ПК 4.3
учебно-методический материал

Анисимова Ксения Алексеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит  ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни  с раннего детства. 

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к  результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.        

 Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

 «Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011))

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.

Фрагмент урока по математике в 3-м классе по теме

 «Единица площади - квадратный дециметр», УМК «Школа России»

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

Фрагмент урока по окружающему миру в 3-м классе по теме

«Охрана растений», УМК «Школа России»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Фрагмент урока по литературе в 3-м классе по теме

 «А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане…"»,

УМК «Школа России»

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

– Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)



Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогическая технология

В связи с модернизацией начального  образования и  необходимостью  реализации  модели  личностно-ориентированного  обучения  младших школьников  остро  стала  проблема  развития  творческого мышления учащихся и их познавательных процессов. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В современной образовательной системе реализуется технология проблемно - диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Задачи изучения технологии проблемного диалога:

- Знакомство с проблемно – диалогической технологией.

- Внедрение проблемно – диалогического обучения в учебный процесс.

- Пополнение сценариев уроков с использованием проблемно-диалогического обучения.

Данная технология организуется на основе совместного труда, сотрудничества учеников и учителя; позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать.

Внедрение данной технологии способствует идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету; идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок – учить его с учетом потенциальных возможностей.

Технология проблемно – диалогового обучения предполагает разработку системы уроков, на которых учитель становится организатором всего происходящего в классе, умело ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно находить решения путём совместного обсуждения, поиска нужной информации в разных источниках (в справочниках, энциклопедиях, в Интернете, путём эксперимента и т.д.) Учитель вместе с детьми действует, учится, исследует, читает, рисует, даёт советы и советуется с ними, делится опытом, совместно с детьми планируют дальнейшие действия.

На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греч. – разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Появилось несколько концепций деятельности обучаемых в учебном процессе. Одной из этих концепций и является теория проблемного обучения, которая по-своему раскрывает сущность познавательной деятельности учащихся, а главное, описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами. Таким образом, возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса.

Фрагмент урока по математике во 2-м классе по теме

 «Решение уравнений», УМК «Школа России»

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Постановка проблемы;

  • возникновение проблемной ситуации;
  • осознание противоречия;
  • формулирование проблемы;

Ребята, для того чтобы понять какую тему мы сегодня будем изучать на уроке, вам нужно решить несколько примеров. Работаем в тетрадях, затем проверяем вместе.

Примеры:

96-17=…

24+66=…

85+10=…

34-17=

21-10+11=…

23- x=13

Все смогли выполнить примеры?

Почему возникли трудности?

Как решить такой пример?

Ребята, знаете ли вы как называются такие примеры? Такие примеры называются уравнения.

Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? Какая тема нашего занятия?

 Чего вы хотите добиться в конце урока?

Что нового хотите узнать?

-79

-90

-95

-17

-22

Не смогли решить пример, потому что неизвестно вычитаемое

Нужно узнать неизвестное число.

- Нет.

- Научимся решать уравнения

-Тема нашего занятия: «Решения уравнения».

- На сегодняшнем занятии мы хотим научиться решать уравнения.

II. Поиск решения;

(через подводящий диалог)

Для того чтобы начать решать уравнения дадим ему определение.

Что же такое уравнение, как вы думаете?

Давайте вернемся к началу урока и рассмотрим пример 23-х=13.  В данном случае х — это какое-то неизвестное число. Делаем вывод, что уравнение — это…?

Уравнение - это равенство в котором есть неизвестное число, которое надо найти.

III. Выражение решения;

Как мы называем числа при вычитании?

Т.е. в примере х - это неизвестно вычитаемое.

 Что нужно сделать, чтобы найти н

неизвестное вычитаемое? Правильно, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Получаем, чтобы найти х=23-13. Т.е. х=10.

Аналогично этому примеру выполняются уравнения с другими математическими знаками, такими как +/-.

Например, дано уравнение х+6=54.

Сначала вспоминаем. как называются числа при сложении? В данном случаи х- неизвестное слагаемое. Мы знаем, чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Т.е., х=54-6, х=49.

-Уменьшаемое, вычитаемое, разность;

- Чтобы найти неизвестно вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть разность;

-  Слагаемое, слагаемое, сумма;

- Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

IV. Реализация продукта;

А теперь, когда мы знаем алгоритм решения уравнений на +/-, предлагаю выполнить следующее задание.

У вас на столах лежат карточки. На карточках написаны уравнения. Ваша задача, применяя полученные сегодня знания, решить эти уравнения.

Уравнения:

32+х=73                  х-12=32

42-х=12                   12+х=45

х-12=56                   х+62=72

-Решают уравнения

х=41                     х = 44

х = 30                   х = 33

х = 68                   х= 10

Фрагмент урока по русскому языку в 3-м классе по теме

«Непроизносимые согласные», УМК «Школа России»

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Постановка проблемы;

  • возникновение проблемной ситуации;
  • осознание противоречия;
  • формулирование проблемы;

На доске:

рдц   стн   здн   вст

[рц]  [сн]    [зн]   [ст]

-Прочтите сочетания в первой строке.

-Из скольких букв они составлены?

-Что можно сказать о транскрипциях под каждым сочетанием?

-Что интересного заметили?

-Что вас удивило?

рдц   стн   здн   вст

[рц] [сн]  [зн]  [ст]

- Какие видите факты?

-Какой возникает вопрос?

Рдц, стн, здн, вст…

Из трёх.

Они соответствуют сочетаниям, записанным выше…, но отличаются по количеству звуков…

Что в сочетаниях пишется три буквы, а в транскрипции только два звука

Буквы д, т, в не имеют звука

- Перед нами сочетание из трех согласных

- В транскрипциях к этим сочетаниям согласных только две

Как называются буквы, которые пишутся, но не произносятся?

II. Поиск решения;

(через подводящий диалог)

-Рассмотрим слова.

(На доске слова сердце, радостный, звёздный, здравствуй)

-Что можно сказать об этих словах?

-Составим транскрипции этих слов.

-Сравните написание слов и их транскрипции.

-Что можно сказать о соотношении звуков и букв в этих словах?

-Как такое могло получиться?

-Какие это звуки?

-Как можно назвать эти звуки, если они не произносятся?

-Почему звуки непроизносимые?

-Какое открытие сделали?

-Какой вопрос был поставлен в начале урока?

-Ответьте на него.

-Что об этом говорится в учебнике?

-Какова тема урока?

Учащиеся читают слова.

В этих словах есть сочетания, которые мы прописывали в начале урока.

Сердце – [сэрцэ], радостный-[радасный], звёздный-[звозный], здравствуй-[здраствуй].

В словах букв больше, чем звуков.

Некоторые звуки не произносятся, хотя и пишутся…

[д], [т], [в]…

Непроизносимые…

Потому что звуки не произносятся, а на письме обозначаются соответствующими буквами…

Некоторые звуки пишутся, но не произносятся. Они называются непроизносимые.

Как называются буквы, которые пишутся, но не произносятся?

Непроизносимые согласные.

Непроизносимые согласные встречаются там, где есть три согласных звука и чаще всего это согласные д, т, в, л. Так как они не произносятся, но пишутся они называются непроизносимыми.

Непроизносимые согласные

III. Выражение решения;

-Составьте вопросы по теме урока

Учащиеся формулируют вопросы самостоятельно

IV.  Реализация продукта;

-Задайте вопросы, которые вы сформулировали

Учащиеся задают вопросы друг другу



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.

3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

Данный этап включает в себя прежде всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.

Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Конечно, этап начинается с первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия проводится традиционно с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств (на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Особая роль в данной технологии отводится перечитыванию текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) и его анализ идут через следующие приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов).

На этом же этапе проводится обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

На данном этапе ведущими становятся такие приёмы работы как диалог с автором через текст и комментированное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Работа с текстом продолжается концептуальной (смысловой) беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. И вот тут авторы технологии предлагают знакомство с писателем.

Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями- обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Данный этап достаточно полно представлен в заданиях учебников и рабочих тетрадях по литературному чтению.

Фрагмент урока литературного чтения во 2-м классе по теме

 «На горке», УМК «Школа России»

1 этап. Работа с текстом до чтения

- Откройте, пожалуйста, учебники «Литературного чтения» на с.60, самостоятельно прочитайте название рассказа, первый и последний абзацы текста, рассмотрите иллюстрации и скажите:

- О чём рассказ? Ваши предположения?

- О какой горке предлагает нам узнать Николай Носов? (О снежной горке).

- А какие ещё зимние развлечения вы знаете? (Катание на санках, коньках, лыжах).

Чтение рассказа учащимися.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

- Кто вам понравился из героев? (Ребята).

- Что именно понравилось в ребятах? (Они трудолюбивые, дружные).

- А все ли ребята были такие? (Нет).

- Кого вы имеете в виду? (Котьку).

- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа? (Хитрый).

- А в конце рассказа Котька изменился? (Да).

- Кто ему помог измениться? (Ребята).

3 этап. Работа с текстом после чтения.

- Ребята, скажите, кто из героев совершил ошибку? (Котька).

- Какую ошибку он совершил? (Испортил горку).

- Исправил ли он свою ошибку?

- А вы бы смогли признать свою ошибку?

- Чему учит это произведение?