Формирование познавательного интереса у младших школьников
статья (4 класс)
Познавательный интерес - это двусторонний взаимосвязанный процесс с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательного интереса у младших школьников
Познавательный интерес - это двусторонний взаимосвязанный процесс с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. Необходимо подчеркнуть также, что интерес связан с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов.
Очень важную роль в формировании познавательной активности младшего школьника играет учитель. Уровень развития познавательного интереса у детей зависит от того, насколько правильно учитель сможет:
создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
концентрировать внимание на главном в учебном материале;
направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
избегать перегрузки учащихся;
принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоениями способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
Итак, я условно выделила 4 блока основных методов мотивации : эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
1. Эмоциональные:
- поощрение;
- порицание;
- учебно-познавательная игра;
- создание ярких наглядно-образных представлений;
- создание ситуаций успеха;
- стимулирующее оценивание;
- свободный выбор задания;
- удовлетворение желания быть значимой личностью.
2. Познавательные:
- опора на жизненный опыт;
- познавательный интерес;
- создание проблемной ситуации;
- побуждение к поиску альтернативных решений;
- выполнение творческих заданий;
- «мозговая атака»;
- развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
3. Волевые:
- предъявление учебных требований;
- информирование об обязательных результатах обучения;
- формирование ответственного отношения к учению;
- познавательные затруднения;
- самооценка деятельности и коррекции;
- рефлексия поведения;
- прогнозирование будущей деятельности.
4. Социальные:
- развитие желания быть полезным обществу;
- побуждение подражать сильной личности;
- создание ситуации взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества;
- заинтересованность в результатах коллективной работы;
- взаимопроверка;
- рецензирование.
Я предпологаю ,что необходимо выработать такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорить в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.
Следует отметить, что особое внимание стоит уделяеть проблеме формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста т. к. решение этой проблемы в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования . Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную интерес младших школьников в различных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках
Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не являе...
Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"
Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"...
"Формирование познавательного интереса у младших школьников"
Доклад. Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягки...
Специфика работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках
Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является им...
Формирование познавательного интереса у младших школьников
Формирование познавательного интереса у младших школьников и их методы...
Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...