ПК 4.3
методическая разработка

Сычова Наталия Андреевна

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Фрагмент урока Обучение грамоте. Тема: Буква К и звуки. УМК «Перспективная Начальная Школа» 1 класс 2 часть.

Пальчиковая гимнастика.

В ноябре, в декабре

Будет холод на дворе.

И тогда мы все, ребятки,

Будем надевать перчатки.

Будем так их надевать.

А потом вот так снимать.

(все движения показывает)



Предварительный просмотр:

Игровые технологии

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Классификация педагогических игр

1.     По области применения:

—физические

—интеллектуальные

—трудовые

—социальные

—психологические

2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

3.     По игровой технологии:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

4.     По предметной области:

—математические, химические, биологические, физические, экологические

—музыкальные

—трудовые

—спортивные

—экономически

5.     По игровой среде:

—без предметов

—с предметами

—настольные

—комнатные

—уличные

—компьютерные

—телевизионные

—циклические, со средствами передвижения 

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одно из самых сложных действий педагогов.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с ее двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, дает возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя свое собственное «я».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Гласные и согласные звуки…»

Цели деятельности учителя: Совершенствование умения распознавать гласные и согласные звуки и буквы; повышение мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

Планируемые результаты:

Предметные: знать формировать у учащихся умения читать слова и предложения на основе имеющегося у них опыта.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки.

Тип урока: урок рефлексии

Оборудование:УМК «Школа России», русский язык; презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя

30 сек

Проверьте всё ли готово к уроку.

Тихо садимся.

– Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за знаниями.

Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

– работать дружно и активно;

– уметь слушать друг друга;

– уважать друг друга;

– внимательно относиться друг к другу;

– выслушивать ответы ребят

– работать успешно

Речевая разминка.

«Жил был язычок. Однажды утром он встал, выглянул в окошко. Посмотрел по сторонам: налево посмотрел. Направо посмотрел – никого. Посмотрел – есть ли на небе солнышко, на земле лужи. Язычок попил чаю с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Л.: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический:

Наглядный: презентация

4 мин

- Ребята, сегодня у нас очень важный и всеми любимый гость.По первым буквам изображенных предметов узнайте кто это.

- Почему именно Дед Мороз к нам пришёл? Зачем он к нам пришёл как вы думаете? Дед Мороз приготовил для вас задания. Он хочет проверить чему вы научились.

(слайды с заданиями)

1) Отгадай какие буквы спрятались.

2) Выдели группы гласных :

И О А Е У Ю Ё Я Ы ( 1). А О Ы У 2) Е Ё Ю Я И 3) Е Ё Ю Я

3) Назови правильно Л М Н С Т К Р

4) Разбей на группы (р б (письм) КТ М н (письм) Г (письм)

5) Найди лишнюю букву.(парные печат.-письм. 1печат –без пары

6) Найди слово по схеме сг, сгс, сг (подарки)

- молодцы!

Подарки (индивидуальная работа)

Игра «Разложи подарки» Помогите д. Морозу разложить подарки в синий и зелёный мешки. В синий - подарки, начинающиеся с твердой согласной, в зелёный – с мягкой.

Проверка.

Собери слова (работа в паре)

У деда Мороза есть помощники. Кто они, узнаете, когда соберете из слогов слова.

(Снеговик, Снегурочка). Какая часть этих слов одинаковая?

Игра «Вставь слово в стихотворение»

Слово спряталось куда-то , оно спряталось и ждет… Ну, ребята, кто его найдет?

… наряжается -

Праздник приближается.

Новый год у ворот,

Ребятишек … ждет.

Я. Аким

- дед мороз

Выполняют задание

(Синий – коньки, самолёт, самокат, машина.

Зеленый- мишка, пингвин, черепаха, зебра)

Елка

К.:владение диалогической формой коммуникацией

П.:преобразование учебного материала, действия

К.:владение диалогической формой коммуникацией

К.:владение диалогической формой коммуникацией



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей. В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.

Классификация:

1. к первому классу относятся такие, в которых усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия) А.М. Матюшкин характеризует данный класс как теоритический.

2. Ко второму классу относятся такие ситуации, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия.

3. К третьему классу относятся такие проблемные ситуации, в которых неизвестным являются новые условия действий.

Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе начального образования, необходимо выполнять условия ее выполнения. Проблемное обучение целесообразно применять тогда, когда:

- содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;

- ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности);

- у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

Итак, можно выделить следующие преимущества проблемного обучения:

во-первых, появляются наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся;

во-вторых, существенный рост развития самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Кто такие птицы?»

Цели деятельности учителя: Ознакомление учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, учить определять принадлежность животного к своей группе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать кто такие птицы, уметь отличать их от других животных.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование:УМК «Школа России», окружающий мир, 1 класс; презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя

30 сек

….

Л.: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический: устный счет

Наглядный: презентация

4 мин

….

К.:владение диалогической формой коммуникацией

П.:преобразование учебного материала, действия

III.Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог, подводящий диалог

5 мин

- Назовите 2 группы животных, с кем мы уже познакомились

- чем они отличаются друг от друга?

- верно! Теперь послушайте аудиозапись и угадайте животных по голосам (звуки насекомых, пение птиц)

- о ком вы сможете дать более полный ответ? Почему?

- как вы думаете, с какой группой животных мы познакомимся сегодня?

-верно, Кто сможет сформулировать тему урока?

-правильно, тема урока «Кто такие птицы.»

- чему будем учиться, какие задачи поставим сегодня перд собой?

- ребята, как мы можем отличить птиц от других животных?

- верно ли это? Давайте послушаем рассказ Муровья Вопросика

…..

- насекомые и рыбы

- 6 ног, чешуя

Отгадывают животных

Отвечают на вопрос

- с птицами

Предлагают варианты

Составление плана на доске

Умеют летать

Р.:принятие и сохраннее учебной задачи;

определение действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

IV. Включение в систему знаний

Практический: работа в парах

Наглядный: карточки

Практический: работа с учебником

Словесный: учебный диалог

15 мин

7 мин

 - действительно ли все они птицы?

- ребята, кто знает, животное, похожее на белку о котором сказал Муравей? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица?

-Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и, например, насекомые. А птица курица летает как раз очень плохо

Страус и пингвин- птицы. Но они не умеют летать.

- умение летать – это отличительный признак птицы?

- будем наблюдать дальше. Рассмотрим строение птицы:

Посмотрите внимательно на строение птицы и скажите, что отличает птиц от других животных? Как им это помогает в жизни?

-верно, еще Клюв (нос и рот) -щипать, хватать, копать, долбить, плести гнёзда, чистить перья, кормить птенцов;

(Насекомоядные птицы имеют клюв тонкий и острый, зерноядные - толстый и тупой).

Ноги - ходить хватать, защищаться, нападать, держаться.

Крылья - подниматься в воздух.

Хвост - управлять полётом.

- откройте учебник. В паре с соседом еще раз смотрите строение птицы.

-и чем же птица отличается от других животных?

- посмотрите на слайд, найдите птиц. Чем они все похожи?

- подумайте и скажите, зачем птицам перья?

- да, вы правы!

- кто же такие птицы?

- давайте сравним ворону, галку и грача, чем они похожи? А чем различаются?

- теперь посмотрите на экран (домашние птицы) почему это птицы?

- курица – птица, бабочка – насекомое

Слушают учителя

- нет

- форма тела – помогает летать

Дети изучают рисунок

- имеет перья

- тело покрыто перьями

- Перья-спасают от ушибов, холода, жары, маскируют от врагов. Всё тело птицы покрыто перьями.

- это животные, тело которых покрыто перьями

Сравнивают птиц

- птицы – животные, тело  которых покрыто перьями

Р.:Самоопределение к деятельности;

П.: использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Р.:преодоление импульсивности, непроизвольности;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности