«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время»
презентация к уроку
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителями начальных классов задачу развития коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Под компетентностью понимается способность к выполнению какой-либо деятельности, в том числе речевой. Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения. Другими словами, «компетенция»– это система знаний, умений, навыков, а «компетентность» – владение этими знаниями и умениями на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyta_shadrinoy_o.s.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование, квалификация по диплому: среднее профессиональное, учитель начальных классов, 2001; высшее, бакалавр, 2020 Общий стаж: 20 лет Педагогический стаж: 14 лет Дата аттестации: 2017 г. Категория: первая Темы курсов повышения квалификации: 1) «Бинарный урок как межпредметная технология достижения планируемых результатов обучения школьников», 2019; 2) «Основные подходы к проектированию, организации и анализу современного урока в начальной школе», 2021
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время
Основные линии психического развития Развитие познавательной сферы Развитие личности Развитие эмоционального благополучия
Проблемы: Низкий уровень самостоятельности; Неумение следовать инструкциям учителя; неспособность взаимодействовать при выполнении заданий; неумение ясно выразить свои мысли. Цель: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
В школе дети обсуждают взрослых: « Странные эти взрослые, они сами не знают, чего хотят! Сначала учат нас ходить и говорить, а потом требуют , чтобы мы сидели и молчали».
Компетентность - способность к выполнению какой-либо деятельности, в том числе речевой. Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения. Компетенция – это система знаний, умений, навыков Компетентность – владение этими знаниями и умениями на практике. или
Коммуникативная компетенция характеризуется рядом навыков: владение грамотной речью; богатый лексический запас; умение идти и устанавливать контакт; способность наладить контакт с разными типами людей; анализировать свое поведение и поведение собеседника; слушать собеседника и проявлять к нему интерес; уверенность в себе; актерское мастерство; речевая этика.
Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) первоклассники получают на первых уроках. Необходимо стараться поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.. Большие возможности для активизации коммуникативной деятельности младших школьников имеются на уроках русского языка.
С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка можно использовать творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами. Использование приема рассказывания правила с разной эмоциональной нагрузкой: весело или грустно, оформленное в виде вопроса, рассказывание правила так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех. Сначала предлагается ученикам тот или иной вариант сообщения правила, в дальнейшем самим детям предоставляется возможность определять эти ситуации. Актуально в данной работе и рассказывание правила в разных вариантах и ролях .. Например, ученикам предлагается рассказать правило « по телефону» маме или товарищу и попросить их проверить, не сделано ли ошибок в правиле. Можно усложнить этот вариант работы, если рассказывающий нарочно сделает ошибку, которую должен уловить «на другом конце провода» ученик, слушающий за маму или товарища. Оцениваются результаты обоих учащихся
Упражнения для выразительного чтения Чтение чистоговорок и скороговорок; «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона, петушка и др.); «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки); Чтение по ролям; Инсценирование .
Виды творческих заданий Работа над сочинениями Сочинение сказок Драматизация и словесное рисование Сочинение стихотворений
Для формирования коммуникативной компетенции на уроках математики использую следующие методы и приемы: решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением, составление задач; устное рецензирование ответов домашнего задания учениками; использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе; сдача различных устных зачетов и др.
Формирование к оммуникативной компетенции на уроках окружающего мира: проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям; работа в группах и парах; создание сообщений с помощью электронных ресурсов и др. https://navse360.ru/onlyTour/11672 Класс, в котором учился В.М.Шукшин https://mamaev-kurgan.stalingrad-battle.ru / Музей-панорама «Сталинградская битва»
Поздравление с « Днем пожилых людей » Участие в театрализованном представлении «Новый год у ворот» Участие в конкурсе стихов к 23 февраля Театрализованное представление артистов из г.Бийска Участие в конкурсе кукольных представлений Экскурсия «Мы за ЗОЖ»
Экскурсия в библиотеку Участие в театрализованной постановке «У лукоморья» Поздравления с 8 Марта
Наши достижения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедител...
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов 5 ноября 2015г...
Методический семинар по теме "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"
Цель данного материала - обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка с использованием современных образовательных технологий...
Доклад "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Это доклад для выступления на МО....