«Целеполагание в деятельности педагога в рамках обновленного ФГОС НОО»
статья (1 класс)

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Цель и целеполагание. Основы  целеполагания в деятельности педагога.
  2. Диагностика и мотивация в целеполагании педагога начальных классов.
  3. Варианты формулировки целей уроков разных типов.
  4. Ошибки при формулировании цели урока.
  5. Категории учебных целей в когнитивной области.
  6. Виды целей.
  7. Правильная формулирование педагогических целей.
  8. Совместное целеполагание и приёмы целеполагания в работе с учащимися.
  9. Заключение.
  10. Источники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

 «Целеполагание в деятельности педагога  в рамках обновленного ФГОС НОО»

Составитель: учитель начальных классов

Кузьменко А.Н., 1 квалификационная категория

       

м. Сольба 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Цель и целеполагание. Основы  целеполагания в деятельности педагога.
  2. Диагностика и мотивация в целеполагании педагога начальных классов.
  3. Варианты формулировки целей уроков разных типов.
  4. Ошибки при формулировании цели урока.
  5. Категории учебных целей в когнитивной области.
  6. Виды целей.
  7. Правильная формулирование педагогических целей.
  8. Совместное целеполагание и приёмы целеполагания в работе с учащимися.
  9. Заключение.
  10. Источники.

1. ЦЕЛЬ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

ОСНОВЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.

        Цель - это то.  с чего должна начинаться любая деятельность человека. И даже просто каждый день жизни человека. За целями стоят извечные вопросы:  зачем? как? для чего? от чего оттолкнуться?.

        Заглянем в словарь о посмотрим научное объяснение такой деятельн6ости. как целеполагание:

        Целеполага́ние — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.

        Целеполагание — первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач..

        Термин «целеполагание» подразумевает под собой:

        В работе педагога целеполагание- это основополагающий момент в создании каждого занятия с детьми и основополагающая основа учебно-воспитательного процесса.

        Цель - это то, к чему н6ужно стремиться. Она должна быть хорошо осознана тем, кто её ставаит и понятна и принята теми, кто участвует  в её реализации. Она должна быть направлена на определённый результат.

        Образовательные цели прописаны в государственных стандартах образования и направлены прежде всего на  развитие личности обучающегося . И задача учителя заключается в том, чтобы ставить конкретные цели, ставить их в соответственно со стандартами, но выходя рамки предметной области.

2. ДИАГНОСТИКА И МОТИВАЦИЯ В ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ

        Начинать, работая с детским коллективом, необходимо с диагностики педагогической ситуации. Я, как учитель должна  выяснить, что умеют и чего не умеют мои ученики, что они знают, и чего не знают, в какой степени они владеют этим знанием, на каком уровне сформированы у них необходимые знания, умения и навыки.

        Здесь нужно сказать о тесном переплетении целеполагания с  мотивацией. Она, конечно же, должна быть верной, правильной! Здесь уместно вспомнить мотивацию первоклассников, когда они идут в школу. сегодня в большинстве она является внешней - не внутренней. И поэтому4 очень важно на стадии начала обучения правильно сработать психолого-педагогическим службам школы, чтобы выяснить качество мотивации первоклассника и грамотно вместе с педагогом скорректировать его, направив в правильное русло.

        Другими словами ответ на  вопрос целеполагания "зачем", у меня, как педагога, и у ребёнка, как ученика, должен приобрести личностно ориентированный характер.

        Затем, мы ставя цель, начинаем искать ответ на вопрос, а что мне надо сделать, чтобы достичь того, что желаемо.Здесь речь идёт уже о содержательной части цели, которая носит проблемный характер и требует глубокого осмысления.

        Затем, после проблемного осмысления, я, как педагог, начинаю работать над следующей составляющей - качественной: как я буду делать то, что я выбрал, чтобы достичь желаемого результата.

        Но важно помнить, что цель - это не самоцель. Процесс достижения поставленной цели не должен стать целью. Цель - это конечный результат, достичь который  можно лишь решив определённые поставленные задачи, где каждая задача - это путь.

        Так , например, в начальной школе не может быть целью решение примеров и работа со словами по предупреждению ошибок. Это лишь пути )задачи), которые помогут достичь поставленной цели - развить навык в решение примеров на порядок действий в первом случае, и формирование орфографической зоркости во втором.

        Итак, главное  педагогическая цель должна:

1)         иметь смысл и личностную ориентированность;

2)         быть понятной и привлекательной и для педагога, и для учащихся, и для родителей учащихся;

3)        быть реальной и измеримой - достижимой и соответствующей возможностям учащимся и  самого педагога;

4)        иметь определённые временные рамки;

5)        содержать указание на то, как определить достигнута цель или нет;

3. ВАРИАНТЫ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛЕЙ УРОКОВ РАЗНЫХ ТИПОВ

Тип урока

Примерные формулировки целей

Формирование новых знаний

Учащиеся должны:

— иметь представление о...

— иметь общее понятие о...

— распознавать...

— понимать содержание...

— ориентироваться в причинно-следственных связях...

— уметь выявлять закономерности...

Формирование новых умений и навыков

— уметь применить знания в стандартной ситуации;

— уметь самостоятельно выполнить задание...

— уметь раскрыть способ выполнения задания...

Закрепление и совершенствование знаний

— знать конкретную информацию...

— уметь (решить, провести анализ, сформулировать)...

— уметь воспроизводить полученные знания …

Систематизация и обобщение учебного материала

— знать...

— уметь систематизировать учебный материал...

— уметь делать обобщение...

Проверка и оценка знаний

В зависимости от уровня контроля учащиеся должны:

-уметь узнавать пи внешней опоре

-уметь воспроизводить по образцу

- уметь воспроизводить по предложенному алгоритму

- уметь осуществить перенос знаний в изменённую ситуацию..

4. ОШИБКИ ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ЦЕЛИ УРОКА

Суть ошибки

Как нельзя формулировать

Подмена цели содержанием

“Познакомить учащихся с...”

“Изучить правило правописания...”

Подмена цели методом обучения

“Рассказать учащимся о...”

“Показать учащимся...”

Подмена цели процессом деятельности

“Учащиеся решают задачи по теме...”“Учащиеся выполняют работу...”

5. КАТЕГОРИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В КОГНИТИВНОЙ ОБЛАСТИ

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

Знание

Ученик

Воспроизводит, узнает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, понятия, правила, принципы

Понимание

Ученик

Поясняет суть правил, фактов, принципов

Интерпретирует словесный материал, интерпретирует схемы, графики, диаграммы

Преобразует словесный материал в другие формы его представления (и наоборот)

Приводит примеры

Предположительно оценивает будущие события, последствия, вытекающие из имеющихся данных

Применение

Ученик

Использует методы, понятия и принципы по образцу Применяет методы, понятия и принципы в измененных и новых ситуациях Демонстрирует правильное применение метода

Анализ

Ученик

Раскрывает структуру целого

Выделяет скрытые (неявные) предположения

Видит ошибки и упущения в логике рассуждений

Проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных

Синтез

Ученик

Пишет творческое сочинение

Предлагает план проведения эксперимента

Использует знания из разных областей, чтобы составить решение той или иной проблемы

Строит систематизирующие таблицы

Оценка

Ученик

Предлагает критерии для оценки

Оценивает логику построения материала в виде письменного текста

Оценивает соответствие вывода имеющимся данным Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев

Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя. из внешних критериев

«Клише» формулировок воспитательного и развивающего аспектов цели

• Способствовать воспитанию (развитию) …

• Создать условия для воспитания (развития)…

• Содействовать воспитанию (развитию)…

• Организовать ситуацию…

6. ВИДЫ ЦЕЛЕЙ

ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

1.Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятелъностной культуры (культуры самоуправления учением):

  • обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
  • создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

2.Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:

  • создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
  • обеспечить у школьников развитие умений составлять простой и сложный планы;

3.Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

  • содействовать развитию у детей умений общаться;
  • обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;

4.Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

  • создать условия для развития у школьников умений «приостановить» свою деятельность;
  • обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
  • содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
  • обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельность, т. е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т. п.

5.Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

6.Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
  • помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности;

7. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);
  • обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
  • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);
  • обеспечить развитие у школьников умений классифицировать
    познавательные объекты и др.

8. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

  • содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ

1. Учитель обращает внимание на доску, на которой записана тема, и предлагает самостоятельно заполнить таблицу, в которой 2 колонки:

1) По этой теме мне известно

2) По этой теме я сегодня на уроке хочу узнать

2. Учитель просит учащихся познакомиться со списком возможных целей изучения темы и отметить главные для себя:

- изучить материал учебника;

- усвоить основные понятия и законы темы;

- подготовить сообщение по одной из проблем;

- хорошо подготовиться к контрольной работе (тесту, зачёту...);

- выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме;

- проявить и развить свои способности (перечислить…);

- свой вариант цели;

3. Учитель предлагает учащимся сформулировать свои цели (исходя из темы, содержания, контрольных вопросов в конце параграфа)

4. В середине урока осуществляется рефлексия: осмысливается продвижение к запланированным целям уточняется и корректируется деятельность и др.

7 .ПРАВИЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ЦЕЛЕЙ

Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии. Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различна. На занятии практически решаются все три цели. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели.

Основные категории учебных целей

Характеристика
целей

Ключевые слова для постановки задач

Образовательная

Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения.

Повторить,  дать определение,  познакомить, описать, объяснить,  демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать...

Развивающая

Формирование обще учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки.

Обеспечить развитие, способствовать формированию умений,

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности.

Воспитательная

Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе.

Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать,

вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач,

побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

прививать, укреплять... навыки

8. СОВМЕСТНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ С УЧАЩИМИСЯ

Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения:

1. Визуальные:

  • тема-вопрос
  • работа над понятием
  • ситуация яркого пятна
  • исключение
  • домысливание
  • проблемная ситуация
  • группировка. 

2. Аудиальные:

  • подводящий диалог
  • собери слово
  • исключение
  • проблема предыдущего урока

Учитель  может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приёмов целеполагания. Заметно, что практически все приёмы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

  • учет уровня знаний и опыта детей,
  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

ПРИЁМЫ  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Работа над понятием.

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Домысливание.

Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим

Изучим

Узнаем

Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

– самостоятельное решение

– коллективная проверка результатов

– выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

– постановка цели урока

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

«На запоминание и воспроизведение»:

- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей, художников , композиторов.

«На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках  музыки  фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо   персонажу любого произведения,   сочинить письмо одного литературного или музыкального  героя  к другому и т. д.

«На понимание и применение»:

- Лови ошибку!

Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей   музыкального произведения  и терминов, а ребенку осознать важность внимания.

Надо помнить: что процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным по требованиям ФГОС 2022.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        Согласно обновленным ФГОС 2022  приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Подводя итог ещё раз надо отметить:

1) Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

2) В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

3) Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование.

4) Цели должны быть:

  • реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
  • сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
  • соотносимы с типом и содержанием урока
  • личностно ориентированы

5) Существенных недостатком традиционного образования ранее  являлось то, что вопросами целей обучения занимался лишь учитель. Однако известно, что любая деятельность, включая и образовательную, начинается с определения (постановки) цели. Без понимания цели школьники остаются пассивными участниками образовательного процесса. Не случайно первым требованием к метапредметным результатам в Стандарте названо овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

6) Следует также иметь в виду, что без сформированности данной компетентности становится невозможным и формирование другой – способности к оцениванию собственных образовательных достижений, поскольку эти достижения должны быть привязаны к целям. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

7) Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

 

10. ИСТОЧНИКИ:

1) https://infourok.ru/pavlov-a-k-celepolaganie-v-pedagogike-akademicheskaya-lekciya-5567792.html

2)https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/celepolaganie_v_pedagogike/

3) https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/3628/1/celepolaganie-v-pedagogike-prakt.pdf

4) https://multiurok.ru/blog/tselepolaganie-po-fgos.html

Литература:

1) Лебедев О.Е., "Теоретические основы педагогического целеполагания в системе  образования"/ О.Е. Ленбедев. Спб: "Питер", 1992 г.

2) Неудакин, В.А. , "Формирование целеполагания учащегося как механизм преемственности ценностей" / В.А. Неудакин. - М.: Алетейя, 2014.



Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

ПРИЛОЖЕНИЕ

к исследовательской работе

«Целеполагание в деятельности педагога  в рамках обновленного ФГОС НОО»

(первые дни в первом классе)

Составитель: учитель начальных классов

Кузьменко А.Н., 1 квалификационная категория

       

м. Сольба 2022г.

Введение.

Психологический аспект в целеполагании самых первых  уроков ребёнка в школе

        Так, как в этом году я беру 1 класс, процесс планирования работы и целеполагания для меня стоит особо.

        Первые дни ребёнка в школе – это самые важные дни. И самым главным, на мой взгляд, является формирование у каждого ребёнка положительного отношения к школе, к учебной деятельности, снятие напряжённости, страхов, боязни нового общества, новых взаимоотношений. Поэтому:

Цель уроков данного периода заключается в создании психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. На достижение цели направлено решение следующих задач:

  • развитие у детей коммуникативных и социальных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с учителем (коммуникативные умения - КУ);
  • формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности (деятельностные умения - ДУ);
  • развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения (познавательные умения - ПУ).

Содержание уроков данного периода направлено на решение поставленных задач. Для этого применяю разнообразные методы и приёмы обучения, формы организации обучения. На первых порах ребёнку особенно необходимо ощущение собственной успешности, поэтому на уроках создаю ситуации успеха, эмоционального благополучия, поощряю учебные успехи, поддерживаю игровую инициативу. Создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт детей, игровые ситуации, прямое и косвенное знакомство с правилами поведения в новой обстановке способствует формированию устойчивой учебной мотивации. Специальные упражнения, направленные на развитие познавательных процессов создают основу успешного обучения.

Первый день

Урок №1.

Тема: «Знакомство»

Цель: знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с учителем.

Доброе утро! Я очень рада встрече с вами. Вот, ребята, вы и стали учениками 1 класса. Вы такие нарядные, я вижу ваши умные глазки, вижу, что вы немного волнуетесь. Я уверена, в том, что у нас с вами все будет замечательно. У вас все будет получаться, вы узнаете много нового и интересного. Мы будем понимать и уважать друг друга.

КУ

учиться строить коммуникативные отношения с учителем

II.

Введение правила: «говорим

по-очереди»

Вы самые маленькие жители нашей школы и вам предстоит многому научиться. Но сначала нужно познакомиться.

Я ваш учитель. Меня зовут Татьяна Станиславовна. У каждого свое имя и каждому бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, поэтому надо знать всех ребят. Давайте познакомимся! Как же вас зовут? Когда я скажу 3-4, каждый громко-громко скажет свое имя.

Что-то не получилось громко. Давайте попробуем тихо сказать. Каждый шепотом скажет свое имя. Опять что-то не то. Как же нам познакомиться? В чем же дело? Почему мы ничего не понимаем?

Верно, все дело в том, что все говорят одновременно. Вместе хорошо работать, весело играть, здорово петь, а вот отвечать плохо: когда все говорят одновременно, то ничего непонятно. Давайте попробуем говорить по-другому. Я буду подходить к вам и кого коснусь рукой, тот человек встанет и громко скажет свое имя.

ДУ

учить создавать нормы деятельности и поведения

КУ

знакомство со школьным правилом «говорим

по-очереди»

III.

Наш класс – это все мы!

Смотрите все вместе мы класс. Вот какой наш класс – это все мы. А в детском саду как называли? (группа)

Ребята, наш класс – это все мы, а еще наш класс – это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой класс замечательный: светлый, уютный. Но вы здесь совсем недавно и еще не привыкли к нему, правда? И он к вам тоже не привык: ждет, присматривается – будете ли вы его любить, заботиться, не обидите ли вы его.

Ребята, которые учились до вас, очень любили этот класс: ухаживали за цветами, протирали пыль; следили за порядком: бумажки и разный мусор бросали в мусорную корзину; когда на улице было грязно - переобувались в чистую обувь. Родители этих ребят сделали ремонт, повесили жалюзи на окна. Вам нравится наш класс? Вы не будете его обижать?

Тогда давайте сделаем классу подарок: украсим его солнышками. Каждый из вас нарисует солнышко. В нем можно написать свое имя.

Листы бумаги небольшие. Каждый ребенок рисует свое солнышко и прикрепляет на доску. Мы любуемся ими и встаем в круг для того, чтобы еще раз услышать, кого как зовут.

Один ребенок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет свое имя и т.д..

После этого садимся за парты. Обращаю еще раз внимание на солнышки. Любуемся ими.

КУ

формирование у учащихся отношения друг к другу как к целостной группе – «класс»

КУ

снятие напряженности, страхов, боязни школы

ДУ

уметь создавать для себя нормы поведения

IV.

Итог урока

- Как вы думаете, понравился ли классу ваш подарок?

- Закройте глазки, и послушайте, что скажет вам наш класс (шепчу: спасибо).

Урок №2

Тема: «Знакомство со школой»

Цель: познакомить детей с расположением в школе кабинетов.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Орг. момент. Построение для экскурсии по школе.

Звенит звонок. Начинаем наш урок.

Какие девочки и мальчики красивые! А кого же в нашем классе больше? Как узнать?

I вариант – посчитать и сравнить: выйдут девочки, а мальчик их посчитает; выйдут мальчики, девочка их посчитает, потом сравниваем.

II вариант – Как по другому узнать кого больше? Верно, нужно встать парами мальчики встаньте в пару с девочками. Кто же остался без пары (2 девочки).

Вывод: в классе больше девочек.

На сколько больше?

Настало время познакомиться со школой.

ПУ

выяснить запас математических представлений детей

II.

Экскурсия по школе

Проводим экскурсию по школе.

КУ

развитие умения ориентироваться в пространстве; понимать границы пространства и корректировать в связи с ними свои действия и поведение

ДУ

осуществлять рефлексию поведения

III.

Обмен впечатлениями

Понравилась школа? Что особенно понравилось? Что удивило вас? Давайте договоримся: ответить хочешь – не шуми, а только руку подними. Я увижу ваш сигнал, и вы ответите на вопрос.

В нашей школе очень много разных кабинетов. А в каждом из них – ребята – жители нашей школьной страны. Можно сказать, что каждый класс – это маленький город со своими традициями. И у нас с вами тоже будут свои правила жизни. А наш городок я назвала «Солнечный». Почему? У нас есть уголок, который будет рассказывать нам с вами о школьной жизни. И сегодня в наш уголок мы перенесем солнышки, которые вы нарисовали. А какое настроение у жителей Солнечного городка? Показываем руками.

КУ

выражать себя,

мир своих чувств

Урок №3.

Тема: «Правила школьной жизни»

Цель: знакомство первоклассников с правилами поведения на уроке, перемене.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Закрепление знакомства

Ребята, на столе лежат карточки с вашими именами. Где же чья карточка. Что-то я запуталась. Помогите. Показываю карточку, кто-то из детей читает имя и «дарит» ее ребенку, чье имя на карточке.

II.

Введение школьных правил

Мы знаем имена друг друга, познакомились с нашей школой. Настало время узнать правила, по которым люди живут в школе.

Раз, два, три, слушай и смотри…

А зачем вообще нужны правила. И что это такое? Какие правила дорожного движения вы знаете?

Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам, они показывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимание – быть беде! А есть ли в школе правила? Зачем они нужны?

Какие правила школьные вы уже знаете?

Что делать, когда звенит звонок на урок? С урока?

А если во время урока в класс войдет кто-либо из взрослых. Проигрываем ситуации: начало урока, окончание урока, в класс вошли.

Что делать, если во время урока нужно выйти из класса?

У нас тоже есть свои знаки, которые показывают нам определенные правила.

Знакомимся со знаками:

Как думаете, что обозначает знакhttps://fhd.multiurok.ru/1/9/a/19af3614ebdc41b833d31c7422a873aaa6b58a02/tsikl-urokov-dlia-1-klassa-piervyie-dni-riebienka-_5.png(соблюдай тишину)

А этот? (на карточке ребенок с поднятой рукой) (ответить хочешь – не шуми, а только руку подними)

А этот? (на карточке несколько ребят, которые говорят вместе) – (отвечаем хором).

Вот сколько много у нас правил. Мы постепенно их все запомним. Они важны для порядка.

ДУ

осуществлять выбор своих действий, умение создавать для себя нормы поведения

ПУ

введение правила – «хочешь ответить – подними руку», «не разговаривай на уроке, если это не связано с выполнением задания», «начало урока», «окончание урока», «в класс вошел кто-либо во время урока»

III.

Отдыхаем и развиваем внимание

Игра: пол, нос, потолок.

Показываю одно, а говорю другое. Верьте тому, что слышите, а не тому, что видите.

IV.

Школьные правила

А сейчас послушайте историю, которая произошла у зверят первоклассников в лесной школе.

В самый первый день учитель познакомил их с теми школьными правилами, о которых мы говорили. Зверята слушали внимательно, головами кивали, мол все понятно, а на следующий день… Слушайте.

Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая начала урока, Лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель, поздоровался со всеми и спросил: «Кто сегодня хочет помочь мне раздать книги?» Не успел он договорить, как зверята с мест повскакивали, руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель услышал: «Я хочу! Я помогу!» А Зайчонок и Лисенок даже к Учителю подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле успокоил своих «помощников» Учитель.

Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок голову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он самые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет, где белые грибы растут размером со стул.

Учитель говорит: «Ну как, ушки на макушке? Слушайте загадку: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло. Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?» Встал Медвежонок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может. «Кто это, как ты думаешь?» — опять Учитель спрашивает. «Это Лисенок», — отвечает Медвежонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может, отчего все вокруг смеются. Попросил Учитель Медвежонка не отвлекаться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помогите, подскажите. Жалко стало Белочке своего соседа по парте, она и давай ему нашептывать: «Со-ва. Со-ва». А Зайка ушками шевелит, расслышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо Белочка говорит.

«Ну, так что же, знаешь ты ответ?» — Учитель спрашивает. «Да. Это лиса», — сказал Зайчонок то, что он расслышал из белочкиного бормотания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научиться, ни интересного ничего узнать.

Почему так получилось, о каких школьных правилах они забыли?

ДУ

осуществлять выбор своих действий, умение создавать для себя нормы поведения

V.

Окончание первого дня

Наш учебный день подходит к концу. Мне бы очень хотелось знать, понравился ли он вам.

На столах у вас лежат жетоны. Подарите жетон одному из гномов: (На доске 3 гнома: веселый, грустный, равнодушный).

Если понравилось в школе – то улыбающемуся гному; если нет – то грустному, а если что-то понравилось, а что-то нет, то третьему гному.

ДУ

осуществлять рефлексию учебных занятий и выражать свои чувства

Второй день

Урок №1.

Тема: «Оценка»

Цель: формирование реалистического восприятия школьной оценки.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Развитие артикуляции

Доброе утро! Подарите друг другу улыбку. Проснулись ли ваши язычки. Давайте сделаем для них зарядку.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Повторяем все вместе по рядам.

КУ

развитие артикуляции

II.

Применение знаний и способов действий

А теперь садитесь поудобнее и слушайте внимательно. Я расскажу еще одну историю, которая произошла в лесной школе.

Каждый день зверята с удовольствием ходили в лесную школу. На уроках они учились, на переменах – играли. Много нового и интересного узнали маленькие первоклассники: как следы запутывать, какие ягоды есть можно, а какие – нельзя, даже считать до пяти научились. Только оценок им еще не ставили, говорили, рано еще. И вот наконец учительница сказала, что скоро первоклассники начнут получать оценки. Первоклассники должны будут нарисовать узоры, которые она проверит.

Конечно, все зверята очень разволновались и захотели получить только хорошие оценки.

Зайчонок очень сильно хотел получить пятерку. Ему казалось, что для этого нужно поторопиться и выполнить задание самым первым. На перемене он тщательно подготовился, разложил карандаши и ручки и стал ждать звонка. Наконец звонок прозвенел, в класс вошла учительница и раздала зверятам листки с заданиями. Ученики взяли ручки и склонили головы над работами.

Выполним работу и мы с вами. Откройте тетради на 1 странице. Найдите красную линию, идущую сверху вниз. Что это?

Знакомлю с линией полей.

Поставьте карандаши в отмеченную точку. Я буду диктовать. Если вы все сделаете правильно, у вас получится красивый узор.

Проверяю, правильно ли дети выполнили указания и готовы ли они к началу работы.

Две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз. Продолжайте этот узор до конца строчки. Если кто–то не догадался, как продолжать, я диктую еще раз.

Повторяю последовательность необходимое число раз и хожу по классу, оказывая детям необходимую помощь.

Вот какой узор должен был получиться, у вас и у зверят.

Вывешиваю на доску плакат «Образец».

Сравните ваш узор с образцом.

https://fhd.multiurok.ru/1/9/a/19af3614ebdc41b833d31c7422a873aaa6b58a02/tsikl-urokov-dlia-1-klassa-piervyie-dni-riebienka-_7.jpeg

Зайчонок очень спешил, чтобы выполнить задание самым первым. И правда: все только – только приближались к середине, а он уже поднял свою лапу и радостно закричал: «Я уже все! Я закончил!». Учительница подошла к его парте, взяла в руки листок и отчего – то нахмурилась. -Посмотрите, ребята, какой узор получился у Зайчонка.

https://fhd.multiurok.ru/1/9/a/19af3614ebdc41b833d31c7422a873aaa6b58a02/tsikl-urokov-dlia-1-klassa-piervyie-dni-riebienka-_8.jpeg

Вывешиваю на доску таблицу «Работа Зайчонка».

Ребята, как вы думаете, почему нахмурилась учительница?

Дети отвечают: работа грязная, неправильная и т. д.

Давайте попробуем оценить работу Зайчонка. Правда, оценки мы ему ставить не будем, а используем волшебные лесенки».

Вывешиваю на доску таблицу с разноцветными лесенками.

https://fhd.multiurok.ru/1/9/a/19af3614ebdc41b833d31c7422a873aaa6b58a02/tsikl-urokov-dlia-1-klassa-piervyie-dni-riebienka-_9.jpeg

Ребята, красная лесенка – это лесенка красоты. На ее верхней ступеньке стоят самые – самые красивые работы, а на самой нижней – самые некрасивые. Как вы думаете, куда можно поставить работу Зайчонка?

Выслушиваю предложения детей и ставлю крестик на одной из нижних ступенек.

Итак, работа у Зайчонка получилась не очень красивая.

А теперь посмотрите на зеленую лесенку. Это лесенка правильности. На самой верхней ступеньке стоят самые правильные работы, на самой нижней – самые неправильные. Куда можно поставить работу Зайчонка?

Выслушиваю ответы детей. Если дети предлагают поместить работу вниз, обращаю их внимание на то, что, хотя работа выполнена некрасиво, ошибок в ней нет.

Итак, работа у Зайчонка получилась правильная.

Ставлю крестик на одной из ступенек.

И, наконец, перед нами синяя лесенка. Это лесенка быстроты. На ее верхней ступеньке стоят работы, которые были сделаны быстрее всех, а на нижней – медленнее всех. Зайчонок выполнил свою работу самым первым. На какую же ступеньку мы поставим его работу?

Дети отвечают: на верхнюю. Ставлю крестик на верхней ступеньке.

Посмотрите, ребята: работа у Зайчонка получилась правильная и быстрая, но некрасивая.

А вот Лисенок тоже очень старался. Он очень боялся сделать что–нибудь неправильно, поэтому рисовал очень медленно, так что выполнил свою работу самым последним в классе. Вот что у него получилось.

https://fhd.multiurok.ru/1/9/a/19af3614ebdc41b833d31c7422a873aaa6b58a02/tsikl-urokov-dlia-1-klassa-piervyie-dni-riebienka-_10.jpeg

Вывешиваю таблицу «Рисунок Лисенка».

Давайте оценим работу Лисенка с помощью волшебных лесенок. Как бы вы оценили эту работу по красоте, на какую бы ступеньку поставили?

Дети отвечают: на одну из верхних, ставлю на эту ступеньку крестик другого цвета.

Хорошо. А на какую ступеньку вы бы поставили эту работу на лесенке правильности?

Дети отвечают: на одну из верхних, ставлю крестик на соответствующей ступеньке.

Прекрасно. А как оценить быстроту этого рисунка?

Если дети затрудняются с ответом, напоминаю им, что Лисенок закончил работу самым последним.

Конечно, Лисенок выполнил свою работу медленно.

Ставлю крестик на одну из нижних ступенек.

Посмотрите, работу Лисенок выполнил красиво и правильно, но медленно.

Посмотрели Лисенок с Зайчонком на свои оценки и задумались. Оказывается, все работы бывают разными. Иногда можно выполнить задание некрасиво, зато быстро и правильно. А иногда работу выполняешь долго, зато она получается красивой и правильной. А бывает, что вроде бы и не совсем правильно выходит, зато красиво и быстро.

Вот так Лисенок и Зайчонок познакомились с волшебным словом «зато». Это слово помогает найти что–то хорошее даже в самых трудных ситуациях. Даже если что–то не получилось, мы можем обратиться к слову «зато». Пусть буквы получились не очень красивые, зато слово написано правильно. А сейчас я расскажу вам, что случилось с учениками лесной школы, а вы им помогите с помощью слова «зато».

Зайчонок написал буквы не ручкой, а карандашом, и очень расстроился. (Вариант: зато он может стереть ошибки).

Лисенок забыл дома ручку. (Зато он может ее у кого–нибудь попросить и познакомиться с новыми ребятами).

Ежик решил не ту задачу. (Зато он будет больше знать).

ДУ

ввести прием, с помощью которого идет формирование позитивного оценивания результатов своей деятельности;

учить проводить оценку результатов своей и «чужой» деятельности по нескольким критериям;

умение ориентироваться в пространстве

III.

Отдыхаем!

Играем в игру «Мы охотники за львом».https://fhd.multiurok.ru/1/9/a/19af3614ebdc41b833d31c7422a873aaa6b58a02/tsikl-urokov-dlia-1-klassa-piervyie-dni-riebienka-_11.png

Мы охотники за львом

Не боимся мы его

У нас огромное ружьеhttps://fhd.multiurok.ru/1/9/a/19af3614ebdc41b833d31c7422a873aaa6b58a02/tsikl-urokov-dlia-1-klassa-piervyie-dni-riebienka-_12.png

И точеный меч.

Ой, что это?

- Это лес. Его не обойдешь (встань на цыпочки, руки в стороны)

- Над ним не пролетишь (руки вверх)

- Под ним не проползешь (присели)

- Дорога напрямик (показали рукой).

(Идем по лесу: ударяем кулачок о кулачок)

Далее повторяется все.

- Только идем по лугу (ладонь об ладонь)

- По реке (руками показываем)

- По болоту (языком щелкаем).

В окончании:

- Ой, что это?

- Это … лев … (убегаем).

Повторяем только движения: щелкаем языком, плывем по реке, «идем по лугу, по лесу».

IV.

Самооценка

А теперь мы попробуем поставить себе оценки с помощью волшебных лесенок.

У каждого ребенка лесенки.

У каждого на столе лежат разноцветные лесенки. Красная лесенка – лесенка красоты. На самой верхней ступеньке стоят самые верхние работы, а на самой нижней – самые некрасивые работы. Между ними – очень красивые, красивые и не очень красивые работы. На какую ступеньку вы поставите свою работу по красоте? Поставьте крестик на этой ступеньке.

Дети оценивают свои работы по красоте.

Зеленая лесенка – это лесенка правильности. На самой верхней ступеньке стоят самые правильные работы, где нет ни одной ошибки. А посередине – почти правильные, не совсем правильные и не очень правильные работы. Как вы оцениваете свою работу по правильности? Поставьте крестик на соответствующей ступеньке.

Дети выполняют.

Синяя лесенка – это лесенка быстроты. На верхней ступеньке стоят те работы, которые были сделаны самыми первыми. На самой нижней – работы, которые были сделаны самыми последними. Между ними - работы, которые были сделаны быстрее или медленнее. Оцените, насколько быстро вы справились с заданием.

Дети ставят себе оценки. По необходимости напоминаю, на какой ступеньке располагаются самые красивые, самые быстрые и т. п. работы.

Теперь повернитесь к соседу по парте и расскажите друг другу, как вы оценили свою работу. Не забудьте про волшебное слово «зато». Например: моя работа не очень красивая, зато быстрая и правильная.

Дети выполняют задание.

Молодцы. Итак, сегодня мы с вами узнали, что одну и ту же работу можно оценить с разных точек зрения: по красоте, по правильности или как–то еще, и что волшебное слово «зато» может нам помогать в трудных ситуациях.

ДУ

учить преодолевать неудачи

Урок 2: Математика

Тема: «Счет предметов.

Обратная связь на уроке»

Цель: развивать умение вести счет прямой и обратный (в пределах 15); образовывать порядковые и количественные числительные.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Организационный момент. Настрой на учебную деятельность.

Раз, два, три – слушай и смотри!

Все дети делают движения: хлопки на счёт, показывают на уши, показывают на глаза.

II.

Обратная связь

на уроке.

- Кто не знает до сих пор,

Что такое светофор?

Что его предназначенье –

Регулировать движенье.

Знать его обязан каждый

Он простой, но очень важный

Днем и ночью круглый год

У него полно забот:

Днем и ночью круглый год

Он сигналы подает.

- Какие сигналы подает светофор? Ответ хоровой.

Стой, если на светофоре … горит,

Приготовься, внимание - …

Можно идти, ехать, если горит …

- А если и нам с вами с помощью сигналов светофора регулировать движение на уроке? Для этого у нас свои особые светофоры.

Рассматриваем, объясняют дети почему так назвали карточки с красным и зеленым кружком.

- Как им пользоваться? (Красный кружок – неверный ответ, зеленый - верный).

Попробуем.

- Сейчас весна

- В неделе 7 дней

- Осенью птицы прилетают с юга

- День и ночь образуют сутки

- За зимой идет весна

- В нашем классе мальчиков больше

- Я умею считать до 100, до 50, до 20, до 10.

ДУ

научить пользоваться «светофором» для выражения своего согласия, несогласия

III.

Физминутка

Горит зеленый свет – и мы продолжаем урок.

Жил на полянке маленький гном (присели)

Был у гнома чудо – дом (встаем – показываем руками)

Рано – рано, вместе с солнцем

Раскрывает гном оконце (наклон вперед, ручки в стороны)

На носочки поднялся

За зарядку принялся (любые движения)

Не спеша завел часы (наклоны туловища влево, вправо)

Тик – так, тик – так

А потом засел за книжки,

Как девчонки и мальчишки.

IV.

Изучение нового материала

А вот и наш гном. Он предлагает вам послушать сказку А. Прейсена «Про козленка, который умел считать до 10».

Читаю сказку.

- Давайте и мы с вами посчитаем вместе с козленком пассажиров.

На доске картинка: парусник, возле него козленок и разные зверята.

- Сколько всего зверят пришло на кораблик?

- Какой по счету стоит белка, лось, медвежонок?

- Все ли могут уплыть на паруснике? Почему?

- Кто стоит между лосем и медведем? Справа от белки, слева от зайца?

- Закройте глаза, что изменилось?

Меняю местами героев, добавляю, убираю.

- Сколько теперь пассажиров? Смогут ли все уплыть? Почему?

- Кто пятый? Восьмой?

- Права ли я? (ответ светофором) лось идет четвертым,

белка – второй и т. п.

- Сколько пар можно составить из зверят?

Составляем у доски.

Работа в тетради

- Нарисуйте столько квадратиков, сколько всего пассажиров на корабле. Раскрасьте третий и пятый квадратик.

- Кто идет третьим, а пятым?

- Ниже нарисуйте кружочков столько же, сколько теперь стало зверят

Убираю двух.

- Раскрасьте круги, сохраняя последовательность: первый и третий – зеленым цветом, второй и четвертый – желтым, пятый - ? Шестой - ? (самостоятельно)

- На паруснике есть мачты, на которые можно забраться по канату, посмотреть вдаль. Давайте и мы заберемся.

Счет до 10 прямой и обратный.

- А выше сможем

Счет до 15 и обратно.

ПУ

развивать умения вести прямой и обратный счет, развитие логического мышления, внимания

КУ

содействовать развитию у детей умения общаться

V.

Итог урока

- Что нового узнали на уроке? Что уже знали и на уроке – повторили?

Просигнальте светофором: понравился урок – зеленый свет, не понравился – красный свет горит.

Урок №3.

Письмо

Тема: «Штриховка.

Выходы из спорных ситуаций»

Цели: развитие мелкой моторики

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Организационный момент.

Подарите друг другу улыбку.

- Раз, два, три – слушай и смотри!

КУ

эмоциональный настрой на работу

II.

Знакомство с различными способами решения спорных ситуаций.

Работа строится следующим образом: читаю текст, задавая по ходу вопросы. В процессе обсуждения "дожидаюсь " нужного по сюжету ответа, благодарю этого ученика и продолжаю читать дальше. При таком варианте организации работы дети несколько раз вслух проговаривают способы выхода из спорных ситуаций.

-За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за высокой горой есть город. Ах, если бы вы вдруг очутились в нем! Даже рот бы открыли от удивления. Дома тут сложены из шоколада. Крыши мармеладные. В каждом доме ставни из конфет и печенья. А остроконечные городские башни - пряничные!

Всех чудес в Сказочном городе не перечесть. В высокой-превысокой башне под говорящими часами в маленькой квартире за разноцветными окошками живет самая обыкновенная семейка самых настоящих гномиков. Мама, папа и два брата-близнеца...

Показываю фигурки братьев-гномиков.

Однажды вечером мама зашла в комнату к гномикам и спросила:

-Дети, что вам завтра приготовить на завтрак: кашу или омлет? Договоритесь между собой и скажите мне.

Как только мама вышла, братья сразу же стали "договариваться":

  • Кашу!
  • Омлет!
  • Нет, кашу!

- Нет, омлет!

- Кашу, кашу, кашу!!!

- Омлет, твоя каша невкусная!

  • А ты ничего не понимаешь!
  • Ты сам ничего не понимаешь!

- А ты игрушки всегда разбрасываешь!

- А ты на велосипеде кататься не умеешь!
Диалог произношу с соответствующими интонациями и повышением голоса.

- Стойте, ребята!

Прячу гномиков за спину.

Не понимаю, какое отношение игрушки и велосипед имеют к каше и омлету. Как вы думаете, смогут ли гномики договориться между собой?

- Как вы считаете, они спорят или ссорятся?

- …

  • Конечно, они ссорятся: обзывают и обижают друг друга; забыли, из-за чего начался спор. А можно ли договориться и не поссориться, даже если разные мнения?
  • Посмотрим, а может, и гномики уже смогли договориться?

Достаю гномиков и показываю, как они дерутся.

  • Какой ужас! Они уже дерутся!

На шум прибежала мама и развела гномиков в разные стороны:

- Вы не смогли договориться, поэтому на завтрак будут макароны...

Утром гномики встали и пошли умываться. Кто будет первым?

-Я!

- Нет, я!

Но тут же вспомнили вчерашний вечер. Как договориться гномикам, чтобы не поссориться?

- Гномики решили умываться по очереди: сегодня один первый, завтра - другой. Когда стали одеваться, снова возник спор: какой колпачок наряднее:
синий или желтый? Как вы думаете?

Но тут вошла мама и сказала:

- Пусть каждый выбирает тот, который ему нравится. О вкусах не спорят.

По пути в садик гномики снова затеяли спор: на чем сегодня добираться - на автобусе или на трамвае.

Но тут подошел нужный троллейбус, и спор разрешился сам собой.

На прогулке в детском саду воспитательница предложила детям выбрать, во что поиграть. Одни закричали: "В кошки-мышки!", а другие: "В рыбака и рыбку!". Как договориться, в какую игру им играть?

Большинством голосов дети выбрали игру "Кошки-мышки".

Когда пришло время идти в группу, воспитательница предложила построиться по парам. Гномики быстро встали первой парой. Но тут и другие дети захотели быть первыми. Гномики уже поняли, что не всегда нужно спорить, и решили уступить.

Вечером мама опять спросила: "Так что же готовить на завтрак: кашу или омлет?"

- Омлет из каши!

- Дружно, в один голос сказали братья.

  • Молодцы! Научились договариваться! Вот вам за эти конфеты,
  • Мама улыбнулась и протянула гномикам две... разные конфеты.
  • Кому какую?
  • Очень просто! В какой руке? - мама спрятала конфеты за спину...

Гномики поняли, что есть много способов договориться и не поссориться.

Это: установить очередность или бросить жребий; уметь уступить или выбрать что-то другое, чтобы никому не было обидно; можно проверить каким-нибудь способом, кто прав; можно проголосовать или просто не спорить, а каждому остаться при своем мнении...

И фантики от конфет, которые гномики решили сохранить, будут им напоминать о том, как надо и как не надо спорить...

ПУ

выяснить различные способы решения спорных ситуаций

КУ

строить коммуникацию с другими ребятами, занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации свою позицию

ДУ

уметь создавать для себя нормы поведения

III.

Физминутка

Игра «Пол, нос, потолок».

IV.

Подготовка руки к письму.

- А теперь нарисуем дом, где жили наши гномы, пользуясь линейкой – трафаретом.

Заштрихуем по образцу. Дом можно нарисовать любой. У меня получилось так.

Показ образца.

https://fhd.multiurok.ru/1/9/a/19af3614ebdc41b833d31c7422a873aaa6b58a02/tsikl-urokov-dlia-1-klassa-piervyie-dni-riebienka-_15.png

- Дан образец штриховки.

- Не забывайте о лесенках красоты, правильности и быстроты.

После штриховки дети оценивают свои работы, используя лесенки красоты, правильности и быстроты.

ДУ

развитие тонкой моторики,

осуществление рефлексии своей деятельности, поведения

V.

Итог урока

- Чем спор отличается от ссоры?

- Как можно решить спорную ситуацию?

Третий день

Урок №1.

Обучение грамоте: чтение

Тема: «Речь устная и письменная.

Мир звуков и знаков»

Цель: формировать понятия у учащихся: речь, речь устная, письменная.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Организационный момент

Доброе утро, передайте улыбку по цепочке (объясняю как).

Гимнастика для язычника:

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

КУ

развитие артикуляции

II.

Знакомство с учебником

Сегодня я приглашаю вас в страну Слов. В этой стране обитают живые слова, которые имеют волшебную силу: что сказано, то и происходит. С помощью живых слов можно совершать чудеса, но можно сделать и много плохого от неумелого обращения. Поэтому мы должны узнать как можно больше о словах, чтобы совершать добрые дела. Помогать в нашем путешествии будет учебник – учебная книга – Русская азбука. Рассмотрите учебник. Какого он цвета? Что на обложке нарисовано? Почему?

Красный цвет – цвет красоты, в старину считалось, что если красный, значит красивый, важный, главный. Наверное, поэтому главная площадь нашей страны называется как? (Красная).

На обложке сказочная (мифическая) птица. В русской мифологии таких птиц две: Сирин и Алконост – птицы радости и печали.

- Посмотрите, как изобразил этих птиц великий русский художник В. Васнецов. (Показываю картину В. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»)

- Какая из них птица радости, а какая птица печали?

- Почему вы так решили?

- Какая из них прилетела на обложку учебника? Почему?

- Что изображено на обложке в конце книги?

- Солнцу люди поклонялись издавна. И было оно для людей очень важным.

- Почему же учебник назвали «Азбука»?

- Прочитайте загадку (на доске) (читает ребенок)

Сели на странички

33 сестрички.

Сели рядом – не молчат,

Нам загадки говорят.

- Что это за число 33?

В алфавите 33 буквы, из которых можно сложить любые слова.

- Как буквы называют? Называем буквы по цепочке (так же как передавали улыбку). А в старину так же называли?

А – аз, б – буки, д – добро, у – УК, п – покой.

Какие буквы начинают алфавит? (Рассматриваем эти буквы на форзаце учебника).

- Кто догадался, почему же азбуку назвали азбукой?

- Что будем изучать на уроках?

ПУ

познакомить с учебником

«Русская азбука»,

учить понимать язык художника

III.

Физминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Стоп, сели. Травушку покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко, прыгать на носках легко.

IV.

Речь. Понятие об устной и письменной речи.

- Кто же придумал (создал) азбуку?

Давным – давно жили два человека: Кирилл и Мефодий. Они и создали азбуку. В благодарность за это люди установили в Москве памятник, рисунок которого есть в ваших учебниках. Рассмотрите его.

- Почему у них в руках книга и свиток?

- Что написано на свитке?

- Почему они держат крест?

Много мы говорили сегодня. Еще читали. Все это – наша речь. Она красивая, ее приятно слушать и произносить слова, из которых она состоит. Поэтому я изобразила нашу речь в виде красивого цветка. Вывешиваю плакат, в дальнейшем на каждый лепесток буду прикреплять таблички с названием частей речи.

https://fhd.multiurok.ru/1/9/a/19af3614ebdc41b833d31c7422a873aaa6b58a02/tsikl-urokov-dlia-1-klassa-piervyie-dni-riebienka-_17.jpeg

Почему слева нарисованы губы, а справа ручка? Губы в старину называли уста. (Выясняем, что речь бывает устная и письменная). Знакомство с учебником. Кто написал для вас учебник, кто автор, художник? Будете ли обижать учебник? Как обращаться нужно с учебником, почему? Посмотрите, на странице внизу справа стоят цифры. Зачем они нужны? Работаем на странице 5. Расскажите, что вы видите на странице учебника? Найдите отгадки на странице.

  • Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня? (луной).

Как по-другому луну называют, почему?

  • Серебряные нити сшивают землю и небо? (дождь).
  • Разноцветное коромысло в небе повисло? (радуга).
  • Белая вата плывет куда - то? (облака).
  • Два братца в воду глядятся, век не сойдутся (берега).
  • На полянке девчонки:

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках? (ромашки)

Каких птиц вы видите? Сколько их? Если птицы сказочные? Какие птицы реальные? Сколько звезд в небе? Сколько цветов в радуге? Какие? Что чувствует мальчик, глядя на эту картину?

Мы сейчас рассматривали картинку в учебнике, отвечали на вопросы. Как называется эта речь?

- Найдите в учебнике письменную речь. Прочитайте, кто желает.

ПУ

формирование понятий «речь», «речь устная и письменная»

КУ

развивать речь

ДУ

выражать мир своих чувств

V.

Итог урока.

Что узнали на уроке?

Письменная речь живет в книгах, а многие книги живут в библиотеке. Нас ждут книги в центральной детской библиотеке, поэтому мы отправляемся к ним в гости.

Урок №2.

Урок психологического развития

Тема: «Восприятие. Внимание»

Цели:

  • развитие фонетико-фонематического восприятия;
  • развитие произвольного внимания;
  • развитие пространственных представлений;

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Улыбнитесь друг другу и садитесь. Выполним упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» «Надеть шапку»- дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки три раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.

  1. Постановка цели.

Упражнение, которое мы сейчас выполняли, поможет вам быть внимательными. Что значит быть внимательным человеком? Сегодня на уроке мы будем учиться быть внимательными.

  1. Основная часть. Восприятие внимания.

Задание 1. Дети, послушайте фразы, которые я скажу. В некоторых словах есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их. Как только услышите ошибку в слове - поднимите руку.

З – С

Хозяйка сварила зуб.

Мальчик перелез через сабор и забрался в огород.

У девочки болел суб.

П – Б

Воду хранили в почке.

На цветке сидела папочка.

Мальчик бил воду из стакана.

Из чайника шел бар.

Д – Т

В этом томе я живу.

У меня взрослая точка.

В конце предложения надо ставить дочку.

Г – К

Футболисты забили кол.

Собака грызла гости.

Ж – Ш

В руке у мальчика воздушный жар.

Летом я шил у бабушки.

Раскаленная печка давала сильный шар.

Ш – С

Из норы выбежала большая черная крыша.

В нашем доме отремонтировали крысу.

Я люблю пить томатный шок.

Задание 2. На доске два плаката с нарисованными перепутанными линиями. Ребята, посмотрите на рисунки и попробуйте определить задание к этим рисункам. Верно, нужно найти каждой иголочке свою катушку ниток. Проследите взором за направлениями нитей и ответьте на вопрос: какой иголочке, какая катушка ниток соответствует.

https://fhd.multiurok.ru/1/9/a/19af3614ebdc41b833d31c7422a873aaa6b58a02/tsikl-urokov-dlia-1-klassa-piervyie-dni-riebienka-_19.jpeg

Аналогично находим соответствие между цифрами и буквами (буквы и цифры можно заменить картинками).

Задание 3. «Переверни рисунок».

Показываю рисунок, на котором изображена ракета летящая вверх.

Игра:

- К запуску ракеты приготовиться!

Дети: - Есть приготовиться! (руки вытянули вперед).

- Проверить контакты!

Дети: - Есть проверить контакты! (повернули кулачки рук).

- Завести моторы!

Дети: - Есть завести моторы!

Вместе делаем круговые движения руками перед собой.

Вжиг, вжиг, вжиг, вжиг… Ура! А! А!

Я предлагаю вам нарисовать такую же ракету, но опускающуюся вниз.

https://fhd.multiurok.ru/1/9/a/19af3614ebdc41b833d31c7422a873aaa6b58a02/tsikl-urokov-dlia-1-klassa-piervyie-dni-riebienka-_20.jpeg

IV. Итог урока.

Возьмите цветной карандаш, который вам нравится и раскрасьте ракету. Расскажите, почему ракета ваша такого цвета? Что понравилось на этом уроке? Что не понравилось? Почему? Что было особенно интересно?

Урок №3.

Урок психологического развития

Тема: «Мышление»

Цель:

  • развитие логического мышления, фантазии, речи;
  • развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

Ход урока:

I. Орг. момент.

С неба смотрит солнце

Миллионы лет.

Льёт на землю солнце

И тепло, и свет.

Но посветит солнце

И уходит прочь.

А живое сердце

Греет день и ночь.

Значит, сердце лучше

Солнца самого.

Никакие тучи

Не затмят его!

Дети, когда так говорят: «На сердце хорошо»? А когда говорят: «На сердце плохо»?

Что нужно сделать, по-вашему мнению, чтобы у человека было хорошее настроение, самочувствие?

Давайте мы с вами улыбнёмся друг другу и скажем добрые слова.

II. Постановка цели урока.

Посмотрите на наш паровозик (на доске картинка весёлого паровозика). Как вы думаете, какое у него настроение, почему?

Мы будем играть в поезд. Этот паровозик везёт очень необычных пассажиров и называется он: Логический поезд. Кто знает, а что такое логика? Верно, это умение мыслить. Вот этому мы и будем учиться на нашем уроке.

III.Основная часть урока:

Задание 1 -логический поезд.

Объясняю правила игры.

Пассажиры поезда – различные предметы. Я кладу первую картинку, каждый из вас по-очереди будет класть свою картинку-вагончик рядом с последней. У настоящего поезда вагоны прочно скрепляются друг с другом, чтобы на ходу не расцепиться. Наши вагончики тоже должны быть скреплены. Мы будем делать так: я кладу первый вагончик, на котором нарисованы, например, сапоги. За ним положу вагончик с тучей и объясняю: положила рядом, потому что сапоги надевают в дождливую погоду. Так я скрепила вагончики. Можно положить мяч – сапоги и мяч сделаны из резины. Можно положить кита, сапоги и кит синего цвета. Теперь вы выбирайте картинку и объясняйте, как их можно скрепить. (обязательно помогаю по ходу работы).

Мы составили логический поезд, т.к. вагончики мы скрепляли, строя логическую цепочку. Мы находили признаки, по которым картинки можно было «связать» между собой.

Отдыхаем.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать!

Задание 2 - раскрась правильно.

(у каждого ребёнка – лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков)

https://fhd.multiurok.ru/1/9/a/19af3614ebdc41b833d31c7422a873aaa6b58a02/tsikl-urokov-dlia-1-klassa-piervyie-dni-riebienka-_22.jpeg

Задания

  • Раскрасьте синим карандашом второй домик слева.
  • Раскрасьте красным карандашом третий домик справа.
  • Раскрасьте зелёным карандашом домик, который находится перед синим.
  • Раскрасьте жёлтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и жёлтым.
  • Раскрасьте коричневым карандашом домик, который следует за жёлтым.

  • Закрасьте чёрным карандашом клеточку, отмеченную крестиком.
  • Клеточку снизу закрасить зелёным карандашом
  • Клеточку, находящуюся сверху, закрасить жёлтым карандашом.
  • Красным карандашом закрасить клеточку так, чтобы жёлтая клеточка находилась между чёрной и красной клеточками.

  • Раскрасьте зелёным карандашом клеточку, расположенную на пересечении двух полосок.
  • Клеточку справа от зелёной раскрасить красным карандашом, а клеточку слева – жёлтым.
  • Клеточку, следующую за красной, раскрасить синим карандашом, а клеточку, находящуюся перед жёлтой, - чёрным.
  • Раскрасить клеточку, расположенную над зелёной, коричневым карандашом, а клеточку под зелёной – голубым.

(по ходу выполнения заданий – помогаю тем детям, кому это необходимо)

IV. Итог урока.

Дети, какое задание было для вас самым сложным? Какое задание выполнить было легко? Какие задания особенно понравились на нашем уроке? Какое у вас настроение? Кто может сказать: «У меня на сердце хорошо»? Я желаю вам радости и тепла, пусть сердечки ваши будут всегда добрыми и открытыми. (дарю детям сердечки – наклейки).

Используемая литература для уроков первых дней в первом классе:

  1. Агаркова Н.Г., Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение,1993.
  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В. «Работа психолога в начальной школе». – М., 1998.
  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты орфографии». – М., 1991.
  4. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. «Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? – СПб; Дельта, 1998.
  5. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников». – М., 2000.
  6. Пилипенко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками».
  7. Сутеев В. Сборник. «Про козленка, который умел считать до 10». – М., 1999.
  8. Успенский Э. «Школа клоунов». – М., 1993.
  9. Фефилова Е.П., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. – М.: «Вано», 2006.
  10. Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». – М.: Белый город, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание эстетической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся. В Федеральных государственных образовательных ста...

Презентация по теме "Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в 1 классе.

Данная презентация может быть исполбзована для выступления на ШМО или на педсовете....

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО "Умелые ручки"

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности и развитие определенных профессиональных навыков. Целью про...

Мастер – класс по теме: «Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»

Мастер – класс по теме:«Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»...

Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ

Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...

Основные направления деятельности учителя предметной области "Искусство" в работе с одаренными детьми в рамках обновленных ФГОС

В 2021-2022 году предметы образовательной области «Искусство» изучают с 1 по 11 класс. Важным аспектом содержания преподавания области «Искусство» в соответствии с принятой Кон...