ПК 4.1.
методическая разработка (3 класс)
Здесь размещены учебно-методические материалы, которые неоходимы в работе учителя начальных классов:
1. Анализ рабочей программы по предмету "Русский язык"
2. Календарно-тематическое планирование по предмету "Математика" (УМК "Школа России", 3 класс, 4 четверть)
3. Анализ особенностей УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ рабочей программы по русскому языку | 9.35 КБ |
КТП по математике | 14.11 КБ |
Анализ особенностей УМК "Школа России" | 11.89 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | да |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | да |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | ФИО есть, остальное отсутствует |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | нет |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | да |
содержание учебного предмета | да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, к которую входит данный учебный предмет | нет |
место и роль учебного предмета в обучении | да |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | да |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | да |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | ла |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | да |
необходимое количество часов для изучения раздела | нет |
содержание учебного раздела | да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | да, но нет основных видов деятельности |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | нет |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | да |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | нет |
технические средства обучения | нет |
цифровые образовательные ресурсы | нет |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | нет |
Выводы:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данной рабочей программе упущены некоторые элементы. Есть такие элементы, которые, по моему мнению можно упустить, например, "предметная область, в которую входит данный учебный предмет". А есть такие элементы, которые упускать нельзя, например "учебно-методическая литература"; "технические средства обучения"; "необходимое количество часов для изучения раздела". Они являются важными, поскольку нужны для дальнейшей работы по данной программе.
Можно сделать вывод о том, что данная программа составлена по требованиям ФГОС, но технически она выполнена наполовину , так как есть упущенные элементы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 131 города Челябинска»
454021, г. Челябинск, ул. Зерновая, д. 11 «б», 454901, г. Челябинск, ул. Зерновая, 11.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «математика»
на 4 четверть 2021-2022 учебного года
Челябинск, 2022
№ | Дата | Тема и тип урока | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Виды деятельности уч-ся | Формы контроля |
1 | 28.03 | Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трёхзначных чисел. УОНЗ | трехзначное число | Использовать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых. | устный опрос, работа у доски |
2 | 29.03 | Сравнение трёхзначных чисел. УР | трехзначное число | Использовать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых. | устный опрос, работа у доски |
3 | 30.03 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. УР | трехзначное число, количество единиц | Записывать трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых. | устный опрос, работа у доски |
4 | 01.04 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. УР | трехзначное число, количество единиц | Записывать трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых. | устный опрос, работа у доски |
5 | 04.04 | «Странички для любознательных» — римская система счисления. УР | задача, пример | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски |
6 | 05.04 | Единицы массы — килограмм, грамм. УОНЗ | масса, килограмм, грамм | Называть результат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | устный опрос, работа у доски |
7 | 06.04 | Что узнали. Чему научились. УР | задача, пример | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски |
8 | 08.04 | Приёмы устных вычислений. УР | 1000 | Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. | устный опрос, работа у доски |
9 | 11.04 | Приёмы устных вычислений. УР | 1000 | Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | устный опрос, работа у доски |
10 | 12.04 | Разные способы вычислений. Проверка вычислений. УР | проверка | Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | устный опрос, работа у доски |
11 | 13.04 | Алгоритм письменного сложения в пределах 1000. УОНЗ | письменное сложение, вычисления столбиком | Использовать алгоритм письменного сложения чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. | устный опрос, работа у доски |
12 | 15.04 | Алгоритм письменного вычитания в пределах 1000. УОНЗ | письменное вычисление, вычисления столбиком | Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. | устный опрос, работа у доски |
13 | 18.04 | Виды треугольников (по соотношению сторон). УОМН | треугольник | Называть треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски |
14 | 19.04 | «Странички для любознательных» — готовимся к олимпиаде. УР | задача, пример | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, индивидуальная работа |
15 | 20.04 | Что узнали. Чему научились. УР | задача, пример | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски |
16 | 22.04 | Решение уравнений и задач УР | уравнение | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски |
17 | 25.04 | Решение уравнений и задач УРК | задача, пример, уравнение | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | проверочная работа |
18 | 26.04 | Умножение и деление .Приёмы устных вычислений. УР | компоненты произведения | Выполнять умножение и деление трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями. | устный опрос, работа у доски |
19 | 27.04 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000. УР | вычисления столбиком | Выполнять вычисления трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями. | устный опрос, работа у доски |
20 | 29.04 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000. УР | вычисления столбиком | Выполнять вычисления трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями. | устный опрос, работа у доски |
21 | 02.05 | Виды треугольников по видам углов. «Странички для любознательных» — применение знаний в изменённых условиях. УР | треугольник, угол, острый, тупой, прямой | Называть виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. | устный опрос, работа у доски |
22 | 03.05 | Приём письменного умножения на однозначное число. УОНЗ | алгоритм умножения | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму. | устный опрос, работа у доски |
23 | 04.05 | Алгоритм письменного умножения на однозначное число. УР | алгоритм умножения | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму. | устный опрос, работа у доски |
24 | 05.05 | Упражнения в решении примеров на умножение на однозначное число. УР | пример, задача | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму. | устный опрос, работа у доски |
25 | 06.05 | Приём письменного деления на однозначное число в пределах 1000. УР | пример, задача | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму. Выполнять проверку. | устный опрос, работа у доски |
26 | 10.05 | Приём письменного деления на однозначное число в пределах 1000. УР | пример, задача | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму. Выполнять проверку. | устный опрос, работа у доски |
27 | 11.05 | Проверка деления умножением. Закрепление. УР | проверка | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму. Выполнять проверку. | устный опрос, работа у доски |
28 | 13.05 | Умножение и деление на однозначное число УР | алгоритм умножения | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму. | устный опрос, работа у доски |
29 | 16.05 | Знакомство с калькулятором. УОНЗ | калькулятор | Выполнять проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. | устный опрос, работа у доски |
30 | 17.05 | Нумерация в пределах 1000. УР | нумерация, трехзначные числа | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски |
31 | 18.05 | Сложение и вычитание в пределах 1000. УР | нумерация, трехзначные числа | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски |
32 | 20.05 | Умножение и деление в пределах 1000. УР | нумерация, трехзначные числа | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски |
33 | 23.05 | Решение уравнений УР | уравнения | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски |
34 | Решение уравнений УР | уравнения | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски | |
35 | Порядок выполнения действий. УР | действия | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски | |
36 | Решение задач изученных видов. УР | задача, условие, вопрос | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски | |
37 | Решение задач изученных видов. УР | задача, условие, вопрос | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски | |
38 | Решение задач изученных видов. УР | задача, условие, вопрос | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | устный опрос, работа у доски | |
39 | Геометрические фигуры и величины. УР | фигуры, величины | Решать задачи различных видов; работать с геометрическим материалом. | устный опрос, работа у доски |
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УОНЗ – урок открытия нового знания.
УР – урок рефлексии.
УОМН – урок общей методической направленности.
УРК – урок развивающего контроля.
Предварительный просмотр:
Нами был проанализирован комплект учебников с 1-4 класс по предметам “Русский язык”, “Математика”, “Литературное чтение”, “Окружающий мир” программы “Школа России” и выделены общие особенности. Во-первых, все учебники оформлены в одном стиле, для дизайна каждого учебника использованы приятные, спокойные цвета. Во-вторых, все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий. В данной программе отсутствует какой-либо герой, который бы встречался на каждом предмете. В-третьих, данная система направлена на развитие логического мышления младших школьников, ориентирована на формирование семейных ценностей, культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.
Предлагаем подробнее ознакомиться с каждым из учебников УМК “Школа России”.
Русский язык
Курс “Русский язык” обеспечивает формирование и развитие у учащихся функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Авторами курса являются Канакина В. П., Горецкий В. Г. В курс входят материалы для учащихся и для учителя: рабочие программы, учебник, электронная форма учебника, рабочая тетрадь, тетрадь учебных достижений, проверочные работы, рабочий словарик, “Пишу правильно”, орфографический словарь, сборник диктантов и творческих работ, методическое пособие с поурочными разработками.
Внешнее оформление представлено красочно, связанное с предметом русский язык. Представлен клоун, которые жонглирует корнем, приставкой, суффиксом (состав слова).
На форзаце учебника представлен справочный материал, связанный с содержанием учебника. В учебнике представлено обращение к ученикам, в котором рассказывается о том, что они будут изучать.
Среди особенностей можно выделить следующее:
-проблемно-поисковый метод обучения;
-дифференцированный подход в обучении;
-формирование системного мышления;
-проектная деятельность.
Содержание курса способствует эффективному изучению нового материала и продуктивному повторению изученного.
На форзаце учебника представлена краткая информация в виде схем. Условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике и обозначают некоторые типы заданий. В учебнике есть шмуцтитул, в котором содержится информация о том, чему дети должны научиться. Теоретический материал представлен в текстовой и схематичных формах, что способствует легкому запоминанию. Все правила вынесены в рамки, в каждой теме есть пункт “обратите внимание”, который предотвращает возможные трудности. Также выделены словарные слова с выделенными орфограммами. Есть раздел “Проверь себя”, “Страничка для любознательных”, “Наши проекты”, “Картинная галерея”. Задания в учебниках довольно понятные. Вначале идет общее задание, типа прочитайте. После задания идет более глубокий разбор задания. Помимо всего, есть раздел “Справочные материалы”, в котором представлены памятки и образцы рассуждения, образцы письменного разбора. Также есть огромное количество словарей, таких как: орфоэпический, однокоренных слов, синонимов, омонимов, антонимов, и словарь фразеологизмов.
Таким образом, учебник “Русский язык” направлен на формирование системного мышления, развитие коммуникативных и регулятивных учебных действий.
Математика
Важная роль в курсе “Математика” отводится учебному материалу, раскрывающему связи математики с реальной действительностью и другими школьными предметами. Авторами курса являются Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. В состав учебно-методического комплекта входят: рабочие программы, учебник, электронная форма учебника, рабочая тетрадь, тетрадь учебных достижений, проверочные работы, тесты, пособия для обучающихся, устные упражнения, контрольный работы, методические рекомендации. Среди особенностей учебника можно выделить:
- систему заданий занимательного и практико-ориентированного характера;
- проблемно-поисковый метод обучения;
- дифференцированный подход в обучении;
- проектную деятельность.
Внешнее оформление учебника имеет связь с учебным предметом. На страницах учебника достаточное количество иллюстраций и рисунков. У учебника информационный форзац, на котором представлен справочный материал по учебному предмету. Так же, как и в других учебниках “Школы России”, перед каждым разделом есть шмуцтитул, которые дает представление о том, что будут изучать обучающиеся. По каждой изучаемой теме в учебники включены задания базового и повышенного уровней сложности, что даёт возможность реализовать дифференцированный подход в обучении. Задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам научиться самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности. Важно отметить, что на полях страниц есть развивающие и логические задания, которые, как нам кажется, помогут учителю заинтересовать и мотивировать обучающихся. Для развития познавательного интереса включена рубрика «Странички для любознательных», где предлагаются задания занимательного характера (логические задачи, задачи на смекалку и др.), а также задания, показывающие связь математических знаний с реальной жизнью.
Таким образом, учебник “Математика” направлен на формирование УУД и раскрытие связи математики с реальной действительностью.
Литературное чтение
Курс “Литературное чтение” направлен на формирование у школьников навыков осознанного, правильного и выразительного чтения, на совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие творческих способностей и интереса к чтению. Авторами курса являются Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Курс достаточно оснащен различными материалами для обучения как для учителя, так и для обучающихся: рабочие программы, учебник, электронная форма учебника, рабочая тетрадь, тетрадь учебных достижений, «Читаем летом», книга для чтения, методические рекомендации. Среди особенностей учебника можно выделить следующие положения:
- проблемно-поисковый метод обучения,
- нравственная и эстетическая направленность,
- дифференцированный подход в обучении,
- проектная деятельность.
Также проанализировав страницы учебника, мы выделили, что, как и в других учебниках, в данном учебнике перед разделом есть шмуцтитул, где представлен перечень того, чему дети научатся. Присутствуют условные обозначения, которые подразумевают работу с разными источниками информации, встречаются биографии авторов перед некоторыми произведениями, что является большим плюсом. В достаточном количестве представлены картинки хорошего качества, текст крупный, читабельный. Встречаются тематические страницы: времена года, праздники, разноцветные страницы, где располагаются интересные материалы, страницы “советуем почитать”, что расширяет читательский кругозор, страницы с проектами. Перед каждым уроком на страницах учебника есть ориентирующая задача. После ознакомления с произведением есть достаточное количество заданий устного, творческого характера, направленных на развитие читательских умений, на работу с разными источниками информации, словарями. Таким образом, учебник “Литературное чтение” направлен на максимальное включение младших школьников в активную деятельность.
Окружающий мир
Специфика курса “Окружающий мир” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Предмет “Окружающий мир” вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе “Содержание курса”. Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса “Окружающий мир”.
Таким образом, в структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.