ПК 4.4
учебно-методический материал
Оформлять педагогческие разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов
Образование учителей в основном высшее. Средний педагогический стаж составляет 23 года. Стаж работы в МБОУ СОШ №12, 10 лет. Примерная методическая тематика учителей технология личностно-ориентированного обучения в начальной школе. Обучаются на курсах. Повышают квалификацию. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога, является аттестация. Работают по УМК «Школа России». Каждый педагог задействован во внеурочной деятельности школы. Например, «Юные инспектора дорожного движения», «Юнкор». Качество обученности учеников 80 %.
Предварительный просмотр:
Цели методической работы
Методическая служба образовательного учреждения формировалась с целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов. На протяжении почти столетия, в ситуации стабильного функционирования системы образования это служило основной целью работы методической службы. Однако сегодня, в ситуации перехода образования на качественно иной уровень, не менее важной целью становится научно- методическое обеспечение условий работы педагогов и всего образовательного учреждения в режиме развития.
- Основные задачи методической службы образовательного учреждения
- обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации;
- выявление педагогических традиций в данном образовательном учреждении;
- обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
- подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
- анализ качества работы педагогов в режиме функционирования;
- приведение методического обеспечения учебных предметов в соответствие с методическими требованиями, предъявляемым к документам в области образования, учебным планам и программам;
- помощь в профессиональном становлении молодых (начинающих) педагогов;
- организация педагогических поисков новых технологий, форм и методов обучения;
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
- анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
- разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
- организация взаимодействия с другими учебными заведениями, научно- исследовательскими учреждениями с целью обмена опытам и передовыми технологиями в области образования и др.
- Основные направления деятельности методической службы
К основным направлениям деятельности методической службы относятся:
- Аналитическая деятельность:
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;
- создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;
- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
- сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.
- Информационная деятельность:
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях; ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;
- информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.
- Организационно-методическая деятельность:
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательного учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация работы методических объединений педагогических работников образовательного учреждения;
- организация взаимодействия с методическими объединениями других образовательных учреждений;
- участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов образовательного учреждения, элективных курсов для предпрофильной подготовки;
- участие в разработке программы развития образовательного учреждения;
- организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательном учреждении;
- методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
- помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;
- подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно- практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения;
- организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;
- взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.
- 4. Консультационная деятельность:
- организация консультационной работы для педагогических работников образовательного учреждения по вопросам методики преподавания и воспитания;
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.
Традиционные формы работы методической службы образовательного учреждения
Общая структура форм методической работы образовательного учреждения.
- Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и
профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения
образования:
- курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);
- авторские лекции и семинары;
- обучающие семинары;
- теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);
- школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);
- участие в работе сетевых сообществ Интернета;
- научно-методические конференции;
- круглые столы;
- мастер-классы;
- постоянно действующие семинары;
- деловые игры;
- единые методические дни по учебным дисциплинам;
- методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);
- самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;
- наставничество;
- консультирование по научно-методическим вопросам;
- индивидуальная методическая помощь;
- стажировка;
- работа над личной методической темой;
- выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.);
- инновационная работа;
- экспертиза результатов педагогической деятельности;
- диагностика затруднений;
- творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;
- Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:
- инновационная работа;
- разработка авторских программ, учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию регионального и школьного компонента;
- разработка методических рекомендаций по реализации содержания учебной программы;
- работа в творческих группах;
- научно-практические конференции;
- практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения;
- фестивали (например, педагогических технологий);
- открытые уроки;
- мастер-классы;
- творческие отчѐты;
- конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;
- презентации авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов);
- публикации авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.;
- печатные издания школы, в том числе на электронных носителях и др.
- Формы информационно-методической работы:
- изучение информационных запросов педагогических кадров;
- формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;
- обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;
- создание банков программ, авторских разработок;
- создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов;
- разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям; организации научно-методической и инновационной работы;
- размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте;
- освещение деятельности педагогов в СМИ и др.
По широте одновременного охвата методической работой ее формы можно разделить на коллективные и индивидуальные.
К коллективным формам работы можно отнести:
- семинары;
- практикумы;
- научно-практические конференции;
- школьные методические объединения (МО);
- кафедры;
- школы передового опыта;
- временные творческие учителей;
- школьные методические кабинеты.
К индивидуальным формам работы относятся:
- индивидуальные консультации;
- наставничество;
- стажировка;
- работа над личной методической (творческой) темой;
- индивидуальное самообразование.
Безусловно, это лишь приблизительные перечни форм методической работы и в реальной практике они должны активно пересекаться и дополнять друг друга.
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на статью “Групповая работа как средство формирования
коммуникативных универсальных учебных действий” авторов
И.Ю.Троицкой и В.О.Сытиной
В рецензируемой работе была проанализирована статья из журнала “Начальная школа” 2019 года №9 по теме “Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий”. Авторами данной статьи являются И.Ю.Троицкая, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования, а также В.О.Сытина, студентка факультета дошкольного и начального образования.
В данной статье раскрывается вся важность развития в коммуникативных
универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте и для этого
предлагается использовать на уроках групповую работу. Выявляется сущность
понятий “коммуникативные универсальные учебные действия” и групповая
работа”. Проанализирована положительность использования групповой работы на уроках в начальной школе. Рассмотрены виды групповой работы и описаны наиболее интересные из них.
Оценивая работу в целом можно сделать вывод, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий является проблемой современного образования, потому что сейчас в XXI веке с появлением социальных сетей, гаджетов все менее ценится «живая речь». В доказательство серьезности проблемы авторы приводят статистику, в ней говорится, что у 20 - 50 процентов детей испытывают трудности в общении. Проанализировав исследования педагогов и психологов Троицкая и Сытина утверждают, что групповая работа является эффективным средством развития коммуникативных универсальных учебных действий на ступени начального образования. Формами групповой работы являются парная работа, работа в группе и многие другие. Парную работу авторы предлагают организовать по принципу «сильный-слабый», а работу в группе организовывать в приемах «Чтение. Суммирование в парах» и «Динамическая пара». Но важным критерием оценивания работы детей является соблюдение «Правил работы группы (пары)».
Статья написана на высоком научном уровне, содержит полезную информацию, которая является интересной для практики в образовательном
процессе. Я полностью согласна с авторами, Троицкой и Сытиной, о важности
развития коммуникативных универсальных учебных действий посредством
групповой работы на уроках в начальной школе. С помощью групповой работы ребенок легче социализируется в обществе, что является важнейшим качеством для его успешного будущего. Данная статья рекомендуется для прочтения.