Доклад "Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения"
учебно-методический материал

Гуданцева Елена Григорьевна

          Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
 В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

          Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, 
«здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников

  Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

В рамках данной статьи я хочу рассказать о том, как на практике применение данных технологий влияет на эффективность учебного процесса. Начну с организационно- педагогических технологий (ОПТ) Пути реализации данных технологий в учебном процессе начальной школы различны. Это могут быть: физкультурные паузы и динамические перемены, организация здоровьесберегающей среды классной комнаты, составление рационального школьного расписания, а также динамические уроки. Я в своей практике использую элементы таких динамических уроков.

   Младшие школьники работают на уроке сидя и наклонившись, что плохо отражается на дыхании. Оно становится поверхностным и неполным, что влечёт следующие последствия: ожирение, впалость груди, узкость плеч, отдышку, нарушения в системе кровообращения. Чередование дыхательной гимнастики с выполнением учебных заданий на уроке предупреждает указанные выше заболевания и деформации тела. Дыхательные упражнения достаточно включать в учебный процесс 3-4 раза в неделю.

 Упражнения на дыхание можно выполнять сидя или стоя. Рекомендуется – стоя. Младшим школьникам следует пояснить, что вдох производится через нос, а выдох через полуоткрытый рот. Дышать нужно ритмично, равномерно, без мышечного напряжения. Я предпочитаю проводить дыхательную гимнастику на уроках изучения нового материала перед непосредственно постановкой учебной задачи. После таких упражнений улучшается кровообращение, а, следовательно, и снабжение клеток головного мозга кислородом, что влияет на степень восприятия учебного материала.

Вот пример такой дыхательной гимнастики.

  1. Дети встают около своих парт и хором произносят: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки…», делают глубокий вдох и на медленном выдохе, не делая новых вдохов, считают Егорок: «Раз Егорка, два Егорка…». Кто больше?
  2. Игра «Подуем на…» Ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо - вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

                                                   На солнце горячо

      Пекло дневной порой».

Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой. «Дуть» можно на любые части тела.

3.«Шарик»  Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

  На уроках закрепления и систематизации полученных знаний использую следующий прием. Даю задание для работы самостоятельно. Первые пять человек, кто сделал задание, встают около парты. Здесь использую личностно-ориентированный и дифференцированный подход: задания даю разной степени сложности.

 Важным организационно-педагогическим условием является периодическая смена положения тела учащихся в течение урока. Каждый урок имеет определённую структуру, в которой можно выделить несколько этапов. Периодическая смена местоположения учителя и доски по отношению к учащимся предполагает использование некоторых приёмов. Например, приём «полного оборота» учащихся можно применить, повесив таблицу или учебную картину на задней стенке класса. И тогда, в нужный момент, учитель быстро проходит к задней стене класса и просит детей обернуться.  Далее несколько минут, знакомясь с новым материалом, дети будут вынуждены находиться в позе полуоборота, пока учитель проведёт беседу. Польза от такого приёма очевидна: поворот туловища – снимает напряжение в мышцах и повышает внимание, а удаление предметов от глаз детей, сидящих на первой парте и приближение к ученикам последних парт – тренирует их зрение. С появлением интерактивных досок, которые можно прикрепить на любую стену, такой прием стал достаточно простым.

   Для тренировки зрения и глазных мышц я использую такие упражнения.

Под потолком в разных углах комнаты необходимо расположить разноцветные картонные кружочки разного размера. Ребенок должен в течение нескольких секунд смотреть на левый кружочек, затем уже на правый. Это упражнение выполняется от 3 до 5 раз, затем надо предложить детям закрыть глаза на секунд 10, а после этого пусть повторят упражнение.

На уроке чтения, когда даю задание придумать продолжение или окончание рассказа (сказки), прошу детей крепко зажмуриться на 10 секунд и пофантазировать. Это упражнение позволяет расслабить глазные мышцы.

Ну и, конечно, никто не отменял традиционных физкультминуток на каждом уроке. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

-- упражнения по формированию осанки,

-- укрепления мышц рук,

-- отдых позвоночника,

-- упражнения для ног,

-- релаксационные упражнения для мимики лица,

-- потягивание,

-- массаж области груди, лица, рук, ног,

-- психогимнастика,

  Говоря о психолого-педагогических технологиях (ППТ), хочется остановиться на основных правилах построения урока:

1. Правильная организация урока – где обязательными являются три этапа:

-  учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы)

-  ученики формулируют и задают вопросы

-учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

2.  Использование каналов восприятия

На этом вопросе хотелось бы остановиться. Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
левополушарные люди — при доминировании левого полушария

правополушарные люди — доминирование правого полушария, 

равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

 В начале обучения детей мы вместе со школьным психологом выявили в составе класса ярко выраженных лево- и- правополушарников.

Особенности обучения левополушарных и правополушарных детей надо учитывать на каждом этапе урока. Например, зная, что рабочая полусфера левополушарных детей правая, а левополушарных-левая, я соответственно пересадила детей. Используя Макбуки, можно обеспечить и цветовую организацию детей: темный фон и светлые буквы для детей с доминирующим левым полушарием и светлый фон и темные буквы – с доминирующим правым, и условия для успешной учебной деятельности: обеспечить тишину левополушарным и создать музыкальный фон или ритм, подключив наушники, другим.

Ситуация успеха на операционном этапе выступает как педагогическое обеспечение активной учебной деятельности школьника.

Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения приходится учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии Их можно проследить в таблице.

Правополушарные Левополушарные

Восприятие материала

Целостное

Интонационная сторона речи

Визуалисты (зрительное)

Дискретное

Смысловая сторона речи

Аудисты (слуховое)

Переработка информации

Быстрая

Мгновенная

Медленная.

Последовательная.

Интеллект

Невербальный

Интуитивный.

Вербальный

Логический

Деятельность

Приверженность к практике

Приверженность к теории

Эмоции

Экстравертированность

Интровертированность

 От знания этих особенностей зависит и использование определенных методов и приемов обучения детей. Одним необходимо дать задание на время, другим вневременные задания, одним – работа в группах, другим – строго в одиночку, Одни схватывают на лету, другим необходимо многократное повторение…

  Тем не менее, итог учебной работы обычно сводится к отметке. Учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

  Выбирая методы проверки знаний учащихся на результативном этапе, также необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга. Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов. Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают правополушарным учащимся возможность проявить свои творческие способности, дать собственный развернутый ответ.

Однако,  оценивая детей, всегда следует помнить, что правополушарных не следует сравнивать с другими. Наибольший эффект достигается, если сравнение идет с ним самим во временной динамике. Каждый правополушарный ребенок должен вести ежедневный график своих достижений в скорости чтения, изучении математики и т.д. Графическое оценивание во временной динамике идеально подходит для визуального и кинестетического восприятия правополушарных учащихся. Они реально «увидят» и через мышечную деятельность «почувствуют» свои успехи и достижения.

Возвращаясь к правилам построения урока, назову еще два.

  1. Учет зоны работоспособности учащихся - биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это видно на таблице.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

  1. Распределение интенсивности умственной деятельности – где эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Ну и в заключение данной статьи хочется осветить и учебно-воспитательные технологии(УВТ)

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Технология развивающего обучения - Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение ориентировано на "зону ближайшего развития", т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Это является важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

Технология уровневой дифференциации обучения – свои уроки я строю с учетом индивидуальных особенностей детей, как это было сказано выше В работе я учитываю как уровень сформированности знаний, умений и навыков, так и психологические особенности восприятия учебного материала, особенности мыслительных функций того или иного ребенка. Задания почти всегда дифференцированы как по уровню сложности, так и по функциональной асимметрии развития полушарий головного мозга. Это позволяет обеспечить «ситуацию успеха» практически всем учащимся, что, в конце концов, приведет к избавлению от комплексов, нежелания и боязни учиться, и в итоге к сохранению его физического и психического здоровья.

Недавно на одном из интернет-порталов я натолкнулась на статью о Плане индивидуального развития(так называемый ПИР). Действительно, план развития ребенка может быть только индивидуальным. Для одного программа-максимум –закончить четверть на отлично, а для другого – хотя бы на тройки. Причем, с планом индивидуального развития должен быть согласен в первую очередь сам ребенок, ибо воспитывать человека против его воли невозможно. Он сначала должен сам захотеть что-то в себе изменить. Но сначала это «что-то» в себе отыскать.

И я попыталась составить для детей такой план, взяв за основу такой ПИР. Проанализировав трудности ребенка, названные им самим, родителями, учителями и воспитателями, можно составить «тропинку», по которой ребенок при помощи и поддержки взрослых, будет двигаться к намеченной цели.

Таким образом, в работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Практика использования в обучении здоровьесберегающтх технологий показывает, что это ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Используемая литература:

  1. Сиротюк А.Л «Обучение детей с учетом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей».Москва, 2003 год
  2. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с разным типом мышления»
  3. http://mama.darievna.ru/page/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-detej
  4. http://fb.ru/article/1145/gimnastika-dlya-glaz-dlya-detey-i-vzroslyih
  5. Смирнов Н К Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М: Академия, 2009г
  6. Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников. Москва.: ИВЦ Минфина, 2005
  7. Юковчиц Л.К. Педагогическое воспитание, - СПб.:Питер, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.    Здоровь...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.      Такую проблему я обнаружила и у учащихся своего класса. Частые жалобы со стороны ...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»

Часть 1. Причины, влияющие на здоровье учащихся.Часть 2. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Общее понятие.Часть 3. Здоровьесберегающий урок как основная форма организации учебных занятий....

Инновационный педагогический опыт «Повышение качества урока при использовании здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обуч...

Инновационный педагогический опыт «Повышение качества урока при использовании здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обуч...