ПК 4.4
методическая разработка

Сычова Наталия Андреевна

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкетирование учителей начальных классов

Образование: высшее педагогическое образование.

Средний педагогический стаж работников 15-20 лет. Стаж работы в данном образовательном учреждении около 10 лет.

Примерная методическая тематика учителей: раскрытие способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности, развитие проектных навыков у младших школьников, исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий, развитие орфографической зоркости у младших школьников и тд.

Посещаемые методические мероприятия: педагогические семинары, заседания методического объединения школы, научно-практические конференции, творческие группы учителей.

Формы повышения профессионального мастерства: посещение мастер-классов, прохождение курсов повышения квалификации, выступление и участие в различных научно-практических конференциях, участие в профессиональных конкурсах.

Используемые педагогические технологии: проблемно-диалоговое обучение, технология продуктивного чтения, обучение в сотрудничестве.

Учителя, которые проходили анкетирование, не ведут внеурочную деятельность.

Качество обученности учеников по всем учителям 75% .

Трудности, возникающие в профессиональной деятельности учителя: затруднения  в определении форм активности детей, дефицит средств и способов оценки метапредметных результатов, недооценивают важность координации усилий педагогов, затруднения в анализе эффективности урока, ограниченное использование ИКТ-технологий.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью “Самостоятельная работа студентов - как фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса”

В рецензируемой работе исследуется роль самостоятельных работ студентов, представлены их компоненты, рассмотрены особенности мыслительных навыков, представлены условия эффективности организации самостоятельной работы студентов.

Актуальность темы обусловлена тем, что самостоятельная работа студента является важным условием качественной подготовки специалиста, но об этом говорится в программе любой дисциплины и на нее отводится большое количество часов, так, что это тема не нова.

В данной работе автор рассматривает диссертационные исследования, методические рекомендации, семинары и конференции.

Оценивая работу в целом, можно сказать, что основными условиями эффективной организации самостоятельной работы являются творческий, исследовательский характер самостоятельной работы, а также формирование потребности в самостоятельном пополнении знаний.

Существенным недостатком статьи является то, что данная тема не совсем актуальна в настоящее время, так как об этом говорится в программе любой дисциплины и на нее отводится большое количество часов.

Научная статья Миркамалов Ф.Р. “Самостоятельная работа студентов - как фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса” полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.

Сычова Наталия Андреевна 401 НК Челябинский педагогический колледж №1



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра художественно-эстетического образования

Сычова Наталия Андреевна

ИСТОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИСКУССТВА        БУМАГОПЛАСТИКИ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен с оценкой_______________________

Специальность: 44.02.02

преподавание в начальных классах

«      » _______________ 2019 года

Курс: 2, группа: 25

Руководитель: Буторина В.В., 

преподаватель МДК 01.10               Теоретическое и методическое  обеспечение углублённого изучения дисциплин в начальных классах    (технология) I квалификационной   категории

Челябинск, 2019


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ «БУМАГОПЛАСТИКИ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Историческая справка о развитии «бумагопластики»;

1.2. Виды и характеристика бумагопластики;

1.3. Оснащение работы для бумажной пластики;

1.4. Основные правила бумажной пластики;

1.5. Приемы бумажной пластики.

Выводы по 1 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Среди многообразия видов творческой деятельности бумагопластика занимает одно из ведущих положений. Для детей работа с бумагой очень важная деталь в гармоничном развитии. «Бумагопластика» - искусство моделирования художественных композиций и объемных скульптур из бумаги. Этот вид творческой деятельности своей формой, созданной за счет объема, напоминает скульптуру из плоскости. В моделях из бумаги ощущается стиль, образ, композиция и изящество.

Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Любая работа с бумагой кажется простой, но для ребенка она достаточно сложная.

Работа с бумагой способствует эстетическому развитию:

  • дети правильно учатся подбирать цветные сочетания;
  • грамотно составлять композицию;
  • выбирать форму;
  • привыкают к аккуратности и бережному отношению к материалу.

Выполняя изделия из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.

Тема исследования. На основании актуальности проблем исследования нами сформулирована тема исследования реферата: «История и технология искусства бумагопластики»

Цель исследования.  Изучить виды и техники бумажной пластики.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:

  1. изучить специальную литературу по бумажной пластике;
  2. познакомиться с историей, выявить основные приемы техники;
  3. изучить инструменты и материалы, используемые в этой технике;
  4. обобщить теоретический материал для продолжения исследования.

Методы исследования. При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:

  1. отбор и чтение специальной литературы;
  2. анализ и сравнение точек зрения теоретиков;
  3. систематизация материала;
  4. обобщение материала.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «БУМАГОПЛАСТИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Историческая справка о развитии «бумагопластики»

Техника складывания фигурок из листа бумаги в форме квадрата без применения инструментов и материалов (ножниц и клея) возникли в Древнем Китае в 105 году н.э. В этом году был сделан доклад императору о создании технологии бумажного производства. Появление бумаги принято связывать с именем образованного китайца Цай Луня.

Изобретение бумаги - одно из самых главных открытий, которое повлекло за собой грандиозные изменения в обществе. Благодаря появлению бумаги стали развиваться письменность, книгопечатание. Некоторые ученые считают, что тайну получения бумаги китайцы могли взять у тюрков, которые знали способ изготовления тончайшего войлока. Китайцы заменили сырье, и получили абсолютно новый материал - бумагу. Цай Лунь усовершенствовал и обобщил уже известный способ изготовления бумаги. Им был открыт основной технологический процесс производства бумаги. Эта технология позволила использовать любое сырье растительного происхождения и отходы. Сейчас технология изготовления бумаги почти не изменилась. Изменения произошли только в средствах производства, масштабе, объеме, скорости, сырье. Тайна создания белого листа в Китае хранилась под страхом смертной казни. Технологию запрещалось вывозить за границу. Но когда китайские монахи стали путешествовать в Японию, некоторые тайны стали раскрываться. Бумага ценилась древними японцами не только за ее практические свойства, но и за красоту. Традиционная японская бумага называлась «васи».

В VII веке бумага начинает производиться на Западе. Самарканд - один из первых центров развития производства. Это производство начало свое развитие с середины VIII века. В 751 году арабы одержали победу над китайцами и переняли от пленных мастеров опыт производства бумаги. Вскоре они усовершенствовали технологии. В трудах П.Ф. Сквернюкова говорится, что в Европе искусство производства бумаги появилось в XI-XII веках. Сначала в Италию, Испанию и Францию. Итальянцы придумали технологию нанесения водяных знаков на бумагу, начали использовать животный клей для проклейки, а на смену арабской мельнице пришла толчея, что помогло в подготовке более качественной бумажной массы. В XIII веке итальянские производители бумаги стали ставить водяные знаки - рисунки на сыром листе, что являлось своеобразной торговой маркой бумажного производства.[1]

По утверждению В.В. Богданова, в России бумагу собственного производства начали изготавливать лишь в середине XVI века при Иване Грозном. Петром I был дан мощный толчок для развития бумажного производства. Побывав за границей, он задумал «во всякой губернии учинить бумажные заводы… а на тех заводах велеть бумагу делать разных рук и величеств, сиречь, александрийская, пищая, почтовые, картузные, серые и синия».[2]

После изобретения книгопечатания производство бумаги по всему миру начало расти особенно быстро. Сейчас существует свыше 5000 сортов бумаги. Обычно их делят на 3 класса: 1) бумага (писчая, печатная, оберточная и т.д.); 2) картон; 3) строительный картон (изоляционный, облицовочный). Первая в мире система конструирования из бумажного листа является оригами. Складывать листочки бумаги и делать из нее фигурки начали сначала в монастырях. Считается, что такие фигурки имеют символическое значение: участвуют в религиозных церемониях, украшают стены храмов, статуи богинь. Когда цена на производство бумаги снизилась (средние века), искусство складывания появилось в быте дворянства.      Бумага была очень редким и дорогим в то время материалом. Фигурки оригами стали служить гербом и печатью в некоторых знатных семьях.

Умение складывать разнообразные фигурки из бумаги считалось тогда признаком хорошего образования. Возникает искусство сворачивания секретных писем. Самураи складывали записки таким образом, что развернуть их мог только человек, которому посвящалось письмо. В середине XIX века оригами появляется за границами Японии. Стремительное развитие оригами началось после второй мировой войны благодаря всемирно известному мастеру оригами – Акиры Йошизавы.[3]

 Английская принцесса Елизавета увлекалась искусством бумажной пластики, и многие ее работы хранятся в лондонском музее Виктории и Альберта. Бумагопластика является современным видом искусства. Первые работы бумажной пластики начали появляться в начале XX века, но, как отдельный вид искусства, ее признали только к концу века. В настоящее время этот вид искусства активно используется в дизайне и других направлениях. Бумагопластика является особым жанром, особой областью в искусстве. Многими работами доказано, что самые занимательные работы получаются в результате применения различных приемов бумагопластики, разнообразных видов бумаги: от самого толстого картона до прозрачного пергамента. В бумагопластике не каких-либо ограничений, нет предела воображению. Немного фантазии и усидчивости - и оригинальная задумка готова! Сегодня бумага и всевозможные виды бумажного творчества доступны каждому.

Существует множество направлений бумажного искусства. Графический рисунок на плоскости становится чертежной схемой, иногда выкройкой-разверткой для объемно-пространственных конструкций. Бумага самостоятельно проявляется в пространстве, формулирует это пространство при помощи своих пластических выразительных средств. Таким образом, бумагопластика дает инструментарий для практического дизайна. По словам Д.Н. Сороченко, бумагопластика как многогранное явление находит применение в разных сферах человеческой деятельности.

1.2. Виды и характеристика бумагопластики.

Бумагопластика позволяет создавать объемные и полуобъемные бумажные композиции, которые внешне похожи с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства. Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

Существует много различных видов бумагопластики: оригами, аппликация, торцевание, квиллинг и другие.

Оригами — это искусство из Японии по созданию различных моделей методом определенного сгибания листа бумаги С древних времен, ни одно поколение внесло свой вклад в данное искусство, передавая от поколения в поколение умение складывать лист бумаги в изящную фигурку, совершенствуясь с каждым годом и отбирая для потомков самые лучшие результаты.

Существуют следующие виды оригами:

  1. Модульное оригами – создание сложных композиций и моделей путем соединения мелких отдельно взятых модулей, по другому можно сказать, что это бумажное лего;
  2. Классическое оригами - создание фигурок методом складывания квадратного листа бумаги без клея и ножниц ;
  3. Киригама - это единственный вид оригами, при котором можно использовать ножницы. Его применяют для создания красивых открыток с объемными элементами; И другие.

Оригами из бумаги – интересное и увлекательное занятие. Его любят и взрослые и дети. Особенно полезно заниматься оригами детям от 3 до 15 лет. Этот вид искусства развивает ловкость рук, пространственное воображение и творческое мышление.

Аппликация - способ работы с цветными кусочками различных материалов для усиления выразительности: бумаги, ткани, кожи, меха, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, высушенных листьев. Она появилась более 2500 лет назад. Ее создали кочевые народы, украшая аппликацией одежду, обувь, жилище. Наиболее «молодой» считается аппликация из бумаги, она получила свое развитие лишь в 16 веке. Это вырезание силуэтов из черной бумаги, растений, предметов домашнего обихода, животных, фигурок людей в хороводе.

По виду выполнения выделяют 2 группы: плоскую аппликацию и о объемную.

Плоская – это самая простая по выполнению аппликация. Вырезают детали из бумаги и наклеивают их на фон.

По мнению В.И. Коваленко, большое значение в аппликации играет цветовая гамма. Она может быть контрастной, родственной или родственноконтрастной. Фоном обычно служит серая, белая или черная бумага. Необходимо учитывать отношения цветов по тону: комбинируемые цвета не должны быть одинаково насыщенными и яркими.[4]

        Торцевание из бумаги - это достаточно новая техника поделок из бумаги. Это очень красиво и необычно. Техника торцевания очень проста: заготовленный шаблон обклеивают специальной бумагой. Шаблоны можно брать различные: это могут быть небольшие заготовки в виде сердечек, снежинок, цветов.

Принцип торцевания бумаги заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезается небольшой квадратик, на его середину ставится торцом стержень (карандаш, палочка и т.п.), бумага закручивается бумагу вокруг стержня. Получается небольшая торцовка. Не снимая со стержня, ее приклеивают на рисунок, нанесенный на картон или плотную бумагу, и только тогда вынимают стержень. Следующие торцовки, не снимая со стержня, приклеивают рядом с предыдущими, плотно друг к другу, чтобы не было промежутков.

Выделяют следующие виды торцевания:

  1. Плоское торцевание – плотное расположение торцовок друг к другу по всей поверхности рисунка.
  2. Контурное торцевание – торцовки приклеиваются по контуру изображения.
  3. Объемное торцевание – все торцовки приклеиваются под разными углами наклона к поверхности листа, это позволяет получить объемное изображение.
  4. Многослойное торцевание - вклеивание торцовок друг в друга.

Квиллинг - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Технику квиллинга применяют для изготовления объёмных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой.

Квиллинг подразделяют на два основных вида:

  1. Объемная техника, в которой создают трехмерные фигуры: игрушки, пасхальные яйца, шкатулки, вазы, рамки для фото. Для объемных фигур больше подходит более плотная бумага. Сначала подготавливают элементы, а потом собирают из них фигурку.
  2. Хастинг – в первую очередь создают мелкие детали, из которых выкладывают бумажную мозаику на какой-либо основе. В этой технике делают открытки, панно, обложки альбомов и даже портреты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реферат по теме: « ИСТОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИСКУССТВА КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ» Выполнила: Сычова Наталия, студентка 25 группы специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Руководитель : Буторина В.В., преподаватель МДК 01.10 Теоретическое и методическое обеспечение углублённого изучения дисциплин в начальных клас-сах

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.

Слайд 3

Тема исследования: «ИСТОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИСКУССТВА КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ»

Слайд 4

Цель исследования: Изучить историю и технику конструирования из бумаги.

Слайд 5

Задачи исследования: Изучить специальную литературу по конструированию из бумаги; Познакомиться с историей, выявить основные приемы техники; Изучить инструменты и материалы, используемые в этой технике; Обобщить теоретический материал для продолжения исследования.

Слайд 6

Методы исследования: Отбор и чтение специальной литературы; Анализ и сравнение точек зрения теоретиков; Систематизация материала; Обобщение материала.

Слайд 7

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1 . Историческая справка о развитии конструирования из бумаги Как свидетельствует история, бумага и ее изготовление были разработаны в Китае в начале II века н.э. Изобретателем является Цай Лунь. Цай Лунь

Слайд 8

До изобретения бумаги люди использовали для письма: Папирус Пергамент

Слайд 9

Раньше умение складывать разнообразные фигурки из бумаги считалось признаком хорошего образования. Возникает искусство сворачивания секретных писем.

Слайд 10

Английская принцесса Елизавета увлекалась искусством конструирования из бумаги, и многие ее работы хранятся в лондонском музее Виктории и Альберта. Принцесса Елизавета

Слайд 11

1.2. Виды конструирования из бумаги. Оригами — это искусство из Японии по созданию различных моделей методом определенного сгибания листа бумаги.

Слайд 12

Аппликация - способ работы с цветными кусочками различных материалов для усиления выразительности: бумаги, ткани, кожи, меха, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, высушенных листьев . Объемная аппликация Плоская аппликация

Слайд 13

Торцевание из бумаги - это достаточно новая техника поделок из бумаги.

Слайд 14

Квиллинг - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки.

Слайд 15

1.3. Материалы и инструменты для конструирования из бумаги. • ножницы; • канцелярский нож; • линейка; • пробойники; • спицы; • шило; • зажимы; • коврик для резки.

Слайд 16

1.4. Основные приемы конструирования из бумаги. «Спираль» «Рыба» «Волна» «Гармошка» «Стиральная доска» «Лодочка» и др.

Слайд 17

В ыводы Ознакомились с историей создания бумаги и конструирования из нее. Узнали когда появилась бумага; Рассмотрели какие бывают виды конструирования из бумаги; Узнали какие материалы и инструменты нужны для работы в этой технике; Ознакомились с основными приемами конструирования из бумаги

Слайд 18

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра художественно-эстетического образования

Сычова Наталия Андреевна

        

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ТЕХНИКЕ    АРХИТЕКТУРНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена с оценкой_______________________

Специальность: 44.02.02

преподавание в начальных классах

«      » _______________ 2019 года

Курс: 3, группа: 35

Руководитель: Буторина В.В., 

преподаватель МДК 06.01               Теоретическое и методическое  обеспечение углублённого изучения дисциплин в начальных классах    (технология) I квалификационной   категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ»

1.1. История развития конструирования из бумаги;

5

1.2. Технологические особенности конструирования из бумаги;

1.3. Конструирование архитектуры из бумаги;        

11

  17

1.4. Значения освоения техники конструирования в начальной школе;

19

Выводы по 1 главе

21

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ТЕХНИКЕ АРХИТЕКТУРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Интерес и возможности его развития у младших школьников

23

2.2. Способы формирования интереса в обучении детей архитектурному конструированию на занятиях технологии

26

Выводы по 2 главе

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

31

ПРИЛОЖЕНИЯ

33

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы выбранной темы исследования. Проблема развития интереса учащихся к изучаемым предметам в начальной школе является актуальной. Познавательный процесс пробуждает в личности способность к вдохновению и творческой активности в любом виде деятельности, это могут подтвердить психолого-педагогические исследования ученых таких как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие.

Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Бумага - это волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры). [12]

 Поэтому нами была сформулирована тема исследования: «Формирование интереса к технике архитектурное конструирование на уроках технологии».

Цель исследования: изучить что такое интерес, определить пути формирования интереса на уроках технологии.

Объект исследования: урок технологии в начальной школе.        

Предмет исследования: формирование интереса у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу и другие источники по теме исследования.
  2. Раскрыть тему исследования на основе анализа литературы.
  3. Узнать как можно сформировать интерес к архитектурное конструирование на занятиях по технологии;
  4. Выполнить творческие работы.

При написании работы были использованы следующие методы теоретического исследования:

- анализ литературы;

- систематизация материала;

- обобщение;

- сравнение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ»

1.1. История развития конструирования из бумаги

Техника складывания фигурок из листа бумаги в форме квадрата без применения инструментов и материалов (ножниц и клея) возникли в Древнем Китае в 105 году н.э. В этом году был сделан доклад императору о создании технологии бумажного производства. Появление бумаги с давних времен связывают с именем образованного китайца Цай Луня. До этого грандиозного создания, люди отдавали много сил, чтобы найти подходящий материал для письма. В Древнем Египте использовали для письма папирус, который произрастал вдоль реки Нила. Из стеблей этого растения изготавливали материал на котором можно было писать. Записи, сделанные на папирусах сохранились до наших дней.

Во II веке до н. э. в городе Пергаме стали изготавливать новый материал для письма, который получил название «пергамент». Это была очень тонкая, прочная и дорогая, специально выделанная кожа, на которой делались только важные записи. Этот материал служил людям на протяжении многих столетий. [16]

Изобретение бумаги - одно из самых главных открытий, которое повлекло за собой грандиозные изменения в обществе. Благодаря появлению бумаги стали развиваться письменность, книгопечатание. Некоторые ученые считают, что тайну получения бумаги китайцы могли взять у тюрков, которые знали способ изготовления тончайшего войлока. Китайцы заменили сырье, и получили абсолютно новый материал - бумагу. Цай Лунь усовершенствовал и обобщил уже известный способ изготовления бумаги. Им был открыт основной технологический процесс производства бумаги. Эта технология позволила использовать любое сырье растительного происхождения и отходы. Сейчас технология изготовления бумаги почти не изменилась. Изменения произошли только в средствах производства, масштабе, объеме, скорости, сырье. Тайна создания белого листа в Китае хранилась под страхом смертной казни. Технологию запрещалось вывозить за границу. Но когда китайские монахи стали путешествовать в Японию, некоторые тайны стали раскрываться. Бумага ценилась древними японцами не только за ее практические свойства, но и за красоту. Традиционная японская бумага называлась «васи». [14]

В VII веке бумага начинает производиться на Западе. Самарканд - один из первых центров развития производства. Это производство начало свое развитие с середины VIII века. В 751 году арабы одержали победу над китайцами и переняли от пленных мастеров опыт производства бумаги. Вскоре они усовершенствовали технологии. В трудах П.Ф. Сквернюкова говорится, что в Европе искусство производства бумаги появилось в XI-XII веках. Сначала в Италию, Испанию и Францию. Итальянцы придумали технологию нанесения водяных знаков на бумагу, начали использовать животный клей для проклейки, а на смену арабской мельнице пришла толчея, что помогло в подготовке более качественной бумажной массы. В XIII веке итальянские производители бумаги стали ставить водяные знаки - рисунки на сыром листе, что являлось своеобразной торговой маркой бумажного производства.[14]

По утверждению В.В. Богданова, в России бумагу собственного производства начали изготавливать лишь в середине XVI века при Иване Грозном. Петром I был дан мощный толчок для развития бумажного производства. Побывав за границей, он задумал «во всякой губернии учинить бумажные заводы… а на тех заводах велеть бумагу делать разных рук и величеств, сиречь, александрийская, пищая, почтовые, картузные, серые и синия».[1]

После изобретения книгопечатания производство бумаги по всему миру начало расти особенно быстро. Сейчас существует свыше 5000 сортов бумаги. Обычно их делят на 3 класса: 1) бумага (писчая, печатная, оберточная и т.д.); 2) картон; 3) строительный картон (изоляционный, облицовочный). Первая в мире система конструирования из бумажного листа является оригами. Складывать листочки бумаги и делать из нее фигурки начали сначала в монастырях. Считается, что такие фигурки имеют символическое значение: участвуют в религиозных церемониях, украшают стены храмов, статуи богинь. Когда цена на производство бумаги снизилась (средние века), искусство складывания появилось в быте дворянства.      Бумага была очень редким и дорогим в то время материалом. Фигурки оригами стали служить гербом и печатью в некоторых знатных семьях. [17]

Умение складывать разнообразные фигурки из бумаги считалось тогда признаком хорошего образования. Возникает искусство сворачивания секретных писем. Самураи складывали записки таким образом, что развернуть их мог только человек, которому посвящалось письмо. В середине XIX века оригами появляется за границами Японии. Стремительное развитие оригами началось после второй мировой войны благодаря всемирно известному мастеру оригами – Акиры Йошизавы.[1]

 Английская принцесса Елизавета увлекалась искусством конструирования из бумаги, и многие ее работы хранятся в лондонском музее Виктории и Альберта. Конструирование из бумаги является современным видом искусства. Первые работы конструирования начали появляться в начале XX века, но, как отдельный вид искусства, ее признали только к концу века. В настоящее время этот вид искусства активно используется в дизайне и других направлениях. Конструирование является особым жанром, особой областью в искусстве. Многими работами доказано, что самые занимательные работы получаются в результате применения различных приемов конструирования, разнообразных видов бумаги: от самого толстого картона до прозрачного пергамента. В конструировании из бумаги нет каких-либо ограничений, нет предела воображению. Немного фантазии и усидчивости - и оригинальная задумка готова! Сегодня бумага и всевозможные виды бумажного творчества доступны каждому. [11]

Существует множество направлений бумажного искусства. Графический рисунок на плоскости становится чертежной схемой, иногда выкройкой-разверткой для объемно-пространственных конструкций. Бумага самостоятельно проявляется в пространстве, формулирует это пространство при помощи своих пластических выразительных средств. Таким образом, конструирование из бумаги дает инструментарий для практического дизайна. По словам Д.Н. Сороченко, конструирование из бумаги как многогранное явление находит применение в разных сферах человеческой деятельности.[15]

Конструирование из бумаги позволяет создавать объемные и полуобъемные бумажные композиции, которые внешне похожи с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства. Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

Существует много различных видов бумагопластики: оригами, аппликация, торцевание, квиллинг и другие.

Оригами — это искусство из Японии по созданию различных моделей методом определенного сгибания листа бумаги С древних времен, ни одно поколение внесло свой вклад в данное искусство, передавая от поколения в поколение умение складывать лист бумаги в изящную фигурку, совершенствуясь с каждым годом и отбирая для потомков самые лучшие результаты. [5]

Существуют следующие виды оригами:

  1. Модульное оригами – создание сложных композиций и моделей путем соединения мелких отдельно взятых модулей, по другому можно сказать, что это бумажное лего;
  2. классическое оригами - создание фигурок методом складывания квадратного листа бумаги без клея и ножниц ;
  3. киригама - это единственный вид оригами, при котором можно использовать ножницы. Его применяют для создания красивых открыток с объемными элементами; И другие.

Оригами из бумаги – интересное и увлекательное занятие. Его любят и взрослые и дети. Особенно полезно заниматься оригами детям от 3 до 15 лет. Этот вид искусства развивает ловкость рук, пространственное воображение и творческое мышление. [5]

Аппликация - способ работы с цветными кусочками различных материалов для усиления выразительности: бумаги, ткани, кожи, меха, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, высушенных листьев. Она появилась более 2500 лет назад. Ее создали кочевые народы, украшая аппликацией одежду, обувь, жилище. Наиболее «молодой» считается аппликация из бумаги, она получила свое развитие лишь в 16 веке. Это вырезание силуэтов из черной бумаги, растений, предметов домашнего обихода, животных, фигурок людей в хороводе.

По виду выполнения выделяют 2 группы: плоскую аппликацию и о объемную.

Плоская – это самая простая по выполнению аппликация. Вырезают детали из бумаги и наклеивают их на фон.

По мнению В.И. Коваленко, большое значение в аппликации играет цветовая гамма. Она может быть контрастной, родственной или родственноконтрастной. Фоном обычно служит серая, белая или черная бумага. Необходимо учитывать отношения цветов по тону: комбинируемые цвета не должны быть одинаково насыщенными и яркими.[11]

        Торцевание из бумаги - это достаточно новая техника поделок из бумаги. Это очень красиво и необычно. Техника торцевания очень проста: заготовленный шаблон обклеивают специальной бумагой. Шаблоны можно брать различные: это могут быть небольшие заготовки в виде сердечек, снежинок, цветов.

Принцип торцевания бумаги заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезается небольшой квадратик, на его середину ставится торцом стержень (карандаш, палочка и т.п.), бумага закручивается бумагу вокруг стержня. Получается небольшая торцовка. Не снимая со стержня, ее приклеивают на рисунок, нанесенный на картон или плотную бумагу, и только тогда вынимают стержень. Следующие торцовки, не снимая со стержня, приклеивают рядом с предыдущими, плотно друг к другу, чтобы не было промежутков.[12]

Выделяют следующие виды торцевания:

  1. Плоское торцевание – плотное расположение торцовок друг к другу по всей поверхности рисунка;
  2. контурное торцевание – торцовки приклеиваются по контуру изображения;
  3. объемное торцевание – все торцовки приклеиваются под разными углами наклона к поверхности листа, это позволяет получить объемное изображение;
  4. многослойное торцевание - вклеивание торцовок друг в друга. [8]

Квиллинг - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Технику квиллинга применяют для изготовления объёмных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой.

Квиллинг подразделяют на два основных вида:

  1. Объемная техника, в которой создают трехмерные фигуры: игрушки, пасхальные яйца, шкатулки, вазы, рамки для фото. Для объемных фигур больше подходит более плотная бумага. Сначала подготавливают элементы, а потом собирают из них фигурку;
  2. Хастинг – в первую очередь создают мелкие детали, из которых выкладывают бумажную мозаику на какой-либо основе. В этой технике делают открытки, панно, обложки альбомов и даже портреты.

1.2. Технологические особенности конструирования из бумаги

Конструирование из бумаги позволяет создавать объемные и полуобъемные бумажные композиции, которые внешне похожи с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства. Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

Еще одно из самых особых свойств бумаги заключается в том, что обыкновенный бумажный лист можно превратить в необыкновенную скульптуру при помощи особых приемов. Можно использовать следующие способы: скручивание, сгибание, сминание, изгибание, гофрирование. Если сгибать лист бумаги с обеих сторон в разных направлениях, то можно получить самые разнообразные объемные изделия. [11]

Приемы конструирования из бумаги:

                Прием

Схема

«Спираль» - полоску бумаги шириной примерно 0,5-1,5 см любой длины накручиваем на вязальную спицу или карандаш. Важно, чтобы витки были плотно уложены. После того, как всю полоску накрутили на карандаш (спицу), нужно его вынуть.

«Рыба» - нужно сделать произвольный надрез по диагонали и два надреза с другой стороны. С малым усилием необходимо сжать заготовку к центру, согнуть ее по намеченным линиям.

«Гармошка» - выполняется в ряд параллельных надрезов с интервалом в 2 см, нужно слегка прогнуть лист, а затем с обратной стороны сделать надрез в промежутках линий.

«Стиральная доска» - зигзагообразные надрезы, которые выполняются в той же последовательности, что и в гармошки, помогут нам получить волнообразную фактуру

«Лодочка» - нужно провести две линии – надрезы, которые расходятся из оной точки и сходятся в другой. Этот прием можно использовать в основе таких изделий, как птица, рыба и др.  

«Воронка» - с помощью циркуля начертить круг и вырезать его. В нем с одной стороны выполняем надрезы радиусом 1 и 3 см, а с другой стороны – 2 и 4 см. от центра круга сквозной просечкой выбрать часть, как показано на рисунке, после чего аккуратно прогнув заготовку над надрезом. Края соединить вместе, одновременно формируя заготовку.

«Крылья бабочки» - кривые линии в виде прописной буквы Х, расположены симметрично относительно оси и не соприкасающиеся между собой.

«Косичка» - зигзагообразные симметричные линии, пересекающиеся в точках, расположены с равным интервалом на осевой линии.

Итак, я показала самые основные приемы конструирования из бумаги. Кроме перечисленных мною существуют еще множество приемов.

Для работы с бумагой нам необходимо знать о ее текстурных особенностях. В пример могу привести направление волокон, от направления бумага по разному придается сгибанию. Если мы будем скручивать ее поперёк волокон, то на поверхности бумаги увидим небольшие трещины и надломы. Чтобы определить направление волокон нам нужно отрезать от листа бумаги две узкие полоски любой длины, одну мы отрезаем по вертикальному краю, вторую по горизонтальному. При помощи карандаша скручиваем каждую полоску в спираль. На поверхности одной из спираль мы увидим мелкие трещины, а вторая будет пластичной. [8]

Также для работы с бумагой необходимо подобрать клей, с которым лучше будет работать в технике конструирования.

Хороший бумажный клей имеет следующие свойства:

  1. Почти не имеет запаха
  2. Равномерно распределяется по поверхности
  3. Комфортность в применении
  4. Прозрачный в высохшем состоянии, не имеет желтого оттенка через время

В настоящее время есть не мало видов клея, и чтобы определиться какой из них лучше, стоит рассмотреть каждый из них.

Клей-карандаш это самый распространенный и доступный клей. Им очень удобно пользоваться благодаря компактному флакону, который можно комфортно держать в руках. Клей плотный, поэтому он расходуется экономно. Наносится на материал просто и равномерно. Большой плюс, что он не марает руки. Идеально подходит для склеивания маленьких бумажных деталей. Единственный недостаток этого клея, это то, что им можно склеить только бумагу, для работы с картоном он уже не подойдет. Я думаю, что клей карандаш – это самый оптимальный вариант для детского творчества. Чтобы выбрать хороший клей-карандаш нужно проверить его на листе бумаги. Если клей слишком мягкий, то он будет оставлять комочки при нанесении, а если наоборот слишком твердый, то он будет плохо клеить. Хороший клей должен без труда наносится, плавно скользя по бумаге.

Клей ПВА хорошо склеивает как бумагу так и картон. Подходит для создания аппликаций. Жидкий клей ПВА идеально подходит для работы, где используют хрупкий материал, например сухие лисья растений. Клей не деформирует бумагу и не оставляет желтых пятен. Очень прост в нанесении и распределении на материале. Чтобы схватиться клею хватает нескольких секунд, а для полного высыхания ему понадобится 24 часа. ПВА безвреден, не имеет резкого запаха, когда высыхает становится бесцветным, легко смывается с рук. Единственным недостатком в использовании клея ПВА является то, что он быстро высыхает в не хорошо закрытом флаконе.[10]

Силикатный клей по другому называют «жидким стеклом». В основном силикатный клей используют для создания бумажных поделок в технике папье-маше, так как здесь не требуется особой эстетики. Для работы с бумагой и картоном он не очень хорошо подходит, сейчас я это докажу: изначально он бесцветный, но со временем он приобретает желтоватый оттенок, при работе он деформирует бумагу, на полотне оставляет пятна.

Универсальный клей Титан прозрачный и густой, является одним из дешёвых. Когда в баночке становится мало клея, то его тяжело выдавливать. Имеет широкий носик, очень неудобно приклеивать маленькие детальки. Если случайно выдавили много клея, то его можно с легкостью убрать. Имеет запах, но не очень сильный. При работе с Титаном необходимо открывать форточку. Расходуется неэкономно. Быстро высыхает. На бумагу его нужно наносить очеь тонким слоем. [10]

Для работы в технике конструирования из бумаги нам потребуется :

  1. ножницы;
  2. канцелярский нож;
  3. линейка;
  4. пробойники;
  5. спицы;
  6. шило;
  7. зажимы;
  8. коврик для резки.

Один из самых важных инструментов - ножницы. В идеале их должно быть несколько, желательно, разного размера. Одни для того, чтобы резать бумагу, ленты и т.д., у них должны быть очень острые лезвия. Другие ножницы – маникюрные, они должны для вырезания мелких деталей, важно, чтобы они имели острые концы.

Канцелярский нож важен не менее чем ножницы. Именно ножом, с помощью линейки, можно идеально разрезать бумагу и сделать ровные полоски. Канцелярский нож представляет собой острое тонкое лезвие, которое расположено внутри пластикового держателя. Лезвие имеет прорези, для того чтобы его с легкостью можно было сломать, так можно заменить часть лезвия.

Для работы нам нужна 30-ти сантиметровая линейка, желательно, металлическая. Металлическая линейка меньше скользит по бумаге, чем линейки из других материалов. И еще один плюс таких линеек в том, что изрезать ее канцелярским ножом мы не сможем.

Пробойники понадобятся нам для выполнения отверстий и кружков разного диаметра.

Спицы (вязальные) нам нужны для того чтобы изготовить спирали, завитки и т.д. Размер не имеет значения.

Шило (канцелярское) нужно нам для того чтобы прокалывать отверстия в бумаге (картоне), протягивать полоски бумаги для получения спиралевидных форм, и для того чтобы можно было нанести клей в малом количестве.

Зажимы нужны при конструировании любого изделия. Ими можно соединить склеивающиеся части, тем самым освободить руки и работать дальше.

Коврик для резки предотвращает царапание поверхности мебели, на которой мы работаем. Так же для удобства на его поверхности нанесена размерная сетка. Поверхность у него слегка шероховатая, поэтому бумага на нем не скользит во время работы и срез получается ровным. Используя коврик для резки мы не сможем затупить наши инструменты.

Все перечисленное является самыми важными инструментами и материалами в конструировании из бумаги. Конструирование из бумаги трудоёмкая работа, хоть и не требует специальной подготовки.[4]

Таким образом я перечислила все основные инструменты и материалы, которые нам потребуются для конструирования из бумаги.

1.3. Конструирование архитектуры из бумаги

Время идет, условия жизни меняются, меняется и облик жилищ. Богатые люди уже не довольствуются простыми домами, они хотят жить в красивых замках и дворцах. Начали появляться не только красивые жилые дома, но и общественные здания, где люди могли собираться вместе для различных целей. Возводились храмы, в которых люди молились свои богам, стадионы, где проходили соревнования, театры, где люди могли насладиться зрелищами, библиотеки, где можно почитать книги. Для того, чтобы построить такие здания, требуется глубокое знание и большое мастерство.

Людей, которые придумывали и конструировали здания, стали называть архитекторами, а их произведения – архитектурой.

Архитектура – искусство строить, проектировать здания и сооружения, а так же совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Архитектурные работы часто воспринимаются как произведения искусства, как культурные и политические символы.

Бумажная архитектура – это архитектурные проекты, не осуществимые в реальности.  

Она возникла во второй половине XX веке. Основоположником принято считать Юрия Авакумова, именно он придумал термин «Бумажная архитектура» в 1980-х годах, когда молодые архитекторы не могли найти себе практического применения и начали создавать проекты.[18]

Когда ему задавали вопрос, что в его понимании «бумажная архитектура», он отвечал: «при желании бумажной архитектурой можно назвать все, что не было построено и тем более не предназначено для строительства. Но у каждого времени своя бумажная архитектура. Тюрьмы Джованни Баттисты Пиранези – мрачные архитектурные фантазии циклопических сооружений; нарративная архитектура Этьен-Луи Булле и Клод-Николя Леду – нереализуемые в строительных технологиях тех лет объекты мегаразмеров; летающий «Город на воздушных путях сообщения» Георгия Крутикова – летающая жилая конструкция, как вымышленный остров Лапута у Джонатана Свифта; НЭР (новый элемент расселения), точно сеткой покрывающий всю территорию СССР, проект, который до сих пор невозможно представить в наших осинах даже в отдаленном будущем. Эти утопии возникали в условно безвоздушных пространствах, точно острова в океане; утопии бумажной архитектуры 1980-х гг. вырастали в чуждой, антиутопичной среде, давая надежду ее обитателям на другую возможную жизнь. Одну из возможных.» [18]

В основе создания бумажной архитектуры лежит процесс создания архитектурных проектов с помощью бумаги. Это достаточно сложная работа. В настоящее время это становится все более популярным, в мире каждый год проводиться множество выставок, где можно полюбоваться гениальными сооружениями из бумаги.

1.4. Значения освоения техники конструирования в начальной школе

Конструирование-это процесс, где ребенок создает и открывает для себя что-то новое, в результате которого получается определенный продукт и происходит интеллектуальное развитие детей. Для детей этот процесс связан с игрой, отвечающей их интересам.

В процессе конструирования школьники получают специальные знания, умения и навыки. Улучшаются знания о геометрических плоских фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Они знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, разрезания, складывания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. [8]

Различные действия с бумагой, применение разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту. Такая работа играет большую роль в развитии творческого воображения ребенка, аккуратности, умения бережно использовать материал, стремиться к получению результата, содержать в порядке свое рабочее место.

Школьники могут отображать как реально существующие объекты, так и придуманные, которые могли увидеть в сказках, мультфильмах.

Уникальность бумажного конструирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности). Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект.[6]

Занимаясь конструированием учащиеся узнают: основные свойства материалов для конструирования; принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов; названия основных деталей и частей модели; необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Они овладевают следующими умениями и навыками:

- самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона, изготавливать усложненные модели;

- выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов, определять недостающие детали в модели и вычерчивать их;

- работать простейшими ручным инструментом;

- окрашивать детали модели и модель кистью;

- разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;

- самостоятельно изготовить модель от начала до конца, анализировать свою модель с пояснениями;

- организовать рабочее место;

- презентовать собственный проект;

- проявлять усидчивость до достижения конечного результата. [6]

Таким образом, освоение техники конструирование из бумаги имеет огромное значение в становлении личности ребенка, способствует раскрытию творчества, во время работы у детей формируется чувство цвета, симметрии, дети учатся правильно располагать предметы на плоскости, устанавливать связь между предметами. Приобретя практические умения и навыки, дети имеют возможность воплотить желание что-то создать своими руками.

Выводы по I главе

Анализ, проведенный в работе позволил сделать следующие выводы:

В содержании параграфа 1.1 мы ознакомились с историей создания конструирования из бумаги. Выяснили, что начало зарождения конструирования из бумаги начинается в Древнем Китае в 105 году до нашей эры. Узнали, что до появления бумаги люди использовали такие материалы, как папирус и пергамент. В Европе искусство создания бумаги появилось в XI-XII веках, а в России – в XVI веке при Иване Грозном.

В содержании параграфа 1.2 мы ознакомились с видами конструирования из бумаги, с материалами и инструментами, которые понадобятся нам для конструирования из бумаги. Выяснили какой клей использовать в работе с бумагой. Узнали, что конструирование из бумаги позволяет создавать объемные и полуобъемные композиции. Более конкретно ознакомились с такими видами, как оригами, аппликация, торцевание, квиллинг. Рассмотрели основные инструменты, которые используются в конструировании из бумаги.

В содержании параграфа 1.3 мы ознакомились с понятиями «архитектура» и «бумажная архитектура». Узнали, что бумажная архитектура возникла во второй половине XX века, ее основоположником является Юрий Авакумов.

В содержании параграфа 1.4 мы ознакомились со значениями освоения техники конструирования в начальной школе. Узнали в чем заключается уникальность бумажного конструирования. Рассмотрели какими умениями и навыками овладевают школьники при конструировании из бумаги.


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ИНТЕРЕСА К ТЕХНИКЕ АРХИТЕКТУРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Интерес и возможности его развития у младших школьников

Прежде, чем говорить об интересе, нужно понять, что это такое.

С точки зрения психолога С.Л. Рубинштейна, «…интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей и помыслов…» [13]

Советский психолог Выготский Л.С. считал, что это «специальный психический механизм, побуждающий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение»[2]

Психолог Петровский А.В. писал, что интерес - это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [13]

Интерес – это процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте, повышенным вниманием к нему.

После того, как ребенок приходит в первый класс, основная деятельность, которой он занимается, становится учения. Многие психологи и педагоги считают, что движущей силой учения является мотивация, то есть заинтересованность детей в получение каких-либо знаний, опыта и т.д. И. П. Подласый писал: «Мотивация (от лат. «двигать») – общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. Управляют мотивами совместно учителя и ученики. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, с позиций ученика ведем речь о мотивации учения. Как процесс изменения состояний и отношений личности она основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать те или иные поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы». [2]

Успешность обучения существенно зависит от отношения учащихся к учебной деятельности. Каждый урок нужно проводить так, чтобы учащимся было интересно учиться. При «учении с увлечением» эффективность урока заметно возрастет, учащиеся охотно выполняют предложенные им задания.

Большую значимость интерес приобретает в первые годы обучения, именно поэтому учителю нужно не только вызвать у ученика интерес, но и направить его в нужное русло. Использование интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что интересует, начать с того, что им знакомо и естественно их интересует, начать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес.

Все дети очень любопытны, особый интерес они проявляют к новым и неизвестным обстоятельствам.  Им не интересно изучать повторно тот материал, который они иже знают. Если в учебном материале содержится мало новой информации, то любопытство быстро угасает, дети начинают отвлекаться на уроке, вертеться, заниматься посторонними делами.

Мы думаем, чтобы вызвать у ученика интерес, учителю нужно проводить  следующие методы формирования интереса:

1. Применять нетрадиционные формы обучения;

2. Использование наглядных материалов;

3. Включать в уроки соревнования;

4. Вести обучение с поддержкой компьютерных технологий.

Нетрадиционный урок - это ипровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру. Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки, носящая игровой, увлекательный характер занятий , снижает стрессовый фактор проверки уровня развития; создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер , возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку , позволяет детям , отличающимся повышенной тревожностью , в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности. [7]

Использование наглядных материалов. Иллюстрируя материал простыми примерами, можно добиться не только лучшего понимания, но и вызвать к нему более глубокий интерес. Не случайно ораторы стремятся побольше разузнать о той аудитории, перед которой им предстоит выступать. Использование такой информации позволяет немедленно овладеть вниманием слушателей. Этот прием оказывается эффективным и в классе. Ученики будут гораздо внимательнее, если учитель разъясняет абстрактные идеи с помощью примеров, известных им из собственного опыта. При любом удобном случае рекомендуется приводить примеры из жизни.

Соревнования на уроках - это одно из средств привлечения детей к соревновательной, к игровой деятельности. Соревновательная деятельность формирует у учащихся устойчивый интерес к изучению предмета, снимает напряжение, оказывает положительное эмоциональное воздействие, работая в коллективе ребёнок быстрее адаптируется в социуме.

Обучение с поддержкой компьютерных технологий. Способствует активизации непроизвольного внимания, повышению интереса к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленные цели и решать задачи на занятиях.[7]

2.2. Способы формирования интереса в обучении детей архитектурному конструированию на занятиях технологии

В наше время, когда стремительно растет наука и техника, особую роль играет творчество, становление и воспитание творческой личности. Именно на уроках технологии в младшем школьном возрасте формируются художественно-творческие способности.

Именно на уроках технологии естественно-научные знания обретают смысл и практическое применение, но, к сожалению, многие не понимают роль этого предмета. Если спросить у какого-либо учителя, какая наука лежит в основе предмета «технология», то не все смогут дать четкий ответ, ведь многие думают, что на уроке главное это изготовить изделие из доступных материалов, но это не так, ведь перед тем как сделать подделку, дети получают знания и практические умения. Младшие школьники в первую очередь должны узнать главный принцип любого труда, то есть прежде, чем что-то сделать своими руками, нужно хорошо подумать и поработать головой. Содержание предмета технология дает возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных изделий, они приобретают специальные умения и навыки, овладевают практической деятельностью, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того , что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.[2]

Пути повышения интереса на уроках технологии в технике архитектурное конструирование :

1. Связь с жизнью.  Необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению предмета «Технология». Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный.

Рис.9                                                 Рис.10

2. Наглядность. Для предмета значимы элементы наглядного или изобразительного материала, такие как образцы изделий или отдельных узлов, таблицы по построению чертежей или инструкционные карты для выполнения практических работ, картины или готовые поделки самих же учащихся.  

                                                   Рис. 11

3. Использование на уроках современных информационных технологий. С одной стороны, способствуют повышению интереса учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

4. Мыслительные и практические задачи, выдвигаемые перед учениками. Это один из приёмов развития интереса к занятиям по технологии в технике архитектурное конструирование. Всякая мыслительная и практическая работа начинается с того, что перед учеником выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. 

                Рис. 12                                         Рис. 13

Уроки технологии воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, формируют начальные профессиональные навыки. Перед учителем начальных классов стоит важная задача, он должен сформировать, развить и укрепить интерес младших школьников к предмету. На помощь современным педагогом приходит множество приемов, способных повысить и удержать уровень интереса у детей.

Выводы по II главе

Анализ, проведенный в работе позволил сделать следующие выводы:

В содержании параграфа 2.1 мы ознакомились с понятием «Интерес», рассмотрели точки зрения психологов, таких как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Петровский. Проанализировали методы формирования интереса.

В содержании параграфа 2.2 мы выявили приёмы повышения интереса на уроках технологии в технике архитектурное конструирование:

  1. Связь с жизнью;
  2. Наглядность;
  3. Использование на уроках современных информационных технологий;
  4. Мыслительные и практические задачи, выдвигаемые перед учеником.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель и задачи, поставленные в работе выполнены. В частности, мы изучили и представили в работе теоретические положения техники конструирования из бумаги и определили пути формирования интереса младших школьников на уроке технология.

Задачи, которые были поставлены в начале работы были решены:

1. Изучить литературу и другие источники по теме исследования.

2. Раскрыть тему исследования на основе анализа литературы.

3. Узнать как можно сформировать интерес к архитектурное конструирование на занятиях по технологии;

4. Выполнить творческие работы.

Методы исследования, благодаря которым нам удалось достигнуть задач оказались вполне эффективны и логичны.

Таким образом, мы выяснили, что ознакомление с техникой конструирования поможет детям расширить их знания об истории, получить ценные навыки. Конструирование является сложным видом деятельности. Для занятия конструированием у детей должно быть хорошо развито пространственное мышление, которое представляет возможность действовать путем проб и исправлять неверные действия. Техника конструирования активизирует мыслительные процессы, способствует запоминанию деталей и концентрации внимания, а также развитию воображения.

Анализируя пути формирования интереса, мы выявили необходимые методы, чтобы вызвать интерес у младших школьников на уроках технологии в технике архитектурное конструирование.

В выпускной квалификационной работе мы планируем разработать методическое пособие в технике архитектурное конструирование для формирования интереса младших школьников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Богданов, В.В., Истории обыкновенных вещей [Текст] / С.Н. Попова – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 208 с. – с. 73 8.
  2. Глава 6. Мотивация – Иван Павлович Подласый Педагогика начальной школы: учебник // – URL: http://literature-edu.ru/lekcii/5615/index.html?page=12 (дата обращения 15.11.2019)
  3. Гурвиц, Н.В. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста / Н.В Гурвиц // Педагогические исследования. – 2012. С. 121 – 124.
  4. Егоров, Г. Конструирование из бумаги / Г. Егоров // – URL: http://dob.1september.ru/view_article.php?ID=200802112 (дата обращения 01.05.2019).
  5. История оригами // - URL: http://cluborigami.ru/istoriya-origami.html (02.05.2019)
  6. Значение конструирования для всестороннего развития ребенка // – URL: http://www.detskiysad.ru/izo/536.html (дата обращения 05.05.2019)
  7. Использование информационных технологий в процессе обучения /  Статья в журнале «Молодой ученый» // – URL: https://moluch.ru/archive/51/6685/ (дата обращения 11.11.2019)
  8. Казанкова С.Г. Техническое моделирование и конструирование в начальной школе [электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября. – Режим доступа http://festival. 1september.ru/articles/103487/.
  9. Каштанова, М. Конструирование – это что такое? Основы конструирования / М. Каштанова // – URL: http://fb.ru/article/253210/konstruirovanie-eto-chto-takoe-osnovyi-konstruirovaniya (дата обращения: 6.05.2019)
  10. Клей для скрапбукинга: часть // - URL:  https://www.scraboo.ru/materials/klej-dlya-skrapbukinga/ ( дата обращения: 20.05.2019)
  11. Коваленко, В.И. Художественное конструирование из бумаги: Складывание и сгибание [Текст] / В.И. Коваленко. – Минск: Беларусь 2003. – 223 с. – с. 58.
  12. Копцев, В. Волшебная бумага / В. Копцев – Москва: Первое сентября, 2005. – 84 с.
  13.  Познавательный интерес младшего школьника как психолого-педагогический феномен // - URL: https://sibac.info/studconf/hum/xviii/37170 (дата обращения 15.11.2019)
  14. Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге[Текст] / П.Ф. Сквернюков - Минск: Московский рабочий, 1980. – с 42.
  15. Сороченко, Д. Н. Традиции и новации бумагопластики [Текст]/ Д.Н. Сороченко // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1224-122.
  16. Стефанов, С.И. Этот удивительный мир бумаги[Текст] /С.И. Стефанов //КомпьюАрт.- 2002. - №10. – с 48.
  17. Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов/Т.И. Тарабарина.– Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с. – с 6-8 9.
  18.  Юрий Авакумов: Бумажная архитектура давала ощущение свободы – Ведомости // – URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/characters/2019/05/24/802322-avvakumov-bumazhnaya-arhitektura (дата обращения: 10.11.2019)


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Мастер-класс по изготовлению 3D – открытки

Материалы и инструменты: шаблон, 2 листа картона, канцелярский нож, линейка, степлер, простой карандаш, циркуль ()

Этапы работы:

1. Прикрепляем шаблон к картону с помощью степлера;

 2. Продавливаем линии сгиба при помощи циркуля;

3. Канцелярским ножом разрезаем оставшиеся линии;

4. Вырезаем по квадрату;

5. Сгибаем картон по продавленным линиям;

6. Аккуратно складываем;

7. На 2 картоне уголками отмечаем место открытки;

8. Разрезаем «кармашки» для открытки

9. Вставляем открытку в «кармашки»

10. Если сделали все правильно, то открытка должна хорошо закрываться;

11. Оформить открытку можно украсив обложку.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Сычова Наталия Андреевна

Проект по МДК 01.06. (технология)

3D открытка. Конструирование из бумаги

Проект защищен

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

С оценкой_____ «________________»

Курс:3  Группа:35

«__»___________________2019 года

Руководитель: Чернышева С.А.

Челябинск,2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Введение

3

2.

История появления открыток

4

3.

Материалы и инструменты

5

4.

Технологическая карта

6

4.1.

Шаблоны

6

4.2.

Этапы работы

6

5.

Экономическое обоснование

8

6.

Затраты времени

9

7.

Выводы

10


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству.

Техника создания объемных открыток относится к искусству конструирования из бумаги. Конструирование из бумаги - это создание и изготовление бумажных образов геометрических тел, рукотворных и нерукотворных предметов, живых (или воображаемых, сказочных) существ из бумаги или картона. Любая работа с бумагой кажется простой, но для ребенка она достаточно сложная.

Работа с бумагой способствует эстетическому развитию:

  • дети правильно учатся подбирать цветные сочетания;
  • грамотно составлять композицию;
  • выбирать форму;
  • привыкают к аккуратности и бережному отношению к материалу.

Выполняя изделия из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.

В настоящее время можно купить любую поздравительную открытку, но получить в подарок открытку, сделанную своими руками намного приятнее.

Популярные сегодня открытки ручной работы могут быть различных форматов и назначений.  

Это самый доступный подарок, который порадует близкого человека!  Можно дать полную волю вашему воображению и фантазии, используя различные техники и материалы.

Особой популярностью пользуются  объёмные открытки, в так называемой технике 3D. Мне то -  же захотелось попробовать выполнить такую работу.

Цель: изготовить открытку в формате 3D.

Задачи:

  1. Усовершенствовать и развить навыки по изготовлению открыток в технике 3D.
  2. Научиться творчески подходить к работе,  развивать фантазию, пространственное воображение;
  3. Расширить и углубить знания о техниках изготовления открыток в технике 3D.
  4. Подготовить себя к профессиональному самоопределению с учётом своих интересов и способностей;
  5. Получить эмоциональное удовольствие от работы.


История появления открыток

Первая рождественская карточка была послана в Англии в 1794 году. Художник Добсон изобразил семейную сцену вокруг елки на фоне зимнего пейзажа и отправил другу в провинцию в качестве поздравления!
Карточка вызвала настоящий ажиотаж, ее показывали друзьям, ей восторгались, и на следующий год художник отлитографировал несколько дюжин подобных карточек и разослал друзьям в качестве рождественского подарка.
Из этого самого первого выпуска открытки не сохранились.
Первая серийная открытка появилась тоже в Англии, в 1840 году. Изображение дополняла подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!»
В 1843 году в Германии вышла первая карточка с новогодним поздравлением. С этого времени стали издаваться карточки самых разнообразных размеров - от формата визитки до формата, впоследствии принятого для почтовой открытки.

В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из наиболее ранних была создана в 1892 году.

С момента появления открытки как почтового отправления она стала объектом коллекционирования. Первые филокартисты, или картофилы, собирали открытки, прошедшие почту, то есть попросту отправляли их друг другу.
Возникла переписка внутри города, между городами и странами.

        

Материалы и инструменты

  • Белый лист бумаги (для шаблона).
  • Картон (зеленый).
  • Плотный лист бумаги (желтый).
  • Канцелярский нож.
  • Клей-карандаш.
  • Простой карандаш.

Технологическая карта

Шаблоны

Этапы:

1. Складываем картон, чтобы понять, где середина.

2. К изнаночной стороне картона приклеиваем шаблон.

3. С помощью канцелярского ножа вырезаем элементы по шаблону.

4. Дорисовываем линии, которых не хватает и продавливаем их.

5. Сгибаем картон по продавленным линиям.

6. Аккуратно складываем.

7. Добавляем обложку.

8. Украшаем.

Экономическое обоснование

Предметы

Количество

Цена

Картон

1 шт.

5 руб.

Бумага А4 (цветная)

1 шт.

5 руб.

Бумага А4 (для шаблона)

1шт.

5 руб.

Клей-карандаш

1 шт.

30 руб.

ИТОГО:

45

Затраты времени

  1. Найти и распечатать шаблон-5 мин.
  2. Согнуть картон и приклеить шаблон-5 мин.
  3. Вырезать детали по шаблону -10 мин.
  4. Нарисовать линии, которых не хватает и продавить их -10 мин.
  5. Аккуратно сложить-5 мин.
  6. Добавить обложку-5 мин.
  7. Украсить изделие-5 мин.

Итого на создание 3D открытки у меня ушло 45 минут.

Вывод

Популярные сегодня открытки ручной работы могут быть различных форматов и назначений.  

Это самый доступный подарок, который порадует близкого человека!  Можно дать полную волю вашему воображению и фантазии, используя различные техники и материалы.

Особой популярностью пользуются  объёмные открытки, в так называемой технике 3D. Мне то -  же захотелось попробовать выполнить такую работу.

В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из наиболее ранних была создана в 1892 году.

С момента появления открытки как почтового отправления она стала объектом коллекционирования.

Чтобы изготовить подобную открытку, требуется минимальное количество материалов и инструментов: белый лист бумаги (для шаблона), картон (зеленый), плотный лист бумаги (желтый), канцелярский нож, клей-карандаш, простой карандаш. На изготовление уходит 45 минут.

Мы достигли поставленной цели – изготовили 3D открытку, и решили задачи, которые были поставлены.