ПРОГРАММА Развитие внимания
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Внимание обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, сложные формы памяти не возможны без участия мышления, выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием, соответственно внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vnimanie.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
Развитие внимания
у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Научная обоснованность.
Внимание обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, сложные формы памяти не возможны без участия мышления, выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием, соответственно внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы.
Детское внимание, подчеркивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные. Л.С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как о внимании, так и о рассеянности и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе [2]. “Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное”. Перед учителем-дефектологом начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.
Пояснительная записка
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
У умственно отсталых детей внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение доступного для них объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться не подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт ребенка со взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действовать по образцу, необходимо с самого начала проводить игры и упражнения, способствующие формированию внимания.
Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в последующих дидактических играх ставится задача и на запоминание. Для формирования устойчивого внимания, способного обслуживать ту или иную деятельность, необходимо вводить такие задания, которые требуют внимательного рассмотрения предмета (игрушки), его свойств, положения в пространстве, т. к. эти действия нужны ребенку для ориентировки в окружающем.
Программа применима для работы с группой учащихся и для индивидуальной работы и строится с учетом общих закономерностей психического развития ребенка, современных принципов коррекционно-развивающей работы.
Оптимальное количество детей в группе – 5-7 чел. При этом в группе могут находиться дети с различной степенью нарушения внимания. Продолжительность занятия – 20 мин., 1 раз в неделю в соответствии с утвержденным расписанием. Использование программы нецелесообразно при наличии у ребенка РАС .
Цель коррекционной программы: развитие основных свойств внимания детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Задачи коррекционной программы:
- Развитие способности концентрации внимания на определенном объекте (объектах).
- Развитие способности удерживать внимание на объекте длительное время.
- Развитие способности получать максимально большое количество информации от предмета внимания.
- Развитие способности охватывать вниманием один, два или большее количество объектов.
- Развитие способности распределять внимание между объектами или в пространстве.
Программа состоит из 13 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:
1. Вводная часть - приветствие – разминка, создание благоприятного настроя на дальнейшую работу. 2. Основная часть - проведение игр и упражнений на развитие коррекцию основных свойств внимания детей младшего школьного возраста. 3. Итоговая часть - подведение итогов занятия, релаксационный.
Предполагаемые результаты
1. Повышение школьной успеваемости.
2. Повышение уровня познавательных процессов
3. развитие основных свойств внимания.
№ | Задачи занятия | Содержание занятий |
Занятие 1. «Внимательно слушаем и переключаем внимание» |
| Ритуал приветствия. «Перекрестные движения» Основная часть Упражнение: « Четыре стихии» Задание 4 «Нарисуй такой же коврик» Задание 5. «Летает не летает» Упражнение: «Цветок настроения» |
Занятие 2. «Развитие произвольного внимания» |
| Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» Основная часть Задание 2. «Домики» Упражнение 3 «Руки-ноги» Задание 4. «Корректурная проба» (геометрические фигуры) Задание 5 «Группировка слов» Упражнение: «Цветок настроения» |
Занятие 3. Развитие устойчивости внимания | 1. Учить действовать по показу-образцу, словесной инструкции. 2. Развитие продуктивности и устойчивости внимания, объема внимания, умения ассоциировать предметы; 3. Воспитывать мотивацию к занятию, культуру вежливых слов. | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» Основная часть Задание 4. «Ассоциации» Упражнение: «Цветок настроения» |
Занятие 4. «Развитие концентрации внимания» | 1. Учить действовать по словесной инструкции 2. развитие концентрации и устойчивости внимания; пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.). 3. Воспитывать культуру поведения | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 5. «Узнаём звуки окружающей действительнос-ти» |
| Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» Основная часть Задание 2. «Угадай, кто говорит» Задание 3. «У кого ряд длиннее?» Задание 4. «Телефон» |
Занятие 6. «Развиваем зрительное внимание» |
| Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» Задание 2. «Повтори рисунок» Задание 3. «Найди ошибку» Задание 4. «Кто какое занял место» Задание 5. Игра «Повторяем движения» Итоги занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 7. «Развиваем внимательность и наблюдатель - ность» |
| Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» Основная часть Задание 2. «Повтори рисунок» Задание 3.« Четыре стихии» Упражнение: «Цветок настроения» |
Занятие 8. «Развиваем и распределяем внимание» | 1.Учить выполнять графический диктант по клеточкам. 2.Развитие распределения внимания, зрительного и слухового восприятия. 3.Вызвать мотивацию к занятию, умение доводить начатое дело до конца | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» Задание 2. «Найди по два одинаковых предмета» Задание 5.«Смысловой ряд» |
Занятие 9. «Развитие концентрации и распределения внимания» |
| Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмёрки» Задание 2. « Найди спрятанные слова» Задание 3. «Продолжи узор» Задание 4. «Не пропусти растение» |
Занятие 10. «Развитие устойчивости внимания» |
| Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» Задание 1. «Помоги Буратино найти буквы» Задание 2. «Расшифруй слова» Задание 3. « Расставь буквы в алфавитном порядке» «Цветок настроения» |
Занятия Вариант 2 | ||
Занятие 1. «В гостях у мышки» |
| Вступление «Скажи- покажи кто так пищит» Задание 1. «Найди мышку и обведи» Задание 2. «Найди одинаковых мышек и раскрась» Задание 3. «Замри!» Задание 4. Релаксация «Поза покоя» Заключительная часть. Прощание с мышкой |
Занятие 2. «В гостях у белки» |
| Вступление, создание настрой встречи с белкой Задание 1. «Сложи белочку» Задание 2. Найди домик белки» Задание 3. « Карлики и великаны» Задание 4. «Раскрась вторую половинку» Заключительная часть Прощание с белкой |
Занятие 3.
«В гостях у собачки» |
| Вступление. Создание настроения. Встреча с собачкой Задание 1. «Найди домик собачки» Задание 2. «Ухо-нос» Задание 3. «Найди тень» Релаксация «Поза покоя» Задание4. «Раскрась собачку» (По показу- образцу) Заключительная часть Прощание с собачкой |
Предполагаемые результаты:
1. Дети концентрируют своё внимание одновременно на нескольких предметах, удерживают их в уме.
2. Дети сохраняют внимание, не отвлекаются, не ослабляя внимание; концентрирована устойчивость внимания.
3. У детей развита избирательность внимания; умение концентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
4. Дети переключаются с выполнения одного вида деятельности на другой; переключают внимание.
5. Дети распределяют внимание, выполняют одновременно несколько дел.
6. Дети могут сосредоточить внимание по требованию; развитие произвольного внимания.
Система оценки результативности программы:
Результативность программы отслеживается с помощью тестовых заданий, самостоятельных работ детей, выполнению упражнений на развитие всех видов внимания.
Литература:
- Локалова Н.П., «Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов». - М. («Ось-89», 2006).
- Забранная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. (М., 2000).
- Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. (АРКТИ, 2005).
- Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М. (ТЦ Сфера 2004).
- Шевердина Н,А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек Серия «Психологический практикум». (Ростов н/Д: Феникс, 2004).
- Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. (М.: Генезис, 2003).
- Н.Я.Семаго, М.М.Семаго «Организация и содержание деятельности психолога специального образования. Методическое пособие». (М.Айрис-пресс, 2005).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа развития внимания
При проведении программы учитывались следующие принципы:Принцип возрастания сложности заключался в том, что каждое задание проходило ряд этапов от простого к сложному. Урове...
Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы). Программа составляет 20 занятий, продолжительность 1 час.
Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды...
Экспериментальная программа. Развитие внимания и мышления учащихся.
Экспериментальная програма направлена на развитие внимания и мышления учащихся....
Развитие внимания. Упражнения для развития внимания.
Внимание! – как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, с тем, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что он им говорит и показывает, и организовать их деятельность для...
Презентация к уроку-тренингу по развитию внимания "Внимание-лучик к познанию"
В презентации показаны некоторые виды работ по развитию внимания на уроках русского языка...
Выступление на тему "Как помочь ребенку развить внимание и память.Демонстрация упражнений, направленных на развитие внимания и памяти у детей с ДЦП"
Доклад на данную тему был представлен на Семейном ресурсном объединении "Взаимодействие". Автор: Пономаренко Л.Н....