Создание условий для осуществления проектной деятельности младших школьников (методические рекомендации)
методическая разработка
Новизна опыта: новизна опыта состоит в разработке системы заданий, подборе разнообразных проектных задач для организации проектной деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.deyatelnost_.metod_.rekomendatsii.docx | 190.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №4»
Создание условий для осуществления проектной
деятельности младших школьников
(методические рекомендации)
Фёдорова Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
г. Кяхта
2017
Создание условий для осуществления проектной деятельности младших школьников
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них может сделать самостоятельно.
Л. Выготский.
Цель проектной деятельности: развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи проектной деятельности:
1. Формировать позитивную самооценку, самоуважение.
2. Развивать коммуникативную компетентность в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности, способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать, формировать социально – адекватные способы поведения.
3. Формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени.
4. Развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Проектная деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Перспективы: система работы позволяет реализовывать связь между изучаемым материалом и жизнью, рассматривать реальные проблемы и способы их решения, что способствует развитию умения находить выход из ситуаций в реальной жизни.
Новизна опыта: новизна опыта состоит в разработке системы заданий, подборе разнообразных проектных задач для организации проектной деятельности в начальной школе.
Предполагаемые результаты:
- расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
- умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
- умение планировать работу над проектами;
- умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.
- Условия возникновения и становления опыта.
Важнейшие задачи современного общего образования в школах РФ можно сформулировать следующим образом:
– научить организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике;
- взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
– научить объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;
– научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
– научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.), сформировать умение анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
– сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.
Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка даже и не ощущается. Вспомните ответ С.Лема на вопрос о причинах его успешности в различных делах: «Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет».
Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.
Ведущая педагогическая идея.
Метод учебного проекта – один из путей формирования:
- готовности к целеполаганию;
- готовности к оценке;
- готовности к действию;
- готовности к рефлексии;
- готовность к самовоспитанию и самообразованию.
II. Технология опыта.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
- Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включенности нет, нет и проекта.
- Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
- Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
- Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.
- Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе. И отсюда выбор основных образовательных технологий:
- Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.
- Технология проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.
- Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.
- Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.
В 1 классе надо научит выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно формируются навыки работы в группе. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. И вот тут задача учителя - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Надо научить детей работать с книгами в школьной библиотеке. Учимся искать нужную информацию. На помощь приходят совместные занятия с библиотекарем. Важно помочь детям оформить проекты и их защитить, здесь используется индивидуальная работа с учащимися.
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
-менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.
Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:
- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);
-оценочно-самооценочный.
Содержание проекта:
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап. Погружение в проект.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта.
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
После изучения букв русского алфавита ребятам предлагаю несложные, но очень интересные творческие задания:
- Сделай буквы из различных материалов.
- Напиши другу рисуночное письмо.
У ребят появилось желание раскрасить букву, придумать про неё сказку, подобрать слова с нужными буквами, составить текст со словами, в которых есть данные буквы, выполнить творческие задания.
Так появился проект «Весёлая буква». В ходе проекта познакомились с историей создания русской азбуки, сравнили буквари разных лет, узнали почему азбука так называется, получили первые уроки работы с энциклопедиями, словарями.
По окружающему миру по теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а также показали выставку мод в рисунках и аппликациях.
Среди проектов, вызвавших у учащихся первого класса познавательный интерес, можно назвать и «Режим дня».
Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни.
Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с днём своих одноклассников, родителей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно- гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья.
Затем каждый разрабатывал свой режим дня, оригинально его оформлял и презентовал. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта.
Тема «Растения». Один из проектов в 1 классе предполагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляют в виде схематических рисунков и таблиц.
Назову темы проектов, которые выполняли дети: «Математика вокруг нас», «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Цветники: форма, размер, цвет», «Создаём город букв», «Сказочная страничка», «Скороговорки», «Ребусы», «Составляем сборник загадок», «Наш класс – дружная семья», «Мои домашние животные» и другие. Свои работы дети представляют в виде альбомов, учебных пособий, книжек. Я представляю детям чёткий план работы над проектом, который помогает первоклассникам действовать пошагово, учит работать с разными видами информации. Метод проектов в своей практике использую уже не первый год, а вот проектные задачи включаю в работу первый год. Проектные задачи являются первым шагом к проектной деятельности школьников начальных классов. «Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным» (Воронцова А.Б., 2010 год). Процесс решения проектной задачи – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом требует творчества.
Типология проектов
- Исследовательские
Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
- Творческие
Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)
- Игровые
Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
- Информационные
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.
- Практико-ориентированные
Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ
Методические рекомендации ученику.
- Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
- Выполняй проект в следующем порядке:
- Выбери с помощью родителей и учителя тему;
- Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
- Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
- Выполни теоретическую и практическую части проекта;
- Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
- Напечатай графическую часть проекта;
- Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
- Защити проект;
- Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
- Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
- Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
- Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
- Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
- Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
- Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
…Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем! Школа настоящего – школа проектов!!!Что же такое проект?
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Приведу примеры проектных задач, которые я использовала в работе.
Проектная задача по окружающему миру
Название проектной задачи | Удивительный город Кяхта |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 1 |
Тип задачи | Метапредметная |
Цели и педагогические задачи | Расширение знаний о своём городе. Сотрудничество в малых группах (коллективно-распределительная деятельность при решении общей задачи). |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача: | 1.Умение обобщать. 2. Составлять предложение по данной схеме. 3. Самостоятельно давать объяснение, выдвигать гипотезу 4. Соотносить информацию с объектом. 4.Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей. |
Планируемый результат: | Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартной ситуации Умения, работая в группе, создавать конечный результат: рекламные открытки, объединённые общей темой. |
Описание проектной задачи.
Учитель обращается к детям: «К нам пришло письмо, которое мы сейчас прочитаем».
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Никита. Наша семья любит путешествовать и этим летом хотела бы посетить ваш город, побывать в Кяхтинском краеведческом музее имени академика В. А. Обручева. Мне известно из статьи в газете, что ежегодно летом в Кяхте проходит День города. Это одно из самых ярких и запоминающихся событий лета для жителей и гостей города. Гости вашего города также могут посетить Троицкий собор, постоять у памятника воинам-кяхтинцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны и другие красивые места. Вот какой удивительный ваш город! Надеюсь с вашей помощью узнать о городе Кяхта больше сведений. Заранее благодарен.
Никита К.
Задание 1. В каком городе республики Бурятия живёт Никита? Переставь буквы и узнаешь название города.
а н У л – э д у
Задание 2
Составь небольшой рассказ о нашем городе, используй данные предложения, слово, подходящее по смыслу, подчеркни.
1.Кяхта – ……. купеческий город.
(Молодой, старинный, современный)
2.Наш город основан в ………… году.
(2015, 2000, 1727)
3.О былом богатстве города говорят …… дома, сохранившиеся до наших дней.
(Пятиэтажные, купеческие, кирпичные)
4.Основал наш город ……………….
(Савва Лукич Владиславич – Рагузинский, Пётр I, Владимир Владимирович Путин)
5. ________ ___________ __ Кяхту!
Никита - любознательный мальчик и хочет узнать, почему некоторые улицы города называют в честь кого-то?
А как считаете вы? Выскажите своё мнение.
Задание 4.
Сделайте для Никиты рекламную открытку с видами нашего города. К иллюстрациям подберите подписи.
Способ и формат оценивания результатов работы.
№ задания | Правильный ответ |
1 | 1 балл - составлено слово Кяхта 0 баллов - все остальные случаи |
2 | 2 балла – правильно вставлены слова и придумано предложение, соответствующее схеме. 1 балл – допущена 1 ошибка или неправильно составлено предложение 0 баллов - все остальные случаи |
3 | 2 балла – выдвинута гипотеза, представлен развёрнутый ответ 1 балл – ответ неполный, нет обоснования 0 баллов – нет ответа |
4 | 2 балла – оформление, правильность 1 балл – подписаны объекты, но нет оформления Дополнительный балл группа может получить за оригинальность |
Замысел проектной задачи.
Дети первого класса владеют недостаточной информацией о родном городе, не знают названия многих исторических объектов. Для создания рекламной открытки дети выбирают объекты, обсуждают, за помощью могут обратиться к учителю или справочной литературе. Данная задача позволяет решить эти проблемы в совместной деятельности, а также мотивирует на дальнейшую работу, которую дети продолжат самостоятельно по данному направлению.
Сводная ведомость решения и презентации проектной задачи
№ зад. | Познавательные УУД | Группа/баллы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Работа с анаграммой (умение обобщать) | 1 | 1 | - | - | - |
2 | Анализ, синтез | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
3 | Умение выдвигать гипотезы | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
4 | Творческий замысел, умение соотнести объект с названием | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Итог: | 6 | 6 | 5 | 5 | 6 |
Сводная ведомость позволяет учителю проанализировать данный вид работы, посмотреть, где дети испытывают затруднения и скорректировать дальнейшую работу. Безусловно, что проектные формы работы развивают и другие УУД. Проектная деятельность в 1 классе – это сложный процесс, но осуществимый. Работа над проектами учит мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. Комплексная работа показала, что 67% детей достигли базового уровня, 33% учащихся достигли повышенного уровня. Диагностика «Уровни учебной мотивации» показала положительную динамику. Результаты мониторинга свидетельствуют об эффективности образовательной деятельности с использованием проектной технологии.
Проектная задача по азбуке
Название проектной задачи | Создание книги «Живая азбука» |
Предмет | Азбука |
Класс, время | 1, март |
Тип задачи | С точки зрения предмета - рефлексивная, в педагогическом плане - обучающая |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1. Систематизирование знаний, обучающихся о буквах и звуках русского языка. 2. Создание книги «Живая азбука» 3. Учить представлять свой труд в виде сообщения, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов. 4. Воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе. |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача |
- как оживить азбуку? - на какую букву нет названия ни одного животного? - на какую букву больше всего названий животных? - в каком порядке разместятся животные в азбуке? |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися:
|
Способ и формат оценивания результатов работы |
|
Замысел проектной задачи.
В проектной деятельности детям не сообщается, что они будут решать определённую педагогическую задачу. Им сообщается название и цели проектной задачи, и уже через несколько минут дети погружаются в проблему проекта и уже что-то рисуют, вырезают, клеят, выписывают. Дети, сами того не подозревая, вполне самостоятельно, активизируют свои знания, применяя их на практике в незнакомой ситуации. Главная задача учителя – научить ребёнка учиться. Успешность познавательной активности деятельности школьника зависит от выполнения ряда условий, в частности от обеспечения эмоционально благополучной позиции ребёнка.
Создание ситуации успеха его деятельности – основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость от того, что всё не так уж трудно и плохо. Добиться эффективной положительной мотивации ребёнка к учению педагогу помогает создание загадочного увлекательного мира для зарождения познавательных и социальных мотивов. Реализация данной задачи “Живая азбука” помогает детям не только обрести навыки исследовательской деятельности, но и даёт возможность учителю реализовать многие коррекционно-педагогические и воспитательные цели и задачи, вовлекая детей в творческую деятельность, соответствующую умственным и физическим возможностям детей. По завершению работы над азбукой, организуется презентация страниц книги, созданных каждой группой, для того чтобы обобщить полученные знания и умения, повысить самооценку учащихся, дать детям установку на дальнейшие учебные успехи. Учащиеся самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а также оценивают успехи и неудачи других детей. Детям очень нравятся свои работы, они гордятся ими, узнают свои “произведения искусства” среди множества других, даже через длительное время. В ходе решения проектной задачи у учащихся возникает интерес к учебной деятельности. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. На решение данной проектной задачи отводится 2 урока. Учащиеся объединяются в группы по пять человек.
Цель (результат), который должны достичь дети: изготовить подарок для будущих школьников - книгу «Живая азбука».
Описание проектной задачи
Первоклассникам предлагается изготовить подарок для будущих школьников - книгу «Живая азбука», в которой будет отображён материал, оформленный детьми самостоятельно. Читаем письмо:
Уважаемые первоклассники! Мы обращаемся к вам с просьбой изготовить для детей подготовительной группы нашего садика книгу «Живая азбука». В этой яркой книге нарисуйте по одному животному на каждую букву алфавита, напишите загадки, стихи про них. Нашим ребятам будет очень интересно познакомиться с книгой.
Воспитатели детского сада «Теремок»
Первоклассники получают задание: в течение недели самостоятельно набирать материал к теме задачи (найти или самим совместно с родителями сочинить загадки, стихи о выбранном животном). В назначенный день на уроке литературного чтения класс делится на 5 групп (по 5-6 человек). Каждая группа занимается оформлением страниц книги «Живая азбука».
Урок первый – создание страниц книги
Задание 1. Распределитесь на 5 групп по 5 человек.
Комментарий к заданию 1. Дети могут объединиться в группы по желанию или на усмотрение учителя. Наставниками и помощниками могут быть учащиеся 5классов.
Задание 2. Рассмотрите книги (азбуку, букварь), определите их особенности. Обсудите варианты ответов в группе.
Комментарий к заданию 2.
Дети просматривают все азбуки и буквари, выбирают некоторые элементы из этих книг.
Задание 3. Распределите буквы между собой
Комментарий к заданию 3. Для решения задачи учащиеся делят страницы азбуки между собой по 6 букв. В каждой группе ученики выбирают букву, которая ему понравилась.
Урок второй (практический)
Задание 1. Вспомните правила работы в группе.
Комментарий к заданию 1. Учащиеся вспоминают правила работы в группе, корректируют своё поведение и отношение к участникам, их мнению.
Задание 2. Составьте свою книгу, наполнив её интересной иллюстрированной информацией. Действуйте по намеченному плану.
Комментарий к заданию 2. На этом этапе идет непосредственная работа по созданию «продукта». Учитель наблюдает за детьми, делает необходимые пометки в экспертной карте, оказывает консультативную помощь группам.
Задание 3. Подумайте, кто и как будет представлять свою работу классу? Обсудите в группе и придумайте речь для тех, кто будет представлять вашу работу.
Комментарий к заданию 3.
Здесь учащиеся определяются с формой представления своего «продукта», назначают ответственного за презентацию.
Завершить работу по решению этой проектной задачи можно мероприятием «По страницам живой азбуки» во внеурочной деятельности.
Сценарий мероприятия
«По страницам «Живой азбуки»
(На урок можно пригласить тех, для кого непосредственно решалась данная задача, т.е. детей подготовительной группы детского сада «Теремок»).
Ход мероприятия.
I. Организационный момент
- Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы представляем продукт нашей деятельности – книгу «Живая азбука» для детей подготовительной группы детского сада «Теремок». Каждый из вас потрудился над её созданием.
II.Актуализация знаний
- Ответьте, пожалуйста на вопрос: почему нашу азбуку мы назвали живой? (Потому что буквы мы превращали в животных).
- А сколько букв в русском алфавите?
- Что вы мне можете рассказать о буквах?
- Сколько страниц в нашей азбуке? Почему?
- Итак, вам наверно очень хочется узнать, какие животные поселились в нашей азбуке?
- Первую страницу нашей азбуки по праву занимает буква… (а). Почему? (Первая буква в алфавите).
- Что вы можете рассказать ещё о букве А. В каких животных она может превратиться?
- А в кого вы превратили букву А?
(Защищает представитель группы.
Звучит загадка об акуле и рассказ об этом животном)
-Скажите, а у буквы А есть подружки? Назовите их. Сколько всего гласных букв, сколько гласных звуков?
- А есть ли особенные гласные? Какие? Назовите. (Защищает представитель группы. Рассказ о букве Ё, стихи, загадки собственного сочинения).
III.Физкультминутка.
Звериная зарядка.
Наши гласные не любят сидеть на месте, а предпочитают петь, танцевать, играть. И мы с вами сейчас немного отдохнём и поиграем.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко как лисята
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как волк – волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
IV. Работа по защите страниц книги.
- А я хочу вам рассказать о ещё одном превращении, буква е превратилась в очень необычное животное, которое называется ЕХИДНА.
Ехидна с виду напоминает ежа с продолговатым вытянутым клювом. Она обитает в Австралии. Её тело покрыто грубой шерстью и иголками. Это небольшое животное. Размером около 30 см.
- Ребята, тело какого животного кроме ежа и ехидны покрыто иголками? - Правильно. Дикобраз. (Рассказ представителя группы)
- С какой буквы начинается слово дикобраз. Расскажите мне о ней. Сколько согласных в русском алфавите?
- А есть ли особенные согласные? (только твёрдые, только мягкие, только глухие)
- Рассказ о щуке (Защита представителя группы)
- Ребята, а какая орфограмма спряталась в названии этого животного?
- Расскажите мне о звуке [щ]. Какие ещё шипящие вы знаете?
Рассказ о буквах Ж, Ш. (Защита представителя группы).
- А где мы можем увидеть шимпанзе и других животных? (В зоопарке)
- С какой буквы начинается слово зоопарк.
Рассказ о букве З (Выступает представитель группы)
- А каких животных вы ещё знаете на эту букву?
- Все животные, которых вы называли – дикие. А вот Денис превратил свою букву в милое, пушистое, домашнее животное, а в какое вы сейчас узнаете. (Стихотворение читает.)
- При работе над страницами книги каждый из вас подбирал названия животных на каждую букву алфавита. Какие у вас большие списки получились. Скажите, а на какие буквы вы не смогли подобрать названия животных? (Й Ь Ъ Ы)
-Скажите, а если с этих букв не начинаются названия животных, может быть эти буквы совсем не нужны?
- Нужны! А зачем? Для чего?
Без этих букв не могут обойтись многие животные. Вот, например,
Он умеет говорить,
Только в клетке должен жить,
Кто же это? Угадай!
Ну, конечно, … (попугай).
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
V. Рефлексия
- Давайте оценим работу наших групп и каждого его представителя в отдельности.
(Представители групп оценивают свою работу, что получилось, что было трудно, над чем ещё нужно работать, дают рекомендации другим группам.)
VI. Итог мероприятия.
- Итак, наша встреча подошла к концу. Не со всеми животными из нашей азбуки мы смогли встретиться. Но мы с вами продолжим изучать азбуку, а значит ещё очень много тайн откроет нам наш друг алфавит, и наша «Живая азбука».
- Я считаю, что мы на отлично справились с работой и заслуживаем аплодисментов от наших гостей – детей подготовительной группы детского сада «Теремок». Вы – молодцы!
Проектная задача по литературному чтению и окружающему миру.
Характеристика задачи
Название проектной задачи | «Загадки» |
Предмет | Литературное чтение, окружающий мир |
Класс | 1 |
Вид задачи | Межпредметная, одновозрастная |
Время проведения | Задача может использоваться в качестве обобщающего урока литературного чтения по теме «Устное народное творчество» в конце учебного года (апрель) |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения. 2. Сотрудничество учащихся. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача | Литературное чтение: - умение анализировать художественные произведения разной видо-жанровой принадлежности; - умение сравнивать и ранжировать фольклорные произведения малых форм (загадка, считалка, небылица, скороговорка; - владение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового) чтения. Окружающий мир: - владение понятиями «неживая и живая природа», «изделия человека», «звери», «птицы», «насекомые». - знание зверей, птиц, насекомых, явлений природы своего края в пределах программы 1 класса. Метапредметные: - чтение, анализ, классификация, обобщение, умение разгадывать загадки. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: степени освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
|
Способ и формат оценивания результатов работы | При подведении итогов работы оценивается:
|
Этапы решения задачи | 1. Целеполагание и формулировка задач. 2. Выполнение задания. 3. Оценка выполнения работы. 4. Рефлексия. |
Показатели правильности выполнения работы (ключ) | Загадки о птицах: 9, 13, 23, 24, 26, 27, 28, 31, 32, 33, 34. Загадки о зверях: 3, 8, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 39. Загадки о насекомых: 6, 21 ,25, 30, 37, 38, 35, 52. Загадки о неживой природе: 2, 5, 10, 43, 46, 49, 51. |
Замысел проектной задачи
Детям предлагается помочь воспитателю детского сада отобрать из предложенных текстов только загадки для проведения занятия в детском саду «Встреча с бабушкой Загадушкой», и разделить их на четыре группы по темам: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых», «Загадки о неживой природе». Впоследствии ученики первого класса с отобранным и оформленным материалом пойдут в гости в детский сад и примут участие в мероприятии, смогут сами загадать ребятам старшей группы загадки (необходимо будет выучить или прочитать выразительно, целыми словами). Решая данную проектную задачу, преследуем не только образовательные цели, но решаем вопросы социализации, преемственности. Данная проектная задача позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют литературными понятиями «загадка», «считалка», «небылица», «скороговорка»; понятиями из курса окружающего мира «неживая природа», «живая природа», «изделия человека», «звери», «птицы», «насекомые». Умеют анализировать, классифицировать и обобщать.
Оборудование: тексты, ножницы, четыре листа формата А4 с заголовками: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых» «Загадки о неживой природе».
Описание проектной задачи
Дорогие ребята! Вы уже заканчиваете первый класс и научились внимательно, правильно читать, многое знаете об окружающем мире. Нам нужна ваша помощь. К занятию в детском саду под названием «Встреча с бабушкой Загадушкой» необходимо подобрать загадки по темам: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых» «Загадки о неживой природе». Надеюсь, вы с успехом справитесь с заданием, и примите участие на этом занятии. Ждём вас в гости!
Воспитанники детского сада № 8 «Аюна».
Задание
Ребята, разделитесь на пары. Каждая пара возьмите листочек с текстом. Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только загадки, вырезать, распределить их на группы по темам и приклеить под соответствующим заголовком:
«Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых», «Загадки о неживой природе».
Тексты:
1. Стою на крыше – всех труб выше. | 2. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. |
3. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки | 4. Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил её под лавку, Тот, кто водит, Пусть выходит. |
5. На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. | 6. Летела птица, Не крылата, Не перната, Носик долгий, Голос тонкий. Кто её убьет, Человечью кровь прольёт. |
7. Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик – овёс, Лошадь села в сани, а мужик повёз. | 8. Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек Промелькнул, как огонек? |
9. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. | 10. Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется во мгле, Только ноги на земле. |
11. Лесом катится клубок, У него колючий бок, Он охотится ночами За жуками и мышами. | 12. Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины |
13. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. | 14. Кошка Крошка на окошке Кашку кушала по крошке. |
15. Ткачи ткали ткани на платье Тане. | 16. Ваня, Ваня – простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд И поехал в огород. |
17. Этот зверь с двумя клыками, С очень мощными ногами И с лепешкой на носу. Роет землю он в лесу. | 18. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. |
19. Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди. Мы играем, ты води! | 20. У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. |
21. Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком. | 22. Я, друзья, подземный житель. Землекоп я и строитель. Землю рою, рою, рою, Коридоры всюду строю, А потом построю дом И живу спокойно в нем. |
23. Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут | 24. Кто эта птица? Никогда Не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. |
25. На лугу живет скрипач, Носит фрак И ходит вскачь. | 26. Он прилетает каждый год Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. |
27. Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она? … | 28. Длиннохвостая она, Со спины черным-черна. Брюхо белое да плечи. Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Подымает стрекот-крик. |
29. От топота копыт пыль по полю летит. | 30. Восемь ног, Как восемь рук, Вышивают шелком круг. Мастер в шелке Знает толк. Покупайте, Мухи, шелк! |
31. Черный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост, как упор. | 32. Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет. |
33. У нее глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днем. | 34. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. |
35. Черен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. | 36. Кто проходит, Кто уходит – Все её за ручку водят. |
37. На ромашку у ворот Опустился вертолет – Золотистые глаза. Кто же это? … | 38. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел. |
39. Мой белый брат во льдах живет И рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный мед И ягоду лесную. | 40. Покатилось колесо, Укатилось далеко, И не в рожь, и не в пшеницу, Катит в саму столицу. Колесо кто найдёт, Тот ведёт! |
41. Вышли мышки как-то раз Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре, Мышки дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон. Выходи из круга вон. | 42. Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон. |
43. Светит, сверкает, Всех согревает. | 44. Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры – Помчались с горы. |
45. Лисичка-сестричка Сидит за кустом, Лисичка – сестричка машет хвостом. А бедный зайчишка Глядит из куста. У зайчика нет такого хвоста. | 46. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. |
47. То я в клетку, то в линейку, Написать во мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? | 48. Начинается считалка: На дубу – скворец и галка. Улетел домой скворец. И считалочке конец! |
49. Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось. С неба на землю свалилось. | 50. Рады, рады, рады Светлые берёзы. И на них от радости Вырастают розы. Рады, рады, рады, Темные осины. И на них от радости Растут апельсины. |
51. Что видно только ночь? | 52. Шесть ног без копыт, Летит – жужжит. Упадёт – землю роет. |
Взрослеют дети. Проекты, проектные задачи, предлагаемые им, становятся сложнее. Вся эта поэтапная деятельность формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов. Включение детей в проектную деятельность реализует связь между изучаемым материалом и жизнью, позволяет рассматривать реальные проблемы и способы решения. Чем раньше школьник научится решать проблемы, находить выход из ситуаций, представленных ему программным материалом, тем быстрее он научится решать проблемы в жизни.
III. Теоретическая база опыта
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1995. – №6.
- Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
- Килпатрик В.Х. Основы метода – М. – Л., 1928.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
- Петрова В. Метод проектов. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия организации совместной проектной деятельности младших школьников в воспитательном пространстве школы.
Воспитание гармонически развитой личности, способной взаимодействовать с обществом, приспосабливающей к изменяющимся условиям, а также развитие умения сотрудничества являются основополагающими целями ...
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.
Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности....
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС НОО II поколения
Проектная деятельность учащихся...
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.
Даны методические рекомендации по организации основных этапов проектной деятельности....
Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС...