Использование ИКТ - технологий в начальных классах – как одно из условий повышения качества образования
статья

Репенко Наталья Валериевна

В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»

«Использование ИКТ - технологий в начальных классах – как одно из условий повышения качества образования»

Подготовила:

Репенко Н.В.

учитель начальных классов

2022 г.

        В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества.

        Образование, находясь в тесной взаимосвязи с обществом, не может оставаться неизменным в сложившейся ситуации. Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения, но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно с развитием информационных образовательных технологий связываются описанные выше изменения в образовании.

        Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.

        Современные информационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

        Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие факторы:.

• Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т. п.).
• Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.
• Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.
Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов и т. п.
• Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.
• Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

        От того, насколько обучающиеся хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание обучающихся на дисциплину работы с компьютером на уроке, таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют интегрировать их в существующие формы обучения.

        При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы. На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков я использую обучающе-контролирующие программы, моделирующие системы. На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами.

        С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.

Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке.
2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс
             Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что обучающийся сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что обучающийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого обучающегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

        Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для слабого обучающегося, и для мотивированного ученика. Мы предполагаем, что наилучший результат работа с компьютерной программой приносит именно этим двум крайним категориям обучающихся. Слабые обучающиеся, работая с программой, успевают сделать немного, но получают удовлетворение от учебного труда, решив две-три задачи, разобрав теорему с помощью анимации и дикторского голоса.
             Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу.

        Качество обучения – это то, для чего мы работаем.

        С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  • усиление интенсивности урока;
  •  повышение мотивации обучающихся;
  •  мониторинг их достижений.

        Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. На слайде показан процесс демонстрации ответов к занимательным задачам, которые дети нашли самостоятельно.

        Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае, - решения занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, одновременно исключая вред здоровью детей от мониторов.

        Важное значение для изучения операций над числами имеет усвоение табличных случаев умножения. Знание таблицы умножения создает основу для всего дальнейшего изучения курса математики. Чтобы обеспечить прочное овладение ею необходимо практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера и использовать средства обратной связи. Это означает, что для каждого ученика нужно постоянно оценивать уровень знаний, фиксировать этот уровень и на основе его анализа предлагать задания для последующей работы. Объем информации, которую необходимо учитывать для всех обучающихся в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невозможно. В то же время усадить всех школьников за компьютеры тоже нельзя из-за ограничения времени работы детей за монитором. Единственным выходом является: готовить задания на компьютере, но раздавать их на бумаге, в виде карточек. Затем результаты работы обучающихся следует вводить в компьютер, который определяет, какие задания давать школьникам в следующий раз.

        Итак, использование компьютера в указанных направлениях оказывается успешным. Работа по ним доставляет удовольствие не только ученикам, но и мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...

Доклад на тему: Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования

В данной работе представлен краткий перечень образовательных технологий с примерами из практики. ...

ФГОС второго поколения. Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Основные образовательные технологии. Список используемой литературы и интернет-ресурсов....

Эффективность урока как одно из условий повышения качества образования в начальной школе.

Урок - это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. Реальная эффективность урока - это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приёмами н...

Использование ИКТ в начальной школе как одно из условий повышения качества работы учителя.

Как повысить качество работы учителя начальной школы с помощью ИКТ...

Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования

Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования...