Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников
статья

Пузикова Светлана Александровна

Перед учителями начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы? Как формировать личность? Так как же нам нужно работать, какими мы должны быть сами, чтобы за годы учебы в начальной школе привить детям смелость ума, радость познания, уверенность в своих возможностях, чувство будущего? Ответ прост: учиться быть современным учителем.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»

«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Подготовила:

Пузикова С.А.

учитель начальных классов

2022 г.

Перед учителями начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы? Как формировать личность? Так как же нам нужно работать, какими мы должны быть сами, чтобы за годы учебы в начальной школе привить детям смелость ума, радость познания, уверенность в своих возможностях, чувство будущего? Ответ прост: учиться быть современным учителем.

Наше время - это время перемен. Обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. В своей деятельности нужно искать пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Заинтересовать детей становиться всё сложнее, ведь у каждого дома есть компьютер, выход в Интернет. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Поэтому при подготовке к уроку и его проведению я всё чаще использую информационно- коммуникативные технологии. В школе есть компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, выход в Интернет, то есть возможность для организации образовательного процесса на новом более качественном уровне. Анализируя педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с обучающимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов обучающихся и успешности их деятельности.

Главный заряд трудолюбия ребята получают на уроке. И если мы не заложим в начальной школе прочный фундамент в обучении и воспитании, то никакой учитель среднего и старшего звена, даже самой высокой квалификации, не сможет дать обучающемуся глубокие и прочные знания, воспитать человека высокой нравственности. Поэтому первую ступень мы должны сделать настолько правильной, чтобы невозможно из начальной школы выпустить человека без достойных знаний, без хорошего здоровья.

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, нужно пробудить в детях способность к творчеству - важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться - высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий. При этом применение ИКТ на уроках повышает статус учителя, который идёт в ногу со временем. Для этого использую готовые электронные диски, разрабатываю уроки - презентации. На современном этапе перед методикой преподавания в начальных классах стоит задача взаимодействия современных образовательных технологий с традиционными.

В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

С первых дней обучения мои дети путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания.

Необходимость решать проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности обучающихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы обучающихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» обучающимся информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Особое внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств:

  • деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей;
  • умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов - памяти, внимания, воображения. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке, так и во внеурочное время (различные мероприятия, классные часы, кружки) В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр! Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого, у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые - совместная деятельность учителя и обучающихся, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе:

  • повышение качества знаний учащихся;
  • приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
  • активизация творческой и познавательной активности учащихся;
  • формирование положительных личностных качеств ученика;
  • создание благоприятного психологического климата в классе.

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что изучение и применение современных технологий как один из способов повышения профессиональной творческой деятельности учителя начальной школы, играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают обучающемуся возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

laquo;Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников». Представление педагогического опыта на конкурсе "Учитель года 2016 г." номинация "Педа...

Применение современных пед .технологий в обучении младших школьников.

Применение современных пед .технологий в обучении младших школьников....

Мастер-класс "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"

Из опыта работы.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"27104115","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 120px;"}}]]...