Эш тәҗрибәмнән
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Ульяновска «Гимназия №13»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Гинятуллиной
Лейсан Мансуровны,
учителя начальных классов, руководителя кружка “Культура татарского народа”
высшей квалификационной категории
2021 год
Профессия учителя особая, это не просто работа – это служение! И в этом есть своя радость – радость сотворения Человека. От того, насколько талантлив учитель, насколько он профессионален, зависит успех каждого его ученика. Успех ученика – это и есть успех учителя. Основа успешности – глубокий и всесторонний самоанализ, то есть анализ каждого своего действия, каждого слова, каждого жеста, и, конечно же, анализ своей работы, её результативности.
В 1999 году я окончила Ульяновский педагогический университет имени И.Н. Ульянова по специальности учитель «Русского языка и литературы и татарского языка и литературы». Общий педагогический стаж 29 года. Свою педагогическую деятельность начинала учителем русского языка и литературы и заместителем директора по воспитательной работе в селе Татарское – Урайкино Старомайнского района Ульяновской области. С 2003 года по 2007 год работала учителем начальных классов в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя образовательная школа №28». С 2007 года по настоящее время работаю в МБОУ «Гимназия №13» учителем начальных классов. В этом учебном году являюсь классным руководителем 1Б класса.
Основной задачей обучения является формирование самостоятельности, желание учиться, добывать новые знания и высокой работоспособности учащихся. Индивидуальный подход к каждому ученику позволяет мне добиваться высокого уровня усвоения материала по всем предметам. Об этом свидетельствует качество знаний: по математике 77%, по русскому языку 77,25%, справляются с нормами чтения – 100%.
На базе нашей гимназии регулярно проводятся семинары муниципального и регионального уровней, в организации которых принимаю самое активное участие. Я делюсь своим опытом с учителями начальных классов и учителями, которые ведут факультативные и кружковые занятия на татарском языке. Стараюсь принимать активное участие в научно – методической работе гимназии, на разных конкурсах, провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Дата | Тема | Класс | Уровень |
2010г. | I Областной конкурс “Учитель родного языка -2010” (3 место) | 1-4 | Региональный уровень |
2011г. | Патриотическое воспитание младших школьников. Внеклассное мероприятие по кружковому занятию: «Культура татарского народа» | 1-2 | Муниципальный уровень |
2012г. | Урок окружающего мира «Про больших и маленьких». | 1 | Региональный уровень |
2013г. | Внеклассное мероприятие на татарском языке «Слабое звено» | 2-4 | Образовательный уровень |
2013г. | Урок русского языка по теме: «Что такое словосочетание» | 2 | Региональный уровень |
2013г. | Внеклассное мероприятие «И.Я. Яковлев и Г.Тукай – выдающиеся личности» | 1-4 | Образовательный уровень |
2014г. | Мастер – класс по внеурочной деятельности по теме : «Родник мудрости народной» | 3-4 | Муниципальный уровень |
2015г. | Дистанционный урок по математике «Квадратный сантиметр. Квадратный метр» | 3 | Муниципальный уровень |
2016г. | Кружковое занятие по теме : “ Неугасимые созвездия двух народов” | 2-4 | Региональный уровень |
2016г. | Конкурс методических разработок для учителей родных языков, включая русский. | 2-4 | Всероссийский |
2017г. | Всероссийский конкурс мастер – класса учителей родного языка и литературы «Туган тел». | Всероссийский | |
2021г. | Региональный конкурс методических разработок «Наше наследие» | 3-4 | Региональный уровень |
В настоящее время продолжаю работать над темой "Формирование поликультурной компетентности личности на занятиях во внеурочной деятельности".
Кроме основной нагрузки я веду кружок "Культура и язык татарского народа", который с удовольствием посещают учащиеся гимназии. Целью данной программы является воспитание в детях духовно-нравственных ценностей через приобщение их к культурному региональному наследию.
На занятиях решаются следующие задачи:
- знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и кухней татарского народа;
- воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимания и миролюбия;
Учащиеся с большим интересом посещают кружок, где знакомятся с культурой и традициями татарского народа, принимают участие в разных городских национальных конкурсах. Так, например, Сирачева Г. заняла 2 место в городском конкурсе сочинений "Родной язык - народной мудрости родник", Ибрагимов Д. был награждён грамотой за участие на областном конкурсе рисунков «Сказки Г.Тукая в душе моей», а ученицы 3 класса Минегалеева Р., Насибуллина А. и Волкова А., участвуя в фестивале национальных культур "Созвездие дружбы" были награждены дипломами за инсценировку композиции М. Джалиля "Красные ромашки".
Показатели качества усвоенных знаний учащимися за последние 3года подтверждают результативность используемых технология, методов и приёмов обучения в развитии интереса учащихся к кружковым занятиям «Культура и язык татарского народа».
Навыки и умения | Процент усвоения | |||||
2018-2019гг. | 2019-2020гг. | 2020-2021гг. | ||||
На начало уч.года | На конец уч. года | На начало уч. года | На конец уч. года | На начало уч. года | На конец уч. года | |
Знание татарского алфавита | 7 | 100 | 72 | 100 | 100 | 100 |
Техника чтения | 15 | 52 | 45 | 57 | 50 | 75 |
Чистота произношения | 7 | 47 | 35 | 50 | 45 | 65 |
Умение составлять связные предложения | 7 | 30 | 23 | 42 | 38 | 45 |
Умение составлять связный текст по сюжетной картине | 8 | 32 | 28 | 41 | 35 | 54 |
Правописание слов на татарском языке | 7 | 25 | 20 | 37 | 32 | 59 |
Интерес учащихся к изучению культуры и языка татарского народа с каждым годом растёт.
классы | 2017-2018 уч. год | 2018-2019 уч.год | 2019-2020 уч.год | 2020-2021 уч.год |
1-2 классы | 8 уч. | 10 уч. | 12 уч. | 15 уч. |
5-6 классы | - | 4 уч. | 8 уч. | 14 уч. |
В связи с увеличением интереса учащихся к изучению культуры и языка татарского народа, администрацией гимназии было принято решение о проведении таких кружков и в среднем звене.
Национальный состав представляют не только татары, но и русские и одна чувашка.
Основные виды деятельности:
- занятие начинаем с фонематической зарядки, произносим звуки татарского алфавита;
- знакомимся с татарскими словами через визуальное представление и написание его;
- знакомимся с элементами татарского национального костюма, смотрим презентации, обсуждаем основные элементы национального орнамента;
- в середине занятия мы проводим физминутку на татарском языке в форме стихотворения с движениями;
- иногда на занятиях присутствует чаепитие, в ходе которого мы говорим о традициях, об этикетах и национальных блюдах;
Частенько дети приносят национальные блюда из дома и мы обсуждаем как это и с кем было приготовлено.
В группе есть дети, которые хорошо знают и дома общаются на родном татарском языке. Но занятие проходит на двух языках, т.к. не все могут свободно разговаривать и не все знают
татарский язык. То, что национальный состав является разнообразным, делает занятие более интересным потому, что при изучении слов, мы сравниваем их произношения и значения с русским и чувашским языками.
Очень важным элементом любой культуры являются праздники. Поэтому с детьми мы проводим занятия, посвящённые праздникам. Сравниваем чувашские, татарские и русские народные праздники, например:
- весенний праздник татар Нардуган и чувашский Нартаван;
- татарский праздник после посева Сабантуй и чувашский Акатуй;
За большой личный вклад в дело сохранения и развития родного языка, родной культуры была награждена почётной грамотой Управления образования мэрии г. Ульяновска, Дипломом Министерства образования Ульяновской области, Благодарственным письмом Исполкома Ульяновской областной татарской национально-культурной автономии, Благодарственным письмом Управления культуры и организации досуга населения администрации г. Ульяновска, Почётной грамотой МО и науки Ульяновской области, Почётной грамотой МО и науки РТ.
Гинятуллина Лейсан Мансуровна
МБОУ “Гимназия №13” г. Ульяновска