Формирование навыков правильного, беглого, выразительного чтения.
методическая разработка
Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Главным же фактором является умения бегло читать. Увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_pravilnogo_beglogo_vyrazitelnogo_chteniya_1.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков правильного, беглого, выразительного чтения.
Учитель МБОУ «СШ № 11»
г. Нижневартовска
Шепелева Ольга Григорьевна
Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более двухсот факторов. Главным же фактором является умение бегло читать. Увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в начальных классах. Если за первые 3-4года обучения скорость чтения возрастает на 70 слов в минуту, то за последующие 3 года – всего на 30-40 слов.
До 19 века считали, что в процессе чтения происходит плавное движение глаз по строке, в результате чего слова постепенно отражаются на сетчатке. В начале 20 века было доказано, что при чтении глаза двигаются по строке скачкообразно и восприятие текста происходит во время остановки. В этот момент глаз фиксирует часть строки в виде нескольких слов, одного слова или только части слова. Объем воспринимаемого текста между соседними остановками зависит от поля зрения.
В ходе чтения совершаются не только поступательные движения глаз, но и обратные (справа налево), так называемые регрессии. Цель регрессии – уточнить, поправить неудачное предыдущее восприятие. Главная причина регрессии заключается в отсутствии надлежащей подготовки к чтению данного текста, необходимой внимательности. Регрессия замедляет процесс чтения. Для того, чтобы ее избежать, следует перед чтением выписать трудные слова на доску, упражнять детей в их чтении, объяснить значение этих слов.
Безусловно, на скорость чтения влияют такие биологические индивидуальные особенности, как скорость реакций, качество зрения, особенности темперамента. Однако все же навык чтения – навык приобретенный, который можно совершенствовать.
Скорость чтения зависит от таких факторов:
- Поля зрения.
- Количество регрессий.
- Содержание текста.
- Шрифт, четкость печати.
- Внимательность.
- Постановка дыхания.
- Артикуляция.
- Интерес к чтению и др.
Восприятие текста в процессе чтения представляет собой не поочередное восприятие всех букв, а сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, в результате которой происходит отражение целого слова, т.к. оно связано с определенным смыслом.
На развитие техники чтения положительно сказывается стимуляция к быстрому чтению: показ образца быстрого чтения, анализ чтения каждого ученика, заучивание и чтение на память, развитие объема зрительного восприятия, развитие способности предвосхищать, догадываться о том, какие слова последуют за читаемым словом.
Существует система упражнений, направленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся. Она предполагает введение тренировочных упражнений, условно разделенных на 3 группы:
- зрительное восприятие;
- произношение;
- понимание прочитанного.
Первая группа упражнений направлена на выработку правильности чтения, на восприятие внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения. Для воспитания у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения начиная с букварного периода: какая буква лишняя, какое слово лишнее, что общего в словах: мел-мель, мал-мял, мыл-мил и т.д.
С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. В начале урока необходимо проводить артикуляционную гимнастику (2-3 минуты). При этом необходимо уделять внимание работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания:
1.Упражнения на постановку дыхания, отработку дикции.
1) – вдох носом, выдох через рот;
- вдох, задержка дыхания, выдох;
- вдох, выдох по порциям.
2) Самолеты взлетают: у-у-у;
Машины едут: ж-ж-ж;
Лошадки поскакали: цок-цок-цок;
Муха бьется в стекло: з-з-з.
3) Скороговорки. (При работе с ними следует придерживаться такого алгоритма: Выясняем смысл, преодолеваем все трудные звукосочетания. Произносим сложное слово по слогам, в медленном темпе. Каждую скороговорку проговариваем сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходим на шепот, потом четко произносим вслух, сначала в медленном темпе, затем увеличиваем скорость.)
4) Чистоговорки:
Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.
Ры-ры-ры – нас кусают комары.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
За-за-за –уходи домой коза.
5) Можно проводить работу с таблицей согласных. (Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда.)
БКЗСТРМНВЗРШНЛХ
ЖЛПФХЧШБРПТСТКЛ
МНДГМКТФТРМГНЖЗ
ВДФХФГМНБСКТФМН
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
ЗСЧКТФТШДМЛХВДМ
ДГРШКТБСТЦТРЧСШ
ТРГХЛДКВЧТБЛМНЗ
МФТЧСБНПЖЛЧШГХР
БСЛНРГЛЦМБДФЖЦЖ
НБСМНПРЛКФХЦЧШП
ФЩМЖДШХЧМКБПРВС
КПШЛЦЗЧКЛНВДЩФТ
РМНПШЛХЦСХРЗБЧВ
ШЧЖНБВДЗТГПЧХБК
Можно проводить чтение этих согласных с какой-нибудь гласной. Например, первый ряд читает с гласным а, второй с гласным о, третий – с гласным у.
6) Упражнения в чтении ряда гласных, с ударением на одном из них: АОУЫЭИ.
- чтение слогов с разным ударением: ая-ая-ая
ая-ая-ая
ая-ая-ая и т.п.
7) Шагаем по дорожке весело и в ногу, ударный слог выделяем более сильным ударом ноги (для развития чувства ритма и темпа произношения):
Ла ла ла ла ла.
Ла ла ла лом.
Лала лала ла ла ла ла
Развитию чувства ритма способствуют упражнения под музыку, можно задавать единый темп чтения с помощью метронома.
8) Вот еще один вид упражнений:
- чтение тихо и умеренно:
Арка-арца шарф-фарш
Арта-арща круг-крюк
Арла-арча визг-писк
Арса-аржа и т.д.
- чтение громко и быстро:
Гарь-парь-жарь.
Дверь-зверь-червь…
Для овладения средствами выразительности можно вводить упрощенные знаки, которые являются помощниками в формировании навыка выразительного чтения:
Короткая пауза – 1
Средняя пауза - 11
Длинная пауза – 111
Повышение, понижение интонации - ↑ ↓
Растягивание слова, замедление темпа чтения - ---
Убыстрение темпа - →
Перелом интонации - ∩
Все эти упражнения совершенствуют произносительную культуру школьников, стимулируют их речевую деятельность, развивают чуткость к «звуковым красотам языка».
Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания, направлены на то, чтобы начинающим чтецам помочь быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения. С этой целью можно проводить логические упражнения:
- назови одним словом – ворона, сорока, скворец…
- раздели слова на группы – волк, морковь, лиса, свёкла, капуста, медведь…
- к выделенному слову подбери нужные слова – птицы: муха, сорока, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
На уроке необходимо отводить время для жужжащего чтения.
Можно использовать на уроках такой вид чтения, как «игра в прятки». (Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Мнимое слово». Учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлениями.
Охотно дети включаются в чтение «цепочкой», что позволяет за короткий промежуток времени поупражняться значительной части класса в прочитывании слов, предложений, отрывков текстов.
«Парная цепочка» дает возможность не только прочитывать учебный материал каждому ученику, но и услышать объективную оценку собственного чтения со стороны товарища.
Выборочное чтение используется для организации работы по совершенствованию таких качеств чтения, как правильность, сознательность, выразительность, беглость. Например, прочитать вслух отрывок из текста, выражая через интонацию убеждение, осуждение, одобрение…
Чтение «в унисон» применяется наиболее успешно при работе со знакомым текстом, чаще всего на этапе последующего закрепления. Дети уже научились читать правильно, сознательно, выразительно, и теперь можно предложить им хоровое чтение с целью выработки беглого чтения. Хором дети читают небольшой отрывок, предварительно подготовленный ими самостоятельно. Читать в хоре сложно: нужно научить ребенка не отставать от других чтецов и не опережать их. Чтение класса, небольшой группы должно звучать так, как будто это читает один человек.
Чтение на время. Учитель должен предусмотреть, что бы все дети принесли с собой художественные книги. По сигналу учителя дети раскрывают свою книгу и читают текст 5 минут. Работа проводится ежедневно. Первые успехи в чтении учащихся обнаруживаются через 1,5 – 2 месяца.
Результативен и такой вид работы как «чтение за учителя». Дети тщательно, с особым подъемом готовятся к этому событию, чувствуя важность и значимость этого шага. Учащиеся заранее (индивидуально) получают задание подготовить для чтения перед классом художественное произведение или его часть. Необходимо учесть, что читать «за учителя» должны все учащиеся класса, а не только лучшие из них. Только необходимо в ходе подготовки правильно определить посильность задачи для каждого, особенно слабого чтеца.
Работа по развитию речи учащихся предполагает введение в словарный запас не только слов с различными смысловыми оттенками, но и образных выражений, целостных по своему значению и устойчивых по своему составу и структуре: сломя голову, куда глаза глядят, бить баклуши … Работа над такими выражениями может проводиться на уроках в процессе прохождения того или иного литературного произведения:
- найди в тексте образные выражения и объясни их:
«Книгу переворошив, намотай себе на ус –
Все работы хороши, выбирай
На вкус!» (В.Маяковский)
- замени подчеркнутые слова образными выражениями:
«Дед Трофим работал у оккупантов дворником. Это был тихий и исполнительный старик, большой умелец, и фашисты были им очень довольны. Однажды по лесной дорожке ехал в машине немецкий офицер. Вдруг неожиданно появились перед машиной партизаны.»
Слова для справок: мастер на все руки, откуда ни возьмись, не поверил своим глазам.
Обучая детей выразительному чтению, следует подробно обсуждать средства выразительности: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную окраску речи, изменение темпа чтения в зависимости от содержания.
Работа, проводимая на уроках литературного чтения, должна продолжаться и в домашних условиях. Поэтому руководство внеклассным чтением детей способствует успешному решению проблемы по обучению полноценному чтению.
Начиная с 3 класса на уроках можно использовать «правила скоростного чтения»:
- Читай без проговаривания.
- запоминай основную мысль.
- Читай, выделяя ключевые слова.
- Не допускай возвратные движения глаз.
- Читай ежедневно норму слов.
- Ставь цель – для чего читаешь. и т.д.
Список использованной литературы
- Брызгунова Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 2007.
2.Голушко Н.И. Приемы обучения чтению. // Начальная школа. – 2010 - №8.
3. Завадская Т. Ф., Майман Р. Р. Внеклассные занятия выразительным чтением. Методика выразительного чтения. - М.: Дело, 2007.
4. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 .
5. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5.
6. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6.
7. Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 .
- № 6 .
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/418413/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов"Школа 2000-2100"
Выступление по теме: "Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов " ...
Теоретические основы и и методические требования и формирование навыков правильного и выразительного чтения.
Подготовка учителя к выразительному чтению произведения начинается со знакомства с произведением (важно полюбить его). Чтение, анализ, воссоздающее воображение....
Методические рекомендации." Развитие правильного, беглого, выразительного чтения ".
Данные методические рекомендации включают в себя упражнения по развитию навыков чтения и упражнения на понимание смысла прочитанного. Предназначены для учителей начальных классов....
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Формирование навыка правильного, беглого и выразительного чтения у младших школьников
В статье описывается система упражнений для формирования техники чтения у младших школьников...
Формирование навыков правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения и пути их совершенствования.
Формирование навыков правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения и пути их совершенствования.Научить детей правильному, беглому, осознанному...
Совершенствование навыков правильного, беглого, осознанного чтения.
Совершенствование навыков правильного, беглого, осознанного чтения....