ПК 4.4
учебно-методический материал
Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Актуальность проблемы исследования заключается в использовании в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Проблемой исследования занимались Д.Б.Эльконин . П.Я.Гальперин. Л.С.Выготский .
Проблемой исследования занимаются Н.Б.Истомина. А.А.Ивин. А.В.Белошистая .
Что же такое мышление? «Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.» - Суровикина С.А.
Тема исследования «Развитие логических универсальных учебных учебных действий в процессе обучения умозаключениям в начальной школе»
Цель исследования Н а основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть условия развития логических универсальных учебных действий в начальной школе в процессе обучения умозаключениям на уроках математики.
Объект исследования Предмет исследования Образовательный процесс на уроках математики в начальной школе Методика развития логических универсальных учебных действий в начальной школе в процессе обучения умозаключениям на уроках математики
Задачи исследования - Изучить общее понятие и значение логических универсальных учебных действий; - Рассмотреть методические аспекты использования заданий из учебников начальной школы для развития логических универсальных учебных действий в младшей школе в учебно-методических комплектах; - Обобщить материалы исследования и сделать выводы.
теоретические: диагностические: Теоретический анализ, обобщение и систематизация научной психолого-педагогической литературы, нормативных документов, изучение педагогического опыта; П одобрать методики выявления уровня сформированности логических УУД у учащихся начальной школы. Методы исследования
ГЛАВА 1. ЛОГИЧЕСКИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 1.1 Проблема освоения школьниками математических доказательств 1.2 Умозаключение как логическая операция. Структура и виды умозаключений 1.3 Аналогия в начальном курсе математики 1.4 Понятие логических УУД
Под проблемой освоения школьниками математических доказательств мы понимаем – формирование у младших школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Умозаключения – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Структура умозаключений При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий: -исходные суждения — посылки умозаключения должны быть истинными ; -в процессе рассуждения следует соблюдать правила вывода, которые обусловливают логическую правильность умозаключения.
Все умозаключения делятся на непосредственные и опосредованные.
Виды умозаключений 1. В зависимости от строгости правил вывода различают демонстративные(необходимые) и недемонстративные (правдоподобные ) умозаключения; 2. Дедуктивные (от общего знания к частному), индуктивные (от частного знания к общему), умозаключения по аналогии (от частного знания к частному).
Аналогия − это сходство предметов (явлений, процессов и т. д.) в каких-либо свойствах. При умозаключении по аналогия (сходство) знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный (менее доступный для исследования, менее наглядный и т. п.) в каком-либо смысле, объект.
Логические УУД - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; - синтез как составление целого из частей, в том числе с восполением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для с равнения, классификации, сериации объектов ; - подведение под понятие , выделение следствий; - доказательство ; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждения; - выдвижение гипотез, их обоснование.
Вывод по 1 главе В первой главе мы выполнили одну цель нашего исследования: - изучить общее понятие и значение логических универсальных учебных действий .
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2.1 Освоение математических доказательств младшими школьниками с учетом их возрастных особенностей 2.2 Анализ учебников математики начальной школы 2.3 Использование приемов умозаключений на уроке математики
В течение младшего школьного возраста у детей формируются мыслительные операции, по которым необходимо оценивать развитие математического мышления, а именно: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Основными особенностями математического мышления младших школьников являются: - Преобладание чувственного, деятельного анализа над абстрактным, осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами; - Несформированность базовых умений для проведения обобщения; - Неумение выделять существенные признаки, чаще всего, заменяя их внешними яркими признаками предметов.
Использование аналогии при изучении арифметического материала а) умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями (на основе разрядного состава числа): 20 ∙ 3 = 2 д. ∙ 3 = 6д. = 60; 80 : 4 = 8 д. : 4 = 2д. = 20; 200 ∙ 3 = 2 с. ∙ 3 = 6 с. = 600; 240 : 3 = 24 д. : 3 = 8д. = 80. б) умножение на круглое число (на основе разрядного состава числа и сочетательного свойства умножения): 15 ∙ 30 = 15 ∙ (3 ∙ 10) = (15 ∙ 3) ∙ 10 = 45 ∙ 10 = 450. в) деление на круглые числа: 240 : 30 = 240: (10 ∙ 3) = 240 : 10 : 3 = 8.
Анализ учебников математики Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Выпиши суммы разрядных слагаемых и найди их значения: 33 + 5; 41 + 12; 50 + 7; 62 + 6; 70 + 11; 70 + 7; 50 + 14; 68 + 10; 80 + 4; 10 + 5. – Измени в остальных суммах, слагаемые так, чтобы они стали разрядными для тех же значений сумм. – При затруднении используй палочки. – Запиши числа 56, 17, 49, 73 в виде суммы разрядных слагаемых. – Напиши 4 других двузначных числа и представь их в виде суммы разрядных слагаемых.
Использование аналогии при изучении геометрического материала . На рисунке изображён: а) правильный треугольник ; б) правильный четырёхугольник; в) правильный шестиугольник. Почему, по-твоему, эти фигуры называют правильными? Как ещё их можно было бы назвать? – Найди периметр каждой фигуры, если их стороны равны 9 см. – Чему равен периметр правильного девятиугольника, если длина его стороны равна 7 см?
Содержание основных разделов начального курса математики представляет широкие возможности для формирования у младших школьников умений строить индуктивные и дедуктивные умозаключения, а так же умозаключения по аналогии.
С целью использования индуктивных умозаключений учитель может самостоятельно, в дополнение содержащихся в учебниках, составлять соответствующие задания при изучении различных вопросов начального курса математики .
Например: сравните примеры, найдите общее и сформулируйте новое правило (вывод): 1) 1+2; 2+3 ; 3+4. Вывод: «Сумма двух последовательных чисел есть число нечетное»; 2) 1-0; 2-1; 3-2.
- мотивирование учащихся в проведении дедуктивных умозаключений; - формирование общей идеи дедуктивного умозаключения; - показ образца того или иного вида умозаключения; - проведение умозаключений с опорой на различные виды наглядности ; - периодическое использование развернутых умозаключений; - неявное ознакомление учащихся с некоторыми правилами вывода; - обучение построению цепочки умозаключений при проведении простейших доказательств.
- Преобладание чувственного, деятельного анализа над абстрактным, осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами; - Несформированность базовых умений для проведения обобщения; неумение выделять существенные признаки, чаще всего, заменяя их внешними яркими признаками предметов .
Заключение В выпускной квалификационной работе мы планируем разработать блок конспектов уроков по математики с использованием различных форм доказательств для формирования логических универсальных учебных действий.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивационная готовность – один из важнейших компонентов психологической готовности ребёнка к школьному обучению.
Сформированность мотивационной сферы у ребёнка играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Мотивационный компонент готовности к школе формируется при использовании: -создания положительного образа ученика; - подкрепления положительного отношения к школе; - закрепления образцов ролевого поведения.
Пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень . Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они часто следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они часто следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
Второй уровень Х орошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. Этот уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеурочной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако, чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако, чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвёртый уровень Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Пятый уровень Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация . Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто в подобных случаях у детей отмечаются нервно- психические нарушения.
Чтобы избежать серьёзных проблем в будущем помочь ребёнку можно уже сегодня, соблюдая самые простые правила.
Правило 1 Не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7 лет. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому , если занятия музыкой и спортом вам кажутся необходимыми для вашего ребёнка, начните водить его туда за год до начала учёбы или со второго класса.
Правило 2. Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут , поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашнего задания лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3. Компьютер , телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи – офтальмологи и неврологи во всех странах мира.
В течение первого года обучения в школе ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то –нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте , не ругайте за грязь в тетради, забывчивость. Всё это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упрёков и наказаний ваш ребёнок потеряет веру в себя. В течение первого года обучения в школе ваш малыш нуждается в поддержке.
Спасибо за внимание. В добрый путь! Любите своих маленьких «котиков»!