Профессиональная компетенция учителя
статья
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся
Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технологических систем, применяемые не только на производстве, в быту, сфере досуга человека, но и в образовании. Поэтому перед нами стоят, не простые задачи - учить личность, начиная со ступеней начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути, добиваться успеха.
Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов:
-- умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои "образовательные дыры";
-- уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
- уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
- уметь "инсценировать" учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;
- владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;
- использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;
-- уметь организовать понятийную работу детей.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
А профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен - эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.
Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.
Век живи - век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А он, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций:
∙ Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.
∙ Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.
∙ Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.
∙ Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.
Необходимо учитывать и условия педагогического творчества:
∙ Способность к самоанализу, к саморазмышлению.
∙ Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения учеников.
∙ Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов, фактов лепить целостный образ.
∙ Восприимчивость к новаторам.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.
И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением! Если вы осознанно подходите к своей работе, отдаете себе отчет в том, что именно от вас зависит будущее многих ребят, вы знаете то, ради чего трудитесь на протяжении многих лет-то вы находитесь на пути к успеху. Так же как театр начинается с вешалки, так и профессиональный успех начинается с познания и осознания своего "Я". Не всегда, обладая достаточным багажом знаний, педагогу удается добиться успеха в педагогической деятельности. А все лишь потому, что только любовь к детям способна растопить все льды и преграды, которые лежат между учителем и учеником. Взаимопонимание - вот то, чего должен добиться каждый педагог! Известное выражение "Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают", лишний раз убеждает меня в том, что педагог должен быть индивидуален в своем труде. Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, на сколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.
А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.
-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
- Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности
- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:
- компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,
- компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,
- компетентность в целеполагании учебной деятельности,
- компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,
- компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),
- компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,
- компетентность в разработке программ деятельности и поведения,
- компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
- компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,
- компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),
- компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Что должен уметь компетентный педагог?
- Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
- видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
- чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
- закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
- планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
- в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
- привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
- оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
- нужно быть готовым к постоянным переменам;
- строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
- главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
- любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
- по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
- передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
- придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
- следовать мелочным правилам и инструкциям.
Таким образом,. компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.
Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:
- как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий
– носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;
- как повысить мотивацию обучающихся;
- как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;
- как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.
Из профессиональных компетенций я хочу выделить психолого-педагогическую компетенцию. Основными компонентами являются:
- грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными)
- умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания педагогической деятельности, в организации взаимодействия
- профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетенция учителя как условие реализации требований ФГОС.
Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, поняти...
Критерии профессиональной компетенции учителя начальных классов
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов: 1.Общекультурный крит...
Профессиональная компетенция учителя.
В резентации представлены основные пути развития профессиональной компетенции современного педагога....
Тест на тему «Профессиональная компетенция учителя НОО»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию тест на тему «Профессиональная компетенция учителя НОО». Такой тест может пригодиться руководителям МО НОО для проведения его среди учителей начальных клас...
"Профессиональная компетенция учителей начальных классов."
Что такое компетентность и компетенции? Компетенции педагога: : общекультурная компетенция, компетенция личностного самосовершенствования, познавательно-творческая компетенция, ценностно-смыслова...
Профессиональная компетенция учителей начальных классов.
Профессиональная компетенция учителей начальных классов....
«Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся» (выступление на КМО)
Профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач....