ПК 4.3
учебно-методический материал

Назарова Нина Октябристовна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проектная технология

Проектная технология - это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся. Если ученик пытается извлечь информацию, переработать ее, то учитель призван указать возможный источник или самому становиться источником

информации. Если ученик старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике, то учитель координирует этот процесс, поощряет учащегося и осуществляет постоянную обратную связь. Ребенок пытается приобрести навыки коммуникативной деятельности, а учитель предлагает дискуссии, не навязывая при этом учащимся своего собственного мнения.

Цель проектной технологии - заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы, способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельности и самоорганизации учебной деятельности; реализации творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.

Целевое назначение:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника реализации технологии:

  • позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
  • развивать у каждого позитивный образ себя и других;
  • развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.
  1. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
  2. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.
  3. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.) наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  • в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
  • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; - комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проектная технология предполагает:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность ученика;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы

 

 

Окружающий мир, «Школа России», 2 класс, тема «Россия на карте»



Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения 

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Педагогические действия:
  • создание проблемной ситуации;
  • побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
  • побуждение к формулированию учебной проблемы;
  • принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к теме диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Сообщение темы с мотивирующим приемом - заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

Технология проблемно-диалогического обучения является:

  • результативной; здоровьесберегающей; носит общепедагогический характер.

 

 

Русский язык, «Школа России», 3 класс, тема: «Глаголы - синонимы, глаголы – антонимы»

 

 

 

 

 

 

Математика, «Школа России», 3 класс, тема: «Виды треугольников по соотношению сторон»

 

 



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе   в условиях реализации ФГОС

 

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе.  

В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.    

Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.    

За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5,6 до 16,4%, с нарушением осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.    

Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.    

          Подготовка  к           здоровому   образу           жизни           ребенка           на           основе  здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.    

Здоровьесберегающие технологии — это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.    

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:    

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).    
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.    
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).    
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.    

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.  

Отсюда возникают основные задачи:    

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на

период обучения в школе;    

  • снижение уровня заболеваемости учащихся;    
  • сохранение работоспособности на уроках;    
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;    
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.    

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе: 

  1. «Не навреди».    
  2. Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.    
  3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.    
  4. Соответствие содержания обучения возрасту.    
  5. «Успех порождает успех». То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.    
  6. Ответственность за свое здоровье.  

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС 

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов.    

Данную технологию эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.    

  • Физкультурная  минутка  —           динамическая           пауза           во           время  

интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей.

Время - 23 минуты.    

  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.    
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий.    

Время — 2-3 минуты.    

  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты).  

Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.    

  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.    
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые – развивают творческое  мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.    
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков  природы.    
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.    
  • Посадка учащихся. Неправильная посадка, которую принимает ребенок во время уроков, может привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.    
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.    
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, которые помогают снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.    
  • Беседы о здоровье. Нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.    
  • Работа с родителями. Непрерывность действия здоровьесберегающих технологий невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка (беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях).    Результаты от внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии: 
  • снижение показателей заболеваемости детей;    
  • улучшение психологического климата в коллективах;  
  • повышение мотивации к учебной деятельности;  
  • прирост учебных достижений.    

 Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.    

   

Математика, «Школа России», 2 класс, тема «Приёмы умножения и деления на 10» Окружающий мир, «Школа России», 2 класс, тема «Водные богатства»