ПК 4.3
методическая разработка
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология
Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
- Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
- Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
- Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
- Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).
Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС
- Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
- Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
- Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
- Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
- Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Фрагмент урока Обучение грамоте. Тема: Буква К и звуки. УМК «Перспективная Начальная Школа» 1 класс 2 часть.
Пальчиковая гимнастика.
В ноябре, в декабре
Будет холод на дворе.
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.
(все движения показывает)
Предварительный просмотр:
Игровые технологии
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Классификация педагогических игр
1. По области применения:
—физические
—интеллектуальные
—трудовые
—социальные
—психологические
2. По (характеристике) характеру педагогического процесса:
—обучающие
—тренинговые
—контролирующие
—обобщающие
—познавательные
—творческие
—развивающие
3. По игровой технологии:
—предметные
—сюжетные
—ролевые
—деловые
—имитационные
—драматизация
4. По предметной области:
—математические, химические, биологические, физические, экологические
—музыкальные
—трудовые
—спортивные
—экономически
5. По игровой среде:
—без предметов
—с предметами
—настольные
—комнатные
—уличные
—компьютерные
—телевизионные
—циклические, со средствами передвижения
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.
Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одно из самых сложных действий педагогов.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.
Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с ее двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, дает возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя свое собственное «я».
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Гласные и согласные звуки…»
Цели деятельности учителя: Совершенствование умения распознавать гласные и согласные звуки и буквы; повышение мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
Планируемые результаты:
Предметные: знать формировать у учащихся умения читать слова и предложения на основе имеющегося у них опыта.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки.
Тип урока: урок рефлексии
Оборудование:УМК «Школа России», русский язык; презентация.
Этапы урока Методы и приемы | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Этап самоопределения к деятельности | 30 сек | Проверьте всё ли готово к уроку. Тихо садимся. – Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке: – работать дружно и активно; – уметь слушать друг друга; – уважать друг друга; – внимательно относиться друг к другу; – выслушивать ответы ребят – работать успешно Речевая разминка. «Жил был язычок. Однажды утром он встал, выглянул в окошко. Посмотрел по сторонам: налево посмотрел. Направо посмотрел – никого. Посмотрел – есть ли на небе солнышко, на земле лужи. Язычок попил чаю с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку | Л.: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; |
II.Актуализация знаний и мотивация Практический: Наглядный: презентация | 4 мин | - Ребята, сегодня у нас очень важный и всеми любимый гость.По первым буквам изображенных предметов узнайте кто это. - Почему именно Дед Мороз к нам пришёл? Зачем он к нам пришёл как вы думаете? Дед Мороз приготовил для вас задания. Он хочет проверить чему вы научились. (слайды с заданиями) 1) Отгадай какие буквы спрятались. 2) Выдели группы гласных : И О А Е У Ю Ё Я Ы ( 1). А О Ы У 2) Е Ё Ю Я И 3) Е Ё Ю Я 3) Назови правильно Л М Н С Т К Р 4) Разбей на группы (р б (письм) КТ М н (письм) Г (письм) 5) Найди лишнюю букву.(парные печат.-письм. 1печат –без пары 6) Найди слово по схеме сг, сгс, сг (подарки) - молодцы! Подарки (индивидуальная работа) Игра «Разложи подарки» Помогите д. Морозу разложить подарки в синий и зелёный мешки. В синий - подарки, начинающиеся с твердой согласной, в зелёный – с мягкой. Проверка. Собери слова (работа в паре) У деда Мороза есть помощники. Кто они, узнаете, когда соберете из слогов слова. (Снеговик, Снегурочка). Какая часть этих слов одинаковая? Игра «Вставь слово в стихотворение» Слово спряталось куда-то , оно спряталось и ждет… Ну, ребята, кто его найдет? … наряжается - Праздник приближается. Новый год у ворот, Ребятишек … ждет. Я. Аким | - дед мороз Выполняют задание (Синий – коньки, самолёт, самокат, машина. Зеленый- мишка, пингвин, черепаха, зебра) Елка | К.:владение диалогической формой коммуникацией П.:преобразование учебного материала, действия К.:владение диалогической формой коммуникацией К.:владение диалогической формой коммуникацией |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей. В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.
Классификация:
1. к первому классу относятся такие, в которых усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия) А.М. Матюшкин характеризует данный класс как теоритический.
2. Ко второму классу относятся такие ситуации, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия.
3. К третьему классу относятся такие проблемные ситуации, в которых неизвестным являются новые условия действий.
Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе начального образования, необходимо выполнять условия ее выполнения. Проблемное обучение целесообразно применять тогда, когда:
- содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;
- ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности);
- у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.
Итак, можно выделить следующие преимущества проблемного обучения:
во-первых, появляются наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся;
во-вторых, существенный рост развития самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Кто такие птицы?»
Цели деятельности учителя: Ознакомление учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, учить определять принадлежность животного к своей группе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать кто такие птицы, уметь отличать их от других животных.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки.
Тип урока: урок открытие нового знания
Оборудование:УМК «Школа России», окружающий мир, 1 класс; презентация.
Этапы урока Методы и приемы | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Этап самоопределения к деятельности | 30 сек | …. | Л.: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; | |
II.Актуализация знаний и мотивация Практический: устный счет Наглядный: презентация | 4 мин | …. | К.:владение диалогической формой коммуникацией П.:преобразование учебного материала, действия | |
III.Постановка учебной задачи Словесный: учебный диалог, подводящий диалог | 5 мин | - Назовите 2 группы животных, с кем мы уже познакомились - чем они отличаются друг от друга? - верно! Теперь послушайте аудиозапись и угадайте животных по голосам (звуки насекомых, пение птиц) - о ком вы сможете дать более полный ответ? Почему? - как вы думаете, с какой группой животных мы познакомимся сегодня? -верно, Кто сможет сформулировать тему урока? -правильно, тема урока «Кто такие птицы.» - чему будем учиться, какие задачи поставим сегодня перд собой? - ребята, как мы можем отличить птиц от других животных? - верно ли это? Давайте послушаем рассказ Муровья Вопросика ….. | - насекомые и рыбы - 6 ног, чешуя Отгадывают животных Отвечают на вопрос - с птицами Предлагают варианты Составление плана на доске Умеют летать | Р.:принятие и сохраннее учебной задачи; определение действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; |
IV. Включение в систему знаний Практический: работа в парах Наглядный: карточки Практический: работа с учебником Словесный: учебный диалог | 15 мин 7 мин | - действительно ли все они птицы? - ребята, кто знает, животное, похожее на белку о котором сказал Муравей? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица? -Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и, например, насекомые. А птица курица летает как раз очень плохо Страус и пингвин- птицы. Но они не умеют летать. - умение летать – это отличительный признак птицы? - будем наблюдать дальше. Рассмотрим строение птицы: Посмотрите внимательно на строение птицы и скажите, что отличает птиц от других животных? Как им это помогает в жизни? -верно, еще Клюв (нос и рот) -щипать, хватать, копать, долбить, плести гнёзда, чистить перья, кормить птенцов; (Насекомоядные птицы имеют клюв тонкий и острый, зерноядные - толстый и тупой). Ноги - ходить хватать, защищаться, нападать, держаться. Крылья - подниматься в воздух. Хвост - управлять полётом. - откройте учебник. В паре с соседом еще раз смотрите строение птицы. -и чем же птица отличается от других животных? - посмотрите на слайд, найдите птиц. Чем они все похожи? - подумайте и скажите, зачем птицам перья? - да, вы правы! - кто же такие птицы? - давайте сравним ворону, галку и грача, чем они похожи? А чем различаются? - теперь посмотрите на экран (домашние птицы) почему это птицы? | - курица – птица, бабочка – насекомое Слушают учителя - нет - форма тела – помогает летать Дети изучают рисунок - имеет перья - тело покрыто перьями - Перья-спасают от ушибов, холода, жары, маскируют от врагов. Всё тело птицы покрыто перьями. - это животные, тело которых покрыто перьями Сравнивают птиц - птицы – животные, тело которых покрыто перьями | Р.:Самоопределение к деятельности; П.: использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач. Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Р.:преодоление импульсивности, непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности |