Методические рекомендации проблемного обучения
статья

Пичкур Елена  Михайловна

Проблемное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках математики в школе

«Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения»

И. Я. Лернер

В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

  • низкий уровень мотивации;
  • проблема несоответствия уровня обученности обучающихся их реальным возможностям;
  • снижение или отсутствие интереса к предмету;
  • высокий уровень тревожности отдельных учеников;
  • быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка обучающихся, ухудшение их здоровья.

В связи с этим возникают вопросы:

  • Каким образом решить данные проблемы? 
  • Как организовать учебный процесс при обучении математике так, чтобы повысилось качество образования?
  • Как стимулировать мотивацию обучающихся при изучения предмета?

Одним из путей решения данных проблем я считаю активизацию познавательной деятельности обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время. Активная познавательная деятельность на уроках способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету, повышает самооценку школьников, что, в свою очередь, помогает им чувствовать себя в классе более комфортно.

Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности. Сегодня урок математики должен стать для ученика не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Поэтому моя тема самообразования связанна с проблемным обучением на уроках математики. Формирование у обучающихся метапредметных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному ФГОС. Формирование метапредметных и личностных результатов предполагает активное включение обучающихся в процесс обучения. Технология проблемного обучения становится педагогическим инструментом решения этой задачи.

Итак, немного теории… Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:

  • оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания;
  • отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни;
  • учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в разных классах;
  • личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность обучаемого.

Важно отметить!!!

Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию. Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.


Методические рекомендации к разработке и проведению урока с применением проблемного обучения

1. Назначение проблемного урока: приобретение знаний и умений, активизация и развитие мыслительных действий (анализ, синтез, аналогии), развитие креативности (творческого начала), выход на проектную, исследовательскую деятельность.

2. Проблемный урок обязательно базируется на проблемной ситуации.

3. Методы решения проблемы: исследовательский, поисковый, эвристический, проектирование.

4. Средства решения проблемы: эксперимент, работа с источниками информации, наблюдение, моделирование.

5. Формы урока: беседа, лекция, экскурсия, эксперимент, работа в группах.

6. Этапы урока:

- мотивация, создание проблемной ситуации;

- выдвижение гипотез и их запись на доске;

- исследование;

- обмен информацией при работе в группах, представление работы;

-обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез);

- подведение итогов урока, рассмотрение иных вариантов решения проблемы, рефлексия;

- домашнее задание.


Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

З
Н
А
Н
И
Я

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.


Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Я выделила наиболее характерные для моей педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/08/s_61d9896f959ec/phpNf9ggc_Problemnoe-obuchenie-na-urokah-matematiki-v-shkole_html_821a74063b64d00c.gif


На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения обучающимися опыта формирования таких универсальных учебных действий, как: сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование. Кроме того, в ходе эвристического диалога у школьников формируются умения выдвигать гипотезу.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу изучение явлений с разных позиций;
  • побуждает обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи.

Возникает вопрос: «Как создать проблемную ситуацию на уроке?»

Проблемная ситуация, действительно считаю возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.

Предлагаются следующие варианты:

  • Вариант первый - заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
  • Вариант второй - осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?

  • Применить третий вариант - говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, я вывожу учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог («экскаватор»). Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему. Следующий прием выхода из проблемной ситуации – подводящий диалог («локомотив»).
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.
Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проблемное обучение письму по методике Е. Н. Потаповой".

Муниципальное образовательное учреждение«Гимназия №3»      «Проблемное обучение письму по методике Е. Н. Потаповой»....

методические рекомендации по обучению младших школьников анлийскому языку

В этом возрасте обучение иностранному языку должно вносить конкретный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности...

Методическая презентация -Проблемное обучение

данная презентация позволяет обощить и систематизироватьтеоретичекий материал по теме: "Проблемное обучение" Презентация содержит слайды , где сравнивается традиционная система и система с пприменение...