«Адаптация учеников 1 класса к обучению в школе»
статья (1 класс)

Шадрина Оксана Савельевна

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_1_klass.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Адаптация учеников 1 класса к обучению школе»

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

 Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

В 1 классе обучается 7 учащихся: 6 мальчиков и 1 девочка.  Всем  детям на 1сентября исполнилось 6,5 лет  и более.

Три первоклассника  пришли  в школу из детского сада- Богомяткин Влад, Мартынов Денис, Максимова Ксения.  

3 ребенка –Бугумбаев Витя, Медведев Артем, Фирстов Денис ходили в дошкольную группу 1 ребенок -Захаров Саша-обучается дополнительный 1класс.  

С какими же знаниями пришли дети в 1 класс :

  1. Знают цифры- 5 чел. Богомяткин Влад и Медведев Артем  путают цифры,  с трудом ориентируется в записи чисел.
  2. Умеют считать до 10 и обратно- , 5 чел
  3. Знают хорошо буквы – 6 человек,  4 человека  умеют читать  по слогам (Мартынов Д., Максимова К., Медведев А.,Фирстов Д.) – 2 человека читают (Бугумбаев В., Захаров Саша) ,  1 человек- не знает буквы, не читает ( Богомяткин Влад).
  4. 6  человек знают названия цветов, при работе с цветными карандашами трудностей практически не возникает. 1человек иногда путается –Медведев Артем.

В течение первого месяца обучения  мною велась работа по адаптации в 1 м  классе.

  • Наблюдение за детьми на уроках, на перемене.
  • Беседы с учениками.
  • Анкетирование среди родителей и детей.
  • Диагностика уровня школьной готовности.
  • Выявление детей, нуждающихся  в психологической помощи

Наиболее характерные трудности при адаптации детей возникают в познавательной сфере:

Произвольность. Учащиеся 1 класса еще не усвоили нормы поведения. Просидеть 35 мин, не отвлекаясь,  для ребенка без подготовки очень сложно. Поэтому я стараюсь беседовать о том, что надо уважать друг друга, не перебивать, слушать и уметь слышать, слушать учителя и выполнять его задания. На первый взгляд кажется это и легко, но малышам все это дается очень трудно.

  Не могут сосредоточиться на задании и отвлекаются в процессе его решения, испытывают трудности в заданиях, где нужно приложить волевые усилия Фирстов Денис, Бугумбаев Витя.  Медведев Артем и Богомяткин Влад вообще ничего не делают без помощи учителя.

 Решать однотипные задачи и действовать по образцу могут практически все первоклассники. Но не все могут работать без опоры на наглядный материал.

Сформированность учебных действий.

Понимают и выполняют указания учителя без напоминания  не все, а только Захаров Саша, Мартынов Денис и Максимова Ксения.

 Темп деятельности и работоспособности.

Медведев Артем и Богомяткин Влад не выполняют  основных требований к письму и математике. Низкий темп деятельности примерно у 50 % детей,  не все  сохраняют работоспособность  в течении урока.

 Проведя диагностику   по школьной мотивации, получились следующие результаты:

Сформировано отношение к себе, как к школьнику, т.е. высокий уровень мотивации-2человека (Бугумбаев Витя, Захаров Саша)

Отношение к себе ,как к школьнику практически сформировано, т.е. средняя мотивация-3 человека (Максимова К., Мартынов Д., Богомяткин В)

Отношение к себе, как  к школьнику не сформировано, т. е. низкая мотивация- 2 человека (Фирстов Д., Медведев А.)

С детьми, имеющими трудности в адаптации, провожу индивидуальные беседы, разговариваю с родителями.

Карта адаптации.

Учащихся 1 класса

 Возраст: __7-8 лет___

Симптомы нормальной адаптации.

Степень выраженности.

сильно

средне

слабо

нет

Физиологическая адаптация.

1. Трудоспособность.

2. Уравновешенность.

3. Жизнерадостность, оптимистичность.

4. Внимательность, сосредоточенность.

5. Хороший аппетит.

все

6. Нормальный сон.

У всех

Социально-психологическая адаптация.

К учебной деятельности.

1. В школу ходит с желанием.

5

Фирстов Д

МедведевА

2. Активный, продолжительная заинтересованность.

Мартынов Д

Максимова К

Захаров С

Бугумбаев В

Фирстов Д

Медведе А

Богомяткин В

3. Адекватная реакция на замечания.

все

4. Старательный, усердный.

Мартынов Д

Захаров С

Максимова К

Бугумбаев В

Фирстов Д

Богомяткин В

Медведев А

5. Активный на уроке.

Мартынов

Максимова

Захаров

Бугумбаев

Фирстов

Богомяткин В

Медведев А

6. Самостоятельно выполняет задания.

Захаров С

Максимова К

Бугумбаев В

Мартынов Д

Фирстов

Богомяткин В

Медведев А

7. Быстро включается в учебный процесс.

Захаров С

Максимова К

Бугумбаев В

Мартынов Д

Фирстов

Богомяткин В

Медведев А

9. Прогресс успешности в учении.

Захаров С

Максимова К

Бугумбаев В

Мартынов Д

Фирстов

Богомяткин В

Медведев А

10. Аккуратный.

все

К общению с ровесниками, учителями.

1. Дружелюбный, отзывчивый.

все

2. Вступает в контакт с детьми.

все

3. Пользуется симпатией детей.

все

4. Активный, эмоциональный в игре.

все

5. В совместной учебной деятельности стремится к руководству детьми.

Максимова К

Медведев А

6. Стремится к общению с учителем.

все

7. Вежливый.

Бугумбаев В

все

Физиологическая дезадаптация.

1. Утомляемость.

2. Тревожность, неуверенность, заторможенность.

3. Импульсивность, расторможенность в поведении.

4. Плаксивость, раздражительность, обидчивость.

5. Неуважительность, неумение сосредоточиться на чём-либо одном.

 6. Жалобы на головную боль.

-

7. Жалобы на тошноту, боль в животе.

-

| 8. Отсутствие аппетита.

нет

9. Плохой сон.

нет

10. Заикается, запинается.

11. Грызёт ногти, очень взволнованный.

12. Засыпает на уроке.

нет

Социально-психологическая  дезадаптация.

К учебной деятельности.

1. Отказывается ходить в школу.

2. Пассивный, быстро теряет интерес к заданию.

Богомяткин В

Медведев А

3. Отказывается выполнять задания.

Медведев А

4. Нестарательный, равнодушный к неудачам.

Медведев А

5. Негативно относится к замечаниям, плачет.

6. «Присутствует» на уроке, молчит.

7. Нуждается в помощи и контроле.

Богомяткин В

Медведев А

8. Медленно включается в учебный процесс.

Богомяткин В

Медведев А

9. Наблюдается падение успеваемости.

10. Неаккуратный, несобранный.

нет

К общению с ровесниками, учителями.

1. Агрессивный к детям.

Медведев А

Захаров С

2. Ссорится, обзывает детей.

Медведев А

Захаров С

3. Кусается, царапается.

Медведев А

Захаров С

4. Отказывается от общения с детьми.

5. Не принимает участие в игре, стремится к одиночеству.

Фирстов Д

6. Требует особого внимания к себе.

7. Избегает общения с учителем.

8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание.

9. Ни с кем не здоровается.

-

10. Создаёт конфликтные ситуации.

Медведев А

Признаки успешной адаптации

Как же определить, что период адаптации проходит успешно?

Удовлетворенность процессом обучения: ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

Насколько легко справляется с программой: очень важно вселить в школьника уверенность в успехе, т.е. создавать ситуацию успеха.

степень самостоятельности при выполнении учебных заданий; (готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому).

удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем;

соблюдение школьных правил;

умение ориентироваться в новых ситуациях

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы:

I группа детей (Бугумбаев Витя, Мартынов Денис, Максимова Ксения, Фирстов  Денис, Захаров Саша) адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителями, т.к. им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика и с новыми требованиями, с новым режимом.

II группа детей (Богомяткин Влад,)  имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с одноклассниками, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

III группа – (Медведев Артем ) дети, у которых адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходя...

Адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе

Уважаемые родители) начало обучения в школе- это один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Мы хотели бы узнать, что именно для Вас означает "тудность и серьезность" данногог периода ...

Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Лесная школа"

Пояснительная запискаНачало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к ново...

Метод диагностического изучения адаптации и готовности к обучению в школе первокласников

Единый подход обследования адаптации первоклассников к условиям школы, с целью предупреждения и выявления кризных ситуаций....