ПК 4.3.
методическая разработка (3 класс)

Михеева Дарья Олеговна

Для того, чтобы правильно систематизировать и оценивать педагогический опыт, образовательные технологии в области начального общего образования, необходимо уметь анализировать материл, который был составлен самостоятельно или на основе педагагоческого опыта педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология исследовательского обучения

Рассматривая технологию исследовательского обучения, мы можем определить комплекс исследовательских методов и, следуя деятельностному подходу, выделить структуру их использования в педагогической деятельности учителя начальной школы.

Цель технологии исследовательского обучения – сформировать  целостное представление об изучаемом объекте средствами различных методов исследования.

В практике учителей начальных классов встречается самое разнообразное определение задач. Вместе с тем,  при реализации ФГОС НОО задачи должны выводиться из заданных в стандарте планируемых результатов освоения основой образовательной программы. Как известно, в стандарте выделяют  три группы описания планируемых результатов, которые могут быть сформулированы в виде воспитательных, образовательных и развивающих задач в соответствии с методами исследовательского обучения.

Определяя выбор методов, приёмов и средств исследовательского обучения, педагогу необходимо учитывать ряд требований и собственную структуру действий на уроке (занятии).  Во-первых, ограниченность времени урока (занятия). Во-вторых, объём детского исследования. В-третьих, возможность использования различных средств обучающимися.  

 Требования, в общем, самые простые, и главное из них - «исходи из ребенка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «исследований», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще исследование. Отсюда вывод: исследования в младшей школе отличаются несложностью, простотой.

И ещё несколько требований к механизму исследовательского обучения  было выделено американскими педагогами (Драйвер Р., Белл Б, Крайзберг П. и др.):

1.  «Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в неявном виде.

2.  Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

  • Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
  • Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
  • Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение». [2, С.84].

Исходя из данных требований, можно выделить некую структуру технологии исследовательского обучения младших школьников:

1). Определение  темы исследования и выбор проблемы для исследования.  Умение видеть проблемы А.И.Савенков называет самым трудным этапом в исследовательской деятельности и «рассуждения о том, что появление и ясное формулирование проблемы обязательно должны предшествовать исследованию, верны лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества - это всегда попытка сделать шаг в неизведанное» [6, С.288]. При постановке проблем для исследования, в начальной школе учитель использует, как правило, игру.  Игровой приём, когда дети ставятся в ситуацию первопроходцев… «Представь себе, что вы попали в лес, что бы вы хотели знать о нём?..». При решении проблемы дети самостоятельно формулируют ряд вопросов, которые затем становятся и проблемами их исследований.

  • Составление плана действий исследования.
  • Ученики должны отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и в

основном пути ее решения. Для данного этапа необходимо с детьми повторить все методы исследовательской деятельности, и на доске сопроводить их опорными знаками. Здесь можно выделить следующие исследовательские методы (по А.И.Савенкову): «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «провести наблюдение»,  «провести эксперимент», «звонок специалисту», «просмотр фильма», «изучение  учебной, специальной литературы или ресурсов Интернета».  

Затем, определить из них самые потенциальные (от 1 до 3-5). Этот приём позволяет обучающимся визуально представить весь план действий на уроке (занятии). Остальными методами обучающиеся могут  воспользоваться дополнительно во внеурочное время для расширения собственного индивидуального исследования.

  •   Самостоятельный сбор информации с использованием выбранных способов (методов) деятельности.

Обработка информации и подготовка текста-сообщения.

       При исследовании проблемы ребёнка необходимо обучать фиксировать свои  результаты в особые тетради (листочки). Именно данный подход позволит «разложить» информацию по степени её важности. В начальной школе хорошим упражнением для данной деятельности является метод работы с деформированным текстом, который используется в основном на уроках русского языка. Необходимо при этом научить ребёнка называть вначале главную идею, а затем подтверждать её фактами.

  • Представление результатов исследования и его обсуждение.
  •  Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены

эксперименты. Теперь нужно кратко рассказать об этом людям. Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам. После выступления исследователя необходимо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задавать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы. Проведение этой важной части исследовательской работы требует особого педагогического такта и мастерства.

Как показала педагогическая практика в школе, одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе, а также обеспечение школы. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими. В этом состоит отличие педагогической технологии от методов обучения. Педагогическая технология предполагает присовокупление к методике преподавания личности педагога во всех ее многообразных проявлениях.



Предварительный просмотр:

«Использование технологии «Коллективный способ обучения»

на уроках в начальной школе»

Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет КСО в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Это реализует важнейшую задачу образования – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности (ориентировочно- мотивационный, операционно - исполнительный, рефлексивно - оценочный взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены учеником.

Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. На практике мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче организовать обучение по схеме: учитель- ученик, нежели ученик- ученик, ученик - ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при подготовке к уроку.

Несмотря на все преимущества КСО, его редко используют в современной системе обучения. Во многом это связано с тем, что учителя малоинформированы о возможностях использования КСО в начальной школе при обучении младших школьников.

Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам или всякому желающему слушать.                                                         Я.А.Коменский.

Технология КСО имеет различные названия:

  • организованный диалог
  • коллективное взаимообучение
  • обучение в сотрудничестве

Эта технология разрабатывалась

Александром Георгиевичем Ривиным в 30-е годы нашего века, Виталий Кузьмич Дьяченко в 90-е, а также тремя группами американских педагогов Р.Славиным; Роджером Джонсоном и Дэвидом Джонсоном; и Эллиотом Аронсоном.

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяют актуальным запросам общества.

«Образование в течение жизни»- вот направление сегодняшнего дня.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Виды:

Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия  напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой  информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков  природы, мини-аутотренинг.

Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много  пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий.  Время — 2-3 минуты. Игры (дидактические, ролевые, деловые) — игры призваны решать не  только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление,  снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу  познания.

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для  глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию  речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа,  письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения  быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Задача учителя — не просто  вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки.

Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим,многогранным, затрагивающим множество аспектов.



Предварительный просмотр:

       Технология разноуровневого обучения

       Понятие «дифференцированное обучение» в переводе с латинского «different» означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

        Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,В,С, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А,В,С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

             Принцип дифференциации обучения наиболее полно раскрывает индивидуальность ученика и соответствует целям и задачам современного образовательного процесса.

                Перед учителем встает проблема: как научить разных школьников? Ему на помощь приходит внутренняя дифференциация, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся. Известно, что люди различаются типологическими чертами в соответствии с четырьмя группами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Среди любой из четырех групп есть ученики с повышенной или пониженной обучаемостью, которая не является раз и навсегда заданной величиной, а зависит от качества педагогических воздействий. Следовательно, определение групп для дифференцированного подхода намного сложнее, чем деление школьников по темпераменту, так как ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эти различия [2].

               Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Цель технологии разноуровневого обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Для результативного осуществления дифференцированного обучения необходимо выполнять следующие условия:

-  задания для выполнения должны быть одинаковые по объему, но различные по сложности;

- ученик вправе сам выбрать задания. Он должен объективно оценивать свои знания и самостоятельно выбирать уровень, соответствующий его подготовленности.

Разноуровневая дифференциация может применяться на различных этапах урока: при изучении нового материала, контроле знаний, проверке усвоения материала, выборе домашнего задания. При изложении нового материала работа может строиться таким образом. Учитель подробно объясняет программный материал, акцентируя внимание на базовом уровне. Следующий этап — закрепление — предполагает самостоятельную работу учеников. На этом этапе важно отследить уровень усвоения материала учащимися, выполняющими дифференцированные задания. На следующем — повышенном — уровне внимание уделяется заданиям творческого плана (кроссворды, загадки, ребусы), которые создают более полную картину полученных знаний, дополняют ранее изученное, помогают систематизировать и обобщить материал. Предполагается самостоятельное выполнение заданий. На уроке закрепления и обобщения ученики самостоятельно выбирают задания, соответствующие их уровню усвоения учебного материала [1].

В результате организации образовательного процесса на основе технологии разноуровневого обучения, как показал наш опыт, повышается качество преподавания; у учащихся возрастает самооценка, что способствует более комфортному поведению в учебной и внеучебной деятельности; наблюдается тенденция к усвоению знаний более сложного уровня; базисный минимум усваивают практически все обучающиеся. Основным же показателем эффективности названных технологий является то, что школьники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудности и достигать более высоких жизненных результатов.



Предварительный просмотр:

Предмет: математика
Класс: 1
Тема урока: «Сколько всего?»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования пропедевтических знаний об арифметических действиях над числами

Этап урока

Деятельность обучающихся

Деятельность обучающихся с ЗПР

Самоопределение к деятельности

  • Приветствие и активизация внимания
  • Работа с выражением «Математика – царица наук»
  • Приветствие и активизация внимания
  • Работа с выражением «Математика – царица наук»

Актуализация знаний и мотивация

  • Актуализация знаний по составу однозначного числа (фронтальная работа всего класса)
  • Актуализация знаний по составу однозначного числа (индивидуальная работа в раздаточном материале)
  • Создание проблемной ситуации обучающихся (невозможность ответить на вопрос «Сколько всего)
  • Актуализация знаний по составу однозначного числа (фронтальная работа всего класса)
  • Актуализация знаний по составу однозначного числа (индивидуальная работа в раздаточном материале) – задание упрощено по количеству данных чисел
  • Создание проблемной ситуации обучающихся (невозможность ответить на вопрос «Сколько всего)

Постановка учебной задачи

  • Формулировка темы и цели урока
  • Формулировка темы и цели урока

«Открытие» детьми нового знания

  • Работа в учебнике (фронтальная)
  • Парная работа (моделирование геометрической фигуры из квадратиков и составление вопросов со словом «всего»)
  • Групповая работа с полями игры «крестики-нолики» (подсчет клеток: общее количество, занятые, свободные и т.д.)
  • Физминутка
  • Работа в учебнике (фронтальная)
  • Парная работа (моделирование геометрической фигуры из квадратиков и составление вопросов со словом «всего») – оказание индивидуальной помощи
  • Групповая работа с полями игры «крестики-нолики» (подсчет клеток: общее количество, занятые, свободные и т.д.) – индивидуальная работа в раздаточном материале
  • Физминутка

Первичное закрепление

  • Фронтальная работа (работа с разноцветными квадратиками, подсчет общего количества)
  • Фронтальная работа (работа с разноцветными квадратиками, подсчет общего количества) – меньшее количество квадратиков

Самостоятельная работа с самопроверкой

  • Самостоятельная работа в рабочей тетради (выполнение задания полностью)
  • Самостоятельная работа в рабочей тетради – возможность выполнить часть задания, оказание индивидуальной помощи

Включение в систему знаний, повторение

  • Работа с составом однозначного числа (фронтальная)
  • Письменная работа в тетрадях с сравнением чисел
  • Работа с составом однозначного числа (фронтальная)
  • Письменная работа в тетрадях с сравнением чисел – работа в раздаточном материале, без записи в тетрадь, чтобы обучающийся мог только поставить знак сравнения и выполнил всю работу

Рефлексия деятельности

  • Рефлексия по содержанию
  • Запись домашнего задания
  • Рефлексия по содержанию
  • Запись домашнего задания – упрощенное индивидуальное домашнее задание