ПК 4.1.
методическая разработка (3 класс)

Михеева Дарья Олеговна

Здесь размещены учебно-методические материалы, которые неоходимы в работе учителя начальных классов:

1. Анализ рабочей программы по предмету "Русский язык"

2. Календарно-тематическое планирование по предмету "Математика" (УМК "Школа России", 3 класс, 4 четверть)

3. Анализ особенностей УМК "Школа России"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

да

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

ФИО есть, остальное отсутствует

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

нет

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

да

содержание учебного предмета

да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

нет

место и роль учебного предмета в обучении

да

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

да

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

да

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

ла

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

да

необходимое количество часов для изучения раздела

нет

содержание учебного раздела

да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

да, но нет основных видов деятельности

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

нет

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

да

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

нет

технические средства обучения

нет

цифровые образовательные ресурсы

нет

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

нет

 

Выводы:

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данной рабочей программе упущены некоторые элементы. Есть такие элементы, которые, по моему мнению можно упустить, например, "предметная область, в которую входит данный учебный предмет". А есть такие элементы, которые упускать нельзя, например "учебно-методическая литература"; "технические средства обучения"; "необходимое количество часов для изучения раздела". Они являются важными, поскольку нужны для дальнейшей работы по данной программе.

  Можно сделать вывод о том, что данная программа составлена по требованиям ФГОС, но технически она выполнена наполовину , так как есть упущенные элементы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 131 города Челябинска»

454021, г. Челябинск, ул. Зерновая, д. 11 «б», 454901, г. Челябинск, ул. Зерновая, 11.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «математика»

на 4 четверть 2021-2022 учебного года

Челябинск, 2022

Дата

Тема и тип урока

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Виды деятельности уч-ся

Формы контроля

1

28.03

Сложение (вычитание) на основе десятичного соста­ва трёхзначных чисел.

УОНЗ

трехзначное число

Использовать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых.

устный опрос,

работа у доски

2

29.03

Сравнение трёхзначных чисел.

УР

трехзначное число

Использовать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых.

устный опрос,

работа у доски

3

30.03

Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.

УР

трехзначное число,

количество единиц

Записывать трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

устный опрос,

работа у доски

4

01.04

Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.

УР

трехзначное число, количество единиц

Записывать трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

устный опрос,

работа у доски

5

04.04

«Странички для любознательных» — римская система счисления.

УР

задача, пример

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

6

05.04

Единицы массы — килограмм, грамм.

УОНЗ

масса, килограмм, грамм

Называть результат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

устный опрос,

работа у доски

7

06.04

Что узнали. Чему научились.

УР

задача, пример

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

8

08.04

Приёмы устных вычислений.

УР

1000

Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.

устный опрос,

работа у доски

9

11.04

Приёмы устных вычислений.

УР

1000

Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление.

устный опрос,

работа у доски

10

12.04

Разные способы вычислений. Проверка вычисле­ний.

УР

проверка

Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление.

устный опрос,

работа у доски

11

13.04

Алгоритм письменного сложения в пределах 1000.

УОНЗ

письменное сложение, вычисления столбиком

Использовать алгоритм письменного сложения чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.

устный опрос,

работа у доски

12

15.04

Алгоритм письменного вычитания в пределах 1000.

УОНЗ

письменное вычисление, вычисления столбиком

Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.

устный опрос,

работа у доски

13

18.04

Виды треугольников (по соотношению сторон).

УОМН

треугольник

Называть треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

14

19.04

«Странички для любознательных» — готовимся к олимпиаде.

УР

задача, пример

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

индивидуальная работа

15

20.04

Что узнали. Чему научились.

УР

задача, пример

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

16

22.04

Решение уравнений и задач

УР

уравнение

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

17

25.04

Решение уравнений и задач

УРК

задача, пример, уравнение

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

проверочная работа

18

26.04

Умножение и деление .Приёмы устных вычислений.

УР

компоненты произведения

Выполнять умножение и деление трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями.

устный опрос,

работа у доски

19

27.04

Приёмы устных вычислений в пределах 1000.

УР

вычисления столбиком

Выполнять вычисления  трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями.

устный опрос,

работа у доски

20

29.04

Приёмы устных вычислений в пределах 1000.

УР

вычисления столбиком

Выполнять вычисления  трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями.

устный опрос,

работа у доски

21

02.05

Виды треугольников по видам углов. «Странички для любознательных» — применение знаний в изменённых условиях.

УР

треугольник, угол, острый, тупой, прямой

Называть виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

устный опрос,

работа у доски

22

03.05

Приём письменного умножения на однозначное число.

УОНЗ

алгоритм умножения

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму.

устный опрос,

работа у доски

23

04.05

Алгоритм письменного умножения на однозначное число.

УР

алгоритм умножения

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму.

устный опрос,

работа у доски

24

05.05

Упражнения в решении примеров на умножение на однозначное число.

УР

пример, задача

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму.

устный опрос,

работа у доски

25

06.05

Приём письменного деления на однозначное число в пределах 1000.

УР

пример, задача

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму.

Выполнять проверку.

устный опрос,

работа у доски

26

10.05

Приём письменного деления на однозначное число в пределах 1000.

УР

пример, задача

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму.

Выполнять проверку.

устный опрос,

работа у доски

27

11.05

Проверка деления умножением. Закрепление.

УР

проверка

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму.

Выполнять проверку.

устный опрос,

работа у доски

28

13.05

Умножение и деление на однозначное число

УР

алгоритм умножения

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму.

устный опрос,

работа у доски

29

16.05

Знакомство с калькулятором.

УОНЗ

калькулятор

Выполнять проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.

устный опрос,

работа у доски

30

17.05

Нумерация в пределах 1000.

УР

нумерация, трехзначные числа

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

31

18.05

Сложение и вычитание в пределах 1000.

УР

нумерация, трехзначные числа

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

32

20.05

Умножение и деление в пределах 1000.

УР

нумерация, трехзначные числа

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

33

23.05

Решение уравнений

УР

уравнения

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

34

Решение уравнений

УР

уравнения

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

35

Порядок выполнения действий.

УР

действия

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

36

Решение задач изученных видов.

УР

задача, условие, вопрос

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

37

Решение задач изученных видов.

УР

задача, условие, вопрос

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

38

Решение задач изученных видов.

УР

задача, условие, вопрос

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

устный опрос,

работа у доски

39

Геометрические фигуры и величины.

УР

фигуры, величины

Решать задачи различных видов; работать с геометрическим материалом.

устный опрос,

работа у доски

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УОНЗ – урок открытия нового знания.

УР – урок рефлексии.

УОМН – урок общей методической направленности.

УРК – урок развивающего контроля.



Предварительный просмотр:

Нами был проанализирован комплект учебников с 1-4 класс по предметам “Русский язык”, “Математика”, “Литературное чтение”, “Окружающий мир” программы “Школа России” и выделены общие особенности. Во-первых, все учебники оформлены в одном стиле, для дизайна каждого учебника использованы приятные, спокойные цвета. Во-вторых, все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий. В данной программе отсутствует какой-либо герой, который бы встречался на каждом предмете. В-третьих, данная система направлена на развитие логического мышления младших школьников, ориентирована на формирование семейных ценностей, культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.

Предлагаем подробнее ознакомиться с каждым из учебников УМК “Школа России”.

Русский язык

Курс “Русский язык” обеспечивает формирование и развитие у учащихся функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Авторами курса являются Канакина В. П., Горецкий В. Г.  В курс входят материалы для учащихся и для учителя: рабочие программы, учебник, электронная форма учебника, рабочая тетрадь, тетрадь учебных достижений, проверочные работы, рабочий словарик, “Пишу правильно”, орфографический словарь, сборник диктантов и творческих работ, методическое пособие с поурочными разработками.

Внешнее оформление представлено красочно, связанное с предметом русский язык. Представлен клоун, которые жонглирует корнем, приставкой, суффиксом (состав слова).

На форзаце учебника представлен справочный материал, связанный с содержанием учебника. В учебнике представлено обращение к ученикам, в котором рассказывается о том, что они будут изучать.

Среди особенностей можно выделить следующее:

-проблемно-поисковый метод обучения;

-дифференцированный подход в обучении;

-формирование системного мышления;

-проектная деятельность.

Содержание курса способствует эффективному изучению нового материала и продуктивному повторению изученного.

На форзаце учебника представлена краткая информация в виде схем. Условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике и обозначают некоторые типы заданий. В учебнике есть шмуцтитул, в котором содержится информация о том, чему дети должны научиться. Теоретический материал представлен в текстовой и схематичных формах, что способствует легкому запоминанию. Все правила вынесены в рамки, в каждой теме есть пункт “обратите внимание”, который предотвращает возможные трудности. Также выделены словарные слова с выделенными орфограммами. Есть раздел “Проверь себя”, “Страничка для любознательных”, “Наши проекты”, “Картинная галерея”. Задания в учебниках довольно понятные. Вначале идет общее задание, типа прочитайте. После задания идет более глубокий разбор задания. Помимо всего, есть раздел “Справочные материалы”, в котором представлены памятки и образцы рассуждения, образцы письменного разбора. Также есть огромное количество словарей, таких как: орфоэпический, однокоренных слов, синонимов, омонимов, антонимов, и словарь фразеологизмов.

Таким образом, учебник “Русский язык” направлен на формирование системного мышления, развитие коммуникативных и регулятивных учебных действий.

Математика

        Важная роль в курсе “Математика” отводится учебному материалу, раскрывающему связи математики с реальной действительностью и другими школьными предметами. Авторами курса являются Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. В состав учебно-методического комплекта входят: рабочие программы, учебник, электронная форма учебника, рабочая тетрадь, тетрадь учебных достижений, проверочные работы, тесты, пособия для обучающихся, устные упражнения, контрольный работы, методические рекомендации. Среди особенностей учебника можно выделить:

  • систему заданий занимательного и практико-ориентированного характера;
  • проблемно-поисковый метод обучения;
  • дифференцированный подход в обучении;
  • проектную деятельность.

        Внешнее оформление учебника имеет связь с учебным предметом. На страницах учебника достаточное количество иллюстраций и рисунков. У учебника информационный форзац, на котором представлен справочный материал по учебному предмету. Так же, как и в других учебниках “Школы России”, перед каждым разделом есть шмуцтитул, которые дает представление о том, что будут изучать обучающиеся. По каждой изучаемой теме в учебники включены задания базового и повышенного уровней сложности, что даёт возможность реализовать дифференцированный подход в обучении. Задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам научиться самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности. Важно отметить, что на полях страниц есть развивающие и логические задания, которые, как нам кажется, помогут учителю заинтересовать и мотивировать обучающихся. Для развития познавательного интереса включена рубрика «Странички для любознательных», где предлагаются задания занимательного характера (логические задачи, задачи на смекалку и др.), а также задания, показывающие связь математических знаний с реальной жизнью.

        Таким образом, учебник “Математика” направлен на формирование УУД и раскрытие связи математики с реальной действительностью.

Литературное чтение

Курс “Литературное чтение” направлен на формирование у школьников навыков осознанного, правильного и выразительного чтения, на совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие творческих способностей и интереса к чтению. Авторами курса являются Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Курс достаточно оснащен различными материалами для обучения как для учителя, так и для обучающихся: рабочие программы, учебник, электронная форма учебника, рабочая тетрадь, тетрадь учебных достижений, «Читаем летом», книга для чтения, методические рекомендации. Среди особенностей учебника можно выделить следующие положения:

  • проблемно-поисковый метод обучения,
  • нравственная и эстетическая направленность,
  • дифференцированный подход в обучении,
  • проектная деятельность.

Также проанализировав страницы учебника, мы выделили, что, как и в других учебниках, в данном учебнике перед разделом есть шмуцтитул, где представлен перечень того, чему дети научатся. Присутствуют условные обозначения, которые подразумевают работу с разными источниками информации, встречаются биографии авторов перед некоторыми произведениями, что является большим плюсом. В достаточном количестве представлены картинки хорошего качества, текст крупный, читабельный. Встречаются тематические страницы: времена года, праздники, разноцветные страницы, где располагаются интересные материалы, страницы “советуем почитать”, что расширяет читательский кругозор, страницы с проектами. Перед каждым уроком на страницах учебника есть ориентирующая задача. После ознакомления с произведением есть достаточное количество заданий устного, творческого характера, направленных на развитие читательских умений, на работу с разными источниками информации, словарями. Таким образом, учебник “Литературное чтение” направлен на максимальное включение младших школьников в активную деятельность.

Окружающий мир

Специфика курса “Окружающий мир” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Предмет “Окружающий мир” вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

        Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.

         Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе “Содержание курса”. Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса “Окружающий мир”.

Таким образом, в структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.