«Адаптация учеников 1 класса к обучению в школе»
статья (1 класс)
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_1_klass.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Адаптация учеников 1 класса к обучению школе»
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
В 1 классе обучается 7 учащихся: 6 мальчиков и 1 девочка. Всем детям на 1сентября исполнилось 6,5 лет и более.
Три первоклассника пришли в школу из детского сада- Богомяткин Влад, Мартынов Денис, Максимова Ксения.
3 ребенка –Бугумбаев Витя, Медведев Артем, Фирстов Денис ходили в дошкольную группу 1 ребенок -Захаров Саша-обучается дополнительный 1класс.
С какими же знаниями пришли дети в 1 класс :
- Знают цифры- 5 чел. Богомяткин Влад и Медведев Артем путают цифры, с трудом ориентируется в записи чисел.
- Умеют считать до 10 и обратно- , 5 чел
- Знают хорошо буквы – 6 человек, 4 человека умеют читать по слогам (Мартынов Д., Максимова К., Медведев А.,Фирстов Д.) – 2 человека читают (Бугумбаев В., Захаров Саша) , 1 человек- не знает буквы, не читает ( Богомяткин Влад).
- 6 человек знают названия цветов, при работе с цветными карандашами трудностей практически не возникает. 1человек иногда путается –Медведев Артем.
В течение первого месяца обучения мною велась работа по адаптации в 1 м классе.
- Наблюдение за детьми на уроках, на перемене.
- Беседы с учениками.
- Анкетирование среди родителей и детей.
- Диагностика уровня школьной готовности.
- Выявление детей, нуждающихся в психологической помощи
Наиболее характерные трудности при адаптации детей возникают в познавательной сфере:
Произвольность. Учащиеся 1 класса еще не усвоили нормы поведения. Просидеть 35 мин, не отвлекаясь, для ребенка без подготовки очень сложно. Поэтому я стараюсь беседовать о том, что надо уважать друг друга, не перебивать, слушать и уметь слышать, слушать учителя и выполнять его задания. На первый взгляд кажется это и легко, но малышам все это дается очень трудно.
Не могут сосредоточиться на задании и отвлекаются в процессе его решения, испытывают трудности в заданиях, где нужно приложить волевые усилия Фирстов Денис, Бугумбаев Витя. Медведев Артем и Богомяткин Влад вообще ничего не делают без помощи учителя.
Решать однотипные задачи и действовать по образцу могут практически все первоклассники. Но не все могут работать без опоры на наглядный материал.
Сформированность учебных действий.
Понимают и выполняют указания учителя без напоминания не все, а только Захаров Саша, Мартынов Денис и Максимова Ксения.
Темп деятельности и работоспособности.
Медведев Артем и Богомяткин Влад не выполняют основных требований к письму и математике. Низкий темп деятельности примерно у 50 % детей, не все сохраняют работоспособность в течении урока.
Проведя диагностику по школьной мотивации, получились следующие результаты:
Сформировано отношение к себе, как к школьнику, т.е. высокий уровень мотивации-2человека (Бугумбаев Витя, Захаров Саша)
Отношение к себе ,как к школьнику практически сформировано, т.е. средняя мотивация-3 человека (Максимова К., Мартынов Д., Богомяткин В)
Отношение к себе, как к школьнику не сформировано, т. е. низкая мотивация- 2 человека (Фирстов Д., Медведев А.)
С детьми, имеющими трудности в адаптации, провожу индивидуальные беседы, разговариваю с родителями.
Карта адаптации.
Учащихся 1 класса
Возраст: __7-8 лет___
Симптомы нормальной адаптации. | Степень выраженности. | ||||||
сильно | средне | слабо | нет | ||||
Физиологическая адаптация. | |||||||
1. Трудоспособность. | |||||||
2. Уравновешенность. | |||||||
3. Жизнерадостность, оптимистичность. | |||||||
4. Внимательность, сосредоточенность. | |||||||
5. Хороший аппетит. | все | ||||||
6. Нормальный сон. | У всех | ||||||
Социально-психологическая адаптация. | |||||||
К учебной деятельности. | |||||||
1. В школу ходит с желанием. | 5 | Фирстов Д МедведевА | |||||
2. Активный, продолжительная заинтересованность. | Мартынов Д Максимова К Захаров С | Бугумбаев В Фирстов Д | Медведе А Богомяткин В | ||||
3. Адекватная реакция на замечания. | все | ||||||
4. Старательный, усердный. | Мартынов Д | Захаров С Максимова К Бугумбаев В | Фирстов Д | Богомяткин В Медведев А | |||
5. Активный на уроке. | Мартынов Максимова Захаров | Бугумбаев Фирстов | Богомяткин В Медведев А | ||||
6. Самостоятельно выполняет задания. | Захаров С | Максимова К Бугумбаев В Мартынов Д | Фирстов | Богомяткин В Медведев А | |||
7. Быстро включается в учебный процесс. | Захаров С Максимова К Бугумбаев В Мартынов Д | Фирстов | Богомяткин В Медведев А | ||||
9. Прогресс успешности в учении. | Захаров С Максимова К Бугумбаев В Мартынов Д | Фирстов | Богомяткин В Медведев А | ||||
10. Аккуратный. | все | ||||||
К общению с ровесниками, учителями. | |||||||
1. Дружелюбный, отзывчивый. | все | ||||||
2. Вступает в контакт с детьми. | все | ||||||
3. Пользуется симпатией детей. | все | ||||||
4. Активный, эмоциональный в игре. | все | ||||||
5. В совместной учебной деятельности стремится к руководству детьми. | Максимова К Медведев А | ||||||
6. Стремится к общению с учителем. | все | ||||||
7. Вежливый. | Бугумбаев В | все | |||||
Физиологическая дезадаптация. | |||||||
1. Утомляемость. | |||||||
2. Тревожность, неуверенность, заторможенность. | |||||||
3. Импульсивность, расторможенность в поведении. | |||||||
4. Плаксивость, раздражительность, обидчивость. | |||||||
5. Неуважительность, неумение сосредоточиться на чём-либо одном. | |||||||
6. Жалобы на головную боль. | - | ||||||
7. Жалобы на тошноту, боль в животе. | - | ||||||
| 8. Отсутствие аппетита. | нет | ||||||
9. Плохой сон. | нет | ||||||
10. Заикается, запинается. | |||||||
11. Грызёт ногти, очень взволнованный. | |||||||
12. Засыпает на уроке. | нет | ||||||
Социально-психологическая дезадаптация. | |||||||
К учебной деятельности. | |||||||
1. Отказывается ходить в школу. | |||||||
2. Пассивный, быстро теряет интерес к заданию. | Богомяткин В Медведев А | ||||||
3. Отказывается выполнять задания. | Медведев А | ||||||
4. Нестарательный, равнодушный к неудачам. | Медведев А | ||||||
5. Негативно относится к замечаниям, плачет. | |||||||
6. «Присутствует» на уроке, молчит. | |||||||
7. Нуждается в помощи и контроле. | Богомяткин В Медведев А | ||||||
8. Медленно включается в учебный процесс. | Богомяткин В Медведев А | ||||||
9. Наблюдается падение успеваемости. | |||||||
10. Неаккуратный, несобранный. | нет | ||||||
К общению с ровесниками, учителями. | |||||||
1. Агрессивный к детям. | Медведев А | Захаров С | |||||
2. Ссорится, обзывает детей. | Медведев А | Захаров С | |||||
3. Кусается, царапается. | Медведев А | Захаров С | |||||
4. Отказывается от общения с детьми. | |||||||
5. Не принимает участие в игре, стремится к одиночеству. | Фирстов Д | ||||||
6. Требует особого внимания к себе. | |||||||
7. Избегает общения с учителем. | |||||||
8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание. | |||||||
9. Ни с кем не здоровается. | - | ||||||
10. Создаёт конфликтные ситуации. | Медведев А |
Признаки успешной адаптации
Как же определить, что период адаптации проходит успешно?
Удовлетворенность процессом обучения: ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Насколько легко справляется с программой: очень важно вселить в школьника уверенность в успехе, т.е. создавать ситуацию успеха.
степень самостоятельности при выполнении учебных заданий; (готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому).
удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем;
соблюдение школьных правил;
умение ориентироваться в новых ситуациях
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы:
I группа детей (Бугумбаев Витя, Мартынов Денис, Максимова Ксения, Фирстов Денис, Захаров Саша) адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителями, т.к. им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика и с новыми требованиями, с новым режимом.
II группа детей (Богомяткин Влад,) имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с одноклассниками, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
III группа – (Медведев Артем ) дети, у которых адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности адаптации детей первого класса к обучению в школе
Памятка для учителя...
Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»
Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходя...
Методы формирования социально-бытовой адаптации на уроках трудового обучения в школе коррекционной направленности. Выступление на педсовете.
Представление личного опыта....
Адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе
Уважаемые родители) начало обучения в школе- это один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Мы хотели бы узнать, что именно для Вас означает "тудность и серьезность" данногог периода ...
Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Лесная школа"
Пояснительная запискаНачало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к ново...
Метод диагностического изучения адаптации и готовности к обучению в школе первокласников
Единый подход обследования адаптации первоклассников к условиям школы, с целью предупреждения и выявления кризных ситуаций....