Доклад для семинара на тему: «Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературного чтения»
учебно-методический материал

Кошеленко  Елена  Валентиновна

Доклад дл выступлений на городских семинарах и МО. Автор:Кошеленко Елена Валентиновна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская начальная школа №13» МО ГО Ялты

                     Выступление на городском семинаре

 

                                      Доклад на  тему:

       «Функциональная грамотность на уроках

       русского языка и литературного чтения»

                                                                             Подготовила
                                                                         учитель высшей категории

                                                                              МБОУ «ЯНШ №13»
                                                                 Кошеленко Елена Валентиновна

                                               19.01.2022г

                                                  г.Ялта

  Введение.

Сегодня много говорят о формировании  грамотности учащегося, всячески призывают учителей акцентировать внимание на этом вопросе в своей практике, проверяют учителей на формирование этой самой грамотности. Для всех учителей  этот вопрос наиболее актуален. Где,  как не на уроках русского языка и литературы, учиться понимать текст и тренировать грамотность.

1. Содержательное наполнение понятия «грамотность»

До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать, при этом  человека, умеющего только читать, называли  полуграмотным. Данное понимание нашло отражение  в  «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. 

Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся до 80-х  годов ХХ века. Словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари фиксируют единое значение термина грамотность – определённая степень знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи.

В конце 80-х годов ХХ века происходит расширение понятия «грамотность». 

В  1987 году в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова лексическое значение прилагательного «грамотный»  толкуется следующим образом:

  1. Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок.
  2. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области.
  3. Выполненный без ошибок,  со знанием дела».

В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» относительно новое. Появилось оно в конце 60-х годов и впервые как международная проблема была обозначены в документах ЮНЕСКО.

В международной практике вопросы определения понятия «грамотность», его структуры и характеристики с середины XX века рассматривались на совещаниях  по статистике и программам переписей населения.

Генеральная конференция  ЮНЕСКО (1958 г.) рекомендовала всем странам считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни.

Полуграмотный – это человек, умеющий только читать.

С середины 70-х годов в  международной практике происходит переосмысление понятия «грамотность».

Отделение понятия функциональной грамотности от понятия традиционной грамотности связано с осознанием в конце 70-х начале 80-х годов ХХ века того факта, что неграмотность населения присуща не только развивающимся, но и развитым странам. 

Анализ текущей ситуации в нашей стране.

Школа дает сильные предметные знания, но не учит применять их в реальных, жизненных ситуациях.

Некоторые проблемы функционально неграмотных:

  • трудно быть покупателем и выбирать необходимый товар
  • трудно быть пациентом (т.к. при покупке лекарства непонятна инструкция по его применению и т.д.)
  • сложно быть путешественником
  • сложность оплаты счетов, заполнения налоговых квитанций и банковских документов, оформления почтовых отправлений и писем
  • проблемы, связанные с воспитанием детей: порой не могут прочитать письмо учителя, боятся визита к нему, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т.д.
  • проблемы с эксплуатацией бытовых электроприборов, невозможность разбираться в инструкциях к ним
  • проблема работы с компьютерами и другими аналогичными системами

Основные  причины низкого уровня функциональной грамотности:

  • 1) недостаточная практическая ориентированность содержания образования по учебным дисциплинам, их оторванностью от реалий окружающей жизни;
  • 2) перегруженностью программ и учебников;
  • 3) недостаточным вниманием к формированию общеучебных, прикладных и интеллектуальных умений;
  • 4) недостаточным вниманием к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации разного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близких к реальным.

                                Формула успеха

усвоение + освоение (ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ) = ОВЛАДЕНИЕ

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к др.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.»  (А.А. Леонтьев)

                                 Функциональная грамотность 

Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.

  • Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

Расскажу о некоторых формах и методах, приёмах применяемых на уроках русского языка и литературного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся.

1.Приём «Удивляй!»  и «Яркое пытно» 

Урок русского языка 1 класс «Звуки и буквы» 

Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.

Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы. 

А И Ж М Н Щ Ы У Д О 

Одни в группу сестры, вторые - брата.

Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?

Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры,

 а брата?

Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?

2.Приём «Лови ошибку»

Спишите, исправив ошибки. 

 выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!

 Спишите, исправив ошибки. 

  Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

3.Приём «Да-нет!» 

  На уроке по изучению темы  « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Это самостоятельная часть речи? - да;

 Она обозначает признак предмета? – нет;

Эта часть речи склоняется? – да;

Это самая многочисленная часть речи? – да.

Ребята делают вывод, что это существительное.

4.Приём «Тонкие и толстые вопросы»

 Тонкие вопросы

  • Кто…?              
  • Что…?
  • Когда…?          
  •  Может…?
  • Будет…?          
  •  Мог ли …?
  • Верно ли …?  
  •   Было ли …?
  • Как звали …?
  • Согласны ли Вы…?

  • Толстые вопросы                                   
  • Дайте несколько объяснений, почему...?
  • Почему Вы считаете (думаете) …?
  • В чем различие…?
  • Предположите, что будет, если…?
  • Что, если…?        

5.Приём «Кластер»

6.Приём «Проблемная ситуация» 

Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

   Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…-

 

2. Какое слово может быть лишним? Почему?

мороз

снег

снежки

холод

- (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

 

7.Приём «Добавь следующее» 

Дети придумывают слова на тему «Школа»

1.Парта.

2.Парта, доска.

3. Парта, доска, мел и т.д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года –

 уже 10–12 слов.

8.Приём «Ассоциативный куст»

9.Приём «Мыслящие шляпы» 

«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.  

     Предмет: Русский язык.

Тема: Лексика и развитие речи.

Заданная ситуация: сказка «Курочка Ряба». Ученикам предлагается рассказать сказку по-новому, в зависимости от цвета шляп.

Белая — деловая речь, много терминов, точных фактов. Например, «Курица по кличке Ряба родилась в 2015 году и уже через 6 месяцев приобрела репродуктивную способность. Хозяева курицы — дед по имени Иванов Петр Алексеевич и его супруга Иванова Антонина Семеновна…».

     Желтая — в сказке должно быть много эпитетов, сравнений. Здесь    

     употребляется речь художественная, образная.

Черная — вполне возможно предложить составить сказку ужасов. Или написать сценарий для экранизации в жанре триллера.

Красная — чувственная сказка. Это может быть сказка в стихах.

Зеленая — креатив. Сказка должна иметь самый неожиданный конец.   Представить ее в жанре пантомимы.

Синяя — нейтральная. Участники этой группы будут представлять жюри

 

 

10.Приём «Синквейн»

 

1 строка - Существительное – тема синквейна (объект)

 2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта

3 строка - 3 глагола– действия, совершаемые объектом

  1. строка - Предложение – отношение автора  к объекту

   5 строка - Синоним к первой строчке – суть объекта

           

Вот мы и плавно перешли к литературному чтению.

11.Чтение  с «ДЫРКАМИ»

12.Чтение перевёрнутого текста.

13.Чтение текста с «решёткой» (шторкой)

14.Чтение без пробелов.

15.Игра «По двум словам отгадай пословицу»

 Заключение

При формировании функциональной грамотности

учащихся учителям начальных классов надо помнить.

1. Главным является не предмет, которому вы учите, а

личность, которую вы формируете.

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни

усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний

активный член общества.

3.Учите детей учиться.

4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы

научить мыслить причинно: понимание причинно-

следственных связей является обязательным условием

развивающего обучения.

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто

использует знания на практике.

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Предложенные технологии, приемы, методы, задания направлены на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Таким образом,  систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматирваются  вопросы:1. Читательская грамотность как планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.2. Формирование читательской грамотности младших...

Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения...

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...

Приемы функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах

Приемы формирования функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературного чтения  в начальных классах...