Формирование познавательного интереса у младших школьников
статья (4 класс)

Аксёнова Таисия Евгеньевна

Познавательный интерес - это двусторонний взаимосвязанный процесс с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса у младших школьников

Познавательный интерес - это двусторонний взаимосвязанный процесс с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. Необходимо подчеркнуть также, что интерес связан с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов.

Очень важную роль в формировании познавательной активности младшего школьника играет учитель. Уровень развития познавательного интереса у детей зависит от того, насколько правильно учитель сможет:

создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

концентрировать внимание на главном в учебном материале;

направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

избегать перегрузки учащихся;

принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоениями способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

Итак, я условно выделила 4 блока основных методов мотивации : эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.

1. Эмоциональные:

  • поощрение;
  • порицание;
  • учебно-познавательная игра;
  • создание ярких наглядно-образных представлений;
  • создание ситуаций успеха;
  • стимулирующее оценивание;
  • свободный выбор задания;
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

2. Познавательные:

  • опора на жизненный опыт;
  • познавательный интерес;
  • создание проблемной ситуации;
  • побуждение к поиску альтернативных решений;
  • выполнение творческих заданий;
  • «мозговая атака»;
  • развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

3. Волевые:

  • предъявление учебных требований;
  • информирование об обязательных результатах обучения;
  • формирование ответственного отношения к учению;
  • познавательные затруднения;
  • самооценка деятельности и коррекции;
  • рефлексия поведения;
  • прогнозирование будущей деятельности.

4. Социальные:

  • развитие желания быть полезным обществу;
  • побуждение подражать сильной личности;
  • создание ситуации взаимопомощи;
  • поиск контактов и сотрудничества;
  • заинтересованность в результатах коллективной работы;
  • взаимопроверка;
  • рецензирование.

Я предпологаю ,что необходимо выработать такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорить в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.

Следует отметить, что особое внимание стоит уделяеть проблеме формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста т. к. решение этой проблемы в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования . Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную интерес младших школьников в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не являе...

Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"

Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"...

"Формирование познавательного интереса у младших школьников"

Доклад.      Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягки...

Специфика работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является им...

Формирование познавательного интереса у младших школьников

Формирование познавательного интереса у младших школьников и их методы...

Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...