Структура системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
методическая разработка

Фотеева Ольга Александровна

В данном материале представлены цели, объекты, процедуры, технологии, методы, приёмы, КИМы, критерии, формы фиксации для оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_sistemy_otsenki.doc108.5 КБ
Файл sistema_otsenki_obrazovatelnyh_rezultatov.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО

О.А.Фотеева, учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №1»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД.

Направленность на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

Объект

Процесс формирования

Уровень сформированности

личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации.

Процедуры

Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.

Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.

Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Технологии, методики,

методы, приемы

«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

"Организация учебного процесса в начальной школе. Методические рекомендации." А.Б.Воронцов.

"Проектные задачи в начальной школе. ФГОС" (Воронцов А.Б., Егоркина С. В., Енжевская М. В.).
"Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе. Пособие для учителя 1 класса." А.Б. Воронцов.

- «Диагностика и оценка сформированности учебной деятельности».   Методика  Г.В.Репкиной , Е.И.Заики.

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;
  • рефлексивные сочинения.

Инструментарий

КИМы

  • задания (вопросы) для выявления уровня сформированности личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов);

- «Беседа о школе»

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б.Эльконина).

  • анкетирование - установление контекстных факторов, влияющих на качество образования;
  • - «Диагностика и оценка сформированности учебной деятельности».   Методика  Г.В.Репкиной , Е.И.Заики.
  • тесты (и т.п.) для изучения личностных сфер ученика (личностных результатов).
  • Анкеты по результатам проведения проектной задачи для самооценки мотивации и самоорганизации ("Проектные задачи в начальной школе. ФГОС" (Воронцов А.Б., Егоркина С. В., Енжевская М. В.).

Критерии

планируемые  личностные результаты:  Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –

М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

  • (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор);
  • обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности.

А. Б. Воронцов

"Сборник примерных программ для начальной школы. Пособие для учителя."

Шкала и вид отметки

  • определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и положительные качества личности обучающихся).

Формы фиксации

  • листы наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся;
  • экспертный лист по результатам решения проектной задачи или проведения читательской сессии;
  • дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;
  • портфолио «Мои достижения»;
  • дневник ученика;
  • диагностическая тетрадь учителя;
  • электронное приложение к журналу учителя;
  • портфолио «Оценочная деятельность учителя начальных классов»;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией».

  • анализ процесса формирования РУУД, ПУУД, КУУД;

оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД;

  • ориентация на реализацию РУУД, ПУУД, КУУД.

Объект

Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД

Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД

Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД

Процедуры

Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Письменный опрос (диаг-ностические работы, про-верочные работы по пред-метам, комплексные работы на межпредметной основе)

Письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе)

Технологии, методики,

методы, приемы

 - «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

- «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

-  «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

- "Проектные задачи в начальной школе. ФГОС" (Воронцов А.Б., Егоркина С. В., Енжевская М. В.).
- "Описание и оценка современных образовательных результатов начального общего образования"  (Авторский коллектив: С.Ф. Горбов, В.М. Заславский, А.Б. Воронцов (руководитель коллектива), П.Г. Нежнов, О.В.Раскина, Л.А.Рябинана, О.В. Соколова, Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова, Б.Д. Эльконин)

- "Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе. Пособие для учителя 1 класса." А.Б. Воронцов.

- "Организация учебного процесса в начальной школе. Методические рекомендации." А.Б.Воронцов.

- Психолого-педагогическая диагностика «Готовность ребёнка к школе»,

- «Школьный старт»- педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе,

- «Учимся учиться и действовать» - инструмент мониторинга метапредметных УУД (Т.В.Меркулова)

- «Диагностика и оценка сформированности учебной деятельности».   Методика  Г.В.Репкиной , Е.И.Заики.

- «Предметные диагностики теоретического мышления обучающихся». Г.А.Цукерман, В.А.Гуружапов.

- «Диагностика видов мышления» А.З.Зак.

- «Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и навыков к школе способностей» . Методическое руководство под ред. И.О.Глазуновой, Е.Ю.Ивановой. М. – Пушкинский институт. – 2009

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие РУУД, ПУУД, КУУД;
  • рефлексивные сочинения;
  •  «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал самими школьниками);
  • «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи);
  • «задания-ловушки» (рефлексия освоенного способа);
  • «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест);
  • «составление задачи, подобной данной»;
  • «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия);
  • «обнаружение ошибки»;
  • «создание помощника»;
  • «обоснованный  отказ от выполнения заданий» (умение обнаружить границу своих знаний);
  • «орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач). 

Инструментарий

КИМы

  • задания (вопросы) для выявления уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД (достижения планируемых метапредметных результатов);

- "Проектные задачи в начальной школе. ФГОС" (Воронцов А.Б., Егоркина С. В., Енжевская М. В.).

- «Освоение техник понимания художественной прозы как основа исследовательской работы школьников в предмете литература»

М.Н. Девяшина, Мегион, МОУ «СОШ №4»

Пакет материалов, адаптированных к условиям ОУ.

  • проектные задачи - оценка формирования ключевых компетентностей и социального опыта;
  • диагностические задачи – оценка операционального состава действия и его коррекция;
  • проверочные  работы (задачи) по линиям - оценка формирования контрольно-оценочной деятельности, планирования учебной  деятельности  ребенка.

- "Описание и оценка современных образовательных результатов начального общего образования"  (Авторский коллектив: С.Ф. Горбов, В.М. Заславский, А.Б. Воронцов (руководитель коллектива), П.Г. Нежнов, О.В.Раскина, Л.А.Рябинана, О.В. Соколова, Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова, Б.Д. Эльконин)

(трехуровневые  задачи на ведущие предметные способы/средства действия выявляют  освоение учащимися базовых  способов/средств действия отдельно на каждом  из трех уровней, с их помощью можно оценить не только предметные знания, но и универсальные учебные действия, комплексные работы)

Критерии

планируемые метапредметные результаты

"Планируемые результаты начального общего образования" (Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.) ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

А. Б. Воронцов

"Сборник примерных программ для начальной школы. Пособие для учителя."

Шкала и вид отметки

  • определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих уровень сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; в соответствии с методикой диагностики).

Формы фиксации

  • листы наблюдения за развитием РУУД, ПУУД, КУУД;
  • экспертные листы;
  • дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;
  • портфолио «Мои достижения»;
  • дневник ученика;
  • диагностическая тетрадь учителя;
  • электронное приложение к журналу учителя;

- портфолио «Оценочная деятельность учителя начальных классов»


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

  • анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава).
  • оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием;
  • выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам

освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии.

освоения программного материала за четверть, полугодие, год.

Объекты

Процесс освоения способов действий с изучаемым предмет-ным содержанием (их операционального состава).

Действия с предметным содержанием по изучаемой теме.

Умения решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предметно-му содержанию.

Процедуры

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоение прог-раммного материала по теме, блоку, содержатель-ной линии).

Письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).

Технологии, методики,

методы, приемы

 «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

"Описание и оценка современных образовательных результатов начального общего образования"  (Авторский коллектив: С.Ф. Горбов, В.М. Заславский, А.Б. Воронцов (руководитель коллектива), П.Г. Нежнов, О.В.Раскина, Л.А.Рябинана, О.В. Соколова, Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова, Б.Д. Эльконин).

"Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе. Пособие для учителя 1 класса." А.Б. Воронцов.

"Организация учебного процесса в начальной школе. Методические рекомендации." А.Б.Воронцов.

-

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие действия с предметным содержанием;
  • рефлексивные сочинения.

Инструментарий

КИМы

  • задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижения планируемых предметных результатов);

- Психолого-педагогическая диагностика «Готовность ребёнка к школе»,

- «Школьный старт»- педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе,

- Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е.

"Критериальное оценивание в начальной школе (из опыта работы)."

- Г.Г. Микулина

Контрольные работы по математике. 1 - 4 класс.

- Ломакович С.В., Тимченко Л.И. "Контрольные работы по русскому языку 1-4 класс. ФГОС."

- Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. "Окружающий мир, 1-4 класс: Проверочные работы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций ".

- Л.И. Тимченко "Контрольные работы по русскому языку. 1-4 класс"

- Е.И. Матвеева. " Литературное чтение. 4 класс. Диагностика и контроль."

- Е.И. Матвеева "Контрольные работы по литературному чтению 1-4 класс."

Критерии

  • планируемые предметные результаты

- А. Б. Воронцов

"Сборник примерных программ для начальной школы. Пособие для учителя."

Шкала и вид отметки

  • определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки  (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижение предметных результатов; в соответствии с методикой оценки).

Формы фиксации

  • принятые в классе формы (приемы, оце-ночные шкалы): «вол-шебные линеечки», «прогностическая оценка», «листы достижений», «оценочные листы», «эталоны», «карты оценки», «отметки-заметки», «отметки-невидимки», «таблицы требований» и т.п.).
  • таблицы требований, «листы достижений», «дневники достижений по предметам» и т.п.;
  • диагностическая тетрадь учителя;
  • журнал учителя.
  • таблицы требований, «листы достижений», «дневники достижений по предметам»;
  • дневник ученика;
  • портфолио;
  • диагностическая тетрадь учителя;
  • журнал учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лицей №1»

Слайд 2

Планируемые результаты Личностные (социальные компетентности, личностные результаты выпускника) Предметные ( формируются за счёт реализации системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и программ всех без исключения учебных предметов.) Метапредметные ( регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Слайд 3

Модель образовательной среды : урок значимые дела конференции дополнительное образование образовательные сессии дистанционные конкурсы ученик

Слайд 4

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО Планируемые результаты Средства оценивания Виды и формы фиксации Предметные ( текущий контроль, коррекция хода обучения ) Личностные Наблюдение, тестовые методики практики Анкеты, самооценка, творческие работы Портфолио творческих достижений Технологические карты Портфолио учебных достижений Проверочные, самостоятельные, контрольные работы Метапредметные ( контроль и коррекция овладения основными способами действия )

Слайд 5

«Инструменты» оценки качества : трехуровневые задачи – оценка уровней овладения учащимися основных предметных способов действий (средств); проектные задачи - оценка формирования ключевых компетентностей и социального опыта; диагностические задачи – оценка операционального состава действия и его коррекция; анкетирование - установление контекстных факторов, влияющих на качество образования; проверочные работы (задачи) по линиям - оценка формирования контрольно-оценочной деятельности, планирования учебной деятельности ребенка.

Слайд 6

«волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал самими школьниками); «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи); «задания-ловушки» (рефлексия освоенного способа); «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест); «составление задачи, подобной данной»; «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия); «обнаружение ошибки»; «создание помощника» ; «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаружить границу своих знаний); «орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач). Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников:

Слайд 7

Организация домашней самостоятельной работы учащихся (для чего?): решение проблемы выбора (как выбирать?); самооценка своих возможностей; работа в ситуации запроса; уроки-консультации (умение задавать «умные» вопросы и делать запрос на недостающую информацию); уроки-презентации (умение предъявлять (демонстрировать) свои достижения («что я знаю и чего не знаю еще..»

Слайд 8

Итоговые оценочные процедуры Межпредметная (предметная) проектная задача Публичная презентация личных достижений Трехуровневые задачи на ведущие предметные способы/средства действия выявляют освоение учащимися базовых способов/средств действия отдельно на каждом из трех уровней. В итоговую проверочную работу включаются специально разработанные предметные задачи, с помощью которых можно оценить не только предметные знания, но и универсальные учебные действия. Позволяет экспертно оценить, прежде всего, компетентность учебного взаимодействия (коммуникации). Кроме того, оценивается способность учащихся переносить известные им предметные способы/средства действия в квазиреальную ситуацию. Оценивается отбор материала и умение учащихся его оформить, публично представить и защитить. Итоговые оценочные процедуры

Слайд 10

Итоговые оценочные процедуры

Слайд 11

Промежуточные оценочные процедуры

Слайд 12

Текущие оценочные процедуры

Слайд 13

Задачи на 2018-2019 учебный год. Прописать индивидуальную образовательную программу ребёнка совместно с родителями. Сформировать пакет диагностических работ для отслеживания метапредметных результатов.(комплексные работы). Провести анализ реализации ООП НОО и описать механизм включения ребёнка в разные образовательные пространства.

Слайд 14

Проектная задача основная цель проектных задач – способствовать формированию разных форм учебного сотрудничества. проектная задача «Конструирование игровой площадки для детского сада» (1 класс, октябрь); Стартовая работа: Определить начальные возможности выполнения общей задачи.

Слайд 15

Фрагменты решения задачи

Слайд 21

Вопросы 1.Как группа приступила к работе: сразу стали выполнять задания сначала ознакомились со всеми заданиями была распределена работа между членами группы 2.Был ли в группе лидер (каким образом он появился): по собственной инициативе стихийно по решению всей группы

Слайд 22

3.Как члены группы взаимодействовали в ходе работы: никак обсуждали свои решения помогали друг другу по запросу 4.Климат и взаимоотношения в группе: доброжелательная обстановка взаимопомощь ссоры никакого содержательного общения

Слайд 23

Результат Задача не удерживалась; В группе не обсуждалась (зона); Выполняли каждый своё задание; Из 12 групп проявили лидерские качества 7 человек; Как правило работали каждый сам; Не помогали друг другу, а если и помогали то по просьбе взрослых; Обстановка доброжелательная, но была 1 ссора

Слайд 24

Вывод Обучающиеся на данном этапе не умеют работать в группе; Не удерживают общую задачу; Не владеют навыками взаимодействия; Не обращаются за помощью; Обстановка доброжелательная.

Слайд 25

Решение: На методическом объединении учителей начальных классов рассмотреть вопрос «Организация учебного сотрудничества в группе» в срок до 01.02.2012г. Ответственный Фотеева О.А.; Заместителям директора Сёмкиной О.В.,Назаровой А.А, методисту Киргинцевой Н.М. посетить уроки в 1-х классах с целью отслеживания формирования у обучающихся навыков учебного сотрудничества.(январь, февраль); Доработать форму экспертного листа в срок до 01.02.2012г. Ответственный Фотеева О.А., Киргинцева Н.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....

Структура системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

В соответствии с ФГОС НОО в период обучения в начальной школе осуществляется формирование основ умения учиться и способности  к организации  своей деятельности - умение  принимать, сохр...

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО...