https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2022/02/13/innovatsionnyy-pedagogicheskiy-opyt
статья (2 класс)
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт учителя начальных классов
Введение
Тема опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся в начальной школе»
Сведения об авторе: Куваева Татьяна Борисовна-учитель начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»
Обоснование актуальности и перспективности опыта
Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
Ведущая идея педагогического опыта.
Ведущая идея педагогического опыта учебно – воспитательного процесса заключается:
- в совершенствовании учебной деятельности школьников для развития познавательного интереса, логического мышления;
- формирования творческой активности учащихся.
Теоретическая база опыта.
Теоретическую основу моего опыта составляют:
1. Идея активизации обучения имеет большую историю.
Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности. Постановка проблемных вопросов были характерны для дискуссий Сократа и Пифагора.
2. Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».
3. И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.
4. А Ж.Ж.Руссо вел борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода.
«Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы.
Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть
он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».
5. «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания»
На это опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.
6. Идеи Г.И. Щукиной: идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру.
7. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
8.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, которые представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования
9. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.
Новизна
Новизна опыта заключается в системе работы по активизации познавательной деятельности учащихся с использованием игровых технологий, что дает возможность сделать доступным для учащихся освоение учебного материала при меньшей затрате времени и с большей эффективностью.
Новизна в методах обучения и воспитания состоит в том, что учитель:
-управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;
-мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
-организует самостоятельную работу на уроке;
-создает ситуацию успеха, т.е. предлагает задания, посильные каждому ученику;
-создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений.
Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Технологии, используемые мною в работе:
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- ИКТ;
- здоровье-сберегающие технологии.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- проблемное изложение;
- поисковый
- метод проекта.
Формы работы:
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Средства деятельности:
- словари и энциклопедии;
- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
- раздаточный и дидактический материал;
- печатные пособия;
- мультимедийные презентации.
Применение форм, методов и приёмов обучения строится в системе классно-внеклассной работе.
Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки: кейс-урок, урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною.
Проблемные ситуации.
Цель проблемного обучения:
- преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении;
-активизировать мыслительную деятельность учащихся;
-ознакомить их с методами научного исследования.
Главной целью начальной ступени образования является:
- создание максимальных условий для формирования у младших школьников умений самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.
Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Дифференцированное обучение.
Работая по образовательной модели УМК «Школа России» я решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии уровневой дифференциации - основа личностно-ориентированного подхода, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.
Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры, которые не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.
В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми имеются значительные, качественные различия. Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.
Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.
Структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто прав?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».
Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Использование информационно - коммуникационных технологий.
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.
На уроках я использую следующие программы: Microsoft Word,Microsoft Excel и Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими учащимися.
На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Технология» по ФГОС.
При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.
Анализ результативности.
За последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.
Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.
Показатели качества знаний учащихся подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.
Качество и уровень обученности знаний по итогам внутреннего мониторинга учебных достижений обучающихся за межаттестационный период составляет : (данные в таблице)
Русский язык Математика
Качество Обученность Качество Обученность
2018-2019г-46% 90% 2018-2019г-42% 86%
2019-2020г-50% 95% 2019-2020г-44% 90%
2020-2021г-55% 100% 2020-2021г- 48% 90%
2021-2022г(1полугодие)-60% 100% 2021-2022г(1полугодие)-49% 90%
Качество и уровень обученности знаний по итогам внешнего мониторинга учебных достижений обучающихся за межаттестационный период составляет : (данные в таблице
Русский язык
Качество Обученность
2021-2022г(1 полугодие)-59% 90%
Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в различных конкурсах. На протяжении всех 4-х лет обучения мои учащиеся становились победителями школьных и муниципальных конкурсов, соревнований. Эти показатели свидетельствуют о сформированности метапредметных и предметных УУД.
100 % учащихся занимаются в кружках школы.
Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам.
Год участия Уровень Участники
2018-2019 Школьный Денисова Карина-призер
2019-2020 Школьный Денисова Карина-призер
Миронец Ульяна-призер
2019год Муниципальный Денисова Карина-призер
2021год Муниципальный Сайков Константин-призер
2022год Муниципальный Сайков Константин-призер
Одним из девизов, которым я руководствуюсь в своей работе, является слоган: «Учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться». Поэтому я стараюсь принимать участие в работе семинаров и вебинаров. Мне интересен опыт моих коллег, их передовые идеи я использую в своей педагогической деятельности. Также охотно я делюсь своим опытом, выступая на педагогических советах школы и методических семинарах школы и района:
2018год- Беседа «Использование инновационных педагогических технологий как средств повышения качества образования»(м/о школы)
2020год-Круглый стол «Теория и практика образования в современном мире»(м/о школы)
2021год-Беседа-практикум «Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности» (м/о школы)
2018год-Внеклассное мероприятие. «Весь мир театр»(м/о района)
2019год-Мастер-класс «Способы плетения цветов»(м/о района)
2020год-Беседа-практикум «Применение информационных технологий в обучении младших школьников» (м/о района)
Участвую в работе различных интернет- сообществ, имею публикации. На своём личном сайте педагога я размещаю методические разработки, презентации к урокам, информацию для детей и родителей. За последние пять лет я много раз проходила курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные. Использую в своей работе педагогические материалы с сайтов «InfoUrok.ru», «videouroki.net», kopilkaurokov.ru, prodlenka.org, «urokinachalki.ru», «videoroki», «конспекты-уроков.рф» .
Принимаю участие в профессиональных конкурсах.
Призёр в муниципальном конкурсе «Учитель года – 2014»
Я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности. Буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.
Для активизации познавательной деятельности младших школьников был подобран комплекс мероприятий, состоящий из дидактических игр.
Занятия проводились на уроках в течение месяца.
1. К.Чуковский “Федорино горе”.
Из букв составьте слова.
Жино, чйниак, илвки, смоваар, вниорагд, блюдац.
Какое слово лишнее и почему?
2. Н. Носов “Затейники”.
Найди слова в строчках
Иторсолнцетомнгшахматыподарокшргрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдлаоенстена
Лфгшпученикдомнроаттелефонпрофантазерымиапнезнайкалтгбщзкзамазкаувчтробю.
Из слов выбери те, что относятся к рассказам Н.Носова.
3. Творчество А.С.Пушкина.
Восстанови слова, поставь в них гласные буквы.
Вчр
Кблк
Крвл
Птнк
Птн
4. П.Ершов “Конек- горбунок”.
Какие буквы, слог, слово лишние.
А у р о ы
Ма ра ла ны та
Ку на ды ти ло
Данило, Гаврило, Степан, Иван.
5. “Садко”.
Составь из букв слова новые слова:
Новогородский
6. Такие задания могут быть использованы при формировании темы урока самими учащимися . Ребята с первых минут урока будут заинтересованы новым произведением и вовлечены в учебное творчество.
Разгадай имена и скажи, что их объединяет?
Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.
(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)
Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?
7. Стихотворение этого автора мы знаем с самого раннего детства.
Ббаыртчоок________________
8. Соедини половинки слов.
Пету ка
Бел то
Коры шок
Вол рик
Ста на.
Что объединяет эти слова? (Мы их встречаем в сказках А.С.Пушкина)
Сегодня на уроки мы познакомимся с новой сказкой А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
9. Восстанови слова, в которых пропущены гласные буквы.
Србрн кптц (Серебряное копытце)
Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке.
10. Прочти подчеркнутые буквы (каждая вторая буква).
“бкраткща пнжеуомжситдмарнньо и тяирзко”
(Как неожиданно и ярко”).
Также игры можно проводить на уроках с использованием изученного текста.
11. “Найди лишнее”. (сказки А.Пушкина и В.Жуковского).
Князь, волна, лебедь, петушок, белка.
Иван-царевич, Кощей Бесмертный, царь Додон, Марья- царевна.
12. “Узнай сказку”.
- По опорным словам, определи название сказки. “Чудесный мир классики”
Музыкант невеста мать сестра
Кобылица царь братья
Королевич царевна царица богатыри
-Внутри мешочка ощупайте предмет, назовите его, а затем достаньте. Угадайте, из какого произведения этот предмет.
13. Игра “Слово”.
Записать(назвать) как можно больше слов, относящихся к темам.
М.М Зощенко “Золотые слова” - “волшебные” слова
А.П. Платонов “Еще мама” - ласковые слова для мамы.
14. На уроках особое место уделяю работе с загадкам, которые являются метафорами или построены на основе сравнения. Такая работа развивает творческое видение предмета.
Пришла,улыбнулась–утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады. (Весна)
Эту загадку можно использовать при изучении произведений о весне.
15. Игра “Путаница”.
К рассказу М. Пришвина “Выскочка”.
- На доске записаны слова с измененным порядком слогов. Нужно записать слова, восстановив порядок слогов.
Ки-зуб, ки- уш, ком-ко-леч, ка-лай, ка-со-бач.
Опиши Вьюшку по получившимся опорным словам.
16. Анаграммы “Звери”.
Игра проводится при изучении рассказа Е.Чарушина “Кабан”.
- Буквы в словах поменялись местами. Расположите буквы в нужной последовательности, прочти слова : а у г я р, д е м ь е в д, и л в к о, е л ь н о, а к а н б.
17. Игра “Заколдованные слова”.
На доске записаны слова, в которые вставлен лишний слог. Нужно “расколдовать” слово, прочитав правильно.
Коножиртс, икчотсал, гереб.
Из какого рассказа эти слова? (В.Астафьев “Стрижонок Скрип”).
18. Викторина “В гостях у сказки”.
1. Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.
Жуковский “Сказка о мертвой царевне…”
Ершов “Сказка о царе Берендее…”
Пушкин “Ашик-Кериб”
Лермонтов “Конек-Горбунок”
2. Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван из сказки “Конек-горбунок”?
а) белого
б) черного
в) серого
3. Какой отравленный фрукт съела царевна?
а) грушу
б) яблоко
в) сливу
4. Как звали собаку семи богатырей?
а) Соколко
б) Сокол
в) Соколик
5. Кто помог королевичу Елисею отыскать невесту?
а) Солнце
б) Ветер
в) Месяц
6. Сколько лет обещала ждать жениха Магуль-Мегери?
а) 5
б) 6
в) 7
7. На каком музыкальном инструменте играл Ашик-Кериб?
а) балалайка
б) гармонь
в) гусли
Результаты диагностики по выявлению уровня мотивации учения (в конце 1 класса)
Уровень мотивации
Высокий-33%
Средний-57%
Низкий-10%
Исходя из результатов диагностики, представленных в табл ., мы видим, что уровень мотивации учения на высоком уровне у 33%, на среднем у 57%, на низком у 10%.
Результаты диагностики (в конце1 полугодия 2 класса)
Уровень
сформированности
Высокий-23%
Средний-64%
Низкий-1%
Исходя из результатов представленного рисунка, можно сказать, что уровень повысился. Высокий уровень поднялся с 13% до 23 %, средний уровень повысился с 60% до 64%, низкий понизился с 27% до 13 %, что говорит о положительной динамике.
Таким образом, анализируя результаты диагностики, можно сделать следующие выводы. Проведение дидактических игр на уроках дала положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась, хотя и немного. Следовательно, использование дидактических игр положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам чтения.
Дидактические игры способствуют умственному развитию учащихся. Одновременно развивают их восприятие, речь, внимание, память. Активизируется познавательная деятельность учащихся. Формируется умение самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
От учителя начальной школы требуются отличное знание предметов, а также гибкость и оперативность в работе на уроке. В учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию познавательных способностей школьников, устной речи, умению формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. У учащихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи; большинство учащихся начинает положительно относиться к учебе; интерес к предметам заставляет школьников принимать участие в различных конкурсах.
Заключение
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».
Идея активизации обучения имеет большую историю, начиная с учений античности и кончая современными психолого-педагогическими исследованиями.
На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего познавательную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных и проектных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Принципы и методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем - активизацию познавательной деятельности учащихся, следует сделать несколько выводов.
Рассматривая познавательный интерес как компонент познавательной деятельности - это один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаем прочную и надежную основу личности учащихся.
В своей работе стремлюсь показать, что при помощи познавательного интереса сложность и значимость стороны обучения, которая постоянно должна быть в поле зрения учителя. Каждая предложенная ученику задача, каждое его учебное действие вызывает множество психологических процессов, от характера протекания которых часто зависит эффект обучения и учения. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой школьник кровно заинтересован.
В учебном процессе в первую очередь лежат истоки развития познавательной деятельности. Учебный процесс, обладая определенным содержанием учебных предметов, организуя операционные действия учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательной деятельности.
Чаще всего познавательная деятельность является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика.
Внедрение проектной методики активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет добиваться более высоких результатов обучения.
Мой личный сайт: http://nsportal.ru/ tatyana- kuvaeva
Литература
1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. / Г. С. Абрамова. - М., 1995.
2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. / Г.С. Абрамова. - М., 1998.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев. - СПБ.: Питер, 2002. – 288 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. - М., 1968.
5. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. / Н. Е. Веракса. - М.: ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.
6. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова- М.: Просвещение,2016. - 442с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб., 1997.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. - СПб.,1997.
9. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. / А. Гезелл. - М., 1989. 10.Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 3-18. 11.Занков Л.В. Дидактика и жизнь. / Л.В. Занков.– М., 1968. 12.Коломенских Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских, Е. А. Панько. - Минск, Университетское, 1988, - 223с.13.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М., 1975. - 548 с. 14.Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 73 – 75.15.Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. / О. В. Лишин. - М.: Институт практической психологии, 2007. – 256 с.
16.Менчинская Н. А. проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка. / Н. А. Менчинская. - М.: Институт практической психологии, 1998. – 448 с.
17.Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. / В. С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 2009. – 640 с.
18.Немов. Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2012. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
19.Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
20.Психология. Учебник. / Под. Редакцией А. А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ, 2011. – 584 с.
21.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2015. – 738 с.
22.Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. - М.: АСТ, 2013. – 800 с.
23.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1987.
24.Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования / Л. М. Фридман. - М.: Институт практической психологии, 1997. – 288 с.
25.Харламов И. Ф. Педагогика. / И. Ф. Харламов. – М., 2010.
26.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 6 – 20.27.Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999.
28.Якобсон П. М. Психология чувств и эмоций. / П. М. Якобсон. - М.: Институт практической психологии, 2016. – 303с.
29. Ямалтдинова, Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся / Д.Г. Ямалтдинова // Начальная школа. - 2018. - №2. - С. 8-9