ПК 4.1
методическая разработка

Бобылева Софья Александровна

.Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

нет

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

нет

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

нет

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

нет

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

нет

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

да

содержание учебного предмета

да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, в которую входит данный учебный предмет

да

место и роль учебного предмета в обучении

нет

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

нет

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

нет

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

нет

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

да

необходимое количество часов для изучения раздела

да

содержание учебного раздела

да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

нет

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

нет

технические средства обучения

нет

цифровые образовательные ресурсы

нет

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

нет

 

Выводы: сравнив содержание персональной рабочей программы и структуру таблицы, можно сделать вывод: рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО. Данная рабочая программа включает в себя все важное по курсу «Русский язык», что касается часов и выдаваемого материала. Но, титульный лист не заполнен, не несет никакой информации об авторе, год разработки также неизвестен. Многие разделы не раскрыты полностью, например не представлено описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Также не представлены цели и задачи курса, что является минусом данной рабочей программы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Степнинская школа»

457029, Челябинская область, Пластовский район, с. Степное,ул. Гагарина 15 А, тел. +7(351)602-40-12, e-mail mkoustepnoe@mail.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Русский язык»

на 4 четверть 2022-2023 учебного года

Челябинск, 2023

Дата

Тема и тип урока

Контрольная работа

(час)

Виды деятельности уч-ся

Формы контроля

Части речи (16 ч)

1

03.04.2023

Значение имен прилагательных.

УОНЗ

-

Определять значимость имен прилагательных в русском языке. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Определять каким членом является имя прилагательное.

Задания в рабочей тетради

2

04.04.2023

Сравнение имя прилагательного как одно из выразительных средств урока. УОМН

-

Подбирать имена прилагательные- сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

Устный опрос

3

05.04.2023

Единственное и множественное число имен прилагательных УОНЗ

-

Изменять имена прилагательные по числам. Определять число имени прилагательного. Определять зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Задания в рабочей тетради

4

06.04.2023

Единственное и множественное число имен прилагательных УОМН

-

Понимать и сохранять учебную задачу урока

Анализ текста о маме. Употреблять в речи такие слова, как: кофе, мышь, фамилия, шампунь.

Составление рассказа. Внешний контроль

5

10.04.2023

Обобщение знаний об имени прилагательном. УР

-

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число, роль в предложении.

Отработать алгоритм «Число имен прилагательных»

Самостоятельная работа

6

11.04.2023

Контрольная работа «Имя прилагательное». УРК

1

 Контролировать правильные записи имен прилагательных, исправлять недочеты и ошибки. Правильно определят ь число имен прилагательных.

Контрольная работа

7

12.04.2023

Работа над ошибками. УР

-

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Исправлять недочеты и ошибки.

Оценивать результаты своей деятельности.

Устный опрос

8

13.04.2023

Текст описание. Роль имен прилагательных УОНЗ

-

Развивать речь. Определять роль имен прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений.

Составление текста-описания домашнего животного

9

17.04.2023

Текст-рассуждение

УОНЗ

-

Развивать речь. Определять структуру текста. Отличать текст-рассуждение от текста-описания.

Словарный диктант

10

18.04.2023

Изложение. Текст «Медвежонок»

УОМН

-

Определять тему и главную мысль. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составление памятки. Написание текста по памяти.

Написание изложения

11

19.04.2023

Что такое предлог?

Для чего служат предлоги в речи? УОНЗ

-

Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.

Самостоятельная работа

12

20.04.2023

Как пишутся предлоги со словами? УОНЗ

-

Раздельно писать предлоги со словами. Правильно употреблять предлоги в речи.

Устный опрос

13

24.04.2023

Наиболее используемые предлоги. УОМН

-

Узнать наиболее используемые предлоги. Находить и выделять в тексте наиболее используемые предлоги.

Словарный диктант. Взаимоконтроль

14

25.04.2023

Проект «В словари – за частями речи!»

УОМН

-

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическими словарями, словарями антонимов и синонимов, словарем однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях. Участвовать в презентации подготовленного проекта.

Внешний контроль

15

26.04.2023

Контрольный диктант

УРК

1

 Понимать и сохранять учебную задачу урока. Записывать текст и правильно расставлять знаки препинания.

Диктант

Внешний контроль

16

27.04.2023

Работа над ошибками

УР

-

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Исправлять недочеты и ошибки.

Оценивать результаты своей деятельности.

Устный опрос

Повторение (16 ч)

17

02.05.2023

Анализ картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

УОМН

-

Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Сочинение по картине

18

03.05.2023

Работа над ошибками

УР

-

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Исправлять недочеты и ошибки.

Оценивать результаты своей деятельности.

Устный опрос

19

04.05.2023

Предложение. Оформление предложения на письме. УР

-

Соотносить результат проведенного самоконтроль с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Задания в рабочей тетради

20

05.05.2023

Главные члены предложения. Распространенные и нераспространённые предложения. УР

-

Соотносить результат проведенного самоконтроль с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Словарная работа, устный опрос.

21

10.05.2023

Слово. Синонимы, антонимы.

УР

-

Соотносить результат проведенного самоконтроль с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Тестирование.

22

11.05.2023

Контрольное списывание

УРК

1

Списать текст с расстановкой знаков препинания, находить и выделять орфограммы. Уметь каллиграфически списать текст, предложения без пропусков, искажений букв.

Контрольное списывание

23

12.05.2023

Части речи. Имя существительное

УР

-

Соотносить результат проведенного самоконтроль с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Кроссворд

24

15.05.2023

Части речи. Глагол

УР

-

Соотносить результат проведенного самоконтроль с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Задание в рабочей тетради

25

16.05.2023

Части речи. Имя прилагательное

УР

-

Соотносить результат проведенного самоконтроль с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Словарный диктант

26

17.05.2023

Контрольный диктант

УРК

1

Понимать и сохранять учебную задачу урока. Записывать текст и правильно расставлять знаки препинания.

Диктант

Внешний контроль

27

18.05.2023

Работа над ошибками

УР

-

Понимать и сохранять учебную задачу урока.

Исправлять недочеты и ошибки.

Оценивать результаты своей деятельности.

Устный опрос

28

19.05.2023

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. УР

-

Знать правила написания гласных и согласных, стоящих в слабой позиции; уметь подбирать проверочные слова.

Задание в рабочей тетради

29

22.05.2023

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. УР

-

Знать правила написания гласных и согласных, стоящих в слабой позиции; уметь подбирать проверочные слова.

Устный опрос

30

23.05.2023

Правописание слов с безударным согласным звуком в корне. УР

-

Знать правила написания гласных и согласных, стоящих в слабой позиции; уметь подбирать проверочные слова.

Кроссворд

31

24.05.2023

Обобщение знаний об изученных правилах письма

УОМН

-

Уметь оформлять предложения на письме; самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

Тестирование

32

25.05.2023

Обобщение знаний об изученных правилах письма

УОМН

-

Уметь оформлять предложения на письме; самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

Словарный диктант

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УОНЗ – урок открытия нового знания.

УР – урок рефлексии.

УОМН – урок общей методической направленности.

УРК – урок развивающего контроля.



Предварительный просмотр:

Анализ УМК “Школа России”

Программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов ПООП НОО.

Цель программы: обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями образования в Российской Федерации, концепций модернизации образования, новейшими достижениями педагогической науки.

УМК «Школа России» создан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников на основе современных научных представлений.

Структура и содержании учебников УМК «Школа России» ориентированы на структуру основных компонентов учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализация намеченного, контроль и оценка.

В содержании учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала под конкретные планируемые результаты.

Организация учебной деятельности учащихся основана на системно-деятельностном подходе.

Каждая тема раскрывается в определенной последовательности:

  • постановка проблемы, цели и ее анализ учащимся совместно с учителем;
  • самостоятельная формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий и т.д.
  • уточнение сформулированных учащимися обобщений (правил, способов действий и определений понятий) по учебнику;
  • введение соответствующей терминологии;
  • выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение знаний и способов деятельности по теме.

Комплект УМК «Школа России» состоит из:

  • «Русский язык» (авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий), включающая курс

«Обучение грамоте» (авт. В. Г. Горецкий и др.);

  • Литературное чтение» (авт. Л.Ф. Климанова и др.);
  • «Математика» (авт. М.И. Моро и др.);
  • «Окружающий мир» (авт. А.А.Плешаков);
  • Методические пособия.

Русский язык

Цели        изучения предмета «Русский язык»

  •         ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Оформление

Обложка учебника выполнена в белых и оранжевых тонах. Присутствует основная информация: название УМК, авторы, класс и часть.

На каждой странице ученика присутствуют картинки, которые связаны с упражнениями, а также дают окраску учебнику. Есть словарное слово или слово, которое нужно запомнить, как пишется, то оно показано картинкой, чтобы можно было наглядно воспринимать.

Каждый раздел имеет название, цветовую картинку и то, что вспомнят, обсудят и чему обучающиеся будут учиться, проходя данный раздел.

Условные обозначения

Всего 6 условных обозначений. На страницах учебника обозначения читаемы и понятны:

  • Сова - сведения о языке;
  • Вопросительный знак - высказываем своё мнение;
  • Перо - развиваем свою речь;
  • Восклицательный знак - задание повышенной сложности;
  • Словарь - работаем со словарём;
  • Две звезды - работаем в парах.

Выделены формы деятельности на уроке, эти знаки помогут ориентироваться по учебнику и обратить на типы заданий.

Содержание

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

•система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

•орфография и пунктуация;

•развитие речи.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально

существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка:

фонетической,         лексической,         словообразовательной        и грамматической (морфологической и синтаксической).

Задания

Задания репродуктивные, поисковые, частично-поисковые.

Особое внимание уделяется упражнениям на определение лексического значения многозначного слова.

Большая работа проводится над такими видами упражнений, как определение лексического значения многозначного слова, а также упражнения на определение лексического значения омонимов, упражнения на определение слов с прямым или переносным значением, упражнений на замену многозначных слов синонимами всего одно.

Рубрики

"Обрати внимание" например, цифра 4 у последнего слова предложения показывает, что данное предложение надо разобрать по членам, рубрика" картинная галерея","наши проекты, странички для любознательных, слова для справок, проверь себя.

Справочные материалы

Памятки, образцы рассуждения к нему, орфоэпический словарь, словарь однокоренных слов, орфографический словарь, толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь омонимов, словарь фразеологизмов.

Литературное чтение

Цели        изучения предмета

«Литературное чтение»

  •         овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  •         развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  •         обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Оформление

Обложка выполнена в розовых и белых цветах. Присутствует информация: название УМК, класс и часть. Авторы указаны внутри на форзаце.

На каждой странице ученика присутствуют картинки, которые связаны с произведениями, а также дают окраску учебнику.

Некоторые изображения иллюстрируют не само

произведение, а название раздела. Также присутствуют изображение картин и

памятников, с указанием их создателей, что следует расширению кругозора не только в

литературе, но и в других видах искусства, и эстетического вкуса.

Условные обозначения

Всего 4 условных обозначений. На страницах учебника обозначения читаемы и понятны:

  • Книга - работай в «Рабочей тетради»;
  • Две звезды - работай в паре;
  • Три звезды - работай в группе;
  • Восклицательный знак - задание повышенной сложности.

Выделены формы деятельности на уроке, эти знаки помогут ориентироваться по учебнику и обратить на типы заданий.

Содержание

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения

устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы

и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными

видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков.

Задания

Вопросы и задания находятся внутри учебника после каждого произведения в разном количестве, а также после различных разделов в рубрике «Проверь себя» и отмечены в виде синей обложки книги. Вопросы касаются содержания и связаны с размышлением, развитием критического мышления. Задания указаны частично-поисковые и творческие.

Рубрики

В учебнике есть две рубрики: «Проверим себя», «Наши проекты»

Математика

Цели        изучения предмета

«Математика»

  • математическое развитие младших школьников;
  • формирование системы начальных математических знаний;
  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности

Оформление

Обложка выполнена в синих, голубых и белых тонах. Присутствует информация: название УМК, класс и часть, авторы. На форзаце есть дополнительная информация: таблица сложения, как пишутся десятки и единицы. Есть дополнительные задания на полях. Рисунки и схемы, которые помогают в решении задания, есть задания, которые состоят только из рисунка.

Условные обозначения

Всего        10        условных        обозначений.        На        страницах        учебника обозначения читаемы и понятны:

  • Два треугольника - Начало урока;
  •         Снежинка - Вставь пропущенное число, чтобы равенство или неравенство стало верным;
  •         Круг - Вставь пропущенную цифру, чтобы равенство или неравенство стало верным;
  •         Круг - Вставь вместо кружка (О) один из этих знаков, чтобы равенство или неравенство стало верным;
  • Два человека - Внимание! Новый материал;
  • Поля - Рассмотри рисунок на полях;
  • Две звездочки - Работа в паре;
  • Восклицательный знак - Задание повышенной сложности;
  • Два вопросительных знака - Проверь себя и оцени свои успехи;
  •         Книга - Проверь себя, выполнив задания на указанныхстраницах тетради для проверочных работ.

Выделены формы деятельности на уроке, эти знаки помогут ориентироваться по учебнику и обратить на типы заданий

Содержание

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи»,

«Пространственные        отношения.        Геометрические        фигуры»,

«Геометрические величины», «Работа с информацией».

Задания

Типы заданий: поисковые, частично-поисковые, репродуктивные.

В каждой новой теме есть задания, с помощью которого ученики формулируют новую тему (проблемная ситуация).

Рубрики

Странички для любознательных, Проверим себя и оценим свои достижения, Что узнали, чему научились. Повторение пройденного.

Окружающий мир

Цели        изучения предмета

«Окружающий мир»

  •         формирование целостной картины мира и осознание места

в нём человека на основе единства рационально-научного

познания        и        эмоционально-ценностного        осмысления        ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  •         духовно-нравственное развитие и воспитание личности

гражданина России в условиях культурного и ко

Оформление

Обложка выполнена в белых и зеленых. Присутствует информация: название УМК, класс и часть, автор.

Форзац        учебника        красочный.        На        каждой        странице        ученика присутствуют картинки, которые связаны с темой, а также дают

окраску учебнику.

Условные обозначения

Всего        10        условных        обозначений.        На        страницах        учебника обозначения читаемы и понятны:

  • Муравей - что узнаем, чему научимся;
  • Две звезды - работаем в паре;
  • Три звезды - работаем в группе;
  •         Маленькая и большая звезда - работаем со взрослыми;
  • Мозаика – моделирование;
  • Тетрадь - рабочая тетрадь;
  • Лист - атлас-определитель «От земли до неба»;
  • Черепаха - сделаем вывод.

Выделены формы деятельности на уроке, эти знаки помогут ориентироваться по учебнику и обратить на типы заданий

Содержание

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Задания

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего

Включает в себя задания: работа с исторической картой в парах или в группе, оформление словарика, работа в рабочей тетради, оформление рассказов о великих людях или городе, сооружении, моделирование, например, изображение страниц рукописной книги, исследовательская деятельность, творческие и проектные работы, также работа со взрослыми.

Рубрики

«проверь себя» и «оцени свои достижения», «странички для

любознательных»,        «наши        проекты»,        «странички        для самопроверки».

Методическое пособие

Пособие в формате а5, в мягком переплёте. На обложке гармонично взаимодействуют три основных цвета.

Прописаны цели, задачи, ведущие идеи курса, соответствие требованиям ФГОС, методические особенности УМК и работы с ним (особенности, структура учебника, работа с рубриками). Также написан состав УМК, КТП, планируемые результаты и

поурочные разработки (примеры уроков).

Учителю будут полезны эти методические рекомендации в разработке РП и КТП. Но с точки зрения поурочных разработок, учитель может воспользоваться только семью примерами. Шрифт выбран 12, межстрочный интервал очень маленький (примерно 1), вследствие этого учитель может посадить себе зрение.

Вывод

Анализируя УМК можно убедиться в том, что учебники и пособие полностью соответствует требованиям ФГОС.

В начале каждого нового раздела - отдельная яркая страница, на которой прописано что дети будут изучать и чему научатся.

В каждом   учебнике   есть   несколько   из   этих   рубрик:   «Наши   проекты»,

«Странички для любознательных», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и другие. Каждая из них выделена на отдельной странице.

Таким образом, данное пособие может быть полезным учителю для наиболее рациональной организации деятельности учителя и учеников на уроках.



Предварительный просмотр:

Анализ УМК “Начальная школа 21 века”

Учебник «Литературное чтение» 4 класс 1 часть (2003) Обложка:

Не очень яркая, содержит картинку, не совсем подходящую возрасту детей. На ней отражено: название предмета, класс и часть учебника, авторы и издательство.

Титульный лист:

Дублирует информацию титульного листа, более полно. На ней указана рекомендация данной программы от Министерства образования Российской Федерации.

Форзац:

Пустой, ничего не содержащий белый лист.

Шмуцтитул:

Присутствует, но не несет в себе информации о том, чему научатся дети. Он, чаще всего, несет в себе дополнительную информацию или теоретический материал к разделу.

Условные обозначения (формы работы):

Связаны с работой над текстом, с пройденным материалом, с важной информацией. Есть обозначение творческих заданий, словаря, а также книг, которые советуются детям к прочтению. Обозначения формы работы отсутствуют.

Рисунки:

По большей мере представлены в виде рисунков, фотографий очень мало. Все рисунки довольно тусклые, неяркие по цвету с большим количеством пробелов. Их довольно мало, но они все грамотно подобраны и подходят содержанию изучаемого произведения.

Разделы:

В учебнике представлено 11 разделов. Они обозначаются значком улыбающегося солнца и более крупным шрифтом, чем названия произведений.

Рубрики:

В данном учебнике представлена лишь одна рубрика - «Проверьте себя». Она включает в себя вопросы и задания, связанные с пройденным материалом. Появляется после

каждого раздела.

Цели учебника:

  • расширять у детей читательский кругозор;
  • развивать у детей навыки коммуникации и эмоциональный интеллект;
  • привить любовь к чтению литературы различных жанров и народов.

Задачи учебника:

  • учиться понимать смысл и идею произведения, запоминать содержание;
  • учиться читать с опорой на свой личный опыт;
  • научиться различать произведения по жанровой принадлежности;
  • научиться писать сочинения, изложения;
  • научиться выполнять пересказы различных видов;
  • научиться выразительному чтению;
  • научится работать с текстом.

Задания:

Основная масса вопросов заданий связана с работой с текстом и с его пониманием.

Встречаются задания на выразительное чтение, на понимание интонации и настроения автора.

Виды заданий:

  • творческие (составить рассказ, сочинить историю);
  • исследовательский (прочитать дополнительную литературу, найти значение слова, доказать мнение, подумать над смыслом произведения);
  • репродуктивные (на повторение пройденного теоретического материала).

Учебник «Русский язык» 4 класс 1 часть (2003) Обложка:

Обложка выполнена в темных и тусклых, темных тонах, картинок, относящихся к уроку русского языка, нет.

Титульный лист:

На титульном листе прописано издательство, часть, класс.

Форзац:

Форзац учебника пустой, белого цвета.

Условные обозначения:

В учебнике представлены различные условные обозначения: тайны

языка-формулировка языкового материала, обрати внимание, вспомни материал, пиши правильно, трудная тема, работа в паре и подсказка.

Рисунки:

В учебнике представлены различные мультяшные иллюстрации, но они небольшого размера и их мало, так как это уже 4 класс.

Рубрики:

Из рубрик стоит отметить только то, что иногда присутствуют герои, ребята, которые ведут между собой спор в выведении правила и далее задается вопрос, кто из ребят прав, но изображений персонажей нет. Также есть рубрика путешествие в прошлое, где рассказывается о происхождении каких-то слов или правил русского языка. В конце учебника есть рубрика «Твои помощники», там представлены словари и различные правила, разборы и анализы.

В содержании материала иногда перед началом темы есть заголовок «давай подумаем», то есть там вопросы на повторение изученного материала. Каждый урок пронумерован, что очень удобно для учителя ориентироваться, где начало урока, а где конец. Шрифт

текста достаточно мелкий, так как большое количество материала, много упражнений. В самом начале учебника есть вступительное слово ребятам от авторов учебника, где дано задание написать письмо о том, как учится ребенок,интересно ли изучать русский язык, какие рубрики интересны, какие задание вызывают трудности. С этого

начинается 1 урок в 4 классе.

Разделы:

В содержании учебника нет разделения уроков на разделы, но у каждого номера урока в самом материале прописано название раздела, например, как устроен наш язык, правописание и развитие речи. После содержания учебника есть странички для учителя, где авторы дают рекомендации по различным заданиям, как построить урок в различных разделах.

Основные цели и задачи:

В 1 части учебника обучающиеся повторят изученные орфограммы ранее, вспомнят, как писать письмо, научатся проводить морфологический разбор частей речи, узнают, как писать изложение, научатся проводить синтаксический анализ предложения,

углубят знания о глаголе, вспомнят, как работать с текстом.

Виды заданий:

Особенностью этой программы является то, что здесь большинство заданий это работа с текстом, в основном представлены задания репродуктивного характера, так же есть задания творческие и исследовательские.

Учебник «Математика» 2 класс 2 часть (2009) Титульный лист и обложка:

Учебник выполнен в фиолетовом цвете. Обложка разделена вертикально, различается

цветами, есть круг, в котором изображены часы, ромашка, радуга. На обложке есть авторы, класс, часть, издательство. Корешок обложки плотный.

Форзац:

Пустой.

Условные обозначения:

Условные обозначения неяркие, мрачные. Изображены в половинчатых сферах.

Условные обозначения: прочитай самостоятельно, обсудим вместе, обрати внимание, запомни, выполни в тетради, используй цветные палочки/фишки/чертежный угольник, выполни трудное задание, расширяем свои знания.

Форма работы предполагается только самостоятельная. Названия для У.О. можно было бы придумать полегче, более запоминающиеся.

Рисунки:

Рисунки тёмные, во втором классе их мало, чаще всего они идут как иллюстрации-схемы к задачам.

Важное в учебнике помечается серым и коричневым (название темы, теоретический материал и др.).

Рубрики:

В учебнике есть два героя - Заяц и Волк. Чаще всего про них просто пишут, создают с помощью них проблемную ситуацию, диалога с детьми или между Зайцем и Волком нет.

В учебнике есть «Карточка-помощница», в которой детям объясняют что-либо.

Рубрики:

«Путешествие в прошлое» (детям) рассказывают о Древней Руси, например);

«Вспоминаем пройденное» (повторение пройденного материала).

Задания:

Виды заданий чаще всего репродуктивные (реши примеры), поисковые (как найти результаты умножения чисел?),

Начало урока никак не отмечается. Но есть деление на темы (каждая по 3-8 страниц). Эти темы имеют название.

Трудных заданий (под звёздочкой) мало - от одного до 4 в каждой теме.

Учебник «Окружающий мир» 2 класс 1 часть (2009) Титульный лист и обложка:

Учебник, как и все остальные имеет свою специфику обложки (поделен на две

половины, круг с изображением в данном случае воздушного шара). На обложке есть автор, класс, часть, издательство. Обложка и корешок твердые.

Форзац:

На форзаце изображены картинки и фото людей, животных, окружающего мира. Всё в оранжевом цвете.

Условные обозначения:

Вспомни: это ты уже знаешь; обрати внимание: постарайся запомнить главную мысль; обсудим вместе; проверь себя. как усвоен материал; домашняя работа; а здесь ты

просто улыбнёшься; этот удивительный мир. материал для любознательных; пофантазируй, придумай свою историю; ты познакомишься с произведениями известных художников; минутка игры; наблюдай, делай опыты.

Названия для У.О. слишком неблагозвучные и громоздкие, они не запомнятся уху. Выполнены ярко, также в полусферах.

Рисунки:

Рисунки яркие, красочные. Есть фото и картины, но чаще всего они не подписаны (кроме достопримечательностей России). Рисунков мало, не хватает наглядности. Рубрики:

«Проверь себя» (даны ответы на вышепоставленные вопросы);

«А здесь ты просто улыбнешься» (даны анекдоты немного связанные с пройденной темой);

«Пофантазируй, придумай свою историю» (дети фантазируют и составляют рассказ);

«Этот удивительный мир» (приведены интересные факты из истории, окружающего мира);

«Картинная галерея» (знакомство с картинами известных художников);

«Минутка игры» (игры на тему урока. Не на всех учеников есть роли);

«Наблюдай, делай опыты» (опыт, связанный с темой урока. Чаще всего его не возможно провести на уроке (либо от учителя требуется огромная подготовка)). Задания:

Чаще всего репродуктивного характера, а также творческого, частично-поискового.

Учебная хрестоматия «Литературное чтение» 4 класс (2003)

Прописано довольно много произведений различных жанров и авторов. Перед началом текста каждого произведения, после названия, прописывается жанр данного произведения. Включает в себя словарь и подсказки, чтобы помочь детям с

пониманием текста, сложных и старинных слов. Присутствуют справки, которые несут в себе дополнительную информацию, касающуюся содержания текста. Содержит в

себе задания, которые связаны с прочтением текста. Дает творческие задания с придумыванием собственных историй и развивает коммуникацию у ребенка.

Произведения представлены в полном объеме. Есть выборочные произведения из сборника, которые следуют друг за другом. Названия произведений прописаны

жирным шрифтом, а жанры курсивом, сам по себе шрифт довольно крупный и

читаемый. Присутствует 6 разделов, они не повторяются с учебником, но включают изученных в нем авторов и изученные жанры, но также есть и то, что не изучалось на уроке, а присутствует лишь здесь.

Выводы по анализу УМК «Начальная школа 21 века»:

Учебники выполнены в едином деловом стиле, но они темные, чаще всего плохо иллюстрированные, разный по стилю шрифт в каждом учебнике. Есть система навигации-условные обозначения, они похожи по стилю и по названиям. Названия условных обозначений слишком неблагозвучные и громоздкие, они не запоминаются ученику. Некоторые условные обозначения одинаковые (обсудим вместе, обрати

внимание и др.). Небольшое количество рубрик во всех учебниках, слабо выделены, Некрасочно. Форзацы в большинстве учебников пустые, нагих нет дополнительного материала (таблиц, схем). Типы заданий, которые присутствуют в данной программе: репродуктивные, частично поисковые и творческие.



Предварительный просмотр:

Анализ УМК “Перспектива”

«Перспектива» - это учебно-методический комплекс для начальных классов, который представляет собой целостную информационно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям ФГОС.

Информационно-образовательная среда системы «Перспектива» представлена  учебниками с приложением на электронном носителе, рабочими и творческими тетрадями, рабочими программами, поурочными разработками и вспомогательными ресурсами: дидактическими тетрадями «Читалочка», «Волшебная сила слов».

Основополагающие принципы УМК «Перспектива»: гуманистический; принцип историзма; коммуникативный; принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, то есть развитие и воспитание ребенка.

РУССКИЙ ЯЗЫК

В начале, как и во всех учебниках, прописаны условные обозначения, далее прописано письмо от профессора Самоварова, что является большим плюсом (в нём прописано значение русского языка в жизни, также данное письмо можно отметить, как самоопределение к деятельности - “Желаем успехов и т.д.”). В учебниках русского языка есть герои: профессор Самоваров, Аня и Ваня, которые “сопровождают” обучающихся на протяжении. всего путешествия в мире родного языка. Каждый раздел выделяется в рамку, прописан он большими буквами. Сами темы пишутся жирным зеленым цветом. После каждой темы идёт рубрика “Проверь себя”. В данном УМК очень удобно разделены темы внутри. Об этом сообщает условный знак в виде колокольчика. Это является большим плюсом, так как это будет удобно не только для учителя, но и для детей, находящихся на дистанционном обучении. Правила называются “Узелки на память”, выделены жёлтым цветом. В учебнике часто встречаются жёлтые рамки, в которых представлены пословицы или высказывания известных людей, например, писателя Л. Н. Толстого. Также присутствуют отдельные рамки, которые называются “Твой словарик” - прописаны словарные слова; “Из толкового словаря” - прописаны слова из толкового словаря, которые соответствуют теме. Наличие в темах "Творческая переменка" - работа с текстом (Попробуйте вставить в стихотворение слова из правого столбика так, чтобы получилось складно) и "Словесное творчество» - представлена работа со стихотворениями (Прислушайтесь, как звучат слова в стихотворении С. Маршака. Какие сочетания звуков передают стук дождевых капель и грохот грома? Спишите стихи, подчеркните слова со звуковыми повторами). В конце учебника есть словари (орфографический, орфоэпический, словарик синонимов и антонимов) . Задания имеют аналитический и репродуктивный характер. Задания в УМК Перспектива направлены: на развитие речи, на правила этикета в диалоге, на повторение и углубление знаний в разделе морфемики, изучение словосочетаний,синтаксический разбор, изучение частей речи.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

В начале учебника прописаны условные обозначения, сигнальные значки, которые определяют деятельность определенных заданий - в данном УМК прописаны следующие виды работ: работаем самостоятельно, работаем в паре, группе, читаем (работаем) вместе со взрослыми, ищем информацию, работаем в “Творческой тетради”, работаем со “Словарём” в конце учебника. Все эти виды работ говорят о частой смене деятельности, что можно считать большим плюсом. Далее идёт приветственное письмо от авторов учебника. В учебнике множество ярких тематических иллюстраций, которые встречаются на каждой странице. Рядом с произведениями, чья тематика связана с родиной, вместо иллюстраций находятся изображения известных картин (И. Репин “На меже”, И. Левитан “Вечерний звон”, В. Поленов “Золотая осень”), это является большим плюсом, потому что так дети приобщаются к искусству. Каждый раздел выделен большими цветными буквами, темы выделены зелёным цветом и заключены в оранжевую рамку. В начале каждой темы включен диалог-рассуждение по теме главных героев УМК - Аня, Ваня и профессор Самоваров, в этом диалоге-рассуждении раскрывается суть данного раздела. Почти после каждого произведения идёт рубрика “Вопросы и задания”. Очень часто в учебнике встречаются рамки с пословицами, которые связаны с темой. Также есть рубрика "Шутки-минутки" в ней прописаны интересные тематические задания. Все вопросы и задания разделяются на 3 части: первая часть - самостоятельная работа, вторая часть- "Обсуди с другом" (парная работа), третья часть- "Обсудите с друзьями" (групповая работа). Задания имеют репродуктивный, коммуникативный, межпредметный, творческий и поисковый характер. Раздел “Мы идём в библиотеку”. Все тексты и произведения делятся на "Самостоятельное чтение" и “Семейное чтение” и имеют задания после текстов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами.

МАТЕМАТИКА

«Обучение не только математике, но и математикой» - ведущая идея линии УМК по математике. Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение. Преобладает яркое оформление в зеленом цвете, но внутри преобладает оранжевый цвет. Отсутствуют оформление форзацов. Присутствует множество таблиц, схем, графиков. Мало картинок и они очень маленькие. Текст читабельный. Шмуцтитул и герои в учебнике отсутствуют.  В каждом уроке есть задания повышенной сложности. 

Наличие следующих условных обозначений: 

-начало урока 

-объяснение нового материала 

-сравни 

-задание повышенной сложности 

-работа в парах. 

Название раздела выделены оранжевым цветом,жирных шрифтом. Начало урока обозначается условным знаком "колокольчик", а конец урока - синей чертой. Тема рассчитаны на уроки, по 2-3 страницы жирным черным шрифтом. Присутствует рубрика: "Практическая работа", после каждого раздела. Есть материал для повторения в котором дети могут проверить себя. В каждом уроке присутствуют задания на повышение сложности. Уроки после новой темы направлены на повторение. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие образного и логического мышления, пространственного восприятия, воображения, интуиции. Учебники содержат задания разного уровня сложности, что позволяет учителю дифференцировать учебный процесс. 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 

Обложка учебника окружающего мира выполнен в ярких цветах. Размер книги - большой. Переплет- мягкий.  В учебнике имеются различные виды текстов: печатный, курсив, жирный, прописной.

На первой странице учебника включены условные обозначения:

  • работаем самостоятельно;
  • работаем в паре или в группе;
  • узнаем подробнее;
  • сравниваем;
  • задания повышенной сложности;
  • “Странички Умного Совёнка”;
  • рабочая тетрадь;
  • атлас-определитель

Изображения в учебнике выполнены в виде фотографий, иллюстраций и географических карт. Изображения яркие и выполнены в небольшом формате. Все изображения уместны и соответствуют темам. В небольшом количеств присутствуют таблиццы. Присутствуют главные герои, но никакого значения не имеют. 

В учебнике включен шмуцтитул. При изучении нового раздела, дети сначала знакомятся с целями, которые они достигнут при изучении данного раздела.В начале каждой каждой темы прописаны цели, которые ребёнок должен достигнуть в течении урока.В конце раздела есть постоянная рубрика “За страницами учебника”, которая включает в себя задания. Каждый раздел выделен определенным цветом.

В начале урока, дети вспоминают предыдущую тему урока с помощью вопросов в начале темы.

Большинство сведений, подлежащих изучению, вводится индуктивным путем, через наблюдение, сопоставление фотографий, выполнение заданий, а сами сведения даются в конце урока как вывод, результат размышления учащихся. Эти сведения изложены просто, ясно, четко, доступно пониманию учеников. Задания, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют развитию их мышления и речи. Есть задания, требующие работы с дополнительной литературой, которые имеют межпредметный характер. 

Включены в учебник включены постоянные рубрики: “Вспомним”, где включены вопросы по предыдущей теме, “Узнаем подробнее”, где включена дополнительная детальная информация по теме, “Сделаем вывод” - обобщение по теме. 

Проектную деятельность учебник не включает и экскурсии в том числе. 

Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, вопросы, закрепляющие знания и применяющиеся в дальнейшем обучении.

ВЫВОД: В учебниках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира присутствуют условные обозначения, стиль которых яркий, четкий и интересный. Условные обозначения понятны и легки для зрительного запоминания, также они соответствуют своему содержанию. Практически напротив каждого задания присутствует определенный значок. К учебникам прилагается следующее методическое обеспечения: рабочая тетрадь, методические пособия, рабочие программы и многое другое. Цветовое решение учебников достаточно яркое и разнообразное, картинки логически подходят к заданиям, также соответствуют возрасту. Изображения нарисованы красиво и качественно. Шрифт и стиль текста комфортны для зрительного восприятия. В УМК присутствуют герои Ваня и Аня, они сопровождают обучающихся по темам.

Таким образом, важным условием успешности реализации программы «Перспектива» является индивидуальный подход к каждому ученику. Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика. Задания имеют поисковый, коммуникативный характер. УМК «Перспектива» разработана грамотно и систематично, полностью соответствует стандартам ФГОС, а также учитывает возрастные особенности детей. Различные задания в учебниках, помогают учащимся освоить не только данную программу, но и научится чему-то новому