого человека. Оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной, т.е. частной (могут развиваться неравномерно).
Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен человек) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.

Так что же такое самооценка. Самооценка — это представление человека о важности своей личности, оценивание себя, деятельности среди других людей, собственных качеств, чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. А также, самооценка это такой механизм самосознания, на основании «работы» которого строится принятие самого себя, проявление уважения к себе, осознание значимости самого себя.
По словам А.В. Петровского самооценка и механизм её формирования это: «Поведение человека, которое во многом зависит от тех оценок, которые дают ему другие люди. На основе этих оценок постепенно складывается самооценка личности». Также, А.В. Петровский подчеркивает в своей работе, что самооценка, как часть самосознания человека, как все высшие психические функции человека имеет культурные корни и появляется только в процессе отношений со взрослым человеком, несущим собой культуру. Основываясь на такие утверждения можно сделать вывод, что формирование самооценки происходит под влиянием отношений между взрослым и ребенком, особенно ярко это можно наблюдать в подростковом возрасте (так как именно этот возраст во многом направлен на то, чтобы ребёнок понял, увидел, определил, оценил, кем он является) [7].

Из данных литературы видно, что при изучении вопросов о самооценке отечественные психологи, на первое место ставят деятельность человека. По словам А.Н. Леонтьева самооценка – это существенное условие, для того чтобы индивид стал личностью. Зачастую она выступает мотивом для индивида и побуждает его стремиться к соответствию уровня ожиданий и требований окружающих, а также уровню собственных требований к себе [4].

По мнению А.И.Липкиной, самооценка - это оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику, осознание своего места среди людей [5]. Самооценка учащегося проявляется не только в том, как он оценивает собственные достижения, но и в том, как относится к успехам других. Можно наблюдать то, что учащиеся, которые имеют высокую самооценку, не обязательно расхваливают себя, но они с удовольствием критикуют все, что делают другие. В свою очередь учащиеся с пониженной самооценкой, склонны переоценивать достижения и успехи своих товарищей.

1.2 Понятие "самоконтроль" и "самооценка", возрастные особенности  младших школьников в формировании первоначальных навыков самоконтроля и  самооценки

Необходимо различать оценку деятельности и оценку личности. Неправильно переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность в целом. Младшие школьники слабо дифференцируют эти понятия. В связи с этим, негативный отзыв о своей работе (различной деятельности) они воспринимают как оценку: ты – плохой ученик/человек.
Как известно, система личностных качеств индивида является основным критерием самооценки. Одними из главных функций самооценки являются: регуляторная, на ее основании происходит решение задач личного выбора, и защитная, она обеспечивает относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Исходя из этого можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, профессионализм).

В связи с этим, рассмотрим виды самооценки:

1. Адекватная самооценка. Позволяет успешно ставить и достигать цели в учебе, придает ученику уверенность в себе, творчестве, помогает проявить такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

2. Низкая или заниженная самооценка. Обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Рассмотрим пример, ребенку дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», зачастую применяя при этом физическое воздействие. Или же родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к зажатости и эмоциональной скованности. На самооценку также оказывает влияние сопоставления образов идеального и реального «Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство реальностью своих достижений и ниже ее уровень [6].

3. Завышенная самооценка. Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как ребенок хорошо играет на музыкальном инструменте или читает стихи, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В таких случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

4. Перфекционизм. Перфекционизм – это стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях —зачастую служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям (быть отличником по всем предметам) заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них [9].

Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов - когнитивного и эмоционального, которые функционируют в неразрывном единстве. Когнитивный отражает знания ребенка о себе разной степени оформленности и обобщенности, эмоциональный - отношение к себе, накапливающийся "аффект на себя". Знания о себе ребенок приобретает в социальном контексте, и они неизбежно "обрастают" эмоциями. Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах - общей и частной (парциальной, конкретной, локальной) [2].
Следующий вопрос, который хотелось бы рассмотреть по данной теме это какова взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника.
Как известно, существуют разные виды педагогических оценок: материальные, предметные, результативные, персональные, моральные, процессуальные, количественные, качественные. А также, выделяют оценки в ситуации опроса: ирония, опосредованная, неопределенная, нотация, замечание, отрицание, согласие, одобрение, порицание, упреки, одобрение, подкрепление и наказание.

Рассмотрим их подробнее.

1. Предметные оценки. Это такие оценки, которые отражают, что сделал или что делает учащийся, но не касаются его личности. То есть в этом случае педагог оценивает не самого ребенка, а процесс, содержание, предмет и результаты деятельности. Таким образом, обучающийся получает стимул к личностному росту и совершенствованию учения через оценку того, что он делает.

2. Персональные оценки. Это те, которые имеют отношение к деятельности учащегося, а не к ее атрибутам, выделяют индивидуальные качества, проявляющиеся в деятельности, его прилежание, умения, старание и т. д.

3. Материальные оценки. Могут включать в себя совершенно разные способы материального стимулирования обучающихся за успехи в учебной и воспитательной работе. Такими стимулами могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей учащегося.

4. Моральные оценки. Как правило, это оценки, которые содержат в себе порицание или похвалу от педагога. Характеризуют действия учащегося с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

5. Результативная оценка. Это конечный результат деятельности. Внимание акцентируется на результат, а не на атрибуты деятельности (т.е. оценку получает итог, а не то, каким образом это было достигнуто).

6. Процессуальная оценка. Здесь уделяется внимание на то, каким образом достигнут, полученный результат, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего итога.

7. Количественная оценка. Это соотношение с объемом выполненной работы, например с числом сделанных упражнений, решенных задач, и т. д.

8. Качественная оценка. Здесь говорится о качестве выполненной работы, ее точность, аккуратность, тщательность и учет аналогичных показателей ее совершенства.

При оценке знаний, педагог одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других учеников. Именно так воспринимаются оценки учащимися. Ориентируясь на оценки педагога, учащиеся сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных [10].

По степени сформированности представлений о себе можно выделить 3 группы учащихся.

Учащиеся первой группы больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых и быстро приобретают навыки самоконтроля.
Вторая группа учащихся характеризуется тем, что представления о себе в данной группе неадекватны и неустойчивы. Такие ученики не умеют выделять существенные качества у себя и анализировать свои поступки. Несмотря на это в некоторых ситуациях учащиеся этой группы могут оценивать себя адекватно. Такие ученики требует особого руководства по формированию навыков самоконтроля.

1.3. Система заданий, влияющих на осмысленное чтение  как условие развития читательской кометенции младших школьников

Доктор педагогических наук и кандидат филологических наук Светловская Н. Н. трактует понятие читательской самостоятельности следующим образом: «Читательская самостоятельность - это личностное свойство, а точнее, психическое новообразование, свойство, которое не задается от рождения, а возникает как результат правильно организованного обучения чтению. Оно характеризуется тремя существенными признаками:

  1. умением, желанием и привычкой читателя обращаться к книгам с разными целями и всякий раз осознавать свою цель;
  2. знанием того, к каким книгам ему надо обратиться, чтобы реализовать именно эту цель;
  3. умением найти нужную книгу и освоить их содержание на максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально высоким для него на данный момент результатом» [11, с. 11].

Выделяют такие этапы формирования читательской самостоятельности учеников младшего школьного возраста:

  1. подготовительный этап;
  2. начальный этап;
  3. основной этап.

На каждом их этапов формирования читательской самостоятельности свои цели обучения, свои требования к учебному материалу, своя методика работы и организация учебной деятельности. Главной целью на подготовительном этапе является пробуждение и поддержка у учеников желания обращаться к книгам, введение детей в доступный им круг чтения. Чтобы действительно добиться этой цели достаточно один раз в неделю проводить занятие с детской книгой в течение 20-25 минут. Важнейшей задачей на этом этапе является показ младшим школьникам связи между внешними признакам книги и ее внутренним содержанием.

Главная цель начального этапа-научить детей читать книгу. Важнейшие учебные задачи: учить детей не теряться в группе книг, устанавливать связь между группой книг и целью чтения, а также тренировать детей в собственном прогнозировании содержания книги.

Целью обучения на основном этапе формирования читательской самостоятельности является формирование читательских интересов, то есть дети на этом этапе должны удостовериться в том, что книжный мир широк и увлекателен, в нем очень много разных авторов-собеседников, каждый из читателей обязательно найдет в этом многообразии что-то, что придется именно ему по душе. Важнейшие учебные задачи на этом этапе: закрепление систематического интереса к самостоятельному чтению книг из доступного круга чтения, формирование самоконтроля и рефлексии при чтении книг, закрепление умения действовать с установкой на цель чтения, расширение читательского кругозора учащихся.

К концу основного этапа обучения работе с детской книгой дети должны уметь:

  1. ставить для себя цель обращения к книгам;
  2. обращаться к библиотечно-биографической помощи;
  3. пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;
  4. выделить для себя внешние показатели содержания книги;
  5. осознавать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;
  6. выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной теме;
  7. соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила чтения.

Развитию читательской самостоятельности способствуют различные упражнения, направленные на развитие техники чтения вообще, способности младшего школьника воспринимать и пересказывать материал. Поэтому в работе с младшими школьниками могут использоваться различные методы, которые помогут сформировать в ребенке навыки читательской самостоятельности. Дети лучше усваивают учебный материал, готовы к различным творческим заданиям, когда имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения.

Для повышения эффективности уроков литературного чтения и формирования читательской самостоятельности могут быть использованы следующие творческие виды работ:

  1. краткий пересказ, где ребенок должен отобрать главное, отсеять второстепенное: он выбирает из текста основное содержание, передает его связно, последовательно, без пропусков, а для этого учащемуся придется прочитать текст несколько раз
  2. пересказ с изменением лица рассказчика;
  3. пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, взглянуть на события его глазами, а это опять же требует неоднократного прочтения;
  4. передача прочитанного по ролям;
  5. инсценировка.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

  1. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
  2. Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени.
  3. Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
  4. Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности.

Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов. Развитие читательской самостоятельности младших школьников является непростой задачей, стоящей перед учителем начальной школой. Для того, чтобы сформировать ребенка-читателя, важно быть подкованным в теоретической стороне данной проблемы. Многие отечественные и зарубежные ученые-методисты занимались исследованием читательской самостоятельности младших школьников. Среди них особое место занимает кандидат филологических наук Светловская Наталия Николаевна. В ее заслуги входит теория формирования читательской самостоятельности. Именно Н.Н. Светловская сформулировала законы чтения и этапы формирования читательской деятельности, дала наиболее точное определение читательской самостоятельности.

Выводы по 1 главе

В первой главе проанализированы следующие вопросы:

1. Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов как обязательный компонент ФГОС НОО

2. Понятие "самоконтроль" и "самооценка", возрастные особенности  младших школьников в формировании первоначальных навыков самоконтроля и  самооценки

3. Система заданий, влияющих на осмысленное чтение   как условие развития читательской самостоятельности младших школьников.

Проанализированы исследования ученых: А.В. Захаровой,
В.С. Сластёнина, Н.Н. Светловской, Н.И. Жинкина, И.И. Тихомировой,
В.В. Давыдова.

Теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы:

  1. контроль – это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, это проверка того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами;
  2. самоконтроль – это оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях;
  3. самооценка – это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, своих возможностей и способностей, нравственных качеств и поступков;
  4. читательская самостоятельность – это свойство, которое возникает как результат правильно организованного обучения чтению;
  5. для того, чтобы обучить ребенка чтению, нужно обязательно научить его правильной технике чтения, выработать верную систему восприятия художественного и научного текста, обучить работе с текстом, выработать читательские умения.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

2.1. Самоконтроль и самооценка в процессе формирования читательской компетенции младших школьников

Развитие самооценки напрямую связано с чтением и пониманием прочитанного текста. Через анализ произведения и характеристику героев ученики получают знания и моральных нормах поведения, узнают о качествах персонажей, выделяют положительные и делают выводы по отношению и принадлежности этих качеств к себе. При оценке действий персонажей школьники получают необходимую информацию Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. Формирование самооценки учеников возможно при обучении их смысловому чтению, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Формирование эмоциональной оценки текста возможно при обращении ученика в произведение путем его эмоциональных характеристик. Уточнение у младших школьников их настроения при обращении к тексту, их удовлетворенность содержанием и смыслом текста способствует формированию своего собственного отношения к тексту, пониманию его содержания.

Начальная школа является фундаментом формирования читательской самостоятельности, или читательской компетенции младших школьников, которая заключается в чтении, говорении и слушании. Эти умения формируются в процессе восприятия содержания художественного произведения, анализирования и оценивания прочитанного, в процессе творчества детей.

 Содержание читательской самостоятельности, или читательской компетенции представлено как планируемые результаты обучения учащегося начальной школы:

  1. сформированность мотивации к самостоятельному чтению, осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни;
  2. овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного текста;
  3. умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы;
  4. готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста».

Особое внимание должно быть уделено мотивации, которая определяет интерес к самостоятельной читательской деятельности, осознанность чтения и качество смыслового чтения, возможность работать с информацией в тексте. По мнению известного психолога Леонтьева А.Н. побудительной силой мотива являются потребности. Ребенок пришедший в школу, настроен на учебную деятельность, хочет учиться читать, писать и получать знания. Если эта потребность удовлетворяется, то ребенок учится с удовольствием [22].

Доктор педагогических наук Виноградова Наталья Федоровна утверждает: «Сформированность смыслового чтения составляет основу литературной грамотности, поскольку включает восприятие, понимание содержание прочитанного и последующую его интерпретацию» [14, с. 86].

В психологии установлены этапы чтения:

  1. Восприятие текста, установление значений слов, их текстовых связей.
  2. Интерпретация текста – перевод ощущений, полученных от восприятия произведения, его понимание в информацию, которая запомнится. То есть сравнение с собственным опытом.
  3. Присвоение знаний и размышлений с целью создания собственного нового смысла.

По мнению Виноградовой Н. Ф., Читательская компетентность   это совокупность умений и навыков, отражающих:

  1. потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
  2. готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
  3. способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях [14, с. 130].

Можно выделить две цели чтения, характеризующие читательскую компетентность. Чтение с целью получения опыта эстетического переживания и познания мира при чтении художественной литературы и чтение с целью получения и использования информации. В связи с этими целями в учебном процессе на уроках литературного чтения используются художественные и информационные тексты, формат текстов довольно разнообразен, используются сплошные тексты, а также тексты, содержащие карты и схемы.

В современном образовании происходит смещение акцента с контроля скорости чтения на контроль осознанности чтения. Читательская компетентность предполагает понимание текста, общего смысла текста, его логической структуры и понимание авторской позиции. Основу читательской компетентности, как и литературной, составляет смысловое чтение. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента. Осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом. Овладение смысловым чтением художественного текста имеет большое значение в формировании читательской деятельности и в дальнейшем формированию самооценки младших школьников. У школьников возникает возможность читать произведения с осмыслением их содержания. Целью смыслового чтения является максимально полное и точное понимание содержания текста и последующее осмысление содержания текста. Итогом работы при смысловом чтении является личностно новое приобретение, которое включает в себя обогащение ранее полученного опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя. Смысловое чтение становится универсальным учебным действием. Это связано с чтением текстов разных видов, принадлежащих к разным областям знаний, и осмыслением их содержании [14, с. 130].

Этапы работы над осмысленностью чтения:

  1. первым этапом является формирование у учеников навыков эмоционального восприятия содержания текста через понимание основной мысли текста и его оценку;
  2. анализ содержания текста, который включает в себя анализ сюжета и композиции; анализ характеристики героев, их внешности, речи, поступков и мотивов; определение последовательности событий и основных частей текста, работа над смыслом эпизодов или ключевых сцены текста;
  3. работа с незнакомыми для учеников словами, а также выражениями; объяснение значения этих слов и выражений с опорой на контекст, поиск определений и значений в словаре, энциклопедии, Интернете; анализ языка произведения и определение его особенностей; нахождение и объяснение средств художественной выразительности языка текста

Читательская компетентность включает работу с информацией в тексте при оценке и характеристике героев. У развитого читателя должны быть сформированы умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения, а также умения интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний.

Н.Ф. Виноградова [14, с. 87, 103] подчеркивает, что учитель обращает особое внимание на:

  1. содержательный анализ текста: тема, главная мысль, сюжет, план текста, характеристика героев;
  2. анализ художественных особенностей текста: описание, язык героев, выразительные средства;
  3. рефлексивный анализ: выбор информации для возможной оценки реальных жизненных ситуаций

Организуя анализ текста и обсуждение результатов, учитель обращает внимание на то, что важно найти нужную информацию в тексте, которая поможет соотнеси характер героя с его поступками, поведением. Ученики из этого должны понять, что информация из текста необходима для составления характеристики героя [14, с. 87, 103].

Формирование читательской и литературной компетенций - систематический и целенаправленный процесс. Вышеизложенное позволяет подчеркнуть особую значимость уроков чтения для формирования литературной и читательской компетенций младших школьников, которая позволяет развивать у них первоначальные навыки самооценки и самоконтроля.

2.2. Анализ учебника УМК «Школа России»: виды заданий и упражнений по формированию первоначального навыка самоконтроля и самооценки младших школьников на уроках литературного чтения

В учебно-методическом комплексе «Школа России» делается акцент на развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, созданы задания по работе над быстротой понимания прочитанного, происходит работа над выработкой ускоренного темпа чтения.

Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Также имеется большое количество заданий на самооценку и на взаимооценивание. У школьников развивается углубленное понимание прочитанного от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного.

Вместе с формированием навыка беглого, осознанного чтения параллельно ведётся работа по развитию умения понимать смысл прочитанного, умения обобщать и выделять главные части текста. Учащиеся вместе с этим овладевают приёмами выразительного чтения. Учащиеся так же осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный, выборочный и краткий.

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Задания, которые приводятся в методическом аппарате учебников «Школа России», Литературное чтение 3 класс 1-2 часть, Л.Ф Климановой,
В.Г. Горецкого, М.В. Головановой по работе над формированием навыков чтения следует классифицировать следующим образом:

  1. задания на осмысление содержания произведения;
  2. задания по работе над характеристиками героев;
  3. задания на определение жанра произведения;
  4. задания на нахождение информации из текста;
  5. задания по работе с планом.

Приведем примеры заданий и упражнений по формированию самоконтроля и самооценки  младших школьников, приведенные в учебнике УМК «Школа России», Литературное чтение 3 класс 1-2 часть,
Л.Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (таблица 1).

                                                                                                           

                                                                                                         

 Таблица1– Задания и упражнения по формированию самоконтроля и самооценки  младших школьников

Раздел. Тема

Формулирование задания

Контролируемые учебные действия

Характер задания

Ч-1

Сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Стр. 22-26

Найди слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучала жажда.

Нахождение информации в тексте

Обучающее

Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?

Характеристика речи героя

Контроль учителя

Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

Обучающее

Перечитайте слова козленочка. Как он звал свою сестрицу: весело, жалобно, печально? Как отвечала Аленушка?

Обучающее

Расскажи об Аленушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая? Приведи примеры из сказки

Характеристика качеств героя

Контроль учителя

Кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Почему это удалось?

Осмысление содержания

Обучающее

По каким признакам можно назвать сказку волшебной?

Определение особенностей жанров произведения

Обучающее

Раздели текст сказки на смысловые части. Озаглавь их.

Умение составлять план

Самоконтроль

Сказки

«Иван-царевич и серый волк» Стр. 28- 38

Что можно сказать о братьях-богатырях? Какие они?

Характеристика качеств героя произведения

Контроль учителя

Что необычного в изображении волка?

Обучающее

Каким был Иван-царевич? Опиши его.

Обучающее

Сравни, как добывал Жар-птицу Иван-царевич и как ею завладели его братья

Характеристика поступков героя произведения

Самоконтр.

Почему Иван-царевич забыл наказ серого волка? Простил ли волк героя?

Осмысление содержания

Обучающее

Почему именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья?

Самоконтр.

Расположи события по порядку: старшие братья караулят сад. Жар-птица перестала похищать яблоки из сада. Иван-царевич стережет сад и получает перо Жар-птицы. Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.

Умение работать с планом

Контроль учителя

Раздели сказку на три части. Озаглавь их.

Умение составлять план

Великие русские писатели

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

Стр. 92-128

Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Подмена грамоты.
  2. Избавление царевны от злого коршуна.
  3. Царь Салтан выбирает жену.
  4. Морское путешествие царицы и Гвидона.
  5. Встреча Салтана с семьей.
  6. Приключения Гвидона.»

Умение работать с планом

Обучающее

Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Характеристика качеств героя

Самоконтр.

Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть

Характеристика речи героя произведения

Самоконтр.

Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды.

Нахождение информации в тексте

Обучающее

Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди. Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».

Самоконтр.

Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

Определение особенностей жанров произведения

Контроль учителя

Великие русские писатели

И.А Крылов

«Ворона и Лисица»

Стр. 137-138

Как разговаривает Лисица с Вороной? Найди ласковые слова, с помощью которых Лисица обращается к Вороне. Как Крылов передает радость Вороны от льстивых слов?

Характеристика речи героя произведения

Нахождение информации в тексте

Контроль учителя

Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? Как изображает Лисицу Крылов? Прочитай слова, характеризующие её.

Характеристика качеств героя

Нахождение информации в тексте

Обучающее

Великие русские писатели

Л. Н. Толстой

«Акула»

Стр. 152-155

Почему мальчик оказался в открытом море?

Осмысление содержания

Обучающее

Расскажи, что было дальше. Почему с мальчиком произошла беда, едва не закончившаяся трагедией?

Обучающее

Что ты думаешь о старом артиллеристе? Какой он человек? Что тебе в нем нравится?

Характеристика качеств героя

Самоконтр.

Перед тобой два варианта плана к рассказу. Сравни их, определи особенности каждого. Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом показать свое отношение к героям.

Умение работать с планом

Умение пересказывать (подробный пересказ)

Самоконтр.

Ч-2

Были-небылицы

К.Паустовский

«Растрепанный воробей»

Стр. 12-23

Что произошло в театре? Попробуй пересказать близко к тексту эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запишите план в рабочую тетрадь

Умение пересказывать

(выборочный пересказ)

Умение составлять план

Контроль учителя

Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя? Как ты думаешь, ты прочитал сказку или рассказ?

Определение особенностей жанров произведения

Контроль учителя

Хорошо ли было Пашке у девочки? Как он стремился отблагодарить её? Удалось ли ему это сделать?

Характеристика поступков героя произведения

Самоконтроль

Люби живое

В. Бианки

«Мышонок Пик»

Стр. 73 - 81

Люби живое

Б. Житков

«Про обезьянку»

Стр. 83 - 96

Выпиши названия глав из сказки Бианки, и у тебя получится план, с помощью которого ты смоешь пересказать это произведение

Умение пересказывать

(подробный пересказ)

Нахождение информации в тексте

 

Самоконтр.

Расскажи о приключениях мышонка. Перечитай эпизоды, которые заставили тебя поволноваться за мореплавателя.

Обучающее

Чему научился Пик во время своего путешествия? Подтверди свой ответ чтением текста

Характеристика качеств героя

Обучающее

Ты уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать кратко, о чем этот рассказ, или кратко передать его содержание, то как бы ты построил свой ответ? Что нужно сделать, чтобы получился сжатый пересказ?

Умение пересказывать

(сжатый пересказ)

Самоконтр.

Собирай по ягодке- наберешь кузовок

М. Зощенко

«Великие путешественники»

Стр. 154- 163

Опиши главных героев рассказа.  Сравни характеры Стёпки и Миньки.

Характеристика качеств героя произведения

Обучающее

Восстанови порядок событий. Подумай, что произойдет если их порядок в рассказе нарушится. Составь план и перескажи эту историю.

1)Степка предлагает Лёле и Миньке отправиться в кругосветное путешествие и устраивает собрание путешественников;

2)Лёля и Минька встречаются с родителями;

3)Дети готовятся к путешествию;

4)Путешественники устраиваются на ночлег в лесу. Хитрость Лёли.

5)Дети возвращаются домой

6)Путешественники отправляются в путь

Умение составлять план

Самоконтр.

По страницам детских журналов

Г. Остер

«Как получаются легенды»

Стр. 184-186

Как получаются легенды? Знаешь ли ты, что означает слово легенда? Найди это слово в толковом словаре.

Определение особенностей жанров произведения

Библиографическая культура

Обучающее

Какую легенду можешь придумать ты? Запиши её план в рабочую тетрадь

Умение составлять план

Самоконтр.

2.3. Формирование самостоятельности младшего школьника в процессе реализации способов организации самоконтроля и самооценки на уроках литературного чтения

Формирование самостоятельности младшего школьника на уроках литературного чтения способна в том случае, если ученики готовы к самостоятельному обучению, стремятся к полному понимаю содержания текста, могут выделить его основные и смысловые части. Эти аспекты самостоятельности школьников необходимо формировать и развивать с самого первого их знакомства с книгой. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению невозможно интеллектуальное развитие ребенка.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ученику сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Кандидат педагогических наук Леонтьева Татьяна Викторовна считает, что одним из важных факторов развития адекватной самооценки является формирование критического отношения младшего школьника к себе. Применение такого приема как сочинение сказки учеником помогает обсудить те проблемы, которые волнуют ребенка, посмотреть на ситуацию со стороны. Для этого хорошо подходит сочинение сказки, в которой главным героем становиться сам ребенком. Он может посмотреть на ситуацию со стороны, проанализировать факты, события, придумать различные способы выхода из ситуации. Такой прием помогает ученику лучше понять окружающих, учит его выражать свои эмоции и чувства [24].

Еще один прием, который поможет развивать самооценку учащихся- это драматическое разыгрывание сказочных сюжетов. Оно дает возможность ученику начальных классов почувствовать эмоциональные состояния персонажей, учит управлять своими эмоциями, снять эмоциональные зажимы. Такой прием помогает расширить сознание ребенка, формирует познавательный интерес младших школьников, развивает память, внимание, активизирует творческий потенциал учеников. В сказках часто возникают ситуации, в которых героям надо проявить смекалку, находчивость, сообразительность. Когда ребёнок сопереживает герою и хочет ему помочь справиться с трудностями у него стимулируется внимание и память, он получает удовлетворение, создается радостное рабочее настроение, что облегчает процесс усвоения знаний [24].

На практике чаще всего применяются такие методы, как повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет составить представление о том, как учащиеся воспринимают и осмысливают учебный материал, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность. Наблюдение позволяет определить особенности учащихся, учитывать их в дальнейшей работе [9].

Приемы формирования самооценки у младших школьников следует применять на каждом уроке литературного чтения. Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков можно задавать следующие вопросы:

  1. Что ты узнал на уроке?
  2. Чему научился?
  3. За что себя можешь похвалить?
  4. Над чем еще надо поработать?
  5. Какие задания тебе понравились?
  6. Что показалось трудным?
  7. Что показалось интересным?

 Немаловажным является использование наглядных пособий. Так свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого-либо предмета. Например: изобразить дерево знаний, цветок настроения, облачко желаний или раскрасить в цвете какой-либо предмет. Можно использовать символы. Это могут быть человечки, смайлики, геометрические фигурки и прочее. Для взаимной оценки учеников наиболее эффективен метод таблиц, который лучше использовать при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп. В конце работу оценивает учитель:

  1. самооценка на уроках литературного чтения проводится на разнообразных формах работы с текстом, с книгой, в творческой деятельности и знаний собственной учебной деятельности;
  2. оценивание читать текст плавно, правильно, осознанно, выразительно;
  3. оценивание умений объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием, оценка умений прогнозировать содержание по названию, ключевым словам;
  4. самооценка в умении пересказывать небольшое произведение, выражать отношение к произведению, находить сравнения в тексте;
  5. самооценка в творческой деятельности – оценивание составленных устных рассказов, оценка сочинений, пересказа от имени одного героя, взаимооценка в чтении по ролям, в выразительном чтении и чтении наизусть, самооценка в умении выделять рифму.

Формирование самостоятельности младшего школьника на уроках литературного чтения осуществляется на каждом уроке. После прочтения произведения учителем задается вопрос, или ученики читают задание по прочитанному произведению из учебника. Задания должны строится таким образом, чтобы ученики оценивали сами себя при их выполнении: «Ты уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать кратко, о чем этот рассказ, или кратко передать его содержание, то как бы ты построил свой ответ? Что нужно сделать, чтобы получился сжатый пересказ?», «Восстанови порядок событий. Подумай, что произойдет если их порядок в рассказе нарушится».

Также важно формулировать задания и вопросы, чтобы они способствовали выражению оценки и мнения ученика, тем самым повышая интерес: «Перечитай эпизоды, которые заставили тебя поволноваться за главного героя», «Представь себе картины, изображенные в стихотворении. Какие чувства они у тебя вызывают?».

                                  Выводы по 2 главе

Во второй главе проанализированы следующие вопросы:

1) самоконтроль и самооценка в процессе формирования читательской и литературной компетенции младших школьников;

2) анализ учебника УМК «Школа России»: виды заданий и упражнений по формированию первоначального навыка самоконтроля и самооценки младших школьников  для развития понимания прочитанного;

3) формирование самостоятельности младшего школьника в процессе реализации способов организации самоконтроля и самооценки на уроках литературного чтения.

Проанализированы исследования ученых: Н.Ф Виноградовой,
М.И. Кузнецовой, Е.Э. Кочуровой

Методический анализ позволяет сделать следующие выводы:

  1. Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться в мир книг, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовывать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.
  2. Итогом работы при смысловом чтении является личностно новое приобретение, которое включает в себя обогащение ранее полученного опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.
  1. Проанализирован методический аппарат учебника УМК «Школа России», Литературное чтение 3 класс 1-2 часть, Л.Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, выявлена классификация упражнений по работе над формированием самоконтроля, самооценки и навыка чтения.
  2. Определены наиболее эффективные формы и методы организации самоконтроля и самооценки на уроках литературного чтения. Основные из них: вопросы и задания на выражение оценки и мнения ученика, сочинение сказки учеником, драматическое разыгрывание сказочных сюжетов.
  3. Методический анализ позволяет сделать следующие выводы:
  4. Развитие самооценки напрямую связано с чтением и пониманием прочитанного текста. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента. Цель смыслового чтения: максимально полное и точное понимание содержания текста и последующее осмысление содержания текста [18].
  5. С помощью заданий и упражнений по формированию самоконтроля и самооценки у младших школьников происходит работа по формированию навыка смыслового чтения. Нужно предпринять условия для одновременного их формирования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования можно сделать заключение, что заявленная проблема актуальна и современна. Обращение к ней позволило нам познакомиться с теоретическим и методическим аспектами организации деятельности младших школьников по самоконтролю и самооценке. Уроки литературного чтения служат прекрасным средством воспитания: развивают желание учиться, много знать и уметь, формируют общественное, гражданское самосознание детей. Одна из важнейших задач уроков литературного чтения - воспитание читательской грамотности и читательской самостоятельнсотии учащихся.

Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться в мир книг, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовывать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.

Проанализирован методический аппарат учебника УМК «Школа России», Литературное чтение 3 класс 1-2 часть, Л.Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, выявлена классификация упражнений по работе над формированием самоконтроля, самооценки и навыка чтения.

Определены наиболее эффективные формы и методы организации самоконтроля и самооценки на уроках литературного чтения. Основные из них: вопросы и задания на выражение оценки и мнения ученика, сочинение сказки учеником, драматическое разыгрывание сказочных сюжетов [17].

Методический анализ позволяет сделать следующие выводы:

Развитие самооценки напрямую связано с чтением и пониманием прочитанного текста. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента. Цель смыслового чтения: максимально полное и точное понимание содержания текста и последующее осмысление содержания текста. С помощью заданий и упражнений по формированию самоконтроля и самооценки у младших школьников происходит работа по формированию навыка смыслового чтения. Нужно предпринять условия для одновременного их формирования.

Точное и четкое выполнение требований программы позволяет учителю последовательно и уверенно вести учащихся по этапам обучения к намеченной цели, а главной целью занятий по литературному чтению является формирование у каждого ребенка личной способности и потребности в самостоятельном инициативном чтении, в чтении по собственному побуждению и по общепринятым правилам. Такая способность и потребность при новой системе обучения развивается в детях постепенно, но обязательно с первого класса.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному добыванию знаний, к обновлению своих познаний. Из сказанного следует вывод, что овладение младшими школьниками сторон читательской самостоятельности - сложный процесс, требующий специальной целенаправленной работы учителя.

В ВКР предполагается:

  1. подобрать методики отслеживания уровня сформированности самоконтроля и самооценки младших школьников;
  2. вести диагностику уровня сформированности самоконтроля и самооценки младших школьников на уроках литературного чтения.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Безруких, М.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова; под ред. Б.М. Бим-Бад. – Москва: научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2002. – 528 с.
  2. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник [Текст] /М.И. Дьяченко, Л.А Кандыбович. – Москва: АСТ, 2001. - 576 с.
  3. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Захарова. - Москва: «Прогресс», 1998 - 100 с.
  4. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений высш. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 9-е изд. – Москва: «Академия», 2015. – 464 с.
  5. Мижериков, В.А. Словарь-справочник по педагогике [Текст] /В.А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистого. – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
  6. Немов, Р.С. Психология: Словарь справочник [Текст] / Р.С. Немов. – Москва: Изд – во: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – Ч. 2. – 352 с.
  7. Носырева, С.Н. Особенности формирования самооценки у детей [Текст] / С.Н. Носырева // Воспитание школьников. – 2013. - № 2. – С. 53- 56.
  8. Обучение детей чтению: Практическая методика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
  9. Педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н Шиянов. - 7-е изд. - Москва: Издательский центр «Академия», 2015. - 496 с.
  10. Романова, О.Н. Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки. [Текст] /О.Н. Романова, Е.В Пискунова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. – С. 38- 42.
  11. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? [Текст] / В.Г Горецкий, С.В Степанова. // Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» - Москва: ГСП, Н.Н. - 2005. - № 2 - С. 9- 13.
  12. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Светловская Н.Н // Начальная школа. – 2003. - № 1 – С. 11- 18.
  13. Якимов, И.А. Технология творческого чтения на уроках литературы в начальной школе [Текст] / И.А. Якимов, А. Кушнир // Научно-практический журнал «Школьные технологии». Москва: Издательский центр «Народное образование», НИИ школьных технологий, - 2015. - № 4 - С.53- 60.

  1.  Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Е.Э.Кочурова, М.И. Кузнецова; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - Москва: Российский цчебник: Вентана-Граф, 2018. – 286 с.
  2. Примерная основная образовательная программа НОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015. № 1/15)
  3. Титаренко, Н.Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности [Текст] / Н.Н. Титаренко // Начальная школа. - № 9. - 2015. - с.10-13.
  4. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2 ч. Часть 1 [Текст] / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – 4-е издание – Москва: Просвещение, 2015. – 223 с.
  5.  Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2 ч. Часть 2 [Текст] / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – 4-е издание – Москва: Просвещение, 2015. – 223 с.
  6.  Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии чтению [Текст] // Материалы 5-й Международной научно- практической конференции. / А.А Леонтьев / под ред. И.В. Усачевой. В 2 ч. – Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2008. – С. 72
  7.  Уроки литературного чтения в современной начальной школе: 3 класс: книга для учителя / Н.Ф Виноградова, И.С Хомякова, И.В. Сафонова, В.И. Петрова; под ред. Н.Ф Виноградовой. – 2-е издание. – Москва: Вентана-Граф,  2013.
  8. Образовательная система «Школа  2100».  Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – Москва: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. – 368 с.

Интернет - ресурсы

  1. Понимание мотива в трудах А.Н Леонтьева и С.Л. Рубинштейна [Электронный ресурс]. URL: https://studme.org/122531/menedzhment/ponimanie_motiva_trudah_leonteva_rubinshteyna.
  2. Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников / Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/87a/87afe9d378d6534f18e5f4e6aa222f3d.pdf.
  3. Развитие самооценки младших школьников средствами сказкотерапии Леонтьева Т.В [Электронный ресурс]. URL: http://kazgik.ru/kcontent/main/conference_competition/electronic_conferences/materialy-k-konferentsii-art-terapiya/6_4.pdf.
  4.  Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки / Виды самоконтроля и их классификация. Студенческая библиотека онлайн. 2013-2019 [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/2052445/pedagogika/vidy_samokontrolya_klassifikatsiya.
  5. Федеральный институт оценки качества образования / Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201449.

           27. Методы обучения по ФГОС / [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fspravochnick.ru%2Fpedagogika%2Fteoriya_obucheniya%2Fmetody_obucheniya_po_fgos%2F (Дата обращения: 13. 11. 2019).

           28. Рабочая программа "Литература" 1 - 4 УМК "Школа России" [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-literatura-umk-shkola-rossii-3152763.html (Дата обращения: 20. 11. 2019).

            29. Анализ УМК по литературному чтению/ Мультиурок. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/analiz-umk-po-litieraturnomu-chtieniiu.html (Дата обращения: 03. 12. 2019).

                  30. Чайкина, С.В. Анализ подходов к проблеме изучения самооценки ребёнка в психологической литературе: // Журнал научных публикаций аспирантов и докторов. 2006-2019. [Электронный ресурс]. URL: http://jurnal.org/articles/2014/psih33.html. (Дата обращения: 05. 05. 2019).

          31.Национальная педагогическая энциклопедия: [Электронный ресурс]: URL: https://didacts.ru. (Дата обращения: 09. 05. 2019).



Предварительный просмотр:

1 слайд

Доброе утро, уважаемые преподаватели, студенты!

Щетинина Анна, студентка 301 НК группы, представляю курсовую работу

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятий «самооценка» и "самоконтроль", основу которой составляет умение успешно и самостоятельно усваивать новые знания, формировать компетентности, умени.

       Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения  навыками самооценки и самоконтроля в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие самооценки и самоконтроля ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих самооценку и самоконтроль индивида, в федеральном государственном образовательном стандарте ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения оценивать свою деятельность и себя .

На основе актуальности проблемы исследования сформулирована тема исследования: «Формирование у учащихся начальных классов первоначальных навыков самоконтроля и самооценки на уроках литературного чтения».

2 слайд

     Цель исследования:

определение эффективных методов и приемов, способствующих развитию самоконтроля и самооценки младших школьников на уроках литературного чтения.

Тема и цель исследования позволили определить объект и предмет исследования.

3 слайд

 Поставить задачи исследования.

и определить методы исследования.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

4 слайд

В первой главе теоретические основы  формирования самоконтроля и самооценки у младших школьников на уроках литературного чтения рассмотрены понятия

5 слайд

По мнению А.И.Липкиной, самооценка - это оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей,

Самоконтроль - это

6 слайд

По определению психолога В.В. Столина, самооценка - это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Исходя из этого можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам .

Выделяют несколько видов самооценки:

1)

2)

3)

4)

7 слайд

Во второй главе рассмотренЫ методические основы формирования у младших школьников навыков самоконтроля и самооценки на уроках литературного чтения

8 слайд

Начальная школа является фундаментом формирования читательской самостоятельности, или читательской компетенции младших школьников, которая заключается в чтении, говорении и слушании. Эти умения формируются в процессе восприятия содержания художественного произведения, анализа и оценивания прочитанного в процессе творчества детей.

Мы выделили и описали следующие методы и приёмы ( в работе – страницы 28…)

9 слайд

11 слайд

 ….

12 слайд

 В логике исследования  проанализированы учебники литературного чтения 3 кл.УМК Школа России с целью выявления заданий и упражнений по формированию самоконтроля и самооценки младших школьников.  Так, мы представили КОНТРОЛИРУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЛ. ШКОЛЬНИКОВ:

  1. определение особенностей жанров произведений;
  2. характеристика поступков героев;
  3. характеристика качеств героев;
  4. характеристика речи героев;
  5. осмысление содержания4
  6. умение составить план;
  7. умение работать с планом;
  8. умение пересказывать

13 слайд

14 слайд

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их читатальской компетенции, читательской самостоятельности.

 Из сказанного следует вывод, что овладение младшими школьниками сторон читательской самостоятельности - сложный процесс, требующий специальной целенаправленной работы учителя.

15 слайд

В выпускной квалификационной работе планируется:

           

                 ЧТО НА СЛАЙДЕ        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И СОМООЦЕННКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Выполнила: студентка 3 0 1 Н К группы Щ е т и н и н а А н н а С е р г е е в н а Научный руководитель: Кокшарова Любов ь С е р г е е в н а , преподаватель МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению в ы с ш е й к валификационной категории Челябинск, 2022 г.

Слайд 2

Цель исследования: Объект исследования: Предмет исследования: образовательный процесс младших школьников на уроках литературного чтения. методы и приемы формирования первоначального навыка самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов на уроках литературного чтения. определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля и самооценки младших школьников на уроках литературного чтения .

Слайд 3

Задачи исследования: 1) проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования; …. 2) изучить условия развития способности к самоконтролю и самооценке у младших школьников на уроках литературного чтения ; 3) изучить систему организации читательской самостоятельности школьников при условии самоконтроля, влияющих на осмысленное чтение; 4) сделать выводы о формировании самоконтроля и самооценки на уроках литературного чтения в начальной школе. Методы исследования: Теоретический анализ; классификация; систематизация изученного материала; обобщение.

Слайд 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: 1 . Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников как обязательный компонент ФГОС НОО. 2 . Понятие «самоконтроль» и «самооценка», возрастные особенности младших школьников в формировании первоначальных навыков самоконтроля и самооценки. 3. Система заданий, влияющих на осмысленное чтение как условие развития читательской компетенции младших школьников

Слайд 5

1 . самоконтроль – это оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях; 2 . самооценка – это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, своих возможностей и способностей, нравственных качеств и поступков; Рассмотрены точки зрения А. В. Толстых, А. В. Петровского, А. И. Липкиной, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Светловской. Основные понятия и термины используемые в 1 главе

Слайд 6

Представление важнейших материалов, раскрывающих содержание 1 главы Виды самооценки Адекватная самооценка Низкая или заниженная самооценка . Завышенная самооценка. Перфекционизм Основные этапы формирования читательской самостоятельности у учеников младшего школьного возраста 1.подготовительный этап; 2 . начальный этап; 3.основной этап

Слайд 7

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: 1 . Самоконтроль и самооценка в процессе формирования читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения. 2 . Анализ учебника УМК «Школа России»: виды заданий и упражнений по формированию первоначального навыка самоконтроля и самооценки младших школьников для развития понимания прочитанного 3. Формирование самостоятельности младшего школьника в процессе реализации способов организации самоконтроля и самооценки на уроках литературного чтения. Расмотрены точки зрения На. Ф. Виноградовой, А. Н. Леонтьева

Слайд 8

М е т о д ы и приёмы ф о р м и р о в а н и я с а м о к о н т р о л я и с а м о о ц енк и сочинение сказки, в которой главным героем становиться сам ребенком. драматическое разыгрывание сказочных сюжетов повседневное наблюдение за учебной работой учащихся использование наглядных пособий

Слайд 9

Таблица1– Задания и упражнения по формированию самоконтроля и самооценки младших школьников Раздел. Тема Формулирование задания Контролируемые учебные действия Характер задания Ч-1 Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Стр. 22-26 Найди слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучала жажда. Нахождение информации в тексте Обучающее Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга? Характеристика речи героя Контроль учителя Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает? Обучающее Перечитайте слова козленочка. Как он звал свою сестрицу: весело, жалобно, печально? Как отвечала Аленушка? Обучающее Расскажи об Аленушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая? Приведи примеры из сказки Характеристика качеств героя Контроль учителя Кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Почему это удалось? Осмысление содержания Обучающее По каким признакам можно назвать сказку волшебной? Определение особенностей жанров произведения Обучающее Раздели текст сказки на смысловые части. Озаглавь их. Умение составлять план Самоконтроль

Слайд 10

Сказки «Иван-царевич и серый волк» Стр. 28- 38 Что можно сказать о братьях-богатырях? Какие они? Характеристика качеств героя произведения Контроль учителя Что необычного в изображении волка? Обучающее Каким был Иван-царевич? Опиши его. Обучающее Сравни, как добывал Жар-птицу Иван-царевич и как ею завладели его братья Характеристика поступков героя произведения Самоконтр. Почему Иван-царевич забыл наказ серого волка? Простил ли волк героя? Осмысление содержания Обучающее Почему именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья? Самоконтр. Расположи события по порядку: старшие братья караулят сад. Жар-птица перестала похищать яблоки из сада. Иван-царевич стережет сад и получает перо Жар-птицы. Похищение золотых яблок из сада царя Берендея. Умение работать с планом Контроль учителя Раздели сказку на три части. Озаглавь их. Умение составлять план

Слайд 11

Определены наиболее эффективные формы и методы организации самоконтроля и самооценки на уроках литературного чтения. овладение младшими школьниками сторон читательской самостоятельности - сложный процесс, требующий специальной целенаправленной работы учителя. В ВКР предполагается: подобрать методики отслеживания уровня сформированности самоконтроля и самооценки младших школьников; вести диагностику уровня сформированности самоконтроля и самооценки младших школьников на уроках литературного чтения. Заключение



Предварительный просмотр:

Рецензия на статью "Семейная педагогика в трудах В. Г. Белинского"

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) – литературный критик, педагог-философ. Статья «О детских книгах» - это рецензия на сказки Гофмана и дедушки Иринея; обширный педагогический трактат. Он выступал против триады «православие, самодержавие, народность»; систему воспитания связывал с революционным изменением общественного строя России. Критиковал крайние воззрения на факторы формирования личности: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». Он обосновывал задачи всестороннего развития личности, а также воспитания на основе знания психофизических особенностей ребёнка и индивидуального подхода к нему. Белинский связывал умственное воспитание с законами детской природы (т.е. роль наглядности, игр, игрушек, детских книг и сказок как средств ознакомления с жизнью и удовлетворения детской любознательности). Он сформулировал основы материалистического понимания прекрасного, детской литературы. Большие надежды он возлагал на такую семью, которая живёт общественными интересами.

В.Г.Белинский создал достаточно правдивую и ироничную картину семейного воспитания в привилегированных сословиях России 19 века. Он писал:а) о родителях, которые не занимаются воспитанием серьёзно, а пускают это важное дело на самотёк;

б) о родителях, которые, казалось бы, воспитывают образцово, но на самом деле учат «не быть, а казаться» (фальшь, лицемерие);

в) главное средство воспитания – любовь; «естественная любовь» основана на кровном родстве, а «человеческая любовь» зиждется на родстве духа, на признании, что ребёнок – «будущий человек». Самая истинная и разумная любовь – любовь к истине (т.е. к нравственной жизни): взаимное доверие (отец = друг сына), уважение, преемственность поколений (новое должно развиться из старого);

г) обязанность родителей – сделать детей «человеками», а обязанность учебных заведений – сделать их учёными, гражданами, членами государства. Но кто не сделался человеком, тот плохой гражданин;

д) душа ребёнка – не белая доска, а «дерево в зерне», а воспитатель – садовник, который должен руководствоваться правилами: «Человек имеет свои эпохи возрастания, не сообразуясь с которыми можно затушить в нём всякое развитие» (с. 95); надо учитывать индивидуальную природу ребёнка;

е) цель воспитания – человечность(имеется в виду первоначальное воспитание); воспитатель должен видеть в ребёнке не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека (с.95);

ж) надо правильно подбирать книги для детского чтения; всему своё время, поэтому надо учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, иначе произойдёт преждевременное и неестественное развитие духа (с.96); какие произведения надо давать читать детям (с.97): классическая русская литература, знания об истории Отечества, т.к. общее является в частном. Цель детских книг – развитие чувства любви и чувства бесконечного. Показывайте действительность такой, какая она есть.



Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

1. История образовательного учреждения.

Железнодорожная школа № 45 считается самой престижной в Карталах.  Она по-прежнему, остается основной кузницей кадров, как для города, так и для железной дороги. Около 70% ее выпускников поступают в высшие учебные заведения, в том числе 15% в железнодорожные. В настоящее время 49 ребят из этой школы обучаются по целевым направлениям в Уральской академии путей сообщения. Кроме того, 12 из 53  новоиспеченных выпускников в этом году решили связать свой жизненный путь с работой на железнодорожном транспорте, их фамилии уже   занесены в списки кандидатов на обучение в Уральский Государственный университет путей сообщения по целевым направлениям от Карталинского отделения дороги.

Напомним, в ноябре 2006 года это учебное заведение отметило 70-летие. За эти годы из  стен школы  выпушено несколько тысяч человек, которые сегодня  успешно трудятся на предприятиях города и железнодорожного транспорта. Среди них генерал-майор Виталий Жаданов, Начальник Южно-Уральского управления внутренних дел на транспорте, Евгений Мельников заместитель начальника службы перевозок Свердловской железной дороги,  Александр Абрамов, Начальник Карталинского отделения,  Олег Марусин, начальник станции Магнитогорск-Грузовой, Валерий Демедюк, главный инженер локомотивного депо Карталы  и другие руководители.

Стоит отметить, что руководство Карталинского отделения, стабильно помогает школе реализовывать  планы и   решать производственные и технологические проблемы. В частности, в летний период  2007 года, при содействии Начальника отделения Александра Абрамова и  участии железнодорожных предприятий Карталинского узла планируется  провести ремонтные работы в учебных классах и обустройство  территории школы.

2. Структура методической службы в образовательном учреждении.

Структура методической службы представляет собой взаимосвязанную систему, направленную на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала и в конечном итоге на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся

3. Основные направления деятельности методической службы.

Деятельность методической службы осуществляется по 4 основным направлениям:

аналитическое,

информационное,

организационно-методическое,

консультационное.
4. Формы методической работы в образовательном учреждении.

Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:

Научно-практические конференции

Практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения

Фестивали (например, педагогических технологий)

Открытые уроки

Мастер-классы

Творческие отчёты

Конкурсы методических материалов и педагогического мастерства

Презентация авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов)

Публикация авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др

Печатные издания школы, в том числе на электронных носителях

5. Условия эффективности организации методической работы учителя.


1. четкое и конкретное планирование методической работы (разработка и определение критериев, показателей, индикаторов достижения результатов);

2. полный охват методической работой всех членов коллектива;

3. постоянное поощрение администрацией самостоятельности и творчества отдельных педагогов, действующая система стимулов;

4. создание и постоянная поддержка благоприятного психологического климата, творческой атмосферы в коллективе;

5. оптимизация деятельности педагогов;

6. формирование банка передового опыта;

7. изучение и учет в методической работе критериев передового педагогического опыта (новизна, высокая результативность, соответствие современным достижениям педагогики и методики, стабильность достижения положительных результатов на протяжении ряда лет, возможность творческого применения опыта другими)

8. систематическая целенаправленная популяризация достижений и научных рекомендаций.