Формирование коммуникативной среды в школе с помощью психолого-педагогического сопровождения
статья
В современной педагогической практике невозможно эффективно и на уровне современных и нравственных требований строить свою деятельность без интенсивного внедрения практческих психологических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-cf341.doc | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной среды в школе с помощью психолого-педагогического сопровождения
В современной педагогической практике невозможно эффективно и на уровне современных и нравственных требований строить свою деятельность без интенсивного внедрения практических психологических знаний.
Проблема педагогического общения достаточно многогранна, сложна и не ограничивается учебным процессом. Стиль общения, выбранный учителем, будет определять либо возникновение эмоционального переживания у обучающихся, либо оставит его нейтральным, либо вызовет, сформирует неприятие. Поэтому для осуществления эффективного воспитательного процесса взаимоотношения с детьми желательно выстраивать в следующем направлении и последовательности: пронаблюдать и увидеть состояние ребенка, понять его мотивы, чтобы предугадать эмоциональную реакцию на свои действия и в соответствии с этим осуществлять стратегию общения с каждым ребенком. Улавливая на лице ребенка, в его движениях, действиях, поступках то или иное отношение педагог должен понимать его внутреннее состояние, сознавать, что стоит за внешним проявлением чувств и эмоций.
При отсутствии опыта общения, не осознавая эмоциональные реакции обучающегося, учитель начинает бессознательно реагировать на них аналогично. Например, на каждую отрицательную реакцию бессознательно отвечает такой собственной реакцией, которая в сознании ученика переходит в оценку личности преподавателя. Поэтому учитель должен учиться оценивать большинство реакций прежде, чем отвечать на них. Тогда он сможет осознавать и контролировать свою мимику, эмоции, предугадывая реакцию того, с кем общается. Познавательная деятельность педагога должна быть направлена не только на вопросы, проблемы, связанные с учебной деятельностью, но и на сферу коммуникативных связей учителя с учениками в процессе общения на вербальном и невербальном уровнях, что создает возможности для формирования комфортной коммуникативной среды школы.
Сложности, связанные с развитием у педагогов способности отражать эмоциональное состояние другого человека, можно значительно уменьшить с помощью специальных тренингов, которые должны быть направлены на более углубленное отражение воспринимаемых объектов, более детальное построение образов представления. Одним из начальных методов, которым можно пользоваться, может быть демонстрация фотоснимков с изображением детей, находящихся в различных эмоциональных ситуациях и имеющих ясно выраженную мимику лица, соответствующую определенным психическим состояниям, использование видеозаписей различных стандартных и нестандартных ситуаций, помогающих объединять общение с учениками.
Это дает возможность учителю быть более наблюдательным, более тонко дифференцировать эмоциональное состояние, глубже понимать эмоциональные проявления, значения реакций.
Способность к восприятию и пониманию эмоциональной реакции другого человека можно считать одним из критериев профессиональной одаренности педагога.
От того, насколько учитель способен глубоко воспринимать и понимать эмоциональные реакции детей, зависит то, насколько правильно он выберет стиль общения с каждым отдельным ребенком и, в конечном счете, определяется успех всей его педагогической деятельности и коммуникативной среды школы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС
Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Особенности формирования связной речи в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе
Знание специфики связный речи и особенности её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Обучение связный речи можно рассматривать как цель и как средства практического овлад...
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
Сущность понятия «эмоционально – волевая готовность к школе» в отечественной психолого - педагогической литературе
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности....
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...
Особенности формирования связной речи в дошкольном возрасте в психолого- педагогической литературе
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание ( ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность , считал С.Л. Рубинштейн , это «адекв...