Доклад для семинара на тему: «Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературного чтения»
учебно-методический материал
Доклад дл выступлений на городских семинарах и МО. Автор:Кошеленко Елена Валентиновна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на тему: «Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературного чтения» | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ялтинская начальная школа №13» МО ГО Ялты
Выступление на городском семинаре
Доклад на тему:
«Функциональная грамотность на уроках
русского языка и литературного чтения»
Подготовила
учитель высшей категории
МБОУ «ЯНШ №13»
Кошеленко Елена Валентиновна
19.01.2022г
г.Ялта
Введение.
Сегодня много говорят о формировании грамотности учащегося, всячески призывают учителей акцентировать внимание на этом вопросе в своей практике, проверяют учителей на формирование этой самой грамотности. Для всех учителей этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на уроках русского языка и литературы, учиться понимать текст и тренировать грамотность.
1. Содержательное наполнение понятия «грамотность»
До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать, при этом человека, умеющего только читать, называли полуграмотным. Данное понимание нашло отражение в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.
Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся до 80-х годов ХХ века. Словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари фиксируют единое значение термина грамотность – определённая степень знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи.
В конце 80-х годов ХХ века происходит расширение понятия «грамотность».
В 1987 году в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова лексическое значение прилагательного «грамотный» толкуется следующим образом:
- Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок.
- Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области.
- Выполненный без ошибок, со знанием дела».
В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» относительно новое. Появилось оно в конце 60-х годов и впервые как международная проблема была обозначены в документах ЮНЕСКО.
В международной практике вопросы определения понятия «грамотность», его структуры и характеристики с середины XX века рассматривались на совещаниях по статистике и программам переписей населения.
Генеральная конференция ЮНЕСКО (1958 г.) рекомендовала всем странам считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни.
Полуграмотный – это человек, умеющий только читать.
С середины 70-х годов в международной практике происходит переосмысление понятия «грамотность».
Отделение понятия функциональной грамотности от понятия традиционной грамотности связано с осознанием в конце 70-х начале 80-х годов ХХ века того факта, что неграмотность населения присуща не только развивающимся, но и развитым странам.
Анализ текущей ситуации в нашей стране.
Школа дает сильные предметные знания, но не учит применять их в реальных, жизненных ситуациях.
Некоторые проблемы функционально неграмотных:
- трудно быть покупателем и выбирать необходимый товар
- трудно быть пациентом (т.к. при покупке лекарства непонятна инструкция по его применению и т.д.)
- сложно быть путешественником
- сложность оплаты счетов, заполнения налоговых квитанций и банковских документов, оформления почтовых отправлений и писем
- проблемы, связанные с воспитанием детей: порой не могут прочитать письмо учителя, боятся визита к нему, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т.д.
- проблемы с эксплуатацией бытовых электроприборов, невозможность разбираться в инструкциях к ним
- проблема работы с компьютерами и другими аналогичными системами
Основные причины низкого уровня функциональной грамотности:
- 1) недостаточная практическая ориентированность содержания образования по учебным дисциплинам, их оторванностью от реалий окружающей жизни;
- 2) перегруженностью программ и учебников;
- 3) недостаточным вниманием к формированию общеучебных, прикладных и интеллектуальных умений;
- 4) недостаточным вниманием к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации разного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близких к реальным.
Формула успеха
усвоение + освоение (ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ) = ОВЛАДЕНИЕ
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к др.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев)
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.
- Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
Расскажу о некоторых формах и методах, приёмах применяемых на уроках русского языка и литературного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся.
1.Приём «Удивляй!» и «Яркое пытно»
Урок русского языка 1 класс «Звуки и буквы»
Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.
Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.
А И Ж М Н Щ Ы У Д О
Одни в группу сестры, вторые - брата.
Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?
Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры,
а брата?
Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?
2.Приём «Лови ошибку»
Спишите, исправив ошибки.
выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!
Спишите, исправив ошибки.
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
3.Приём «Да-нет!»
На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это самостоятельная часть речи? - да;
Она обозначает признак предмета? – нет;
Эта часть речи склоняется? – да;
Это самая многочисленная часть речи? – да.
Ребята делают вывод, что это существительное.
4.Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы
- Кто…?
- Что…?
- Когда…?
- Может…?
- Будет…?
- Мог ли …?
- Верно ли …?
- Было ли …?
- Как звали …?
- Согласны ли Вы…?
- Толстые вопросы
- Дайте несколько объяснений, почему...?
- Почему Вы считаете (думаете) …?
- В чем различие…?
- Предположите, что будет, если…?
- Что, если…?
5.Приём «Кластер»
6.Приём «Проблемная ситуация»
Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…-
2. Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
- (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
7.Приём «Добавь следующее»
Дети придумывают слова на тему «Школа»
1.Парта.
2.Парта, доска.
3. Парта, доска, мел и т.д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года –
уже 10–12 слов.
8.Приём «Ассоциативный куст»
9.Приём «Мыслящие шляпы»
«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Предмет: Русский язык.
Тема: Лексика и развитие речи.
Заданная ситуация: сказка «Курочка Ряба». Ученикам предлагается рассказать сказку по-новому, в зависимости от цвета шляп.
Белая — деловая речь, много терминов, точных фактов. Например, «Курица по кличке Ряба родилась в 2015 году и уже через 6 месяцев приобрела репродуктивную способность. Хозяева курицы — дед по имени Иванов Петр Алексеевич и его супруга Иванова Антонина Семеновна…».
Желтая — в сказке должно быть много эпитетов, сравнений. Здесь
употребляется речь художественная, образная.
Черная — вполне возможно предложить составить сказку ужасов. Или написать сценарий для экранизации в жанре триллера.
Красная — чувственная сказка. Это может быть сказка в стихах.
Зеленая — креатив. Сказка должна иметь самый неожиданный конец. Представить ее в жанре пантомимы.
Синяя — нейтральная. Участники этой группы будут представлять жюри
10.Приём «Синквейн»
1 строка - Существительное – тема синквейна (объект)
2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта
3 строка - 3 глагола– действия, совершаемые объектом
- строка - Предложение – отношение автора к объекту
5 строка - Синоним к первой строчке – суть объекта
Вот мы и плавно перешли к литературному чтению.
11.Чтение с «ДЫРКАМИ»
12.Чтение перевёрнутого текста.
13.Чтение текста с «решёткой» (шторкой)
14.Чтение без пробелов.
15.Игра «По двум словам отгадай пословицу»
Заключение
При формировании функциональной грамотности
учащихся учителям начальных классов надо помнить.
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а
личность, которую вы формируете.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни
усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний
активный член общества.
3.Учите детей учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы
научить мыслить причинно: понимание причинно-
следственных связей является обязательным условием
развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто
использует знания на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Предложенные технологии, приемы, методы, задания направлены на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Таким образом, систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматирваются вопросы:1. Читательская грамотность как планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.2. Формирование читательской грамотности младших...
Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"
Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения...
«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...
Приемы функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
Приемы формирования функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...